Способ изготовления ротора электростатического гироскопа

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве электростатических гироскопов. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа содержит этапы, на которых: формируют из сплошной заготовки сферическую поверхность ротора, выполняют вдоль его диаметральной оси сквозное цилиндрическое отверстие, выполняют финишную обработку поверхности ротора, устанавливают ротор в корпусе гироскопа, выполняют обезгаживание ротора в корпусе, при этом вдоль диаметральной оси ротора, перпендикулярной к оси сквозного цилиндрического отверстия, выполняют второе сквозное цилиндрическое отверстие. Технический результат - повышение точности электростатического гироскопа. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве электростатических гироскопов.

Известен способ изготовления ротора электростатического гироскопа [1].

Способ реализуется при выполнении следующих технологических операций:

1. Производится формообразование сферической поверхности ротора из сплошной бериллиевой заготовки.

2. Осуществляются операции по формированию эллипсоида инерции ротора, включающие:

- выполнение в теле ротора по двум диаметральным взаимно перпендикулярным осям (например, ОХ и OY) четырех цилиндрических отверстий (по два отверстия вдоль каждой оси);

- изготовление четырех цилиндрических грузов из материала большей плотности, чем материал ротора;

- установку (вклейку) грузов в отверстия ротора.

В результате выполнения перечисленных операций формируется эллипсоид инерции с параметрами:

Iz>Ix=Iy,

где:

Ix, Iy - моменты инерции относительно диаметральных взаимно перпендикулярных осей ОХ и OY, вдоль которых установлены грузы;

Iz - момент инерции относительно оси OZ, перпендикулярной осям ОХ и OY.

3. Осуществляется финишное формирование поверхности ротора.

4. На роторе выполняются элементы системы съема информации путем смещения центра масс ротора. Обеспечивается расчетное значение дебаланса.

5. Осуществляется сборка гироскопа.

6. Гироскоп приводится в рабочий режим.

В рабочем режиме вращение ротора с таким эллипсоидом инерции происходит вокруг оси OZ, оси с преобладающим моментом инерции Iz. Момент инерции Iz обусловливает кинетический момент гироскопа. При вращении ротора происходят его биения, которые используются для получения информации об угловом положении ротора относительно корпуса.

Недостатком способа является малая точность гироскопа. Недостаток обусловлен нестабильностью конструкции ротора выполненного из нескольких деталей, а также наличием дебаланса ротора. Наличие дебаланса ротора является с одной стороны источником информации, с другой стороны источником возмущающего момента, уменьшающего точность гироскопа.

Известен также способ изготовления ротора электростатического гироскопа с вытянутым эллипсоидом инерции [2], который принимаем за прототип.

Способ предполагает выполнение следующих технологических операций:

1. Из бериллиевой заготовки производится формообразование сферической поверхности ротора.

2. Осуществляются операции по формированию эллипсоида инерции ротора, включающие:

- выполнение в теле ротора вдоль диаметральной оси (например, ОХ) сквозного цилиндрического отверстия;

- изготовление цилиндрического стержня из материала большей плотности, чем материал ротора, например, тантала;

- установку (вклеивание) стержня в отверстие ротора.

В результате установки стержня формируется эллипсоид инерции с параметрами, соответствующими параметрам вытянутого эллипсоида инерции:

Iz=Iy>Ix,

где:

Ix - момент инерции ротора относительно диаметральной оси ОХ;

Iy - момент инерции ротора относительно диаметральной оси OY, перпендикулярной оси ОХ;

Iz - момент инерции ротора относительно оси OZ, перпендикулярной осям ОХ и OY.

3. Осуществляется финишное формирование поверхности ротора.

4. Производится сборка гироскопа.

5. Осуществляется обезгаживание ротора в корпусе гироскопа.

6. Гироскоп приводится в рабочий режим. При этом осуществляется взвешивание ротора в электростатическом подвесе, приводится его разгон до рабочей скорости, из рабочего зазора с помощью гетеродинного вакуумного насоса устраняется остаточный газ, выделяемый элементами гироскопа.

В рабочем режиме ротор с вытянутым эллипсоидом инерции будет совершать двойное вращение: быстрое вращение вокруг оси OZ с угловой скоростью Ω, обуславливая вектор кинетического момента, и медленное, нутационное вращение с углом нутации близким к π/2 с угловой скоростью ω относительно оси ОХ, что обуславливает осреднение погрешности гироскопа из-за дебаланса и нечетных гармоник формы ротора.

Недостатком способа является малая точность гироскопа. Указанный недостаток обусловлен:

- нестабильностью составной конструкции ротора. Составные части - ротор и стержень - изготавливаются из материалов, имеющих разные коэффициенты объемного расширения. Изменение температуры, происходящее при эксплуатации гироскопа, приводит к возникновению напряжений в месте сопряжения стержня и ротора и, как следствие, к изменению их геометрических параметров, к смещению центра масс ротора, к уменьшению точности гироскопа;

- неравномерностью распределения остаточного давления по периметру рабочего зазора гироскопа. В гироскопе для обеспечения вакуума в рабочем зазоре применяется гетеродинный вакуумный насос, установленный на его корпусе. При работе насоса создаваемое им в рабочем зазоре остаточное давление распределяется по периметру рабочего зазора неравномерно. В месте установки насоса остаточное давление практически на порядок меньше, чем остаточное давление по другую, диаметрально расположенную, сторону рабочего зазора. При вращении ротора в неоднородной среде возникает возмущающий момент уменьшающий точность гироскопа.

Задачей настоящего изобретения является совершенствование технологического процесса изготовления электростатического гироскопа.

Достигаемый технический результат - повышение точности электростатического гироскопа за счет улучшения его конструкции.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе изготовления ротора электростатического гироскопа, содержащем формирование из сплошной заготовки сферической поверхности ротора, выполнение вдоль его диаметральной оси сквозного цилиндрического отверстия, финишное формирование поверхности ротора, установку ротора в корпусе гироскопа, обезгаживание ротора в корпусе, вдоль диаметральной оси ротора перпендикулярной к оси сквозного цилиндрического отверстия, выполняют второе сквозное цилиндрическое отверстие.

На внутреннюю поверхность обоих цилиндрических отверстий наносят слой нитрида титана, а обезгаживание ротора производят при температуре активации геттерных свойств титана.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом фиг. 1, на котором приведена принципиальная схема ротора гироскопа.

На фиг. 1 приняты следующие обозначения:

1 - ротор гироскопа;

2 - первое сквозное цилиндрическое отверстие;

3 - второе сквозное цилиндрическое отверстие, ось которого перпендикулярна оси отверстия 2;

4 - слой меди, нанесенный на сферическую поверхность ротора 1;

5 - слой нитрида титана, нанесенный на сферическую поверхность ротора 1 поверх слоя меди 4;

6 - слой титана, нанесенный на поверхность цилиндрических отверстий 2 и 3;

OXYZ - оси, связанные с ротором 1 гироскопа;

OY - диаметральная ось, направленная по оси сквозного отверстия 2;

OZ - диаметральная ось, направленная по оси сквозного отверстия 3;

OX - диаметральная ось, направленная по оси перпендикулярной к осям OZ и OY;

Ω - угловая скорость вращения ротора 1 относительно оси OZ, обусловливающая вектор кинетического момента;

ω - угловая скорость нутационного вращения ротора 1 относительно оси ОХ, обусловливающая осреднение погрешности гироскопа из-за дебаланса ротора 1 и нечетных гармоник его формы.

Предлагаемый способ реализуется при выполнении следующих технологических операций:

1. Из сплошной заготовки, выполненной, например, из лейкосапфира, средствами механической обработки (точение, шлифовка) производится формообразование сферической рабочей поверхности ротора 1. Лейкосапфир, по сравнению с бериллием (материалом, используемым в способе, принятом за прототип), более стабилен, имеет меньшую пористость, соответственно меньшее газовыделение.

2. Осуществляются операции по формированию эллипсоида инерции ротора, включающие:

- выполнение в роторе 1 вдоль диаметральной оси OY, сквозного цилиндрического отверстия 2;

- выполнение в роторе 1 вдоль диаметральной оси OZ, перпендикулярной оси OY, второго сквозного цилиндрического отверстия 3.

В результате формируется эллипсоид инерции с параметрами, соответствующими параметрам вытянутого эллипсоида инерции:

Iz=Iу>Ix,

где Iz будет равен Iz=Iш-(Iо3+Ir2);

Iy будет равен Iy=Iш-(Iо2+Ir3),

Ix будет равен Ix=Iш-(Ir3+Ir2);

Iш - момент инерции сплошного сферического ротора 1 (без отверстий);

Io2=Iо3 - момент инерции удаленного из ротора 1 цилиндрического стержня (для выполнения отверстий 2 и 3) относительно его продольной оси.

Ir2=Ir3 - момент инерции удаленного из ротора 1 цилиндрического стержня (для выполнения отверстий 2 и 3) относительно его радиальной оси.

Для цилиндрического стержня Iri>>Ioi.

3. На поверхность цилиндрических отверстий 2 и 3 наносится слой 6 титана. Титан выбран, исходя из его геттерных свойств поглощать, по сравнению с другими материалами, более широкий спектр газов [3].

4. Осуществляется финишное формирование поверхности ротора 1 (на сферическую поверхность ротора 1 наносится слой меди 4, как элемента устройства привода вращения ротора 1, поверх слоя меди наносится слой нитрида титана 5, как элемента устройства подвеса ротора).

5. Производится сборка гироскопа.

6. Осуществляется обезгаживание ротора 1 в корпусе гироскопа. Обезгаживание происходит при температуре равной температуре активации геттерных свойств титана, равной 550°С [3].

7. Гироскоп приводится в рабочий режим. В рабочем режиме ротор с вытянутым эллипсоидом инерции будет совершать двойное вращение: быстрое вращение вокруг оси OZ с угловой скоростью Ω, обусловливая вектор кинетического момента, и медленное, нутационное вращение с углом нутации близким к π/2 с угловой скоростью ω относительно оси ОХ, что обусловливает осреднение погрешности гироскопа из-за дебаланса и нечетных гармоник формы ротора.

Вакуум в рабочем зазоре будет поддерживаться за счет геттерных свойств титана. При размещении геттерного вакуумного насоса (далее - насоса) на вращающемся роторе неоднородность среды в рабочем зазоре уменьшится. Поглощение газа будет происходить не в одной точке (как в прототипе), а по всему рабочему зазору за счет перемещения насоса вместе с вращающимся ротором.

В результате возмущающее воздействие из-за неоднородности среды в рабочем зазоре гироскопа будет устранено или значительно уменьшено.

При реализации предлагаемого способа, точность гироскопа по сравнению со способом, принятым за прототип, повышается. Повышение точности достигается за счет:

- повышения стабильности конструкции путем исключения причины появления механических напряжений в теле ротора, приводящих к изменению его геометрических параметров, к смещению центра масс, и, соответственно, к снижению точности гироскопа. В прототипе составные части ротора выполнены из разнородных материалов. Ротор, изготовленный предлагаемым способом, однороден;

- повышения однородности среды в рабочем зазоре. Ротор, изготовленный предлагаемым способом, выполнен совместно с насосом, размещенным внутри ротора. При вращении ротора насос вращается вместе с ним. Поглощение выделяемого элементами гироскопа газа в рабочем зазоре происходит не в одной точке, как в принятом за прототип способе, а по всему периметру рабочего зазора, что повышает равномерность распределения остаточного давления в рабочем зазоре.

В настоящее время на предприятии изготовлены и испытаны с положительным результатом макетные образцы предлагаемого ротора, макетные образцы электростатических гироскопов с его применением. Продолжается разработка документации для изготовления опытных образцов электростатического гироскопа.

Таким образом, достигается заявленный технический результат.

Источники информации

1. D.L. Mc Leod. Miniaturization of the Solid Rotor Electrostatic Gyro // The Mathereals of Conference «NAECON», 1979. - pp. 1199-1205.

2. E.A. Артюхов, В.З. Гусинский, A.A. Иванов //Ротор электростатического гироскопа с вытянутым эллипсоидом инерции // Судостроительная промышленность, серия «Навигация и гироскопия» // СПб: ЦНИИ «Румб», выпуск 3, 1992, стр. 35, 36.

3. Фред Розберн // Справочник по вакуумной технике и технологии // М.: Энергия, 1972.

1. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа, содержащий формирование из сплошной заготовки сферической поверхности ротора, выполнение вдоль его диаметральной оси сквозного цилиндрического отверстия, финишную обработку поверхности ротора, установку ротора в корпусе гироскопа, обезгаживание ротора в корпусе, отличающийся тем, что вдоль диаметральной оси ротора, перпендикулярной к оси сквозного цилиндрического отверстия, выполняют второе сквозное цилиндрическое отверстие.

2. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа по п. 1, отличающийся тем, что на внутреннюю поверхность цилиндрических отверстий ротора наносят слой титана, а обезгаживание ротора производят при температуре активации геттерных свойств титана.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к микромеханическим датчикам скорости вращения, в которых используется эффект Кориолиса, в частности к микромеханическим гироскопам (ММГ) вибрационного типа.

Изобретение относится к системам регулирования температуры и может быть использовано в инерциальных микромеханических навигационных системах на основе датчиков ускорения и угловой скорости.

Изобретение относится к вибрационному инерциальному датчику угловой скорости, такому как гирометр или гироскоп, и к способу балансировки этого датчика. Вибрационный инерциальный датчик угловой скорости типа МЭМС содержит опору для, по меньшей мере, двух масс, которые установлены с возможностью перемещения по отношению к опоре, и, по меньшей мере, один электростатический привод и, по меньшей мере, один электростатический детектор, которые предназначены соответственно для выработки и обнаружения колебания масс, при этом массы подвешены в рамке, которая присоединена с помощью средства подвешивания к опоре так, что массы и рамка имеют три степени свободы в плоскости относительно опоры.

Изобретение относится к области управления рабочим орудием, присоединенным к корпусу машины, в частности к оценке ориентации и смещения рабочего орудия бульдозера относительно корпуса машины.

Изобретение относится к передаче данных телеизмерений через воздушный зазор. Технический результат заключается в уменьшении потребляемой мощности и сокращении длительности формируемых сигналов.

Изобретение относится к приборостроению и представляет собой способ уменьшения магнитного дрейфа зеемановских лазерных гироскопов, вызванного термоЭДС на границах материалов магнитного экрана и корпуса.

Изобретение относится к гироскопическим приборам для навигации, геодезии, измерения азимута на земной поверхности. Гирокомпас содержит корпус, платформу, датчик угловой скорости в виде гироскопа, закрепленного на платформе, датчик горизонта, приводной двигатель, систему управления гирокомпаса.

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для торможения и фиксации вращающейся части механизма в произвольном угловом положении с заданным моментом.

Изобретение относится к области приборостроения - лазерным датчикам угловой скорости, применяемым в навигационных системах, и может быть использовано в волоконно-оптических гироскопах на основе эффекта Саньяка.

Изобретение относится к гироскопическим устройствам. Может быть преимущественно использовано для исследования поверхностных явлений смачивания и растекания при нагреве в вакууме и инертной или активной газовых средах. Самогоризонтируемое устройство включает корпус 1, выполненный из керамики, молибдена или стали, в верхней части которого установлен промежуточный элемент 2, выполненный из такого же материала, что и корпус 1 или отличающийся от него, закрепленный двумя стержнями 3 к стенке корпуса 1, самогоризонтируемый столик 4, выполненный из такого же материала, что и корпус 1 или отличающийся от него, в нижней части которого расположен массивный груз 5, который может быть выполнен съемным и соединяться через соединительный стержень 6; самогоризонтируемый столик 4 закреплен двумя стержнями 7 в промежуточном элементе 2, причем стержни 3 и 7 расположены взаимно - перпендикулярно друг другу.

Изобретение относится к следящим системам (СС) с гироскопическим приводом в качестве исполнительного механизма (ИМ). Технический результат - обеспечение устойчивой работы СС. Для этого дополнительно измеряют сигнал угловой скорости колебаний продольной оси корпуса исполнительного механизма, отображающий ее координаты в системе координат, связанной с корпусом, с помощью датчика угловой скорости колебаний продольной оси корпуса (ДУСк), формируют сигналы, отображающие вращающуюся систему координат ротора (ВСКр) на основе сигналов датчика вращения ротора относительно корпуса (ДВРк) и датчика вращения корпуса (ДВК), преобразуют сигнал датчика угла пеленга (ДУП) из ВСКр в неподвижную систему координат ротора (НСКр), а сигнал ДУСк - в неподвижную систему координат корпуса НСКк. Затем дифференцируют преобразованный сигнал ДУП, вычитают из него преобразованный сигнал ДУСк, а полученную разность сигналов преобразуют в дополнительный сигнал управления, отображающий координаты угловой скорости ротора на выходе звена нутаций на частоте сигнала управления угловым положением визирной оси головки самонаведения, и формируют отрицательную обратную связь между выходом и входом звена нутаций, вычитая ее из сигнала управления угловым положением визирной оси головки самонаведения. 2 з.п. ф-лы

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных поплавковых гироскопов. Двухстепенной поплавковый гироскоп содержит корпус с двумя торцевыми крышками, цилиндрическую поплавковую гирокамеру, установленную в корпусе на камневых опорах, поддерживающую жидкость, заполняющую зазор между корпусом гироскопа и поплавковой гирокамерой, обмотку обогрева и обмотку термодатчика, размещенные на наружной цилиндрической поверхности корпуса, датчик угла, датчик момента, при этом внутри корпуса соосно с ним установлен цилиндр, на внутренней поверхности которого вдоль поплавковой камеры изолированно от корпуса установлены две идентичные системы из m электродов, где m=2(n+2), n=1,2 …, жестко связанных с цилиндром, геометрический центр поверхности плоской развертки одной системы электродов лежит по одну сторону от плоскости, перпендикулярной продольной оси гироскопа, делит цилиндрическую поверхность встроенного цилиндра на две равные части и симметричен геометрическому центру поверхности плоской развертки второй системы. Технический результат - повышение точности двухстепенного поплавкового гироскопа. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение для повышения точности угловой ориентации орбитальных космических аппаратов (КА), в которых применяются системы ориентирования с использованием орбитальных гирокомпасов (ОГК). Технический результат - повышение точности. Для этого обеспечивают автокомпенсацию ошибки ОГК, обусловленные собственными детерминированными ошибками построителя местной вертикали (ПМВ) по крену и тангажу, а также ошибки ОГК, обусловленные постоянными составляющими собственного дрейфа гироскопических датчиков измерителя угловых скоростей в каналах курса, тангажа и крена. Измерение указанных ошибок достигается за счет создания условий их наблюдаемости. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение для пространственной угловой ориентации орбитальных космических аппаратов (КА), в которых применяются системы ориентирования, построенные по принципу орбитального гирокомпасирования. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в него введены модуль контроля курса в канале крена (МКК-К), блок задания программных движений (БЗПД), модуль расчета программных движений (МРПД) и модуль компенсации взаимовлияния каналов ориентации (МКВК), функциональные связи между которыми позволяют КА обеспечить программные повороты одновременно по курсу, крену и тангажу, сохраняя при этом устойчивый режим гирокомпасирования. 6 ил.

Изобретение относится к области гироскопического приборостроения и предназначено для определения величин масштабных коэффициентов трехосных лазерных гироскопов (ТЛГ) с взаимно ортогональными осями чувствительности при проведении калибровки (паспортизации) бесплатформенных инерциальных навигационных систем, построенных на основе ТЛГ, или их составных частей. Способ определения масштабных коэффициентов трехосного лазерного гироскопа заключается в том, что лазерный гироскоп устанавливают на планшайбу поворотного стола, ось чувствительности лазерного гироскопа ориентируют коллинеарно оси вращения планшайбы, далее последовательно в двух противоположных направлениях поворачивают планшайбу на фиксированный угол, при этом с выхода гироскопа регистрируют количество и знак информационных импульсов, затем вычисляют величину масштабного коэффициента как отношение удвоенного значения заданного угла поворота к разности между количеством информационных импульсов, зарегистрированных при вращении планшайбы против часов стрелки и по часовой стрелке, при этом для ориентации оси чувствительности трехосного лазерного гироскопа коллинеарно оси вращения планшайбы две другие оси чувствительности выставляют ортогонально оси вращения планшайбы. Технический результат - повышение точности определения масштабных коэффициентов ТЛГ. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к регулирующим устройствам. Заявлена группа изобретений, включающая регулирующее устройство, датчик угловой скорости, способ эксплуатации регулирующего устройства с гармонической задающей величиной. Особенностью заявленной группы изобретений является наличие главного модуля регулятора, который выполнен с возможностью выводить из сигнала измерения и гармонического сигнала номинального значения управляющий сигнал для модуля исполнительных органов, и модуля расширения регулятора, который выполнен с возможностью при деактивированном модуле исполнительных органов определять из сигнала измерения фактическую фазу и фактическую амплитуду остаточного колебания осциллятора и выдавать в главный модуль регулятора согласованный с фактической фазой и фактической амплитудой гармонический сигнал номинального значения. Техническим результатом является обеспечение улучшенного регулирования. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к измерительной технике, и предназначено для измерения угловой скорости, например, в системах управления, навигации, стабилизации и наведения. Инерционные массы (1, 2), на поверхности которых напылены токопроводящие дорожки (19, 20), размещены на упругих элементах подвеса (3, 4) в зазоре между двумя постоянными магнитами (6). Датчики положения состоят из пар излучателей (11, 12, 15, 16) и фотоприемников (17, 18) или двухсегментных фотоприемников (13, 14). Инерционные массы (1, 2) совершают автоколебания под действием знакопеременного сигнала, формируемого в цепи обратной связи, состоящей из триггеров Шмидта (28, 32), амплитудных детекторов (29, 33) и сумматоров (27, 31). Наличие входного воздействия приводит к смещению центра колебаний инерционных масс и возникновению временной модуляции выходного сигнала, получаемого после обработки на микроконтроллере (30). Технический результат заключается в большей помехозащищенности и измерении угловых скоростей с большей точностью и расширенным частотным диапазоном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при создании и эксплуатации навигационных систем на базе гироскопических устройств (ГУ). Способ автокомпенсации не зависящих от ускорения дрейфов гироскопического устройства, для оценки которого используют текущее значение расчетного интегрального параметра N, определяемого путем математической обработки выходных сигналов гироскопа, показаний датчика угла и акселерометров. При этом принудительный разворот рамки вокруг оси, параллельной оси кинетического момента на текущий расчетный поправочный угол поворота рамки, осуществляют при достижении или превышении текущим значением расчетного интегрального параметра N предустановленного порога, определяемого как отношение среднеквадратичного отклонения (СКО) максимальной допустимой погрешности хранения направления, вызванной корпусными дрейфами, к СКО неопределенности этих дрейфов. Технический результат - повышение точности навигационной системы за счет снижения влияния корпусных дрейфов ГУ на погрешность хранения базового направления, независимо от закона движения объекта. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к трехосным гироскопам средней и повышенной точности, а конкретно к способу оценки их систематических погрешностей. Технический результат заключается в повышении точностных характеристик трехосного гироскопа за счет повышения достоверности оценки систематических погрешностей трехосного гироскопа, с одновременным уменьшением трудоемкости процесса измерений. Способ оценки погрешностей систематического дрейфа трехосного гироскопа, заключающийся в проведении измерений выходных сигналов трехосного гироскопа в нескольких азимутальных положениях и цифровой обработке полученных измерений, отличается тем, что измерения в нескольких азимутальных положениях совершают при повороте базы трехосного гироскопа вокруг вертикальной оси, цифровую обработку измерений осуществляют путем построения аппроксимирующих функций и определения коэффициентов аппроксимации, расчета постоянной проекции вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли с учетом конструктивного расположения осей чувствительности, определения разности полученных коэффициентов аппроксимации и расчетного значения проекции вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли на оси чувствительности гироскопа. 6 ил., 2 табл.

Изобретение относится к твердотельным волновым гироскопам (ТВГ), работающим в режиме датчика углового положения. Способ компенсации дрейфа ТВГ включает предварительное определение математических параметров модели температурной скорости дрейфа ТВГ, определение углового положения волны резонатора в рабочем режиме и алгоритмическую компенсацию его температурной скорости дрейфа в соответствии с этой моделью, рассчитывают значения производной частоты резонатора, при этом модель дрейфа использует значения углового положения волны, частоту резонатора и производную частоты и рассчитывается в виде функции где Ak, Bk - полиномы степени N по члену f и степени M по члену g; θ - значение углового положения волны; - резонансная частота твердотельного волнового гироскопа; g - значение производной резонансной частоты; N - максимальная степень в функциональной зависимости величины дрейфа от частоты; M - максимальная степень в функциональной зависимости величины дрейфа от производной частоты; K - количество гармоник в функциональной зависимости дрейфа от угла; параметры ak,i,j, bk,i,j находят для конкретного прибора путем проведения съемов значений электрического угла θ, скорости изменения электрического угла, резонансной частоты производной резонансной частоты g для различных температур и скоростей изменения температур на неподвижном основании. Технический результат – повышение точности компенсации дрейфа ТВГ. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх