Зубчатое колесо

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра и с широкими зубчатыми венцами. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска и венцовое колесо с зубчатым венцом, причем ширина венцового колеса и зубчатого венца больше толщины диска тела. В области зоны зацепления зубчатого колеса с парным зубчатым колесом зубчатой передачи со стороны внутренней поверхности венцового колеса с обоих торцов диска тела расположены опорные ролики. Ролики установлены с возможностью свободного вращения в плоскости вращения зубчатого колеса на осях, неподвижных относительно вращающегося зубчатого колеса и с контактированием своими поверхностями катания с внутренней поверхностью венцового колеса. Обеспечивается повышение прочности зубчатого колеса без увеличения его материалоемкости. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами большого диаметра и с широкими зубчатыми венцами.

Известно зубчатое колесо, состоящее из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца с зубьями, расположенного по окружности диска тела; а толщина диска равна ширине зубчатого венца - см., например, Общетехнический справочник / Под ред. Е.А. Скороходова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 415 с, ил. (Серия справочников для рабочих), стр. 287, рис. 18, а.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что зубчатый венец, при работе в зацеплении с парным колесом передачи, подвержен нагрузкам, стремящимся развернуть его в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения колеса, например - при переносе осей передачи. Это требует усиливать прочность тела колеса (диска), в частности - за счет увеличения его толщины. А это требует дополнительного расхода материала, идущего на изготовление диска, что увеличивает его материалоемкость и издержки на изготовление зубчатого колеса в целом.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, состоящего из ступицы, тела в виде диска, венцового колеса и зубчатого венца с зубьями, причем ширина венцового колеса и зубчатого венца больше, чем толщина диска тела - см. Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с: ил., стр. 178, рис. 12.12, а.

Недостаток прототипа состоит в том, что венцовое колесо и зубчатый венец, укрепленный на этом венцовом колесе, при работе колеса в зацеплении с парным зубчатым колесом испытывают в области зоны парного зацепления изгибающие нагрузки, направленные поперек плоскости вращения колес. Влияние этих нагрузок тем больше, чем больше ширина зубчатого венца. Эти нагрузки увеличиваются при взаимном перекашивании осей парных зубчатых колес. Для нейтрализации этих нагрузок приходится увеличивать прочность венцового колеса и зубчатого венца, что приводит к увеличению их материалоемкости и увеличивает в целом затраты на изготовление колеса.

Изобретением решается задача повышения прочности зубчатого колеса и снижения издержек на его изготовление.

Для этого зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец, ширина которых больше толщины диска тела; причем в области зацепления колеса с парным колесом зубчатой передачи, со стороны внутренней поверхности венцового колеса и с обоих торцов диска тела, расположены опорные ролики, установленные с возможностью свободного вращения в плоскости вращения колеса на осях, неподвижных относительно вращающегося зубчатого колеса, и с контактированием своими поверхностями катания с внутренней поверхностью венцового колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатое колесо (вид с торца) - фиг. 1, то же (вид сбоку, в сечении) - фиг. 2.

На чертеже показаны: зубчатое колесо 1, ступица 2, тело в виде диска 3, венцовое колесо 4, зубчатый венец 5, парное зубчатое колесо 6, опорные ролики 7, оси 8, корпус 9 передачи; зона зацепления L парных зубчатых колес (1 и 6).

Зубчатое колесо 1 состоит из ступицы 2, тела в виде диска 3, венцового колеса 4 и зубчатого венца 5; это колесо находится в зацеплении с парным зубчатым колесом 6. В области зацепления L зубчатого колеса 1 с парным колесом 6, со стороны внутренней поверхности венцового колеса 4 и с обоих торцов диска 3 (тела колеса), расположены опорные ролики 7, установленные с возможностью свободного вращения в плоскости вращения колеса на осях 8, неподвижных относительно вращающегося колеса 1 (оси установлены в корпусе 9 передачи) и с контактированием своими поверхностями катания с внутренней поверхностью венцового колеса 4.

При работе зубчатого колеса нагрузки, стремящиеся перекосить венцовое колесо 4 и зубчатый венец 5 поперек плоскости вращения колеса 1 (при перекосе осей зубчатых колес 1, 6 и т.п.), воспринимаются опорными роликами 7. Это позволяет предотвратить перекос венцового колеса 4 и зубчатого венца 5.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет (за счет опорных роликов) нейтрализовать воздействие перекашивающих нагрузок, действующих на венцовое колесо (и зубчатый венец). Тем более что величина зоны зацепления L парных зубчатых колес незначительна по сравнению с величиной окружности колеса. Это позволяет обеспечивать прочность колеса без увеличения его материалоемкости (не увеличивать толщину диска тела колеса, а также - толщину венцового колеса). Это, в свою очередь, позволяет снизить издержки на изготовление колеса.

Зубчатое колесо, содержащее ступицу, тело в виде диска и венцовое колесо с зубчатым венцом, причем ширина венцового колеса и зубчатого венца больше толщины диска тела, отличающееся тем, что в области зоны зацепления зубчатого колеса с парным зубчатым колесом зубчатой передачи со стороны внутренней поверхности венцового колеса с обоих торцов диска тела расположены опорные ролики, установленные с возможностью свободного вращения в плоскости вращения зубчатого колеса на осях, неподвижных относительно вращающегося зубчатого колеса и с контактированием своими поверхностями катания с внутренней поверхностью венцового колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими колесами. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, имеющими непрямые зубья.

Изобретение относится к средствам и способам снижения вибрации, шума и колебаний зубчатых передач различного оборудования, машин, агрегатов, механизмов, насосов, турбокомпрессоров, редукторов, мультипликаторов, многоступенчатых коробок передач, колес рельсового транспорта.

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла. .

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния.

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения. .

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических устройствах, реализующих дискретные законы движения при непрерывном движении ведущего.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими колесами. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец.

Изобретение относится к приводным устройствам. Устройство содержит редуктор с жестким колесом, генератором волн и гибким колесом.

Изобретение относится к планетарной коробке передач. Планетарная коробка передач с внутренним расположением тормозной муфты содержит одинаковое количество тормозных и планетарных шестерней.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, имеющими непрямые зубья.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Планетарная коробка передач с наружным расположением тормозной муфты обеспечивает переключение передач без изменения зацепления всех шестерней.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к соединительному устройству между вращающимися валами. Соединительное устройство расположено между ведущим валом (2) и ведомым валом (4) и содержит ведущее зубчатое колесо (6), расположенное на ведущем валу (2), и ведомое зубчатое колесо (7), расположенное на ведомом валу (4).

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к планетарным передачам. Передача содержит входное зубчатое колесо, четыре сателлита, первый трехшарнирный рычаг, второй трехшарнирный рычаг, третий трехшарнирный рычаг, выходное звено и неподвижное зубчатое колесо.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в энергетике, автомобилестроении, металлургии и других видах промышленных производств. Однорядный планетарный редуктор включает солнечную шестерню, водило, сателлиты и коронную шестерню, оси сателлитов установлены в подушках с возможностью их перемещения в пределах 3-4 мм в окнах дисков водила, выполненных по дугам окружности.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах с ограниченным радиальным размером. Многорядная планетарная передача содержит солнечную шестерню, водило с сателлитами, установленными в нем рядами, оси, вкладыши, центральное колесо, корпус и механизм ограничения момента, выполненный в виде двух фрикционных полуколец, пружины и гайки.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило, три сателлита с внешними зубьями и отверстиями, расположенные симметрично относительно плоскости поперечного сечения передачи, центральное колесо с внутренними зубьями, два диска, жестко соединенных между собой и с выходным валом стяжками, ролики, посаженные на подшипники качения и расположенные в отверстиях сателлитов свободно. Ролики выполнены в виде пустотелых цилиндров длиной, близкой к суммарной ширине трех сателлитов, и каждый из них посажен на один подшипник качения, установленный на стяжке. Изобретение позволяет снизить радиальный размер и себестоимость планетарной передачи. 2 ил.
Наверх