Способ контроля целостности бандажных полок лопаточного аппарата паровых турбин

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано на тепловых электростанциях (ТЭС) на паровых турбинах низкого давления, имеющих лопатки с бандажными полками, и предназначено для контроля целостности бандажных полок с возможностью контроля количества расцеплений на контролируемой турбинной ступени в процессе эксплуатации. При этом дефект зацепления бандажных полок рабочих лопаток определяют по появлению сигнала от расцепленных бандажных полок рабочих лопаток, а величину расцепления бандажных полок лопаток L (мм) рассчитывают по формуле:

где Time - временной интервал, замеренный между импульсами разной полярности, вызванный наличием дефекта; Rpm - частота вращения ротора турбины с диагностируемыми лопатками; D - диаметр диагностируемой ступени по бандажным полкам (мм); Pi - число пи; 1 - единица; далее полученное значение величины расцепления бандажных полок рабочих лопаток L сравнивают с длиной бандажной полки и определяют степень повреждения рабочей ступени. Заявляемое техническое решение позволяет расширить области его применения за счет простоты реализации процесса измерений на энергетических объектах - паровых турбинах - без установки индукторов в бандажные полки лопаток и повысить надежность системы измерений за счет отсутствия недолговечных элементов измерительной схемы - индукторов, и отсутствия датчика фазы. 3 ил.

 

Изобретение относится к области теплоэнергетики, может быть использовано на тепловых электростанциях (ТЭС) на паровых турбинах низкого давления, имеющих лопатки с бандажными полками, и предназначено для контроля целостности бандажных полок с возможностью контроля количества расцеплений на контролируемой турбинной ступени в процессе эксплуатации.

Известен способ контроля состояния лопаток в период капитального и среднего ремонта лопаток паровых турбин. Контроль проводят на выпуклой поверхности лопатки со стороны входа и выхода пара. Сканирование датчиком прибора - измерителя концентраторов напряжений - проводят от корневого сечения лопатки к периферийному или наоборот. Все операции по контролю лопаток проводят поэтапно для лопаток отдельной ступени. В процессе контроля на экране прибора - измерителя концентраторов напряжений, отображаются графики распределения поля рассеяния напряжений по длине лопатки. По результатам контроля определяют лопатки, работающие в наиболее напряженных условиях. Такими лопатками являются те, у которых линии концентрации напряжений и деформации (линии концентраторов напряжений) расположены поперечно перу лопатки и имеющие максимальный градиент поля напряжений. ("Метод магнитной памяти металла. Обзор методики и техники работ". ЗАО "Диагностика подводных трубопроводов". Москва, 2009 г. Стр. 6, 7.)

Основной недостаток известного способа - необходимость разборки турбоагрегата и наличие непосредственного доступа к исследуемым лопаткам, а также отсутствие контроля состояния лопаток в период эксплуатации.

Известен способ, предназначенный для бесконтактного измерения положения бандажных полок лопаток рабочей ступени паровой турбины. Способ включает установку индукционного датчика над сцепленными между собой бандажными полками в диафрагме над рабочими лопатками, а также установку индукторов в виде магнитов в верхнюю часть полок рабочих лопаток. Индукционный датчик соединяют с предварительным усилителем и блоком обработки информации. В процессе вращения ротора индукторы, закрепленные на бандажных полках лопаток, проходят под индукционным датчиком, генерируя сигнал. По данным, получаемым датчиком от индукторов, закрепленных на лопатках, контроллер получает информацию о расположении бандажных полок во вращающейся системе координат. Наличие дефекта зацепления бандажных полок определяется за счет измерения изменения положения индукторов, закрепленных на соответствующих бандажных полках. (К.Н. Боришанский. "Колебания рабочих лопаток паровых турбин и меры борьбы с ними". Санкт-Петербург, "Art-Xpress", опубл. 2011 г. Стр. 164-170.)

По совокупности признаков этот известный способ является наиболее близким к заявленному и принят за прототип.

Недостатком способа, принятого за прототип, является необходимость установки большого количества индукторов, в виде магнитов, в бандажные полки лопаток. Высокая сложность и стоимость данной установки индукторов и не долгий период эксплуатации индукторов из-за эрозионного воздействия влажно-паровой среды на бандажные полки лопаток в процессе эксплуатации делают данный способ не приспособленным для промышленной диагностики паровых турбин. К недостаткам также можно отнести дороговизну оснащения, невозможность оснащения данной системой имеющегося парка оборудования и ослабление фрезеруемыми канавками под индукторы бандажных полок в процессе оснащения. Применение данного способа возможно исключительно для оснащения экспериментальных паротурбинных стендов.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, а также выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволили установить, что заявитель не обнаружил технического решения, характеризующегося признаками, тождественными или эквивалентными предлагаемым. При этом предложенное изобретение не вытекает явным образом из известного уровня техники, определенного заявителем. Определение из выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого технического решения по совокупности признаков, позволило установить в заявленном способе совокупность существенных отличительных признаков по отношению к рассматриваемому заявителем техническому результату, изложенную в нижеприведенной формуле изобретения.

Заявляемое техническое решение позволяет расширить области его применения за счет простоты реализации процесса измерений на энергетических объектах - паровых турбинах - без установки индукторов в бандажные полки лопаток и повысить надежность системы измерений за счет отсутствия недолговечных элементов измерительной схемы - индукторов, и отсутствия датчика фазы. Работа от датчика фазы компенсируется математической обработкой исходного сигнала.

Предложен способ для контроля целостности бандажных полок лопаточного аппарата паровых турбин, включающий установку индукционного датчика над сцепленными между собой бандажными полками рабочих лопаток паровой турбины, соединение его с предварительным усилителем, установленным в непосредственной близости от датчика на наружном корпусе паровой турбины, и с измерительным устройством, оцифровывающим сигнал от предварительного усилителя в виде контроллера, при этом дефект зацепления бандажных полок рабочих лопаток определяют по появлению сигнала от расцепленных бандажных полок рабочих лопаток, а величину расцепления бандажных полок лопаток L (мм) рассчитывают по формуле:

где

Time - временной интервал, замеренный между импульсами разной полярности, вызванный наличием дефекта (сек);

Rpm - частота вращения ротора турбины с диагностируемыми лопатками (оборот/сек);

D - диаметр диагностируемой ступени, измеренный по бандажным полкам (мм);

Pi - число пи;

1 - единица;

далее полученное значение величины расцепления бандажных полок рабочих лопаток L сравнивают с длиной бандажной полки и определяют степень повреждения рабочей ступени.

Предложенный способ осуществляется посредством устройства, изображенного на фиг. 1.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где изображено:

на фиг. 1 - общий вид устройства, иллюстрирующего предлагаемый способ;

на фиг. 2 - взаимное расположение сцепленных и расцепленных бандажных полок;

на фиг. 3 - вид сигнала, генерируемого индукционным датчиком от сцепленных и расцепленных бандажных полок.

Устройство содержит индукционный датчик 1, установленный в диафрагму 2 паровой турбины таким образом, что его торцевая часть оказывается над бандажными полками 3 рабочих лопаток 4, и соединенный с предварительным усилителем 5, предназначенным для усиления аналогового сигнала от индукционного датчика 1. Предварительный усилитель 5 установлен на наружном корпусе турбины и соединен с измерительным устройством - контроллером 6 кабельной сетью 7 - по одному кабелю на предварительный усилитель. Контроллер 6 обрабатывает сигналы от предварительного усилителя 5 и регистрирует уровень и время прихода каждого импульса от бандажных полок 3, регистрируемых индукционным датчиком 1 при прохождении под ним бандажных полок 3 лопаток 4. Контроллер 6 обрабатывает данные от датчика 1, вычисляет уровень и длину зафиксированного дефекта бандажных полок 3, отображает получаемые значения выявленных дефектов на экране и информирует обслуживающий персонал.

Способ осуществляется следующим образом.

