Способ трёхтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин. В способе трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин обмотку разогревают пропусканием через нее тока, вращают вокруг своей оси, на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состава, изменяют на каждом такте угол наклона оси обмотки к горизонту, на первом и втором тактах струю пропиточного состава электростатически заряжают зарядами противоположными по знаку, дополнительно на втором такте пропитку осуществляют смесью компаунда с 20÷25 мас. % нанотрубок из нитрида бора, а на третьем такте в указанную смесь, добавляют 10÷15 мас. % магнитно-мягких мелкодисперсных частиц. Техническим результатом является увеличение радиальной теплопроводности обмоток путем добавления в пропиточный компаунд нанотрубок из нитрида бора и снижение в среднем температуры перегрева обмотки, что способствовало значительному улучшению качества обмоток. 2 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин.

Известен способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин [1].

Способ заключается в том, что магнитные сердечники статоров с обмотками размещают во вращающиеся гнезда, расположенные на многопозиционном поворотном столе. Обмотки разогревают электрическим током до температуры пропитки, порядка 100-110°С. На лобовые части разогретых обмоток подают в виде капель или струи пропиточный компаунд, который под действием капиллярных сил проникает в межвитковые и прикорпусные полости обмоток. Для равномерного распределения пропиточного состава по полостям обмоток, угол наклона вращающихся обмоток от такта к такту изменяют. После пропитки обмотки подвергают сушке (компаундированию).

Недостатком аналога является низкое качество обмоток, что связано с относительно низким процентом скрытия дефектов пропиточным составом дефектов витковой, корпусной и межфазной изоляции, с низкими коэффициентами пропитки, обусловленным интенсивным вытеканием компаунда из обмотки в процессе окончательной сушки. Кроме того, теплоотвод из обмотки в магнитный сердечник и в окружающую среду в процессе эксплуатации электрической машины затруднен, что связано с низкой теплопроводностью используемых на практике компаундов. Плохой теплоотвод из обмотки в значительной мере повышает вероятность отказа обмоток, приводит к ускоренному старению изоляции, к снижению срока службы обмоток и к снижению других качественных показателей обмоток.

Наиболее близким к заявляемому является способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин [2].

Способ-прототип заключается в том, что на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состава В процессе пропитки изменяют угол наклона обмотки к горизонту от такта к такту, до 0 град, добиваясь равномерного распределения пропиточного состава по обмотке.. На первом такте электростатически заряжают струю пропиточного состава и нагревают обмотку пропусканием через нее электрического тока. На втором такте используют пропиточный состав, содержащий 25÷30 мас. % магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, и струю пропиточного состава электростатически заряжают зарядом, противоположным заряду струи на первом такте. На третьем такте используют пропиточный состав, содержащий 50-55 мас. % магнитно-мягких мелкодисперсных частиц, перемещают струю пропиточного состава перпендикулярно поверхностям лобовых частей обмотки, разогревая обмотку пропусканием через нее электрическим током.

Способ-прототип в значительной мере устраняет указанные выше недостатки.

Однако теплопроводность пропиточного состава остается по-прежнему невысокой, что приводит к относительно высокому радиальному тепловому сопротивлению обмотки, что затрудняет из нее теплоотвод в магнитный сердечник и окружающую среду.

Недостатком прототипа является также то, что на втором этапе пропитки греющий ток от обмотки отключают, а затем на третьем этапе - вновь подключают. Это приводит к усложнению процесса пропитки и к ухудшению ее качества, так как на втором этапе, из-за прекращения токового разогрева, обмотка резко остужается, что приводит к возрастанию вязкости попавшего на обмотку компаунда, что, в свою очередь, ухудшает проникновение упомянутого состава в полости обмотки.

Техническая задача, на которую направлено изобретение, состоит в снижении теплового радиального сопротивления обмотки за счет повышении теплопроводности пропиточного состава.

Решение указанной технической задачи, состоит в том, что в способе трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин, при котором обмотку разогревают пропусканием через нее тока, вращают вокруг своей оси, подают на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки струю пропиточного состава, изменяют на каждом такте угол наклона оси обмотки к горизонту и заряжают электростатически зарядами, противоположными по знаку, струю пропиточного состава первом и втором тактах, при этом на втором такте пропитку осуществляют смесью компаунда с 20÷25 мас. % нанотрубок из нитрида бора, а на третьем такте в указанную смесь добавляют 10÷15 мас. % магнитно-мягких мелкодисперсных частиц.

На фиг. 1 представлена схема осуществления способа трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин; на фиг. 2 - схема технологического процесса пропитки и сушки обмоток электрических машин.

На фиг. 1 обозначены: 1 - статор двигателя; 2 - бак с пропиточной смесью; 3 - электрод; 4 - электромагнит.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что через обмотку электродвигателя пропускают электрический ток, разогревают ее до 80-100°С, устанавливают угол наклона обмотки к горизонту в диапазоне 20-25°, заряжают струю пропиточного состава электростатическим зарядом и поливают им лобовые части обмотки (фиг. 1, первый такт).

Электростатическое заряжание струи пропиточного состава на первом такте обеспечивает эффективное скрытие дефектов в витковой и корпусной изоляции обмоток, так как при движении пропиточного состава по полостям обмотки, со стороны частиц витковой и корпусной изоляции на частицы пропиточного состава дополнительно воздействуют силы электростатического взаимодействия, втягивающие пропиточный состав в дефекты обмоток, что приводит к повышению качества обмоток.

На втором такте пропитки, устанавливают угол наклона обмотки к горизонту в диапазоне 30-35°, в пропиточный состав добавляют 20-25 мас. % нанотрубок из титаната бария, заряжают его электростатическим зарядом, противоположным заряду на первом такте и поливают им лобовые части обмоток электродвигателя.

Введение нанотрубок из титаната бария в пропиточный состав на втором такте, и зарядка пропиточного состава зарядом, противоположным по отношению к заряду состава на первом такте, приводят к повышению теплопроводности состава, высокому заполнению пор и капилляров обмотки пропиточным составом, который втягивается внутрь обмотки электростатическими силами, действующими на него со стороны частиц пропиточного состава, проникающего в обмотку на первом такте.

Выбор белых нанотрубок из нитрида бора в качестве наполнителя обусловлен тем, что указанный материал обладает уникальными свойствами. С одной стороны, он является диэлектриком с объемным сопротивлением порядка (1015÷1016) Ом×м, так как ширина запрещенной зоны у этого материала составляет около 6 эВ. С другой стороны, он обладает рекордно высокой теплопроводностью, на 4 порядка превышающую теплопроводность материала корпусной изоляции и составляет величину λ=3000 Вт/м×К [3, 4].

Выбор диапазона концентраций нанотрубок из нитрида бора 20-25 мас. % обусловлен следующими соображениями. Чем больше концентрация в пропиточной смеси нанотрубок из нитрида бора, те выше ее теплопроводность, но при повышении концентрации нанотрубок из нитрида бора за 25 мас. %, резко возрастает вязкость смеси, что затрудняет пропитку. Экспериментально установлено, что оптимальная концентрация нанотрубок из нитрида бора лежит в диапазоне 20-25 мас. %.

Производимые на втором этапе пропитки процедуры приводят к заметному снижению перегрева обмотки при эксплуатации, что повышает качество обмоток.

На третьем такте устанавливают угол наклона обмотки относительно горизонта равным нулю, в пропиточный состав, используемый на втором такте пропитки, добавляют 10÷15 мас. % магнитно-мягких мелкодисперсных частиц и перемещают струю пропиточного состава перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки. Выбор диапазона магнитно-мягких мелкодисперсных частиц обусловлен следующими соображениями. При концентрациях магнитно-мягких мелкодисперсных частиц меньше 10 мас. % не происходит полного «запирания» пропиточного состава, проникшего в обмотку на первых двух тактах, и он в процессе окончательной сушки обмоток продолжает вытекать из обмотки, ухудшая ее качество.

При концентрациях магнитно-мягких мелкодисперсных частиц больше 15 мас. % происходит ухудшение технологических свойств пропиточной смеси, связанное с повышением жесткости состава и снижением его эластичности.

Протекание тока, создающего вокруг обмотки электромагнитное поле, на третьем такте, увеличение концентрации магнитно-мягких частиц в пропиточном составе и перемещение струи пропиточного состава перпендикулярно наружной и внутренней поверхностям лобовых частей обмотки приводит к удержанию пропиточного состава в пазовых и лобовых частях обмотки и созданию равномерного покрытия на лобовых частях обмотки.

Пример. Предлагаемый способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электродвигателя выполняли на модернизированной пропиточно-сушильной установке роторного типа УПС-1.

Модернизация установки заключалась в следующем. В положении 4 в резервуар 2 вводили электрод 3 для заряда пропиточного состава. В положении 5 устанавливали отдельный резервуар для пропиточной смеси и в него вводили электрод 3. В положении 6 устанавливали резервуар 2 для пропиточной смеси и электромагниты 4 для управления перемещения струи пропиточного состава.

Пропитку обмоток электродвигателей проводили в следующей последовательности.

В положениях 1-3 подогревали обмотки 5 электродвигателей путем пропускания через них электрического тока, в положении 4 статор двигателя устанавливали под углом 25° к горизонту, его температура достигала 100°С, обмотки двигателя поливали пропиточным составом КП-34, заряженным положительным электростатическим зарядом. (Угол наклона статора двигателя к горизонту, выбран из условия полного протекания пропиточной смеси через капилляры обмоток статора за время нахождения в положении 4.) Температура обмотки была выбрана из условий максимально допустимого разогрева статора с учетом процессов желатинизации пропиточной смеси. В положении 5 двигатель устанавливали под углом 35° к горизонту, обмотку двигателя поливали пропиточным составом, содержащим 22 мас. % нанотрубок из нитрида бора и 78 мас. % пропиточного компаунда КП-34. Струю заряжали отрицательным потенциалом.

В положении 6 двигатель устанавливали горизонтально к обмотке и поливали пропиточным составом, содержащим дополнительно, по сравнению с пропиткой на втором такте, 12,5 мас. % мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН и КП-34 - остальное. В положениях 7-16, когда двигатель находился в горизонтальном положении, производили токовую сушку. В положениях 17 и 18 выполняли загрузочно-разгрузочные операции. Во всех положениях, за исключением 1-3, 17 и 18, двигатели находились в непрерывном вращении вокруг своей оси.

Для сравнения теплопроводности пропиточного состава, используемого для пропитки обмоток на втором и третьем такте в прототипе, с теплопроводностью пропиточного состава, используемого для пропитки на втором и третьем такте, проводили исследование теплопроводности на изготовленных 8 образцах. Результаты исследований приведены в табл. 1.

Исследования теплопроводности образцов пропиточного состава с различным содержанием наполнителей проводили на приборе LFA447 при температуре 25°С. Экспериментально определяемой характеристикой тепловых свойств образцов являлась их температуропроводность, используя которую определяли их теплопроводность. Измерение температуропроводности было основано на методе вспышки. Данный метод удовлетворял требованиям ГОСТ 8.140.-82 и ГОСТ 8.141-75.

В исходном состоянии компаунд КП-34 имел теплопроводность λ=0,28 Вт/м×К.

Как следует из таблицы 1 в прототипе увеличить теплопроводность, путем добавления в него от 30 до 55 масс. % мелкодисперсного порошка никель-цинкового феррита марки М400НН, удалось только в 1,4-1, 9 раз, тогда как в заявляемом способе уже в 15-15,8 раз.

Проведенная описанным способом пропитка обмоток электродвигателей позволила, как показали предварительные эксперименты, снизить в среднем температуру перегрева обмотки по сравнению с прототипом более чем в 2 раза, что способствовало значительному улучшению качества обмоток.

Список используемой литературы

1. Берштейн Л.М. Изоляция электрических машин общего назначения. М.: Энергоиз-дат, 1981, с. 313-314.

2. А.С. 105970 Способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин // Г.В. Смирнов, С.Ш. Щерб, А.Ю. Гладырев // - Опубл. 15.01.92. Бюл. №2 (Прототип).

3). http://postnauka.ru/faq/39530.

4). http://scientific.ru/journal/news/n291101b.html.

Способ трехтактной струйно-капельной пропитки обмоток электрических машин, при котором обмотку разогревают пропусканием через нее тока, вращают вокруг своей оси, на внутреннюю и внешнюю поверхности лобовой части обмотки подают струю пропиточного состава, изменяют на каждом такте угол наклона оси обмотки к горизонту и заряжают электростатически зарядами, противоположными по знаку, струю пропиточного состава на первом и втором тактах, отличающийся тем, что на втором такте пропитку осуществляют смесью компаунда с 20÷25 мас. % нанотрубок из нитрида бора, а на третьем такте в указанную смесь добавляют 10÷15 мас. % магнитно-мягких мелкодисперсных частиц.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается токовой сушки изоляции обмоток электрических машин. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности электродвигателей.
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при сушке твердой изоляции, в частности, обмоток трансформатора, которая увлажняется в процессе его эксплуатации.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к производству и ремонту электрических машин, например обмоток тяговых электрических машин (ТЭМ) локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрической машине, обмотки которой соединены в звезду с изолированной нейтралью. Техническим результатом является повышение точности определения коэффициента пропитки обмоток.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к сушке обмоток, например, электрических машин. Технический результат - упрощение сушильного устройства обмоток, снижение веса, возможность использования в малых ремонтных мастерских, снижение трудоемкости процесса усушки, экономия электроэнергии при сушке.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте тяговых электрических машин. Анализ статистических данных о надежности узлов и деталей оборудования электровозов в условиях эксплуатации показал, что большая доля отказов приходится на тяговые электрические машины из-за выхода из строя по пробою изоляции.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте электрических машин. Техническим результатом является создание наиболее оптимального режима сушки изоляции, обеспечивающего увеличение ресурса электрических машин.

Композиция для получения покрытия для снижения механических потерь высокоскоростного ротора электрической машины относится к гибридным органо-неорганическим нанокомпозиционным покрытиям, способным снижать механические потери высокоскоростного ротора электрической машины в охлаждающей газообразной среде.
Изобретение относится к области электротехники и касается технологии изготовления обмоток электрических машин, преимущественно якорей тяговых электродвигателей - машин постоянного тока.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к производству и ремонту электрических машин, например обмоток тяговых электрических машин (ТЭМ) локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вакуумно-нагнетательным способам пропитки обмоток электрических машин с предварительным нагревом обмоток статора. При этом герметизируют внутреннюю полость станины статора, создают внутри полости разрежение над верхней не погруженной в пропиточный состав лобовой частью обмотки 40-50 Торр. Предварительную сушку обмотки производят пропусканием электрического тока с контролем процесса разогрева. При достижении температуры обмотки значения 40-50°C выдерживают указанную температуру в течение 5-10 минут с последующим отключением тока от обмотки. Пропиточная смесь состоит из лака и мелкодисперсного ферромагнитного наполнителя в массовом соотношении (20-30) % ферромагнитных частиц и (80-70) % пропиточного лака. По завершении пропитки разгерметизируют станину статора и сливают лак. Затем сосуд вновь герметизируют, создают разрежение 40-50 Торр и пропускают электрический ток той же величины, что и при предварительной сушке. При достижении температуры обмотки 40-50°C поддерживают ее течение 10-20 минут, затем продолжают нагрев обмотки до регламентированной температуры окончательной сушки. Технический результат состоит в повышении коэффициента пропитки в среднем на 34,3%. 2 ил., 2 табл.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вакуумно-нагнетательным способам пропитки обмоток электрических машин с предварительным нагревом обмоток статора. При этом герметизируют внутреннюю полость станины статора, создают внутри полости разрежение над верхней не погруженной в пропиточный состав лобовой частью обмотки 40-50 Торр. Предварительную сушку обмотки производят пропусканием электрического тока с контролем процесса разогрева. При достижении температуры обмотки значения 30÷50°C выдерживают указанную температуру в течение 10÷20 минут с последующим отключением тока от обмотки. Пропиточная смесь состоит из лака и мелкодисперсного ферромагнитного наполнителя в массовом соотношении (15÷20) % ферромагнитных частиц и (85÷80) % пропиточного лака. По завершении пропитки разгерметизируют станину статора и сливают лак. Затем к обмотке вновь подключают источник тока и осуществляют токовый разогрев обмотки до температуры окончательной сушки, регламентированной нормативной документацией. Технический результат состоит в повышении коэффициента пропитки в среднем в 2,4 раза. 1ил., 2 табл.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам изготовления обмоток статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов и магнитопроводов. Способ предусматривает нагревание пропиточного материала и обмотки и дегазацию в режиме импульсного вакуумирования, для чего создают остаточное давление в диапазоне 0,1-13,3 кПа, обеспечивая время его достижения 0,07-1,0 с, выдерживают пропиточный материал и обмотку в течение 1-10 мин, затем повышают давление до атмосферного, после чего производят 3-5 циклов импульсного набора и сброса вакуума, затем осуществляют пропитку в режиме импульсного вакуумирования. В пропиточный материал перед его дегазацией добавляют мелкодисперсный ферромагнитный наполнитель с объемным сопротивлением не менее 105 Ом·м, мелкодисперсный наполнитель измельчают до размера зерна dфер≤0,01 мм. При приготовлении указанной пропиточной смеси наполнитель смешивают с пропиточным материалом в массовом соотношении (20÷30)% ферромагнитных частиц и (80÷70)% пропиточного материала. Перед разогревом непропитанной обмотки в импульсно-вакуумном режиме измеряют температуру обмотки T1 и ее сопротивление R1, по завершении дегазации повышают давление до атмосферного и сливают пропиточную смесь из автоклава. После этого через обмотку пропускают греющий ток, величину которого определяют по обмоточным данным и плотности тока, лежащей в диапазоне 7 А/мм2≤j≤9 А/мм2. При подключении греющего тока к обмотке непрерывно контролируют изменение ее температуры Tt по изменению ее сопротивления Rt в соответствии с математическим выражением, вновь создают над обмоткой остаточное давление в диапазоне 0,1-13,3 кПа и поддерживают температуру в указанном диапазоне значений в течение 10-20 мин, после выдержки обмотки в течение указанного времени повышают давление над обмоткой до атмосферного, разогревают и сушат. Техническим результатом является повышение коэффициента пропитки в среднем на 74,1%. 1 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации электрических машин переменного тока и предназначено для восстановления проектных характеристик изоляции их обмоток. Согласно способу сушки изоляции обмотки электрической машины через обмотку интервалами в 1-10 сек пропускают постоянный ток величиной 10-60% от номинального значения силы тока обмотки. Интервалы действия постоянного тока при этом чередуют паузами, отличающимися от указанных интервалов в 0,5-1,5 раз. В частном случае изобретения для пропускания через обмотку постоянного тока на ее концы подают заведомо малое постоянное напряжение, которое увеличивают до достижения силой постоянного тока задаваемой величины. В другом частном случае во время пауз определяют сопротивление изоляции и при достижении его заданного значения прекращают подачу тока. Обеспечивается сушка изоляции обмоток, исключающая риск повреждения материала изоляции при уменьшении времени сушки. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способу изготовления вращающихся электрических машин, а также к вращающимся электрическим машинам. Способ изготовления свободнонесущей катушки электрической машины, при котором катушка охватывает внутреннюю деталь уже при изготовлении, которая используется и при изготовлении катушки в качестве вспомогательного средства для формообразования катушки. На первом шаге катушку (5) электродвигателя наматывают между двумя торцевыми поверхностями (4; 4') на магнитную внутреннюю деталь (2), при этом катушка электродвигателя полностью окружает внутреннюю деталь (2). На втором шаге происходит формообразование катушки (5) электродвигателя посредством уплотнения проводов обмотки посредством того, что вал (1) с поверхностью внутренней детали (2) перемещают относительно внутренней стороны катушки (5) электродвигателя, прежде всего эксцентрически обкатывают по ней, и катушка электродвигателя прижимается к упору (7). На третьем шаге уплотненную катушку (5) электродвигателя спекают за счет подвода тепла. Технический результат состоит в упрощении технологии изготовления безжелезных якорей электрических машин. 5 н. и 10 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в повышении надежности и эффективности охлаждения. Статор вращающейся электрической машины содержит сердечник, многослойную катушечную обмотку, первый и второй изолирующие полимерные слои. Многослойная катушечная обмотка выполнена с заранее заданным числом секций в радиальном направлении зуба. Каждая ее секция содержит один виток самого нижнего слоя обмотки и другой виток поверхностного слоя обмотки. Первый изолирующий полимерный слой размещен между зубом и обмоткой самого нижнего слоя, или между изолятором, который крепится к зубу, и обмоткой самого нижнего слоя. Второй изолирующий полимерный слой расположен локально на изогнутых участках обмотки, соответствующих угловым участкам четырех углов прямоугольного поперечного сечения зуба. Второй изолирующий полимерный слой выполнен пролегающим через несколько секций обмотки. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации электродвигателей и предназначено для восстановления проектных характеристик изоляции их обмоток. Устройство для сушки изоляции обмотки электрической машины содержит блок нагрева, способный обеспечить протекание постоянного тока в обмотке электрической машины. Устройство снабжено контейнером, имеющим основную емкость и крышку, которая вместе с основной емкостью способна изолировать внутренний объем контейнера от внешней среды. Основная емкость имеет технологический отсек, вмещающий в себя блок нагрева, при этом лицевая панель ограничивает технологический отсек со стороны крышки. Достигается защита блока нагрева от воздействий внешней среды. 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при эксплуатации электродвигателей для восстановления проектных характеристик изоляции их обмоток. Техническим результатом является обеспечение автоматического поддержания остановленного электродвигателя в рабочем состоянии и безопасности автоматического запуска электродвигателя. В способе и устройстве для его реализации управления электродвигателем в период остановки электродвигателя производят измерение сопротивления изоляции обмотки электродвигателя. Если сопротивление изоляции обмотки равно или меньше первого порогового значения, то автоматический запуск электродвигателя запрещают и выполняют сушку изоляции обмотки до превышения сопротивлением изоляции обмотки второго порогового значения, которое больше первого порогового значения, причем при превышении сопротивлением изоляции обмотки первого порогового значения разрешают автоматический запуск электродвигателя. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх