Способ и система электронного обучения безопасности производства

Изобретение относится к средствам инновационных образовательных технологий обучения безопасности производства с применением информационно-коммуникационных технологий и может быть использовано в различных производственных структурах и учебных центрах любой формы собственности персоналом без специальной предварительной подготовки. Изобретение направлено на создание системы электронного обучения персонала безопасности производства с единой информационно-коммуникационной образовательной средой для обеспечения качественного обучения персонала по безопасности производства с применением экспертных технологий и для повышения безопасности производства. Система электронного обучения безопасности производства содержит блок данных и знаний по безопасности производства, блок обучаемого и аттестуемого, блок интеллектуального интерфейса пользователя, блок условий аттестации, блок аттестации, а также содержит соединенные между собой модуль программных блоков, включающий блок инструментальной среды сопровождения, блок монографических знаний по безопасности производства, блок данных и знаний по безопасности производства, блок текстовых описаний, блок графических описаний, блок санкционирования доступа к действиям, блок интеллектуального интерфейса пользователя, модуль функциональных блоков, включающий блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций, и модуль персонифицированных сведений, включающий блок средств накопления и обработки персональной информации, блок информационных носителей, блок производственного травматизма, блок производственно обусловленной заболеваемости, блок условий труда на рабочем месте, блок сведений о средствах индивидуальной защиты, блок сведений о медицинских осмотрах, блок сведений об опасных и вредных производственных факторах. При этом блок данных и знаний по безопасности производства соединен с блоком монографических знаний по безопасности производства, с блоком инструментальной среды сопровождения и с блоком санкционирования доступа к действиям, а также взаимосвязан с блоком интеллектуального интерфейса пользователя и соединенными между собой блоком текстовых описаний и блоком графических описаний, причем блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций соединены через блок санкционирования доступа к действиям и взаимосвязаны через блок интеллектуального интерфейса пользователя с блоком данных и знаний по безопасности производства, а блок средств накопления и обработки персональной информации соединен с блоком обучаемого и аттестуемого модуля функциональных блоков, а также с блоком сведений о средствах индивидуальной защиты, блоком сведений о медицинских осмотрах, блоком сведений об опасных и вредных производственных факторах, блоком информационных носителей, соединенным с блоком производственного травматизма, блоком производственно обусловленной заболеваемости и блоком условий труда на рабочем месте, при этом взаимосвязанные модуль программных блоков, модуль функциональных блоков и модуль персонифицированных сведений образуют единую информационно-коммуникационную образовательную среду для качественного электронного обучения персонала по безопасности производства. 1 ил.

 

Изобретение относится к средствам инновационных образовательных технологий обучения безопасности производства с применением информационно-коммуникационных технологий и может быть использовано в различных производственных структурах и учебных центрах любой формы собственности персоналом без специальной предварительной подготовки.

Способы создания безопасных условий труда при организации современного производства включают системы обучения персонала по безопасности производства с применением информационно-коммуникационных технологий, а обучение персонала безопасности производства, рассматривается как одно из наиболее важных мероприятий по воздействию на формирование безопасных условий труда.

Для достижения необходимого положительного результата системы электронного обучения персонала безопасности производства должны представлять собой открытые программные оболочки и системы на основе информационно-коммуникационных и экспертных способов и технологий, обладающие способностью накапливать формализованные опыт и знания пользователей-профессионалов и обучаемых работников, позволяющие формировать взаимосвязанные циклы подготовки, инструктирования и аттестации в зависимости от условий реального производства, особенностей безопасности конкретного рабочего места, информационной модели обучаемого работника.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является известный способ автоматизированной подготовки и аттестации по безопасности производства (патент №2166211, приоритет от 15.04.1999, опубл. 27.04.2001). Известный способ включает в себя применение персональных ЭВМ для осуществления подготовки и аттестации с помощью адаптируемых автоматизированных циклов обучения и контроля знаний по безопасности производства работников и специалистов с использованием формализованных знаний и опыта квалифицированных специалистов с применением текстово-графических процедур и моделей логики принятия решений специалистами, с использованием знаний, полученных от обучаемых работников, построением незамкнутых развивающихся моделей обучения и контроля знаний, а система автоматизированной подготовки и аттестации по безопасности производства реализуется применением самостоятельно работающих блока данных и знаний по безопасности производства, блока ответственного за подготовку и аттестацию, блока обучаемого и аттестуемого, блок извлечения и формализации знаний, блока интеллектуального интерфейса пользователя, блока персонала, блока подготовки, блока условий аттестации, блока аттестации.

Недостатками известного способа и системы является отсутствие в электронном обучении программ обучения, учитывающих персонифицированные показатели и характеристик обучаемых по производственному травматизму, производственно обусловленной заболеваемости, отсутствие связи процессов электронного обучения с текущими условиями труда на рабочем месте, со сведениями о применяемых в течение производственной деятельности средствах индивидуальной защиты, с результатами медицинских осмотров, сведениями об опасных и вредных производственных факторах, воздействовавших на работника в течение его трудовой деятельности и при выполнении работы в текущий период, отсутствие в процессах электронного обучения графических описаний состояния безопасности производственных объектов, машин, оборудования и действий работников, формируемых пользователями-профессионалами, что существенно снижает эффективность подготовки персонала по безопасности производства, затрудняет формирование у работников устойчивых безопасных профессиональных навыков.

Задачей предлагаемого изобретения является создание системы электронного обучения персонала безопасности производства с единой информационно-коммуникационной образовательной средой для обеспечения качественного обучения персонала по безопасности производства с применением экспертных технологий и для повышения безопасности производства.