При отсутствии дефекта зацепления бандажных полок 3 под индукционным датчиком 1 вращается непрерывная лента, состоящая из сцепленных между собой бандажных полок 3 лопаток 4. Индукционный датчик 1 реагирует только на стыки между бандажными полками 3. Уровень сигнала тарируют на тарировочном стенде. При наличии повреждения бандажных полок 3, например выкрашивание зуба под действием центробежной силы, перо лопатки 4 разворачивается и происходит размыкание соседних бандажных полок 3 (Фиг. 2). При прохождении под датчиком 1 участка с разомкнутыми бандажными полками 3 генерируется сигнал, интенсивность которого значительно выше, чем при регистрации стыков бандажных полок 3 (Фиг. 3), интервал которого соответствует длине повреждения, и его определяют по формуле:

где

Time - временной интервал, замеренный между импульсами разной полярности, вызванный наличием дефекта (сек);

Rpm - частота вращения ротора турбины с диагностируемыми лопатками (оборот/сек);

D - диаметр диагностируемой ступени по бандажным полкам (мм);

Pi - число пи;

1 - единица;

далее полученное значение величины расцепления бандажных полок рабочих лопаток L сравнивают с длиной бандажной полки и определяют степень повреждения рабочей ступени.

Величину поврежденного участка L определяем в зависимости от угла повреждения φ в угловых градусах, соответствующего участку с дефектом с расцепленными полками.

Угол φ зависит от величины временного интервала Time, соответствующего поврежденному участку.

Для определения угла φ составляется пропорция:

Таким образом, угол φ определяется по формуле:

Для определения длины поврежденного участка L по определенному выше углу φ составляется пропорция:

Таким образом, длина поврежденного участка L определяется по формуле:

Подставляя в формулу, представленную выше, вместо угла φ зависимость угла от величины временного интервала, полученного по формуле:

получаем формулу для определения величины расцепления бандажных полок рабочих лопаток L:

где

Time - временной интервал, замеренный между импульсами разной полярности, вызванный наличием дефекта (сек);

Rpm - частота вращения ротора турбины с диагностируемыми лопатками (оборот/сек);

D - диаметр диагностируемой ступени, измеренный по бандажным полкам (мм);

Pi - число пи;

1 - единица.

Цифра 1 в знаменателе формулы показывает остаток от сокращенного знаменателя при пересчете длины поврежденного участка L в зависимости от угла φ.

Способ контроля целостности бандажных полок лопаточного аппарата паровых турбин, включающий установку индукционного датчика над сцепленными между собой бандажными полками рабочих лопаток паровой турбины, соединение его с предварительным усилителем, установленным в непосредственной близости от датчика на наружном корпусе паровой турбины, и с измерительным устройством, оцифровывающим сигнал от предварительного усилителя в виде контроллера, отличающийся тем, что дефект зацепления бандажных полок рабочих лопаток определяют по появлению сигнала от расцепленных бандажных полок рабочих лопаток, при этом величину расцепления бандажных полок лопаток L (мм) рассчитывают по формуле:

где
Time - временной интервал, замеренный между импульсами разной полярности, вызванный наличием дефекта;
Rpm - частота вращения ротора турбины с диагностируемыми лопатками;
D - диаметр диагностируемой ступени по бандажным полкам (мм);
Pi - число пи;
1 - единица;
далее полученное значение величины расцепления бандажных полок рабочих лопаток L сравнивают с длиной бандажной полки и определяют степень повреждения рабочей ступени.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к оборудованию для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин. Стенд для испытания рабочих органов дорожно-строительных машин содержит опорную раму со стойками, установленную на опорной раме несущую плиту с упорами для фиксации исследуемого образца грунта, взаимодействующего с испытываемым рабочим органом.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях и доводке газовых подшипников высокооборотных турбомашин. Стенд содержит вал, установленный в радиальном подшипнике, закрепленном на станине стенда, установленный на валу испытуемый газодинамический подшипник, размещенный в корпусе, подвижном относительно станины, приводное устройство, соединенное с валом, нагрузочное устройство, связанное с указанным корпусом испытуемого газодинамического подшипника, и измерительную систему с датчиком частоты вращения вала и блоком обработки данных.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам снижения вибраций турбомашин, и может быть использовано в авиационных газотурбинных двигателях, испытательных стендах, роторы которых оборудованы упругими опорами.

Изобретение относится к приборостроению, в частности к способам испытания подшипниковых опор ротора, и может быть преимущественно использовано при определении предварительного осевого натяга подшипников качения ротора.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам определения прочности лопаточных дисков турбомашин с вильчатым соединением. Способ заключается в создании эксплуатационных условий нагружения одновременно в трех верхних крепежных отверстиях элементах обода диска.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для испытания на прочность лопаточных дисков турбомашин с вильчатым соединением. Устройство содержит тяги, предназначенные для связи с захватами испытательной машины и с элементом обода диска посредством заклепок, предназначенных для размещения в крепежных отверстиях элемента обода диска, четыре планки - верхнюю и нижнюю, расположенные горизонтально параллельно друг другу, правую и левую, расположенные вертикально параллельно друг другу и перпендикулярно верхней и нижней планкам, причем верхняя планка содержит пять отверстий, равномерно отстоящих друг от друга, нижняя, правая и левая планки содержат по три отверстия, равномерно отстоящих друг от друга, при этом отверстия, расположенные справа и слева от центрального отверстия верхней планки, а также центральные отверстия нижней, правой и левой планок предназначены для соединения и передачи усилий от соответствующих захватов двухосной испытательной машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при определении стойкости инструмента методом, основанным на корреляции между магнитными и физико-механическими свойствами.

Изобретение относится к испытательной технике и испытаниям на усталостную прочность при кручении. Стенд содержит сервогидравлическое нагружающее устройство (СНУ), элемент коленчатого вала (1), один конец которого жестко крепится через фланец отбора мощности к вертикальной неподвижной стойке (7).

Группа изобретений относится к измерительной технике, в частности к техническому диагностированию машин и их деталей, и может быть использована для измерения динамических характеристик машин.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к способам проведения однонаправленных испытаний на износ динамическим способом для определения механического ресурса шаровых шарниров передней подвески легкового автомобиля.

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано на тепловых электростанциях для мониторинга прочности ответственного оборудования в процессе его эксплуатации, например паропроводов и корпусных элементов оборудования высокого давления. Сущность: периодически при останове оборудования известным способом проверяют наличие и уровень микроповрежденности наружной поверхности контролируемой детали. При достижении установленного опасного значения указанного уровня из неответственной части контролируемой детали изготавливают серию из нескольких одинаковых образцов круглого поперечного сечения. Каждый из указанных образцов испытывают на разрыв с нагревом образца для создания в нем при нагружении условий ползучести. Оценивают остаточный ресурс контролируемой детали путем математической обработки результатов указанных испытаний. Причем на каждый из указанных образцов наносят острый кольцевой надрез, моделирующий известным способом достигнутый уровень микроповрежденности на поверхности контролируемой детали, а заданное значение механического напряжения в указанном образце при его испытании поддерживают в гладкой части образца за пределами указанного кольцевого надреза. Технический результат: обеспечение возможности учета при испытании образцов уровня микроповрежденности контролируемой детали и проведения указанных испытаний при рабочих параметрах эксплуатации данной детали. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 3 табл.

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к средствам и методам измерения непроницаемости просвета поршневого кольца. При реализации способа открытое поршневое кольцо зажимают в направлении периферии посредством вспомогательного приспособления с максимальным закрытием стыка и определяют непроницаемость просвета посредством оптических средств. В зоне, по меньшей мере, одного края стыка поршневого кольца действует заданное усилие радиально изнутри в направлении стенки вспомогательного приспособления, причем посредством оптических средств определяют беспросветное прилегание подвергаемой воздействию усилия зоны стыка поршневого кольца к стенке вспомогательного приспособления, причем соответствующую зону стыка прижимают с усилием, составляющим от 0,5 до 50 Н, к стенке вспомогательного приспособления, выполненного, в частности, в виде контрольного кольца. В устройстве вспомогательное приспособление выполнено в виде контрольного кольца, охватывающего поршневое кольцо, и радиально внутри контрольного кольца установлен ролик с возможностью его подачи, по меньшей мере, в направлении контрольного кольца, причем используют систему оптического контроля, сканирующую, по меньшей мере, один заданный участок периферии, по меньшей мере, одного края стыка относительно охватывающей его стенки контрольного кольца. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения осевой нагрузки на шарикоподшипниковые опоры роторов, а также для определения и контроля собственных частот колебаний роторов небольших механизмов и приборов. Устройство содержит магнитоэлектрический преобразователь, связанный с системой подвеса для установки силового гироскопа или двигателя-маховика, устройство возбуждения колебаний, теплоизолированную вакуумную камеру, систему терморегуляции полости камеры, систему управления работой стенда. Дополнительно устройство оснащено теплоизолированной вакуумной камерой, внутри камеры располагается на упругих элементах система подвеса, связанная с магнитоэлектрическим преобразователем и устройством возбуждения вибраций через упругие герметичные элементы, например сильфоны. Также устройство оснащено внешней системой терморегулирования полости теплоизолированной вакуумной камеры, состоящей из камеры тепла и холода и блока принудительной вентиляции. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей стенда, увеличении помехозащищенности, повышении точности измерений. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при шарошечном бурении взрывных или разведочных буровых скважин на горных предприятиях. Устройство для определения технического состояния шарошечного долота содержит раму с закрепленным на ней подающим механизмом вращательного органа с возможностью создания нагрузки на диагностируемую шарошку диском для вращения шарошки, электродвигатель и шкивы ступенчатого регулирования скорости, станину для установки на нее шарошечного долота с возможностью закрепления на его лапы вибродатчика. Устройство дополнительно снабжено съемным патроном для установки шарошечного долота с возможностью поворота вокруг своей оси, закрепленного на подвижной площадке с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости с помощью рукояти, установленной на валу подающего червячного механизма и подвижной раме, нагружаемой рукоятью, установленной на валу подающего механизма, частотным преобразователем плавного регулирования скорости электродвигателя и блоком обработки сигналов, расположенных на раме, взаимосвязанным с датчиком измерения скорости вращения шарошки и датчиком вибрации, дисковой площадкой с прорезью и оптическим датчиком измерения расстояния высокой точности. Дисковая площадка выполнена с возможностью установки на вращающем органе и зафиксирована с помощью подающего механизма в вертикальной плоскости, а оптический датчик измерения расстояния установлен в прорези дисковой площадки с возможностью перемещения датчика вдоль прорези от края дисковой площадки до ее центра. Технический результат заключается в повышении точности определения технического состоянии шарошечного долота. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при эксплуатации электродвигателей и другой техники с подшипниковыми узлами для определения текущего состояния подшипников и прогнозирования ресурса по завершении определенного времени с начала эксплуатации. Способ осуществляют в эксплуатационных условиях при работающем электродвигателе, установленном на технологическом оборудовании с учетом условий и факторов окружающей среды производственных помещений. При известном времени наработки электродвигателя, известной начальной и предельной величине радиального зазора подшипника электродвигателя, по результатам полученных измерений получают экспериментальные графические зависимости изменения радиального зазора подшипника электродвигателя во времени. Для требуемой зависимости расчетным путем определяют предотказовую величину и диапазон упреждающего допуска радиального зазора подшипника, момент первой диагностической проверки и требуемую периодичность проверок с учетом требуемого уровня надежности. Также по этой графической зависимости определяют ожидаемый радиальный зазор и ресурс подшипника контролируемого электродвигателя, характеризующие его износ на данный момент времени. На основании полученной информации оценивают техническое состояние подшипника электродвигателя и принимают решение о проведении мероприятий по техническому обслуживанию или замене подшипника. Технический результат заключается в упрощении эксплуатационного контроля технического состояния и прогнозирования ресурса подшипников электродвигателей. 2 ил., 3 табл.

Изобретение относится к техническому диагностированию гидрофицированных силовых передач самоходных машин. Способ оценки качества работы гидроподжимных муфт при переключении зубчатых передач гидрофицированных коробок передач осуществляется без разрыва потока мощности в передачах во время их переключения. При его осуществлении устанавливают на выходной вал коробки передач зубчатый диск, устанавливают индуктивный аналоговый датчик перемещений, включают привод коробки передач, выбирают начальную передачу, производят переключение передач. При переключении передач получают зависимость от времени частоты вращения выходного вала, рассчитывают величины относительного уменьшения частоты вращения выходного вала при выключении начальной передачи и при включении последующей передачи, сравнивают их с заранее заданными значениями относительных изменений частоты вращения. По результатам сравнения оценивают степень неразрывности потока мощности при переключении передач. Достигается повышение простоты и точности диагностики. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для диагностики состояния механизмов, агрегатов и машин, составной частью которых являются элементы, совершающие вращательное движение. Способ заключается в том, что на валу контролируемого изделия устанавливают датчик оборотов, генерирующий при вращении вала импульсы. Таким образом, при вращении вала с постоянной угловой скоростью датчик выдает импульсную последовательность с постоянными межимпульсными интервалами, наличие дефекта приводит к возникновению микровариаций вращений вала и, следовательно, к вариациям межимпульсных интервалов в импульсной последовательности, генерируемой датчиком; из импульсной последовательности, генерируемой датчиком. С помощью порогового устройства формируют стандартную последовательность единичных импульсов и последовательность, прореженную в целое число раз с помощью делителя частоты, затем производят измерение временных интервалов между импульсами исходной последовательности или прореженной последовательности. После этого для стандартной или прореженной последовательности находят среднеквадратичное отклонение значений интервалов между импульсами от среднего значения, и если зафиксированное среднеквадратичное отклонение выше определенного порога, то делают заключение о наличии у изделия дефекта. Технический результат заключается в упрощении процедуры выявления дефекта и снижении необходимых вычислительных затрат. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к способу определения физико-механического состояния рабочих лопаток турбины высокого давления (ТВД), в частности напряженного состояния лопатки. Сущность предложенного способа определяется тем, что в способе определения напряженного состояния лопатки ТВД, включающем определение поверхностных остаточных напряжений, объемных остаточных напряжений, вычисление суммарной энергии напряженного состояния от действия поверхностных и объемных остаточных напряжений и металлографическое исследование структуры материала, определение поверхностных остаточных напряжений, объемных остаточных напряжений и металлографическое исследование структуры материала выполняют на одной лопатке, причем определение поверхностных остаточных напряжений определяют на образцах прямоугольного сечения, вырезаемых вдоль оси пера от выходной кромки до центральной оси как со стороны спинки, так и со стороны корыта, объемные остаточные напряжения определяют на образцах прямоугольной формы с установленными на них тензорезисторами, вырезаемых от входной кромки до центральной оси как со стороны спинки, так и со стороны корыта, металлографическое исследование структуры материала проводят в поперечном сечении оставшейся части пера лопатки, а вычисление энергии напряженного состояния осуществляют путем сложения величин поверхностных и объемных остаточных напряжений, измеряющихся по глубине их залегания. 2 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к способам воздействия вибрацией на элементы турбомашин, в частности для определения предела усталостной выносливости лопаток моноколеса компрессора турбомашины. Способ включает подготовку детали и установку ее на вибростенд, регулирование возбуждающей частоты вибрации вибростенда до ее совпадения с собственной частотой колебания детали, воздействие на деталь вибрацией с резонансной частотой. При этом для определения предела усталостной выносливости лопаток моноколеса компрессора турбомашины, при подготовке моноколеса и установке на вибростенд, регулируют частоту собственных колебаний, по меньшей мере, одной его лопатки и возбуждающую частоту вибрации вибростенда до их совпадения. Воздействие на лопатку вибрацией с резонансной частотой производят при нагрузке, обеспечивающей в лопатке без разрушения переменные, близкие к предельным, динамические напряжения в течение N-циклов нагружения, соответствующих материалу изготовления моноколеса. Совпадение частоты собственных колебаний, по меньшей мере, одной его лопатки и возбуждающей частоты вибростенда дополнительно обеспечивают путем демпфирования лопаток и/или нагружения грузами. Технический результат заключается в сокращении подвергаемых разрушению числа лопаток и сохранении работоспособности большей части конструкции. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способу определения в полете изгибных напряжений на валу несущего винта вертолета с торсионной втулкой несущего винта. Для определения напряжений измеряют летно-технические характеристики штатными средствами в течение всего времени полета, из них выбирают и систематизируют значимые параметры, определяют их аппроксимирующие функции с целью получения итоговой функции зависимости напряжений в вале несущего винта от выбранных параметров летно-технических характеристик, рассчитывают нагрузки на вал несущего винта с помощью математической модели, сигнализируют в случае их превышения. Обеспечивается определение остаточного ресурса и контроль допустимого уровня нагрузок. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх