Вертолёт

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов. Вертолет содержит корпус, кабину управления, грузопассажирский салон, двигатель несущего винта, винт компенсации вращающего момента, маршевый двигатель, шасси. Несущий винт расположен по окружности корпуса и выполнен в виде обода, снабженного лопастями, имеющего сверху и снизу по замкнутой канавке полукруглого профиля. К стенке корпуса по окружности прикреплены на одинаковом расстоянии один от другого держатели обода с установленными в них шарами, контактирующими с канавками. По внутреннему радиусу обода установлена деталь привода вращения несущего винта. Снизу к корпусу прикреплена гондола, на одном конце которой расположена кабина управления, а на другом - маршевые двигатели. Сверху на корпусе напротив маршевых двигателей установлено самолетное хвостовое оперение с расположенным в его киле винтом компенсации вращающего момента. Деталь привода несущего винта выполнена в виде закольцованного ротора линейного электродвигателя при неподвижном статоре. Сверху и/или снизу в стенке корпуса выполнен люк. Достигается увеличение подъемной силы несущего винта и вместимости корпуса вертолета. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к области моделирования вертолетов с многолопастными несущими винтами.

Известен вертолет, содержащий корпус, кабину управления, грузопассажирский салон, двигатель несущего винта, винт компенсации вращающего момента, маршевый двигатель, шасси [1]. В известном вертолете часть воздушного потока, создаваемого несущим винтом, направлена на корпус, кабину управления и хвостовой участок, при этом снижается подъемная сила, ограничиваются взлетный вес и вместимость машины.

Задача изобретения заключается в увеличении подъемной силы несущего винта, взлетного веса и вместимости корпуса машины.

Технический результат решения поставленной задачи достигается тем, что в вертолете, содержащем корпус, кабину управления, грузопассажирский салон, двигатель несущего винта, винт компенсации вращающего момента, маршевый двигатель, шасси, несущий винт расположен по окружности корпуса и выполнен в виде обода, снабженного лопастями, имеющего сверху и снизу по замкнутой канавке полукруглого профиля, а к стенке корпуса по окружности прикреплены на одинаковом расстоянии один от другого держатели обода с установленными в них шарами, контактирующими с канавками, причем по внутреннему радиусу обода установлена деталь привода вращения несущего винта. Снизу к корпусу прикреплена гондола, на одном конце которой расположена кабина управления, а на другом - маршевые двигатели. Сверху на корпусе напротив маршевых двигателей установлено самолетное хвостовое оперение с расположенным в его киле винтом компенсации вращающего момента. Деталь привода несущего винта выполнена в виде закольцованного ротора линейного электродвигателя при неподвижном статоре. Сверху и/или снизу в стенке корпуса выполнен люк.

На фиг. 1-4 изображены, соответственно, виды вертолета сбоку, спереди, сверху, сзади; на фиг. 5 изображен фрагмент обода, вид сверху; на фиг. 6 показано сечение фиг. 5 по А-А; на фиг. 7 изображена схема качения шаров по канавкам обода; на фиг. 8 показана схема размещения линейного электродвигателя в корпусе вертолета.

Вертолет содержит корпус 1, имеющий, например, форму диска (фиг. 1-4), кабину 2 управления, грузопассажирский салон 3, несущий винт 4 по меньшей мере, один двигатель 5 несущего винта, винт 6 компенсации вращающего момента, маршевые двигатели 7, шасси 8. Корпус состоит из скрепленных верхней 9 и нижней 10 частей с образованием полости 11. В полости корпуса может быть расположен, по меньшей мере, один грузопассажирский салон. На верхней части корпуса установлено самолетное хвостовое оперение 12 с расположенным в его киле 13 винтом компенсации вращающего момента. В стенке 14 верхней части корпуса могут быть расположены иллюминаторы 15 и люк 16. По меньшей мере, один люк может быть выполнен и в стенке нижней части корпуса. К нижней части корпуса прикреплены колесное шасси и гондола 17, на одном конце которой расположена кабина управления, а на другом - откидная дверца 18 для перемещения пассажиров и грузов. В нижней части корпуса и гондоле могут быть установлены иллюминаторы. К стенкам гондолы по обе стороны от дверцы прикреплены маршевые двигатели (воздушно-реактивные, поршневые или иные). Маршевые двигатели расположены напротив и ниже хвостового оперения. Число маршевых двигателей - четное (например, два, четыре).

Между верхней и нижней частями корпуса по окружности установлен несущий винт, имеющий возможность вращения с переменной скоростью. Несущий винт выполнен в виде обода 19 (фиг. 5-7), лежащего в горизонтальной (или почти горизонтальной) плоскости с прикрепленными к нему с внешней стороны лопастями 20. Свободный конец лопасти многолопастного несущего винта может иметь изгиб вверх. Обод имеет сверху и снизу замкнутые кольцевой формы канавки 21 полукруглого профиля. К ободу по внутреннему радиусу прикреплена (установлена) деталь 22 привода 23 вращения несущего винта.

К стенкам верхней и нижней частей корпуса по окружности прикреплены на одинаковом расстоянии один от другого держатели 24 обода, имеющие сферической формы выемки 25 на торце регулировочного винта 26. В выемках размещены шары 27, контактирующие с канавками на ободе. Шары установлены с возможностью свободного качения по канавкам. Регулировочные винты имеют резьбу 28 и возможность поворота. На внутренней стороне корпуса установлен прикрепленный по окружности к стенкам верхней и нижней его частей разъемный (скрепляемый, например, болтами) кольцевой формы кожух 29. Кожух наклонными распорками 30 прикреплен к вертикальным стенкам верхней и нижней частей корпуса с образованием жесткой конструкции.

Расположенная в кожухе и прикрепленная к ободу деталь привода несущего винта выполнена в виде свернутого в кольцо алюминиевого бруса, выполняющего функцию ротора линейного электродвигателя 31 при неподвижном статоре (статорной обмотке) 32, соединенном электрическим кабелем 33 с генератором (не показан) переменного электрического тока, расположенным в полости в нижней части корпуса. Для исключения попадания в кожух атмосферных осадков, на неподвижной вертикальной стенке верхней части корпуса и на вращающемся ободе закреплены кольцевой формы эластичные шторки 34.

Модель, экспериментальный образец вертолета (фиг. 1-4), изготавливают, выполняя следующие операции.

1. Корпус 1, состоящий из верхней 9 и нижней 10 частей, изготавливают из листового материала в виде легкого жесткого полого диска. Эквивалентным техническим решением является выполнение корпуса шарообразным. На верхней части корпуса устанавливают самолетное хвостовое оперение 12 с расположенным в его киле 13 винтом компенсации вращающего момента. В стенке 14 верхней части корпуса устраивают люк 16. Люк может быть использован, например, для приема крупногабаритных грузов или для выброса парашютной системы. К нижней части корпуса прикрепляют колесное шасси 8 и гондолу 17. Шасси выполняют неубираемым. На одном конце гондолы располагают кабину 2 управления, а на другом конце - откидную дверцу 18 для перемещения пассажиров и грузов и, по меньшей мере, два маршевых, например, турбореактивных двигателя 7. В полости 11 корпуса устраивают кольцевой формы салон (салоны) 3 для размещения пассажиров. В стенках (вертикальных, наклонных) верхней и нижней частей корпуса и стенках гондолы устанавливают иллюминаторы 15.

2. Несущий винт 4 выполняют легким с возможностью вращения в горизонтальной плоскости. Обод 19 несущего винта изготавливают (например, методом точного литья с финишной обработкой на карусельных токарных станках) из сплавов титана, алюминия, магния, возможно - из пластмассы. На ободе сверху и снизу выполняют по замкнутой канавке 21 полукруглого профиля. К ободу по внутреннему радиусу прикрепляют деталь 22 привода 23 вращения несущего винта, изготовленную в виде свернутого в кольцо алюминиевого бруса. Лопасти несущего винта изготавливают из легкого и прочного листового материала, например, методом штамповки. Лопасти прикрепляют (привинчивают, приваривают) к ободу (фиг. 5 и 6).

3. Методом литья, например, из алюминиевого сплава, пластмассы изготавливают держатели 24 обода, имеющие сферической формы выемки 25 на торце регулировочного винта 26. Держатели прикрепляют к стенкам верхней и нижней частей корпуса так, чтобы между ними располагался обод несущего винта. В выемках размещают изготовленные, например, из графита, прочной пластмассы, шары 27, контактирующие с канавками на ободе. Регулировочные винты имеют резьбу 28 и возможность поворота для установки шаров и их свободного качения по канавкам (фиг. 7).

4. Из листового материала изготавливают разъемный кольцевой формы кожух 29, прикрепляют (приваривают) его к стенкам верхней и нижней частей корпуса. Для исключения деформации кожуха и придания жесткости его наклонными распорками 30 прикрепляют к вертикальным стенкам верхней и нижней частей корпуса. Расположенная в кожухе и прикрепленная к ободу деталь привода несущего винта выполняет функцию ротора линейного электродвигателя 31 (фиг. 8) при неподвижном статоре (статорной обмотке) 32, соединенном электрическим кабелем 33 с генератором (не показан) переменного электрического тока. Работу генератора может обеспечивать двигатель внутреннего сгорания. Для исключения попадания в кожух пыли, воды, снега, на неподвижной вертикальной стенке верхней части корпуса и на вращающемся ободе закрепляют кольцевой формы эластичные шторки 34, изготовленные, например, из кожи или фетра.

Вертолет (модель, экспериментальный образец) выводят на вертолетную площадку, используя колесное шасси. Через откидную дверцу производят загрузку салона, освещаемого в светлое время суток естественным светом через иллюминаторы в стенках корпуса и гондолы. После чего из кабины управления включают приводы несущего винта и винта компенсации момента вращения. При подаче электрического тока на обмотку статора линейного электродвигателя в роторе наводятся вихревые токи, возникают электромагнитные силы, которые приводят ротор и соединенный с ним обод несущего винта в движение. При вращении несущего винта по периметру корпуса возникает кольцевой формы воздушный поток, создаваемый лопастями. Такой воздушный поток не встречает препятствий на своем пути. Загнутые вверх концы лопастей обеспечивают дополнительный отбор воздуха с верхней части корпуса, что увеличивает подъемную силу несущего винта и, следовательно, взлетный вес машины. После набора вертолетом заданной высоты включают маршевые двигатели. Операции по снижению и посадке вертолета производят в обратном порядке. Корректировку маршрута движения вертолета, его положение в воздухе осуществляют, используя рули направления и высоты хвостового оперения.

Такое выполнение вертолета увеличивает подъемную силу несущего винта, взлетный вес и вместимость корпуса машины.

Источник информации

1. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И. Артоболевский. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - С. 67 (рисунок сверху), 73 (рисунки снизу).

1. Вертолет, содержащий корпус, кабину управления, грузопассажирский салон, двигатель несущего винта, винт компенсации вращающего момента, маршевый двигатель, шасси, отличающийся тем, что несущий винт расположен по окружности корпуса и выполнен в виде обода, снабженного лопастями, имеющего сверху и снизу по замкнутой канавке полукруглого профиля, а к стенке корпуса по окружности прикреплены на одинаковом расстоянии один от другого держатели обода с установленными в них шарами, контактирующими с канавками, причем по внутреннему радиусу обода установлена деталь привода вращения несущего винта.

2. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что снизу к корпусу прикреплена гондола, на одном конце которой расположена кабина управления, а на другом - маршевые двигатели.

3. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что сверху на корпусе напротив маршевых двигателей установлено самолетное хвостовое оперение с расположенным в его киле винтом компенсации вращающего момента.

4. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что деталь привода несущего винта выполнена в виде закольцованного ротора линейного электродвигателя при неподвижном статоре.

5. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что сверху и/или снизу в стенке корпуса выполнен люк.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к летательным аппаратам с вертикальным взлетом или посадкой. Аппарат содержит фюзеляж, двигатели, винты.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов с гибридными силовыми установками. Гибридный самолет короткого взлета и посадки (ГСКВП) выполнен по дупланной схеме, содержит на крыльях электрические и гибридные мотогондолы соответственно с четырьмя передними винтами и двумя задними винтами, размещенными соответственно на цельноповоротных консолях и на концах поворотных редукторов, и имеет фюзеляж, хвостовое оперение, двигатели параллельно-последовательной гибридной силовой установки, передающие мощность на соответствующие поворотные винты.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат содержит составное крыло, состоящее из генератора спрямленного воздушного потока и нескольких блоков с аэродинамическими поверхностями.

Турбодиск // 2572980
Изобретение относится к летательным аппаратам, перемещающимся в различных средах. Турбодиск содержит корпус дискообразной формы, имеющий цилиндрический салон, обод-обтекатель в виде кольца на периферии, объединенные в жесткую конструкцию движителем, содержащим управляемые верхнее, среднее и нижнее жалюзи, между которыми находятся кольцеобразные турбины, взаимно противоположного вращения, связанные главной передачей с редуктором и двигателем, расположенными в салоне, имеющие возможность прямого и реверсивного вращения.

Изобретение относится к области летательных аппаратов и воздушного транспорта. Согласно способу для создания подъемной силы летательного аппарата используют принцип, основанный на вращении динамических несущих элементов вокруг собственной оси и одновременно вокруг центральной оси, перпендикулярной плоскости их вращения.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям и способам полета летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Способ полета включает создание воздушного потока, направленного сверху вниз, соосными движителями с лопатками, вращающимися в противоположные стороны.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам получения подъемной силы. Способ образования подъемной силы заключается в том, что в аппарате вращают рабочее колесо, лопатки которого двигаются со сверхзвуковой скоростью.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Гидросамолет вертикального взлета и посадки оснащен устройством для отклонения вектора тяги, расположенным в верхней части центроплана, имеющего форму обратного V, по обе стороны которого расположены две лодки-фюзеляжа с выпускными надувными поплавками и кабинами для экипажа.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям и способам преобразования комбинированных винтокрылых летательных аппаратов. Способ преобразования самолета вертикального взлета и посадки, имеющего крыло (3) и несущий винт, состоящий из диска (1), из которого на взлете и посадке выпускают лопасти несущего винта (6), заключается в том, что крыло самолета (3) устанавливают по схеме высокоплан, в его центроплан (2) помещают диск (1), верхнюю часть которого на взлете или посадке выдвигают из центроплана (2) в воздушный поток, раскручивают диск (1) и превращают в несущий винт, выпуская из него лопасти (6).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Атмосферная летающая тарелка имеет корпус, реактивный двигатель, кабину пилота и пассажиров со штурвалом управления, приборной панелью, креслом пилота и креслом пассажира.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем привода несущих винтов вертолетов. Трансмиссия вертолета содержит валы и зубчатые передачи привода винтов.

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к конструкциям несущих винтов вертолетов. Колонка несущего винта вертолета содержит редуктор, выходной полый вал которого установлен вертикально и связан с втулкой, подвижно соединенной с веретенами лопастей несущего винта.

Группа изобретений относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов винтокрылых летательных аппаратов. Ротор с лопастями изменяемого шага и изменяемой крутки содержит замкнутое крыло, соединенное гибкими на кручение лопастями с одной или несколькими коаксиальными втулками, причем соединение лопастей с замкнутым крылом выполнено жестким, упругим или упруговязким.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям втулок несущих винтов винтокрылых летательных аппаратов. Втулка (20) винта винтокрылого летательного аппарата с фюзеляжем, колонкой (21) винта или валом (22) винта, простирающимся выше указанного фюзеляжа.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастным несущим, рулевым или тяговым винтам винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата, смонтированный на вале винта, включает лопасти, втулку с рукавами, радиальные подшипники качения, вал осевого шарнира, промежуточную деталь, выполненную в виде трубы, имеющей буртик, отверстие, рычаг, торсион, закрепленный штырем через отверстие в промежуточной детали, и поводок управления лопастью, находящийся внутри вала винта.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение лопастей со втулкой.

Изобретение относится к области авиации, в частности к гасителям колебаний вертолетных винтов. .

Изобретение относится к аэродинамике и может быть использовано для создания летательного аппарата (ЛА), а также для создания несущих винтов для вертолетов, винтов для поршневых самолетов и гребных винтов для водного транспорта.

Изобретение относится к авиации, в частности к конструкции воздушных винтов. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к несущей системе вертолета с сооснорасположенными двумя несущими винтами противоположного вращения. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов, выполненных по одновинтовой схеме без рулевого винта. Компенсатор реактивного момента несущего винта выполнен в виде ряда аэродинамических стабилизаторов, расположенных вертикально в зоне вращения несущего винта и выполненных с возможностью поворота при помощи проводки управления и продольных шарниров.
Наверх