Стенд для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к оборудованию для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин. Стенд для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин содержит опорную раму со стойками, установленную на опорной раме несущую плиту с упорами для фиксации исследуемого образца грунта, взаимодействующего с испытываемым рабочим органом. Стенд также содержит механизм поперечного перемещения несущей плиты в горизонтальной плоскости и механизм продольного перемещения рабочего органа в горизонтальной плоскости, привод которого снабжен тяговой цепью, на которой закреплен захват с возможностью перемещения рабочего органа вдоль стенда на направляющих, закрепленных в стойках опорной рамы параллельно несущей плите. Дополнительно содержит винтовой механизм перемещения рабочего органа в вертикальной плоскости, выполненный в виде ползуна, содержащего корпус, в котором с помощью резьбового соединения установлен винт с возможностью вертикального перемещения и взаимодействия с расположенным в корпусе четырехгранником, жестко соединенным с тензометрической головкой, на которой с помощью жестко соединенного с ней кронштейна, пальца и подшипников качения установлен с возможностью вращения на пальце рабочий орган. Технический результат заключается в повышении эффективности стенда. 2 ил.

 

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к оборудованию для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин.

Известен стенд для испытания рабочих органов землеройных машин, включающий опорную раму, тензометрическую тележку с закрепленным на ней испытываемым рабочим органом, привод тележки, имеющий двигатель и регулирующее устройство, соединенное с тензометрической тележкой посредством тяговой цепи и захвата, и образец грунта, установленный на стенде с помощью специального устройства (Авт. свид. СССР №321709, дата приоритета 02.12.1969, дата публикации 19.11.1971, авторы: Карнаухов А.В. и др., RU).

Недостатком известного аналога является нерациональное использование грунта, так как образец грунта фиксируется на стенде в одном положении, при котором обеспечивается разрушение массива образца только в его центральной части, в связи с чем возникает необходимость использования в каждом последующем опыте нового образца грунта.

Известен стенд для испытания рабочих органов землеройных машин, принятый в качестве прототипа, содержащий опорную раму, тензометрическую головку с закрепленным на ней испытываемым рабочим органом для разрушения образца грунта, установленного с фиксацией в упорах, и привод тензометрической головки, имеющий двигатель, редуктор с выходным валом, на котором закреплена звездочка, связанная со звездочкой ведущего вала, ведущую и ведомую звездочки тяговой цепи привода, на одном из звеньев которой закреплен захват, выполненный с возможностью взаимодействия с тензометрической головкой, установленной на направляющих вдоль стенда, при этом стенд также снабжен механизмом поперечной подачи образца грунта, содержащим несущую плиту, установленную с возможностью перемещения по направляющим перпендикулярно продольной оси стенда с помощью ходового механизма (Патент РФ №2429459 C1, дата приоритета 26.04.2010, дата публикации 20.09.2011, авторы Ганжа В.А. и др., прототип).

Недостатком прототипа является его низкая эффективность и нерациональное использование образца грунта из-за ограниченной глубины резания и неполного разрушения исследуемого образца по высоте, а также из-за необходимости поднятия исследуемого образца над плитой для обеспечения требуемой глубины резания режущим инструментом, в результате чего для этой цели необходимо использовать тарированные пластины, однако при этом не обеспечивается жесткость установки исследуемого образца, и повышается трудоемкость процесса испытания, кроме того, скорость передвижения рабочего органа не может варьироваться в широких пределах из-за малого количества звездочек цепной передачи.

Задачей изобретения является повышение эффективности стенда путем обеспечения возможности задания требуемой глубины резания испытываемым режущим инструментом, варьирования скорости его передвижения и снижения трудозатрат.

Для решения поставленной задачи предложен стенд для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин, содержащий опорную раму, тензометрическую головку с закрепленным на ней испытываемым рабочим органом для разрушения образца грунта, установленного на несущей плите с фиксацией в упорах, механизм поперечного перемещения несущей плиты в горизонтальной плоскости и механизм продольного перемещения рабочего органа в горизонтальной плоскости, содержащий привод, имеющий двигатель, червячный редуктор с выходным валом, кинематически связанным с тяговой цепью привода, на которой закреплен захват с возможностью перемещения рабочего органа вдоль стенда на направляющих, закрепленных в стойках опорной рамы параллельно несущей плите. Согласно изобретению, стенд дополнительно содержит винтовой механизм перемещения рабочего органа в вертикальной плоскости, выполненный в виде ползуна, содержащего корпус, в котором с помощью резьбового соединения установлен винт с возможностью вертикального перемещения и взаимодействия с расположенным в корпусе четырехгранником, жестко соединенным с тензометрической головкой, на которой с помощью жестко соединенного с ней кронштейна, пальца и подшипников качения установлен с возможностью вращения на пальце рабочий орган, в корпусе также установлены регулировочные винты, взаимодействующие с четырехгранником, при этом корпус ползуна установлен с возможностью горизонтального перемещения вдоль упомянутых направляющих, закрепленных в стойках опорной рамы, а привод ползуна обеспечивает его продольное перемещение по направляющим в горизонтальной плоскости с помощью зацепа в виде штанги, взаимодействующей средней частью с корпусом ползуна, при этом привод содержит предохранительную муфту и дополнительные цепные передачи, содержащие тяговые цепи по обе стороны от ползуна с закрепленными в их звеньях концами упомянутой штанги, соединяющей тяговые цепи.

На фиг. 1 схематично показан стенд для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин, общий вид; на фиг. 2 приведена кинематическая схема стенда.

Стенд для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин содержит опорную раму 1 со стойками 2, установленную на опорной раме несущую плиту 3 с упорами 4 для фиксации исследуемого образца грунта 5, взаимодействующего с испытываемым рабочим органом 6, механизм поперечного перемещения несущей плиты 3 в горизонтальной плоскости, механизм продольного перемещения рабочего органа 6 в горизонтальной плоскости и винтовой механизм перемещения рабочего органа 6 в вертикальной плоскости.

Несущая плита 3 установлена на четырех подшипниках скольжения 7, сопряженных с двумя параллельными цилиндрическими направляющими 8, концы которых жестко закреплены в опорах 9, смонтированных на опорной раме 1 стенда. В средней части несущей плиты 3 установлен ходовой механизм поперечного перемещения несущей плиты в горизонтальной плоскости, содержащий закрепленную на нижней поверхности несущей плиты втулку 10 с внутренней резьбовой поверхностью, взаимодействующей с резьбовой частью поворотной рукоятки 11, цилиндрическая часть которой установлена в закрепленной на раме 1 опоре 12 с возможностью вращения в ней без перемещения в осевом направлении.

На направляющих 13, установленных в стойках 2 опорной рамы параллельно наружной поверхности несущей плиты 3, установлен винтовой механизм перемещения рабочего органа в вертикальной плоскости, выполненный в виде ползуна 14, содержащего сварной корпус 15, в котором с помощью резьбового соединения установлен винт 16 с возможностью вертикального перемещения и взаимодействия с расположенным в корпусе четырехгранником 17, жестко соединенным с тензометрической головкой 18, которая совместно с четырехгранником 17 может перемещаться в корпусе ползуна 14 с помощью винта 16. С тензометрической головкой 18 жестко соединен кронштейн 19, на котором с помощью пальца 20 и подшипников качения установлен с возможностью вращения рабочий орган 6 в виде режущего инструмента. В корпусе ползуна 14 также установлены регулировочные болты 21, взаимодействующие с четырехгранником 17 для регулирования зазора между корпусом и четырехгранником.

Таким образом, ползун 14, корпус 15 которого установлен на направляющих 13, кроме выполнения функции винтового механизма перемещения рабочего органа в вертикальной плоскости, может перемещаться по направляющим 13 в горизонтальной плоскости в продольном направлении стенда. При этом привод ползуна, обеспечивающий его продольное перемещение, содержит электродвигатель 22, втулочно-пальцевую муфту 23, червячный редуктор 24, цепную передачу 25, предохранительную муфту 26 и цепные передачи 27, 28, 29, последние из которых содержат две тяговые цепи 29 по обе стороны от ползуна 14, соединенные промежуточным звеном в виде штанги 30, являющейся зацепом. При этом концы штанги 30 закреплены в звеньях тяговых цепей 29, а средней частью штанга 30 с помощью привода взаимодействует с корпусом ползуна 14 и передвигает его по направляющим 13. Скорость передвижения ползуна может изменяться за счет установки сменных звездочек 31, 32, 33 и 34 с разным количеством зубьев.

Стенд для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин работает следующим образом.

При исследовании процесса резания образца грунта на несущую плиту 3 устанавливают разборную металлическую форму с исследуемым образцом 5 и жестко фиксируют ее упорами 4. Вращением рукоятки 11 несущая плита 3 с закрепленной на ней формой с исследуемым образцом устанавливается в крайнее дальнее положение от рукоятки 11. При этом продольная кромка образца с его внешней стороны установится на траектории движения режущего инструмента 6, устанавливающего ширину резания. С помощью винта 16 задается требуемая глубина резания, а вращением рукоятки 11 несущая плита 3 с закрепленной на ней формой с образцом перемещается на заданное расстояние в сторону, ближе к рукоятке 11. При каждом перемещении неразрушенная часть массива исследуемого образца необходимой ширины устанавливается на направление движения режущего инструмента 6. При постепенном перемещении плиты 3 до упора в крайнее ближнее к рукоятке 11 положение, весь полезный объем образца как по ширине, так и по высоте, будет разрушен.

Крутящий момент от двигателя 22 передается через втулочно-пальцевую муфту 23, червячный редуктор 24, звездочку 31, цепную передачу 25, предохранительную муфту 26 и цепные передачи 27, 28, 29 и далее на промежуточное звено 30. Взаимодействуя с ползуном 14, промежуточное звено 30 перемещает его по направляющим 13, и режущий инструмент 6 осуществляет резание части образца.

Изменение скорости движения режущего инструмента осуществляется путем установки сменных звездочек 31, 32, 33 и 34 с разным количеством зубьев.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет устанавливать требуемую глубину, ширину и скорость резания, при этом использовать весь полезный объем образца, что позволяет снизить трудоемкость работ при перемещении образца и инструмента, значительно сократить время на установку параметров резания исследуемого образца между каждым последующим опытом при проведении испытаний.

Стенд для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин, содержащий опорную раму, тензометрическую головку с закрепленным на ней испытываемым рабочим органом для разрушения образца грунта, установленного на несущей плите с фиксацией в упорах, механизм поперечного перемещения несущей плиты в горизонтальной плоскости с ходовым винтом и механизм продольного перемещения рабочего органа в горизонтальной плоскости, содержащий привод, имеющий двигатель, червячный редуктор с выходным валом, кинематически связанным с тяговой цепью привода, на которой закреплен захват с возможностью перемещения рабочего органа вдоль стенда на направляющих, закрепленных в стойках опорной рамы параллельно несущей плите, отличающийся тем, что стенд дополнительно содержит винтовой механизм перемещения рабочего органа в вертикальной плоскости, выполненный в виде ползуна, содержащего корпус, в котором с помощью резьбового соединения установлен винт с возможностью вертикального перемещения и взаимодействия с расположенным в корпусе четырехгранником, жестко соединенным с тензометрической головкой, на которой с помощью жестко соединенного с ней кронштейна, пальца и подшипников качения установлен с возможностью вращения на пальце рабочий орган, в корпусе также установлены регулировочные винты, взаимодействующие с четырехгранником, при этом корпус ползуна установлен с возможностью горизонтального перемещения вдоль упомянутых направляющих, закрепленных в стойках опорной рамы, а привод ползуна обеспечивает его продольное перемещение по направляющим в горизонтальной плоскости с помощью зацепа в виде штанги, взаимодействующей средней частью с корпусом ползуна, при этом привод содержит предохранительную муфту и дополнительные цепные передачи, содержащие тяговые цепи по обе стороны от ползуна с закрепленными в их звеньях концами упомянутой штанги, соединяющей тяговые цепи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях и доводке газовых подшипников высокооборотных турбомашин. Стенд содержит вал, установленный в радиальном подшипнике, закрепленном на станине стенда, установленный на валу испытуемый газодинамический подшипник, размещенный в корпусе, подвижном относительно станины, приводное устройство, соединенное с валом, нагрузочное устройство, связанное с указанным корпусом испытуемого газодинамического подшипника, и измерительную систему с датчиком частоты вращения вала и блоком обработки данных.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам снижения вибраций турбомашин, и может быть использовано в авиационных газотурбинных двигателях, испытательных стендах, роторы которых оборудованы упругими опорами.

Изобретение относится к приборостроению, в частности к способам испытания подшипниковых опор ротора, и может быть преимущественно использовано при определении предварительного осевого натяга подшипников качения ротора.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам определения прочности лопаточных дисков турбомашин с вильчатым соединением. Способ заключается в создании эксплуатационных условий нагружения одновременно в трех верхних крепежных отверстиях элементах обода диска.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для испытания на прочность лопаточных дисков турбомашин с вильчатым соединением. Устройство содержит тяги, предназначенные для связи с захватами испытательной машины и с элементом обода диска посредством заклепок, предназначенных для размещения в крепежных отверстиях элемента обода диска, четыре планки - верхнюю и нижнюю, расположенные горизонтально параллельно друг другу, правую и левую, расположенные вертикально параллельно друг другу и перпендикулярно верхней и нижней планкам, причем верхняя планка содержит пять отверстий, равномерно отстоящих друг от друга, нижняя, правая и левая планки содержат по три отверстия, равномерно отстоящих друг от друга, при этом отверстия, расположенные справа и слева от центрального отверстия верхней планки, а также центральные отверстия нижней, правой и левой планок предназначены для соединения и передачи усилий от соответствующих захватов двухосной испытательной машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при определении стойкости инструмента методом, основанным на корреляции между магнитными и физико-механическими свойствами.

Изобретение относится к испытательной технике и испытаниям на усталостную прочность при кручении. Стенд содержит сервогидравлическое нагружающее устройство (СНУ), элемент коленчатого вала (1), один конец которого жестко крепится через фланец отбора мощности к вертикальной неподвижной стойке (7).

Группа изобретений относится к измерительной технике, в частности к техническому диагностированию машин и их деталей, и может быть использована для измерения динамических характеристик машин.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к способам проведения однонаправленных испытаний на износ динамическим способом для определения механического ресурса шаровых шарниров передней подвески легкового автомобиля.

Изобретение относится к испытательным стендам и может быть использовано преимущественно в ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в период доводки двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано на тепловых электростанциях (ТЭС) на паровых турбинах низкого давления, имеющих лопатки с бандажными полками, и предназначено для контроля целостности бандажных полок с возможностью контроля количества расцеплений на контролируемой турбинной ступени в процессе эксплуатации. При этом дефект зацепления бандажных полок рабочих лопаток определяют по появлению сигнала от расцепленных бандажных полок рабочих лопаток, а величину расцепления бандажных полок лопаток L (мм) рассчитывают по формуле: где Time - временной интервал, замеренный между импульсами разной полярности, вызванный наличием дефекта; Rpm - частота вращения ротора турбины с диагностируемыми лопатками; D - диаметр диагностируемой ступени по бандажным полкам (мм); Pi - число пи; 1 - единица; далее полученное значение величины расцепления бандажных полок рабочих лопаток L сравнивают с длиной бандажной полки и определяют степень повреждения рабочей ступени. Заявляемое техническое решение позволяет расширить области его применения за счет простоты реализации процесса измерений на энергетических объектах - паровых турбинах - без установки индукторов в бандажные полки лопаток и повысить надежность системы измерений за счет отсутствия недолговечных элементов измерительной схемы - индукторов, и отсутствия датчика фазы. 3 ил.

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано на тепловых электростанциях для мониторинга прочности ответственного оборудования в процессе его эксплуатации, например паропроводов и корпусных элементов оборудования высокого давления. Сущность: периодически при останове оборудования известным способом проверяют наличие и уровень микроповрежденности наружной поверхности контролируемой детали. При достижении установленного опасного значения указанного уровня из неответственной части контролируемой детали изготавливают серию из нескольких одинаковых образцов круглого поперечного сечения. Каждый из указанных образцов испытывают на разрыв с нагревом образца для создания в нем при нагружении условий ползучести. Оценивают остаточный ресурс контролируемой детали путем математической обработки результатов указанных испытаний. Причем на каждый из указанных образцов наносят острый кольцевой надрез, моделирующий известным способом достигнутый уровень микроповрежденности на поверхности контролируемой детали, а заданное значение механического напряжения в указанном образце при его испытании поддерживают в гладкой части образца за пределами указанного кольцевого надреза. Технический результат: обеспечение возможности учета при испытании образцов уровня микроповрежденности контролируемой детали и проведения указанных испытаний при рабочих параметрах эксплуатации данной детали. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 3 табл.

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к средствам и методам измерения непроницаемости просвета поршневого кольца. При реализации способа открытое поршневое кольцо зажимают в направлении периферии посредством вспомогательного приспособления с максимальным закрытием стыка и определяют непроницаемость просвета посредством оптических средств. В зоне, по меньшей мере, одного края стыка поршневого кольца действует заданное усилие радиально изнутри в направлении стенки вспомогательного приспособления, причем посредством оптических средств определяют беспросветное прилегание подвергаемой воздействию усилия зоны стыка поршневого кольца к стенке вспомогательного приспособления, причем соответствующую зону стыка прижимают с усилием, составляющим от 0,5 до 50 Н, к стенке вспомогательного приспособления, выполненного, в частности, в виде контрольного кольца. В устройстве вспомогательное приспособление выполнено в виде контрольного кольца, охватывающего поршневое кольцо, и радиально внутри контрольного кольца установлен ролик с возможностью его подачи, по меньшей мере, в направлении контрольного кольца, причем используют систему оптического контроля, сканирующую, по меньшей мере, один заданный участок периферии, по меньшей мере, одного края стыка относительно охватывающей его стенки контрольного кольца. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения осевой нагрузки на шарикоподшипниковые опоры роторов, а также для определения и контроля собственных частот колебаний роторов небольших механизмов и приборов. Устройство содержит магнитоэлектрический преобразователь, связанный с системой подвеса для установки силового гироскопа или двигателя-маховика, устройство возбуждения колебаний, теплоизолированную вакуумную камеру, систему терморегуляции полости камеры, систему управления работой стенда. Дополнительно устройство оснащено теплоизолированной вакуумной камерой, внутри камеры располагается на упругих элементах система подвеса, связанная с магнитоэлектрическим преобразователем и устройством возбуждения вибраций через упругие герметичные элементы, например сильфоны. Также устройство оснащено внешней системой терморегулирования полости теплоизолированной вакуумной камеры, состоящей из камеры тепла и холода и блока принудительной вентиляции. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей стенда, увеличении помехозащищенности, повышении точности измерений. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при шарошечном бурении взрывных или разведочных буровых скважин на горных предприятиях. Устройство для определения технического состояния шарошечного долота содержит раму с закрепленным на ней подающим механизмом вращательного органа с возможностью создания нагрузки на диагностируемую шарошку диском для вращения шарошки, электродвигатель и шкивы ступенчатого регулирования скорости, станину для установки на нее шарошечного долота с возможностью закрепления на его лапы вибродатчика. Устройство дополнительно снабжено съемным патроном для установки шарошечного долота с возможностью поворота вокруг своей оси, закрепленного на подвижной площадке с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости с помощью рукояти, установленной на валу подающего червячного механизма и подвижной раме, нагружаемой рукоятью, установленной на валу подающего механизма, частотным преобразователем плавного регулирования скорости электродвигателя и блоком обработки сигналов, расположенных на раме, взаимосвязанным с датчиком измерения скорости вращения шарошки и датчиком вибрации, дисковой площадкой с прорезью и оптическим датчиком измерения расстояния высокой точности. Дисковая площадка выполнена с возможностью установки на вращающем органе и зафиксирована с помощью подающего механизма в вертикальной плоскости, а оптический датчик измерения расстояния установлен в прорези дисковой площадки с возможностью перемещения датчика вдоль прорези от края дисковой площадки до ее центра. Технический результат заключается в повышении точности определения технического состоянии шарошечного долота. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при эксплуатации электродвигателей и другой техники с подшипниковыми узлами для определения текущего состояния подшипников и прогнозирования ресурса по завершении определенного времени с начала эксплуатации. Способ осуществляют в эксплуатационных условиях при работающем электродвигателе, установленном на технологическом оборудовании с учетом условий и факторов окружающей среды производственных помещений. При известном времени наработки электродвигателя, известной начальной и предельной величине радиального зазора подшипника электродвигателя, по результатам полученных измерений получают экспериментальные графические зависимости изменения радиального зазора подшипника электродвигателя во времени. Для требуемой зависимости расчетным путем определяют предотказовую величину и диапазон упреждающего допуска радиального зазора подшипника, момент первой диагностической проверки и требуемую периодичность проверок с учетом требуемого уровня надежности. Также по этой графической зависимости определяют ожидаемый радиальный зазор и ресурс подшипника контролируемого электродвигателя, характеризующие его износ на данный момент времени. На основании полученной информации оценивают техническое состояние подшипника электродвигателя и принимают решение о проведении мероприятий по техническому обслуживанию или замене подшипника. Технический результат заключается в упрощении эксплуатационного контроля технического состояния и прогнозирования ресурса подшипников электродвигателей. 2 ил., 3 табл.

Изобретение относится к техническому диагностированию гидрофицированных силовых передач самоходных машин. Способ оценки качества работы гидроподжимных муфт при переключении зубчатых передач гидрофицированных коробок передач осуществляется без разрыва потока мощности в передачах во время их переключения. При его осуществлении устанавливают на выходной вал коробки передач зубчатый диск, устанавливают индуктивный аналоговый датчик перемещений, включают привод коробки передач, выбирают начальную передачу, производят переключение передач. При переключении передач получают зависимость от времени частоты вращения выходного вала, рассчитывают величины относительного уменьшения частоты вращения выходного вала при выключении начальной передачи и при включении последующей передачи, сравнивают их с заранее заданными значениями относительных изменений частоты вращения. По результатам сравнения оценивают степень неразрывности потока мощности при переключении передач. Достигается повышение простоты и точности диагностики. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для диагностики состояния механизмов, агрегатов и машин, составной частью которых являются элементы, совершающие вращательное движение. Способ заключается в том, что на валу контролируемого изделия устанавливают датчик оборотов, генерирующий при вращении вала импульсы. Таким образом, при вращении вала с постоянной угловой скоростью датчик выдает импульсную последовательность с постоянными межимпульсными интервалами, наличие дефекта приводит к возникновению микровариаций вращений вала и, следовательно, к вариациям межимпульсных интервалов в импульсной последовательности, генерируемой датчиком; из импульсной последовательности, генерируемой датчиком. С помощью порогового устройства формируют стандартную последовательность единичных импульсов и последовательность, прореженную в целое число раз с помощью делителя частоты, затем производят измерение временных интервалов между импульсами исходной последовательности или прореженной последовательности. После этого для стандартной или прореженной последовательности находят среднеквадратичное отклонение значений интервалов между импульсами от среднего значения, и если зафиксированное среднеквадратичное отклонение выше определенного порога, то делают заключение о наличии у изделия дефекта. Технический результат заключается в упрощении процедуры выявления дефекта и снижении необходимых вычислительных затрат. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к способу определения физико-механического состояния рабочих лопаток турбины высокого давления (ТВД), в частности напряженного состояния лопатки. Сущность предложенного способа определяется тем, что в способе определения напряженного состояния лопатки ТВД, включающем определение поверхностных остаточных напряжений, объемных остаточных напряжений, вычисление суммарной энергии напряженного состояния от действия поверхностных и объемных остаточных напряжений и металлографическое исследование структуры материала, определение поверхностных остаточных напряжений, объемных остаточных напряжений и металлографическое исследование структуры материала выполняют на одной лопатке, причем определение поверхностных остаточных напряжений определяют на образцах прямоугольного сечения, вырезаемых вдоль оси пера от выходной кромки до центральной оси как со стороны спинки, так и со стороны корыта, объемные остаточные напряжения определяют на образцах прямоугольной формы с установленными на них тензорезисторами, вырезаемых от входной кромки до центральной оси как со стороны спинки, так и со стороны корыта, металлографическое исследование структуры материала проводят в поперечном сечении оставшейся части пера лопатки, а вычисление энергии напряженного состояния осуществляют путем сложения величин поверхностных и объемных остаточных напряжений, измеряющихся по глубине их залегания. 2 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам воздействия вибрацией на элементы турбомашин, в частности для определения предела усталостной выносливости лопаток моноколеса компрессора турбомашины. Способ включает подготовку детали и установку ее на вибростенд, регулирование возбуждающей частоты вибрации вибростенда до ее совпадения с собственной частотой колебания детали, воздействие на деталь вибрацией с резонансной частотой. При этом для определения предела усталостной выносливости лопаток моноколеса компрессора турбомашины, при подготовке моноколеса и установке на вибростенд, регулируют частоту собственных колебаний, по меньшей мере, одной его лопатки и возбуждающую частоту вибрации вибростенда до их совпадения. Воздействие на лопатку вибрацией с резонансной частотой производят при нагрузке, обеспечивающей в лопатке без разрушения переменные, близкие к предельным, динамические напряжения в течение N-циклов нагружения, соответствующих материалу изготовления моноколеса. Совпадение частоты собственных колебаний, по меньшей мере, одной его лопатки и возбуждающей частоты вибростенда дополнительно обеспечивают путем демпфирования лопаток и/или нагружения грузами. Технический результат заключается в сокращении подвергаемых разрушению числа лопаток и сохранении работоспособности большей части конструкции. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх