Способ регенерации растворителя

Изобретение относится к способу регенерации растворителя в процессе деасфальтизации нефтяных остатков. Способ включает нагрев раствора асфальта и его подачу на первую ступень испарения растворителя, осуществляемого при понижении давления, последующий нагрев раствора асфальта и его подачу на вторую ступень испарения растворителя, производимого при дальнейшем снижении давления. При этом нагрев раствора асфальта перед первой ступенью испарения производится сначала конденсирующимися парами растворителя, поступающими с первой ступени испарения растворителя, с последующим нагревом раствора асфальта теплоносителем. Способ позволяет снизить энергозатраты при регенерации растворителя из раствора асфальта. 2 ил., 2 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к способам регенерации растворителей в процессе деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков сжиженными низкомолекулярными алканами и может быть использован в нефтеперерабатывающей промышленности.

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемым результатам является способ регенерации растворителя в процессе деасфальтизации нефтяных остатков [Патент РФ №2217475, кл. C10G 21/28, 2003 г.]. Согласно этому способу регенерацию растворителя - сжиженного пропана - из раствора асфальта осуществляют путем его нагрева до 80-90°С и последующего испарения части пропана (50-88% мас.) при понижении давления в промежуточной емкости до 2-3 МПа. Раствор асфальта с низа промежуточной емкости после дополнительного нагрева до температуры не менее 210°С подается в колонну регенерации для удаления оставшегося пропана при понижении давления до 1,75 МПа. Пропан, отогнанный при первом понижении давления до 2-3 МПа, подается в качестве орошения колонны регенерации оставшегося пропана из раствора асфальта.

Недостатком способа, принятого за прототип, являются повышенные энергозатраты на стадии регенерации пропана.

Целью предлагаемого изобретения является снижение энергозатрат при регенерации пропана из раствора асфальта.

Поставленная цель достигается способом, согласно которому раствор асфальта нагревается и подается на первую ступень испарения пропана, осуществляемого при понижении давления, с последующим нагревом раствора асфальта и его подачей на вторую ступень испарения растворителя, производимого при дальнейшем снижении давления.

Существенным отличительным признаком предлагаемого способа по сравнению со способом, принятым за прототип, является то, что нагрев раствора асфальта перед первой ступенью испарения производится сначала конденсирующимися парами пропана, поступающими с первой ступени испарения пропана, с последующим нагревом раствора асфальта теплоносителем.

Таким образом, заявляемый способ соответствует критерию изобретения «новизна».

Сущность способа поясняется схемой, приведенной на фиг. 1.

Раствор асфальта из кубовой части экстрактора (на фиг. 1 не показан) подается в теплообменника Т, где происходит его предварительный нагрев конденсирующимся пропаном, отводимым из емкости Е-1 - испарителя первой ступени испарения пропана.

Затем раствор асфальта поступает в теплообменник Т-1, где нагревается теплоносителем. Раствор асфальта после теплообменника Т-1 попадает в емкость Е-1 - испаритель первой ступени испарения пропана. Паровой поток из Е-1, охлажденный и полностью сконденсированный в теплообменнике Т, направляется на смешение с потоком паров пропана из емкости Е-2 - испарителя второй ступени испарения пропана.

Раствор асфальта из нижней части испарителя Е-1 поступает в теплообменник Т-2. После нагрева теплоносителем в теплообменнике Т2 и снижения давления раствор асфальта поступает в емкость Е-2 - испаритель второй ступени испарения пропана.

Паровой поток из испарителя Е-2 подается на смешение с потоком пропана, сконденсированного в теплообменнике Т. Полученная паро-жидкая смесь направляется в аппарат воздушного охлаждения ХВ-1 для охлаждения и полной конденсации.

Раствор асфальта из кубовой части Е-2 после снижения давления поступает в отпарную колонну (на фиг. 1 не показана) для отпарки остатков пропана из асфальта.

На фиг. 1 приведена схема с нагревом раствора асфальта в теплообменниках Т-1, Т-2 промежуточным теплоносителем, циркулирующим через трубчатую печь. Возможно применение «прямого» нагрева раствора асфальта перед испарителем Е-2 в змеевике трубчатой печи. В этом случае для нагрева раствора асфальта в теплообменнике Т-1 (перед испарителем Е-1) применяется другой теплоноситель, - как правило, водяной пар.

Для повышения эффективности утилизации тепла отходящих потоков и снижения энергопотребления нагрев в теплообменнике Т-1 может производиться асфальтом, отводимым из кубовой части отпарной колонны (на фиг. 1 отпарная колонна не показана). Этот теплоноситель может полностью или частично заменить циркулирующий через трубчатую печь промежуточный теплоноситель или водяной пар для нагрева раствора асфальта перед первой ступенью испарения - емкостью Е-1.

Анализ известных технических решений по способам деасфальтизации нефтяных остатков позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками заявленного способа, то есть о соответствии заявляемого способа требованиям изобретательского уровня.

Преимущества предлагаемого способа показаны в нижеприведенных примерах.

Пример 1 (прототип)

В результате процесса деасфальтизации гудрона, полученного из смеси восточных нефтей (вязкость условная при 80°С 72 сек., до 500°С выкипает 16% мас.) из кубовой части экстрактора отводится раствор асфальта, содержащий 14400 кг сжиженного пропана и 33600 кг асфальта. Раствор асфальта имеет следующие параметры: давление - 3,8 МПа, температура - 59°С.

Регенерацию пропана из раствора асфальта проводят по схеме, приведенной на фиг. 2. Раствор асфальта, поступающий с низа экстрактора, нагревается в теплообменнике Т-1 до 86°С и направляется в емкость Е-1, где при снижении давления до 2,0 МПа испаряется 77,1% мас. пропана. Раствор асфальта с низа емкости Е-1 нагревается в теплообменнике Т-2 до 210°С и после снижения давления до 1,75 МПа направляется в нижнюю часть колонны К-1 для удаления пропана. Пропан с верха емкости Е-1 в количестве 11100 кг/час подается в верхнюю часть колоны К-1 для поддержания температуры ее верха. Раствор асфальта с низа колонны К-1 поступает в отпарную колонну для извлечения остатков пропана из асфальта.

Пары пропана с верха колонны К-1 при давлении 1,75 МПа и температуре 115°С в количестве 14150 кг/ч поступают в аппарат воздушного охлаждения АВО, где охлаждаются до 50°С при полной конденсации потока.

Технологические параметры работы аппаратов приведены в таблице 1. В таблице 2 приведены затраты на нагрев раствора асфальта и испарение пропана, его охлаждение и конденсацию.

Пример 2

Состав и параметры потока раствора асфальта, отводимого из кубовой части экстрактора, те же, что в примере 1.

Регенерацию пропана из раствора асфальта проводят по схеме, приведенной на фиг. 1.

Раствор асфальта из кубовой части экстрактора после снижения давления до 3,08 МПа, сопровождающегося снижением температуры потока до с 59 до 58,5°С за счет частичного испарения пропана, подается в теплообменник Т, где нагревается до температуры 91°С конденсирующимся пропаном, отводимым из испарителя Е-1 первой ступени испарения пропана.

Параметры потока паров пропана на входе в теплообменник Т: давление - 3,0 МПа, температура - 132°С. При охлаждении раствором асфальта в теплообменнике Т поток пропана охлаждается до 75°С при полной конденсации пара.

Раствор асфальта из теплообменника Т поступает в теплообменник Т-1, где нагревается теплоносителем до температуры 132°С. Раствор асфальта после теплообменника Т-1 попадает в испаритель Е-1 первой ступени испарения пропана.

Раствор асфальта из нижней части испарителя Е-1 после снижения давления до 1,8 МПа подается в теплообменник Т-2, после нагрева в котором до температуры 210°С поступает в испаритель второй ступени испарения пропана Е-2.

В приведенном примере нагрев раствора асфальта в теплообменниках Т-1, Т-2 производится теплоносителем, циркулирующим через змеевик печи (на фиг. 1 печь не показана).

Паровой поток из испарителя Е-2 подается на смешение с потоком сконденсированного в теплообменнике Т пропана. Полученный паро-жидкий поток пропана при давлении 1,75 МПа и температуре 53°С поступает в аппарат воздушного охлаждения АВО при доле конденсации 64% мас., где охлаждается до 50°С с полной конденсацией пропана.

Раствор асфальта из кубовой части Е-2 после снижения давления поступает в отпарную колонну (на фиг. 1 колонна не показана) для отпарки остатков пропана из асфальта.

Технологические параметры работы аппаратов приведены в таблице 1. В таблице 2 приведены затраты на нагрев раствора асфальта и испарение пропана, его охлаждение и конденсацию.

Как видно из табл. 2, по сравнению со способом, взятым за прототип, предлагаемый способ обеспечивает снижение энергозатрат на нагрев раствора асфальта и испарение основного количества пропана на 24,1%. Расход энергии на охлаждение и конденсацию испарившегося пропана сокращается на 71,6%.

Такой эффект достигается за счет того, что отделение пропана из раствора асфальта на первой ступени испарения производится при более высоком давлении и температуре. Это позволяет использовать испарившийся на этой ступени пропан в качестве теплоносителя для предварительного нагрева раствора асфальта, поступающего из кубовой части экстрактора.

При этом сочетание температуры и давления паров пропана на выходе из Е-1 и начальной температуры раствора асфальта позволяют полностью сконденсировать пары пропана в теплообменнике Т и нагреть в нем раствор асфальта с 59 до 91°С.

Повышенная эффективность работы теплообменника Т обеспечивается высоким температурным напором и тем, что нагрев и охлаждение потоков происходит при фазовых переходах в обоих потоках - полная конденсация паров пропана и частичное испарение пропана из раствора асфальта. Этим обусловлено повышение коэффициентов теплоотдачи от обоих потоков - увеличение коэффициента теплопередачи в теплообменнике Т.

Т.е. высокая тепловая нагрузка в теплообменнике Т обеспечивает снижение потребления тепла на последующий нагрев раствора асфальта в теплообменнике Т-1 до температуры первой ступени испарения в Е-1.

С другой стороны, значительная часть пропана (88,9% от начального количества в растворе асфальта), отделяемого от раствора асфальта в испарителе Е-1, полностью конденсируется в теплообменнике Т.

Этим обусловлено существенное снижение тепловой нагрузки в АВО на охлаждение и конденсацию пропана, отделенного на обеих ступенях испарения. С учетом отделения 88,9% пропана в испарителе Е-1 обеспечивается сокращение тепловой нагрузки (расхода тепла) в теплообменнике Т-2 нагрева раствора асфальта перед второй ступенью испарения в Е-2.

Способ регенерации растворителя в процессе деасфальтизации нефтяных остатков путем нагрева раствора асфальта и его подачи на первую ступень испарения растворителя, осуществляемого при понижении давления, последующего нагрева раствора асфальта и его подачи на вторую ступень испарения растворителя, производимого при дальнейшем снижении давления, отличающийся тем, что нагрев раствора асфальта перед первой ступенью испарения производится сначала конденсирующимися парами растворителя, поступающими с первой ступени испарения растворителя, с последующим нагревом раствора асфальта теплоносителем.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регенерации растворителя из растворов депарафинированных масел, гачей, парафинов, фильтратов обезмасливания в процессах депарафинизации, обезмасливания и комбинированных процессах депарафинизации-обезмасливания.

Изобретение относится к способам деасфальтизации нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для получения деасфальтизата и асфальта.

Изобретение относится к сольвентной деасфальтизации нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа, включающего экстракцию нефтяного остатка легким углеводородным растворителем с получением асфальтового и деасфальтизатного растворов, регенерацию растворителя из нагретого асфальтового раствора, включающую отгонку паров растворителя среднего давления однократным испарением с получением асфальта, регенерацию растворителя из нагретого деасфальтизатного раствора, включающую сверхкритическую сепарацию с получением регенерированного растворителя и деасфальтизатной фазы и отгонку паров растворителя среднего давления однократным испарением с получением деасфальтизата, а также сжатие смеси паров растворителя среднего давления.

Изобретение относится к устройству для сепарации смесей в сверхкритических условиях. Изобретение касается сверхкритического сепаратора, оснащенного подогревателем экстрактной фазы и рекуперационным теплообменником.

Изобретение относится к способу удаления тяжелых углеводородов из потока растворителя, включающему: а) подачу первой партии смеси, содержащей тяжелые углеводороды, растворенные по меньшей мере в одном растворителе; б) экстракцию первой партии смеси путем промывки легкими углеводородами; в) промывку первой партии смеси с помощью первой промывки водой.

Изобретение относится к обезвоживанию сырой нефти с использованием растворителя. Изобретение касается способа обезвоживания и деасфальтизации сырой нефти, включающего этапы, на которых: смешивают сырую нефть, включающую углеводороды, асфальтены и воду, с одним или более растворителями с получением первой смеси; селективно разделяют первую смесь с получением нефтяной фазы и водной фазы, причем нефтяная фаза включает углеводороды, асфальтены и растворитель; селективно отделяют асфальтены от нефтяной фазы с получением деасфальтизированной нефти, включающей по меньшей мере часть углеводородов и по меньшей мере часть растворителя, и асфальтеновой смеси, включающей асфальтены, оставшуюся часть углеводородов и оставшуюся часть растворителя; селективно отделяют растворитель от асфальтеновой смеси; и рециркулируют по меньшей мере часть отделенного растворителя в первую смесь.

Изобретение относится к способу очистки жидких углеводородных смесей от азотсодержащих органических соединений. .
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при переработке нефти. .

Изобретение относится к способам для обработки углеводородов, содержащих углеводороды геологических материалов. Способ обработки углеводородов, полученных из углеводородного месторождения, содержит: (a) получение смеси жидких углеводородов и газообразных компонентов, полученных из углеводородного месторождения, в котором газообразные компоненты содержат сероводород и меркаптаны; (b) выделение жидких углеводородов из газообразных компонентов; (c) контакт газообразных компонентов с отбензиненным абсорбционным маслом, в результате чего меркаптаны поглощаются отбензиненным абсорбционным маслом и формируют насыщенное абсорбционное масло; (d) выделение газообразного продукта, содержащего сероводород, из насыщенного абсорбционного масла; (e) обработку газообразного продукта для удаления сероводорода с получением обедненного топливного газа и (f) обработку жидких углеводородов, полученных на стадии (b), путем смешивания с отбензиненным абсорбционным маслом, насыщенным абсорбционным маслом, смесью насыщенного и тощего абсорбционного масла, эквивалентным углеводородом или с эквивалентным углеводородом, способным разбавлять жидкие углеводороды, и насыщенным абсорбционным маслом, полученным на стадии (d), для снижения вязкости перед транспортировкой на нефтеперерабатывающий завод для переработки. Заявлен вариант способа. Технический результат – удаление серосодержащих соединений, в частности меркаптанов, из углеводородных потоков. 2 н. и 17 з. п. ф-лы, 1 ил.

Настоящее изобретение относится к способу производства бензина, включающему: a) объединение в колонне экстракционной дистилляции (ED), снабженной ребойлером,(a) предварительно нагретой непереработанной фракции крекинг-бензина (кипящей в интервале 40-90°С), состоящей из имеющей высокую концентрацию бензола непереработанной фракции бензина каталитического крекинга, полученной из установки каталитического крекинга с псевдоожиженным слоем, без какой-либо предварительной обработки, где бензиновая фракция содержит примеси, 10-30 мас. % бензола и 70-90 мас. % близко кипящих неароматических углеводородов, и при этом примеси включают один или несколько металлов в концентрации, не превышающей уровень частей на млрд, 1-400 частей на млн оксигенатов, 0,1-3 частей на млн хлоридов, 100-700 частей на млн. серы, 0,6-14 частей на млн азота и органических пероксидов при содержании пероксидов 20-50 миллимолей/литр; и (b) предварительно нагретой смеси растворителей, содержащей селективный растворитель, выбранный из группы, состоящей из N-метил-2-пирролидона (НМП), N-формилморфолина (НФМ) и диметилформамида (ДМФ), и воды в качестве сорастворителя при массовом отношении смеси растворителя к материалам сырья от 1 до 10, и где материал сырья вводится в колонну экстракционной дистилляции в ее среднюю зону и смесь растворителя вводится в колонну в ее головную зону; b) поддерживание температуры в кубе колонны экстракционной дистилляции в интервале от 140°С до 185°; c) извлечение фазы рафината, содержащей бензин, имеющий содержание бензола меньше 0,4 мас. %, из головной зоны колонны экстракционной дистилляции и фазы экстракта, содержащей бензол и смесь растворителя, из куба колонны экстракционной дистилляции, и d) отделение смеси растворителя от фазы экстракта в колонне извлечения растворителя (SRC) с получением растворителя, не содержащего бензола, из куба и бензола, имеющего чистоту больше 97 мас. %, из головной зоны SRC. Предлагаемый способ позволяет получить бензин, имеющий содержание бензола меньше 0,4 мас. %. 10 з.п. ф-лы, 3 ил., 5 табл., 7 пр.
Наверх