Тахограф цифровой электронный

Изобретение относится к области приборостроения. Техническим результатом изобретения является создание надежного тахографа цифрового электронного, позволяющего получать больший объем информации о транспортном средстве. Тахограф содержит, в частности, встроенный аккумулятор, обеспечивает громкую связь с диспетчерским пунктом; без вскрытия корпуса бортового устройства замену блока криптографической защиты информации; возможность выгрузки данных с карт водителя и передачу их по каналу GPRS; настройку и калибровку с помощью кнопок на панели тахографа либо с помощью USB флеш-диска; при отсутствии сигналов ГНСС ввод и анализ данных от многоосевого акселерометра, датчика температуры, многоосевого гироскопа, многоосевого магнитометра. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для установки на колесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, с целью контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Известен (патент RU 2387014) тахограф с мобильным внешним устройством для хранения данных, который содержит вторую память, с внешним вторым интерфейсом на внешнем устройстве для хранения и передачи данных.

Известен (патент RU 110504) тахограф, содержащий блок долговременного хранения информации; средства визуализации информации; блок подачи управляющих команд; блок хранения оперативных данных, включающий средство чтения карт памяти; приемопередатчик информации, выполненный с возможностью обмена данными с навигационной системой; и средство электропитания, соединенное проводниками с функциональными узлами и блоками устройства.

Известно (патент RU 2298832) устройство для регистрации информации о транспортном средстве, содержащее микро-ЭВМ, блок энергонезависимой памяти данных, три микромеханических датчика угловой скорости с взаимно ортогональными осями чувствительности, аналого-цифровые преобразователи и два микромеханических акселерометра с осями чувствительности, ориентированными соответственно в направлении продольной и поперечной осей транспортного средства.

Известна (патент RU 2279714) система контроля состояния транспортного средства, содержащая центральный блок управления, связанный последовательно через первый блок согласования и модем с приемопередающим модулем подвижной связи, выполненным с возможностью сотовой, транкинговой либо спутниковой связи с диспетчерским центром. Кроме того, в аппаратуру пользователя входят навигационный приемник, охранные датчики и узлы блокирования функциональных органов транспортного средства (ТС). Навигационный приемник связан с первым блоком согласования с возможностью активации по командам из центрального блока управления и передачи координат ТС в приемопередающий модуль. Выходы охранных датчиков подключены к соответствующим входам центрального блока управления. Входы узлов блокирования функциональных органов ТС подключены к соответствующим выходам центрального блока управления.

Наиболее близким к заявленному изобретению является контрольное цифровое устройство транспортного средства (патент RU 117677), содержащее управляющий процессор; защищенный процессор; криптопроцессор; батарею питания; блок памяти, в котором хранится оперативная информация; накопитель данных; средства отображения информации; блок клавиатуры; два карт-ридера с контроллерами для чтения и записи информации; защищенный модуль глобальной системы позиционирования; многофункциональный источник питания; интерфейсы и модули обмена данными с внешними устройствами, при этом управляющий процессор соединен с защищенным процессором и с контроллерами карт-ридеров, а защищенный процессор соединен с упомянутым блоком памяти, с накопителем данных, со средствами отображения информации, с блоком клавиатуры, с защищенным модулем глобальной системы позиционирования, с интерфейсами и модулями для обмена данными с внешними устройствами. Данное устройство выбрано в качестве прототипа заявленного изобретения.

Основным недостатком описанных выше аналогов и прототипа является отсутствие возможности использования полной информации о состоянии и положении транспортного средства.

Задачей предлагаемого изобретения является создание тахографа цифрового электронного позволяющего получать больший объем информации о транспортном средстве, а именно, информацию о скорости движения, пройденном пути и местоположении транспортного средства; с увеличенной надежностью за счет наличия встроенного аккумулятора, выполненного с возможностью обеспечения работы тахографа в течение более одного часа при отключенном аккумуляторе автомобиля при аварийных ситуациях, при этом обеспечивать передачу по каналам GPRS, GSM информации о местонахождении транспортного средства; с увеличенной функциональностью за счет наличия громкой связи с диспетчерским пунктом; с упрощенной (без вскрытия корпуса бортового устройства тахографа) заменой блока средств криптографической защиты информации (СКЗИ); с удешевленным обслуживанием за счет возможности выгрузки данных с карт водителя и передачи их по каналу GPRS, а также настройки и калибровки тахографа без применения дорогостоящего специализированного оборудования: с помощью кнопок на панели тахографа либо с помощью USB флеш-диска, на котором записан файл загрузки параметров, с помощью персонального компьютера; с более полной информацией о состоянии транспортного средства при движении и аварийных ситуациях (ударах, критических углах наклона транспортного средства) за счет наличия многоплоскостного акселерометра и многоплоскостного гироскопа, причем информация о состоянии транспортного средства при движении и аварийных ситуациях передается на диспетчерский пункт, после чего с помощью громкой связи возможно предупредить аварийные ситуации; с возможностью определения координат транспортного средства, маршрута движения, скорости движения и пройденного пути, при отсутствии сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС), посредством подключения к модулю GPS/ГЛОНАСС (или в составе модуля ГНСС) многоосевого акселерометра (одного и нескольких), датчика температуры, многоосевого гироскопа (одного и нескольких), одного и нескольких многоосевых магнитометров и/или геомагнитных датчиков.

Для лучшего понимания предложенного изобретения далее приводится его подробное описание с соответствующим чертежом.

Рассмотрим кратко вариант выполнения заявленного тахографа цифрового электронного, показанный на фигуре.

Тахограф цифровой электронный содержит бортовое устройство 1, которое включает в себя аккумулятор 2, батарею питания 3, многофункциональный источник питания 4 и управляющий процессор 5, который по управляющей шине соединен с блоком 6 контроля целостности корпуса, с блоком памяти 7, выполненным с возможностью хранения оперативной информации, с накопителем данных 8, с устройством отображения информации 9, с клавиатурой 10, с печатающим устройством 11, с двумя карт-ридерами 12, с модулем цифровой радиотелефонной связи 16, которые связаны с антеннами 17, а также с блоком СКЗИ 18 с интерфейсами и модулями обмена данными 14,. Модуль ГНСС GPS/ГЛОНАСС 15 соединен с многоосевым акселерометром 27, датчиком температуры 28, многоосевым гироскопом 29, многоосевым магнитометром 30. Интерфейсы и модули обмена данными 14 соединены с ЭВМ 19, с датчиками скорости 21 и датчиками ABS 22, с CAN-шиной 23 транспортного средства. Многофункциональный источник питания 4 соединен с бортовой сетью 25 электропитания транспортного средства, аккумулятором 2 и с управляющим процессором 5, Управляющий процессор 5 дополнительно запитан от батареи питания 3, при этом выполнен с возможностью управления работой тахографа, а также с возможностью получения управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства 1 тахографа от блока 6 контроля целостности корпуса 20, в случае отсутствия внешнего электропитания от бортовой сети 25 транспортного средства. Блок 6 контроля целостности корпуса 20 выполнен с возможностью формирования и подачи в управляющий процессор управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса 20 бортового устройства 1 тахографа, в случае определения нарушения целостности или вскрытия корпуса бортового устройства 1. Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью считывания в блок памяти 7 управляющей программы, выполненной с возможностью управления работой тахографа, через интерфейсы и модули обмена данными 14. Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью получения информации о скорости движения и пройденном пути транспортного средства от датчиков 21 скорости и/или CAN-шины 23 транспортного средства через интерфейсы и модули обмена данными 14. Кроме того, управляющий процессор 5 выполнен с возможностью фиксирования перемещения транспортного средства за счет получения и анализа данных о скорости транспортного средства и точном времени непосредственно от модуля 15 ГНСС GPS/ГЛОНАСС или через блок СКЗИ 18 в некорректируемом виде, а также с возможностью сравнения этих данных с данными, которые поступают в управляющий процессор 5 от датчиков скорости 21, датчиков ABS 22 и/или CAN-шины 23 транспортного средства, а в случае отсутствия сигналов от датчиков скорости 21, датчиков ABS 22 и/или CAN-шины 23 и модуля 15 GPS/ГЛОНАСС. Посредством подключения к модулю GPS/ГЛОНАСС 15 (или в составе модуля ГНСС) многоосевого акселерометра 27 (одного и нескольких), датчика температуры 28, многоосевого гироскопа 29 (одного и нескольких), одного и нескольких многоосевых магнитометров 30 обеспечивается возможность определения координат транспортного средства, маршрута движения, скорости движения и пройденного пути, при отсутствии сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС),

Управляющий процессор 5 также выполнен с возможностью анализа изменения положения транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM), поступающих от модуля цифровой радиотелефонной связи 16. Управляющий процессор 5 также выполнен с возможностью записи в накопитель данных 8, считывания из накопителя данных 8, передачи через интерфейсы и модули 14 обмена данными на ЭВМ 19, а также вывода на устройство 9 отображения информации, печатающее устройство 11, записи на карточки через карт-ридеры 12 информации о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления, о местоположении транспортного средства, а также о состоянии подключенных внешних устройств 26. В случае прекращения подачи напряжения от бортовой электросети 25 транспортного средства, элементы тахографа выполнены с возможностью получения электропитания от встроенного аккумулятора 2 и батареи питания 3.

Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью получения сигнала тревоги, подаваемого водителем, через интерфейсы и модули обмена данными 14, с возможностью обработки сигнала тревоги и формирования и отправки сигнала тревоги на устройство оповещения 26.

Блок 6 контроля целостности корпуса выполнен в виде контактного устройства, выполненного в виде микропереключателя или контактного лепестка, или в виде бесконтактного устройства оптического или емкостного типа.

Интерфейсы и модули 14 обмена данными выполнены проводными или беспроводными.

Модуль 16 цифровой радиотелефонной связи работает в форматах связи GSM, GPRS, 3G, LTE и обеспечивает возможность осуществлять обмен данными с внешней средой (сервер, диспетчерскую службу и пр.) следующей информацией: о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления тахографа и транспортного средства, о местоположении транспортного средства, о режимах труда и отдыха, о состоянии подключенных внешних устройств, датчиков и любой другой информацией, которая может поступать или храниться в тахографе.

Модуль 16 цифровой радиотелефонной связи выполнен с возможностью подсоединения набора устройств, содержащих запоминающие устройства, аудиодинамики, микрофон, видео-устройства, датчики аналоговые и цифровые.

Рассмотрим более подробно вариант выполнения заявленного тахографа цифрового электронного, показанного на фигуре.

Тахограф обеспечивает непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. В состав тахографа входит бортовое устройство 1 и следующие внешние компоненты: карты тахографа (далее - карты), считываемые карт-ридерами 12; датчики движения (датчик скорости 21 автомобиля, датчики ABS 22, CAN-датчики и прочие); антенны 24 для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС); комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

Бортовое устройство 1 имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус 20 и содержит внутри него: устройство обработки данных, выполненное в виде управляющего процессора 5; программное обеспечение для управляющего процессора 5, записанное на электронные носители информации, а именно в блок памяти 7, предназначенный для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде; модуль 16 цифровой радиотелефонной связи (GSM/GPRS/3G/LTE и пр.); многоосевой акселерометр 27, датчик температуры 28, многоосевой гироскоп 29, многоосевой магнитометр 30 , датчики переворота, удара (не показаны); два устройства ввода карт (карт-ридеры 12); устройство 9 отображения информации (дисплей); печатающее устройство 11; средства визуального и звукового предупреждения, подключаемые как внешние устройства 26; входящие в состав интерфейсов 14 обмена данными: разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных, разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству, разъемы для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС, разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS, слоты для SIM-карт; средства ввода информации в тахограф (клавиатура 10); встроенный аккумулятор 2, обеспечивающий бесперебойную работу модулей GPS/ГЛОНАСС и GSM/GPRS тахографа при отключении внешнего питания; многофункциональный источник питания 4; встроенную батарею питания 3, обеспечивающую без подзарядки работу внутренних блоков тахографа (таймер, микропроцессор и пр.); слот расширения памяти, выполненный в виде в виде накопителя данных 4 (SD-карта); блок 6 контроля целостности корпуса; устройства голосовой и громкой связи (проводные или беспроводные), входящие в состав подключаемых внешних устройств 26.

К управляющему процессору 5 подключено программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ 18 тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

- аутентификацию;

- регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее -защищенный архив блока СКЗИ тахографа);

- хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;

- преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде.

Типы карт тахографа:

1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;

3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;

4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее - транспортные предприятия), с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.

Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ 18 тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ 18 тахографа (далее - активизация тахографа).

Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:

1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;

2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя (при остановке транспортного средства в пунктах контроля на дорогах), активируется картой контролера;

3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;

4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.

Тахограф при работе с картами обеспечивает:

1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;

2) определение типа карты и контроль срока ее действия;

3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;

4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ 18 тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств;

5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;

6) механическую блокировку карты после ее ввода в слот тахографа;

7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.

Тахограф в рабочем режиме:

1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, во всем диапазоне допустимых скоростей транспортного средства определяет скорость движения транспортного средства с погрешностью не более 0,5 километра в час при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;

2) осуществляет регистрацию в некорректируемом виде значения скорости движущегося транспортного средства не реже одного раза в секунду;

3) при отсутствии данных, получаемых от ГНСС, оьеспечивает регистрацию в некорректируемом виде координат транспортного средства, маршрута движения, скорости движения и пройденного пути посредством подключения к модулю GPS/ГЛОНАСС 15 (или в составе модуля ГНСС) многоосевого акселерометра (одного и нескольких), датчика температуры, многоосевого гироскопа (одного и нескольких), одного и нескольких многоосевых магнитометров и/или геомагнитных датчиков.

4) при скорости движения транспортного средства более 1,8 километра в час или при получении от датчика движения не менее одного импульса в секунду в течение не менее пяти секунд осуществляет регистрацию факта движения транспортного средства;

5) при наличии данных, получаемых от ГНСС, осуществляет на их основе автоматическое уточнение коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения;

6) осуществляет регистрацию фактов автоматических уточнений коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения, в случае если указанный коэффициент соответствия изменен более чем на 10%;

7) при наличии данных, получаемых от ГНСС, определяет координаты местоположения транспортного средства с погрешностью не более трех метров (круговое вероятностное отклонение) при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;

8) осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию в некорректируемом виде значения координат местоположения движущегося транспортного средства;

9) при движении транспортного средства определяет расстояние, пройденное в течение суток транспортным средством, с погрешностью не более 0,1 км и осуществляет не реже одного раза в секунду его регистрацию;

10) при движении транспортного средства осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию данных, соответствующих полному расстоянию, пройденному транспортным средством (пробегу).

Тахограф может калиброваться на ровном участке местности посредством пробега по заранее отмеренному участку, а также посредством измерения пройденного расстояния при помощи ГНСС и расчета количества импульсов, поступивших от датчика скорости при тестовом пробеге.

Тахограф обеспечивает:

1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, прием информации о точном значении времени, календарной дате и координатах местонахождения транспортного средства;

2) вывод на дисплей в цифровом виде календарной даты и значения времени UTC с погрешностью не более одной секунды;

3) возможность изменения выводимого на дисплей значения времени для установки местного времени с учетом часовых поясов;

4) при наличии данных, получаемых от ГНСС, автоматическое уточнение показаний часов реального времени в случае отклонения их показаний больше чем ±2 секунды в сутки;

5) работу часов реального времени при отсутствии электропитания от внешнего источника в течение не менее 12 месяцев;

6) регистрацию времени UTC, скорости и координат местонахождения транспортного средства, при наличии данных, получаемых от ГНСС, в некорректируемом виде не реже одного раза в секунду, за исключением периодов времени, в течение которых:

не подается питание на бортовое устройство 1;

транспортное средство не движется и не происходят какие-либо события, регистрируемые тахографом.

Тахограф в рабочем режиме обеспечивает:

1) регистрацию следующих видов деятельности водителей: «управление», «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;

2) расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя;

3) выбор первым или вторым водителем вручную функций: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;

4) автоматическую регистрацию функции «управление» для водителя, управляющего движущимся транспортным средством, и «готовность» для второго водителя;

5) автоматическую регистрацию функции «работа» при остановке транспортного средства в случае его управления одним водителем;

6) регистрацию изменения вида деятельности водителя транспортного средства через 120 секунд после автоматического переключения на функцию «работа» в связи с остановкой транспортного средства;

7) регистрацию в некорректируемом виде данных об изменении вида деятельности водителя.

Тахограф при вводе двух действительных карт водителя регистрирует статус управления «экипаж» и во всех других случаях регистрирует статус управления «один».

Тахограф при вводе данных обеспечивает:

1) автоматическое определение и регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;

2) после ввода карты водителя автоматическое предложение водителю осуществить ручной ввод информации, в том числе:

вывести на дисплей информацию о дате и времени последнего извлечения этой карты и вывести запрос, означает ли данный ввод карты продолжение текущего ежедневного периода работы;

вывести на дисплей запрос о вводе данных, о виде деятельности («работа», «готовность» или «перерыв/отдых») с указанием даты и времени начала и завершения;

3) ожидание ввода информации в течение одной минуты с выводом индикации на дисплей о том, что включен режим ожидания ввода, и подачи звукового сигнала по истечении 30 секунд;

4) регистрацию факта, что водителем не выполнен ручной ввод данных, если в течение одной минуты он не начал ввод запрашиваемой тахографом информации;

5) ручной ввод данных о видах деятельности: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых» в соответствии со следующими алгоритмами:

если держатель карты водителя вводит утвердительный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится надпись с предложением ввести вручную данные о деятельности в хронологическом порядке за период времени, в течение которого карта не была вставлена в тахограф;

если время завершения деятельности, введенное вручную, соответствует времени ввода карты, то процесс ручного ввода данных завершается;

если держатель карты водителя вводит отрицательный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится запрос о вводе в ручном режиме данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени после извлечения карты до момента завершения работы;

если держатель карты водителя не указывает, когда завершился предыщущий период работы, и вводит вручную данные о деятельности, время завершения которой соответствует времени ввода карты, тахограф регистрирует информацию о том, что ежедневный период работы завершился в начале первого периода «отдыха» (или периода, за который «нет данных») в момент извлечения карты;

если время начала периода работы соответствует времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе времени начала текущего ежедневного периода работы;

если время начала текущего периода работы отличается от времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени с начала текущего периода работы до момента ввода карты.

Тахограф обеспечивает:

1) ручной ввод и регистрацию в некорректируемом виде информации о следующих ситуациях:

«неприменимо» - при движении транспортного средства без вставленной карты водителя или при движении со вставленной в тахограф картой контролера или картой предприятия;

«переезд на пароме/поезде»;

2) невозможность ввода информации о ситуации «переезд на пароме/поезде» если введена ситуация «неприменимо»;

3) автоматическое прекращение регистрации информации о ситуации «неприменимо» при вводе карты водителя.

Тахограф исключает возможность доступа к данным тахографа и данным карт водителей неаутентифицированными субъектами доступа при установке блокировки в режиме работы «предприятие» и обеспечивает:

1) установку блокировки в положение «вкл» («включено») или «выкл» («выключено») при вводе карты и идентификации транспортного предприятия, которому принадлежит транспортное средство;

2) регистрацию даты и времени установки блокировки и даты и времени ее снятия;

3) вывод информации на дисплей при осуществлении блокировки транспортным предприятием, что предыдущая установленная им блокировка не снята и находится в положении «включено».

Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:

1) предупреждающей информации:

о превышении установленной для транспортного средства скорости движения;

о нарушениях порядка передачи данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной на основании данных, получаемых от ГНСС;

о вводе недействительной карты;

об управлении без карты;

о неисправности карты, возникшей в процессе работы;

о нестыковке во времени;

о виде неисправности;

об окончании срока службы блока СКЗИ тахографа;

о сбоях, неисправностях (отказах) тахографа;

о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»:

2) данных из памяти тахографа:

о деятельности водителей,

о превышении скорости,

о расстоянии, пройденном транспортным средством,

о событиях и неисправностях;

3) иной информации:

о загрузке данных на внешние устройства из защищенного архива и из карты; данные из блока СКЗИ тахографа: заводской номер блока СКЗИ тахографа, время, координаты местонахождения транспортного средства;

Тахограф при регистрации событий и неисправностей:

1) обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде информации о вводе недействительной карты или карты, срок действия которой истек;

2) регистрирует информацию о событии «нестыковка во времени» в том случае, когда считанная с карты водителя текущая дата и время ее ввода в тахограф предшествуют дате и времени последнего ее извлечения;

3) регистрирует информацию об управлении без соответствующей карты.

4) регистрирует информацию о вводе карты во время управления в том случае, когда карта вставляется в любое считывающее устройство при виде деятельности водителя «управление»;

5) при вводе карты водителя (мастерской), которая ранее была принудительно извлечена до завершения записи на нее данных, регистрирует данное событие и записывает на карту информацию о неправильном завершении последнего сеанса ее использования;

6) регистрирует данные о каждом случае превышения установленной для транспортного средства скорости движения;

7) регистрирует данные о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»;

8) регистрирует информацию о нарушениях потока данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной по данным, полученным от ГНСС;

9) регистрирует транспортирование транспортного средства в качестве груза;

10) регистрирует информацию о попытках и случаях нарушения системы защиты: данные о сбоях и неисправностях карт, возникших в процессе их работы;

сбой в работе (отказ) бортового устройства;

неисправность дисплея;

сбой системы загрузки данных;

сбой в работе датчика движения;

сбой в работе блока СКЗИ тахографа;

сбой в работе устройства обработки данных тахографа;

сбой в работе программного обеспечения устройства обработки данных тахографа;

сбой в работе связного модуля;

сбой в работе датчиков экстренного торможения и критического наклона транспортного средства;

сбой в работе устройств ввода карт;

сбой в работе печатающего устройства;

11) регистрирует аварийные события:

отключение питания тахографа;

нажатие кнопки «авария»;

экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства;

12) обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 60 дней данных о пяти последних зарегистрированных аварийных событиях, включая данные о координатах движения транспортного средства в течение 24 часов, предшествовавших аварийному событию, по каждому событию.

Тахограф при проверке работоспособности обеспечивает:

1) обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров;

2) регистрацию результатов проверки и вывод данных о результатах проверки на дисплей.

Тахограф при вводе карты контролера или предприятия обеспечивает выгрузку на внешние носители данных, содержащихся в памяти 7 бортового устройства, защищенного архива блока СКЗИ 18 тахографа и карты водителя.

При выгрузке на внешние носители данных, содержащихся в памяти 7 бортового устройства, в состав этих данных блоком СКЗИ 18 тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ 18 тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью.

Данные о формировании квалифицированной электронной подписи и значение хэш-функции регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ 18 тахографа.

Доступ к памяти защищенного архива блока СКЗИ 18 тахографа осуществляется только после проведения взаимной аутентификации карты (контролера, мастерской, предприятия) и блока СКЗИ 18 тахографа.

Данные о проведенной аутентификации карты регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ 18 тахографа.

Квалифицированный сертификат карты (контролера, мастерской, предприятия) определяет полномочия по доступу к защищенному архиву блока СКЗИ 18 тахографа.

В данные, выгружаемые на внешние носители из памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа, автоматически включается дата, время, счетчик событий и квалифицированная электронная подпись.

Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:

2 190 циклах ввода и извлечения карт водителя;

93 440 случаях изменения деятельности водителей.

Блок СКЗИ 18 тахографа обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде и хранение в защищенном архиве блока СКЗИ 18 тахографа следующих идентификационных данных и фактов их изменения:

наименование организации-изготовителя тахографа;

адрес организации-изготовителя тахографа;

номер платы бортового устройства 1;

серийный номер тахографа;

номер версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;

дата установки версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;

дата (месяц, год) изготовления тахографа;

дата (месяц, год) ввода тахографа в эксплуатацию;

наименование организации-изготовителя блока СКЗИ тахографа;

заводской номер блока СКЗИ тахографа;

дата (месяц, год) изготовления блока СКЗИ тахографа;

дата (месяц, год) активизации блока СКЗИ тахографа;

дата (месяц, год) вывода блока СКЗИ тахографа из эксплуатации;

Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о вводе и извлечении карты водителя и карты мастерской:

фамилия и имя держателя карты;

номер карты, наименование организации, выдавшей карту, дата окончания срока действия карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);

дата и время ввода карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);

показание счетчика пробега транспортного средства в момент ввода карты;

дата и время извлечения карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);

показания счетчика пробега транспортного средетва в момент извлечения карты;

регистрационный номер предыдущего транспортного средства (VRN), для управления которым водитель использовал карту;

информация о вводе держателем карты данных о своей деятельности вручную.

Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о деятельности водителя:

изменения деятельности водителя и второго водителя;

ввод или извлечение карты водителя;

статус управления: «экипаж», «один»;

состояние считывающего устройства: «водитель», «второй водитель»;

положение карты в соответствующем считывающем устройстве: «вставлена», «не вставлена»;

вид деятельности: «управление», «готовность», «работа», «перерыв/отдых»;

дата и время изменения деятельности водителя (второго водителя).

Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о маршруте и координатах местоположения транспортного средства:

дата, время и координаты маршрута транспортного средства (информация регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);

дата, время и координаты местоположения транспортного средства, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;

дата, время, расстояние, пройденное транспортным средством, названия региона и населенного пункта, название места, в котором начинался и заканчивался ежедневный период работы (при вводе их водителем), номер карты водителя (второго водителя), осуществившего ввод в ручном режиме указанных данных.

Тахограф ежесуточно (в 00 часов 00 минут) регистрирует данные о расстоянии, пройденном транспортным средством за прошедшие сутки, и хранит их в течение не менее 365 суток.

Тахограф обеспечивает хранение информации о скорости транспортного средства, регистрируемой один раз в секунду за последние 24 часа, в течение которых транспортное средство находилось в процессе движения.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных об обнаруженных сбоях и неисправностях.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних пяти корректировках установочных данных:

цель корректировки установочных данных (первая установка, активизация, установка после ремонта (обслуживания), периодическая инспекция);

наименование и адрес сервисного центра (далее - мастерской), выполнившего корректировку установочных данных;

номер карты мастерской и срок ее действия;

идентификационные данные транспортного средства (прежние и новые);

осуществление регулировки устройства ограничения скорости;

осуществление регулировки счетчика пробега (прежние и новые показания);

осуществление корректировки даты и времени (прежние и новые значения).

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о корректировке даты и времени (данные об автоматической корректировке времени в памяти тахографа не регистрируются):

последняя корректировка даты и времени, включая их прежние и новые значения;

пять корректировок даты и времени после последнего технического обслуживания, не относящегося к плановому техническому обслуживанию, включая их прежние и новые значения.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных

о последних 20 проведенных контрольных операциях:

дата и время контроля;

номер карты контролера;

осуществленный вывод данных (на дисплей, на печать, загрузка с бортового устройства, загрузка с карты водителя).

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних 20 блокировках, установленных транспортным предприятием;

дата и время блокировки;

дата и время разблокировки;

номер карты предприятия;

название и адрес транспортного предприятия.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последней загрузке информации на внешний носитель в режиме «предприятие» или «корректировка установочных данных»:

дата и время загрузки;

номер карты предприятия или мастерской;

название транспортного предприятия или мастерской.

Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде»:

дата и время ввода информации о ситуации;

тип ситуации и время ее действия.

Тахограф обеспечивает загрузку следующей хранящейся на карте водителя информации:

1) идентификационные данные карты, идентификационные данные водителя, данные о ранее использованном им транспортном средстве;

2) дата и время последнего извлечения карты и вида деятельности, выбранного водителем в момент извлечения;

3) данные о проверке правильности завершения последнего сеанса использования карты;

4) данные о времени непрерывного управления транспортным средством, совокупного времени перерывов и совокупного времени управления за предыдущую и текущую неделю;

5) данные о выводе на печать информации, записанной на карте водителя;

6) данные о загрузке информации с карты водителя на внешний носитель.

Тахограф выводит на дисплей и регистрирует информацию о том, что карта неисправна или недействительна, если после трех попыток выполнить команду «загрузить данные» информация не загрузилась.

Тахограф обеспечивает:

1) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) данных о сеансе использования карты, включающих дату и время начала ввода карты, показания счетчика пробега транспортного средства;

2) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) зарегистрированных данных, относящихся к периоду времени, в течение которого соответствующая карта была вставлена в тахограф;

3) удаление из памяти карты при заполнении объема ее памяти записей самых ранних данных для записи на это место последних зарегистрированных данных.

При выводе данных на дисплей тахограф обеспечивает:

1) поддержку дисплеем набора латинских знаков и кириллицы;

2) вывод на дисплей сообщения, включающего не менее 20 знаков, минимальный размер знаков 5 мм по высоте и 3,5 мм по ширине;

3) отображение после цифр символов «км» в месте показания пройденного транспортным средством пути и «км/ч» в месте показаний скорости;

4) вывод на дисплей пиктограмм;

5) отображение на дисплее следующих данных по умолчанию:

дата и местное время;

данные о пробеге транспортного средства;

скорость транспортного средства;

режим работы;

вид деятельности водителя:

в режиме «управление» - время непрерывного управления и продолжительность времени совокупных перерывов;

в ином режиме - продолжительность вида деятельности водителя с момента выбора этой функции и совокупная продолжительность времени перерывов на данный момент;

при статусе «экипаж» - вид деятельности второго водителя и продолжительность его деятельности (с момента выбора этой функции);

сообщения об изменениях режимов работы;

фамилия держателя карты в момент ее ввода;

информация о ситуации «неприменимо»;

6) отображение на дисплее следующей предупреждающей индикации:

«ввод недействительной карты»;

«превышение скорости»;

«прекращение электропитания»;

другие события, предупреждение о наступлении которых предусмотрено настоящими Требованиями;

7) отображение на дисплее следующей индикации выполнения команд, подаваемых с использованием меню:

«данные об автомобиле»;

«данные первого водителя»;

«данные второго водителя»;

«данные о скорости»;

«данные о событиях и неисправностях»;

«загрузка данных»;

8) отображение на дисплее следующих иных данных, выводимых по соответствующей команде:

дата, время UTC и местное время, заданное водителем в ручном режиме;

время непрерывного вождения и суммарное время перерывов водителя;

время непрерывного вождения и суммарное время перерывов второго водителя;

суммарное время непрерывного вождения водителя за предыдущую и текущую неделю;

суммарное время непрерывного вождения второго водителя за предыдущую и текущую неделю;

суммарное время вождения водителя за текущий дневной период;

суммарное время вождения второго водителя за текущий дневной период.

Тахограф при распечатке данных обеспечивает:

1) до выдачи распечатки - запись данных в память карты водителя;

2) выдачу «ежедневной распечатки данных о деятельности водителя, записанных на карте» при вставленной карте водителя;

3) выдачу «распечатки данных о событиях и неисправностях» при вставленной карте мастерской или карте водителя;

4) осуществление по соответствующей команде выбора необходимой распечатки при одновременно вставленных картах водителя и мастерской;

5) возобновление печатания после загрузки бумаги с начала распечатки;

6) вывод на печать информации, содержащейся в его памяти и в памяти карт, в виде следующих шести распечаток:

«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в карте водителя»;

«ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в тахографе»,

«распечатка данных о событиях и ошибках, хранящихся на карте водителя»;

«распечатка данных о событиях и неисправностях, записанных в тахографе»;

«распечатка технических данных транспортного средства»;

«распечатка данных о превышении скорости».

Вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных:

1) текущее время, дата;

2) координаты местонахождения транспортного средства;

3) заводской номер блока СКЗИ тахографа.

41. Печатающее устройство тахографа:

1) обеспечивает печать в строке 24 знаков, минимальный размер которых составляет 2,1 мм по высоте и 1,5 мм по ширине;

2) поддерживает наборы латинских знаков и кириллицы.

42. Тахограф обеспечивает:

1) вывод на дисплей визуальных предупреждений в течение не менее 30 секунд, сопровождаемых звуковым сигналом в случае обнаружения любого события или неисправности;

2) прекращение звукового сигнала при нажатии на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению;

3) предупреждение водителя за 15 минут до момента и в момент превышения максимального разрешенного времени непрерывного управления транспортным средством;

4) выводит на дисплей причину предупреждения и сохраняет ее видимой до тех пор, пока пользователь не нажмет на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению.

Тахограф в режиме «корректировки установочных данных» обеспечивает возможность:

1) корректировки даты и времени;

2) корректировки показания счетчика расстояния, пройденного транспортным средством;

3) регулировки установленного ограничения скорости.

Тахограф обеспечивает выгрузку данных на внешний носитель, а также использует протоколы, применение которых необходимо для правильной передачи данных и для обеспечения универсальной совместимости формата, в котором они загружаются.

На внешние носители по соответствующим запросам и предъявленным полномочиям загружаются данные:

1) из бортового устройства;

2) из защищенного архива блока СКЗИ тахографа;

3) с карты тахографа.

Тахограф обеспечивает передачу шести типов данных:

1) обзор;

2) деятельность на указанную дату;

3) события и неисправности;

4) подробные данные о скоростном режиме;

5) технические данные;

6) выгрузка данных с карты.

Для обеспечения контроля подлинности и целостности данных, сохраняемых на внешнем носителе, при загрузке они подписываются квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящими Требованиями.

В состав загружаемой информации включаются идентификационные данные источника (тахограф, блок СКЗИ тахографа, карта) и соответствующий квалифицированный сертификат.

Проверка подлинности и целостности загруженных данных осуществляется с помощью открытого ключа проверки квалифицированной электронной подписи, содержащегося в квалифицированном сертификате.

Данные загружаются на внешнее устройство за один сеанс в виде одного файла.

При выгрузке данных из бортового устройства 1 тахограф обеспечивает:

1) идентификацию соответствующей карты, вставленной в считывающее устройство и подтверждение соответствующих прав доступа к функции загрузки и загружаемым данным;

2) возможность формирования защищенного канала связи между внешним носителем и бортовым устройством;

3) возможность выбора данных для загрузки;

4) запись на внешний носитель запрашиваемых данных;

5) завершение сеанса загрузки.

Тахограф обеспечивает построение протокола взаимодействия с внешними носителями.

Тахограф при загрузке данных с карты обеспечивает всю процедуру от перезапуска карты считывающим устройством до ее извлечения или новой перезагрузки карты.

Тахограф обеспечивает выполнение процедур инициализации:

1) для неподписанных файлов данных;

2) для подписанных файлов данных;

3) для обнуления счетчика настройки установочных данных.

Тахограф обеспечивает загрузку данных с соблюдением следующих требований:

1) последовательность байтов, а также последовательность битов внутри каждого байта переносимых с карты данных при их сохранении остается неизменной;

2) все файлы, загружаемые с карты за один сеанс загрузки, сохраняются на внешнем носителе в виде одного файла.

Тахограф обеспечивает выгрузку данных из внутренней памяти о сохраненных параметрах движения, режимах труда и отдыха водителей по проводным каналам (RS-232, RS-485, CAN-шине и пр.) и беспроводным каналам (GSM, Wi-Fi, Bluetooth и пр.) как с бортового устройства, так и с карты водителя, когда она вставлена в слот тахографа. Выгрузка данных осуществляется в автоматическом режиме по заданному интервалу, по внешнему запросу или по команде с клавиатуры.

Тахограф имеет специальный отсек в корпусе, в который устанавливается СКЗИ 18, что позволяет производить замену СКЗИ 18 без вскрытия основного корпуса бортового устройства 1.

Схема соединений тахографа. Управляющий процессор 5 по управляющей шине соединен с блоком СКЗИ 18 тахографа и с блоком 6 контроля целостности корпуса, с блоком памяти 7, в котором хранится оперативная информация, с накопителем данных 8, устройством отображения информации 9, клавиатурой 10, печатающим устройством 11, с карт-ридерами 12, с интерфейсами и модулями обмена данными 14 .. Управляющий процессор 5 дополнительно запитан от батареи питания 3, что позволяет контролировать работу, а также несанкционированное вскрытие корпуса контрольного устройства при помощи блока 6 контроля целостности корпуса в случае отсутствия внешнего напряжения питания. Блок 6 контроля целостности корпуса представляет собой контактное (микропереключатель, контактный лепесток) или бесконтактное (оптического или емкостного характера) устройство, которое подаёт управляющий сигнал на защищённый процессор 5 в случае нарушения целостности или вскрытия корпуса. Программирование контрольного устройства осуществляется как по про водным, так и по беспроводным интерфейсам и модулям обмена данными. При этом не требуется подключать специальных программно-управляемых устройств к контрольному устройству. Достаточно управляющую программу в зашифрованном виде передать на контрольное устройство по беспроводному интерфейсу или через внешнее запоминающее устройство, которое подключается к интерфейсам обмена данными. Управляющий процессор 5 считывает по интерфейсам и модулям обмена данными управляющую программу в блок памяти 7. Информацию о скорости движения и пройденном пути транспортного средства в контрольное устройство поступает от датчиков скорости 21 и/или CAN-шины 23 автомобиля через модули и интерфейсы обмена данными 14. Кроме того, информация о скорости и точном времени поступает от ГНСС GPS/ГЛОНАСС, где она расшифровывается и сравнивается с информацией, которая поступила от датчиков скорости 21, датчиков ABS 22 и/или CAN-шины 23. В случае отсутствия сигналов от датчиков скорости 21, CAN-шины 23 и сигналов ГНСС, модуль GPS/ГЛОНАСС 15 вырабатывает информацию о перемещении ТС, используя сигналы от многоосевого акселерометра 27, многоосевого гироскопа 29, многоосевого магнитометра 30 и через блок СКЗИ 18 передает эту информацию в управляющий процессор 5. Кроме того, управляющий процессор 5 анализирует изменения положение транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM). Информация о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления, о местоположении транспортного средства, а также о состоянии подключенных различных внешних устройств (датчики, фото-видео-устройства и т.п.) может записываться управляющим процессором в накопитель данных 8, считываться и передаваться через интерфейсы и модулям обмена данными 14 на внешние устройства (серверы, ЭВМ 19 и т.п.), выводиться на устройство отображения информации 9, печатающее устройство 11, через карт-ридеры 12 записываться на карточки. В случае прекращения

подачи напряжения от бортовой сети 25, тахограф переходит на работу от встроенного аккумулятора 2.

Хотя описанные выше варианты выполнения изобретения были изложены с целью иллюстрации предлагаемого изобретения, специалистам ясно, что возможны разные модификации, добавления и замены, не выходящие из объема и смысла заявленного изобретения, раскрытого в прилагаемой формуле изобретения.

1. Тахограф цифровой электронный, содержащий бортовое устройство, которое включает в себя аккумулятор, батарею питания, многофункциональный источник питания и управляющий процессор, который по управляющей шине соединен с блоком контроля целостности корпуса, с блоком памяти, выполненным с возможностью хранения оперативной информации, с накопителем данных, с устройством отображения информации, с клавиатурой, с печатающим устройством, по меньшей мере с двумя карт-ридерами, с по меньшей мере одним многоосевым акселерометром, с интерфейсами и модулями обмена данными, с модулями глобальной навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС и цифровой радиоэлектронной связи, которые связаны с антеннами, а также блоком средств криптографической защиты информации тахографа; причем интерфейсы и модули обмена данными выполнены с возможностью соединения: с ЭВМ, с блоком сигнализации о авариной ситуации, с датчиками движения и/или скорости, устройствами определения скорости и/или пройденного пути, датчиками ABS транспортного средства, с CAN-шиной, с антеннами, соединенными с модулем глобальной навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС, а многофункциональный источник питания выполнен с возможностью соединения с бортовой сетью электропитания транспортного средства, с управляющим процессором, с блоком памяти, с накопителем данных, с устройством отображения информации, с клавиатурой, с печатающим устройством, с интерфейсами и модулями обмена данными, с карт-ридерами, выполненными с возможностью чтения и записи информации на карточки, с датчиками движения и/или скорости, с датчиками ABS, с антеннами, с блоком контроля целостности корпуса; причем управляющий процессор дополнительно запитан от батареи питания, при этом выполнен с возможностью управления работой тахографа, а также с возможностью получения управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства тахографа от блока контроля целостности корпуса, в случае отсутствия электропитания от бортовой сети транспортного средства; при этом блок контроля целостности корпуса выполнен с возможностью формирования и подачи в управляющий процессор управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства тахографа, в случае определения нарушения целостности или вскрытия корпуса бортового устройства; управляющий процессор выполнен с возможностью считывания в блок памяти управляющей программы, выполненной с возможностью управления работой тахографа, через интерфейсы и модули обмена данными; управляющий процессор выполнен с возможностью получения информации о скорости движения и/или пройденном пути транспортного средства от датчиков движения и/или скорости, датчиков ABS, и/или CAN-шины транспортного средства через интерфейсы и модули обмена данными; кроме того, управляющий процессор выполнен с возможностью фиксирования перемещения транспортного средства за счет получения и анализа данных о скорости транспортного средства и точном времени от модуля глобальной навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС, а также с возможностью сравнения этих данных с данными, которые поступают в управляющий процессор от датчиков движения и/или скорости, датчиков ABS транспортного средства и/или CAN-шины, а в случае отсутствия сигналов от датчиков движения и/или скорости, и/или CAN-шины, и/или датчиков ABS управляющий процессор получает информацию от модуля GPS/ГЛОНАСС в зашифрованном и/или некорректируемом виде с помощью блока средств криптографической защиты информации, управляющий процессор также выполнен с возможностью анализа изменения положения транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM), поступающих от модуля цифровой радиотелефонной связи; управляющий процессор также выполнен с возможностью записи в накопитель данных, считывания из накопителя данных, передачи информации через интерфейсы и модули обмена данными на ЭВМ, а также вывода на устройство отображения информации, печатающее устройство, записи на карточки через карт-ридеры информации о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем тахографа и/или транспортного средства, о местоположении транспортного средства, о режимах труда и отдыха, а также о состоянии подключенных устройств и датчиков; в случае прекращения подачи напряжения от бортовой электросети транспортного средства, элементы тахографа выполнены с возможностью получения электропитания от встроенного аккумулятора и/или батареи питания; управляющий процессор выполнен с возможностью получения сигнала тревоги, с возможностью обработки, формирования и отправки сигнала тревоги на устройство оповещения.

2. Тахограф цифровой электронный по п. 1, отличающийся тем, что бортовое устройство дополнительно содержит по меньшей мере один датчик температуры, выход которого подключен к модулю GPS/ГЛОНАСС.

3. Тахограф цифровой электронный по п. 1, отличающийся тем, что бортовое устройство дополнительно содержит по меньшей мере один многоосевой гироскоп, выход которого подключен к модулю глобальной навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС.

4. Тахограф цифровой электронный по п. 1, отличающийся тем, что бортовое устройство дополнительно содержит по меньшей мере один многоосевой магнитометр и/или геомагнитный датчик, выход которого подключен к модулю глобальной навигационной спутниковой системы GPS/ГЛОНАСС.

5. Тахограф цифровой электронный по п. 1, отличающийся тем, что выход модуля GPS/ГЛОНАСС подключен к входу блока средств криптографической защиты информации, обеспечивающий возможность некорректируемой и/или конфиденциальной передачи, хранения и обработки информации, выход которого подключен к управляющему процессору.

6. Тахограф цифровой электронный по п. 1, отличающийся тем, что интерфейсы и модули обмена данными выполнены проводными и/или беспроводными.

7. Тахограф цифровой электронный по п. 1, отличающийся тем, что модуль цифровой радиотелефонной связи работает в форматах связи, выбранных из набора форматов, содержащего GSM, GPRS, 3G, LTE форматы.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к автомобильному видеорегистратору. Съемный видеорегистратор крепится к ветровому стеклу или стеклянной панели.
Изобретение относится к области обеспечения поисково-спасательных операций при авариях летательных и подводных объектов. Способ определения места крушения движущегося объекта характеризуется использованием устройств, снабженных воздухо- и водоплавающими носителями, активируемыми после отделения устройств от объекта, радиомаяками, идентификатором и навигатором, накопителями информации о состоянии объекта, системой связи и демаскирующими элементами для уверенного поиска и определения координат цепочки устройств на поверхности, по которой локализуют трассу и место непосредственно крушения объекта.

Изобретение относится к электронному приборостроению, в частности, к контрольным устройствам - цифровым тахографам. Техническим результатом является повышение быстродействия определения аварийных ситуаций и передачи контролируемой тахографом информации.

Изобретение относится к средствам связи транспортного средства. Технический результат заключается в обеспечении возможности подтверждать водителю состояние своего транспортного средства и удаленно управлять некоторыми характеристиками транспортного средства.

Изобретение относится к области транспорта, в частности к системам контроля расхода горюче-смазочных материалов. Система контроля горюче-смазочных материалов содержит датчик оборотов, навигационный модуль, первый и второй архивы и сервер-счетчик.

Изобретение относится к средствам контроля параметров топлива и транспортного средства. Технический результат заключается в обеспечении в реальном времени определения полезной нагрузки транспортного средства и как следствие повышение надежности эксплуатации.

Генерируют сигнал из тахографа, содержащий информацию о текущем времени и о промежутках времени, когда транспортное средство двигалось. Генерируют сигнал с карты водителя, содержащий информацию о времени работы водителя в рейсе и о времени его отдыха.

Изобретение относится к средствам для интеграции функций автомобильных устройств. Технический результат заключается в упрощении конструкции и повышении надежности средств для интеграции функций автомобильных устройств.

При оценке стиля вождения моторного транспортного средства формируют (201) из измерений сигнал скорости, представляющий изменение (v(t)) скорости моторного транспортного средства.

Изобретение относится к системам ведения и анализа графика движения. Техническим результатом является повышение точности расчета системы тягового электроснабжения и формирование энергооптимального графика движения поездов.

Группа изобретений относится к регистрирующей аппаратуре. Техническим результатом является обеспечение функции аудио-видео регистрации, реализующейся одновременно с функцией регистрации параметров движения ТС. Система содержит: устройство регистрации 1 со съемным носителем 2 информации и устройство отображения 3, соединенные с CAN интерфейсом 4, причем к устройству отображения 3 посредством сети Ethernet 5 дополнительно подключено устройство 6 аудио-видео регистрации (УАВР), состоящее из соединенных по сети Ethernet 5 видеокамеры 7 и блока 8 аудио-видео регистрации (блок МАВР) с выходом на CAN интерфейс 4, содержащего микроконтроллер 9, связанный с видеокамерой 7 посредством сети Ethernet 5 через устройство защиты и фильтрации входных сигналов (УЗиФ) 10, твердотельным накопителем 12 через преобразователь интерфейса 13, таймером 14 реального времени, при этом блок МАВР 8 содержит преобразователь аудиосигналов 15, включающий микрофонный усилитель 16 и аудиокодек 17, причем на вход преобразователя аудиосигналов 15 через УЗИФ 10 может поступать сигнал с микрофона, а выход соединен с линейным входом микроконтроллера 9. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к системной интеграции судовых и береговых навигационных средств. Технический результат – высокоскоростной обмен данными в диапазонах KB и УКВ. Для этого комплексная система информационного обеспечения безопасности судоходства с использование каналов метеорной связи характеризуется наличием комплексной станции 1, содержащей штатную KB радиостанцию 2 с комплектом антенно-фидерных устройств, снабженную ионозондом 4 и объединенную с СВ радиостанцией 3 с оборудованием для обмена данными по СВ каналам с комплектом антенно-фидерных устройств. Система включает базовую станцию метеорной связи 6 с комплектом антенно-фидерных устройств и УКВ радиостанцией 5 с оборудованием для обмена данными по УКВ каналам с комплектом антенно-фидерных устройств. Комплексная станция 1 связана с автоматизированным рабочим местом 7, включающим средства отображения информации и сервер документирования для регистрации поступившей и переданной информации. Комплексная система содержит по крайней мере две носимые станции метеорной связи 8, связанные по каналам метеорной связи с базовой станцией метеорной связи 6 комплексной станции 1, и две носимые станции УКВ 5, связанные по УКВ каналу с УКВ радиостанцией комплексной станции 1. 1 ил.

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к устройствам, обеспечивающим водителю обзор задней и боковых зон внешнего пространства, предназначено для использования в автомобилях и других транспортных средствах.Система обзора для транспортного средства, характеризующаяся тем, что включает одно и более устройств обзора внешнего пространства, предпочтительно не менее трех устройств - для обзора задней и боковых зон внешнего пространства, каждое из которых содержит блок видеорегистрации, блок управления, блок видеоизображения, при этом блоки видеорегистрации боковых зон внешнего пространства размещены на соответствующих наружных боковых поверхностях кузова транспортного средства, блок видеорегистрации заднего вида размещен в задней части кузова автомобиля, блоки видеоизображения боковых зон расположены преимущественно на передней панели, каждый, соответственно, со стороны, относительно продольной оси автомобиля, соответствующей стороне обзора, блок видеоизображения заднего вида расположен в передней части автомобиля, в поле зрения водителя. 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к устройству связи в блоке транспортного средства и, в частности, к блоку транспортного средства, имеющему встроенную антенну. Цифровой тахограф имеет переднюю часть. Передняя часть содержит порт связи и пространство, причем пространство закрыто панелью доступа. Панель доступа содержит встроенную антенну, которая выполнена с возможностью соединения с блоком обработки данных. Встроенная антенна дополнительно выполнена с возможностью соединения с портом связи через блок обработки данных и передачи сигналов и приема сигналов по беспроводной связи к внешнему устройству и от него. Обеспечивается возможность осуществления беспроводной связи между блоком транспортного средства и внешним устройством. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к системе и способу контроля узла компонентов оборудования. Система содержит средства обнаружения неисправностей, средства сбора информации обратной связи, средства обеспечения появления текущих распределений вероятности неисправности, средства синтеза оптимальных распределений вероятности неисправности. Для контроля узла компонентов оборудования собирают информацию обратной связи на основе опыта от совокупности агентов обнаружения неисправностей, итеративно обеспечивают появление текущих распределений вероятности неисправности, которые сходятся к совокупности оптимальных распределений, синтезируют оптимальные распределения вероятности неисправности для интересующего узла, определяют риски неисправности, характерные для этого узла. Обеспечивается увеличение частоты обнаружения неисправностей и уменьшение частоты ложных срабатываний при контроле узла компонентов двигателя. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 7 ил.

Группа изобретений относится к области транспорта, а именно к устанавливаемым на транспортные средства устройствам видео- и аудиофиксации событий дорожной ситуации при движении или при стоянке. Цифровой видеорегистратор содержит корпус, держатель, видеокамеру с устройством для обработки видеоинформации, слот для карты памяти, монитор, динамик, микрофон, USB-разъем, разъем питания, трехосевой G-сенсор, встроенные датчик освещенности и двухцветный индикатор состояния устройства, самовосстанавливающийся предохранитель, кофр, удлинитель, а также в его состав включена декорирующая деталь с трапециевидным вырезом. Трехосевой G-сенсор оснащен брелком-активатором. Декорирующая деталь изготовлена из виниловой пленки, которая имитирует штатную шелкографию, нанесенную на ветровое стекло заводом-изготовителем автомобиля, и выполнена по форме, соответствующей форме верхней части корпуса цифрового видеорегистратора с припуском по всему периметру, скрывающей технологическую щель и незначительные огрехи, допущенные при установке. Конструкция корпуса выполнена в точности совпадающей по фактуре, цвету и форме под штатное оборудование автомобиля. Достигается повышение универсальности при одновременном повышении эргономичности. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к устройству для определения степени динамичности вождения автомобиля. Устройство для определения степени динамичности вождения автомобиля состоит из двух датчиков перегрузки и электрической схемы их подключения. В качестве датчиков продольной и поперечной перегрузки используются магнитоэлектрические акселерометры. Акселерометры осуществляют зарядку аккумулятора через диодные мостовые схемы. Степень динамичности вождения автомобиля определяется по величине заряда аккумулятора, при нормированном его разряде через настроечный резистор. Устройство является внешне энергонезависимым, а его корпус предотвращает несанкционированный доступ, за исключением возможности считывания информации с индикатора заряда. Достигается повышение безопасности управления транспортным средством. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области к автотранспорта, в частности к прогнозированию энергопотребления/расхода топлива при движении транспортного средства. Технический результат заключается в повышении эффективности прогнозирования энергопотребления. Предложено устройство прогнозирования энергопотребления, содержащее: модуль (110) получения, модуль (140, 150) вычисления сопротивления воздуха и модуль (130) прогнозирования энергопотребления. Модуль (110) получения выполнен с возможностью получать информацию дороги, включающую в себя информацию скорости движения, заданную для каждого маршрута. Модуль (140, 150) вычисления сопротивления воздуха выполнен с возможностью вычислять сопротивление воздуха в качестве вычисленного значения сопротивления воздуха посредством формулы вычисления сопротивления воздуха на основе информации скорости движения запланированного маршрута движения и корректировать вычисленное значение сопротивления воздуха так, что сопротивление воздуха увеличивается по мере того, как скорость движения по запланированному маршруту движения понижается. Сопротивление воздуха возникает, когда транспортное средство движется по запланированному маршруту движения. Модуль (130) прогнозирования энергопотребления выполнен с возможностью прогнозировать энергопотребление запланированного маршрута движения на основе скорректированного значения сопротивления воздуха. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 26 ил.

Изобретение к средствам обеспечения качества обучения военнослужащих по управлению боевыми машинами с закрытыми крышками люков. Устройство для контроля качества обучения вождению боевых машин «по-боевому» заключается в том, что боевая машина дополнительно снабжена нажимным конечным выключателем люка механика-водителя, расположенным на корпусе машины непосредственно около крышки люка механика-водителя, которая механически воздействует на него при ее закрытии и открытии, а также блоком записывающего устройства, связанным посредством электропроводов со спидометром и нажимным конечным выключателем люка механика-водителя. Положение крышки люка механика-водителя фиксируется блоком записывающего устройства на любом участке движения машины за счет подачи сигнала по электропроводам от спидометра на блок записывающего устройства. Достигается повышение контроля качества обучения вождению боевых машин. 2 ил.
Наверх