Предохранительный полноподъемный клапан

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к предохранительным клапанам, и предназначено для автоматического выпуска газообразной среды из трубопроводов и емкостей в атмосферу при чрезмерном повышении в них давления и обеспечения безопасной эксплуатации установок и предотвращения аварий. Предохранительный полноподъемный клапан содержит корпус с выходным каналом и установленные в нем подпружиненный запорный орган в виде полого плунжера, в дне которого запрессовано уплотнительное кольцо, и седло, снабженное входным каналом и кольцевым цилиндрическим выступом, контактирующим с уплотнительным кольцом. Седло снабжено вторым кольцевым цилиндрическим выступом, диаметральные размеры которого больше диаметральных размеров первого цилиндрического выступа и его торец смещен относительно торца первого цилиндрического выступа. На плунжере выполнены в его дне в зоне между кольцевыми цилиндрическими выступами на седле сквозные отверстия, на наружной поверхности - кольцевые проточки и радиальные отверстия, соединяющие внутреннюю полость плунжера с последней кольцевой проточкой от торца с уплотнительным кольцом. В стенке корпуса выполнены радиальные отверстия, соединяющие последнюю цилиндрическую проточку на плунжере с окружающей средой при открытом положении клапана. Суммарная проходная площадь радиальных отверстий на корпусе и на плунжере больше площади сквозных отверстий в дне плунжера. Изобретение направлено на повышение активности закрытия клапана путем создания дополнительного усилия, поджимающего запорный орган к седлу при его перемещении на закрытие. 1 ил.

 

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к предохранительным клапанам, предназначенным для автоматического выпуска газообразной среды из трубопроводов и емкостей в атмосферу при чрезмерном повышении в них давления и обеспечения безопасной эксплуатации установок и предотвращения аварий.

Предохранительные клапаны для газа обычно выполняются полноподъемными. При разработке таких клапанов сложность заключается не только в том, чтобы обеспечить открытие клапана в заданном диапазоне повышения давления, но также и в том, чтобы обеспечить закрытие клапана при незначительном снижении давления против рабочего.

Эти два условия предъявляют к конструкции клапана противоположные требования. Кроме того, для обеспечения герметичности клапана после закрытия требуется усилие, значительно большее, чем то, которое достаточно для поддержания герметичности клапана перед его открытием (см. Кондратьева Т. Ф. Предохранительные клапаны. - Л.: Машиностроение, 1976 г., стр. 7, 67).Известен полноподъемный предохранительный клапан английской фирмы "Dewrahce" (см. там же, стр. 69).

Для обеспечения полноподъемности он содержит регулировочное кольцо, навинченное по резьбе на седло, и конструктивные элементы, при помощи которых регулировочное кольцо устанавливается в необходимое положение относительно уплотнительного торца седла.

Для обеспечения требуемого давления закрытия и обеспечения герметичности после срабатывания в клапане имеется специальное устройство, создающее давление рабочего газа на затвор в момент срабатывания на закрытие, за счет чего создается дополнительное усилие, поджимающее затвор к седлу. Недостатком указанного клапана является его сложность из-за наличия указанных конструктивных особенностей.

Наиболее близко из известных по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому предохранительному полноподъемному клапану является предохранительный полноподъемный клапан (патент RU 2044205 С1 от 20.09.1995, МПК F16K 17/08 - прототип).

Указанный клапан содержит корпус с входным и выходным каналами и взаимодействующий с седлом подпружиненный запорный орган в виде ступенчатого плунжера, ступень меньшего диаметра которого обращена в сторону седла, причем ступенями запорного органа образованы с внутренними поверхностями корпуса полости, сообщенные между собой перепускным каналом в области максимальных проходных сечений клапана, а в области минимальных проходных сечений и в закрытом положении клапана перепускной канал перекрыт внутренней поверхностью корпуса.

Недостатком указанного клапана является недостаточная активность закрытия из-за того, что при перемещении запорного органа на закрытие в области минимальных проходных сечений давление газа в полости, образованной большей ступенью затвора, снижается незначительно, так как эта полость при этом сообщена с выходным каналом только через зазор в трущейся паре корпус-затвор.

Целью изобретения является создание предохранительного полноподъемного клапана упрощенной конструкции с устранением вышеуказанного недостатка прототипа, а именно повышение активности закрытия путем создания дополнительного усилия, поджимающего запорный орган к седлу при его перемещении на закрытие.

Вследствие этого будет обеспечиваться давление закрытия клапана, близкое к рабочему давлению газа, и герметичность посадки затвора на седло.

Поставленная цель достигается тем, что в предохранительном полноподъемном клапане, содержащем корпус с выходным каналом и установленные в нем подпружиненный запорный орган в виде полого плунжера, в дне которого запрессовано уплотнительное кольцо, и седло, снабженное входным каналом и кольцевым цилиндрическим выступом, контактирующим с уплотнительным кольцом, согласно изобретению в нем седло снабжено вторым кольцевым цилиндрическим выступом, диаметральные размеры которого больше диаметральных размеров первого цилиндрического выступа и его торец немного смещен относительно торца первого цилиндрического выступа, на плунжере выполнены в его дне в зоне между кольцевыми цилиндрическими выступами на седле сквозные отверстия, на наружной поверхности - кольцевые проточки и радиальные отверстия, соединяющие внутреннюю полость плунжера с последней кольцевой проточкой от торца с уплотнительным кольцом, а в стенке корпуса выполнены радиальные отверстия, соединяющие последнюю цилиндрическую проточку на плунжере с окружающей средой при открытом положении клапана, при этом суммарная проходная площадь радиальных отверстий на корпусе и на плунжере больше площади сквозных отверстий в дне плунжера.

Конструкция предохранительного полноподъемного клапана показана на фиг. 1, где:

1 - корпус;

2 - запорный орган (плунжер);

3 - седло;

4 - пружина;

5 - регулировочный винт;

6 - контровочная гайка;

7 - колпачок;

8 - гайка;

9 - выходной канал;

10, 11 - радиальные отверстия;

12 - уплотнительное кольцо;

13 - сквозные отверстия;

14 - кольцевая проточка;

15 - входной канал;

16, 17 - кольцевой цилиндрический выступ.

Предохранительный полноподъемный клапан содержит корпус 1, запорный орган в виде плунжера 2, седло 3, пружину 4, регулировочный винт 5, контровочную гайку 6, колпачок 7, гайку 8. Седло 3 закреплено в корпусе 1 гайкой 8.

В корпусе 1 имеется выходной канал 9 и радиальные отверстия 10, оси которых расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси плунжера.

На торцевой стенке плунжера 2 запрессовано уплотнительное кольцо 12, например из фторопласта, и выполнены сквозные отверстия 13, а на наружной цилиндрической поверхности выполнены кольцевые проточки 14 лабиринтного уплотнения плунжера 2 в корпусе 1, при этом последняя проточка от торца с уплотнительным кольцом 12 соединена радиальными отверстиями 11 с внутренней полостью плунжера 2.

В седле 3 имеется входной канал 15 и кольцевые цилиндрические выступы 16 и 17. Торец кольцевого цилиндрического выступа 16 контактирует с уплотнительным кольцом 12 при закрытом клапане. Торец кольцевого цилиндрического выступа 17 немного утопает относительно торца кольцевого цилиндрического выступа 16, например на 0,2…0,3 мм.

Диаметральные размеры D1 и D2 кольцевого цилиндрического выступа 17 больше диаметральных размеров D3 и D4 кольцевого цилиндрического выступа 16.

Суммарная площадь каждых радиальных отверстий 10 и 11 больше суммарной площади сквозных отверстий 13 в несколько раз.

Усилие затяжки пружины 4, определяющее давление начала открытия клапана, настраивается регулировочным винтом 5. После настройки давления начала открытия регулировочный винт 5 стопорится контровочной гайкой 6.

Колпачок 7 крепится к корпусу 1 при помощи резьбы.

При зарытом положении клапана радиальные отверстия 10 в корпусе 1 перекрыты наружной цилиндрической поверхностью плунжера 2 примерно на 20% хода плунжера 2.

Предохранительный полноподъемный клапан работает следующим образом.

При повышении давления в контролируемом объеме свыше допустимого значения рабочая среда, воздействуя на плунжер 2 на площади, ограниченной диаметром D3, преодолевает усилие сжатой пружины 4, отрывает плунжер 2 от седла 3 и перемещает его в сторону открытия. При этом начинается расход рабочей среды из входного канала 15 в кольцевую полость, образованную кольцевыми цилиндрическими выступами 16 и 17, а из нее в выходной канал 9 и через сквозные отверстия 13 во внутреннюю полость плунжера 2.

До появления давления в полости между кольцевыми цилиндрическими выступами 16 и 17 подъем плунжера 2 происходит равномерно, пропорционально повышению давления в контролируемом объеме. При появлении давления в кольцевой полости, образованной кольцевыми цилиндрическими выступами 16 и 17, плунжер поднимается рывком на заданную величину практически без изменения давления среды, вследствие чего во внутренней полсти плунжера 2 не появится давление рабочей среды в процессе открытия плунжера 2.

При перемещении плунжера 2 примерно на 20% хода его внутренняя полость начинает сообщаться через радиальные отверстия 10 и 11 и кольцевую проточку 14 с окружающей средой.

Поэтому рабочая среда, поступающая во внутреннюю полость плунжера 2, будет сбрасываться через радиальные отверстия 10 и 11 и кольцевую проточку 14 в окружающую среду. Давление внутри плунжера 2 будет ничтожно малым, так как проходная суммарная площадь каждых радиальных отверстий 10 и 11 больше суммарной площади сквозных отверстий 13 в несколько раз.

При снижении давления рабочей среды во входном канале 15 плунжер начнет перемещаться в сторону седла 3 и не доходя примерно 20% хода до момента посадки уплотнительного кольца 12 на торец выступа 16 радиальные отверстия 10 в корпусе 1 будут перекрыты наружной цилиндрической поверхностью плунжера 2.

Вследствие этого давление рабочей среды во внутренней полости плунжера 2 мгновенно повысится до значения давления в полости между кольцевыми цилиндрическими выступами 16 и 17 и плунжер начнет активно перемещаться на закрытие под воздействием усилия пружины и усилия от давления рабочей среды, воздействующего на площадь поперечного сечения плунжера.

После закрытия клапана рабочая среда из внутренней полости плунжера 2 будет сбрасываться через сквозные отверстия 13 и зазор между торцом плунжера и торцом выступа 17 в окружающую среду.

Таким образом, использование предложенного технического решения позволяет обеспечить давление закрытия клапана при незначительном снижении против рабочего и обеспечить герметичность после срабатывания без введения в конструкцию клапана дополнительных устройств и за счет этого снизить трудоемкость его изготовления.

Предохранительный полноподъемный клапан, содержащий корпус с выходным каналом и установленные в нем подпружиненный запорный орган в виде полого плунжера, в дне которого запрессовано уплотнительное кольцо, и седло, снабженное входным каналом и кольцевым цилиндрическим выступом, контактирующим с уплотнительным кольцом, отличающийся тем, что в нем седло снабжено вторым кольцевым цилиндрическим выступом, диаметральные размеры которого больше диаметральных размеров первого цилиндрического выступа и его торец смещен относительно торца первого цилиндрического выступа, на плунжере выполнены в его дне в зоне между кольцевыми цилиндрическими выступами на седле сквозные отверстия, на наружной поверхности - кольцевые проточки и радиальные отверстия, соединяющие внутреннюю полость плунжера с последней кольцевой проточкой от торца с уплотнительным кольцом, а в стенке корпуса выполнены радиальные отверстия, соединяющие последнюю цилиндрическую проточку на плунжере с окружающей средой при открытом положении клапана, при этом суммарная проходная площадь радиальных отверстий на корпусе и на плунжере больше площади сквозных отверстий в дне плунжера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к предохранительным клапанам для снижения избыточного давления жидкости в сосуде высокого давления и может быть использовано в гидравлических системах.

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в любой области науки и техники, где необходимо использовать предохранительные устройства многократного действия, предназначенные для защиты объектов от превышения давления, и в особенности при быстропротекающих процессах, подобных взрыву, когда подъем давления в объекте может продолжаться даже после срабатывания предохранительного устройства.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в пневматических и гидравлических системах в различных отраслях промышленности и транспорта для предохранения трубопроводов и емкостей от повышения в них давления свыше допустимого.

Изобретение относится к арматуростроению, предназначено для сброса избыточного давления газов из емкостей пневмогидросистем и может быть использовано в стендах, установках, машинах, Цель изобретения - экономия рабочей среды при высоких давлениях за счет полного открытия клапана.

Изобретение относится к области арматуростроения. .

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в нефтегазовой промышленности для защиты систем от превышения в них давления свыше допустимого предела.

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить надежность работы предохранительного клапана путем исключения протечек рабочей среды в закрытом положении.

Изобретение относится к гидравлическому агрегатостроению, в частности к дифференциальным предохранительным клапанам. .

Группа изобретений относится к области автоматического регулирования и предназначена для регулирования противодавления с клапанным картриджем. Регулировочный клапан для регулирования противодавления содержит корпус клапана, имеющий входное отверстие для текучей среды, выходное отверстие для текучей среды, центральное отверстие, корпус крышки, нагрузочную пружину, функционально соединенную с мембраной, и камеру, находящуюся в гидравлической связи с входным отверстием для текучей среды. Клапанный картридж содержит корпус, имеющий размер, обеспечивающий возможность его размещения в центральном отверстии. Корпус содержит первую часть, вторую часть, направляющую клапана и проточный канал. Седло клапана расположено в корпусе. Стержень клапана выполнен с возможностью перемещения между открытым положением, обеспечивающим поток, и закрытым положением, в котором предотвращено протекание текучей среды. Стержень клапана взаимодействует с клапанной направляющей. Пружина смещает стержень клапана к открытому положению. Удерживающее приспособление расположено рядом с первой частью корпуса и взаимодействует с частью стержня клапана для удерживания указанного стержня клапана в корпусе. Имеются вариант выполнения регулировочного клапана и способ сборки таких клапанов. Группа изобретений направлена на повышение надежности работы регулировочного клапана. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к предохранительным устройствам, и предназначено для сброса избыточного давления газов из пневмосистем. Клапан предохранительный содержит корпус с входным и выходным каналами, подпружиненный к седлу корпуса клапан с уплотнителем, сильфон, верхняя опора которого нагружена настроечной пружиной. Клапан снабжен упругой центрирующей мембраной, размещенной между тарелью, на которую опирается настроечная пружина, и верхней опорой сильфона, взаимодействующей с тарелью посредством резьбового соединения. Наружные края упругой центрирующей мембраны с одной стороны взаимодействуют с кольцом, а с другой - со втулкой. Кольцо и втулка размещены между фланцем сильфона, установленным в корпусе, и стаканом, ввернутым в корпус. Кольцо своими выступами взаимодействует с пазами, выполненными в корпусе. В корпусе размещена охватывающая подпружиненный клапан втулка с выполненной в ней продольной прорезью. С прорезью взаимодействует фиксирующий элемент, установленный в боковой стенке подпружиненного клапана и предотвращающий его проворот относительно седла. Входной канал сообщен с внутренней полостью сильфона через пазы, выполненные во втулке и упоре, взаимодействующем с верхней опорой сильфона посредством резьбы. Поджимающая клапан к седлу пружина размещена в упоре и взаимодействует с верхней опорой сильфона и винтом, закрепленным в клапане. Изобретение направлено на повышение точности давления срабатывания предохранительного клапана и герметичности его по седлу. 2 ил.
Наверх