Набор дидактических пособий для диагностики психической активности младенцев

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев. Набор дидактических пособий для диагностики психической активности младенцев состоит из сумки с ручками, в которой находятся изделия диагностического и дидактического назначения: надувной матрас, мягкий надувной резиновый валик, крупная яркая игрушка с громким звонким звуком, крупная яркая игрушка с низким глухим звуком, светящаяся игрушка яркого цвета с фактурной поверхностью, фонарик с мягким световым потоком, погремушка с крупяным звучанием, колокольчик с мягким мелодичным звуком, яркий звонкий бубен с лентами, мягкая текстильная, приятная на ощупь погремушка-пищалка с громким звуком, щетка с мягкой натуральной щетиной, резиновая щетка с жесткой щетиной, детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной, тесьма velko, черно-белое изображение лица человека 20×20 см, карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос и черных кругов на белом фоне, дудка с резким сильным звуком, игрушка-подвеска с крупными яркими подвижными деталями, кукла-неваляшка среднего размера, яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком, яркая игрушка с возможностью растягиваний и вибраций, яркий мяч с фактурной поверхностью. Набор позволяет установить функциональные возможности рецепторов основных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного и тактильного, определить направление психолого-педагогической помощи и виды стимулирующего коррекционно-педагогического воздействия на незрелую психическую сферу детей первых месяцев жизни. 23 ил., 1 пр.

 

Изобретение относится к области здравоохранения, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.

Известен диагностико-терапевтический набор для детей больных органическим синдромом Брайна (США, N 4972851, А61В 19/00, 1990). Набор создан для диагностики умственного развития ребенка дошкольного возраста с целью своевременного выявления отклонений от возрастной нормы и представляет собой контейнер, в котором размещены диагностические и дидактические игрушки и пособия, выполненные из неметаллических материалов и окрашенные в различные цвета, например игрушка-зверь из мягкой пластмассы, зеркало, отрезок резинки, пластинки с нанесенными на их поверхности полосами различных направлений.

Недостатком является то, что пособия и игрушки не могут быть использованы для изучения функциональных возможностей анализаторов младенцев, т.к. они созданы для детей более старшего возраста и процедура обследования не позволяет установить с ними контакт.

Известен набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста, который содержит контейнер с размещенной в нем группой пособий и игрушек диагностического и дидактического назначения, включающий желоб и шарик для него, три различные по размерам и одноцветные коробочки с крышками, в которых размещены соответствующие им по размерам шарики, разборные пирамидку и матрешку, кубики и игрушка-тележка с тесьмой, группой иллюстративных пособий, включающую две пластинки с одинаковыми предметными картинками, одна из которых разрезана на несколько частей, несколько пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре, группой обучающих пособий, состоящей из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша. При этом кубики, шарики и палочки могут быть выполнены из пластмассы, а контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка и прямоугольные коробочки - из дерева. Набор позволяет упростить раннюю диагностику умственного развития ребенка (Патент РФ №2121316 - Стребелева Елена Антоновна)

Это изобретение выбрано нами в качестве прототипа.

Необходимость диагностики функциональных возможностей анализаторов у детей, родившихся значительно раньше срока, обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, число детей, родившихся раньше положенного срока, в общей популяции новорожденных не имеет тенденции к снижению. Во-вторых, недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма. У недоношенных детей чаще, чем среди доношенных, выявляются неврологические нарушения, в частности особенности иннервации мускулатуры, патология органа зрения, болезни уха и сосцевидного отростка, в том числе тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и другие отклонения в работе организма. Наиболее тяжелые и сочетанные нейросенсорные нарушения выявляются у крайне незрелых детей. В силу чего реакции недоношенных детей на различные раздражители отличаются сглаженностью проявлений, генерализованностью, слабостью активного торможения, иррадиацией возбуждения.

Диагностика функциональных возможностей анализаторов и психической активности ребенка может быть проведена путем непосредственного воздействия внешних стимулов различной модальности и интенсивности на рецепторы того или иного анализатора ребенка, вызывая тем самым определенную физиологическую реакцию и психическую активность.

Задачей изобретения, объекта « продукт», конкретно «изделия», является создание набора пособий, с помощью которых возможно проводить диагностику психической активности младенцев.

Результатом осуществления поставленной задачи является возможность выявления способности младенцев реагировать на внешние стимулы, установить соответствие или несоответствие психофизиологической реакции существующему возрастному нормативу.

Изобретение представляет собой изделия, конкретно, набор дидактических пособий, использование которых в процессе стандартизированной диагностической психолого-педагогической диагностики позволяет установить функциональные возможности рецепторов основных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного и тактильного, определить направления психолого-педагогической помощи и виды стимулирующего коррекционно-педагогического воздействия на незрелую психическую сферу ребенка.

Набор дидактических пособий содержит: контейнер для игрушек в виде сумки на молнии с ручками (фото 1), в которой размещены изделия-пособия: надувной матрас 50×70 см (фото 2), мягкий надувной резиновый валик (20×30 см) (фото 3), крупная яркая игрушка с громким звонким звуком (фото 4), крупная, яркая игрушка с низким глухим звуком (фото 5), светящаяся игрушка среднего размера, яркого цвета с фактурной поверхностью, подвижными деталями кнопкой вкл./выкл. (фото 6), фонарик с мягким световым потоком (кнопкой вкл./выкл.) (фото 7), погремушка среднего размера с крупяным звучанием (фото 8), колокольчик с мягким мелодичным звуком (фото 9), яркий звонкий бубен с лентами (фото 10), мягкая текстильная, приятная на ощупь маленькая погремушка-пищалка с громким звуком (фото 11), щетка с мягкой натуральной щетиной (фото 12), резиновая щетка с жесткой щетиной (фото 13), детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной (фото 14), тесьма velko (фото 15), черно-белое изображение лица человека 20×20 см (фото 16), карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос, черных кругов на белом фоне (полосы и круги по 3 см) (фото 17), клаксон, дудка с резким сильным звуком (фото 18), игрушка-подвеска с крупными яркими подвижными деталями (фото 19), кукла-неваляшка среднего размера (фото 20), яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком (фото 21), яркая игрушка с возможностью растягивания и вибрацией (фото 22), яркий мяч с фактурной поверхностью (диаметр 10 см) (фото 23). К набору приложено руководство для пользователя.

Изделия предназначены для диагностических и дидактических целей.

Каждое дидактическое изделие оказывает стимулирующее воздействие различной интенсивности на один из анализаторов, вызывает активность и фиксирует функциональные возможности зрительного анализатора (зрительные ощущения и восприятие), функциональные возможности слухового анализатора (акустические ощущения и восприятие), функциональные возможности двигательного анализатора (непроизвольная и произвольная двигательная активность), функциональные возможности тактильного анализатора (перцептивные ощущения и восприятие) и характер психологического взаимодействия с окружающей средой (поведение, отношение к происходящему, способы ориентировки и коммуникации), в результате чего определить необходимые ребенку специальные средства и методы психолого-педагогического воздействия для развития его психологического потенциала и социализации. Внешний вид, цветовая гамма, размер, качество, фактура и вид материалов, звуковые возможности дидактических изделий соответствуют возрасту и особенностям работы организма младенцев первого полугодия жизни, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, и способны оказать стимулирующее воздействие на воспринимающий аппарат 4-х основных анализаторов.

Новорожденным последовательно предъявляются изделия, воздействующие на рецепторы одного из 4-х анализаторов: в первую очередь зрительного анализатора, затем слухового анализатора, в третью - кожного анализатора, в четвертую - двигательного анализатора. Все дидактические пособия разделены на 4 группы, в зависимости от назначения, а именно по оценке функциональных возможностей рецепторов.

К первой группе относятся 6 изделий для оценки функциональных возможностей рецепторов тактильного анализатора и оценки поведения при наличии перцептивных ощущения и восприятия: щетка с мягкой щетиной (фото 12), детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной (фото 14), резиновая щетка с жесткой щетиной (фото 13), мягкий надувной резиновый валик (фото 3), тесьма velko (фото 15).

Ко второй группе относятся 6 изделий для оценки функциональных возможностей рецепторов двигательного анализатора ребенка - непроизвольная двигательная активность при наличии двигательных ощущений и восприятия: яркий мяч с фактурной поверхностью (фото 23), яркая игрушка с возможностью растягивания и вибрацией (фото 22), игрушка-подвеска с крупными яркими контрастными по цветовой гамме подвижными деталями (фото 19), звонкий бубен с яркими с лентами (фото 10), яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком (фото 21), мягкая текстильная, приятная на ощупь маленькая погремушка с громким звонким звуком (фото 11).

К третьей группе относятся 6 изделий для оценки функциональных возможностей рецепторов зрительного анализатора - поведение при наличии зрительных ощущений и восприятия: черно-белое изображение лица человека 20×20 см (фото 16), неваляшка среднего размера (фото 20), карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос (фото 17б), черных кругов на белом фоне (фото 17а), крупная, яркая, контрастная по цвету игрушка с низким глухим звуком и подвижными деталями (фото 5), светящаяся игрушка среднего размера, яркого цвета, с фактурной поверхностью, подвижными деталями (фото 6), фонарик с мягким световым потоком (фото 7).

К четвертой группе относятся 6 изделий для оценки функциональных возможностей рецепторов слухового анализатора - поведение при наличии акустических ощущений и восприятие: крупная яркая контрастная по цвету игрушка с низким глухим звуком (фото 5), погремушка с крупяным звучанием (фото 8), колокольчик с мягким мелодичным звуком (фото 9), крупная яркая игрушка с громким звонким звуком (фото 4), звонкий бубен с яркими с лентами (фото 10), клаксон-дудка с резким громким звуком (фото 18).

Для повышения надежности оценки функциональных возможностей анализатора пособиями, которыми оказывают воздействие на тот или иной анализаторы, работают с различной интенсивностью: 2 стимула низкой интенсивности; 2 средней интенсивности; 2 стимула высокой интенсивности. При отсутствии реакции воздействуют стимулами высокой интенсивности. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие данных реакций и изменений в поведении младенца оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. Суммируют баллы, набранные младенцем при диагностике, и вычисляют итоговую оценку психической активности ребенка.

Полученные результаты и балльная оценка позволяют установить качественные характеристики функциональных возможностей основных анализаторов, выявить степень зрелости первых ориентировочных реакций, определить те реакции, на которые необходимо оказывать стимулирующее воздействие для повышения уровня их зрелости, и те, которые в дополнительной стимуляции не нуждаются, т.е. сформулировать направления специального педагогической помощи.

Клинический пример

Пример 1. Ира Б., 2013 года рождения. Возраст на момент обследования 45 дней жизни. Клинический диагноз: недоношенность II степени, вес при рождении 1850 г, перинатальное поражение ЦНС, вегето-сосудистая дистония. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога - патологии не выявлено, группа риска по миопии. Результаты обследования: оценка для тактильной чувствительности - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности; оценка двигательного анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности, оценка зрительного анализатора - 2 балла; оценка слухового анализатора - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (3+2+2+3)/12×100%=83,3%, что соответствует удовлетворительной психической активности.

Набор изделий для диагностики функциональных возможностей анализаторов младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, может быть использован в медицинских учреждениях, медицинских и общеобразовательных детских учреждениях для обследования детей первых месяцев жизни.

Максимальные результаты от применения данного набора могут быть достигнуты при его использовании в первые месяцы жизни детей, родившихся с ЭНМТ И ОНМТ, так как именно в этом возрасте можно максимально эффективно использовать пластические компенсаторные возможности организма.

Кроме того, набор для диагностики может быть использован в высших учебных заведениях при подготовке учителей-дефектологов, специальных психологов, врачей-неонатологов, неврологов и педиатров, а также практических психологов, воспитателей дошкольных учреждений, социальных работников.

Изобретение соответствует условию патентоспособности "новизна", так как из уровня техники не известны изделия того же назначения, которым присущи независимые пункты формулы изобретения.

Изобретение промышленно применимо, так как оно может быть использовано в здравоохранении для диагностики функциональных возможностей анализаторов младенцев.

Набор дидактических пособий для диагностики психической активности младенцев, состоящий из сумки с ручками, в которой находятся изделия диагностического и дидактического назначения: надувной матрас 50×70 см, мягкий надувной резиновый валик (20×30 см), крупная яркая игрушка с громким звонким звуком, крупная яркая игрушка с низким глухим звуком, светящаяся игрушка яркого цвета с фактурной поверхностью, фонарик с мягким световым потоком, погремушка с крупяным звучанием, колокольчик с мягким мелодичным звуком, яркий звонкий бубен с лентами, мягкая текстильная, приятная на ощупь погремушка-пищалка с громким звуком, щетка с мягкой натуральной щетиной, резиновая щетка с жесткой щетиной, детская резиновая зубная щетка с мягкой щетиной, тесьма velko, черно-белое изображение лица человека 20×20 см, карточки 20×20 см с изображением черных и белых полос и черных кругов на белом фоне, дудка с резким сильным звуком, игрушка-подвеска с крупными яркими подвижными деталями, кукла-неваляшка среднего размера, яркая игрушка-пищалка с мягким интенсивным звуком, яркая игрушка с возможностью растягиваний и вибраций, яркий мяч с фактурной поверхностью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. Проводят нейропсихологическое исследование состояния высших психических функций у стажированных работников химических предприятий, контактирующих с винилхлоридом (ВХ), и определяют следующие показатели по схеме А.Р.

Изобретение относится к области медицины, психологии и нейрореабилитации. Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включает терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением; блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений.

Изобретение относится к медицине, неврологии, нейропсихологии. У пациента с органическим психическим расстройством проводят нейропсихологические тесты, направленные на оценку состояния невербальных и вербальных функций, по результатам которых выявляют наличие нарушений следующих функций: общая психическая активность и поведение, программирование и контроль произвольной деятельности, внутреннее речевое программирование, серийная организация движения и кинетическая основа речи, нейродинамика, эмоциональный фон, кинестетический праксис и кинестетическая основа речи, слуховой гнозис, фонематический слух, слухоречевая память, пространственная организация восприятия и движения, зрительная память, симультанный анализ и синтез в речи, зрительный гнозис, межполушарное взаимодействие, модально-неспецифическая память, просодическая функция речи, нейродинамические характеристики психической активности.

Изобретение относится к медицине, психологии и может быть использовано в процессе лечебно-реабилитационных мероприятий пациентов с последствиями очаговых повреждений головного мозга, в частности, при инсульте и/или черепно-мозговой травме.

Группа изобретений относится к медицине, иглорефлексотерапии и касается коррекции веса тела. Способ включает проведение иглорефлексотерапии с помощью устройства в виде иглы, содержащей по меньшей мере два соединенных стержня с головкой.

Изобретение относится к прикладной медицине, диетологии, лечению ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний с избыточной массой тела. Вначале определяют психотип пациента из: рецептивно-целеобразовательного, нарциссически-сублимирующего, неконгруэнтно-аффективного, аутично-ангедонического, стенически-альтруистического, супрессивно-гипертимного, в зависимости от которого дают рекомендации по дальнейшему процессу похудания.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для дифференциальной диагностики болезни Альцгеймера, сосудистой и смешанной деменции.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии. Проводят предоперационное обследование, включающее осуществление одновременного воздействия на пациента тактильными и звуковыми раздражителями.

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля. Технический результат - автоматизация процесса оценки, обучения и повышения точности, оперативности и объективности измерения, обеспечение возможности проведения самим испытуемым исследования собственных психофизических показателей. Устройство содержит панно с изображениями объектов на маскирующем фоне, счетчик импульсов, хронометр и стилос с металлическим наконечником, который через сигнальную лампочку соединен со счетчиком импульсов, выходы которого выведены на ключевые элементы, чьи выходы соединены с ключом включения/выключения хронометра. Кроме того, выходы счетчика импульсов подключены к цифровому индикатору с преобразователем двоичного кода в цифровой на входе, а контуры изображений выполнены металлизированными и через управляющие ключи соединены с корпусом. 2 ил.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования. Технический результат - проведение точного, оперативного и объективного исследования психофизических показателей самим испытуемым - достигается тем, что устройство содержит панно с металлизированными изображениями цифр и чисел, хронометр, подключенный к металлизированному изображению последней цифры или числу, счетчик импульсов и стилос с металлическим наконечником через сигнальную лампочку соединен со входом счетчика импульсов, соединенным с цифровым индикатором, при этом изображенные на панно цифры и числа, кроме последней по номеру, соединены с корпусом, а последняя цифра или число через ключ управления соединена с выключателем хронометра. 2 ил.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития. Используют цветотерапию, а также предварительное тестирование психоэмоционального состояния детей с применением в ходе обследования цветового теста. Перед проведением курса психотерапевтической работы формируют группу из нескольких детей, для которой создают две зоны - рабочую и зону релаксации. В рабочей зоне дети создают рисунки. В зоне релаксации проводят демонстрацию выполненных рисунков, причем каждый ребенок должен иметь возможность увидеть творческие продукты других и продемонстрировать свои работы. В ходе исследования детей о их цветовом предпочтении судят по доминированию тех или иных цветов в их рисунках. О наличии длительно текущих патологических состояний либо острого стресса любого генеза, судят при наличии на рисунках пациента агрессивных графических элементов и доминировании цветовых гамм черного, грязно-коричневого, грязно-фиолетового, серого, багрового, грязно-зеленого тонов. При доминировании цветовых гамм темных, грязных судят о астенизации либо депрессии. Затем определяют, какие именно цвета ребенку нравятся больше всего. Далее ребенку предлагают регулярно рассматривать цветотерапевтические композиции под углом к горизонту 35-40 градусов, причем композиции подбирают такие, которые подходят для релаксации: при дефиците внимания с гиперактивностью, или концентрации: при эпилепсии, или стимуляции: при симптомах вегето-сосудистой дистонии, мигренях, головных болях. После релаксации пациента снова помещают в рабочую зону, где просят нарисовать аналогичный новый рисунок в рамках темы предыдущего и с учетом тех элементов композиций, что ему демонстрировали. Затем курс повторяют до получения от пациента рисунков, отражающих по цветовому тестированию явно выраженную положительную динамику, которую определяют по изменениям в рисунках пациента, когда он проявляет в своих рисунках более округлые, неритмичные, близкие по форме к элементам растительного мира части композиций, окрашивает их в чистые, светлые тона. Способ позволяет оказать положительное цветотерапевтическое воздействие на детскую психику посредством отслеживания динамики детского восприятия цветов по их рисункам и стимуляции рисования определенного рода композиций с заданным содержанием. 4 з.п. ф-лы, 31 ил.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей. Ребенку предъявляют диагностический тест, который содержит карточки с 21 изображением, отражающие определенную жизненную ситуацию, причем карточки распределены по 7 психологическим сферам по 3 изображения в каждой: сфера А - предпочтение в выборе партнера по общению женского пола; сфера В - вид совместной деятельности со сверстниками; сфера С - предпочтение в выборе партнера по общению мужского пола по внешнему виду; сфера D - чувствительность к нарушению социальных норм и правил поведения; сфера Е - характеристика активности в общественно-полезной деятельности; сфера F - привычная форма проведения досуга со взрослыми; сфера G - предпочтения в выборе физической активности. В ходе психологического опроса подросток должен выбрать одну предпочитаемую сюжетную картинку из трех, предъявленных ему последовательно в каждой из семи серий, а также объяснить вербально свой выбор. Количественная оценка степени выраженности риска девиантного поведения подростка проводится на основании подсчета баллов, набранных в зависимости от выбора изображения той или иной социальной направленности (А…G). Способ позволяет осуществить прогнозирование риска возникновения девиантного поведения у ребенка 11-17 лет за счет выявления его личного отношения и предпочтений относительно различных жизненных ситуаций, имеющих социальную направленность. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики. Специалист путем целенаправленного воздействия внешних стимулов и обучения вызывает у ребенка определенную форму социального поведения в одной из шести психологических сфер в определенной последовательности: в первую очередь двигательной, затем тактильной, обонятельной, зрительного восприятия, слухового восприятия и в последнюю очередь коммуникации с помощью голоса и речи. В каждой из сфер вначале создают условия для возникновения подражания, при отсутствии результата создают условия для появления копирования, затем для появления сенсомоторной имитации, затем для появления непроизвольного поведения. Психологические сферы, стимулы и содержание обучения, социальное поведение, его качественная характеристика в виде описания, а также балльная оценка фиксируются в таблице. Результат обследования рассчитывают с помощью математических формул. На основании полученного результата делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано гармонично и может быть в будущем самостоятельно сформировано во всех психологических сферах, либо делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано дисгармонично и для его появления в других психологических сферах требуются специальные условиях обучения, или делают заключение, что социальное поведение ребенка сформировано аномально и для овладения более совершенным социальным поведением ребенку необходима систематическая комплексная реабилитация. Способ позволяет разработать критерии оценки социального поведения ребенка с целью прогнозирования возможностей его совершенствования в будущем за счет наблюдения за социальным поведением ребенка в различных психологических сферах. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций. Измеряют разницу в скорости реакции нажатия на одну из двух клавиш клавиатуры компьютера при различных сочетаниях экспонируемых в центре дисплея двух подгрупп стимулов-объектов, символизирующих объекты двух конкурирующих по смыслу эмоциональных установок, с двумя эмоционально-полярными подгруппами слов-атрибутов. Первую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих изучаемый первый объект эмоциональной установки, а вторую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих альтернативные мотивационные тенденции по отношению к первому. В первую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с положительной эмоциональной валентностью, во вторую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с отрицательной эмоциональной валентностью. При этом предъявление стимулов-объектов чередуется с предъявлением слов-атрибутов, стимулы-объекты предъявляют на темном фоне белым цветом либо черно-белыми изображениями, слова-атрибуты предъявляют на темном фоне зеленым цветом. Исследование предваряется общей инструкцией, знакомящей испытуемого с содержанием всех подгрупп стимулов и кнопками клавиатуры, каждая экспериментальная серия предваряется уточняющей инструкцией, предписывающей действия испытуемого, в которой излагаются правила привязки каждой подгруппы стимулов к соответствующим кнопкам в данной экспериментальной серии. В каждой основной экспериментальной серии исследуется эмоциональная установка только к одному объекту, причем исследованию эмоциональной установки к одному объекту посвящена группа из двух основных экспериментальных серий. В одной основной экспериментальной серии группы исследуется позитивный компонент установки, в другой основной экспериментальной серии группы исследуется негативный компонент установки к данному объекту. Если в одной основной экспериментальной серии группы с помощью уточняющей инструкции и подсказок вверху экрана объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, к которой привязан положительный полюс валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и слов-атрибутов положительной валентности, а при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности - должен нажимать противоположную кнопку. В другой основной экспериментальной серии группы этот же объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, связанной с отрицательным полюсом валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности. При появлении слов-атрибутов положительной валентности испытуемый должен нажимать противоположную кнопку. Способ позволяет измерить установку к интересующим объектам как в сравнении, так и независимо друг от друга для определения эмоционального отношения к каждому интересующему объекту установки в отдельности за счет использования определенного принципа при проведении теста имплицитных ассоциаций. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предъявляют ребенку стимульный материал, который представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках. Необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке. Причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки. При этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла. При правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла. При правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов. По сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности. Способ позволяет дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком за счет выявления его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи. 26 ил., 11 табл., 5 пр.

Изобретение относится к области психологических тестов. Техническим результатом является повышение точности оценки эмоциональной реакции объекта исследования. Способ содержит этапы, на которых: обеспечивают объекту контекст; воздействуют на объект визуальными стимулами, представление визуального стимула в течение первого промежутка времени, имеющего заданную продолжительность, равную более 500 миллисекунд и менее 1000 миллисекунд; предоставление разрешенного периода сразу после окончания первого промежутка времени, причем разрешенный период имеет заданную продолжительность, равную вплоть до 300 миллисекунд; в ответ на представление по меньшей мере одного из визуальных стимулов принимают от объекта выбор визуального стимула в пределах второго промежутка времени, включающего в себя первый промежуток времени и разрешенный период; сохраняют информацию, которая представляет собой предкогнитивную эмоциональную реакцию объекта на каждый из выбранных визуальных стимулов; определяют, основываясь на по меньшей мере некоторой из сохраненной информации, одну или более доминирующих эмоциональных характеристик объекта по отношению к контексту. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к области медицины, психофизиологии, физиологии, психологии, когнитивной офтальмологии, оптике, нелинейной динамике и может быть использовано в нейронауке, изучении деятельности головного мозга, в области образования. Используют плоскостное изображение (Иэг), создающее восприятие глубины и объема, стереограмму (Истг), осуществляют их плоскостное и трехмерное восприятие, выделяют альфа- и тета-активность и для Истг и Иэг определяют, во-первых, превышение мощности тета-ритмов над альфа-ритмами, во-вторых, превышение мощности тета- и альфа-ритмов ЭЭГ активности на правом полушарии над левым, в-третьих, на правом и левом полушарии выявляют увеличение мощности в условиях трехмерного восприятия по сравнению с плоскостным. Способ позволяет расширить психофизиологические особенности способности воспринимать плоскостные изображения с эффектами глубины, объема. 4 ил.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Используют скрининговую «Шкалу для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития» для определения основных составляющих алекситимии. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. По составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу». По составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств. По составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства. В два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы. В один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства». При значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений. При значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. При значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. Способ позволяет выявить алекситимию у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития за счет проведения тестирования по «шкале для выявления алекситимии» и проведения мероприятий по устранению алекситимии. 1 табл., 3 пр.
Наверх