Зубчатое колесо

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, венцовое колесо (3) и зубчатый венец (4) с зубьями (5). Между торцом венца (4) и торцом тела (2) расположен технологический зазор (а) на всю высоту зубьев венца. В зазоре (а) установлена технологическая вставка (6), с высотой, равной высоте технологического зазора (а) с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру Д1 венцового колеса (3), и с внутренним диаметром, равным диаметру Д2 окружности вершин зубчатого венца (4). Внутренний профиль кольцевой вставки (6) идентичен профилю зубчатого венца (4) колеса. Между ступицей (1) и окружностью Д3, описываемой в плане на теле (2) колеса точками вершин зубьев парной шестерни (7) диаметром Дш, с минимальным зазором Δ относительно этой окружности, на теле (2) колеса, перпендикулярно ему и соосно оси вращения колеса, укреплено тонкое кольцо (8) шириной (в1). Верхняя часть (9) кольца (8) (шириной в2) отогнута под тупым углом в сторону ступицы 1 колеса. Достигается повышение эксплуатационных характеристик устройства. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления.

Известно зубчатое колесо внутреннего зацепления, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцовом колесе, а зубья венца своими вершинами обращены в сторону ступицы - см., например, «Производство зубчатых колес: Справочник / С.Н. Калашников, А.С. Калашников, Г.И. Коган и др.; Под общ. ред. Б.А. Тайца. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Машиностроение, 1990. - 464 с.: ил.», стр. 144, рис. 7.1.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что между внутренней торцевой поверхностью зубчатого венца и внутренней торцевой поверхностью тела колеса располагается зазор, необходимый по технологическим соображениям - для выхода инструмента (долбяка), используемого для нарезания резьбы зубьев зубчатого венца; при работе колеса со смазыванием, в частности - пластичным смазочным материалом, этот материал набивается в этот зазор, этот набившийся материал в процессе трения колеса не участвует, а только способствует налипанию на него различных загрязнений. Кроме того, пластичный смазочный материал, используемый для смазывания колеса, в процессе работы этого колеса неизбежно попадает на внутреннюю поверхность тела колеса, размазываясь на ней, на этот смазочный материал налипает пыль и т.п. из окружающего воздуха, загрязняя эту поверхность.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса внутреннего зацепления, содержащая ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец, расположенный на венцовом колесе, а зубья венца своими вершинами обращены в сторону ступицы - см. «Дунаев П.Ф., Лелихов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985. - 416 с., ил.», стр. 46, рис. 5.7.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эксплуатационных характеристик зубчатых колес внутреннего зацепления.

Для этого зубчатое внутреннего зацепления колесо содержит ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями, ориентированными радиально в сторону ступицы, и технологические зазоры между торцом зубчатого венца и телом колеса; причем в технологическом зазоре установлена кольцевая вставка с высотой, равной высоте технологического зазора, с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, и с внутренним диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса; внутренний профиль кольцевой вставки идентичен профилю зубчатого венца колеса; между ступицей и окружностью, описываемой в плане на теле колеса точками вершин зубьев парной шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле колеса, перпендикулярно телу и соосно оси вращения колеса, укреплено тонкое кольцо, своей шириной перекрывающее часть высоты шестерни; а верхняя часть кольца отогнута под тупым углом в сторону ступицы колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо внутреннего зацепления - вид сбоку, в сечении по радиальной плоскости симметрии.

На чертеже показаны: ступица 1, тело 2 в виде диска, венцовое колесо 3, зубчатый венец 4 с зубьями 5, технологический зазор а, кольцевая вставка 6, парная шестерня 7, кольцо 8, верхняя часть 9 кольца (8); внутренний диаметр Д1 венцового колеса (3); диаметр Д2 окружности вершин зубчатого венца (4); окружность Д3, описываемая в плане на теле (2) колеса парной шестерней (7); диаметр Дш парной шестерни (7); общая ширина в кольца (8); ширина в1 нижней части кольца (8); ширина в2 верхней части 9 кольца (8); зазор Δ между кольцом 8 и габаритом шестерни 7.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1, тело 2 в виде диска, венцовое колесо 3 и зубчатый венец 4 с зубьями 5, ориентированными радиально в сторону ступицы, и технологический зазор а между торцом зубчатого венца (4) и тела (2) колеса; в технологическом зазоре а установлена кольцевая вставка 6 с высотой, равной высоте технологического зазора, с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру Д1 венцового колеса, и с внутренним диаметром, равным диаметру Д2 окружности вершин зубчатого венца (4); внутренний профиль кольцевой вставки (6) идентичен профилю зубчатого венца (4) колеса; между ступицей 1 и окружностью Д2, описываемой в плане на тело 2 колеса точками вершин зубьев вращающейся парной шестерни 7 диаметром Дш, с минимальным зазором Δ относительно этой окружности, на теле 2 колеса, перпендикулярно ему и соосно оси вращения колеса, укреплено тонкое кольцо 8 шириной в, своей шириной в1 перекрывающее часть высоты шестерни 7, а верхняя часть 9 кольца 8 (шириной в2) отогнута под тупым углом в сторону ступицы 1 колеса.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса - за счет наличия кольца 8 (с отогнутой верхней частью 9) позволяет локализовать рабочую зону сопрягающих при работе зубьев венца 5 колеса и шестерни 7. При работе этих элементов передачи со смазыванием (жидкими или пластичными смазочными материалами), кольцо 8 не позволяет используемому смазочному материалу попадать на поверхности колеса, не нуждающиеся в смазывании. Наличие кольцевой вставки 6 не позволяет используемому пластичному смазочному материалу накапливаться вне зоны трения и создавать зоны загрязнения. При использовании жидкого смазочного материала (например, при смазывании зубьев колеса и шестерни методом полива) кольцо 8 совместно с поверхностями тела 2 колеса, поверхностями зубчатого венца 5 и венцового колеса 3 образует масляную ванну, которая используется для сбора и использования для смазывания жидкого смазочного материала.

Зубчатое колесо, преимущественно внутреннего зацепления, содержащее ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями, ориентированными радиально в сторону ступицы, и технологическим зазором между торцом зубчатого венца и торцом тела, отличающееся тем, что в технологическом зазоре установлена кольцевая вставка, с высотой, равной высоте технологического зазора, с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, и с внутренним диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца, внутренний профиль кольцевой вставки идентичен профилю зубчатого венца колеса, между ступицей и окружностью, описываемой в плане на теле колеса точками вершин зубьев вращающейся парной шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле колеса, перпендикулярно телу и соосно оси вращения колеса, укреплено тонкое кольцо, своей шириной перекрывающее часть высоты шестерни, а верхняя часть кольца отогнута под тупым углом в сторону ступицы колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело и зубчатый венец, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, наружный профиль которого соответствует расчетному профилю зубчатого венца зубчатого колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела зубчатого колеса, примыкающего к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на обоих торцах ступицы и имеющих наружный радиус, равный радиусу окружности вершин зубчатого колеса, и зубчатый венец, выполненный из отдельных не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в маслонагруженных крупномодульных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и части тела зубчатого колеса, примыкающего к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело и зубчатый венец, выполненный в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, наружный профиль которого соответствует расчетному профилю зубчатого венца зубчатого колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец, составленный из отдельных не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками и усеченных по своим основаниям с сохранением обоих рабочих участков своих боковых поверхностей.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец, составленный из отдельных зубьев, укрепленных своими торцами между внутренними торцами дисков.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде профильного кольца, соединенного со ступицей спицами, и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы, наружный профиль и наружный диаметр которого соответствуют профилю и диаметру окружности вершин, расчетным для зубчатого венца данного колеса.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде пары дисков, укрепленных на обоих торцах ступицы и имеющих наружный радиус, равный радиусу окружности вершин колеса, и зубчатый венец, выполненный из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело со ступицей (1), выполненное в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы и торцах зубчатого венца. Венец выполнен в виде отдельных зубьев (4), не связанных между собой. Зубья усечены по своим основаниям (5) с сохранением рабочих участков (6) своих боковых поверхностей. Между основаниями зубьев и осью колеса, соосно ему, с зазором относительно оснований, равным величине осевого зазора колеса, расположено кольцо (7) шириной, равной ширине зубьев. Кольцо укреплено своими торцами между внутренними торцами дисков. Между основаниями зубьев и кольцом расположены вставки, имеющие в плане размеры, равные размеру проекции оснований на кольце, и перекрывающие зазоры между основаниями зубьев и кольцом по всей этой проекции. Достигается повышение эксплуатационных характеристик. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы. Наружный профиль и наружный диаметр профильного кольца соответствуют профилю и диаметру окружности вершин, расчетным для зубчатого венца данного колеса. Профильное кольцо одним своим торцом укреплено на торце диска, а на другом торце укреплено плоское кольцо с внутренним и наружным диаметрами, равными соответствующим диаметрам профильного кольца. Ширина профильного кольца больше, чем сумма расчетной ширины зубчатого венца для данного колеса и пары технологических зазоров между внутренними торцами диска и плоского кольца с торцами зубчатого венца парного колеса передачи. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3) и зубчатый венец, выполненный из отдельных, не связанных между собой зубьев, укрепленных своими торцами между дисками. Диски (2) и (3) укреплены на обоих торцах ступицы и имеют наружный радиус, равный радиусу R1 окружности вершин колеса. Каждый зуб выполнен из полосы шириной, равной ширине зубчатого венца. Эта полоса изогнута по форме зуба с образованием своей внешней поверхностью поверхности зуба, идентичной расчетной для зуба данного колеса - вершины (4) зуба и рабочих участков (5) и (6) боковых поверхностей, расположенных между окружностью вершин радиусом R1 и основной окружностью радиусом R2. Отстающие по направлению вращения ω колеса боковые поверхности всех зубьев - ниже основной окружности колеса - ориентированы по радиусам (8) колеса и соединены по всей своей ширине с кольцом (9). Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит ступицу (1), тело в виде пары дисков (2) и (3), укрепленных на торцах ступицы, и зубчатый венец. Венец выполнен в виде профильного кольца из полосы шириной, равной ширине зубьев, укрепленного своими торцами между внутренними торцами дисков (2) и (3). Наружный профиль кольца по высоте h зубьев от окружности (радиусом R1) вершин (4) зубьев до основной окружности (радиусом R2) зубчатого венца - с рабочими участками боковых поверхностей 5 зубьев длиной l - идентичен расчетному профилю зубьев колеса. Участки боковых поверхностей зубьев, от основной окружности до окружности впадин (радиусом R3), выполнены в виде отрезков прямых, ориентированных по радиусам (6) колеса, а участки впадин (8) зубьев выполнены в виде отрезков прямых, соединяющих боковые поверхности (5) отдельных зубьев. Достигается упрощение конструкции. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска и зубчатого венца, выполненного в виде профильного кольца из полосы. Наружный профиль и наружный диаметр венца соответствуют профилю и диаметру окружности вершин, расчетным для зубчатого венца данного колеса. Профильное кольцо одним своим торцом укреплено на торце диска, а на втором торце профильного кольца укреплено плоское кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру профильного кольца, и с наружным диаметром, не меньшим, чем диаметр окружности вершин зубчатого венца. Наружный диаметр диска и плоского кольца больше, чем наружный диаметр профильного кольца. Толщина диска с наружного его торца, по всей его окружности, на участках с радиусом, превышающим радиус вершин зубчатого венца, уменьшена до величины, не превышающей величину толщины плоского кольца. Достигается повышение качества смазывания рабочих поверхностей зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра с ударным режимом нагружения зубьев разновеликой амплитуды по окружностям колес. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару плоских кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев. Участки кольцевых накладок между соседними парами зубьев выполнены дугообразной формы, изогнутыми в плоскости вращения зубчатого колеса в направлении от его центра, а величины радиусов кривизны этих участков кольцевых накладок прямо пропорциональны величинам амплитуд ударного нагружения зубьев. Обеспечивается демпфирование ударных нагрузок, действующих на зубья колеса большого диаметра. 3 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам с цилиндрическими колесами, имеющими широкие зубчатые венцы с непрямыми зубьями. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело зубчатого колеса в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец. На зубчатом колесе с обоих торцов укреплена пара опорных колец с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Кольца имеют в сечении вид прямоугольных треугольников. Каждое опорное кольцо укреплено на внутренней поверхности венцового колеса и торце тела зубчатого колеса. К третьей поверхности каждого опорного кольца в районе области зацепления зубчатого колеса с парным колесом зубчатой передачи примыкают своими поверхностями катания опорные ролики, установленные с возможностью своего свободного вращения на осях, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса. Проекции осей на торцы тела зубчатого колеса расположены радиально относительно зубчатого колеса. Опорные ролики расположены симметрично относительно линии центров парных зубчатых колес. Расстояние между крайними опорными роликами больше, чем величина ширины зоны зацепления парных зубчатых колес. Достигается повышение прочности зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок с наружными диаметрами, равными диаметру окружности вершин зубьев, и с внутренним диаметром, меньшим диаметра окружности оснований зубьев. Наладки выполнены разновеликой толщины в радиальной плоскости колеса, и имеют максимальную толщину в области головок зубьев и минимальную в области ножек зубьев. Изменение толщины выполнено одноступенчато. Накладки укреплены на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Каждая накладка выполнена составной, состоящей из двух отдельных концентрических кольцевых накладок. Кольцевые накладки отличны друг от друга по величине вышеуказанных толщин и прилегают друг к другу по границе изменения их взаимной толщины. Накладка меньшей толщины по своему внешнему периметру укреплена также на внутреннем периметре второй накладки, для чего она снабжена кольцевым выступом, расположенным перпендикулярно ее наружному торцу. Обеспечивается экономия материала при изготовлении зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо состоит из тела, зубчатого венца с зубьями и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. На каждом участке перекрытия накладками впадин зубчатого венца как минимум в одной из пары накладок выполнено сквозное отверстие, расположенное с примыканием к окружности впадин зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару торцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и торцах тела. В боковых поверхностях зубьев, на участках примыкания этих поверхностей к торцевым накладкам, выполнены канавки. Канавки имеют ширину не меньшую, чем необходимый зазор между торцевыми накладками и торцами зубьев парного колеса передачи. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.
Наверх