Угловой сектор статора для компрессора газотурбинного двигателя, статор газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель, включающий в себя такой сектор

Угловой сектор статора компрессора газотурбинного двигателя содержит внешний и внутренний бандажи и по меньшей мере одну лопатку. Лопатка проходит радиально между бандажами и соединена с ними. Внешний бандаж имеет установочное средство на каждом из осевых концов для установки углового сектора статора на кожухе двигателя. Внешний бандаж включает в себя на одном осевом конце полость, открытую к осевому концу. Полость проходит между радиально-внутренним языком внешнего бандажа, с которым соединен радиально-внешний конец лопатки, и радиально-внешним языком внешнего бандажа, несущим установочное средство для установки углового сектора статора на кожухе двигателя. Образующая опору вставка вставлена в полость и приспособлена для ограничения радиальных перемещений радиально-внутреннего языка посредством контакта между радиально-внутренним языком и образующей опору вставкой и, таким образом, для модифицирования колебательного поведения упомянутого радиально-внутреннего языка. Другие изобретения группы относятся к статору газотурбинного двигателя, включающему указанный выше угловой сектор, и газотурбинному двигателю, содержащему такой статор. Группа изобретений позволяет снизить механические напряжения, которым подвергается каждая лопатка сектора статора в ходе его работы. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Уровень техники

Настоящее изобретение относится в целом к области статоров для компрессора газотурбинного двигателя, такого как турбовинтовой двигатель или турбореактивный двигатель самолета.

Компрессор газотурбинного двигателя состоит из множества ступеней сжатия, каждая из которых содержит как кольцевой ряд подвижных лопаток, установленных на валу двигателя, так и статор, установленный на внешнем кольцевом кожухе двигателя.

Статор компрессора может быть составлен кольцом, или он может быть разбит на секторы (то есть составлен из множества угловых секторов, соединенных вдоль окружности вплотную вокруг продольной оси компрессора). В настоящей заявке термин "угловой сектор статора" (или более кратко "сектор статора") используется для обозначения любого углового сектора статора и представления угла, который меньше или равен 360°.

Каждый сектор статора имеет внешний бандаж и внутренний бандаж, которые расположены соосно один в другом, совместно с одной (или больше) лопаток, проходящих радиально между бандажами и соединенных с ними ее (их) радиальными концами.

Например, каждый угловой сектор статора установлен во внешнем кольцевом кожухе двигателя посредством соответствующих установочных лапок, расположенных на каждом осевом конце внешнего бандажа упомянутого сектора для зацепления с соответствующими кольцеобразными пазами в кожухе.

В ходе работы такой сектор статора подвергается высоким уровням механического напряжения, то есть статическим нагрузкам и вибрационным нагрузкам.

В статорах предшествующего уровня техники, в которых передние кромки и задние кромки лопаток соединены с частями внешнего бандажа, которые очень толсты и очень жестки, эти механические напряжения, по существу, принимаются зонами передней кромки и задней кромки, соединенными с внешним бандажом сектора статора. Так как эти соединительные зоны являются тонкими и не очень прочными, существует риск повреждения или даже разрушения передних кромок и задних кромок.

Документ EP 1811131 предлагает понизить напряжение на передних кромках и задних кромках лопаток секторов статора посредством снижения жесткости соединений лопаток статора, чтобы оптимизировать передачу сил от лопаток внешнему бандажу. С этой целью передние кромки и/или задние кромки лопаток соединяют с зонами внешнего бандажа, которые менее жесткие, чем зоны внешнего бандажа, которые соединены, в частности, с установочными лапками. Однако это предложение не обеспечивает удовлетворительное демпфирование передних кромок и задних кромок лопаток в зонах соединения, где они соединены с внешним бандажом, с целью эффективного предотвращения разрушения лопаток в результате вибрации.

Задача и сущность изобретения

Настоящее изобретение предлагает угловой сектор статора, который эффективно ограничивает механические напряжения, которым подвергается каждая лопатка сектора статора в ходе работы, в частности, в ее передних кромках и/или задних кромках.

Эта задача решается посредством углового сектора статора для компрессора газотурбинного двигателя, причем сектор проходит вокруг оси радиальной симметрии и содержит внешний бандаж и внутренний бандаж, расположенные соосно один внутри другого; и, по меньшей мере, одну лопатку, проходящую радиально между упомянутыми бандажами и соединенную с ними ее радиальными концами; при этом внешний бандаж имеет установочные средства на каждом из его осевых концов для установки углового сектора статора в кожухе двигателя; сектор отличается тем, что внешний бандаж включает в себя, по меньшей мере, на одном осевом конце полость, открытую к упомянутому осевому концу, причем упомянутая полость проходит между радиально-внутренним языком внешнего бандажа, с которым соединен радиально-внешний конец лопатки, и радиально-внешним языком внешнего бандажа, несущим установочные средства для установки углового сектора статора в кожухе двигателя; и тем, что, по меньшей мере, одна образующая опору вставка вставлена, по меньшей мере, частично в упомянутую полость, причем упомянутая образующая опору вставка предназначена для ограничения радиальных перемещений радиально-внутреннего языка контактом и таким образом для модифицирования колебательного поведения упомянутого радиально-внутреннего языка.

В настоящей заявке, и если не указано иначе, термины "передний" и "задний" заданы относительно нормального направления потока газа (от переднего конца к заднему) через двигатель. Кроме того, ось двигателя является осью радиальной симметрии двигателя. Осевое направление соответствует направлению, вдоль которого проходит ось двигателя, и радиальное направление является направлением, перпендикулярным упомянутой оси. Аналогично, "осевая" плоскость является плоскостью, содержащей ось двигателя, и "радиальная" плоскость является плоскостью, перпендикулярной упомянутой оси. Если не указано иначе, прилагательные и наречия "осевой", "радиальный", "вдоль оси" и "радиально" используются относительно упомянутых выше осевого и радиального направлений. Наконец, если не указано иначе, прилагательные "внутренний" и "внешний" используются относительно радиального направления таким образом, что внутренняя часть или поверхность (то есть радиально-внутренняя часть или поверхность) вставки находится ближе к оси двигателя, чем внешняя поверхность или часть этой вставки (то есть радиально-внешняя поверхность или часть).

Согласно настоящему изобретению, образующая опору вставка (называемая ниже "опорной вставкой") составляет жесткую распорную деталь, помещенную между радиально-внутренним и радиально-внешним языками внешнего бандажа.

В первом режиме работы опорная вставка прижата радиально к радиально-внутреннему языку и/или радиально-внешнему языку. Другими словами, в состоянии покоя существует небольшое предварительное напряжение между опорной вставкой и радиально-внутренним языком и/или опорной вставкой и радиально-внешним языком. Однако максимальное зажатие оптимизировано таким образом, чтобы допускать легкую установку и извлечение опорной вставки.

В другом режиме работы согласно изобретению жесткая вставка находится в слабом контакте с радиально-внутренним языком и/или радиально-внешним языком внешнего бандажа.

В другом режиме работы в состоянии покоя существует небольшой зазор между опорной вставкой и радиально-внутренним языком и/или между опорной вставкой и радиально-внешним языком. Однако максимальный зазор оптимизирован для обеспечения достаточной эффективности системы для предотвращения биения и риска износа, который мог бы вызывать зазор. Следует заметить, что зазор служит для снижения жесткости соединения между лопатками и кожухом двигателя.

При всех обстоятельствах зацепление между опорной вставкой и радиально-внутренним языком и/или радиально-внешним языком должно быть достаточно слабым, чтобы допускать микродвижение радиально-внутреннего языка в ходе работы, то есть при наличии вибрации в статоре. Узел, сформированный внешним бандажом и опорной вставкой, является таким образом узлом, который не является абсолютно жестким (то есть он не является жестким). Другими словами, радиально-внутренний язык должен быть способен совершать возвратно-поступательное движение для последовательной потери контакта и восстановления контакта между опорной вставкой и внешним бандажом. Таким образом, в ходе работы, когда статор подвергается вибрации, радиально-внутренний язык отделяется (то есть движется радиально от радиально-внешнего языка), таким образом модифицируя зацепление между внешним бандажом и опорной вставкой и затем возвращается к его начальному положению и так далее. Соударения между опорной вставкой и внешним бандажом служат для модифицирования частоты режима вибрации и таким образом исключает вхождение в резонанс.

В соответствии с настоящим изобретением, опорная вставка, таким образом, приспособлена для ограничения перемещения радиально-внутреннего языка внешнего бандажа и таким образом лопатки в радиальном направлении, удерживая вибрации на уровнях ниже максимальных допустимых значений. Положения настоящего изобретения таким образом приводят к получению лопаток, эффективнее выдерживающих механические напряжения, которым они подвергаются, и снижению риска разрушения лопаток в результате вибрационной усталости.

Образующая опору вставка может легко извлекаться и/или заменяться таким образом, что износ внешнего бандажа можно легко контролировать, и его несущая поверхность (поверхности) может быть легко восстановлена.

В варианте осуществления изобретения внешний бандаж включает в себя переднюю полость, открытую к переднему концу внешнего бандажа, и заднюю полость, открытую к заднему концу внешнего бандажа, и по меньшей мере одну образующую опору вставку, вставленную по меньшей мере в одну из упомянутых полостей. В варианте осуществления изобретения по меньшей мере одну образующую опору вставку вставляют в каждую из передней и задней полостей внешнего бандажа.

В варианте осуществления изобретения внешний бандаж выполнен как единая часть. Другими словами, радиально-внутренний язык, радиально-внешний язык и средняя часть, которая объединяет их, составляют единый элемент. Например, внешний бандаж может быть получен посредством простого литья. В другом варианте осуществления изобретения его можно изготовлять посредством механической обработки.

В другом варианте осуществления изобретения весь сектор статора может быть выполнен как единая часть. Другими словами, блок, составленный внешним бандажом, внутренним бандажом и лопаткой (лопатками), составляет цельную конструкцию, которую легче производить и которая прочнее, чем комплект собранных нескольких деталей.

В другом варианте осуществления изобретения по меньшей мере один из радиальных концов опорной вставки взаимодействует сопрягающимися формами с внешним бандажом таким образом, что упомянутая вставка удерживается в нужном положении в осевом направлении.

Например, образующая опору вставка может быть частью кольца, которое представляет продолговатую форму в осевой плоскости с радиально-внутренним и радиально-внешним концами, взаимодействующими, соответственно, с частями кольцеобразного паза, сформированными в радиально-внутреннем языке и в радиально-внешнем языке.

В варианте осуществления изобретения опорную вставку прикрепляют к внешнему бандажу паяным соединением.

В варианте осуществления изобретения опорная вставка представляет собой кольцевую часть, один из радиальных концов которой взаимодействует с частью кольцеобразного паза соответствующей формы, выполненного во внешнем бандаже, и другой его радиальный конец соединен с внешним бандажом посредством паяного соединения.

В другом варианте осуществления изобретения опорной вставкой является кольцевая часть, имеющая основание в форме части цилиндра, обращенной к радиально-внутреннему языку, и среднюю часть, проходящую радиально за пределы упомянутого основания к радиально-внешнему языку внешнего бандажа. Основание, формирующее цилиндрическую часть, может включать, по меньшей мере, одно углубление в его радиально-внутренней поверхности. Такое углубление дает уменьшение веса и обеспечивает лучшее позиционирование контактов между опорной вставкой и радиально-внутренним языком внешнего бандажа.

Изобретение также обеспечивает получение статора газотурбинного двигателя, образованного из одного или более угловых секторов статора, как указано выше. Изобретение также обеспечивает получение газотурбинного двигателя, включающего в себя по меньшей мере один такой статор.

Краткое описание чертежей

Другие характеристики и преимущества изобретения будут понятны при ознакомлении со следующим описанием вариантов осуществления изобретения, данным для не вносящей ограничений иллюстрации. В описании сделаны ссылки на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг.1 - частичный вид продольного сечения компрессора газотурбинного двигателя, включающего в себя по меньшей мере один угловой сектор статора в первом варианте осуществления изобретения; и

Фиг.2-4 - частичные виды осевого сечения угловых секторов статора в других вариантах осуществления изобретения.

Подробное описание вариантов осуществления изобретения

Компрессор 10, показанный схематически и частично на Фиг.1, содержит множество ступеней сжатия, из которых показаны только две, причем каждая ступень содержит кольцевой ряд подвижных лопаток 12, установленных на диске 14, удерживаемом валом ротора (не показан) газотурбинного двигателя, и стационарный статор 18, удерживаемый внешним кожухом 20 двигателя и составленный одним или несколькими угловыми секторами статора, расположенными вдоль окружности вплотную. Ось радиальной симметрии компрессора показана условным обозначением А на Фиг.1.

Сектор 18 статора типа, показанного на Фиг.1, имеет внутренний и внешний бандажи 22 и 24, например, формирующие части цилиндров, проходящих один внутри другого и соединенных друг с другом одной или более радиальных лопаток 26. Каждая из этих лопаток 26 имеет вогнутую поверхность или поверхность стороны повышенного давления и выпуклую поверхность или поверхность стороны пониженного давления, при этом упомянутые поверхности соединены друг с другом их передними и задними по ходу потока концами для формирования передней кромки 28 и задней кромки 30 для воздуха, который проходит через компрессор 10.

Внутренний бандаж 22 несет истираемое покрытие 32 на его внутренней поверхности для взаимодействия с радиальными щетками 34, удерживаемыми валом ротора (не показан), для предотвращения потенциального обратного потока газа под внутренним бандажом 22.

В примере, показанном на Фиг.1, внешний бандаж 24 сектора 18 статора выполнен как единый элемент и имеет радиально-внутренний язык 36, с которым соединены внешние радиальные концы лопаток 26, и радиально-внешний язык 38, который коаксиален вокруг упомянутого радиально-внутреннего языка 36, при этом языки соединены друг с другом средней частью 40.

Также в показанном примере средняя часть 40 расположена на переднем конце внешнего бандажа 24 таким образом, что передние концы радиально-внутреннего и радиально-внешнего языков 36 и 38 прикреплены непосредственно к ней. Таким образом образована полость 42, которая открыта к заднему концу внешнего бандажа 36, сформированная радиально-внутренним и радиально-внешним языками 36 и 38 (которые формируют стенки полости) и средней частью 40 (которая составляет торцевую стенку полости).

На каждом из его осевых концов внешний бандаж 24 имеет средство для установки сектора 18 статора на кожух 20 двигателя. На Фиг.1 эти установочные средства содержат переднюю установочную лапку 44 в форме части цилиндра, проходящую вперед от средней части 40, и заднюю установочную лапку 46 в форме части цилиндра, сформированной в конце радиально-внешнего языка. Каждая из этих установочных лапок 44 и 46 проходит в осевом направлении и приспособлена для взаимодействия с соответствующим пазом 52, 54 в кожухе 20.

Согласно изобретению, полость 42 внешнего бандажа 24 предназначена для приема образующей опору вставки (называемой ниже "опорной вставкой").

В примере, показанном на Фиг.1, опорная вставка представляет собой кольцевую часть 607, проходящую вдоль окружности только по части или по всему угловому сектору статора. Как можно видеть на Фиг.1 в осевой плоскости, кольцевая часть 607 имеет продолговатую форму.

Например, ее устанавливают на угловой сектор статора посредством касательного скольжения между двумя частями 96 и 98 кольцеобразных пазов, сформированными так, что они обращены друг к другу в радиальной плоскости, соответственно, в радиально-внутреннем языке и в радиально-внешнем языке внешнего бандажа.

В осевой плоскости каждая часть кольцеобразного паза представляет профиль, который соответствует профилю одного из радиальных концов кольцевой части 607. Установка таким образом обеспечивает то, что кольцевая часть 607 удерживается вдоль оси в положении в пределах полости 42. Предпочтительно, части 96 и 98 кольцеобразных пазов могут иметь покрытие для защиты от износа из-за трения и соударений с опорной вставкой 607, например, из смазочного материала, лака или даже осажденного карбида.

Опорная вставка 607 является жесткой вставкой. В описанном примере она находится в легком контакте с радиально-внутренним языком 36 и радиально-внешним языком 38. В других вариантах осуществления изобретения может существовать небольшой зазор между опорной вставкой и радиально-внутренним языком и/или между опорной вставкой и радиально-внешним языком. В другом варианте осуществления изобретения опорная вставка может быть немного зажата в радиальном направлении между радиально-внутренним языком и радиально-внешним языком.

Поскольку взаимодействие между опорной вставкой и радиально-внутренним языком не полностью жесткое, язык может отделяться радиально в случае колебательных напряжений. Его микродвижения вызывают последовательные потерю и восстановление контакта с опорной вставкой, таким образом вызывая модифицирование частоты режима колебаний и исключая вхождение в резонанс.

Чем больше величина перемещений радиально-внутреннего языка, тем больше улучшается эффект затухания. Кроме того, зазор (образованный при изготовлении или возникающий при возможном износе) между внешним бандажом и опорной вставкой легче заполняется, когда перемещения радиально-внутреннего языка значительны.

Следует заметить, что радиальные перемещения радиально-внутреннего языка 36 облегчены малой толщиной языка и/или наличием пазов (не показаны) во внешнем бандаже между различными лопатками сектора статора. Эти пазы облегчают наклон радиально-внутреннего языка, предотвращая восприятие изгибных движений.

Опорная вставка 607, которая имеет форму жесткой распорной детали между радиально-внутренним и радиально-внешним языками, таким образом, служит для противостояния вибрационному режиму движения лопатки 26. Это обеспечивает способность демпфирования, которое ограничивает максимальные движения лопаток в радиальном направлении и таким образом механические напряжения, которым они подвергаются в ходе работы.

На Фиг.2 показан другой вариант осуществления изобретения, в котором опорная вставка представляет собой кольцевую часть 608, по существу идентичную описанной со ссылками на Фиг.1, но имеющую радиально-внешний конец с плоской поверхностью 100, приспособленной для упора во внутреннюю поверхность радиально-внешнего языка 38 и для прикрепления к ней паяным соединением (представленным слоем твердой пайки 104). Радиально-внутренний конец удерживается в части 96 кольцеобразного паза соответствующей формы, сформированной в радиально-внутреннем языке 36.

Как можно видеть на Фиг.2, уступ 102, сформированный в радиально-внешнем языке, позволяет точно позиционировать вдоль оси кольцевую часть 608 перед этапом твердой пайки, при этом радиально-внешний конец кольцевой части 608 упирается в уступ 102.

Кольцевая часть удерживается в положении в полости 42 внешнего бандажа 24 в этом примере паяным соединением. Такое соединение позволяет исключать использование касательного или осевого удерживающего стопора для удерживания опорной вставки в нужном положении. Операция твердой пайки может быть выполнена одновременно с операцией твердой пайки, обычно выполняемой с истираемым покрытием 32 внутреннего бандажа 22. Кроме того, во время выполнения операции твердой пайки опорную вставку прижимают к языку внешнего бандажа 24, с которым она должна взаимодействовать. Контактное давление может регулироваться, в частности, посредством создания напряжения опорной вставки во время твердой пайки. Это допускает менее строгие производственные допуски. Наконец, внешний бандаж усиливается жестким паяным соединением, таким образом, позволяя передавать некоторые из сил, поступающих от лопаток 26, к кожуху, когда это происходит при работе, которая является и нормальной и необычной (колебания и т.д.), или также только в случае работы, которая является необычной.

Иначе, работа опорной вставки 608 идентична описанной со ссылками на вставку 607, показанную на Фиг.1.

На Фиг.3 показан третий вариант осуществления изобретения, в котором опорная вставка представляет собой кольцевую часть 609, представляющую собой Т-образное осевое сечение, составленное поверхностью в форме части цилиндра 106, обращенной к внешней поверхности радиально-внутреннего языка 36, и средней частью 108, проходящей радиально наружу приблизительно от основания 106, формирующего часть цилиндра, до радиально-внешнего языка 38. В описанном примере радиально-внешний конец средней части 108 соединен с радиально-внешним языком 38 посредством твердой пайки.

Как в варианте осуществления изобретения, показанном на Фиг.2, уступ 102, сформированный в радиально-внешнем языке 38, позволяет располагать кольцевую часть 609 вдоль оси перед этапом твердой пайки.

В примере, показанном на Фиг.3, на внутренней поверхности основания 106 выполнено углубление 110 для улучшения позиционирования контактов между опорной вставкой 609 и внешним бандажом 24. В остальном работа опорной вставки 609 идентична описанной со ссылками на вставку 607, показанную на Фиг.1.

В варианте, показанном на Фиг.4, внутренняя поверхность основания 106, формирующего часть цилиндра, может не иметь какого-либо углубления. Эта конфигурация особенно предпочтительна, когда с целью оптимизации веса сформированы отверстия в радиально-внешнем языке 38 внешнего бандажа 24, причем эти отверстия открыты в глухую полость двигателя (то есть зону двигателя, через которую газ не проходит). Конфигурация опорной вставки 609, как показано на Фиг.4, улучшает уплотнение в направлении глухой полости и также на свободной стороне внешнего бандажа, таким образом позволяя исключать явления рециркуляции.

Во всех примерах, показанных и описанных выше, задние кромки 30 лопаток 26 прикреплены к периферическому концу радиально-внутреннего языка 36 (в этом примере его заднему концу, который отнесен от более жесткой средней части). Задние кромки 30 таким образом прикреплены к части внешнего бандажа 24, которая не является такой же жесткой, как часть, к которой прикреплены передние кромки 28 лопаток. Эта конфигурация особенно предпочтительна, когда задние кромки 30 лопаток 26 в ходе работы подвергаются радиальным перемещениям, которые больше чем те, которым подвергаются передние кромки 28.

Напротив, также можно предусматривать внешний бандаж 24, имеющий среднюю часть на его заднем конце, и полость открытую к его переднему концу. При таких обстоятельствах передние кромки 28 лопаток 26 могут быть прикреплены к части внешнего бандажа 24 (периферическому концу радиально-внутреннего языка 36), которая менее жесткая, чем часть, с которой соединены задние кромки 30 лопаток 26 (то есть концу радиально-внутреннего языка, который соединен со средней частью 40). Эта конфигурация особенно предпочтительна, когда передние кромки 28 лопаток 26 в ходе работы подвергаются радиальным перемещениям, которые больше, чем те, которым подвергаются задние кромки 30.

Также можно предусматривать расположение средней части 40 на расстоянии от осевых концов внешнего бандажа 24 и, предпочтительно, по существу в центре упомянутого бандажа 24 при измерении вдоль его осевого направления.

При таких обстоятельствах внешний бандаж 24 имеет две полости, то есть переднюю полость, открытую к переднему концу внешнего бандажа, и заднюю полость, открытую к его заднему концу. Каждый радиальный язык внешнего бандажа таким образом составлен из двух частей языка, то есть передней части и задней части, причем упомянутые части соединены друг с другом через среднюю часть. Передняя полость образована частью переднего радиально-внутреннего языка, частью переднего радиально-внешнего бандажа и средней частью. Подобным образом, задняя полость образована частью заднего радиально-внутреннего языка, частью заднего радиально-внешнего языка и средней частью.

Можно предусматривать, что одна или более формирующих демпфер вставок расположены только в одной из этих двух полостей. Также можно предусматривать наличие, по меньшей мере, одной демпфирующей вставки, вставленной в каждую из полостей внешнего бандажа.

Эта конфигурация особенно предпочтительна, когда и передние кромки 28, и задние кромки 30 лопаток 26 подвергаются воздействию вибрационной активности высоких уровней таким образом, что полностью отдельные вибрационные режимы могут входить в резонанс отдельно на передних кромках и задних кромках 28 и 30.

Следует заметить, что установка образующей опору вставки в полость внешнего бандажа облегчается, когда высота и глубина полости большие.

В показанных вариантах осуществления изобретения переднее и заднее установочные средства 44 и 46 для установки сектора 18 статора на кожухе 20 двигателя таким образом,взаимно смещены в радиальном направлении. В частности, на Фиг.1 можно видеть, что соединение между задней установочной лапкой 46 (то есть установочной лапкой, которую несет радиально-внешний язык 38 и которая расположена вблизи полости 42) и соответствующим пазом 54 в кожухе повышено.

Это расположение позволяет увеличивать высоту (в радиальном направлении) внешнего бандажа и таким образом полости 42.

Когда полость выполнена посредством механической обработки, это расположение также позволяет увеличить глубину полости 42. В связи с ограничениями, связанными с механической обработкой (ограничениями, связанными, в частности, с используемым конкретным набором инструментов), высота полости 42 определяет ее глубину. Чем больше высота полости 42, тем большей также можно сделать глубину полости и тем больше радиальные перемещения, которые могут быть подвержены воздействию демпфера.

1. Угловой сектор статора для компрессора газотурбинного двигателя, причем сектор проходит вокруг оси радиальной симметрии и содержит:
- внешний бандаж и внутренний бандаж, расположенные соосно один внутри другого, и
- по меньшей мере одну лопатку, проходящую радиально между упомянутыми бандажами и соединенную с ними ее радиальными концами;
при этом внешний бандаж имеет установочное средство на каждом из его осевых концов для установки углового сектора статора на кожухе двигателя,
причем сектор отличается тем, что внешний бандаж включает в себя по меньшей мере на одном осевом конце полость, открытую к упомянутому осевому концу, причем упомянутая полость проходит между радиально-внутренним языком внешнего бандажа, с которым соединен радиально-внешний конец лопатки, и радиально-внешним языком внешнего бандажа, несущим установочное средство для установки углового сектора статора на кожухе двигателя, и
тем, что по меньшей мере одна образующая опору вставка вставлена, по меньшей мере, частично в упомянутую полость, причем упомянутая образующая опору вставка приспособлена для ограничения радиальных перемещений радиально-внутреннего языка посредством контакта между радиально-внутренним языком и образующей опору вставкой и таким образом для модифицирования колебательного поведения упомянутого радиально-внутреннего языка.

2. Угловой сектор статора по п. 1, в котором внешний бандаж включает в себя переднюю полость, открытую к переднему концу внешнего бандажа, и заднюю полость, открытую к заднему концу внешнего бандажа, и по меньшей мере одну образующую опору вставку, расположенную по меньшей мере в одной из упомянутых полостей.

3. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором внешний бандаж выполнен как единый элемент.

4. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором между образующей опору вставкой и радиально-внутренним языком и/или между образующей опору вставкой и радиально-внешним языком внешнего бандажа существует зазор.

5. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором образующая опору вставка находится в слабом контакте с радиально-внутренним языком и/или радиально-внешним языком внешнего бандажа.

6. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором образующая опору вставка прижата в радиальном направлении к радиально-внутреннему языку и/или к радиально-внешнему языку внешнего бандажа.

7. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором по меньшей мере один из радиальных концов образующей опору вставки взаимодействует сопрягающимися формами с внешним бандажом таким образом, что упомянутая вставка удерживается в нужном положении в осевом направлении.

8. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором радиальный конец образующей опору вставки прикреплен к внешнему бандажу паяным соединением.

9. Угловой сектор статора по п. 8, в котором упомянутое паяное соединение соединяет образующую опору вставку с радиально-внешним языком внешнего бандажа.

10. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором образующая опору вставка представляет собой часть кольца, имеющую продолговатую форму в осевой плоскости, и радиально-внутренний и радиально-внешний концы упомянутой части кольца взаимодействуют с соответствующими частями кольцеобразного паза, сформированного в радиально-внутреннем языке и в радиально-внешнем языке.

11. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором образующая опору вставка представляет собой часть кольца, один из радиальных концов которой, взаимодействующий с частью кольцеобразного паза соответствующей формы, расположен во внешнем бандаже, и ее другой радиальный конец соединен с внешним бандажом паяным соединением.

12. Угловой сектор статора по п. 1 или 2, в котором образующая опору вставка представляет собой часть кольца, имеющую основание, формирующее часть цилиндра, обращенную к радиально-внутреннему языку, и среднюю часть, проходящую радиально за пределы упомянутого основания к радиально-внешнему языку внешнего бандажа.

13. Угловой сектор статора по п. 12, в котором упомянутое основание, формирующее часть цилиндра, включает в себя по меньшей мере одно углубление в его радиально-внутренней поверхности.

14. Статор газотурбинного двигателя, состоящий из одного или нескольких угловых секторов статора по п. 1 или 2.

15. Газотурбинный двигатель, включающий в себя по меньшей мере один статор по п. 14.



 

Похожие патенты:

Изобретение касается системы (11) лопаток, включающей в себя ротор (12) и несколько распределенных по периметру (U) ротора (12) в виде венца (10) лопаток (14), при этом две непосредственно соседние лопатки (14) венца (10) образуют пару (a, b, b', b'', d, e, h) лопаток, между лопатками (14) которой расположен демпфирующий элемент (A, B, B', B'', D, E, H), и при этом за счет действующей в радиальном направлении (R) центробежной силы при вращении ротора (12) вокруг оси ротора каждый демпфирующий элемент (A, B, B', B'', D, E, H) вступает в контакт с двумя лопатками (14) соответствующей им пары (a, b, b', b'', d, e, h) лопаток.

Изобретение относится к области турбомашиностроения и, в частности, может быть реализовано в конструкции роторов осевых компрессоров и турбин. Рабочее колесо ротора газотурбинного двигателя содержит диск ротора с кольцевой канавкой, в которой посредством хвостовиков закреплены лопатки ротора, и, по крайней мере, одно фиксирующее устройство.

Вибрационно-демпфирующая прокладка (10) предназначена для размещения между платформой (12) лопасти (6) вентилятора и диском (2) вентилятора. Прокладка имеет радиально внешнюю поверхность (18), оснащенную, по меньшей мере, одной пластиной (16a, 16b) в контакте с платформой лопасти вентилятора, и радиально внутреннюю поверхность (20), сформированную верхней по потоку поверхностью (22), обращенной к диску (2), и нижней по потоку поверхностью (24), отделенной от верхней по потоку поверхности уступом (26).

Рабочее колесо компрессора турбомашины содержит диск с лопатками, расположенными друг за другом по его окружности, установленными с возможностью непосредственного взаимодействия между полками смежных лопаток.

Прокладка для вставления между хвостом лопатки вентилятора турбореактивного двигателя и нижней частью отсека, в котором размещен этот хвост. Отсек ограничен диском вентилятора.

Устройство амортизации вибраций для лопатки газовой лопаточной машины, например газотурбинного двигателя, оборудованного вентилятором, или высокооборотного винтового двигателя.

Амортизатор для лопаток ротора компрессора газотурбинного двигателя. Конструкция амортизатора приспособлена для размещения между нижней гранью платформ двух смежных лопаток газотурбинного двигателя и ободом диска ротора, на котором установлены лопатки.

Изобретение относится к демпфером для гашения вибраций рабочих лопаток авиационных газотурбинных двигателей, а именно к устройствам демпфирования колебаний широкохордных рабочих лопаток вентиляторов с большой конусностью (большим подъемом) втулки.

Угловой сектор статора компрессора газотурбинного двигателя содержит внешний и внутренний бандажи и лопатку, проходящую между бандажами и соединенную с ними. Внешний бандаж имеет первое и второе установочные средства для установки углового сектора статора на корпусе двигателя, ориентированные параллельно оси в противоположных направлениях и соединенные друг с другом промежуточным участком. Внешний бандаж имеет осевой концевой участок, проходящий от промежуточного участка, снабженный свободным концом и соединенный с радиально внешним концом лопатки. Демпфирующая вставка выполнена с возможностью входить в контакт с концевым участком. При превышении заданной величины амплитуды колебаний концевого участка демпфирующая вставка и концевой участок выполнены с возможностью двигаться относительно друг друга так, чтобы изменить общую движущуюся массу, которая движется с концевым участком, тем самым изменяя характер колебаний этого концевого участка. Внешний бандаж содержит на одном осевом конце полость, открытую в сторону этого осевого конца, при этом полость проходит между концевым участком и внешним радиальным язычком, несущим одно из первого и второго установочных средств. Другие изобретения группы относятся к статору газотурбинного двигателя, включающему указанный выше угловой сектор, и газотурбинному двигателю, содержащему такой статор. Группа изобретений позволяет обеспечить демпфирование колебаний передней и/или задней кромок концевого участка лопатки углового сектора статора. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 11 ил.
Изобретение относится к способам снижения вибрации и может быть использовано в области авиационного, судового и наземного газотурбинного двигателестроения, при стендовых испытаниях двигателей и в процессе их эксплуатации. В способе снижения вибрации в рабочих лопатках турбомашины, при котором измеряют температуру газа перед или за турбиной, выявляют анализом температурного поля одноименную с резонансной гармонику и уменьшают ее амплитуду, для чего корректируют температурное поле изменением подачи топлива в форсунки камеры сгорания, в отличие от известного изменение подачи топлива осуществляют путем прекращения его подачи по меньшей мере в одну из форсунок на резонансном режиме, после прохождения которого подачу топлива восстанавливают. Техническим результатом изобретения является повышение ресурса и надежности работы турбомашины при ее эксплуатации за счет снижения вибрации в ее рабочих лопатках.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к устройствам для гашения вибраций рабочих лопаток турбомашин, и предназначено для обеспечения надежности турбомашин. Рабочее колесо турбомашины содержит диск с установленными в его пазах рабочими лопатками, каждая из которых имеет трактовые полки и ножку, в которой размещен паз, демпфер, установленный под трактовыми полками каждой пары лопаток с возможностью контакта с полками и выполненный из двух соприкасающихся друг с другом частей. Каждая из частей демпфера выполнена в форме вертикально развернутой скобы сложного профиля, при этом один из свободных концов скобы является фрикционным элементом, установленным с радиальным зазором к внутренней поверхности полки, центральная часть скобы выполнена в виде упругого элемента, имеющего прямые и изогнутую поверхности, причем изогнута его средняя часть по радиусу, обеспечивающему частичную компенсацию действующей на демпфер центробежной нагрузки, а второй свободный конец является стопорным элементом, установленным с возможностью контакта с поверхностью паза, выполненного в ножке лопатки. При этом части демпфера установлены с возможностью контакта друг с другом через прямые поверхности упругого элемента. Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, заключается в расширении диапазона режимов работы турбомашины, на которых сохраняется высокая эффективность демпфирования вибраций лопаток рабочего колеса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

При амортизации лопастей, установленных на диске колеса тихоходной газовой турбины, под платформами лопастей которой имеются посадочные места для размещения вибрационных амортизаторов, выполняют независимо друг от друга гибкую пластину, обеспечивающую прилегание к платформе, и центробежный инерционный груз, обеспечивающий концентрацию усилий для управления силами трения относительно платформы через прилегающую пластину. Соединяют пластину и центробежный инерционный груз с возможностью разъединения путем частичного охватывания центробежного инерционного груза стенкой пластины, прилегающей к платформе и закрывающей всю верхнюю поверхность центробежного инерционного груза. Вводят выполненные таким образом из двух частей амортизаторы в посадочные места под платформами лопастей турбины. Вибрационный амортизатор для осуществления указанного выше способа содержит пластину и центробежный инерционный груз. Пластина выгнута из листа меньшей толщины, чем толщина центробежного инерционного груза. Пластина имеет стенку для упругого контакта с платформой лопасти, охватывает центробежный инерционный груз и закрывает всю его верхнюю поверхность. Группа изобретений позволяет повысить эффективность поглощения вибраций в лопатках тихоходной турбины и снизить повреждения полок лопастей от действия вибрационного амортизатора. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к пустотелым широкохордным лопаткам вентилятора с демпфером для гашения вибраций и способам изготовления пустотелых широкохордных лопаток вентиляторов. Предложена пустотелая широкохордная лопатка вентилятора, состоящая из оболочки, выполненной из листа из титанового сплава, и жестко скрепленных с ней силовых несущих элементов: одного, выполненного из титанового сплава, и остальных, выполненных из волокнистого однонаправленного металломатричного высокомодульного композиционного материала. Причем n+1 силовых несущих элемента выполнены в виде замков «ласточкин хвост» и размещены между других n силовых несущих элементов и на краях замка лопатки, n-1 силовых несущих элементов, выполненных из композиционного материала, имеют замковую часть, выполненную в виде «ласточкина хвоста», и размещенную внутри оболочки часть в виде стержня с постоянным или с постепенно сужающимся к концу лопатки поперечным четырехугольным сечением, со сторонами, контактирующими с оболочкой, повторяющими ее форму. Все несущие элементы диффузионной сваркой при температуре и давлении замковыми частями скреплены друг с другом, а частями, размещенными внутри оболочки, - с оболочкой. Силовой несущий элемент из титанового сплава имеет П-образную форму на виде сбоку на лопатку, образованную перекладиной и стойками с замковой частью, выполненной в форме и размерах «ласточкиного хвоста» замка лопатки. В его полости между стойками размещен демпфер. Между торцом демпфера и перекладиной силового элемента выполнен зазор, выбираемый при максимальной рабочей температуре. Между опорными поверхностями демпфера и стойками с натягом установлены стальные каленые гладкие шлифованные ленты. Демпфер выполнен в виде многослойной многопролетной балки, собранной из m≥10 стальных каленых шлифованных лент, собранных в компоновке m=m1+2m2+2m3+2: в центре пакета установлено m1=1, 2 и более гладких лент, на них с двух сторон «вершина гофра к вершине гофра» установлены два пакета, собранные «гофр в гофр» из m2=1, 2 и более гофрированных лент, на которые установлены пакеты из m3=1, 2 и более гладких лент, снаружи пакета установлены гладкие ленты, по одной с каждой стороны пакета, с толщиной hн=(k/2)⋅h, где k=2÷10 и h - толщина внутренних лент демпфера в мм. На этих лентах с шагом, равным двум шагам гофров, симметрично продольной оси лент выполнены прямоугольные выступы, причем выступы одной ленты смещены на шаг гофров относительно выступов другой наружной ленты и середины выступов располагаются в сечениях, где располагаются вершины гофров, опирающиеся на пакеты гладких лент, установленных снаружи пакетов гофрированных лент. В собранном демпфере гофры упруго полностью выпрямлены за счет отгибания выступов на наружные гладкие ленты и части выступов, отогнутые на наружные ленты, и являются опорными поверхностями демпфера. В замковых частях стоек силового несущего элемента и в пакете выполнено отверстие, в которое запрессован штифт. Трущиеся поверхности пакета и стальных гладких лент, на которые он опирается, покрыты износостойким покрытием. Сама пустотелая широкохордная лопатка изготовлена по нижепредлагаемому способу. Предложен способ изготовления пустотелой широкохордной лопатки вентилятора, состоящий в том, что из листа из титанового сплава изготавливают оболочку пустотелой широкохордной лопатки вентилятора требуемой формы и размеров, получают силовые несущие элементы: n+1 силовой несущий элемент, выполненный в виде замка «ласточкин хвост» лопатки, и n-1 силовой несущий элемент, имеющий замковую часть, выполненную в виде «ласточкина хвоста» лопатки, и часть в виде стержня с постоянным или с постепенно сужающимся к концу лопатки поперечным прямоугольным сечением из предварительно сформованных монослоев высокомодульного металломатричного композиционного материала - борных волокон в алюминиевой матрице, или борных волокон с покрытием карбида кремния в алюминиевой матрице, или углеродных волокон в алюминиевой матрице, или волокон карбида кремния в титановой матрице. Подвергают их ступенчатой термодеформационной обработке с постепенным увеличением ее воздействия на материал. Причем предпочтительно на первой стадии степень воздействия термодеформационной обработки составляет 40-70%, на второй стадии степень воздействия термодеформационной обработки с одновременным формованием несущих элементов до требуемой геометрической формы составляет 60-90%, а окончательную термодеформационную обработку несущих этих элементов до 100% проводят в составе полностью собранной заготовки при одновременном прессовании и диффузионной сварке лопатки. Из титанового сплава изготавливают еще один силовой несущий элемент, имеющий П-образную форму на виде сбоку на лопатку, образованную перекладиной и стойками с замковой частью, выполненной в форме и размерах «ласточкиного хвоста» замка лопатки. Собирают демпфер из стальных каленых шлифованных лент, покрытых износостойким покрытием, в компоновке т=m1+2m2+2m3+2, сжимают его до полного упругого выпрямления гофров пакета, одновременно отгибая выступы каждой наружной ленты пакета на другую наружную ленту пакета. Шлифуют пакет поверху по выступам. Укладывают в оболочку несущие элементы в порядке и на расстояниях друг от друга в соответствии со схемой армирования, вставляют в полость силового несущего элемента из титанового сплава без зазора технологическую вставку из тугоплавкого материала и устанавливают силовой элемент с вставкой в оболочку на его место в лопатке. Укладывают сформированную таким образом заготовку в штамп, повторяющий профиль и размеры лопатки. В составе собранной заготовки выполняют завершающую стадию термодеформационной обработки несущих элементов при одновременном прессовании и диффузионной сварке лопатки при заданной температуре и давлении. Вынимают лопатку из штампа и вставку из несущего силового элемента, и пока лопатка не остыла, вставляют гладкие каленые шлифованные ленты и демпфер в полость силового несущего элемента. Причем требуемую величину натяга по опорным поверхностям демпфера обеспечивают подбором толщины гладких лент. Достигаются высокая прочность и статическая жесткость крупноразмерной легкой пустотелой широкохордной лопатки вентилятора авиационного ГТД, сохраняющиеся или нарастающие в процессе технологического цикла, с высокоэффективным демпфирующим устройством, способным не только снизить динамические напряжения в лопатке при ударе и вибрации до безопасного уровня, но и повысить ресурс и надежность вентилятора ГТД. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Длинная пустотелая широкохордная лопатка вентилятора, состоящая из оболочки, выполненной из листа из титанового сплава, и жестко скрепленных с ней силовых несущих элементов: лонжерона, выполненного из титанового сплава, и остальных, выполненных из волокнистого однонаправленного металломатричного высокомодульного композиционного материала. Причем n+1 силовых несущих элементов выполнены в виде замков «ласточкин хвост» и размещены между других n силовых несущих элементов и на краях замка лопатки, n-1 силовых несущих элементов, выполненных из композиционного материала, имеют замковую часть, выполненную в виде «ласточкина хвоста», и размещенную внутри оболочки часть в виде стержня с постоянным или с постепенно сужающимся к концу лопатки поперечным четырехугольным сечением, со стороной или сторонами, контактирующими с оболочкой, повторяющими ее форму. Все несущие элементы диффузионной сваркой при температуре и давлении замковыми частями скреплены друг с другом и оболочкой, а частями, размещенными внутри оболочки, - с оболочкой. Лонжерон состоит из замковой части, выполненной в виде «ласточкина хвоста» замка лопатки, выполненного за одно целое с центральным стержнем с коробчатым четырехугольным поперечным сечением, стоек с поперечным четырехугольным сечением, со сторонами, скрепленными с оболочкой, повторяющими ее форму. Между каждой стойкой и центральным стержнем лонжерона имеется прямоугольная щель. Каждая щель заглублена в замковую часть лонжерона, в каждой из этих двух щелей на стойки установлена гладкая, стальная, каленая или нагартованная, шлифованная лента, а на стержень лонжерона установлена гладкая, стальная, каленая или нагартованная, шлифованная лента-вставка с выемками, выполненными по дуге окружности на одной из сторон ленты. В каждой щели между гладкой лентой и лентой-вставкой с требуемым натягом по вершинам гофров δ>Y∂, где Y∂ - допустимая деформация сжатия гофра пакета в мм, так размещен многопролетный пакет, собранный «гофр в гофр» из одной, двух или более стальных, каленых или нагартованных, шлифованных, гофрированных лент, что гофры пакета, опирающиеся на ленту-вставку, размещены в ее выемках, и вершины гофров опираются на выемки в их плоскости симметрии, а ƒ≥Y∂+h, где ƒ - стрела выгиба гофра и h - глубина выемки ленты-вставки. На свободном конце стержня лонжерона выполнены полки. На каждую полку отогнутым концом опирается лента-вставка, а гладкая лента отогнута на торец стойки и отогнутым концом опирается на отогнутый конец ленты-вставки так, что при колебаниях лопатки происходят взаимные упругие проскальзывания с сухим трением отогнутых концов этих лент. Гофрированные ленты пакета, гладкие ленты и ленты-вставки изготовлены из жаропрочной нержавеющей стали, не теряющей упругие свойства при 600°С, а контактирующие поверхности этих лент покрыты износостойким покрытием, сохраняющим свои защитные свойства при этой температуре. Достигаются высокая прочность и статическая жесткость, сохраняющаяся или нарастающая в процессе технологического цикла, с высокоэффективным демпфирующим устройством, снижающим динамические напряжения в лопатке при ударе и вибрации до безопасного уровня на всех рабочих режимах авиадвигателя и повышающим ресурс и надежность вентилятора. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх