Способ смазывания зубчатой передачи

Изобретение относится к способу смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с вертикально расположенными зубчатыми колесами. Способ включает нанесение смазочного материала под давлением на боковые поверхности зубьев зубчатых колес посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес. Нанесение смазочного материала осуществляют на набегающие боковые поверхности зубьев ведомых зубчатых колес со стороны вершин зубьев на участки боковых поверхностей, прилегающие к этим вершинам. Питатели располагают в районах верха колес и снабжают каждый из них несколькими выходными отверстиями. Выходные отверстия располагают поперек зубчатых венцов между их торцами по линиям, перпендикулярным этим торцам. Смазывание каждого зубчатого колеса осуществляют за время полного его оборота. Смазочный материал подают циклично в периоды прохождения выходных отверстий питателей над участками впадин зубчатых венцов колес, задавая при этом режим подачи смазочного материала, не допускающий самопроизвольного отрыва подаваемого смазочного материала от выходных отверстий питателей. Достигается повышение качества смазывания. 8 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известен способ смазывания зубчатой передачи пластичным смазочным материалом, заключающийся в нанесении на трущиеся поверхности зубьев зубчатых колес передачи пластичного смазочного материала вручную, посредством лопатки - см., например, «Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., Машиностроение, 1973».

Недостаток данного способа смазывания состоит в том, что нанесение смазочного материала осуществляется вручную, что трудоемко и непроизводительно. Кроме того, порции смазочного материала, наносимого на отдельные зубья смазываемого зубчатого колеса, разнятся между собой, т.к. эти порции недозированы и задаются наглазок. Это приводит к тому, что на одни зубья может быть нанесена излишне большая порция смазочного материала, а на другие - недостаточная. Все это ухудшает эффективность смазывания - может приводить к перерасходу смазочного материала или, наоборот, к недостаточному смазыванию, способному интенсифицировать процессы трения и изнашивания зубьев колеса.

В качестве прототипа взят способ смазывания зубчатой передачи пластичным смазочным материалом, заключающийся в централизованной подаче этого материала на трущиеся поверхности зубьев под давлением через специальные элементы-питатели, расположенные около зон смазывания, - см. «Старосельский А.А., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М., Машиностроение, 1967», с. 270, рис. 165.

Недостаток прототипа состоит в том, что нанесение смазочного материала на зубья колес осуществляется со стороны торцов зубьев, в то время как сопряжение зубьев парных зубчатых колес передачи осуществляется по направлениям: основания зубьев - вершины зубьев (для ведущего колеса) и вершины зубьев - основания зубьев (для ведомого колеса). Это приводит к тому, что часть боковых поверхностей зубьев (по их ширине) остается несмазанной, что ухудшает режим трения сопряженных зубьев обоих передач зубчатых колес и интенсифицирует процессы их изнашивания.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого способ смазывания зубчатой передачи включает нанесение под давлением пластичного смазочного материала на боковые поверхности зубьев зубчатых колес передачи посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес, причем нанесение смазочного материала осуществляют на набегающие боковые поверхности зубьев ведомых зубчатых колес, со стороны вершин этих зубьев на участки боковых поверхностей, прилегающие к этим вершинам; питатели располагают в районах верха колес и снабжают каждый из них несколькими выходными отверстиями, ориентированными радиально относительно колес и расположенными с минимальными зазорами относительно окружностей вершин зубчатых венцов; выходные отверстия располагают поперек зубчатых венцов между их торцами, по линиям, перпендикулярным этим торцам; смазывание каждого колеса осуществляют за время полного его оборота, предшествующего началу его реверса; смазочный материал подают циклично, в периоды прохождения выходных отверстий питателей над участками впадин зубчатых венцов колес, задавая при этом режим подачи смазочного материала, не допускающий самопроизвольного отрыва подаваемого смазочного материала от выходных отверстий питателей.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса со смазочным устройством (вид с торца) - фиг. 1, то же (в разрезе) - фиг. 2, процесс смазывания - фиг. 3-8.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубья 2, вершина 3 зуба, окружность 4 вершин зубьев, боковые поверхности 5 и 6 зубьев, питатель 7, выходы 8 питателя, смазочный материал 9, направление вращения со смазываемого колеса, зазор Δ между окружностью 4 вершин зубьев и выходными отверстиями выходов 8 питателя 7, ширина В зубчатого венца, крышка 10 между боковой поверхностью (6) и вершиной (3) зуба.

Данный способ реализуется следующим образом. Смазывание осуществляется путем подачи пластичного смазочного материала под давлением на набегающие боковые поверхности (6) зубьев 2 ведомых зубчатых колес, со стороны вершин 3 зубьев, при их вращении (ω). Подача для каждого колеса осуществляется посредством питателя 7 (укрепленных неподвижно) с несколькими выходами 9, расположенными поперек зубчатого венца (шириной В), по линии, перпендикулярной торцам зубчатого венца колеса. Выходы 8 ориентированы радиально относительно колеса, а между выходными отверстиями выходов и окружностью вершин 4 зубчатого венца колеса задается минимальный зазор Δ. Смазывание осуществляется на боковые поверхности 6 (набегающие) при направлении вращения ω колеса, когда рабочими являются отстающие боковые поверхности 5, а поверхности 6 являются нерабочими. Нанесение осуществляется за один полный оборот колеса, предшествующий режиму реверса (когда рабочими станут боковые поверхности 6). Это возможно путем использования, например, реле времени, заложенной в систему управления зубчатой передачи программы ее работы и т.п. Подача смазочного материала производится циклично, в периоды прохождения под выходными отверстиями питателя 7 впадин зубчатого венца колеса (между боковыми поверхностями 5 и 6 соседних зубьев); режим подачи может быть задан через датчик профиля зубчатого венца, соединенного через систему управления с питателем 7. При прохождении под выходными отверстиями питателя 7 вершин 3 зубьев 2 зубчатого венца (фиг. 3, 7, 8) подача смазочного материала не производится. При прохождении выходов питателя над впадинами зубчатого венца (фиг. 4, 5), смазочный материал 9 подается из выходных отверстий выходов 8 питателя 7. При подходе отверстий питателя к вершине 3 набегающего зуба (2) подача смазочного материала прекращается, а поданный из питателя смазочный материал срезается кромкой 10 (между боковой поверхностью 6 и вершиной 3 зуба) и, в силу адгезионного взаимодействия, остается на боковой поверхности 6. Для предотвращения самопроизвольного отрыва подаваемого смазочного материала 9 от выходов 8 питателя 7, задают режим его подачи - начало подачи, скорость подачи, окончание подачи. При начале реверса передачи рабочими становятся боковые поверхности 6. А смазывание боковых поверхностей 5 осуществляют аналогично - за один полный оборот колеса, предшествующий режиму реверса.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ смазывания зубчатой передачи позволяет повысить качество смазывания боковых (трущихся) поверхностей зубьев смазываемых зубчатых колес, т.к. для ведомых колес (смазываемых в данном случае) контакт с парными (ведущими) колесами происходит по направлениям вершины - основания зубьев.

Способ смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с вертикально расположенными зубчатыми колесами, смазываемой пластичным смазочным материалом, включающий нанесение этого материала под давлением на боковые поверхности зубьев зубчатых колес посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес, отличающийся тем, что нанесение смазочного материала осуществляют на набегающие боковые поверхности зубьев ведомых зубчатых колес со стороны вершин этих зубьев на участки боковых поверхностей, прилегающие к этим вершинам, питатели располагают в районах верха колес и снабжают каждый из них несколькими выходными отверстиями, ориентированными радиально относительно зубчатых колес и расположенными с минимальными зазорами относительно окружностей вершин зубчатых венцов, выходные отверстия располагают поперек зубчатых венцов между их торцами по линиям, перпендикулярным этим торцам, смазывание каждого зубчатого колеса осуществляют за время полного его оборота, предшествующего началу его реверса, смазочный материал подают циклично в периоды прохождения выходных отверстий питателей над участками впадин зубчатых венцов колес, задавая при этом режим подачи смазочного материала, не допускающий самопроизвольного отрыва подаваемого смазочного материала от выходных отверстий питателей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо, и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, укрепленного на основании неподвижно в пространстве, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с посадочным отверстием 2, зубчатый венец 3 и тело 4 в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены упорядоченные цилиндрические отверстия 5, расположенные по окружности, соосной с осью колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно пластичным смазочным материалом, содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару первых кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Первые кольцевые накладки имеют наружный диаметр, равный диаметру окружности вершин зубчатого венца. На наружном торце каждой первой кольцевой накладки укреплена вторая кольцевая накладка несилового назначения, наружный и внутренний диаметр которой больше, чем соответствующие диаметры каждой первой кольцевой накладки. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Участки торцевых накладок, имеющие радиус, равный радиусу окружности оснований зубьев, расположены перпендикулярно торцам тела, а участки торцевых накладок с большим радиусом, расположены под острым углом относительно торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах тела посредством кольцевых прокладок, расположенных между внутренними торцами накладок и торцами тела. Наружный диаметр накладок равен диаметру окружности зубчатого венца. Наружный диаметр прокладок равен диаметру окружности оснований зубчатого венца. Внутренние диаметры накладок и прокладок равны между собой. Толщина с прокладок равна величине зазоров между внутренними поверхностями накладок и торцами зубьев парного зубчатого колеса. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. В ванне, параллельно торцам нижерасположенного зубчатого колеса, с зазорами относительно этих торцов, расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны. Внутри корпуса передачи, в каждом его углу, установлена вертикальная накладка, расположенная на высоте от дна масляной ванны, с превышением верхнего уровня смазочного материала ванны. Накладки вписаны в углы ванны с плавным сопряжением со стенками корпуса, а верхние части накладок выполнены скошенными вовнутрь корпуса. Достигается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела. В боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки. Канавки имеют ширину не меньшую, чем необходимый зазор между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. В ванне, параллельно торцам нижерасположенного зубчатого колеса, с зазорами относительно этих торцов, расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны. Внутри корпуса передачи, в каждом его углу, установлена вертикальная накладка, расположенная по высоте от дна масляной ванны, с превышением верхнего уровня смазочного материала ванны. В плоскости вращения передачи, симметрично относительно нижерасположенного колеса, на противоположных стенках корпуса между угловыми накладками расположены вставки, равновеликие по высоте накладкам. В плане вставки имеют V-образную форму, углом ориентированные в сторону нижерасположенного колеса. Накладки вписаны в углы, с плавным сопряжением со стенками корпуса и вставками, а верхние части накладок и вставок скошены вовнутрь корпуса. Достигается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых кольцевых накладок. Ширина боковых поверхностей зубьев на участках их головок с двухпарным зацеплением, смещенных в сторону вершин зубьев на величину осевого зазора передачи, равна половине ширины боковых поверхностей ножек. Пара торцевых кольцевых накладок укреплена на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Наружный диаметр торцевых кольцевых накладок не меньше, чем диаметр окружности вершин зубьев. Достигается повышение качества смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к приводному устройству для транспортного средства. Приводное устройство (10) содержит двигатель (12), содержащий приводной вал (14), и редуктор (16), содержащий входной вал (18), связанный во вращении с приводным валом. Кроме того, приводное устройство содержит, по меньшей мере, вентилятор (28), содержащий крыльчатку (29), выполненную с возможностью приводиться во вращение вокруг своей оси приводным валом (14). При этом вентилятор (28) выполнен с возможностью создавать поток воздуха в одном и том же направлении, независимо от направления вращения крыльчатки (29). Достигается снижение габаритных размеров. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к системе смазки коробки передач. Транспортное средство имеет устройство генерирования мощности и устройство передачи мощности. Устройство передачи мощности включает в себя множество зубчатых колес, расположенных в корпусе, в котором вращается множество зубчатых колес. Множество зубчатых колес включает в себя первое зубчатое колесо и второе зубчатое колесо, причем первое зубчатое колесо входит в зацепление со вторым зубчатым колесом. Корпус имеет канал для смазки. Корпус также имеет щель для смазки и/или распылительное сопло в сообщении по текучей среде с каналом для смазки. Щель для смазки и/или распылительное сопло направляют проходящую через них текучую среду туда, где первое зубчатое колесо входит в зацепление со вторым зубчатым колесом. Достигается повышение надежности. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами под давлением. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно реверсивной, смазываемой жидким смазочным материалом под давлением, содержит систему подачи смазочного материала с разбрызгивателем. Разбрызгиватель расположен в плоскости вращения парных зубчатых колес, в районе их сопряжения, и ориентирован на начальный участок их сопряжения. Зеркально разбрызгивателю, симметрично относительно линии центров передачи, установлен второй разбрызгиватель, который также ориентирован на начальный участок сопряжения парных зубчатых колес. Оба разбрызгивателя подключены к системе подачи смазочного материала через двухпозиционный переключатель с возможностью соединения с системой подачи смазочного материала одного из разбрызгивателей, который расположен при работе передачи со стороны входа парных зубчатых колес во взаимное зацепление. Достигается повышение качества смазывания. 1 ил.
Наверх