В результате использования предлагаемого изобретения обеспечивается качественное обучение персонала по безопасности производства и повышается безопасность производства за счет применения системы электронного обучения безопасности производства, которая содержит соединенные между собой модуль базовых программных блоков, включающий блок инструментальной среды сопровождения, блок монографических знаний по безопасности производства, блок данных и знаний по безопасности производства, блок текстовых описаний, блок графических описаний, блок санкционирования доступа к действиям, блок интеллектуального интерфейса пользователя, модуль функциональных блоков, включающий блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций, и модуль персонифицированных сведений, включающий блок средств накопления и обработки персональной информации, блок производственного травматизма, блок производственно обусловленной заболеваемости, блок сведений о средствах индивидуальной защиты, блок условий труда на рабочем месте, блок сведений о медицинских осмотрах, блок сведений об опасных и вредных производственных факторах, причем взаимосвязанные блок данных и знаний по безопасности производства, блок текстовых описаний и блок графических описаний, взаимосвязаны с блоком обучаемого и аттестуемого, связанным с блоком средств накопления и обработки персональной информации, а также взаимосвязаны с блоком условий инструктажей и блоком условий аттестации, и появляется возможность формирования персонифицированных программ обучения пользователями-профессионалами с применением графических описаний и экспертных технологий для условий конкретного производства в единой информационно-коммуникационной образовательной среде.

Технический результат достигается тем, что предлагаемая система электронного обучения безопасности производства, содержащая блок данных и знаний по безопасности производства, блок обучаемого и аттестуемого, блок интеллектуального интерфейса пользователя, блок условий аттестации, блок аттестации, содержит соединенные между собой модуль программных блоков, включающий блок инструментальной среды сопровождения, блок монографических знаний по безопасности производства, блок данных и знаний по безопасности производства, блок текстовых описаний, блок графических описаний, блок санкционирования доступа к действиям, блок интеллектуального интерфейса пользователя, модуль функциональных блоков, включающий блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций, и модуль персонифицированных сведений, включающий блок средств накопления и обработки персональной информации, блок информационных носителей, блок производственного травматизма, блок производственно обусловленной заболеваемости, блок условий труда на рабочем месте, блок сведений о средствах индивидуальной защиты, блок сведений о медицинских осмотрах, блок сведений об опасных и вредных производственных факторах, при этом блок данных и знаний по безопасности производства соединен с блоком монографических знаний по безопасности производства, с блоком инструментальной среды сопровождения и с блоком санкционирования доступа к действиям, а также взаимосвязан с блоком интеллектуального интерфейса пользователя, и соединенными между собой блоком текстовых описаний и блоком графических описаний, причем блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций, соединены через блок санкционирования доступа к действиям и взаимосвязаны через блок интеллектуального интерфейса пользователя с блоком данных и знаний по безопасности производства, а блок средств накопления и обработки персональной информации соединен с блоком обучаемого и аттестуемого модуля функциональных блоков, а также с блоком сведений о средствах индивидуальной защиты, блоком сведений о медицинских осмотрах, блоком сведений об опасных и вредных производственных факторах, блоком информационных носителей, соединенным с блоком производственного травматизма, блоком производственно обусловленной заболеваемости и блоком условий труда на рабочем месте, при этом взаимосвязанные модуль программных блоков, модуль функциональных блоков и модуль персонифицированных сведений, образуют единую информационно-коммуникационную образовательную среду для качественного электронного обучения персонала по безопасности производства.

Блок данных и знаний по безопасности производства, наполненный актуальными сведениями и знаниями, соединенный через блок санкционирования доступа к действиям и блок интеллектуального интерфейса пользователя с блоком обучаемого и аттестуемого (обучаемого персонала), включающим дополнительные персонифицированные сведения из модуля персонифицированных сведений, блоком подготовки (обучения), блоком инструктирования, блоком аттестации, блоком документации по обучению, блоком сервисных функций образуют единую информационно-коммуникационную образовательную среду для эффективного электронного обучения персонала по безопасности производства и выполнения профессиональных обязанностей специалистами, ответственными за электронное обучение, а также специалистами, сопровождающими систему электронного обучения.

Формирование эффективных индивидуально ориентированных программ электронного обучения персонала для обеспечения безопасности конкретного производства выполняют с использованием ранее накопленных сведений о результатах обучения конкретных работников, персонифицированных сведений о производственном травматизме, производственно обусловленной заболеваемости, условиях труда на рабочем месте, сведений о применяемых в течение производственной деятельности средствах индивидуальной защиты, результатах медицинских осмотров, сведений об опасных и вредных производственных факторах, воздействовавших на работника в течение его трудовой деятельности и при выполнении работы в текущий период. В программы электронного обучения персонала включают графические описания состояния безопасности производственных объектов, машин, оборудования и действий работников, которые формируют пользователи-профессионалы в конкретном производстве, что существенно повышает качество формализации знаний, используемых при обучении персонала, и обеспечивают необходимую устойчивость и надежность безопасных производственных навыков персонала для обеспечения безопасности производства.

В качестве модуля (обобщенного блока) системы электронного обучения безопасности производства рассматривается группа блоков, обеспечивающих реализацию завершенного цикла операций и действий для обучения персонала безопасности производства.

В электронное обучение персонала безопасности производства включают процессы электронных подготовки (обучения), инструктирования и аттестации работников в рамках образовательного ресурса, раздела предметной области, контента по безопасности производства, соответствующих определенным видам работ и профессиональным требованиям.

Пользователями системы электронного обучения обеспечения безопасности производства являются специалисты по охране труда, специалисты, ответственные за обучение персонала по безопасности производства, обучаемые и аттестующие работники и специалисты, сопровождающие систему.

В системе электронного обучения безопасности производства предварительно накапливают формализованные общие монографические знания по безопасности производства, монографические знания в конкретных предметных областях по безопасности производства (электробезопасность, безопасность теплоэнергоустановок, безопасность сосудов, работающих под давлением и другой образовательный контент по безопасности производства), извлекают и формализуют знания квалифицированных специалистов, пополняют накопленные знания знаниями квалифицированных специалистов и знаниями по безопасности конкретного производства из инструктивных и распорядительных документов конкретной организации с использованием программных средств базы данных и знаний по безопасности производства.

Помещают накопленные данные и знания в базу данных и знаний по безопасности производства с применением инструментальной среды сопровождения и интеллектуального интерфейса пользователя программных средств базы данных и знаний по безопасности производства, причем в базу текстовых описаний по безопасности производства помещают знания в виде текстовых описаний продукционного типа, в базу графических описаний по безопасности производства помещают знания в виде статических и динамических графических описаний по безопасности производства, сравнивают с ранее размещенными в базе данных и знаний текстовыми и графическими описаниями по безопасности производства, при этом графические описания состояния безопасности производственных объектов, машин, оборудования и действий работников формируют непрограммирующие пользователи-профессионалы с использованием базы графических примитивов по безопасности производства, которую эти пользователи пополняют сканированием отсутствующих графических элементов.

Графические описания по безопасности производства применяют для повышения качества формализации знаний, их обучающего воздействия и свойств и используют в процессах обучения персонала по безопасности производства для формирования устойчивых безопасных производственных навыков у работников, что позволяет создать безопасное производство, предотвратить производственный травматизм, производственно обусловленную заболеваемость, связанные с некомпетентностью и необученностью работников.

В системе электронного обучения безопасности производства накапливают также сведения об обучаемом и аттестуемом персонале, о персонале, организующем и проводящем обучение. Сведения об обучаемом и аттестуемом персонале, содержащие данные, необходимые для формирования рабочей и отчетной документации в соответствии с действующими требованиями, пополняют дополнительными персонифицированными сведениями, включая персональные сведения о производственном травматизме, производственно обусловленной заболеваемости и условиях труда на рабочем месте, накапливая и обрабатывая персональную информацию из соответствующих информационных носителей, а также сведения о применяемых работником средствах индивидуальной защиты из личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, сведения о медицинских осмотрах из документов периодических медицинских осмотров работников в организации и сведения об опасных и вредных производственных факторах по результатам и протоколам специальной оценки условий труда на рабочих местах в течение производственной деятельности работников для максимального учета всех факторов и условий при формировании индивидуально ориентированных обучающих программ по безопасности производства, которые воздействуют на формирование устойчивых безопасных производственных навыков, снижающих риски производственного травматизма и производственно обусловленной заболеваемости.

Формируют условия инструктажей, учитывая вид инструктажа, содержание контента инструктажа и способ его предъявления инструктируемому работнику, а также формируют условия (варианты) аттестации персонала по безопасности производства, включая способы и объем предъявления материала для контроля знаний аттестуемого работника. Выполняют подготовку (обучение) персонала по безопасности производства, инструктирование работников по безопасности производства в соответствии со сформированными условиями инструктажей и аттестацию персонала по безопасности производства в соответствии со сформированными условиями аттестации, а также в соответствии с установленными сроками инструктажей и аттестации, или внеочередные инструктажи и аттестацию по безопасности производства в связи с возникшими несчастными случаями или нарушениями техники безопасности при выполнении производственных процессов. По результатам инструктирования и аттестации по безопасности производства формируют документацию по обучению безопасности производства, включая рабочую и отчетную документацию по безопасности производства.

Применяют санкционирование доступа к действиям системы электронного обучения персонала по безопасности производства для достижения необходимого уровня конфиденциальности сведений промышленного и корпоративного предназначения и персонифицированного характера.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена общая схема системы электронного обучения безопасности производства.

Система включает модуль программных блоков 1, модуль функциональных блоков 2, модуль персонифицированных сведений 3, блок инструментальной среды сопровождения 4, блок знаний квалифицированных специалистов 5, блок монографических знаний по безопасности производства 6, блок данных и знаний по безопасности производства 7, блок извлечения и формализации знаний 8, блок текстовых описаний 9, блок графических описаний 10, блок графических примитивов 11, блок санкционирования доступа к действиям 12, блок интеллектуального интерфейса пользователя 13, блок пользователя системы 14, блок обучаемого и аттестуемого 15, блок подготовки 16, блок условий инструктажей 17, блок инструктирования 18, блок условий аттестации 19, блок аттестации 20, блок документации по обучению 21, блок сервисных функций 22, блок средств накопления и обработки персональной информации 23, блок информационных носителей 24, блок производственного травматизма 25, блок производственно обусловленной заболеваемости 26, блок сведений о средствах индивидуальной защиты 27, блок условий труда на рабочем месте 28, блок сведений о медицинских осмотрах 29, блок сведений об опасных и вредных производственных факторах 30.

Модуль программных (базовых программных) блоков 1, взаимосвязан с модулем функциональных блоков 2 и модулем персонифицированных сведений 3, при этом модуль программных блоков 1 содержит блок инструментальной среды сопровождения 4, блок санкционирования доступа к действиям 12, блок интеллектуального интерфейса пользователя 13, взаимосвязанный с блоком пользователя системы 14, блок данных и знаний по безопасности производства 7, который соединен с блоком монографических знаний по безопасности производства 6, включающий общие положения, действующие правила, требования инструкций, нормативных документов по охране труда, технике безопасности и безопасности производства, инструктивные и распорядительные документы по безопасности производства конкретной организации, взаимосвязан с блоком извлечения и формализации знаний 8, взаимосвязанным с блоком монографических знаний по безопасности производства 6, и с блоком знаний квалифицированных специалистов 5, и взаимосвязан с блоком текстовых описаний 9, блоком графических описаний 10 и блоком графических примитивов 11 через блок графических описаний 10.

Модуль функциональных блоков 2 содержит блок обучаемого и аттестуемого 15, включающий сведения о работниках организации, подлежащих обучению и проходящих обучение безопасности производства, блок подготовки 16, включающий процедуры подготовки (обучения) работников по безопасности производства, блок условий инструктажей 17, включающий сведения о содержании инструктажей в соответствии с видом каждого инструктажа, блок инструктирования 18, включающий процедуры инструктажа работников по безопасности производства, блок условий аттестации 19, включающий сведения о вариантах аттестации, блок аттестации 20, включающий процедуры аттестации работников по безопасности производства, блок документации по обучению 21, включающий сведения о результатах обучения (подготовки), инструктирования и аттестации работников в виде рабочей и отчетной документации, блок сервисных функций 22, включающий функции по централизованному обновлению наполнения базы данных и знаний по безопасности производства, актуализации программных средств, процедуры восстановления работоспособности системы, соединенные с блоком санкционирования доступа к действиям 12 и взаимосвязанные через блок интеллектуального интерфейса пользователя 13 с блоком данных и знаний по безопасности производства 7, с блоком инструментальной среды сопровождения 4 и с блоком пользователя системы 14.

Модуль персонифицированных сведений 3 содержит блок информационных носителей 24, соединенный с блоком производственного травматизма 25, включающим сведения из актов и материалов расследования несчастных случаев на производстве, блоком производственно обусловленной заболеваемости 26, включающим сведения из материалов расследования и учета заболеваемости на производстве, блоком условий труда на рабочем месте 28, включающим сведения о состоянии условий труда на рабочем месте по материалам оценки условий труда, и блоком средств накопления и обработки персональной информации 23, соединенным с блоком сведений о средствах индивидуальной защиты 27, включающим сведения из личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, блоком сведений о медицинских осмотрах 29, включающим сведения из документов периодических медицинских осмотров работников в организации, блоком сведений об опасных и вредных производственных факторах 30, включающим сведения по протоколам специальной оценки условий труда на рабочих местах, и блоком обучаемого и аттестуемого 15.

Блок инструментальной среды сопровождения 4 соединен с блоком извлечения и формализации знаний 8, который взаимосвязан с блоком знаний квалифицированных специалистов 5, и взаимосвязан с блоком интеллектуального интерфейса 13, а также соединен с блоком обучаемого и аттестуемого 15, блоком подготовки 16, блоком условий инструктажей 17, блоком инструктирования 18, блоком условий аттестации 19, блоком аттестации 20, блоком документации по обучению 21, блоком сервисных функций 22.

Блок данных и знаний по безопасности производства 7 взаимосвязан с блоком интеллектуального интерфейса пользователя 13, соединен с блоком санкционирования доступа к действиям 12, с блоком монографических знаний по безопасности производства 6, взаимосвязан с блоком извлечения и формализации знаний 8, взаимосвязанным с блоком знаний квалифицированных специалистов 5 и соединенным с блоком инструментальной среды сопровождения 4, а также взаимосвязан с блоком текстовых описаний 9, взаимосвязанным с блоком графических описаний 10, и блоком графических описаний 10, взаимосвязанным с блоком графических примитивов 11.

Блок санкционирования доступа к действиям 12 соединен с блоком данных и знаний по безопасности производства 7 и блоком извлечения и формализации знаний 8, а также с блоком обучаемого и аттестуемого 15, блоком подготовки 16, блок условий инструктажей 17, блоком инструктирования 18, блоком условий аттестации 19, блоком аттестации 20, блоком документации по обучению 21, блоком сервисных функций 22.

Блок интеллектуального интерфейса пользователя 13 взаимосвязан с блоком инструментальной среды сопровождения 4, блоком данных и знаний по безопасности производства 7, блоком пользователя системы 14, а также взаимосвязан с блоком обучаемого и аттестуемого 15, блоком подготовки 16, блок условий инструктажей 17, блоком инструктирования 18, блоком условий аттестации 19, блоком аттестации 20, блоком документации по обучению 21, блоком сервисных функций 22.

Система электронного обучения работает следующим образом.

На отдельном компьютере, в локальной сети учебного центра, в производственной среде на рабочем месте телекоммуникационной сети организации, в которой используют сетевую систему электронного обучения безопасности производства, заносят сведения об обучаемом и аттестуемом работнике в блоке обучаемого и аттестуемого 15, осуществляют обучение (подготовку) работника в блоке подготовки 16, проводят инструктирование работника в блоке инструктирования 18 и выполняют аттестацию работника в блоке аттестации 20. В блоке обучаемого и аттестуемого 15 сведения о работнике заносят в объеме, необходимом для формирования документации по обучению, включающей рабочую и отчетную документацию в соответствии с действующими требованиями, в блоке документации по обучению 21. Инструктирование персонала в блоке инструктирования 18 выполняют в соответствии с условиями инструктажей, которые формируют в блоке 17, аттестацию персонала в блоке аттестации 20 выполняют в соответствии с условиями аттестации, которые формируют в блоке 19, причем условия инструктажей в блоке 17 и условия аттестации в блоке 19 формируют соответственно ответственные за инструктирование и за аттестацию специалисты из блока пользователя системы 14 или непосредственно сами обучаемые или аттестуемые работники из блока пользователя системы 14 с последующей проверкой и корректировкой ответственными специалистами из блока пользователя системы 14, и используют при этом интеллектуальный интерфейс пользователя в блоке интеллектуального интерфейса пользователя 13 при санкционировании доступа в блоке санкционирования доступа 12.

Для подготовки (обучения), инструктирования, аттестации персонала в блоках 16, 18, 20 используют базу данных и знаний по безопасности производства из блока данных и знаний по безопасности производства 7, содержащую формализованные монографические знания по безопасности производства, включающие общие положения, действующие правила, требования инструкций, нормативных документов по охране труда, технике безопасности и безопасности производства, из блока монографических знаний по безопасности производства 6, которую пополняют знаниями по безопасности конкретного производства из инструктивных и распорядительных документов конкретной организации из блока монографических знаний по безопасности производства 6 и знаниями квалифицированных специалистов из блока знаний квалифицированных специалистов 5, причем пользователи-профессионалы из блока пользователя системы 14 с использованием интеллектуального интерфейса пользователя 13 при санкционировании доступа к действиям 12 извлекают и формализуют монографические знания и знания квалифицированных специалистов в блоке извлечения и формализации знаний 8 и помещают в базу данных и знаний по безопасности производства в блоке данных и знаний по безопасности производства 7, при этом знания в виде текстовых описаний по безопасности производства помещают в базу текстовых описаний в блоке текстовых описаний 9, а в виде статических и динамических графических описаний по безопасности производства помещают в базу графических описаний в блоке графических описаний 10, причем при формировании графических описаний по безопасности производства используют графические примитивы из базы графических примитивов по безопасности производства из блока графических примитивов 11.

Для настройки процедур извлечения и формализации знаний в блоке извлечения и формализации знаний 8 пользователи из блока пользователя системы 14 применяют через интеллектуальный интерфейс пользователя в блоке интеллектуального интерфейса пользователя 13 инструментальную среду сопровождения в блоке инструментальной среды сопровождения 4.

Систему электронного обучения безопасности производства используют несколько категорий пользователей из блока пользователя системы 14, включая специалистов, ответственных за электронное обучение персонала, квалифицированных специалистов, знания которых из блока знаний квалифицированных специалистов 5 извлекают и формализуют с использованием блока извлечения и формализации знаний 8 для пополнения базы данных и знаний по безопасности производства в блоке данных и знаний по безопасности производства 7 знаниями по безопасности реального производства и используют для повышения эффективности обучения в соответствии с состоянием конкретного производства, обучаемые работники, сведения о которых помещают в блок обучаемого и аттестуемого 15, специалисты проводящие аттестацию в блоке аттестации 20 и инструктирование в блоке инструктирования 18, специалисты, сопровождающие систему, поддерживающие в работоспособном и актуальном состоянии программные средства системы в модуле программных (базовых программных) блоков 1 и базу данных и знаний по безопасности производства в блоке данных и знаний по безопасности производства 7 в соответствии с действующими законами, правилами и нормами по безопасности производства в блоке монографических знаний по безопасности производства 6, которые используют сервисные функции системы в блоке сервисных функций 22, при участии в актуализации версий программного обеспечения и базы данных и знаний по безопасности производства разработчиков системы.

В модуле программных блоков 1 используют инструментальную среду сопровождения в блоке инструментальной среды сопровождения 4, санкционирование доступа к действиям в блоке санкционирования доступа к действиям 12, интеллектуальный интерфейс пользователя в блоке интеллектуального интерфейса пользователя 13, выполняют взаимодействие с модулем функциональных блоков 2 и модулем персонифицированных сведений 3, заносят и пополняют сведения о работниках организации, подлежащих обучению и аттестации и проходящих обучение безопасности производства, в блоке обучаемого и аттестуемого 15, выполняют подготовку (обучение) работников по безопасности производства в конкретных предметных областях (электробезопасность, безопасность теплоэнергоустановок, безопасность сосудов, работающих под давлением, общие правила по охране труда и другой образовательный ресурс (контент) по безопасности производства) в блоке подготовки 16, формируют условия инструктажей в соответствии с видом и содержанием инструктажей в блоке условий инструктажей 17, выполняют инструктирование по безопасности производства для различных видов работ и профессиональных обязанностей в блоке инструктирования 18, формируют условия (варианты) аттестации в блоке условий аттестации 19, выполняют аттестацию работников, подлежащих аттестации по безопасности производства по конкретным профессиям, в блоке аттестации 20, генерируют рабочую и отчетную документацию, отвечающую установленным требованиям к отчетной документации, по результатам электронных подготовки (обучения), инструктирования и аттестации в блоке документации по обучению 21, выполняют обновление программного обеспечения и актуализируют базу данных и знаний по безопасности производства в блоке сервисных функций 22 при сопровождении системы электронного обучения разработчиком системы.

При этом процедуры подготовки (обучения) в блоке подготовки 16, процедуры инструктирования в блоке инструктирования 18, процедуры аттестации в блоке аттестации 20 для персонала из блока обучаемого и аттестуемого 15 выполняют с учетом персонифицированных сведений из модуля персонифицированных сведений 3, которые помещают в блок обучаемого и аттестуемого 15 с использованием средств накопления и обработки информации из блока средств накопления и обработки информации 23, причем накапливают и обрабатывают сведения информационных носителей из блока информационных носителей 24, включая сведения о производственном травматизме из блока производственного травматизма 25, сведения о производственно обусловленной заболеваемости из блока производственно обусловленной заболеваемости 26, сведения об условиях труда на рабочем месте из блока условий труда на рабочем месте 28, а также накапливают и обрабатывают сведения о средствах индивидуальной защиты из блока сведений о средствах индивидуальной защиты 27, сведения о медицинских осмотрах из блока сведений о медицинских осмотрах 29, сведения об опасных и вредных факторах из блока сведений об опасных и вредных факторах 30, что повышает актуальность, практическую направленность, насыщенность оперативными знаниями образовательного ресурса по безопасности производства, ориентирует его на конкретное производство, на сложившееся состояние безопасности труда, на персональные особенности работающих в конкретном производстве, работники которого проходят обучение средствами системы электронного обучения безопасности производства, а также позволяет предотвратить производственный травматизм и производственно обусловленную заболеваемость, связанные с некомпетентностью и необученностью работников.

Конкретный пример

Произошел несчастный случай на производстве, работник был травмирован с временной потерей трудоспособности при выполнении ремонтных механизированных работ на погрузчике складского помещения. В числе мероприятий по предотвращению аналогичных травм с временной утратой трудоспособности было предписано проведение внеочередной проверки знаний (аттестации) ремонтного персонала в организации.

В системе электронного обучения персонала по безопасности производства заносят или дополняют сведения о работниках подлежащих внеочередной аттестации, а также заносят или дополняют касающиеся каждого работника персонифицированные сведения из информационных носителей (актов, материалов расследования несчастных случаев) о производственном травматизме, производственно обусловленной заболеваемости, условиям труда на рабочем месте, сведения о применяемых средствах индивидуальной защиты из личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, сведения о медицинских осмотрах из документов периодических медицинских осмотров работников в организации, сведения об опасных и вредных факторах по результатам (протоколам) специальной оценки условий труда на рабочих местах, формируют условия аттестации, включающие часть предметной области (контента) для контроля знаний для данной профессиональной группы, порядок и объемы ее (его) предъявления в виде текстовых описаний (например, в виде совокупности вопросов и ответов по нормативным документам) и меняющихся графических описаний в результате действий в отношении описаний обучаемого или аттестуемого работника, которые составляют основу для подготовки работников к процедурам аттестации, причем в программе подготовки (обучения) и контенте для аттестации (в сведениях и знаниях по данной предметной области) учитывают результаты и содержание контента ранее проведенных аттестаций работника, с которым произошел несчастный случай, и содержание проведенных с ним инструктажей, а также всю персонифицированную информацию занесенную в базу данных и знаний по безопасности производства, формируют индивидуальную программу подготовки (обучения) и аттестации работника, входящего в профессиональную группу работников, подлежащих аттестации. Ответственный за аттестацию персонала пользователь-профессионал формирует с применением базы графических примитивов графическое описание обстоятельств произошедшего несчастного случая с последовательностью действий по предотвращению подобных несчастных случаев, помещает графическое описание по безопасности производства в базу данных и знаний и использует его при формировании обучающих и контролирующих знания программ. Объем изучаемого образовательного материала (контента) при контролируемой подготовке (обучении) всегда равен объему предметного аттестационного материала, предъявляемого работнику при аттестации. Результаты аттестации, содержание образовательного контента и условий (вариантов) аттестации заносят в базу данных и знаний по безопасности производства и используют при очередных и внеочередных аттестациях. Формируют рабочую и отчетную документацию и заносят ее в базу данных и знаний системы электронного обучения персонала по безопасности производства для дальнейшего использования в процедурах обучения.

Качественное электронное обучение по безопасности производства предотвращает производственный травматизм и производственно обусловленную заболеваемость, связанные с некомпетентностью и необученностью работников.

Система электронного обучения безопасности производства, содержащая блок данных и знаний по безопасности производства, блок обучаемого и аттестуемого, блок интеллектуального интерфейса пользователя, блок условий аттестации, блок аттестации, отличающаяся тем, что содержит соединенные между собой модуль программных блоков, включающий блок инструментальной среды сопровождения, блок монографических знаний по безопасности производства, блок данных и знаний по безопасности производства, блок текстовых описаний, блок графических описаний, блок санкционирования доступа к действиям, блок интеллектуального интерфейса пользователя, модуль функциональных блоков, включающий блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций, и модуль персонифицированных сведений, включающий блок средств накопления и обработки персональной информации, блок информационных носителей, блок производственного травматизма, блок производственно обусловленной заболеваемости, блок условий труда на рабочем месте, блок сведений о средствах индивидуальной защиты, блок сведений о медицинских осмотрах, блок сведений об опасных и вредных производственных факторах, при этом блок данных и знаний по безопасности производства соединен с блоком монографических знаний по безопасности производства, с блоком инструментальной среды сопровождения и с блоком санкционирования доступа к действиям, а также взаимосвязан с блоком интеллектуального интерфейса пользователя и соединенными между собой блоком текстовых описаний и блоком графических описаний, причем блок обучаемого и аттестуемого, блок условий инструктажа, блок инструктирования, блок условий аттестации, блок аттестации, блок документации по обучению, блок сервисных функций соединены через блок санкционирования доступа к действиям и взаимосвязаны через блок интеллектуального интерфейса пользователя с блоком данных и знаний по безопасности производства, а блок средств накопления и обработки персональной информации соединен с блоком обучаемого и аттестуемого модуля функциональных блоков, а также с блоком сведений о средствах индивидуальной защиты, блоком сведений о медицинских осмотрах, блоком сведений об опасных и вредных производственных факторах, блоком информационных носителей, соединенным с блоком производственного травматизма, блоком производственно обусловленной заболеваемости и блоком условий труда на рабочем месте, при этом взаимосвязанные модуль программных блоков, модуль функциональных блоков и модуль персонифицированных сведений образуют единую информационно-коммуникационную образовательную среду для качественного электронного обучения персонала по безопасности производства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам организации безопасного производства. Технический результат - повышение эффективности систем обеспечения безопасности производства и систем электронного обучения.

Изобретение относится к системе сетевой интеллектуальной графики для обеспечения безопасности производства. Технический результат заключается в повышении эффективности формирования графических образов для обеспечения унификации их поиска.

Изобретение относится к автоматизированным средствам контроля и тренинга профессионально важных психофизиологических качеств работников и может быть использовано при автоматизированном определении профессиональной пригодности, а также для совершенствования психофизиологических качеств инженерно-технических работников предприятия.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющими различные нарушения зрительного гнозиса.

Изобретение относится к тренажерному устройству, и, в частности, к приобретению навыков правильной позиции рук при мануальном контакте с рабочей поверхностью - внешней клавиатуры, активного дисплея монитора, планшетного компьютера, пульта управления и т.д.

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами. Задачей изобретения является создание более эффективного способа подготовки шахматистов, в котором спортсмены управляют вниманием, что влияет на качество игры, и приводит в конечном итоге к повышению мастерства шахматиста.

Изобретение относится к учебным пособиям для развития творческой деятельности человека. Наглядное пособие содержит основание и тело с упорядоченно размещенными на нем терминами и символами, шагово расположенными столбцами, отражающими моменты развития человека.

Способ обучения пользователя использованию комплекта для определения аналита (такого как глюкоза) в образце жидкости организма (например, образце цельной крови) включает в себя активацию аналитического измерителя комплекта, причем аналитический измеритель включает в себя модуль обучения на основе дисплея.

Изобретение относится к ручным средствам обучения, несущим упорядоченно расположенные знаки и символы. Тело имеет основание с упорядоченно размещенными на нем и/или его элементах носителями информации в виде терминов и символов.

Изобретение относится к глиняной композиции, которую можно применять для игры, обучения, рабочей лепки. Глиняная композиция содержит 100 массовых частей диатомитового порошка - первый основной материал, измельченного до размера, составляющего от 10 до 10000 меш, и от 5 до 70 массовых частей амфипротной - гидрофильной и липофильной жидкости.

Программно-аппаратный тренажер аппаратуры внутренней связи коммутации и управления (ПАТ АВСКУ) предназначен для обучения принципам работы с комплексом аппаратуры внутренней связи коммутации и управления АВСКУ, а также АВСКУ совместно с радиостанциями и для обеспечения совместной работы с комплексом учебно-тренировочных средств (КУТС) в части речевого обмена и дистанционного управления радиостанциями (PC). Устройство программно-аппаратного тренажера АВСКУ состоит из модулей в виде: нескольких блоков АВСКУ, входы которых соединены с выходами концентратора USB-Hub кабелями, а вход концентратора USB-Hub соединен с входом персонального компьютера по стандартам USB интерфейса кабелем USB-USB. Блок комплекса ПАТ АВСКУ состоит из пленочной клавиатуры с индикатором, соединенной с портами ввода/вывода ячейки управления, которая в свою очередь соединена с внешним разъемом «Локальная вычислительная сеть» («ЛВС»). Четыре выхода концентратора USB-Hub соединены с двумя ячейками на основе USB звуковой карты и внешними разъемами «Микротелефонная гарнитура 1» («МТГ1») и «Микротелефонная гарнитура 2» («МТГ2») блока АВСКУ, вход ячейки USB-Hub соединяется с внешним разъемом «ЛВС». Ячейки на основе USB звуковой карты подсоединены аналоговыми входами и выходами к внешним разъемам «МТГ1» и «МТГ2» блока АВСКУ. 3 ил.

Изобретение относится к средствам обучения персонала нефтегазодобывающих предприятий и может быть использован для обучения, контроля знаний по эффективному и безопасному ведению технологических процессов добычи нефти и газа. Обучение персонала осуществляется с использованием интерактивного оборудования и реально действующего оборудования, размещенного на обучающем полигоне. Действующее оборудование обучающего полигона и 3D-тренажера включает станок-качалку (СК) со станцией управления, установку электроцентробежного насоса (ЭНН) с запорной арматурой и станцией управления, установку штангового винтового насоса (УШВН) с запорной арматурой и станцией управления, автоматизированную групповую замерную установку (АГЗУ), блок местной автоматики (БМА), буллитную емкость, центробежный насос секционный (ЦНС) с входным фильтром и запорной арматурой. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности проведения обучения с использованием виртуального и реального нефтепромыслового оборудования. 2 ил.

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения. Интерактивная автоматизированная система обучения состоит из базы данных первичной информации об исследуемом объекте, которая является входом системы, модуля обработки параметрических данных объекта, модуля обработки физических характеристик объекта, модуля механических свойств объекта, модуля моделирования динамических свойств объекта, модуля интегральной оценки и принятия решений, модуля конструктора, модуля производственного инвентаря и модуля визуализации итогового результата, являющегося выходом системы. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности изучения конструкции и внутренних связей между составными частями оборудования в процессе обучения сложным техническим системам, а также выработка у обучающихся навыков по обслуживанию и ремонту электротехнического и технологического оборудования и их составных частей. 1 ил.
Изобретение относится к способам обучения детей в игровой форме. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности обучения ребенка и оценки усвоения им информационного материала за счет интерактивных игровых форм с дозированным увеличением двигательной активности и благоприятного эмоционального фона. Новым является то, что программно-аппаратным комплексом, содержащим систему световой подсветки, видеокамеру, компьютер и систему озвучивания, формируют на игровом поле, на заданном расстоянии друг от друга, заданное количество мобильных и/или стационарных визуально-информационных образов, расположенных на заданных программой комплекса расстояниях от находящегося на игровом поле обучаемого. При этом каждый из визуально-информационных образов является правильным или неправильным вариантом ответа на соответствующий вопрос, который задается обучаемому системой озвучивания одновременно с проекцией визуально-информационных образов на игровое поле. Задача обучаемого - после прослушивания и оценки вопроса выполнить перемещения по игровому полю в площадь визуально-информационного образа, который он считает правильным ответом. Видеокамера, установленная над игровым полем, фиксирует перемещения обучаемого и передает данные о его местонахождении в программно-аппаратный комплекс для видеоанализа, автоматической обработки статистических данных и генерирования звукового или светового условного сигнала - указания правильности ответа обучаемого и/или изменения видео контента на игровом поле. Для предъявления обучаемому дополнительной физической нагрузки, задается программа комплекса, которая формирует мобильные информационно-визуальные образы, удаляющиеся от обучаемого в границах игрового поля с заданной максимальной скоростью, в зависимости от действий, направления и скорости перемещения обучаемого.

Изобретение относится к области информационных технологий и вычислительной техники, а именно к виртуальным тренажерам персонала на основе моделирования подстанций в трехмерном виртуальном пространстве с обеспечением интерактивного взаимодействия оперативного и эксплуатационного персонала подстанций заказчика в целях его обучения методам безопасного проведения работ, в том числе в нештатных ситуациях и способам тренировки с использованием указанных виртуальных тренажеров. Тренажер включает ПК с машиночитаемым носителем, содержащим логическую часть тренажера и графическую трехмерную оболочку, подключенные к ПК периферийные устройства для навигации в виртуальной среде, включающие шлем виртуальной реальности, инфракрасную камеру, джойстик, треккеры мелкой моторики и всенаправленную беговую дорожку, при этом логическая часть тренажера включает связанные между собой посредством локального программного транспортного интерфейса коммутационный модуль, модуль защиты, модуль расчета режима и модуль оценки. Способ тренировки заключается в визуализации на экране шлема виртуальной реальности, графическую трехмерную оболочку виртуальной подстанции, получении от логической части тренажера бланка по оперативным переключениям, осуществлении оперативных переключений органов управления в виртуальной среде посредством периферийных устройств управления, подключенных к ПК, в соответствии с полученным бланком по оперативным переключениям, отслеживании посредством ИК-камер изменения положения тела оператора, отслеживании посредством треккеров мелкой моторики изменения положения рук, передаче через протоколы взаимодействия информации об изменениях положения тела, рук и об оперативных переключениях от треккеров положения и ИК-камеры в логическую часть тренажера, пересчете электрического режима схемы подстанции посредством встроенного в логическую часть тренажера математического алгоритма, после пересчета режима, данные о положении коммутационных аппаратов и показания приборов передают в графическую оболочку тренажера и отображают на экране шлема виртуальной реальности, и оценке правильности действий оператора. Таким образом, достигается повышение качества обучения персонала за счет обеспечения максимального приближения к реальным оперативным переключениям и условиям на энергообъекте. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к способу симуляции взаимодействия с твердыми телами. Для симуляции взаимодействия с твердыми телами и их обработки бормашиной с имитацией тактильной обратной связи реализуют на ЭВМ обнаружение столкновений между моделируемым инструментом и объектом, представленными в виде непрерывных равных по размеру массивов вокселей, определяют положение инструмента на поверхности объекта, для чего выбирается направление смещения инструмента в желаемую точку, проверяется, что при смещении образа инструмента на один воксель не будет проникновения инструмента в поверхность, фиксируют инструмент, если попытки смещения без проникновения исчерпаны, производят имитацию обработки материала бормашиной, рассчитывают объем материала, который может быть удален каждым вокселем поверхности бора, ищут новую точку для перемещения бора с допущением проникновения, определяют оставшийся объем материала, обновляют визуальное представление моделируемых взаимодействий, вычисляют определенным образом тангенциальную силу и силу обратной связи для генерации импульса со стороны гаптик-устройства для имитации тактильного взаимодействия. Обеспечивается реалистичность симуляции работы инструмента. 5 ил.

Процедурный тренажер с системой инженерной поддержки технической эксплуатации воздушных судов содержит тренажный комплекс с автоматизированной системой тренажной подготовки в учебном классе с автоматизированными рабочими местами (АРМ) обучаемых на базе персональных компьютеров с 3D-моделями воздушного судна и его узлов и агрегатов, систему инженерной (информационной) поддержки специалистов инженерно-авиационной службы, размещенную в местах технической эксплуатации воздушных судов с портативными АРМ специалистов на базе планшетных компьютеров. Обеспечивается теоретическая и практическая подготовка специалистов инженерно-технического состава авиации. 1 ил.
Изобретение относится к способам иллюстративного тестирования дошкольников в игровой форме. Одновременно или после озвучивания вопроса на игровом поле формируют визуально-информационные образы как иллюстрации к вопросу теста, где один из образов является правильным ответом на вопрос. Образы перемещаются по игровому полю по заданной программе, не пересекаясь друг с другом. Испытуемый после прослушивания и оценки вопроса выполняет перемещения по игровому полю в площадь визуально-информационного образа, который он считает правильным ответом, не попадая в зоны - неправильные ответы. Образы с неправильным ответом затрудняют перемещение испытуемого. Видеокамера фиксирует перемещения испытуемого и зон и передает данные в программно-аппаратный комплекс для автоматической обработки, анализа и генерирования звукового и/или светового условного сигнала, указывающего правильность ответа. В зависимости от подготовленности испытуемого физическую нагрузку, режим теста варьируют программно изменением площади, числа и скорости перемещения образов-иллюстраций. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности обучения и оценки усвоения информационного материала.

Изобретение относится к горному делу и предназначено для определения пространственного положения буровой машины. Тренажер глазомерного определения положения буровой машины относительно плоскости забоя, состоит из пластины с угловой шкалой, имитатора буровой машины, включающего буровой молоток с буровой штангой, выполненной телескопической с возможностью соединения с шаровой пятой шарового шарнира, закрепленного на плоскости забоя, присоединенную к буровому молотку шарнирно телескопическую опору, соединенную с основанием, а также размещенного на верхней площадке бурового молотка кожуха, снабженного источником света и угломерной шкалой в виде полукруга с отвесом, при этом источник света расположен перпендикулярно оси бурового молотка, пластина выполнена плоской и установлена перпендикулярно плоскости забоя, а угловая шкала, размещенная на пластине, проградуирована по формуле: где Lβ - длина отрезка угловой шкалы, отмеряемого от плоскости забоя, соответствующая величине горизонтального угла β;Lшт - длина от шарового шарнира до оси источника света;L - длина от шарового шарнира до пластины с угловой шкалой;β - величина горизонтального угла, град.Технический результат заключается в упрощении конструкции. 2 ил.

Изобретение относится к анализу техники пилотирования по данным бортовых устройств регистрации параметрической полетной информации. Для анализа техники пилотирования осуществляют формализацию курсов боевой подготовки определенным образом, разрабатывают и вводят в базу данных методические схемы упражнений, разрабатывают полетные задания на основе формализованного курса и методических схем, разрабатывают модели идентификации для различных элементов полета, считывают зарегистрированную информацию с бортового устройства регистрации, производят идентификацию элементов полета, сравнивают результаты идентификации с данными полетного задания, оценивают полноту и последовательность его выполнения, оценивают отдельные элементы полета и полет в целом, анализируют технику пилотирования с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета, записывают результаты в базу данных статистики, получают обобщенные данные о летной подготовке экипажей авиационной части. Обеспечивается достоверность результатов оценки и анализа техники пилотирования. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 ил.
Наверх