Рабочий валок для холодной прокатки

Изобретение предназначено для использования в клетях непрерывных и реверсивных станов холодной прокатки полос. Валок имеет неравномерный профиль микрошероховатости поверхности бочки. Снижение расхода металла валков и увеличение производительности стана обеспечивается за счет того, что средняя часть бочки имеет микрошероховатость по Ra=5,5-7,0 мкм, а краевые участки имеют микрошероховатость по Ra=0,8-1,2 мкм, что составляет 0,1-0,22 от предельных величин микрошероховатости средней части бочки валка. Ширина краевых участков рабочей зоны валка с меньшей микрошероховатостью В=100 мм. Изобретение позволяет снизить коэффициент внешнего трения в очаге деформации, увеличить коэффициент вытяжки и снизить продольные растягивающие напряжения на кромочных участках полосы. 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к рабочим валкам станов холодной прокатки полос.

В настоящее время при холодной прокатке полос наблюдается неравномерное распределение продольных напряжений по ширине полосы. По данным работы [1] растягивающие напряжения (σн) на кромочных участках в 1,5-2,0 раза больше чем в средней части полосы. Значительная величина растягивающих напряжений (σн=0,5-0,6σт, где σт - предел текучести материала полосы) при наличии макро- и микродефектов на кромках приводит в большинстве случаев к разрушению металла и обрыву полосы, что в свою очередь вызывает аварийную остановку и простои стана для замены поврежденных прокатных валков.

Известен прокатный валок, включающий бочку с микрорельефом рабочей поверхности, выполненным в виде множества ориентированных относительно образующей бочки канавок. Причем канавки ориентированы по окружности. Микрорельеф бочки имеет шероховатость в направлении длины валка, в 3 раза большую чем в направлении окружности. Ориентированные по окружности канавки непрерывны [2].

Недостатком известного решения является одинаковая ориентация канавок по длине рабочей зоны бочки валка, что не позволяет снизить микрошероховатость и величину коэффициента трения на кромочных участках полосы по сравнению со средним участком. В результате коэффициент вытяжки и продольные растягивающие напряжения на кромочных участках по сравнению с серединой полосы не уменьшаются, а значит невелируется эффективность по количеству обрывов полос при прокатке.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является валок для холодной прокатки полос, который включает бочку с микрорельефом рабочей поверхности, выполненным в виде ориентированных относительно образующей бочки канавок. Канавки на поверхности крайних и средних участков ориентированы в разных направлениях относительно образующей бочки. Причем канавки по длине бочки валка нанесены с изменением от параллельного до перпендикулярного относительно оси валка по направлению к средней части рабочей зоны валка. Ширина канавок краевых участков составляет 0,02-0,05 диаметра бочки [3].

Недостатком данного решения является низкая его эффективность из-за наличия в очаге деформации факторов, по-разному влияющих на величину продольных напряжений в прокатываемой полосе. Так параллельное относительно образующей бочки расположение канавок на крайних участках рабочей зоны валка увеличивает захват смазки в очаге деформации, что приводит к снижению коэффициента трения и увеличению коэффициента вытяжки. В тоже время расположение выступов канавок валка в поперечном относительно очага деформации направлении будет препятствовать течению металла в очаге деформации за счет увеличения сдвигающих касательных напряжений в очаге деформации, что приводит к увеличению коэффициента трения, а значит к уменьшению величины вытяжки на кромочном участке и к повышению величины продольных растягивающих напряжений на кромке полосы. Кроме того, по экспериментальным данным [1] максимум продольных растягивающих напряжений располагается на участке шириной до 100 мм от кромки, тогда как в прототипе [3] заявленная ширина краевых участков равна 12-15 мм.

Задачей заявляемого устройства является снижение растягивающих напряжений по ширине полосы, что позволяет снизить порывы полос, а следовательно, снизить расход металла и повысить производительность прокатного стана.

Поставленная задача решается за счет того, что валок стана холодной прокатки полос содержит бочку с нанесенным на ее поверхность микрорельефом в виде микрошероховатости.

Согласно изобретению величина микрошероховатости на краевых участках бочки, составляющих 0,17-0,27 диаметра бочки валка, равна 0,1-0,22 величины микрошероховатости средней части бочки.

Изобретение осуществляется следующим образом.

В условиях цеха холодной прокатки прокатный валок подвергают шлифовке на вальцешлифовальном станке. После обработки шлифовальным кругом поверхность бочки по всей длине имеет микрошероховатость Ra=0,8-1,2 мкм. При прокатке низкоуглеродистой стали рабочим валкам придают более высокую микрошероховатость Ra=5,5-7,0 мкм. Шероховатость наносят путем дробеструйной обработки поверхности. Валки насекают для улучшения захвата полосы и для предотвращения схватывания соседних витков, смотанной в рулон полосы, при последующем низкотемпературном отпуске. После дробеструйной обработки краевые участки валка, закрытые трафаретом, останутся шлифованными с шероховатостью Ra=0,8-1,2 мкм (фиг. 1, позиция 1), а на незащищенном участке получают микрошероховатость поверхности Ra=5,5-7,0 мкм (фиг. 1, позиция 2). Если соотнести предельные величины меньшей шероховатости (Ra=0,8-1,2) к предельным величинам большей шероховатости (Ra=5,5-7,0), соответственно получим величину отношения (0,1-0,22),

Эффективность предлагаемой величины отношения микрошероховатостей определяется изменением величины коэффициента внешнего трения. Так по данным А.П. Грудева [4] при уменьшении высоты шероховатости с Ra≈5,5 мкм до Ra≈1,0 мкм (Ra - параметр шероховатости по ГОСТу 2783-73) коэффициент трения снижается примерно в два раза. Это в свою очередь приводит к уменьшению среднего нормального контактного напряжения (Рср) и величины усилия прокатки (P). В процессе прокатки толщина полосы (h) на выходе из валков характеризуется уравнением Головина-Симса:


где S - межвалковый раствор;

P - усилие прокатки;

Mк - жесткость клети.

Если принять жесткость клети и межвалковый раствор в процессе прокатки полосы постоянными, видим, что толщина полосы определяется усилием прокатки. Усилие прокатки, как было отмечено ранее, является величиной, зависящей от коэффициента трения [5]. Изменяя величину коэффициента трения, можно влиять на межвалковый раствор и толщину выходящей из валков полосы.

При уменьшении толщины полосы на кромочных участках полосы увеличивается вытяжка на этих участках и снижается величина продольных растягивающих напряжений (σн) на кромках по сравнению с напряжениями средней части полосы.

Как было указано выше по данным работы [1], максимум продольных растягивающих напряжений располагается на участке полосы шириной до 100 мм от кромки. Поэтому принимаем ширину кромочных участков полосы, на которых необходимо снизить растягивающие напряжения B=100 мм. Привязывая эту величину к используемым на станах холодной прокатки диаметрам рабочих валков (Dв=400-600 мм), получаем предельные величины отношения B/D=0,17-0,25, т.е. длину рабочей зоны валка с меньшей микрошероховатостью поверхности.

Работоспособность валкового комплекта проверена на лабораторном стане с диаметром валков Dв=120 мм и длиной бочки Lσ=150 мм. Микрошероховатость поверхности в первой серии опытов по всей длине бочки составила Ra≈6,0 мкм (существующая технология прокатки, опытные образцы №1, 2, 3). Во второй серии прокатку производили по предлагаемой технологии в валках с неравномерным микропрофилем бочки: - на краевых участках величина микрошеороховатости составила по Ra≈1,0 мкм, а в средней части Ra≈6,0 мкм (предлагаемая технология, образцы №4, 5, 6).

На стане прокатывали по три полосы с исходной толщиной H=3,0 мм; шириной B=130 мм; длиной l=300 мм и величиной обжатия Δh: 0,3 мм; 0,5 мм; 0,8 мм.

В качестве смазки использовали эмульсию «Эмульсола Т» с концентрацией 2-3%. Перед прокаткой на кромки LHкр(y≈5 мм) и в середине LHср(y≈65 мм) ширины полосы наносили керновые отметки с расстоянием между ними 150 мм.

Полосу прокатывали с окружной скоростью вращения валков V≈0,3 м/с. После прокатки измеряли новые расстояния между керновыми отметками на полосе.

По данным измерений рассчитывали коэффициенты вытяжек на кромке µкр и в середине µср ширины полосы, относительную разницу вытяжек Δµ/µср на кромке и в середине ширины полосы и возможную разницу величин растягивающих продольных напряжений Δσн на кромке и в середине ширины полосы: µкр=Lhкр/LHкр; µср=Lhcp/LHср; Δµ/µср=(µсркр.)/µср; Δσн=ЕΔµ/µср, где Е - модуль упругости Юнга; Lhкр; Lhср - расстояние между отметками после прокатки полосы соответственно на кромке и в середине.

Из опытных и расчетных данных (см. таблицу) следует, что в насеченных валках с микрошероховатостью по всей длине бочки по Ra≈6,0 мкм (существующая технология) коэффициент вытяжки на кромке оказывается меньше, чем в средней части ширины полосы (см. таблицу, образцы №1, 2, 3). В результате этого на кромках полосы возникают продольные растягивающие напряжения, которые в нашем опыте на 20-58 МПа превышают напряжения растяжения в середине ширины.

При прокатке полос в валках с неравномерной микрошероховатостью поверхности (предлагаемая технология), см. таблицу, образцы №4,5,6) во всех случаях коэффициент вытяжки на кромках выше чем в середине, что обусловлено уменьшением коэффициента трения на этом участке и увеличением вследствие этого обжатия полосы. Превышение вытяжки на кромках по сравнению с серединой приводит к снижению напряжений растяжения на 67-90 МПа и к уменьшению вероятности обрыва полосы при прокатке, а значит к снижению простоев стана и расходу прокатных валков.

Источники информации

1. В.А. Николаев, О.Н. Зотов, Б.Н. Задко. Распределение удельных напряжений в полосе при холодной прокатке // Известия вузов. Черная металлургия. - 1977. - №3. С. 88-89.

2. Патент США №3613319, кл. B21B 27/2, 1972.

3. Авторское свидетельство СССР №839633, кл. B21B 27/02, 1981.

4. Грудев А.П. Внешнее трение при прокатке. М.: Металлургия, 1973.

5. Теория прокатки. Справочник. А.И Целиков, А.Д. Томленов, В.И. Зюзин, А.В. Третьяков, Г.С. Никитин . Изд-во Металлургия, 1982. - 333 с.

Валок стана холодной прокатки полос, содержащий бочку с нанесенным на ее поверхность микрорельефом в виде микрошероховатости, отличающийся тем, что величина микрошероховатости на краевых участках бочки, составляющих 0,17-0,27 диаметра бочки валка, равна 0,1-0,22 величины микрошероховатости средней части бочки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трубного производства. Двухслойный валок прокатного стана с осевой полостью состоит из наружного отбеленного рабочего и внутреннего неотбеленного нерабочего слоев, изготовленных из чугунных сплавов разных химических составов.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системе подачи охлаждающей жидкости к предохранительному уплотнению. .

Изобретение относится к области производства проката и может быть использовано для повышения рентабельности прокатных станов путем оснащения их бандажированными рабочими валками.

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при холодной прокатке или протягивании заготовок из алюминия. .

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к подготовке рабочей поверхности валков прокатных станов перед прокаткой, и может найти применение в различных отраслях машиностроения.

Изобретение относится к металлургии, в частности к способу изготовления легированного материала для комбинированных валков широкополосовых прокатных станов и толстополосовых прокатных станов.

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при производстве валков профилегибочных и трубоформовочных станов. .
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к технологии производства валков сортовых станов горячей прокатки. .

Изобретение относится к усовершенствованному узлу валка консольного типа, когда рабочий валок в форме кольца установлен на краю приводного вала валка клети прокатного стана.

Изобретение относится к прокатному производству, а именно к валкам рабочих клетей станов горячей и холодной прокатки. Составной прокатный валок включает несущую профилированную ось с ограничительным буртом и сопрягаемый с ней по посадке бандаж. Профилированная ось выполнена из двух цилиндрических участков равного диаметра, первый из которых примыкает к ограничительному бурту, второй участок наклонен к первому под углом α. Повышение надежности соединения бандажа с несущей осью посредством исключения износа от микросмещений элементов бандажа относительно несущей оси обеспечивается за счет того, что несущая профилированная ось смещена в плоскости ее изгиба относительно оси вращения валка в сторону, противоположную направлению изгиба на величину Δ, определяемую из соотношения: 0<Δ<L·tgα, где L - длина второго участка, при этом бандаж выполнен ответной формы. 1 ил.

Изобретение может быть использовано при изготовлении или восстановлении ролика для поддержки и транспортировки горячего материала, в особенности полученной непрерывной разливкой стальной заготовки на рольганге или в установке непрерывной разливки. Оболочка корпуса ролика выполнена из основного металла, а изнашиваемый слой нанесен путем наплавки на основной металл. После обточки оболочки ролика на полученную поверхность наносят слой с минимальной толщиной 3,5 мм путем однопроходной наплавки сварочной присадочной проволокой заданного состава. Стачивают слой наплавки на замкнутой однородной поверхности оболочки ролика с сохранением минимальной толщины изнашиваемого слоя с однородным химическим составом на уровне 1,5 мм или более. Способ обеспечивает повышение срока службы изнашиваемого слоя, улучшение износоустойчивости и снижение затрат на наплавку. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к прокатному производству, конкретно к конструкциям прокатных валков в клетях листопрокатных станов дуо, в том числе одноклетьевых. Комплект прокатных валков содержит пару валков с бочками цилиндрической формы, на которых выполнены геликоидальные выступы, имеющие форму винтовых линий. Повышение механических свойств листового проката обеспечивается за счет того, что угол захода винтовых линий составляет 42-47°, направление их захода на валках совпадает или противоположно, при этом винтовые выступы на одном валке расположены напротив гладких участков бочки другого валка или оппозитно. Многократное измельчение литой макроструктуры при обжатии обеспечивает улучшение проработки литой макроструктуры сплава, повышение его технологической пластичности и исключение разрушения заготовок в валках. 2 н.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области прокатки, а именно к области изготовления прокатного валка, содержащего бочку, имеющую колоннообразную сердцевину с твердым слоем поверхностного упрочнения, образованным на внешней периферии сердцевины, выполненную из хромомолибденовой или углеродистой стали, и элементы вала, выполненные из хромомолибденовой стали и расположенные по отдельности на обеих сторонах в осевом направлении сердцевины, причем диаметры соединительных концевых участков элементов вала выполнены меньшими, чем диаметр сердцевины. Увеличение срока службы прокатного валка обеспечивается за счет того, что способ включает предварительный нагрев одного или обоих из по меньшей мере соединительных концевых участков бочки валка и соединительных концевых участков элементов вала до предварительно установленной температуры и сварку трением под давлением сердцевины бочки и элементов вала, осевые центры которых выровнены по линии с осевым центром сердцевины. В процессе сварки трением соединяют сердцевину бочки и элементы вала путем прижатия их соединительных концевых участков после нагрева трением за счет вращения элементов вала в процессе их прижатии к сердцевине. Устройство включает удерживающие и прижимные средства для составных частей валка и средства вращения элементов вала. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх