Способ и устройство соединения вентиляторного агрегата и радиатора для двигателя автотранспортного средства и полученный узел вентиляторного агрегата и радиатора

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Устройство соединения вентиляторного агрегата с радиатором автотранспортного средства содержит первую и вторую периферические крепежные рамы, две верхние и две нижние крепежные точки, боковой элемент индексации и элемент стопорения крепежных рам относительно друг друга. Первая рама поддерживает вентиляторный агрегат. Вторая рама поддерживает радиатор. Каждая крепежная точка содержит палец и лапку, выполненные с возможностью взаимодействия друг с другом. Каждая лапка верхней крепежной точки образует U-образное гнездо с крепежной рамой. Каждая лапка нижней крепежной точки образует L-образное гнездо с крепежной рамой. Боковой элемент индексации выполнен с возможностью позиционирования крепежных рам относительно друг друга. Способ применения устройства соединения содержит следующие этапы, на которых позиционируют одну крепежную раму относительно другой крепежной рамы; перемещают вниз первую крепежную раму относительно другой крепежной рамы; толкают нижнюю часть первой крепежной рамы в направлении другой крепежной рамы; стопорят каждый из пальцев нижних крепежных точек в L-образном гнезде. Достигается облегчение монтажа и демонтажа вентиляторного агрегата. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к способу и устройству соединения вентиляторного агрегата и радиатора для двигателя автотранспортного средства и к полученному узлу вентиляторного агрегата и радиатора.

Известно, что пространство для монтажа и демонтажа вентиляторного агрегата на радиаторе двигателя автотранспортного средства сведено к узкому вертикальному пространству перед двигателем, в частности, по причине компактности современных двигателей и транспортных средств.

Кроме того, известно, что периферический монтажный зазор между вентиляторным агрегатом и радиатором приводит к боковой утечке воздуха через указанный зазор, что снижает аэравлическую эффективность вентиляторного агрегата.

На практике известно соединение вентиляторного агрегата и радиатора двигателя, достигаемое за счет вертикального поступательного перемещения вентиляторного агрегата по кулисам и его крепления на радиаторе при помощи зажимов. Это соединение не позволяет получить узкий зазор при монтаже вентиляторного агрегата и радиатора, в частности, когда эти элементы имеют лабиринтное уплотнение с бортиками, перекрывающими края соединения.

Известно также соединение вентиляторного агрегата и радиатора вышеупомянутого лабиринтного типа, достигаемое горизонтальным поступательным перемещением и винтовым креплением вентиляторного агрегата на радиаторе. Это соединение требует еще большего пространства для маневра при монтаже и демонтаже вентиляторного агрегата на радиаторе, чем в предыдущем случае, в частности, чтобы обеспечить доступ к крепежным винтам. Кроме того, это требует также больших затрат времени на монтаж (завинчивание) и большего числа используемых средств (винты, опорные распорки, инструмент для завинчивания).

Поэтому существует потребность в способе и устройстве соединения вентиляторного агрегата и радиатора для двигателя автотранспортного средства, которые обеспечивают монтаж и демонтаж вентиляторного агрегата на радиаторе в ограниченном пространстве маневра в транспортном средстве и позволяют получать соединение с узким лабиринтным зазором, в частности, для вентиляторного агрегата и радиатора, имеющих лабиринтное уплотнение с бортиками для перекрывания краев.

Согласно изобретению предложено устройство соединения вентиляторного агрегата с радиатором автотранспортного средства. Этот радиатор может быть связан с контуром охлаждения двигателя транспортного средства или с другими контурами охлаждения транспортного средства.

Устройство соединения в соответствии с изобретением содержит:

- первую периферическую крепежную раму, предназначенную для установки в ней вентиляторного агрегата, и вторую периферическую крепежную раму, предназначенную для установки в ней радиатора, при этом, по меньшей мере, одна из крепежных рам содержит, по меньшей мере, один периферический уплотнительный бортик, предназначенный для перекрывания бокового периферического края другой крепежной рамы,

- по меньшей мере, две верхние крепежные точки и, по меньшей мере, две нижние крепежные точки, неподвижно соединенные с каждой из указанных крепежных рам, при этом каждая крепежная точка содержит палец и лапку, образующие гнездо и выполненные с возможностью взаимодействия друг с другом путем одновременного зацепления, при этом пальцы крепежных точек неподвижно соединены с одной крепежной рамой, а соответствующие лапки неподвижно соединены с другой крепежной рамой, и в котором

каждая лапка верхней крепежной точки образует U-образное гнездо с крепежной рамой, с которой она соединена, и соответствующий палец выполнен с возможностью перемещения скольжением в этом U-образном гнезде, при этом пальцы и лапки верхних крепежных точек расположены и выполнены таким образом, чтобы при введении пальцев в U-образные гнезда верхние части крепежных рам удерживались на заранее определенном расстоянии друг от друга в направлении, перпендикулярном к плоскости крепежных рам, и

каждая лапка нижней крепежной точки имеет L-образную форму и образует L-образное гнездо с крепежной рамой, с которой она соединена, при этом отверстие этого гнезда находится на одном конце главной ветви L-образной лапки, а дно этого гнезда находится на другом конце лапки, соединенном с крепежной рамой, и соответствующий палец выполнен с возможностью перемещения скольжением в этом L-образном гнезде, при этом пальцы и лапки нижних крепежных точек расположены и выполнены таким образом, чтобы при введении пальцев в главную ветвь L-образного гнезда нижние части крепежных рам удерживались отведенными друг от друга, и при введении пальцев в дно нижней ветви L-образного гнезда нижние части крепежных рам удерживались на заранее определенном расстоянии друг от друга в направлении, перпендикулярном к плоскости крепежных рам,

- по меньшей мере, один боковой элемент индексации, выполненный с возможностью позиционирования крепежных рам относительно друг друга в направлении, параллельном плоскости крепежных рам и перпендикулярном к направлению скольжения пальцев в U-образных гнездах, и

- по меньшей мере, один элемент стопорения соединения крепежных рам относительно друг друга.

Таким образом, устройство соединения в соответствии с изобретением позволяет позиционировать на заранее определенном расстоянии крепежные рамы относительно друг друга таким образом, чтобы между крепежными рамами можно было получить узкий зазор, например, от 1 до 3 мм, обеспечивающий наличие монтажного зазора и позволяющий оптимизировать герметичность и аэравлическую эффективность. Это точное позиционирование можно получить без повреждений, несмотря на присутствие одного или нескольких бортиков по контуру рамы или рам.

Предпочтительно верхние и нижние части рам удерживаются на одинаковом заранее определенном расстоянии друг от друга после соединения для обеспечения лучшей аэравлической эффективности, хотя можно предусмотреть и разные расстояния.

Предпочтительно крепежные рамы выполнены таким образом, чтобы вентиляторный агрегат и радиатор по размерам вписывались в каждую из своих соответствующих крепежных рам.

Предпочтительно крепежные рамы являются неотъемлемой частью соответственно вентиляторного агрегата и радиатора.

Одна из крепежных рам, например рама вентиляторного агрегата, может содержать два периферических бортика, а именно длинный наружный бортик, предназначенный для перекрывания соответствующего бокового периферического края другой крепежной рамы, например, крепежной рамы радиатора, и внутренний бортик, выполненный с отступом относительно наружного бортика и предназначенный для позиционирования напротив соответствующего фронтального периферического края другой крепежной рамы и на заранее определенном расстоянии от указанного фронтального периферического края.

Эти бортики предназначены для формирования двойного уплотнительного периферического барьера между рамами и, следовательно, между вентиляторным агрегатом и радиатором. Их позиционирование на заранее определенном расстоянии, в частности, с узким зазором (например, 1-3 мм), позволяет улучшить аэравлическую эффективность.

Боковой элемент индексации крепежных рам может содержать простую пятку, неподвижно соединенную с одним элементов крепежной точки, выполненную с возможностью прижатия сбоку к соответствующей поверхности другого элемента указанной крепежной точки.

Предпочтительно элемент стопорения соединения крепежных рам содержит элемент нижней крепежной точки, выполненный подвижным между положением стопорения, в котором он блокирует перемещение пальца на дне нижней ветви соответствующего L-образного гнезда, и положением разблокировки, обеспечивающим перемещение указанного пальца из указанной нижней ветви L-образного гнезда.

Таким элементом легко манипулировать для стопорения и разблокировки крепежных рам.

В частности, перемещение из разблокированного положения в заблокированное положение можно обеспечить скольжением нижнего крепежного пальца внутри L-образного гнезда. Соединение крепежных рам, в частности, крепежной рамы вентиляторного агрегата и крепежной рамы радиатора и, следовательно, соединение вентиляторного агрегата и радиатора не требует при этом никакого инструмента, и фиксирование вентиляторного агрегата в положении относительно радиатора происходит очень быстро.

Предпочтительно главная ветвь L-образного гнезда может быть образована, с одой стороны, главной ветвью L-образной лапки и, с другой стороны, внутренней поверхностью крепежной рамы, с которой соединена указанная лапка, напротив ее главной ветви. Эта внутренняя поверхность выполнена таким образом, чтобы удерживать отведенной на заранее определенное расстояние нижнюю часть крепежной рамы, содержащую пальцы, от нижней рамы другой крепежной рамы, когда пальцы нижней крепежной точки заходят, каждый, в главную ветвь L-образного гнезда, прижимаясь к этой внутренней поверхности.

Это позволяет установить вентиляторный агрегат с уплотнительным бортиком на радиаторе в минимальном пространстве перед радиатором и получить возможность контроля зазора с каждой стороны соединения без риска его повреждения.

Поскольку крепежные рамы вентиляторного агрегата и радиатора установлены соответственно на вентиляторном агрегате и на радиаторе, способ применения устройства соединения содержит следующие фазы:

- предварительно позиционируют одну или первую из • крепежных рам относительно другой крепежной рамы, располагая ее таким образом, чтобы пальцы находились напротив отверстия U-образных и L-образных гнезд, образованных соответствующими лапками, при этом крепежные рамы ориентируют в боковом направлении относительно друг друга,

- поступательно перемещают вниз первую крепежную раму относительно другой крепежной рамы, при этом пальцы крепежных точек скользят вниз соответственно внутри каждого из U-образных и L-образных гнезд до дна U-образного гнезда,

- толкают нижнюю часть первой крепежной рамы в направлении другой крепежной рамы, чтобы поступательно переместить каждый из пальцев нижних крепежных точек до дна соответствующей нижней ветви L-образного гнезда, и

- стопорят каждый из пальцев нижних крепежных точек на дне нижней ветви L-образного гнезда.

Если одна из крепежных рам, например, крепежная рама вентиляторного агрегата содержит два периферических бортика, а именно длинный наружный бортик, предназначенный для перекрывания соответствующего бокового периферического края другой крепежной рамы, и внутренний бортик, выполненный с отступом относительно наружного бортика и предназначенный для позиционирования напротив соответствующего фронтального периферического края указанной другой крепежной рамы (например, радиатора), в этом случае для соединения вентиляторного агрегата и радиатора осуществляют следующие этапы:

- при соединении предварительно позиционируют крепежную раму, содержащую бортики, относительно другой крепежной рамы, при этом пальцы находятся напротив отверстия U-образных и L-образных гнезд, образованных соответствующими лапками, при этом крепежные рамы ориентируют в боковом направлении относительно друг друга, при этом наружный бортик находится над верхней частью бокового периферического края другой крепежной рамы, и внутренний бортик крепежной рамы позиционируют напротив верхней части фронтального периферического края другой крепежной рамы на заранее определенном расстоянии от указанного фронтального периферического края,

- поступательно перемещают вниз крепежную раму, содержащую бортики, относительно другой крепежной рамы, при этом каждый из пальцев крепежных точек скользит вниз соответственно внутри соответствующих U-образных и L-образных гнезд до дна U-образного гнезда, при этом наружный бортик крепежной рамы перекрывает верхнюю часть бокового периферического края другой крепежной рамы,

- поступательно перемещают нижнюю часть крепежной рамы, содержащей бортики, в сторону другой крепежной рамы, при этом пальцы каждой из нижних крепежных точек скользят в нижней ветви L-образного гнезда до дна этого гнезда, при этом наружный бортик перекрывает нижнюю часть бокового периферического края другой крепежной рамы, и

- стопорят крепежную раму, содержащую бортики, в положении относительно другой крепежной рамы.

Далее следует описание варианта осуществления изобретения, представленного в качестве примера, со ссылками на прилагаемые чертежи.

На фиг.1 показан узел вентиляторного агрегата и радиатора двигателя автотранспортного средства, собранный согласно вышеуказанному варианту осуществления, вид в перспективе;

на фиг.2-4 представлены различные фазы способа применения устройства соединения вентиляторного агрегата с радиатором согласно вышеуказанному варианту осуществления;

на фиг.5 и 6 показана крепежная точка с боковой индексацией соединения крепежных рам, соответственно вид спереди без крепежного пальца и вид в перспективе с крепежным пальцем.

На фиг.1 показана ортонормированная система координат с осями X, Y и Z.

Как показано на фиг.1, узел 1 охлаждения содержит соединенные друг с другом вентиляторный агрегат 3 и радиатор 5 контура охлаждения автотранспортного средства.

Этот узел 1 предназначен для компактной установки, например, в переднем моторном отсеке транспортного средства. В таком отсеке, как правило, расположенном спереди двигателя (не показан), пространство для установки вентиляторного агрегата 3 на радиаторе 5 является ограниченным.

В данном случае вентиляторный агрегат 3 содержит два вентилятора 7, расположенные смежно друг с другом и в одной плоскости, причем эти вентиляторы предназначены для нагнетания воздуха в сторону радиатора 5 с целью охлаждения циркулирующей в нем текучей среды-теплоносителя.

Вентиляторный агрегат 3 расположен напротив радиатора 5.

Он содержит прямоугольную периферическую крепежную раму 9, и точно так же радиатор 5 содержит соответствующую прямоугольную периферическую крепежную раму 11.

В настоящей заявке выражения «крепежная рама» или «рама» обозначают «периферическую крепежную раму». Кроме того, рамы образуют плоскости, параллельные плоскости YZ ортонормированной системы координат фигур.

Как правило, крепежные рамы 9, 11 вентиляторного агрегата 3 и радиатора 5 устанавливают соответственно на вентиляторный агрегат 3 и на радиатор 5 до их соединения при помощи устройства в соответствии с изобретением.

Предпочтительно крепежные рамы 9, 11 выполнены таким образом, чтобы вентиляторный агрегат 3 и радиатор 5 по своим размерам вписывались в каждую из своих крепежных рам после их установки на соответствующую раму. Иначе говоря, вентиляторный агрегат 3 и радиатор 5 не выступают за пределы своей рамы 9, 11 после установки на этой раме.

Эти крепежные рамы 9, 11 являются, например, прямоугольными.

Эти крепежные рамы 9, 11 можно изготовить посредством формования из пластического материала, например, типа полипропилена или полиамида.

Крепежная рама 9 вентиляторного агрегата 3 содержит два параллельных бортика, направленных к радиатору 5 (фиг.2, 3 и 4): длинный наружный бортик 13, предназначенный для перекрывания бокового периферического края 18 крепежной рамы 11 радиатора 5, и короткий внутренний бортик 15, предназначенный для установки напротив фронтального периферического края 17 крепежной рамы 11 радиатора 5, перпендикулярно к этому краю 17 (фиг.2).

Боковой периферический край 18 крепежной рамы 11, перекрываемый наружным бортиком 13, проходит перпендикулярно к фронтальному периферическому краю 17 крепежной рамы 11. Этот фронтальный периферический край 17 расположен параллельно плоскости YZ системы координат фигур, которая является параллельной относительно плоскости, образованной крепежной рамой 11.

Под бортиком следует понимать устройство, которое принудительно направляет движущуюся текучую среду, например, элементы крепежной рамы, которые задают зигзагообразное прохождение используемой текучей среды сбоку между двумя крепежными рамами. Как правило, эти элементы проходят по всей периферии крепежных рам.

Наружный 13 и внутренний 15 бортики представляют собой, например, стенки, которые проходят в основном параллельно друг другу, как показано на фигурах. Вместе с тем, можно предусмотреть и более сложные формы, не показанные на фигурах.

Когда крепежные рамы 9, 11 соединены друг с другом, наружный бортик 13 перекрывает или накрывает боковой периферический край 18 крепежной рамы 11, который проходит параллельно бортикам, тогда как внутренний бортик 15 находится напротив фронтального периферического края 14 крепежной рамы 11 на заранее определенном расстоянии от этого фронтального периферического края 17 (в направлении, перпендикулярном к плоскости крепежной рамы, содержащей бортики). Таким образом, внутренний бортик 15 является более коротким, чем наружный бортик 13, в направлении X, поэтому внутренний бортик расположен с отступом относительно наружного бортика (в направлении, перпендикуляром к плоскости крепежной рамы, содержащей бортики).

Крепежные рамы 9, 11 соответственно вентиляторного агрегата 3 и радиатора 5 дополнительно имеют, каждая, элементы точек крепления 19 вентиляторного агрегата 3 на радиаторе 5:

- две верхние крепежные точки 19а, каждая из которых расположена по существу в верхнем углу каждой из крепежных рам 9, 11 и которые, как правило, являются идентичными, и

- две нижние крепежные точки 19b, каждая из которых расположена по существу в нижнем углу каждой из крепежных рам 9, 11 и которые, как правило, являются идентичными.

Эти элементы 19а, 19b выполнены с возможностью взаимодействия зацеплением парами и одновременно.

В положении монтажа крепежных рам 9, 11 относительно друг друга:

- обе верхние крепежные точки 19а могут быть на одинаковой высоте (на одной горизонтальной линии, параллельной оси Y), точно так же обе нижние крепежные точки 19b могут быть на одинаковой высоте (параллельно оси Y), и/или

- верхняя крепежная точка 19а и нижняя крепежная точка 19b с одной боковой стороны крепежных рам 9, 11 могут быть расположены на одной вертикальной линии (параллельной оси Z).

В представленном примере элементы двух верхних крепежных точек 19а являются идентичными и содержат, каждый:

- палец 19а1, неподвижно соединенный с крепежной рамой 9 вентиляторного агрегата 3, и

- лапку 19а2, неподвижно соединенную с крепежной рамой 11 радиатора 5, причем эта лапка 19а2 ограничивает (вместе с крепежной рамой 11) U-образное гнездо, сечение которого имеет форму, соответствующую форме поперечного сечения пальца 19а1.

Каждый палец 19а1 выполнен с возможностью перемещения скольжением в этом U-образном гнезде.

В частности, палец 19а1 проходит параллельно направлению Y (параллельно плоскости крепежной рамы 9), и лапка 19а2 проходит параллельно плоскости XZ (перпендикулярной к плоскости крепежной рамы 11), при этом каждый палец 19а1 может скользить в своем соответствующем U-образном гнезде в направлении скольжения, параллельном оси Z.

Размеры сечения пальцев 19а1 крепежных точек предусмотрены таким образом, чтобы соответствовать проходному пространству U-образного гнезда, ограниченному между лапками 19а2 крепежных точек и крепежной рамой 11, для идеального направления скольжения пальцев в этих гнездах.

Эти элементы 19а1, 19а2 выполнены с возможностью взаимодействия друг с другом во время соединения таким образом, чтобы верхняя часть 3а вентиляторного агрегата 3 находилась на заранее определенном расстоянии от радиатора 5, а именно в направлении X, перпендикулярном к плоскости соединенных крепежных рам 9, 11. Это расстояние может составлять примерно несколько миллиметров, например, от 1 до 3 мм, чтобы сохранять узкий зазор между крепежными рамами 9, 11.

Обе нижние крепежные точки 19b тоже являются идентичными и содержат, каждая:

- палец 19b1, неподвижно соединенный с крепежной рамой 9 вентиляторного агрегата 3, и

- лапку 19b2 L-образной формы, неподвижно соединенную с крепежной рамой 11 радиатора 5 и ограничивающую с крепежной рамой 11 L-образное гнездо (фиг.5). Это L-образное гнездо имеет сечение формы, соответствующей поперечному сечению пальца 19b1.

Каждый палец 19b1 выполнен с возможностью перемещения скольжением в этом L-образном гнезде.

В частности, палец 19b1 проходит параллельно направлению Y, и лапка 19b2 L-образной формы содержит главную ветвь Р1, проходящую в направлении Z, и нижнюю ветвь Р2, неподвижно соединенную с крепежной рамой 11 и проходящую в направлении X.

Таким образом, L-образное гнездо содержит:

- главную ветвь, ограниченную главной ветвью Р1 лапки 19b2 и внутренней поверхностью L1 крепежной рамы 11 напротив этой ветви Р1,

- нижнюю ветвь, ограниченную нижней ветвью Р2 лапки 19b2, поверхностью L3 крепежной рамы 11 напротив этой ветви Р2 и поверхностью L4 крепежной рамы 11, смежной с ветвью Р2 и с поверхностью L3.

Таким образом, каждый палец 19b1 перемещается скольжением в главной ветви своего соответствующего L-образного гнезда в направлении скольжения, параллельном оси Z, и в нижней ветви своего соответствующего L-образного гнезда в направлении скольжения, параллельном оси X.

Обычно «главной ветвью» L-образного гнезда называют его ветвь большей длины и «нижней ветвью» L-образного гнезда называют его ветвь меньшей длины.

L-образное гнездо образовано со стороны крепежной рамы 11 радиатора 5 внутренней поверхностью L1, расположенной напротив главной ветви Р1 лапки 19b2 параллельно этой главной ветви Р1 лапки 19b2 в плоскости YZ.

Со стороны своего верхнего конца эта внутренняя поверхность L1 соединена с нижней частью крепежной рамы 11 наклонной площадкой L2, которая служит направляющей для пальца 19b1.

Со стороны своего нижнего конца внутренняя поверхность L1 образует отступающий заплечик, содержащий поверхность L3, проходящую параллельно нижней ветви Р2 лапки 19b2, и поверхность L4, параллельную поверхности L1 и образующую дно нижней ветви L-образного гнезда, ограниченное лапкой 19b2.

Внутренняя поверхность L1 отстоит от фронтального периферического края 17 крепежной рамы 11, например, приблизительно на 14-15 мм. Это расстояние выбирают таким образом, чтобы при скольжении каждого из пальцев 19b1 в главной ветви своего L-образного гнезда нижние части крепежных рам 9, 11 были достаточно удалены друг от друга, чтобы не соприкасаться между собой.

Таким образом, отверстие L-образного гнезда находится на одном конце главной ветви Р1 лапки 19b2, и дно этого гнезда находится на другом конце лапки 19b2, соединенном с крепежной рамой 11.

Отверстия двух гнезд, U-образного и L-образного, обращены в одном направлении, то есть к верхнему краю рам вдоль оси Z.

Эти элементы 19b1, 19b2 выполнены с возможностью взаимодействия друг с другом во время соединения, чтобы отводить нижнюю часть 3b вентиляторного агрегата 3 от радиатора 5, когда палец 19b1 вставляют внутрь главной ветви L-образного гнезда (между частью Р1 лапки 19b2 и внутренней поверхностью L1 рамы 11), и чтобы приводить нижнюю часть 3b вентиляторного агрегата 3 на заранее определенное расстояние относительно радиатора 5 в направлении Х (например, 1-3 мм), когда палец 19b1 толкают на дно нижней ветви L-образного гнезда к поверхности L4.

На нижней ветви Р2 лапки 19b2 расположен стопорный зажим 19b3, чтобы блокировать палец 19b1 на дне нижней ветви L-образного гнезда на поверхности L4 (см. фиг.5 и 6). Этот зажим 19b3 в представленном примере выполнен в виде упругого язычка, который отходит при прохождении пальца 19b1 и прижимается к нему для его стопорения в положении на дне ветви, как только он пройдет через язычок.

Один из нижних пальцев 19b1, например, правый палец 19b1 (в правой части фиг.1 и на фиг.6) содержит на своем конце пятку с бокового направления в виде диска, предназначенного для перемещения скольжением сбоку вдоль края поверхности L1, опираясь на поверхность L5. Это скольжение является боковым с учетом контакта в направлении Y между пяткой с и поверхностью L5. Эта поверхность L5 проходит перпендикулярно к поверхности L1 и соединяет ее с крепежной рамой 11. Эта пятка с предназначена для фиксирования бокового позиционирования (по Y) крепежных рам относительно друг друга.

Под боковой индексацией одной крепежной рамы относительно другой следует понимать, что крепежные рамы позиционируют относительно друг друга в направлении, параллельном плоскости, образованной крепежными рамами и параллельной их нижним или верхним краям (по Y).

Такую боковую индексацию можно предусмотреть на обоих нижних пальцах и/или, по меньшей мере, на одном из верхних пальцев.

В варианте или в комбинации эту боковую индексацию можно осуществить в виде системы вертикальных пазов и соответствующих им по форме нервюр, выполненных, по меньшей мере, на одной из крепежных точек.

Предпочтительно верхний край каждой из лапок крепежной точки 19 расширен наружу для облегчения введения пальцев 19а1, 19b1 внутрь гнезд, образованных лапками 19а2, 19b2. На фиг.5 этот расширенный край обозначен Р3.

Далее следует описание способа соединения.

Предварительно радиатор 5 крепят на двигателе транспортного средства в его моторном отсеке и последовательно осуществляют следующие этапы.

Сначала осуществляют предварительное позиционирование для соединения вентиляторного агрегата 3 с радиатором 5, для чего пальцы 19а1, 19b1 располагают над лапками 19а2, 19b2 для их введения в отверстия U-образных и L-образных гнезд (фиг.2).

Расширенный наружу верхний край P3 каждой из лапок 19а2, 19b2 облегчает введение пальцев 19а1, 19b1 в U-образные и L-образные гнезда между лапками 19а2, 19b2 и крепежной рамой 11.

Пятку с бокового направления подводят к краю поверхности L1 и прижимают к поверхности L5, что обеспечивает индексацию позиционирования по Y.

Затем верхнюю часть наружного бортика 13 располагают над боковым периферическим краем 18 крепежной рамы 11 радиатора 5, и верхнюю часть внутреннего бортика 15 вентиляторного агрегата 3 приближают к верхней части фронтального периферического края 7 крепежной рамы 11 радиатора 5, напротив этого края.

Затем осуществляют поступательное перемещение вниз (по Z) вентиляторного агрегата 3 относительно радиатора 5 (фиг.3), при этом пятку с бокового направления удерживают скользящей по поверхности L5. Каждый из пальцев 19а1, 19b1 скользит вниз в соответствующих U-образных и L-образных гнездах, пока не придет на дно U-образного гнезда в случае пальцев 19а1 и в положение упора в нижнюю ветвь Р2 лапок 19b2 в случае пальцев 19b1.

Предпочтительно выполнять лапки 19а2 верхних крепежных точек и лапки 19b2 нижних крепежных точек таким образом, чтобы длина скольжения пальцев 19а2 вдоль главной ветви Р1 лапок 19b2 до нижней ветви Р2 этих лапок 19b2 была идентичной длине скольжения пальцев 19а1 до дна U-образного гнезда, образованного лапками 19а2.

Во время этого поступательного перемещения вниз:

- верхнюю часть 3а вентиляторного агрегата направляют относительно радиатора 5 в направлении X, перпендикулярном к плоскости крепежной рамы 11 радиатора 5. За счет этого направленного перемещения в направлении Х между радиатором 5 и вентиляторным агрегатом 3 можно сохранять узкий зазор, например, величиной 1-3 мм, от радиатора 5,

- нижнюю часть 3b удерживают отведенной от радиатора 5 за счет промежутка между поверхностью L1 и фронтальным периферическим краем 17 крепежной рамы 11 радиатора 5. При этом поступательном перемещении нижнюю часть наружного бортика 13 вентиляторного агрегата 3 удерживают на расстоянии от радиатора 5 без риска соприкосновения с ним и его повреждения (риск появления утечки из радиатора).

Как правило, нижние части крепежных рам 9 и 11 удерживают отведенными друг от друга на заранее определенное расстояние, достаточное, чтобы бортик или бортики одной крепежной рамы не могли касаться и повредить другую крепежную раму или элемент другой крепежной рамы. Это расстояние может составлять, например, от 12 до 15 мм, предпочтительно 12 мм.

Например, лапки 19а2 верхних крепежных точек можно закрепить на фронтальном периферическом крае 17 крепежной рамы 11 (в этом случае этот периферический край 17 образует с лапками U-образное гнездо), и внутренние поверхности L1 нижних крепежных точек могут быть удалены от этого фронтального периферического края 17 на заранее определенное расстояние, определяющее промежуток между нижними частями крепежных рам 9 и 11.

В конце хода поступательного движения вниз (по Z) верхняя часть наружного бортика 13 накрывает боковой периферический край 18 крепежной рамы 11 радиатора 5, тогда как верхняя часть внутреннего бортика 15 находится на расстоянии узкого зазора (например, 1-3 мм) от фронтального периферического края 17 крепежной рамы радиатора 5 (в направлении X).

Во время поступательного движения вниз нижняя часть наружного бортика 13 перемещается напротив нижней части фронтального периферического края 17 рамы радиатора 5 и затем накрывает нижнюю часть периферического края 18 рамы 11 радиатора 5 в конце поступательного движения вниз.

Затем можно осуществить поперечное поступательное перемещение по Х в сторону радиатора 5 нижней части 3b вентиляторного агрегата 3 толкающим усилием, при этом пальцы 19b1 каждой из нижних крепежных точек скользят по нижней ветви Р2 лапок 19b2 и приходят в конце хода (фиг.4) в положение опоры на поверхность L4. Упругий язычок зажима 19b3 отходит при прохождении пальца 19b1 и затем прижимается к нему, стопоря его в положении по Х на дне нижней ветви L-образного гнезда. При этом нижняя часть наружного бортика 13 перекрывает нижнюю часть бокового периферического края 18 крепежной рамы 11 радиатора 5, и так происходит по всей периферии бокового периферического края 18 крепежной рамы 11 радиатора 5. Внутренний бортик 15 оказывается расположенным с узким зазором в направлении Х (например, 1-3 мм) напротив фронтального периферического края 18 крепежной рамы 11 радиатора 5.

Демонтаж осуществляют в порядке, обратном вышеуказанному соединению. Достаточно разблокировать зажимы 19b3, нажав на язычки, затем переместить скольжением пальцы 19а1, 19b1 в их гнезде, поднять вентиляторный агрегат 3 вдоль радиатора 5, одновременно отводя его нижнюю часть 3b, в порядке, противоположном поступательному движению вниз. Когда пальцы дойдут до верхнего конца лапок, вентиляторный агрегат 3 можно снять с радиатора 5.

Таким образом, устройство в соответствии с изобретением позволяет установить вентиляторный агрегат с уплотнительным бортиком на радиаторе в минимальном пространстве перед радиатором и без риска его повреждения.

В описанном выше примере крепежная рама, содержащая бортик или бортики, является крепежной рамой вентиляторного агрегата 3.

Хотя это обычно и не применяется, можно предусмотреть уплотнительные бортики на раме радиатора для накрывания вентиляторного агрегата.

Можно также предусмотреть, чтобы пальцы крепежной точки были неподвижно соединены с радиатором (или с его крепежной рамой) и чтобы лапки являлись частью вентиляторного агрегата, при этом в данном случае лапки необходимо повернуть на половину оборота, чтобы их отверстие было направлено вниз.

1. Устройство соединения вентиляторного агрегата (3) с радиатором (5) автотранспортного средства, отличающееся тем, что содержит:
- первую периферическую крепежную раму (9), поддерживающую вентиляторный агрегат (3), и вторую периферическую крепежную раму (11), поддерживающую радиатор (5), при этом по меньшей мере одна из крепежных рам (9) содержит по меньшей мере один периферический уплотнительный бортик (13), выполненный с возможностью перекрывания бокового периферического края другой крепежной рамы (11),
- по меньшей мере две верхние крепежные точки (19а) и по меньшей мере две нижние крепежные точки (19b), неподвижно соединенные с каждой из указанных крепежных рам (9, 11), при этом каждая крепежная точка (19а, 19b) содержит палец (19а1, 19b1) и лапку (19а2, 19b2), образующую гнездо, выполненные с возможностью взаимодействия друг с другом путем одновременного зацепления, при этом пальцы (19а1, 19b1) крепежных точек неподвижно соединены с одной крепежной рамой (9), а соответствующие лапки (19а2, 19b2) неподвижно соединены с другой крепежной рамой (11), причем
каждая лапка (19а2) верхней крепежной точки (19а) образует U-образное гнездо с крепежной рамой (11), с которой она соединена, и соответствующий палец (19а1) выполнен с возможностью перемещения скольжением в этом U-образном гнезде, при этом пальцы (19а1) и лапки (19а2) верхних крепежных точек (19а) расположены и выполнены так, чтобы при введении пальцев (19а1) в U-образные гнезда верхние части крепежных рам (9, 11) удерживались на заранее определенном расстоянии друг от друга в направлении, перпендикулярном к плоскости крепежных рам (9, 11), и
каждая лапка (19b2) нижней крепежной точки (19b) имеет L-образную форму и образует L-образное гнездо с крепежной рамой (11), с которой она соединена, при этом отверстие этого гнезда находится на одном конце главной ветви (Р1) L-образной лапки (19b2), а дно этого гнезда находится на другом конце (Р2) лапки (19b2), соединенном с крепежной рамой (11), и соответствующий палец (19b1) выполнен с возможностью перемещения скольжением в этом L-образном гнезде, при этом пальцы (19b1) и лапки (19b2) нижних крепежных точек (19b) расположены и выполнены так, чтобы при введении пальцев (19b1) в главную ветвь L-образного гнезда нижние части крепежных рам (9, 11) удерживались отведенными друг от друга и при введении пальцев (19b1) в дно нижней ветви L-образного гнезда нижние части крепежных рам (9, 11) удерживались на заранее определенном расстоянии друг от друга в направлении, перпендикулярном к плоскости крепежных рам (9, 11),
- по меньшей мере один боковой элемент индексации, выполненный с возможностью позиционирования крепежных рам (9, 11) относительно друг друга в направлении, параллельном плоскости крепежных рам (9, 11) и перпендикулярном к направлению скольжения пальцев (19а1) в U-образных гнездах, и
- по меньшей мере один элемент стопорения соединения крепежных рам (9, 11) относительно друг друга.

2. Устройство соединения по п.1, отличающееся тем, что крепежные рамы (9, 11) выполнены так, чтобы вентиляторный агрегат (3) и радиатор (5) по размерам вписывались в каждую из своих соответствующих крепежных рам (9, 11).

3. Устройство соединения по п.1, отличающееся тем, что крепежные рамы (9, 11) являются неотъемлемой частью соответственно вентиляторного агрегата (3) и радиатора (5).

4. Устройство соединения по п.1, отличающееся тем, что одна из крепежных рам (9) содержит два периферических бортика, а именно длинный наружный бортик (13), выполненный с возможностью перекрывания соответствующего бокового периферического края (18) другой крепежной рамы (11), и внутренний бортик (15), выполненный с отступом относительно наружного бортика (13) и выполненный с возможностью позиционирования напротив соответствующего фронтального периферического края (17) другой крепежной рамы (11) и на заранее определенном расстоянии от указанного фронтального периферического края (17).

5. Устройство соединения по п.1, отличающееся тем, что боковой элемент индексации содержит пятку (с), неподвижно соединенную с одним элементом крепежной точки (19), выполненную с возможностью прижатия сбоку к соответствующей поверхности (L5) другого элемента указанной крепежной точки (19).

6. Устройство соединения по п.1, отличающееся тем, что элемент стопорения соединения крепежных рам (9, 11) содержит элемент (19b3) нижней крепежной точки, выполненный с возможностью перемещения между положением стопорения, в котором он блокирует перемещение пальца (19b1) на дне нижней ветви соответствующего L-образного гнезда, и положением разблокировки, обеспечивающим перемещение указанного пальца (19b1) из указанной нижней ветви L-образного гнезда.

7. Устройство соединения по п.1, отличающееся тем, что главная ветвь L-образного гнезда образована главной ветвью (Р1) L-образной лапки (19b2) и внутренней поверхностью (L1) крепежной рамы (11), с которой соединена указанная лапка (19b2), напротив ее главной ветви (Р1), и эта внутренняя поверхность (L1) выполнена с возможностью удержания нижней части (3b) крепежной рамы (9), содержащей пальцы (19b1), на заранее определенном расстоянии от нижней части другой крепежной рамы (11), когда пальцы (19b1) нижней крепежной точки заходят, каждый, в главную ветвь L-образного гнезда, прижимаясь к этой внутренней поверхности (L1).

8. Способ применения устройства соединения по п.1, содержащий следующие этапы:
- предварительно позиционируют одну (9) или первую из крепежных рам относительно другой крепежной рамы (11), располагая ее так, чтобы пальцы (19а1, 19b1) находились напротив отверстия U-образных и L-образных гнезд, образованных соответствующими лапками (19а2, 19b2), при этом крепежные рамы (9, 11) ориентируют в боковом направлении относительно друг друга,
- поступательно перемещают вниз первую крепежную раму (9) относительно другой крепежной рамы (11), при этом пальцы (19а1, 19b1) крепежных точек скользят вниз соответственно внутри каждого из U-образных и L-образных гнезд до дна U-образного гнезда,
- толкают нижнюю часть (3b) первой крепежной рамы (9) в направлении другой крепежной рамы (11), чтобы поступательно переместить каждый из пальцев (19b1) нижних крепежных точек до дна соответствующей нижней ветви L-образного гнезда, и
- стопорят каждый из пальцев (19b1) нижних крепежных точек на дне нижней ветви L-образного гнезда.

9. Способ по п.8, в котором одна из крепежных рам (9) содержит два периферических бортика, а именно длинный наружный бортик (13), предназначенный для перекрывания соответствующего бокового периферического края (18) другой крепежной рамы (11), и внутренний бортик (15), выполненный с отступом относительно наружного бортика (13) и предназначенный для позиционирования напротив соответствующего фронтального периферического края (17) указанной другой крепежной рамы (11), при этом способ содержит следующие этапы:
- при соединении предварительно позиционируют крепежную раму (9), содержащую бортики (13, 15), относительно другой крепежной рамы (11), при этом пальцы (19а1, 19b1) находятся напротив отверстия U-образных и L-образных гнезд, образованных соответствующими лапками (19а2, 19b2), при этом крепежные рамы (9, 11) ориентированы в боковом направлении относительно друг друга, при этом наружный бортик (13) находится над верхней частью бокового периферического края (18) другой крепежной рамы (11), и внутренний бортик (15) крепежной рамы (9) позиционируют напротив верхней части фронтального периферического края (17) другой крепежной рамы (11) на заранее определенном расстоянии от указанного фронтального периферического края (17),
- поступательно перемещают вниз крепежную раму (9), содержащую бортики (13, 15), относительно другой крепежной рамы (11), при этом каждый из пальцев (19а1, 19b1) крепежных точек скользит вниз внутри соответствующих U-образных и L-образных гнезд до дна U-образного гнезда, при этом наружный бортик (13) крепежной рамы (9) перекрывает верхнюю часть бокового периферического края (18) другой крепежной рамы (11),
- поступательно перемещают нижнюю часть (3b) крепежной рамы (9), содержащую бортики (13, 15) в сторону другой крепежной рамы (11), при этом пальцы (19b1) каждой из нижних крепежных точек скользят в нижней ветви L-образного гнезда до дна этого гнезда, при этом наружный бортик (13) перекрывает нижнюю часть бокового периферического края (18) другой крепежной рамы (11), и
- стопорят крепежную раму (9), содержащую бортики (13, 15), в положении относительно другой крепежной рамы (11).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Конструкция передка для автомобиля промышленного назначения содержит раму, имеющую нижнее строение с двумя прямолинейными, проходящими в продольном направлении транспортного средства лонжеронами, эластично закрепленную выше лонжеронов кабину водителя, приводной агрегат, закрепленный между лонжеронами, охладитель и поперечную балку, соединяющую лонжероны.

Изобретение относится к устройству радиатора транспортного средства. Модульная система содержит основной модуль (10) и два или более вспомогательных модуля (40, 40'), которые соединены с основным модулем.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Шасси грузового автомобиля бескапотной компоновки с откидной кабиной содержит раму с двумя продольными элементами, отстоящими друг от друга, один поперечный элемент, проходящий между продольными элементами, подвеску охлаждающего устройства для размещения охлаждающего устройства в переднем конце рамы и подвеску кабины для размещения кабины над передним концом рамы.

Изобретение относится к области автомобильных теплообменников. Заготовка радиаторной секции трубчато-пластинчатого радиатора содержит опорные пластины и охлаждающие пластины с рядами отверстий для охлаждающих трубок, коллектор теплоносителя и охлаждающие трубки, подключенные к нему, установленные в упомянутые отверстия опорных и охлаждающих пластин.

Изобретение относится к конструкции для крепления узла (10) охлаждения, предназначенного для охлаждения двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Передний модуль для автомобиля содержит два расположенных с обеих сторон лонжерона, балку бампера и раму радиатора, удерживающую охлаждающее устройство.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. .

Изобретение относится к органам управления и исполнительным механизмам для активных заслонок решетки радиатора. Система активных заслонок решетки радиатора содержит контроллер, датчик, который выдает сигнал замерзания в контроллер, когда температура находится около или ниже замерзания, и электродвигатель, который открывает и закрывает множество заслонок. Электродвигатель принимает низкий токовый сигнал из контроллера для приведения в действие системы при первом уровне крутящего момента и принимает высокий токовый сигнал для приведения в действие системы при втором уровне крутящего момента, когда контроллер принимает сигнал замерзания. Сигнал атмосферных осадков из системы стеклоочистителей транспортного средства выдается в контроллер для выдачи указания, что есть атмосферные осадки, присутствующие в окружающей среде транспортного средства. Контроллер может выдавать высокий токовый сигнал на электродвигатель, только когда сигнал замерзания и сигнал атмосферных осадков выдаются в контроллер. Достигается улучшение эффективности работы заслонок. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Несущая рамная конструкция для автомобиля промышленного назначения включает в себя первую и вторую продольные несущие конструкции, устройство охлаждения, крепежные места для передних колес автомобиля и двигательное устройство для привода автомобиля. Первая и вторая продольные несущие конструкции находятся на расстоянии друг от друга в поперечном направлении несущей рамной конструкции. Устройство охлаждения включает в себя охладитель двигателя и охладитель наддувочного воздуха. Крепежные места для передних колес автомобиля включают в себя точки центров колес. Устройство охлаждения расположено позади точек центров колес в продольном направлении несущей рамной конструкции и/или сбоку на несущей рамной конструкции. Автомобиль промышленного назначения содержит упомянутую несущую рамную конструкцию. Достигается увеличение пространства для размещения устройств охлаждения. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к системам охлаждения автомобилей. Устройство охлаждения двигателя транспортного средства содержит радиатор и конденсор, кожух вентилятора с вентилятором для охлаждения радиатора и конденсора. Радиатор, конденсор и кожух вентилятора заряжены положительно. Также имеется соединительная деталь, которая соединяет кожух вентилятора, радиатор и конденсор. Саморазрядный нейтрализатор статического электричества размещен на токонепроводящей поверхности стенки соединительной детали внутри ограниченной зоны и предназначен для уменьшения величины электрического заряда на части токонепроводящей поверхности стенки. Нейтрализация статического электричества радиатора или конденсора выполняется с использованием саморазрядного нейтрализатора. Повышается эффективность охлаждения. 8 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к заслонке, препятствующей боковым утечкам воздуха между воздуховодом системы охлаждения и вогнутостью крайней передней поперечной балки шасси транспортного средства. Заслонка (10) состоит из двух частей (11, 12), шарнирно соединенных при помощи по существу герметичного шарнира (30). Первая часть в основном содержит криволинейный край, соответствующий вогнутости поперечной балки (1). Шарнир содержит средства (40) блокировки в различных положениях второй части (12) по отношению к первой (11), в том числе по меньшей мере в одном развернутом положении, по существу в продолжении первой части и в откинутом положении, по существу перпендикулярном к развернутому положению. Достигается улучшение боковой герметичности по отношению к воздуху в области воздуховода на уровне заслонок поперечной балки. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к поворачиваемому теплообменнику. Рабочее транспортное средство имеет основание, опору, шарнирно прикрепленную к основанию для поворота относительно основания вокруг первой оси поворота между первым опорным положением и вторым опорным положением, и теплообменник. Теплообменник шарнирно прикреплен к опоре для поворота относительно опоры вокруг второй оси поворота между первым положением теплообменника и вторым положением теплообменника. Изобретение обеспечивает повышение эффективности теплообменника. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх