Способ крепления экранирующей оболочки на корпусе турбины и система крепления для его реализации

При закреплении экранирующей обшивки удержания на корпусе турбины соединяют экранирующую обшивку с корпусом тангенциальной связью, простирающейся в окружном направлении между экранирующей обшивкой и корпусом. Один конец тангенциальной связи крепят к корпусу крепежным элементом, имеющим крепежную головку, размещенную в отверстии, предусмотренном в экранирующей обшивке, а другой конец тангенциальной связи соединяют с экранирующей оболочкой с упором во внутреннюю поверхность экранирующей обшивки. Система экранирующей обшивки и корпуса турбины для реализации содержит связующие лапки между корпусом и экранирующей обшивкой с точками крепления к корпусу и к экранирующей обшивке. Точки крепления удалены в зависимости от кривизны экранирующей обшивки и корпуса с обеспечением тангенциальной связи между лапками и обшивкой или между лапками и корпусом и заранее установленной степени гибкости. Группа изобретений позволяет снизить массу экранирующей обшивки и обеспечить свободу тепловых и механических перемещений экранирующей обшивки и корпуса турбины. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к способу крепления экранирующей оболочки на корпусе структуры двигателя (engine structure) турбины, в частности турбины, установленной на летательном аппарате, или наземной промышленной турбины, а также к системе крепления для применения такого способа.

Более конкретно, областью изобретения является защита двигателей, в частности силовой турбины, такой как турбомашины летательных аппаратов. Структура двигателя требует наличия экранирующей оболочки для удержания любой детали или элемента, которые могут открепиться от структуры двигателя или от корпуса. В частности, экранирующие оболочки свободной турбины осуществляют удержание всех лопаток свободной турбины в ситуациях типа «blade-shedding» (англ. отрыв лопатки) при сверхскорости. В действительности, предусмотрено, что лопатки разрушаются в определенном интервале скоростей, так что таким образом гарантируется работоспособность корпуса двигателя ниже известного порога и гарантируется целостность дисков при превышении этого порога.

Такая экранирующая оболочка наносится, как правило, на конструкцию корпуса двигателя и смежных с ним деталей. Она может быть ограничена массивной частью. Экранирующая оболочка крепится на корпусе многочисленными соединительными фланцами или равнозначными элементами.

Однако установлено, что продолжительность службы этих фланцев экранирующей оболочки может быть очень ограниченной. В частности, разности тепловой инерции и жесткости между фланцами и прилегающими деталями воздействуют на поведение деталей в переходных режимах, то есть при увеличении или понижении мощности.

Согласно другому варианту конструкции, внутренняя экранирующая оболочка, обдуваемая горячим воздухом, установлена между двумя корпусами. При этом такая конструкция может ограничивать способности удержания экранирующей оболочки, для которой потребуется в таком случае большая толщина. Более того, наличие наружного корпуса сказывается в немаловажной дополнительной массе.

В этих конструктивных вариантах усилия передаются непосредственно на структуру двигателя. Такая передача может вызвать постепенное ослабление креплений, а также неблагоприятные для безопасности полета вибрации экранирующей оболочки.

Кроме того, существуют экранирующие оболочки, скрепленные винтами в точно позиционируемом месте благодаря центровке при помощи направляющего элемента винта. Этот монтаж требует применения точной и тонкой регулировки. Кроме того, продолжительность службы направляющих элементов проблематична ввиду вибрационных переходов и других явлений: «fretting» (англ. частичный сдвиг), скалывание.

Задача изобретения состоит в устранении описанных выше технологических недостатков и, в частности, в освобождении от тепловой инерции экранирующей оболочки, которая воздействует на механическое поведение деталей структуры двигателя, в уменьшении массы экранирующей оболочки, что позволяет упростить монтаж без ущерба для прочности экранирующей оболочки.

Для решения этой задачи изобретение предусматривает гибкое крепление экранирующей оболочки, что позволяет осуществить плавкий участок (section fusible), уменьшающий усилия, передаваемые на структуру двигателя.

Объектом изобретения является способ крепления экранирующей обшивки на корпусе структуры двигателя турбины, состоящий в том, чтобы соединить тангенциальной связью экранирующую оболочку с корпусом между точками экранирующей обшивки и корпуса, которые в достаточной степени удалены в зависимости от кривизны экранирующей обшивки и корпуса между этими точками, так что осуществляется гибкое соединение между ними, способное обеспечить адекватное вибрационное позиционирование и достаточную механическую прочность при термомеханических изменениях. Применительно к турбинам летательного аппарата вибрационное позиционирование и механическая прочность также контролируются в этом случае при управлении летательным аппаратом.

В этих условиях выявилось, что экранирующая оболочка находится достаточно близко от корпуса, так что он выгодно способствует удержанию осколков или фрагментов выброшенных деталей. Наружная экранирующая оболочка остается в достаточной степени холодной для обеспечения удержания этих деталей с относительно меньшей толщиной.

Эта конструкция обеспечивает, таким образом, тепловую и механическую изоляцию относительно деталей структуры двигателя под корпусом, которые могут быть подвержены термомеханической нагрузке. Более того, генерируемая гибкость позволяет отказаться от регулирующего устройства между экранирующей оболочкой и корпусом.

Согласно отдельным вариантам применения:

- демпфирование вибрации также обеспечивается в связи с соединением между экранирующей обшивкой и корпусом;

- определение размеров связей осуществляют в зависимости от термомеханической нагрузки, которой связи подвергаются;

- число связей определяют и связи распределяют таким образом, чтобы уменьшить усилия, вытекающие из термомеханических переходных процессов, и оптимизировать, таким образом, продолжительность службы крепления в соответствии со случаями нагрузки, которой подвергается двигатель, и вибрационного позиционирования системы экранирующей обшивки и корпуса, в частности, в зоне низких частот возбуждения.

Для применения вышеупомянутого способа изобретение относится также к системе экранирующей обшивки и корпуса структуры двигателя турбины, которая содержит связующие лапки между корпусом и экранирующей обшивкой с точками крепления к корпусу и к экранирующей обшивке. В этой системе точки крепления в достаточной степени удалены в зависимости от кривизны экранирующей обшивки и корпуса для того, чтобы связь была по существу тангенциальной между лапками, с одной стороны, и экранирующей обшивкой или корпусом, с другой стороны, к точкам крепления, и чтобы лапки имели заранее установленную степень гибкости.

Согласно отдельным вариантам реализации:

- рессорные листы, способные демпфировать вибрацию, предусмотрены кольцеобразно между экранирующей обшивкой и корпусом;

- предусмотрена, по меньшей мере, одна точка крепления на экранирующей обшивке и, по меньшей мере, одна точка крепления на корпусе на каждую лапку;

- прикрепление лапок на корпусе осуществляют винтами в приваренные на поверхности корпуса бобышки жесткости, при этом винты имеют головки, способные перемещаться в регулировочных отверстиях, образованных в экранирующей обшивке;

- крепление лапок к экранирующей обшивке осуществляют заклепками, которые прошивают экранирующую обшивку;

- система крепления содержит число связующих лапок, соответствующее расчетным размерам, при этом лапки равномерно и кольцеобразно распределены между корпусом и экранирующей обшивкой и каждая лапка прикреплена винтом к корпусу и заклепкой к экранирующей обшивке.

Другие признаки и преимущества изобретения вытекают из прочтения нижеследующего детального описания примеров осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

Фиг.1 изображает половинчатый вид с частичным разрезом вдоль продольной оси свободной турбины, снабженной системой крепления согласно изобретению;

Фиг.2 - частичный вид в плоскости II-II с фиг.1, представляющий положение лапки в системе крепления согласно изобретению, и

Фиг.3 - частичный вид в изометрии экранирующей обшивки, снабженной крепежными лапками согласно изобретению.

На виде с частичным разрезом с фиг.1 свободная турбина 10 содержит, в частности, наружную экранирующую обшивку 15 и корпус 20, который представляет собой основную конструкцию двигателя и к которому подсоединены элементы, образующие воздушный тракт: распределители 22 и 26, кольца 24 и 26b и рабочие колеса 25, 30 турбины, посредством опорной конструкции (не показана). Каждый комплект лопаток состоит из неподвижных лопаток или статора-«распределителя» воздушного потока, за которым следует - в направлении истечения воздушного потока - комплект лопаток подвижного колеса, и выходной тракт доступа к соплам (не показаны).

Различные уровни герметичности обеспечивают фланцы или стыки 50, 52 и 54 между различными смежными деталями корпуса 20, который соединен, в свою очередь, с экранирующей обшивкой 15.

Кроме того, два кольцевых рессорных листа 60, 62 предусмотрены между экранирующей обшивкой 15 и корпусом 20 с целью демпфирования вибрации, например, во время термомеханических переходов. Эти рессорные листы расположены в канавках, фланжированных ребрами жесткости 60а, 62а. В альтернативном варианте эти листы могут крепиться к фланцу или связующему элементу, например на фланец 50 или винт 52 в представленном примере.

Рессорные листы демпфируют вибрацию между экранирующей обшивкой и корпусом в связи с соединительными лапками между ними. Предпочтительным образом эти листы могут быть расщеплены по оси, что позволяет эффективно рассеивать тепловую энергию и повышать прочность вибрирующей системы.

Тангенциальная лапка 70 представлена более наглядно на виде на фиг.2, в сечении II-II с фиг.1, между головкой 80 винта и винтом 82. Винт вставлен в приваренную на поверхности 91 корпуса 20 бобышку 90 с внутренней резьбой. В альтернативном варианте бобышка 90 с внутренней резьбой может быть заменена гайкой. Головка 80 винта расположена в регулировочном отверстии 84, образованном в экранирующей обшивке 15. Таким образом, при вибрации головка 80 может свободно колебаться в регулировочном отверстии 84.

Лапку 70 вначале закрепляют, через образованное на одном из ее концов 71а отверстие 73, на не нарезанном участке винта, а на другом конце - на заклепке 92, прошивающей экранирующую обшивку 15. Затем винт 82 полностью вводят в зажимную бобышку 90 и вдавленную заклепку 92. В этих условиях лапку 70, по существу тангенциально прикрепляют на корпус 20 и к экранирующей обшивке 15. С этой целью лапку 70 слегка изгибают в зоне 72, так что вблизи от заклепки ее другой конец 71b упирается во внутреннюю поверхность 15а экранирующей обшивки 15.

В случае разрушения лапок 70 экранирующая обшивка удерживается по существу на месте за счет приближенного позиционирования головок винтов 80 в регулировочном отверстии 84 экранирующей оболочки. Это приближенное позиционирование ограничивает также проход открепившихся деталей. Более того, рессорные листы 60, 62 (фиг.1) гарантируют радиальное удержание экранирующей обшивки в случае разрушения связывающих лапок.

Длина лапок 70 и, следовательно, расстояние между винтами 82 и заклепками 92 зависит от подобной кривизны экранирующей обшивки и корпуса между винтами и заклепками для получения тангенциальных связей. Размеры лапок регулируют по ширине, длине и толщине, чтобы согласовать их с расчетом термомеханической нагрузки, которой они подвержены, для ограничения передачи усилий на корпус и, соответственно, на структуру двигателя.

На частичном виде в изометрии половинчатой экранирующей обшивки с фиг.3 показаны равномерно распределенные на внутренней поверхности 15а экранирующей обшивки 15 связующие лапки 70, а также заклепки 92, фиксирующие лапки на экранирующей обшивке 15. Показаны также отверстия 73 под монтаж лапок 70 на винтах 82 (фиг.2). Так что в этом примере предусмотрены шесть лапок для экранирующей обшивки в целом.

Изобретение не ограничивается описанными и показанными примерами реализации. Так, число лапок может быть большим, чтобы обеспечить согласование вибрационных процессов системы и/или гарантировать прочность относительно нагрузок в условиях управления полетом. В частности, для наземных промышленных турбин количество лапок может составлять несколько десятков и больше в связи с большими диаметрами турбины этого типа.

В дополнение к вышесказанному, сечение заклепок может быть рассчитано таким образом, что при разрушении лопатки передача усилий на структуру двигателя ограничивается. Лапки имеют, как правило, V-образную или W-образную форму, чтобы связать, соответственно, две или три заклепки крепления на экранирующей обшивке с одним или двумя винтами крепления с корпусом.

1. Способ крепления экранирующей обшивки (15) удержания на корпусе (20) турбины (10), в котором соединяют экранирующую обшивку (15) с корпусом (20) тангенциальной связью, простирающейся в окружном направлении между точками (82, 92) экранирующей обшивки (15) и корпуса (20), которые удалены в зависимости от кривизны экранирующей обшивки и корпуса между этими точками, с возможностью обеспечения гибкой связи между ними, обеспечивающей вибрационное позиционирование и механическую прочность при термомеханических воздействиях, причем
один конец тангенциальной связи крепят к корпусу крепежным элементом, имеющим крепежную головку, размещенную в отверстии, предусмотренном в экранирующей обшивке, а другой конец тангенциальной связи соединяют с экранирующей обшивкой с упором во внутреннюю поверхность экранирующей обшивки.

2. Способ по п. 1, в котором демпфирование вибрации также обеспечивается в связи с соединением между экранирующей обшивкой (15) и корпусом (20).

3. Способ по п. 1, в котором определение размеров связей (70) осуществляют в зависимости от термомеханической нагрузки, которой связи подвергаются.

4. Способ по п. 1, в котором число связей (70) определяют и связи распределяют таким образом, чтобы уменьшить усилия, вытекающие из термомеханических переходных процессов.

5. Система экранирующей обшивки (15) и корпуса (20) турбины (10) для реализации способа по п. 1, отличающаяся тем, что она содержит связующие лапки (70) между корпусом и экранирующей обшивкой с точками крепления (82, 92) к корпусу (20) и к экранирующей обшивке (15), при этом точки крепления удалены в зависимости от кривизны экранирующей обшивки (15) и корпуса (20) для того, чтобы связь была по существу тангенциальной между лапками (70) и обшивкой (15) или между лапками (70) и корпусом (20) и чтобы лапки (70) имели заранее установленную степень гибкости.

6. Система по п. 5, в которой рессорные листы (60, 62), способные демпфировать вибрацию, предусмотрены между экранирующей обшивкой (15) и корпусом (20).

7. Система по п. 5, в которой предусмотрена по меньшей мере одна точка крепления (92) на экранирующей обшивке (15) и по меньшей мере одна точка крепления (82) на корпусе (20) на каждую лапку (70).

8. Система по п. 5, в которой крепление лапок (70) на корпусе (20) осуществляют винтами (82) в приваренные на наружной поверхности (91) корпуса (20) бобышки (90), при этом винты (82) имеют головки (80), способные перемещаться в регулировочных отверстиях (84), образованных в экранирующей обшивке (15).

9. Система по п. 5, в которой крепление лапок (70) к экранирующей обшивке (15) осуществляют заклепками (92), которые прошивают экранирующую обшивку (15).



 

Похожие патенты:

Направляющий аппарат турбомашины включает внутреннюю и наружную обечайки, две лопатки и перекрывающую площадку. Одна из внутренней и наружной обечаек содержит первые отверстия.

Изобретение относится к конструкции статора компрессора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения с поворотными лопатками. Статор компрессора газотурбинного двигателя включает поворотные направляющие лопатки, установленные наружными цапфами в разъемном наружном корпусе, а внутренними - в разъемных внутренних кольцах.

Турбина (1) электростанции, предпочтительно паровая турбина включает в себя статор (2), ротор (3) и по меньшей мере одно уплотнительное устройство (12). Статор (2) имеет корпус (4) и в корпусе по меньшей мере одну обойму (5, 6, 7) направляющих лопаток, снабженную направляющими лопатками (8).

Изобретение относится к вращающейся проточной машине, содержащей роторный узел, вращающийся вокруг оси (13) вращения, вокруг которого в по меньшей мере одной части осевой области на радиальном расстоянии предусмотрен неподвижный внутренний корпус (IH), выполненный с возможностью разделения вдоль оси (13) вращения на верхнюю и нижнюю половины (3, 4) внутреннего корпуса, которые примыкают друг к другу вдоль горизонтальной плоскости (12) разделения, причем указанный внутренний корпус (IH) окружен на по меньшей мере одной осевой секции внешним корпусом (OH), выполненным с возможностью разделения вдоль оси (13) вращения на одну верхнюю и одну нижнюю половины (1, 2) внешнего корпуса.

Корпус осевого газотурбинного двигателя, предназначенный для направления кольцевого потока, содержит первую и вторую оболочку, выполненные смежными и соосными. Первая оболочка содержит цилиндрический фланец и центрирующую поверхность, а вторая оболочка содержит фланец и центрирующие средства, выполненные с возможностью радиального сопряжения с центрирующей поверхностью.

Узел турбомашины летательного аппарата содержит металлическую кольцевую соединительную конструкцию между двумя частями, а также первую кольцевую часть, изготовленную из композитного материала.

Газотурбинный двигатель включает устройство блокировки вращения сегмента направляющего соплового аппарата, установленного внутри кольцевого картера газотурбинного двигателя, и теплозащитный лист, установленный между внутренней стенкой картера и наружной стенкой сегмента направляющего аппарата.

При ремонте фланца картера турбомашины, содержащего отверстие для болта крепления оборудования и выполненного из материала, не поддающегося сварке, выполняют зенкованное углубление во фланце вокруг отверстия для прохождения болта.

Способ изготовления кожуха турбинной установки большой мощности для общественных электроэнергетических систем включает в себя этапы, на которых изготавливают кожух турбинной установки.

Паровая турбина (105) низкого давления имеет выхлопной патрубок (115). Внутренний корпус (125) опирается непосредственно на балочную стенку (131) фундамента (130) с помощью несущих кронштейнов (180).

Устройство соединения передней рамы реверсора тяги с кожухом вентилятора содержит зубчатый фланец, кольцевую деталь для принятия указанного фланца и зубчатый обод. Зубчатый фланец прикреплен к передней раме, а кольцевая деталь прикреплена к кожуху вентилятора. Зубчатый обод выполнен с формой, ответной по отношению к форме фланца, и смонтирован с возможностью поворота на кольцевой детали. Зубчатый фланец, кольцевая деталь и зубчатый обод имеют такую конфигурацию, что вращение обода относительно кольцевой детали приводит к блокированию фланца относительно кольцевой детали в результате взаимодействия соответствующих зубчатых элементов фланца и обода. Кольцевая деталь имеет радиальный опорный выступ, упирающийся в зубчатые элементы фланца. На радиальный опорный выступ кольцевой детали надет зубчатый обод. Другое изобретение группы относится к гондоле турбореактивного двигателя летательного аппарата, содержащей указанное выше устройство. Группа изобретений обеспечивает снижение габаритных размеров и веса устройства соединения передней рамы реверсора тяги с кожухом вентилятора. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к цилиндрическому кожуху, который используется в качестве кожуха вентилятора для закрытия лопастей вентилятора реактивного двигателя воздушного судна, и к способу изготовления цилиндрического кожуха. Цилиндрический кожух изготовлен из композитного материала из армирующих волокон, пропитанных термореактивной смолой, и включает в себя основной корпус, который образует цилиндрическую форму, и наружный фланец, который расположен на внешней периферийной поверхности основного корпуса кольцеобразно вдоль периферийного направления. Наружный фланец включает в себя связующий слой, приклеенный на внешней поверхности основного корпуса, слой основания, расположенный на связующем слое, образующий слой фланца, имеющий за одно целое с ним слой ответвления, который наслаивается от одной наклонной поверхности слоя основания к связующему слою, и слой стенки, который поднимается от одной наклонной поверхности слоя основания, и другой образующий слой фланца, имеющий за одного целое с ним слой ответвления, который продолжается к связующему слою и наслаивается от другой наклонной поверхности слоя основания к связующему слою, и слой стенки, который поднимается от другой наклонной поверхности слоя основания и перекрывает слой стенки одного образующего слоя фланца. При этом слой основания образован путем наслоения слоев ровинга, включающих в себя ровинг, состоящий из пучка армирующих волокон. При этом образующие слои фланца образованы путем наслоения множества слоев биаксиальной ткани, включающих в себя биаксиальную ткань со структурой без перегибов, состоящей из двух осей лент армирующих волокон, имеющих угол ориентации ±15-75° к аксиальному направлению основного корпуса. Изобретение обеспечивает высокую конструкционную прочность наружного фланца кожуха вентилятора. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 11 ил.

Сопловой аппарат для турбины содержит лопатку с выполненными за одно целое с ней внутренней и внешней боковыми стенками, а также внутреннее и внешнее кольца. Внутреннее кольцо присоединено к внутренней боковой стенке и внешнее кольцо присоединено к внешней боковой стенке с помощью крюкового сопряжения и сварного сопряжения. В сопряжении между внешней боковой стенкой и внешним кольцом выполнен механический радиальный упор. Крюковое сопряжение между внешним кольцом и внешней боковой стенкой образовано передним крюком внешнего кольца или внешней боковой стенки и комплементарной выемкой, соответственно, внешней боковой стенки или внешнего кольца, в которую вставлен указанный крюк. Крюковое сопряжение между внутренним кольцом и внутренней боковой стенкой образовано передним выступом с крюком внутреннего кольца или внутренней боковой стенки и комплементарной центральной выемкой, соответственно, внутренней боковой стенки или внутреннего кольца, в которую вставлен указанный передний выступ с крюком. Центральная выемка содержит частично закрытую выемку для взаимодействия с крюком, и образована между фиксатором крюка и другим выступом, соответственно, внутренней боковой стенки или внутреннего кольца. Размер входа в указанную центральную выемку обеспечивает возможность размещения длины указанного переднего выступа с крюком. При установке в указанный выше сопловой аппарат лопаток устанавливают внешнюю боковую стенку каждой из лопаток в окружном направлении во внешнее кольцо путем наклона указанного крюка внешней боковой стенки в направлении выемки внешнего кольца и поворота указанного крюка в указанную выемку до достижения полного взаимодействия указанных крюка и выемки. Располагают внутреннее кольцо с обеспечением совмещения его центральной выемки с указанными передними выступами с крюками боковых стенок установленных лопаток и перемещают внутреннее кольцо по направлению к внутренним боковым стенкам так, что указанные выступы с крюками входят в указанные центральные выемки внутренних боковых стенок. Опускают внутреннее кольцо так, что указанные крюки выступов входят в указанные частично закрытые выемки. Еще одна группа изобретений относится к паровой турбине содержащей указанный выше сопловой аппарат. Группа изобретений позволяет снизить деформацию соплового аппарата, возникающую при сварке лопаток с внутренним и внешним кольцами. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 15 ил.

Предложено дистанционное регулировочное и измерительное устройство для соплового аппарата паровой турбины. Сегмент (22) кожуха паровой турбины содержит горизонтальную соединительную поверхность (24), проход (46), окно, крышку (48) и регулирующий элемент. Поверхность (24) имеет первое отверстие (38), ведущее в полость (36), выполненную механической обработкой в сегменте (22) кожуха паровой турбины. На противоположной стороне полости (36) также имеется второе отверстие (40), расположенное по существу напротив первого отверстия (38), причем полость (36) выполнена с возможностью удерживания опорного элемента (52) по существу в окружном направлении. К проходу (46) имеется доступ со стороны радиально наружной поверхности (44) сегмента (22) кожуха паровой турбины, и он проточно соединен со вторым отверстием (40) полости (36). К окну имеется доступ со стороны радиально наружной поверхности, и оно проточно соединено со вторым отверстием полости. Крышка (48) прикреплена с возможностью отсоединения и предназначена для закрытия указанного прохода (46) на радиально наружной поверхности (44). Регулирующий элемент расположен в указанном проходе и проходит, по меньшей мере частично, в полость. Фиксирующий элемент предназначен для удержания регулирующего элемента в проходе. Обеспечивается сокращение времени, стоимости и усилий, затрачиваемых на выравнивание соплового аппарата, кожуха и ротора паровой турбины. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к энергетике. Корпус турбины содержит несколько дугообразных сегментов, имеющих фланец на каждом боковом конце для соединения с фланцем соседнего дугообразного сегмента. Фланец проходит наружу от наружной поверхности каждого дугообразного сегмента вдоль наружной поверхности в направлении спереди назад. Каждый дугообразный сегмент имеет часть наружной поверхности, которая коллинеарна фланцу в направлении спереди назад и не содержит фланца. Также представлена турбина, содержащая корпус. Изобретение позволяет улучшить рабочие характеристики турбины. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к энергетике. Устройство для стопорения в осевом направлении уплотнительного кольца, выполненного из истираемого материала и находящегося в контакте с периферией ротора модуля турбомашины летательного аппарата. Устройство содержит опору с опорным отверстием, осевую стопорную часть, причём конструкция устройства обеспечивает возможность вращения стопорной части вокруг оси между осевым стопорным положением для уплотнительного кольца и между положением для извлечения этого кольца через проход для извлечения. Также представлены модуль турбомашины летательного аппарата и турбомашина летательного аппарата, содержащие устройство для стопорения. Изобретение позволяет обеспечить выполнение невыпадающего устройства стопорения уплотнительного кольца первой ступени модуля турбомашины. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реверсивным устройствам газотурбинных двигателей. Устройство для присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя включает «пушечный» замок с подвижным кольцом. Подвижное кольцо выполнено цельным по окружности, имеет П-образную форму в поперечном сечении и выступы. Выступы выполнены с возможностью образования контактных пар «пушечного» замка с выступами фланцев переднего корпуса и реверсивного устройства, соответственно. Контактные пары «пушечного» замка могут быть образованы симметрично или в шахматном порядке по окружности. Выступы подвижного кольца выполнены с возможностью контакта с выступами фланцев переднего корпуса и реверсивного устройства с упругим натягом Δl=0-0,4 мм. Выступы фланца реверсивного устройства «пушечного» замка могут быть выполнены каждый с торцевой выточкой, образующей зазор k=0,1-0,8 мм при контакте выступа фланца реверсивного устройства с выступом фланца переднего корпуса. Изобретение позволяет снизить массу устройства, упростить процесс присоединения реверсивного устройства к переднему корпусу двигателя, а также повысить надежность всего соединения. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области авиационного машиностроения и может быть использовано при проектировании, изготовлении и эксплуатации турбореактивного авиационного двигателя. Корпус вентилятора авиационного двигателя содержит металлическую оболочку вращения, состоящую из входной, центральной и выходной частей, элементы крепления с сопрягаемыми узлами и агрегатами. Внутренняя поверхность центральной части оболочки эквидистантна торцевой поверхности лопатки вентилятора, центральная часть оболочки выполнена из пластичного металла с пределом удлинения не менее εв=0,06 (6%) толщиной, определяемой соотношением ,где к=0,15…0,20 - эмпирический коэффициент;m - масса оторвавшейся лопатки, кг;v - линейная скорость центра массы оторвавшейся лопатки, м/с;R - средний радиус центральной части оболочки, м;L - периметр периферийной поверхности оторвавшейся лопатки, соприкасающейся с центральной частью оболочки, м;εв - предел удлинения материала центральной части оболочки при растяжении;σв - предел прочности материала центральной части оболочки при растяжении, МПа,а ее длина должна быть не менееА=В+2⋅С,где В - длина проекции периферийной части лопатки на плоскость, проходящей через ось вращения оболочки; - расстояние от угловых точек периферийной части лопатки вдоль оси вращения оболочки;n=2…3 - эмпирический коэффициент.Предлагаемая конструкция корпуса вентилятора имеет минимальную допустимую массу и обеспечивает удержание оторвавшихся лопаток вентилятора в пределах турбореактивного двигателя. 2 ил.

Статорное колесо турбинного двигателя содержит множество лопаток и металлическое сборочное кольцо. Каждая из лопаток содержит внутреннюю платформу, наружную платформу, имеющую крепежные лапки снаружи, и по меньшей мере одну аэродинамическую поверхность, продолжающуюся между внутренней и наружной платформами. Лопатка и наружная платформа вместе с крепежной лапкой образуют единый элемент из композитного материала. В металлическом сборочном кольце зацеплены крепежные лапки лопаток. Металлическое кольцо поддерживает все лопатки, продолжается непрерывно вдоль наружных платформ множества смежных лопаток и образует отдельную сборочную часть между лопатками и корпусом. Другие изобретения группы относятся к турбине и компрессору турбинного двигателя, содержащим указанное выше статорное колесо. Группа изобретений позволяет упростить сборку статора турбинного двигателя, включающего лопатки из композитного материала, а также снизить утечки вдоль наружных платформ лопаток. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 12 ил.

Группа изобретений относится к наружному корпусу из композиционного материала для осевой турбомашины. Корпус из композиционного материала для осевой турбомашины содержит круглую стенку, содержащую матрицу и сплетенный волокнистый элемент жесткости (40). Элемент жесткости (40) содержит в зависимости от своей толщины два наружных слоя (48) и один центральный слой (50), расположенный между слоями (48). Слои (48, 50) содержат сплетенные волокна, проходящие в осевом направлении круглой стенки, и сплетенные волокна, проходящие по окружности круглой стенки. По меньшей мере один из слоев (48) имеет различие в пропорции между осевыми сплетенными волокнами и кольцевыми сплетенными волокнами. Осевые сплетенные волокна составляют большую часть сплетенных волокон. Группа изобретений направлена на улучшение механического сопротивления кольцевой стенки из композиционного материала корпуса в случае соприкосновения с лопатками ротора. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх