Способ управления параметрами аккумуляторов никель-водородных аккумуляторных батарей системы электропитания космического аппарата

Изобретение относится к эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите. В способе постоянно контролируют степень разбаланса параметров аккумуляторов АБ, используя данные не менее трех аналоговых датчиков давления, расположенных в различных аккумуляторах каждой АБ, по которым рассчитывают эквивалентную текущую электрическую емкость. Обрабатывая зависимость эквивалентной электрической емкости от времени на заданном промежутке времени устанавливают максимум уровня заряженности АБ, используя вычислительный алгоритм СЭП. Сравнивают между собой значения эквивалентной емкости АБ и емкости, измеренной телеметрическим датчиком до начала формовочного чикла АБ, и для выполнения сравнительного анализа выбирают на заданном световом участке орбиты КА значение текущей электрической емкости и максимальное значение эквивалентной электрической емкости АБ, по величине относительного разброса значений электрической емкости АБ определяют степень разбаланса аккумуляторов по емкости. Изобретение обеспечивает повышение ресурса эксплуатации АБ, а также живучести СЭП. 2 ил.

 

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите.

В процессе всего активного срока существования современных КА на низкой околоземной орбите производится 10000 и более зарядно-разрядных циклов АБ и подобный режим работы СЭП лучше всего обеспечивают никель-водородные аккумуляторные батареи (НВАБ).

Особенностью НВАБ является то, что все последовательно соединенные аккумуляторы заряжаются и разряжаются одним и тем же количеством электрического заряда (А·ч). В идеальном случае, если начальное состояние аккумуляторов одинаково, не должно быть никаких изменений в их относительных степенях заряженности. Однако вследствие разницы в скорости саморазряда, последовательно соединенные аккумуляторы приобретают различное состояние заряженности. Любое отклонение, вызванное дисперсией начальных характеристик саморазряда, градиентом температур внутри НВАБ и процессом старения, может увеличить разброс в степенях заряженности аккумуляторов, что приводит к деградации характеристик НВАБ, и более того, при отсутствии систем балансировки состояния заряда, может привести к снижению надежности работы НВАБ. Существует еще так называемый «эффект памяти», связанный с уменьшением емкости НВАБ при длительном цитировании на небольшую глубину - (10-20)%. Причиной уменьшения емкости НВАБ является кристаллизация некоторой части материала электродов аккумуляторов в силу отчуждения ее на длительное время от токообразующей химической реакции. Именно такая глубина циклирования выбирается при эксплуатации АБ на низких околоземных орбитах (B.C. Багоцкий, A.M. Скундин. Химические источники тока, М., Энергоиздат, 1981, раздел 8). Поэтому для выравнивания аккумуляторов по емкости, устранения так называемого «эффекта памяти» и оценки состояния АБ необходимо периодически проводить восстановительные (формовочные) циклы, которые представляют собой практически полный разряд и заряд АБ.

Известен способ эксплуатации аккумуляторной батареи по патенту RU №2289178 (аналог), заключающийся в том, что проводят заряд-разрядные циклы, осуществляют контроль напряжения каждого аккумулятора и батареи в целом, определяют текущую разрядную и зарядную емкости, а также ток заряда; заряд АБ проводят постоянным током до величины (0,6-0,8) номинальной емкости. Перед началом теневых участков геостационарной орбиты выполняют восстановительный разряд-зарядный цикл АБ, при этом АБ разряжают на разрядное сопротивление в течение 40-50 часов, причем заряд прекращают после снижения напряжения АБ до заданной величины, затем АБ заряжают и после восполнения подключают ее в штатную схему СЭП.

Недостатком этого способа является низкая надежность эксплуатации СЭП в частности и недостаточная живучесть КА в целом. Это связано с тем, что процесс проведения восстановительного разрядно-зарядного (формовочного) цикла занимает длительное время (от трех до пяти суток), и на это время аккумуляторная батарея выводится из штатной эксплуатации. Для геостационарных орбит это приемлемо, так как теневые орбиты занимают 90 суток в году, все остальное время КА находится на освещенном участке орбиты, электропитание осуществляется от солнечных батарей и вывод из эксплуатации одной АБ на ограниченное время практически не сказывается на живучести и надежности эксплуатации КА. Для низкоорбитальных космических аппаратов вывод из эксплуатации одной из батарей на несколько суток может существенно снизить живучесть и надежность эксплуатации КА, поскольку теневые участки орбиты возникают практически на каждом витке.

Известен способ эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей системы электропитания космического аппарата по патенту RU №2399122 (аналог), заключающийся в том, что две или более аккумуляторные батареи (АБ) циклируют в режиме заряда-разряда, задаваемом бортовой автоматикой системы электропитания; степень заряда АБ ограничивают по уровню срабатывания сигнальных датчиков давления, размещенных в отдельных аккумуляторах каждой АБ; контролируют параметры каждой АБ, например, текущую электрическую емкость, напряжение, температуру; периодически проводят формовочные циклы АБ путем глубокого их разряда; оценивают состояние АБ; периодически, например, один раз в 6-9 месяцев, вводят запрет заряда для одной из АБ; в качестве разрядной нагрузки используют бортовую аппаратуру космического аппарата; критерием ограничения глубины разряда выбирают величину напряжения АБ, причем значение граничного уровня напряжения устанавливают в вольтах, равным числу n, либо (n+1) аккумуляторов в АБ, при достижении которого снимают запрет заряда АБ, включая тем самым ее в штатную работу; значения зарядной емкости срабатывания сигнального датчика давления и максимального напряжения АБ при заряде, определяемые в процессе завершения формовочного цикла, используют для оценки состояния аккумуляторной батареи и прогнозирования ее деградации; аналогичную последовательность операций повторяют для последующей АБ; при этом промежуток времени от завершения формовочного цикла одной АБ до начала формовочного цикла другой АБ выбирают исходя из температурного режима отформованной АБ.

Недостатком аналога является относительно низкая надежность системы электропитания в частности и живучесть КА в целом при возникновении ситуаций, связанных с аномальной работой одного зарядно-разрядного устройства или одной (нескольких) АБ.

К аномальной работе ЗРУ относится режим его функционирования (не функционирования) при отказе его зарядного устройства (ЗУ) или разрядного устройства (РУ). При этом в случае отказа ЗУ в режиме разряда ЗРУ система электропитания функционирует штатно, аналогично, в случае отказа РУ в режиме заряда ЗРУ система электропитания функционирует штатно.

К аномальной работе АБ относится режим ее функционирования, когда уровень срабатывания сигнального датчика давления существенно уменьшается, например, на 10 и более процентов от уровня срабатывания, определенного после проведения предыдущего ФЦ данной АБ. Это свидетельствует о том, что имеет место значительный разбаланс аккумуляторов АБ по емкости и напряжению. При использовании указанного способа эксплуатации НВАБ не всегда достигается желаемый эффект. Следовательно, в случае эксплуатации в составе СЭП подобных аккумуляторных батарей надежность и долговечность их работы не гарантируется.

Известен способ эксплуатации никель-водородной аккумуляторной батареи системы электропитания космического аппарата (варианты) по патенту RU №2483400 (прототип), заключающийся в том, что две или более аккумуляторные батареи (АБ) циклируют в режиме заряда-разряда, задаваемом бортовой автоматикой системы электропитания; степень заряда АБ ограничивают по уровню срабатывания сигнальных датчиков давления, размещенных в отдельных аккумуляторах каждой АБ; контролируют параметры каждой АБ, например, текущую электрическую емкость, напряжение, температуру; периодически один раз в 6-9 месяцев вводят запрет заряда для одной из АБ для выполнения формовочного цикла; в качестве разрядной нагрузки используют бортовую аппаратуру космического аппарата; критерием ограничения глубины разряда выбирают величину напряжения АБ равной n либо (n+1)B, где n - число аккумуляторов в АБ; значения зарядной емкости срабатывания сигнального датчика давления и максимального напряжения АБ при заряде, определяемые в процессе завершения формовочного цикла, используют для оценки состояния АБ и прогнозирования ее деградации; аналогичную последовательность операций повторяют для последующей АБ, а при аномальной работе зарядно-разрядного устройства (ЗРУ), связанной с отказом только зарядного устройства, для проведения формовочного цикла АБ используют аварийную шину коммутационной аппаратуры, управляемой по разовым командам из наземного комплекса управления; заряд формуемой АБ проводят путем подключения ее к любому зарядному устройству работоспособного ЗРУ, образующего с «собственной» АБ подсистему, при этом отключают от данной подсистемы «собственную» АБ с переводом ее в режим «саморазряда» на время восполнения формуемой АБ до срабатывания сигнального датчика давления, а после восполнения формуемую АБ подсоединяют коммутационной аппаратурой аварийной шины к одному из работоспособных ЗРУ параллельно АБ этой подсистемы для дальнейшего функционирования системы электропитания.

Недостатком прототипа является относительно низкая надежность системы электропитания при возникновении ситуаций, связанных с аномальной работой одной или нескольких АБ, поскольку ресурс НВАБ зависит от своевременного определения разбаланса параметров аккумуляторов и проведения соответствующего непланового формовочного цикла.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение ресурса эксплуатации НВАБ, а также живучести СЭП без ухудшения ее технических характеристик как при штатной работе СЭП, так и аномальной работе одного ЗРУ или АБ.

Поставленная задача решается тем, что в способе управления параметрами аккумуляторов никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) системы электропитания (СЭП) космического аппарата (КА), в котором аккумуляторные батареи в количестве m штук циклируют в режиме заряда-разряда задаваемой бортовой автоматикой системы электропитания, включающий ограничение степени заряда АБ по уровню срабатывания сигнальных датчиков давления, размещенных в отдельных аккумуляторах каждой АБ, контролирование с помощью телеметрических датчиков параметров каждой АБ, включающих текущую электрическую емкость и напряжение, и периодическое проведение формовочных циклов АБ путем глубокого их разряда, причем периодически один раз в 6-9 месяцев вводят запрет заряда для одной из АБ и в качестве разрядной нагрузки используют бортовую аппаратуру космического аппарата, а значения зарядной емкости срабатывания сигнального датчика давления и максимального напряжения АБ при заряде, определяемые в процессе завершения формовочного цикла (ФЦ), используют для оценки состояния аккумуляторной батареи и прогнозирования ее деградации, и аналогичную последовательность операций повторяют для последующей АБ, при этом снабжают СЭП аварийной шиной с управляемой по разовым командам коммутационной аппаратурой для изменения, при необходимости, ее конфигурации путем подсоединения АБ в случае аномального функционирования зарядно-разрядного устройства ЗРУ после проведения ФЦ к исправному ЗРУ параллельно АБ для дальнейшего штатного функционирования СЭП, причем постоянно контролируют степень разбаланса параметров аккумуляторов АБ путем дополнительного использования данных измерения не менее трех аналоговых датчиков давления, расположенных в различных аккумуляторах каждой АБ, причем по полученным данным, зафиксированным аналоговыми датчиками, рассчитывают эквивалентную текущую электрическую емкость, и обрабатывая зависимость эквивалентной электрической емкости от времени на заданном промежутке времени устанавливают максимум уровня заряженности АБ, используя вычислительный алгоритм СЭП, сравнивают между собой значения эквивалентной емкости АБ и емкости, измеренной телеметрическим датчиком до начала ФЦ АБ; при этом для выполнения сравнительного анализа выбирают на заданном световом участке орбиты КА значение текущей электрической емкости, зафиксированное телеметрическим датчиком в момент срабатывания сигнального датчика давления, и максимальное значение эквивалентной электрической емкости АБ по величине относительного разброса значений электрической емкости АБ определяют степень разбаланса аккумуляторов по емкости; эту последовательность операций повторяют после завершения ФЦ АБ, а необходимость выравнивания параметров аккумуляторов АБ определяют путем сравнения величин относительного разброса текущей электрической емкости до и после проведения ФЦ АБ.

На фиг. 1 показаны идеализированные циклограммы изменения текущей емкости для формуемой АБ и АБ, функционирующей штатно. Формуемая АБ циклично разряжается, достигая в конечном итоге состояния глубокого разряда; затем она заряжается в зависимости от освещенности солнечной батареи и потребляемой бортовой аппаратурой мощности. Функционирующая штатно АБ имеет периодически изменяющуюся циклограмму.

На фиг. 2 показана упрощенная блок-схема работы СЭП.

Аккумуляторные батареи в количестве m штук циклируют в режиме заряда-разряда в соответствии с логикой функционирования СЭП в составе m подсистем, образованных путем последовательного включения между собой одной аккумуляторной батареи и одного зарядно-разрядного устройства (ЗРУ).

Система электропитания состоит из аккумуляторных батарей АБ (АБ1, АБ2, …, АБm) 1, оснащенных сигнальными датчиками давления для отключения АБ от заряда и, как минимум, четырьмя аналоговыми датчиками давления (один из которых является телеметрическим датчиком) для измерения текущей емкости (сигнальные и аналоговые датчики давления на фиг. 2 не показаны), батареи фотоэлектрической (БФ) 2, комплекса автоматики и стабилизации напряжения (КАС), включающего в себя разрядные устройства РУ (РУ1, РУ2, …, PУm) 3, зарядные устройства ЗУ (ЗУ1, ЗУ2, …, ЗУm) 4, стабилизатора напряжения и автоматики (СНА) 5. Бортовая аппаратура (БА) 6 может быть запитана от РУ (РУ1, РУ2, …, PУm) 3 или СНА 5, а также в процессе испытаний от наземного источника питания Еназ через дистанционный переключатель 7. Аккумуляторные батареи АБ (АБ1, АБ2, …, АБm) 1 перед стартом КА заряжаются вспомогательным зарядным устройством Езар.

В отдельных режимах работы СЭП РУ (РУ1, РУ2, …, PУm) 3 и СНА 5 могут питать электрической энергией совместно нагрузку, каковой является БА 6. При аномальной работе ЗУ (ЗУ1, ЗУ2, …, ЗУm) 4 для изменения конфигурации СЭП может быть использована аварийная шина 8 управляемая коммутационной аппаратурой. Из бортового комплекса управления (БКУ) 9 можно при необходимости выдавать разовые команды (РК) для изменения режимов работы СЭП, в том числе такие РК, как «Запрет заряда АБi», «Восстановление КАС», «Отключение АБi», «Выключение ЗРУi от аварийной шины» 8. При штатной работе СЭП аккумуляторные батареи АБ (АБ1, АБ2, …, АБm) 1 заряжаются на световом участке орбиты КА, а на теневом участке АБ (АБ1, АБ2, …, АБm) 1 питают БА 6 стабилизированным РУ (РУ1, РУ2, …, PУm) 3 напряжением. Батарея фотоэлектрическая 2 на световом участке обеспечивает стабилизированным СНА 5 напряжением БА 6 и одновременно заряжает АБ (АБ1, АБ2, …, АБm) 1. Из фиг. 2 видно, что «минусовые» шины АБ не коммутируются и гальванически связаны между собой, при этом аварийные шины 8 обеспечивают изменение конфигурации СЭП только по «плюсовой» шине.

При этом через ЗРУi и АБi обозначены соответственно одни из m зарядно-разрядных устройств и аккумуляторной батареи, находящихся в режиме формовочного цикла.

Так как существенная разбежка параметров аккумуляторов АБ (АБ1, АБ2, …, АБm) 1 происходит через 6-9 месяцев, то периодичность проведения формовочных циклов выбирается один раз в 6-9 месяцев. При этом конкретный срок их проведения в пределах 6-9 месяцев может быть установлен исходя из других требований, например, в период минимальных длительностей теневых участков орбиты КА и т.д.

Формовочные циклы проводят по очереди на одной из АБ (АБ1, АБ2, …, АБm) 1 в произвольном порядке, используя зарядно-разрядное устройство (ЗРУ) 10, состоящее из РУ (РУ1, РУ2, …, PУm) 3 и ЗУ (ЗУ1, ЗУ2, …, ЗУm) 4, и аварийную шину 8 при необходимости. За сутки до проведения формовочного цикла при штатной работе системы электропитания осуществляют съем телеметрической информации (на фиг. 2 система телеметрического контроля КА не показана) о работе формуемой АБ (максимальное напряжение на заряде, минимальное напряжение при разряде, максимальную текущую емкость при срабатывании датчика давления).

Запрет заряда формуемой АБ вводят путем выдачи из наземного комплекса управления (НКУ) через БКУ 9 РК «Запрет заряда АБ» с указанием номера аккумуляторной батареи. В этом случае происходит разряд формуемой АБ на нагрузку (на бортовую аппаратуру 6) на теневых участках орбиты. Таким образом, запасенную в АБ энергию используют по прямому назначению. Разряд формуемой АБ происходит циклично (фиг. 1), так как действие РК «Запрет заряда АБ» не снимается до достижения заданного минимального напряжения на АБ. В этом случае происходит полное выравнивание характеристик аккумуляторов формуемой АБ. Признак глубокого разряда формуемой АБ определяют по величине ее напряжения при разряде. После выполнения необходимого глубокого разряда запрет заряда АБ снимают путем выдачи РК «Восстановление КАС» и формуемую АБ заряжают на фоне штатного функционирования СЭП на солнечных участках орбиты. Формовочный цикл считают завершенным, если формуемая АБ будет заряжена полностью до срабатывания сигнального датчика давления (на фиг. 2 сигнальный датчик давления не показан).

Эффективность формовочного цикла оценивают путем сравнения характеристик АБ, полученных до и после проведения формовочных циклов. Достаточно, приближенно, и качественно ФЦ АБ считают эффективным, если после их проведения значения максимального напряжения при заряде, и максимальной емкости, при которой происходит срабатывание сигнального датчика давления, увеличились при прочих равных условиях. Изменение указанных параметров в сторону их увеличения свидетельствует о выравнивании напряжений аккумуляторов и, как следствие, увеличение величины текущей емкости, при которой срабатывает сигнальный датчик давления. Снижение уровня срабатывания сигнального датчика давления по сравнению с аналогичным параметром предыдущего формовочного цикла указывает о деградации электродвижущей силы (ЭДС) отдельных аккумуляторов и АБ в целом.

Повышение надежности эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей достигается, прежде всего, за счет проведения формовочного цикла через каждые 6-9 месяцев. Живучесть системы электропитания и КА в целом увеличивается за счет использования бортовой аппаратуры в качестве нагрузки для формуемой АБ, поскольку только в этом случае формуемая АБ не выводится из состава системы электропитания и поддерживает заданный уровень надежности СЭП.

Сроки активного существования современных КА составляют пять и более лет, и имеется определенная вероятность отказа зарядного устройства ЗРУ. При этом все работоспособные АБ целесообразно использовать в составе СЭП. Для этой цели может быть использована аварийная шина 8 управляемая по разовым командам коммутационной аппаратурой. Наличие аварийной шины 8 коммутационной аппаратурой позволяет проводить формовочный цикл АБ из состава подсистемы, содержащей аномально работающее ЗРУ, тем самым повышать надежность СЭП и живучесть КА в целом.

Пример реализации способа управления параметрами аккумуляторов никель-водородных аккумуляторных батарей системы электропитания космического аппарата при ее аномальной работе, выражающейся в отказе ЗУ или РУ одного ЗРУ.

Допустим произошел отказ РУ ЗРУ подсистемы 1 (ЗРУ1 + АБ1). После идентификации отказа РУ1 ЗРУ1 аккумуляторная батарея АБ1 подключается, например, параллельно АБ2 к ЗРУ2. В такой конфигурации СЭП функционирует штатно. Для проведения формовочного цикла АБ1 выдают РК «Восстановление КАС», так как РУ1 ЗРУ1 неработоспособно. При этом АБ1 подключается к ЗРУ1 и функционирует только в режиме заряда, так как имеется отказ РУ1 ЗРУ1. Затем выдают последовательно РК: «Отключение АБ1», РК «Выключение ЗРУ1 от аварийной шины» 8, РК «Отключение АБ2». По РК «Отключение АБ1» происходит отключение АБ1 от ЗРУ1 (размыкание контакта S1-1) и подключение ЗРУ1 к аварийной шине 8 (замыкание контакта S1-2), по РК «Выключение ЗРУ1 от аварийной шины» 8 ЗРУ1 отключается от аварийной шины (размыкается контакт S1-3), а АБ1 подключается к аварийной шине 8 (замыкается контакт S1-4), по РК «Отключение АБ2» к аварийной шине 8 подключается ЗРУ2 (замыкается контакт S2-2), а АБ2 отключается от ЗРУ2 (размыкается контакт S2-1). Получается конфигурация СЭП, когда АБ2 переведена в режим «саморазряда», а АБ1 подключена к ЗРУ2 для штатного функционирования. Затем выдают РК «Запрет заряда АБ2» (размыкается контакт S2-3, замыкается контакт S2-4). При этом АБ1 через ЗРУ2 разряжается до напряжения 29 В, т.е. происходит формовочный цикл АБ1. После завершения глубокого разряда выдают РК «Восстановление КАС». При этом происходит только заряд АБ1, так как РУ1 неработоспособно, а АБ2 подключается к ЗРУ2 и функционирует штатно. После восполнения АБ1 путем штатного циклирования до срабатывания сигнального датчика выдают последовательно РК «Отключение АБ1», РК «Выключение ЗРУ1 от аварийной шины» 8 и РК «Выключение ЗРУ2 от аварийной шины» 8, что приводит к подключению АБ1 к ЗРУ2 параллельно АБ2 для дальнейшей штатной работы.

Следует особо отметить, что своевременное определение степени разбаланса аккумуляторов и проведение при необходимости непланового формовочного цикла АБ в целом позволяет надежно их эксплуатировать в течение длительного времени. Для постоянного контроля степени разбаланса аккумуляторов АБ по емкости используют дополнительно показания (данные измерения) не менее трех аналоговых датчиков давления, расположенных в различных аккумуляторах каждой АБ. При этом по полученным показаниям рассчитывают эквивалентную текущую электрическую емкость, например, их среднее арифметическое значение, и обрабатывают зависимость эквивалентной электрической емкости от времени на заданном промежутке времени для установления максимума (минимума) уровня заряженности АБi, для чего используют вычислительный алгоритм СЭП. Затем сравнивают между собой значения эквивалентной емкости АБi и емкости, измеренной телеметрическим датчиком, до начала ФЦ АБi; при этом для сравнения выбирают на заданном световом участке орбиты КА значение текущей электрической емкости, зафиксированное телеметрическим датчиком в момент срабатывания сигнального датчика давления, и максимальное значение эквивалентной электрической емкости АБi. По величине относительного разброса значений электрической емкости АБi судят о степени разбаланса аккумуляторов по емкости. Аналогичную последовательность операций повторяют после завершения ФЦ АБi, а достаточность выравнивания (необходимость повторного ФЦ АБi) емкостей аккумуляторов ABi определяют путем сравнения величин относительного разброса текущей электрической емкости до и после проведения ФЦ АБi.

Таким образом, применение предлагаемого способа управления параметрами аккумуляторов никель-водородных аккумуляторных батарей системы электропитания космического аппарата позволит повысить ресурс эксплуатации НВАБ, а также живучесть СЭП без ухудшения ее технических характеристик как при штатной работе СЭП, так и аномальной работе одного ЗРУ или одной (нескольких) АБ.

Способ управления параметрами аккумуляторов никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) системы электропитания (СЭП) космического аппарата (КА), в котором аккумуляторные батареи в количестве m штук циклируют в режиме заряда-разряда задаваемой бортовой автоматикой системы электропитания, включающий ограничение степени заряда АБ по уровню срабатывания сигнальных датчиков давления, размещенных в отдельных аккумуляторах каждой АБ, контролирование с помощью телеметрических датчиков параметров каждой АБ, включающих текущую электрическую емкость и напряжение, и периодическое проведение формовочных циклов АБ путем глубокого их разряда, причем периодически один раз в 6-9 месяцев вводят запрет заряда для одной из АБ и в качестве разрядной нагрузки используют бортовую аппаратуру космического аппарата, а значения зарядной емкости срабатывания сигнального датчика давления и максимального напряжения АБ при заряде, определяемые в процессе завершения формовочного цикла (ФЦ), используют для оценки состояния аккумуляторной батареи и прогнозирования ее деградации, и аналогичную последовательность операций повторяют для последующей АБ, при этом снабжают СЭП аварийной шиной с управляемой по разовым командам коммутационной аппаратурой для изменения, при необходимости, ее конфигурации путем подсоединения АБ в случае аномального функционирования зарядно-разрядного устройства (ЗРУ) после проведения ФЦ к исправному ЗРУ параллельно АБ для дальнейшего штатного функционирования СЭП, отличающийся тем, что постоянно контролируют степень разбаланса параметров аккумуляторов АБ путем дополнительного использования данных измерения не менее трех аналоговых датчиков давления, расположенных в различных аккумуляторах каждой АБ, причем по полученным данным, зафиксированным аналоговыми датчиками, рассчитывают эквивалентную текущую электрическую емкость, и обрабатывая зависимость эквивалентной электрической емкости от времени на заданном промежутке времени устанавливают максимум уровня заряженности АБ, используя вычислительный алгоритм СЭП, сравнивают между собой значения эквивалентной емкости АБ и емкости, измеренной телеметрическим датчиком до начала ФЦ АБ, при этом для выполнения сравнительного анализа выбирают на заданном световом участке орбиты КА значение текущей электрической емкости, зафиксированное телеметрическим датчиком в момент срабатывания сигнального датчика давления, и максимальное значение эквивалентной электрической емкости АБ по величине относительного разброса значений электрической емкости АБ определяют степень разбаланса аккумуляторов по емкости, при этом упомянутую последовательность операций повторяют после завершения ФЦ АБ, а необходимость выравнивания параметров аккумуляторов АБ определяют путем сравнения величин относительного разброса текущей электрической емкости до и после проведения ФЦ АБ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите.

Изобретение относится к зарядным устройствам аккумуляторов с интеллектуальным распознаванием зарядного устройства и соединителя. Технический результат - унификация зарядных устройств.

Изобретение относится к устройствам для крепления аккумуляторных батарей к корпусу электроинструмента. Технический результат - уменьшение размеров батарейного отсека.

Изобретение относится к способам заряда химических источников тока (ХИТ) и может быть использовано для заряда ХИТ с водным электролитом, в частности для заряда щелочных ХИТ.

Изобретение относится к блокировке зарядного порта транспортного средства. Устройство блокировки зарядного порта содержит зарядный порт транспортного средства, к которому подключается зарядный соединитель для подачи мощности заряда в аккумулятор; зацепляющий элемент на зарядном соединителе, ограничивающий отсоединение соединителя от зарядного порта и обеспечивающий отсоединение соединителя от зарядного порта.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использована в батареях электрических накопителей энергии различного типа. Технический результат - повышение эффективности выполнения традиционных функций по мониторингу, балансировке и защите, обеспечение требуемых для надежной эксплуатации батареи температурных и помехоустойчивых условий ее работы.

Изобретение относится к зарядке транспортного средства. Система зарядки транспортного средства содержит зарядное устройство; устройство ввода для указания планируемого времени для окончания зарядки и контроллер управления зарядным устройством.

Предлагаемое изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей в автономных системах электропитания космических аппаратов, эксплуатируемых на низкой околоземной орбите.

Изобретение относится к бесконтактному зарядному устройству. Бесконтактное зарядное устройство содержит устройство приема мощности, содержащее катушку; аккумулятор; модуль определения состояния заряда аккумулятора; модуль задания допустимого диапазона для процесса заряда; модуль управления зарядом для управления мощностью процесса заряда для аккумулятора и дисплей для отображения допустимого диапазона для процесса заряда.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при эксплуатации аккумуляторных батарей в автономных системах электропитания, в частности в системах электропитания искусственных спутников Земли (ИСЗ), малых космических аппаратов.

Предлагаемое изобретение относится к эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите. В вариантах способа при разбалансе аккумуляторов АБ по емкости и напряжению задействуют резервную группу сигнальных датчиков давления и вводят блокировку датчика минимального напряжения формуемой АБ путем соответствующих разовых команд с наземного комплекса управления, а необходимую и достаточную глубину разряда АБ определяют по уровню ее текущей емкости и по величине тока разряда. По одному из вариантов восполнение формуемой АБ осуществляют в режиме штатного циклирования до срабатывания сигнального датчика давления резервной группы, причем этот номинальный уровень срабатывания сигнальных датчиков давления резервной группы выбирают большим, чем номинальный уровень срабатывания сигнальных датчиков давления, при этом и аналогичную последовательность операций для АБ проводят в полном объеме повторно и отключают сигнальные датчики давления резервной группы из контура управления зарядом формуемой АБ. По второму варианту после восполнения формуемой АБ все аккумуляторные батареи СЭП переводят в режим подзаряда током, превосходящим ток саморазряда АБ, для чего используют бестеневые орбиты функционирования КА для обеспечения необходимой электроэнергией бортовой аппаратуры и аккумуляторных батарей для их штатного функционирования. Изобретение обеспечивает повышение надежности и долговечности эксплуатации никель-водородной аккумуляторной батареи, а также живучести СЭП без ухудшения ее технических характеристик и КА в целом. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводных системах электрических транспортных средств. Техническим результатом является возможность осуществления в сочетании с электромотором выборочного управления скоростью и восстановления заряда аккумулятора в соответствии с выходными параметрами мотора. Аккумулятор переменной конфигурации содержит по меньшей мере один блок соединенных последовательно аккумуляторных элементов, каждый из которых имеет положительный и отрицательный полюсы. Полюсы соединены посредством переключателей с соответствующими выходными соединениями. Включение набора переключателей с процессорным управлением изменяет конфигурацию по меньшей мере нескольких аккумуляторных элементов на конфигурацию, в которой напряжение подают на выходные соединения. Выходное напряжение аккумулятора может изменяться от 0 В до максимального напряжения, производимого последовательно соединенными аккумуляторными элементами. Альтернативная конфигурация переключателей разделяет группы последовательно соединенных аккумуляторных элементов на отдельные аккумуляторные блоки, которые позволяют создавать другие конфигурации аккумуляторных элементов. Управление рабочим циклом переключателей позволяет реализовать промежуточное управление выходным напряжением при уменьшенных переходных процессах при переключении. 2 н. и 33 з.п. ф-лы, 26 ил.

Изобретение относится к контролю аккумуляторных батарей. Технический результат - увеличение срока службы аккумуляторных батарей. Заявлены способ и устройство для предотвращения чрезмерной пассивации батареи в электронном модуле считывания показаний измерителя. Модуль работает большую часть времени в режиме потребления малой мощности. Режим потребления малой мощности прерывают в определенные периоды передачи, где модуль на некоторое время включают или иным образом активируют подключенный передатчик связи для беспроводной передачи данных удаленному узлу. Из-за низкого потребления тока в течение периодов между передачами данных батарея модуля легко поддается наращиванию пассивирующего слоя. Тем не менее, предпочтительно, что модуль выполнен с возможностью выполнять фиктивные активации своего передатчика на некоторое время в периоды, отличные от определенных периодов передачи, например в промежутках между передачами данных. Такие фиктивные активации происходят не для передачи данных, а являются активациями на некоторое время передатчика с относительно высокой мощностью для уменьшения наращивания пассивирующего слоя батареи перед следующей передачей данных. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к подаче электроэнергии к вспомогательному оборудованию транспортных средств. Устройство для зарядки вагонных аккумуляторных батарей при длительной стоянке железнодорожного состава включает в себя подвагонный генератор с приводом от колесной пары, клиноременную передачу с натяжным устройством. Устройство содержит также вспомогательный электродвигатель с приводным шкивом. Причем вспомогательный электродвигатель крепят к днищу вагона. Линия временного электропитания выполнена с возможностью подачи напряжения на вспомогательный электродвигатель для вращения подвагонного генератора. Технический результат заключается в создании эффективного и простого в исполнении устройства для зарядки аккумуляторных батарей. 1 ил.

Использование - в области электротехники. Технический результат - обеспечение стабильной величины энергии аккумуляторной батареи. Устройство (100) управления батареей включает в себя: измерительный модуль (110), который индивидуально измеряет величину разрядного тока разряжающейся аккумуляторной батареи из числа множества аккумуляторных батарей, которые независимо заряжаются и разряжаются; модуль (120) вычисления времени, который вычисляет время, требуемое для того, чтобы аккумуляторная батарея имела постоянную емкость батареи для каждой разряжающейся аккумуляторной батареи, на основе номинального значения разрядного тока для каждой аккумуляторной батареи, которое вычисляется на основе величины разрядного тока, и SOC аккумуляторной батареи; модуль (130) вычисления количества, который вычисляет ожидаемое количество аккумуляторных батарей, которые станут полностью заряженными за требуемое время, на основе номинального значения зарядного тока для каждой аккумуляторной батареи, которое вычисляется на основе величины зарядного тока заряжающейся аккумуляторной батареи, SOC аккумуляторной батареи и требуемого времени, и вычисляет суммарное значение ожидаемого количества и существующего количества аккумуляторных батарей, которые уже являются полностью заряженными; и модуль (140) управления, который определяет, повышать ли или нет номинальное значение зарядного тока на основе суммарного значения. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах для регулирования выходного напряжения генератора переменного тока, используемого для поддержания заряда (зарядки) аккумуляторов. Техническим результатом является обеспечение регулирования выходного напряжения генератора, используемого для зарядки аккумуляторов, в зависимости от изменения условий среды, окружающей аккумулятор, и потерь в линии между выходом генератора переменного тока и аккумулятором. В системе и способе управления генератором переменного тока, предназначенной для генератора переменного тока, имеется внутренний регулятор выходного напряжения, который измеряет и регулирует зарядное напряжение через внутреннюю линию обратной связи. Указанная система содержит: переключатель на внутренней линии обратной связи; источник регулируемого напряжения, соединенный с внутренним регулятором выходного напряжения; внешнюю линию обратной связи, выполненную с возможностью подключения для измерения непосредственно на аккумуляторе состояния аккумулятора, получающего зарядное напряжение; контроллер, подключенный так, чтобы получать сигнал, соответствующий состоянию аккумулятора, по внешней линии обратной связи и в ответ на него избирательно размыкать переключатель и избирательно приводить в действие источник регулируемого напряжения, чтобы избирательно изменять входное напряжение внутреннего регулятора выходного напряжения. Это побуждает внутренний регулятор выходного напряжения соответственно изменять выходное напряжение генератора переменного тока, так что напряжение, поступающее на аккумулятор, будет иметь предварительно заданное значение. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 4 ил.

Использование: в области электротехники при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите. Технический результат - повышение эффективности управления зарядом/разрядом АБ. Согласно способу в случае отказа передающего устройства штатной бортовой системы телеметрической информации (БСТИ) в силу каких-либо технических причин для контроля состояния СЭП, в том числе и формуемой АБ, используют информацию контрольного и рабочего подмассивов из состава массива информации оперативного контроля (ИОК), формируемых и отображаемых в нем по исходным данным, выдаваемым БСТИ в бортовой комплекс управления. При этом в процессе проведения режима разряда формуемой АБ организуют не менее трех сеансов связи с КА со съемом ИОК на каждом сеансе связи. Указанные подмассивы, составленные из аналоговых и сигнальных параметров АБ, разбивают на отдельные информационные группы, отличающиеся друг от друга комбинацией параметров АБ, причем группы параметров АБ одного из подмассивов, представляющего собой контрольную телеметрическую информацию, формируют и отображают в составе массива ИОК по факту срабатывания либо сигнальных датчиков давления любой из n АБ, либо по факту срабатывания пороговых датчиков минимального напряжения любой АБ или минимального напряжения любого аккумулятора. Группы параметров АБ другого подмассива, представляющего собой рабочую телеметрическую информацию, формируют и отображают в составе массива ИОК в определенной временной последовательности, причем количество групп параметров АБ и временные промежутки между ними задают в составе рабочей программы (РП). Скорость разряда формуемой АБ вычисляют, используя данные массива ИОК, как минимум, с двух сеансов связи с КА, а по известной скорости разряда формуемой АБ определяют расчетный номер витка орбиты N для принудительной отмены режима глубокого разряда формуемой АБ. Разовые команды (РК), необходимые для фактического завершения режима разряда формуемой АБ, выдают в сеансе связи на витке (N+1) либо (N+2), причем в сеансах связи, в которых выдаются РК по управлению режимами функционирования формуемой АБ или изменению конфигурации СЭП с использованием коммутационной аппаратуры аварийной шины, осуществляют второй съем ИОК. При этом параметры АБ, отображаемые в составе ИОК, соответствуют моменту времени выдачи РК для второго съема ИОК. 2 ил.

Изобретение относится к электротехнической промышленности. Способ заряда литий-ионной аккумуляторной батареи из «n» последовательно соединенных аккумуляторов заключается в контроле напряжения аккумуляторов, отключении заряда по достижении напряжения любого из аккумуляторов заданного максимального значения и балансировке, во время проведения заряда аккумуляторной батареи, аккумуляторов по напряжению подразрядом на балансировочные резисторы. Параллельно аккумуляторам через замыкающиеся контакты подключают балансировочные резисторы. При включении заряда выбирают аккумулятор с наименьшим текущим напряжением. На остальных аккумуляторах замыкают контакты в цепях балансировочных резисторов. Сравнивают величину текущего напряжения каждого аккумулятора UTi с текущим напряжением аккумулятора с изначально незамкнутым контактом в цепи балансировочного резистора UT0 и при UTi≤UT0, контакт в цепи балансировочного резистора соответствующего аккумулятора размыкают. Изобретение позволяет повысить надежность и упростить способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способу зарядки воздушно-цинкового элемента, характеризующемуся тем, что потенциал отрицательного электрода во время зарядки меньше или равен критическому потенциалу процесса заряда. Изобретение также относится к способу хранения и выделения электрической энергии, включающему указанную стадию зарядки, и к воздушно-цинковому элементу, подходящему для осуществления указанного способа зарядки и фазы разрядки. Повышение степени защиты воздушного электрода от разрушения в предложенном способе обеспечивается использованием второго положительного электрода в фазе зарядки, который участвует в реакции выделения кислорода, а поддерживание потенциала отрицательного электрода во время заряда меньшим или равным значению критического потенциала заряда ограничивает образования на нем осадка цинка в виде пены или дендритов. Повышение срока службы воздушно-цинкового элемента является техническим результатом изобретения. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и устройствам для питания нагрузки электрическим током от электрохимических источников тока, например аккумуляторных батарей большой энергоемкости. Целью изобретения является способ и устройство для питания нагрузки, позволяющие регулировать напряжение на нагрузке и балансировать напряжения секций с электрохимическими источниками тока при разряде последних на нагрузку. Регулирование напряжения на нагрузке осуществляется тем, что в устройстве, состоящем из секций с одинаковыми электрохимическими источниками тока, измеряют напряжение электрохимических источников тока каждой секции, выбирают секции с наибольшим напряжением заряда электрохимических источников тока, суммарно обеспечивающих требуемое напряжение на нагрузке, включают (выключают) выбранные секции источника электропитания в определенной последовательности с задержкой (опережением) по времени относительно ранее включенной (выключенной) секции. Кроме того, для сглаживания пульсаций действующего напряжения и регулирования действующего напряжения на нагрузке в диапазоне от нуля до максимального значения, равного сумме напряжений заряда электрохимических источников тока всех секций, производят импульсную модуляцию с регулируемым коэффициентом заполнения напряжения электрохимического источника тока, по крайней мере, одной секции. Балансировка напряжений электрохимических источников секций заключается в уменьшении разницы напряжений заряда электрохимических источников тока секций. Это достигается выбором для разряда на нагрузку секций с электрохимическими источниками тока с наибольшим напряжением заряда и сокращением времени разряда выбранных секций с меньшим напряжением заряда источников, а также импульсной модуляцией напряжения секций с меньшим напряжением заряда. Устройство, реализующее способ, состоит из M последовательно соединенных секций, содержащих последовательно соединенные электрохимический источник тока и коммутатор, подключенный к общей схеме управления. Каждая секция шунтирована вентилем, включенным встречно источнику шунтируемой секции. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх