Способ объективного измерения эмоциональных установок

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения. Используют тест имплицитных ассоциаций. Измеряют разницу в скорости реакции нажатия на одну из двух клавиш клавиатуры компьютера при различных сочетаниях экспонируемых в центре дисплея двух подгрупп стимулов-объектов, символизирующих объекты двух конкурирующих по смыслу эмоциональных установок, с двумя эмоционально-полярными подгруппами слов-атрибутов. Первую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих изучаемый первый объект эмоциональной установки, а вторую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих альтернативные мотивационные тенденции по отношению к первому. В первую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с положительной эмоциональной валентностью, во вторую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с отрицательной эмоциональной валентностью. При этом предъявление стимулов-объектов чередуется с предъявлением слов-атрибутов, стимулы-объекты предъявляют на темном фоне белым цветом либо черно-белыми изображениями, слова-атрибуты предъявляют на темном фоне зеленым цветом. Исследование предваряется общей инструкцией, знакомящей испытуемого с содержанием всех подгрупп стимулов и кнопками клавиатуры, каждая экспериментальная серия предваряется уточняющей инструкцией, предписывающей действия испытуемого, в которой излагаются правила привязки каждой подгруппы стимулов к соответствующим кнопкам в данной экспериментальной серии.

В каждой основной экспериментальной серии исследуется эмоциональная установка только к одному объекту, причем исследованию эмоциональной установки к одному объекту посвящена группа из двух основных экспериментальных серий. В одной основной экспериментальной серии группы исследуется позитивный компонент установки, в другой основной экспериментальной серии группы исследуется негативный компонент установки к данному объекту. Если в одной основной экспериментальной серии группы с помощью уточняющей инструкции и подсказок вверху экрана объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, к которой привязан положительный полюс валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и слов-атрибутов положительной валентности, а при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности - должен нажимать противоположную кнопку. В другой основной экспериментальной серии группы этот же объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, связанной с отрицательным полюсом валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности. При появлении слов-атрибутов положительной валентности испытуемый должен нажимать противоположную кнопку. Способ позволяет измерить установку к интересующим объектам как в сравнении, так и независимо друг от друга для определения эмоционального отношения к каждому интересующему объекту установки в отдельности за счет использования определенного принципа при проведении теста имплицитных ассоциаций. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения.

Способ объективного измерения эмоциональных установок, защищенный от влияния преднамеренного и/или непреднамеренного искажения и ограничений, связанных с индивидуальными особенностями рефлексии. Способ измеряет выраженность и эмоциональную валентность отношения к объекту установки.

Одно из ограничений традиционной психодиагностики состоит в том, что склонность к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), как и многие иные формы импульсивного поведения (аддикции, суицидальные склонности, деструктивность, педофилия и т.п.) носит латентный характер. Это вызвано преднамеренным сокрытием (диссимуляцией) таковой склонности в связи со страхом наказания, краха карьеры и/или уголовной ответственности. Диссимуляция представляет собой главное препятствие для своевременного выявления зависимого и импульсивного поведения и своевременной его профилактики.

Применяемые в настоящее время опросники и анкеты дают достоверную информацию только при условии добровольного участия в тестировании. В ситуации намеренной диссимуляции традиционные психодиагностические методы (опросники) не гарантируют своевременного выявления психологической склонности. Достоверно установлено, что общим недостатком всех опросниковых методов психодиагностики является слабая защищенность результатов обследования от сознательных либо непроизвольных искажений со стороны обследуемого (Психодиагностика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2006). Неполный перечень искажающих диагностическую картину факторов анкетирования таков: мотивация участия в обследовании, индивидуальные особенности извлечение информации из памяти, способность интроспекции, особенности процедуры и метода исследования, стратегия самопрезентации и сознательной маскировки, неосознаваемые защитные механизмы, чувствительность темы исследования к социальной желательности. Создание изощренных «шкал лжи» позволяет решить эту проблему лишь отчасти. «Шкалы лжи» лишь предупреждают психолога о наличии желания испытуемого тенденциозно исказить результат, но не позволяют полностью защитить результаты обследования от этих искажений.

Осознавая эту проблему, авторы современных опросников склонности к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) идут по пути выявления типичных черт личности, характерных для лиц, склонных к наркотизации либо к аддиктивному поведению в целом (Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. С. 362-370). Как правило, импульсивному поведению сопутствуют акцентуации личности, черты пониженной психологической адаптации, асоциальности, психопатизации, эмоциональной неустойчивости и т.п. Этот аспект проблемы достаточно хорошо и всесторонне освящен как в отечественной, так и в зарубежной специальной литературе (Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003). Общим недостатком такого подхода является отсутствие прямых причинно-следственных связей между особенностями личности и употреблением психоактивных веществ и иными формами импульсивного поведения. Например, употребление ПАВ определяется тем, насколько эмоционально привлекательна для испытуемого сама идея попробовать либо продолжить употреблять ПАВ (или практиковать иное импульсивное поведение), и насколько слабы сдерживающие это намерение факторы. Структура личности при зависимом поведении играет роль не причинного, а лишь фонового фактора.

В ситуации намеренного сокрытия испытуемым своей преступной склонности либо осведомленности детектор лжи (лай-детектор, полиграф) существенно превосходит опросники по точности диагностики (по данным литературных источников вероятность раскрываемости приближается к 90%). Принцип его работы основан на регистрации объективных физиологических коррелятов эмоциональных состояний, которые возникают у испытуемого в ответ на заданный вопрос и сопровождают обдумывание и дачу ответа. Существенный недостаток полиграфа состоит в высокой цене одного обследования, которая складывается из цены оборудования, затрат на подготовку квалифицированного специалиста и количества времени (не менее 2-3 часов) на проведение интервью и обработку результатов. Это не позволяет использовать детектор лжи в массовых масштабах и препятствует его широкому внедрению.

Таким образом, ни традиционные опросники, ни полиграф не предоставляют необходимых средств для диагностики аддиктивного и импульсивного поведения, что заставляет искать альтернативные способы диагностической работы.

За последние три десятилетия когнитивная и социальная психология далеко продвинулись в область исследования неосознаваемых когнитивных процессов (см. обзоры в: Яныпин П.В. Измерения бессознательного - I. - Самара: «ВЕК ≠21», 2013; The psychology of evaluation. Affective Processes in Cognition and Emotion. Ed. by Jochen Musch & Karl Christoph Klauer. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. Mahwah, New Jersey London, 2003). Были открыты новые методы измерения связей между эмоциональной памятью и когнитивными процессами (The handbook of attitudes / ed. by Dolores Albarracin, Blair T. Johnson, Mark P. Zanna. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah, New Jersey London, 2005). Был предложен целый ряд экспериментальных и диагностических процедур (Handbook of Implicit Social Cognition / Gawronski, B. and Payne, B.K., eds. Guilford, 2010), ознаменовавших важный прорыв в средствах объективного исследования влияния скрытых эмоциональных установок на принятие решений и поведение. Во всем многообразии опубликованных за минувшие десятилетия исследований можно выделить следующие ключевые закономерности:

1. Очень быстрая активация памяти (несколько десятков миллисекунд) в ответ на появление объекта установки (Fazio, R.Н., Sanbonmatsu, D.М., Powell, М.С, & Kardes, F.R. (1986). On the automatic activation of attitudes. Journal of Personality and Social Psychology, 50, 229-238; Klauer, К.C, Rossnagel, C, & Musch, J. (1997). List-context effects in evaluative priming. Journal of Experimental. Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 23, 246-255).

2. На пусковой стадии оценочного процесса объект установки либо его символический заместитель (изображение или название) могут автоматически вызывать его оценку без намерения, усилия и даже осознавания со стороны субъекта (Bargh, J.A., Chaiken, S., Govender, R., & Pratto, F. (1992). The generality of the automatic attitude activation effect. Journal of Personality and Social Psychology, 62, 893-912; De Houwer, J., Hermans, D., & Eelen, P. (1998). Affective Simon effects using facial expressions as affective stimuli. Zeitschrift Fuer Experimentelle Psychologie, 45, 88-98; Wittenbrink, В., Judd, С.M., & Park, B. (2001). Evaluative versus conceptual judgments in automatic stereotyping and prejudice. Journal of Experimental Social Psychology, 37, 244-252).

3. Благодаря моментальной автоматической неконтролируемой природе таковой оценки субъект не отдает себе в ней отчета, но она существенно влияет на его последующие суждения и поведение (Nosek В. A., Hawkins С.В., Frazier R.S. Implicit social cognition: from measures to mechanisms. Trends in Cognitive Sciences April 2011, Vol. 15, No. 4. P 152-159; Wittenbrink, В., Judd, С.M., & Park, B. (2001). Evaluative versus conceptual judgments in automatic stereotyping and prejudice. Journal of Experimental Social Psychology, 37, 244-252).

4. Автоматическая активация выражается в повышении доступности (accessibility), активационного потенциала категории, что проявляется в уменьшении латентного периода и вероятности ответов, характерных для измеряемой установки (Fabrigar L.R., MacDonald Т.K., Wegener D.T. The Structure of Attitudes // The handbook of attitudes / edited by Dolores Albarracin, Blair T. Johnson, Mark P. Zanna. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah, New Jersey London, 2005. P. 79-124).

5. Автоматическая стадия оценочного процесса предшествует следующей за ней стадии размышления и осознанного вынесения суждения, поэтому практически не зависит от осознаваемых искажающих установок (Krosnick J.A., Judd СМ., & Wittenbrink В. The Measurement of Attitudes // The handbook of attitudes / edited by Dolores Albarracin, Blair T. Johnson, Mark P. Zanna. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah, New Jersey London, 2005).

6. Автоматическая активация более характерна для наиболее сильных и устойчивых установок.

7. Автоматические процессы формируются при сочетании объекта установки с определенной эмоцией либо психическим состоянием, следующим непосредственно за, либо сопровождающим его.

Два последних условия характерны для формирования аддиктивного и импульсивного поведения. Его психологическую основу составляют непроизвольные иррациональные эмоциональные установки (влечение, тяга, зависимость, гедонизм), общим для которых является глубокая позитивная связь с объектом зависимости на основе мощной нейрофизиологической доминанты (Анохина И.П. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез) // Лекции по наркологии. - Под ред. И.Н. Иванца. - М.: Нолидж, 2000). Измерение этой установки является главной задачей диагностики зависимого поведения.

Прототипом предлагаемого способа является Тест Имплицитных Ассоциаций (Implicit Association Test, IAT.

Процедура IAT, в самом общем плане, состоит в вычислении разницы между скоростью сортировки связанных попарно биполярных категорий объектов при двух вариантах их сочетаний с биполярными категориями атрибутов. Предположим, перед вами стоит задача рассортировать игральные карты четырех мастей так, чтобы крести и пики лежали справа, а бубны и червы - слева. Если категории (в данном случае - масти) будут попарно связаны неким общим признаком (здесь - цветом), классификация займет меньше времени. Цвет, присущий обеим категориям, создает основу для классификации. Напротив, если бы задача состояла в складывании в одну стопку пик и червей, а в другую - бубен и крестей, работа заняла бы больше времени. Идея состоит в том, что по разнице в скорости при двух условиях классификации дедуцируется то, что у испытуемых есть некая стратегия как имплицитная основа классификации. Эффективность метод IAT не снижается и когда наличие некой стратегии классификации не осознается либо маскируется испытуемым. Разность производительности, основанная на регистрации латентных периодов реакций, при релевантной и иррелевантной задачах классификации носит название «эффект теста имплицитных ассоциаций» (IAT-эффект). IAT-эффект указывает на направление и относительную силу связи между объектной и атрибутивной категориями. Чем сильнее связь, тем больше будет IAT-эффект, а знак покажет, в какую сторону направлена тенденция. Универсальность и обобщенность процедуры делает ее гибкой и пригодной для исследования широкого круга установок и категориальных взаимосвязей. Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT) был предложен тремя исследователями из Вашингтонского университета (США), (Greenwald A.G., McGhee D.Е., Schwartz J.L.К. Measuring Individual Differences in Implicit Cognition: The Implicit Association Test. Journal of Personality and Social Psychology. 1998, Vol. 74, No. 6, 1464-1480). IAT предназначался для измерения скрытых установок через измерение лежащих в их основе автоматических оценок. Метод предназначен также для измерения социальных стереотипов и самооценки (Greenwald A.G, Krieger H.L. Implicit Bias: Scientific Foundations. California Law Review, VOL. 94, July 2006, No. 4. P. 945-967; Янынин П.В., Варламова Е.И. Тест Имплицитных Ассоциаций (IAT): объективный метод косвенного измерения аттитюдов и социальных стереотипов. Научно-практический журнал "Системная психология и социология", 2013. 7. С. 106-115).

Главным недостатком Теста Имплицитных Ассоциаций является то, что он позволяет измерять лишь относительный сдвиг эффекта к одному либо другому объекту установки (Nosek, В.A., Greenwald, A.G., & Banaji, М.R. (2005). Understanding and using the Implicit Association Test: II. Method variables and construct validity. Personality and Social Psychology Bulletin, 31, 166-180).

Это вызвано тем, что испытуемому предлагается поочередно реагировать на стимулы-объекты, символизирующие объекты двух конкурирующих установок, противопоставленные друг другу в одной и той же экспериментальной серии. Это исключает возможность измерения установки к каждому объекту по отдельности. Например, если требуется измерить установку к алкоголю, процедура обязательно требует присутствия второго объекта, например, безалкогольных напитков, в той же серии. IAT, таким образом, измерит то, насколько сильнее испытуемый любит спиртное, чем лимонад или газированную воду. Для диагностики это создает затруднения, например, если результаты находятся в области нулевого эффекта. В этой ситуации мы не можем сказать: одинаково ли сильно испытуемый любит и то, и другое, либо относится к обоим объектом с одинаковым отвращением, либо к обоим безразличен. Но даже если мы получим сильный сдвиг IAT-эффекта в сторону лимонада, мы все равно не будем знать, как испытуемый относится к алкоголю самому по себе.

Тест Имплицитных Ассоциаций выбран в качестве прототипа способа объективного измерения эмоциональных установок. Патентные заявки в реестре Роспатента на него отсутствуют.

Таким образом, способ-прототип сформулировал основные принципы, которые положены в основу методологического обеспечения способа объективного измерения эмоциональных установок. Однако, с целью преодоления указанных ограничений проведения и интерпретации результатов, процедура проведения исследования была существенно модифицирована, что позволило преодолеть указанные ограничения прототипа без существенного снижения точности измерения.

Техническим результатом является возможность измерения эмоциональной установки к интересующим объектам как в сравнении, так и независимо друг от друга. Это предоставляет возможность делать диагностические выводы об эмоциональном отношении к каждому интересующему исследователя объекту установки по отдельности. При измерении установок к двум и более объектам это также позволяет избежать указанной выше ситуации неопределенности в интерпретации, неизбежной в прототипе. Одновременно, поскольку инструкция, как и в прототипе, объясняет присутствие стимулов-объектов установки задачей классификации, это облегчает измерение эффекта оценочного прайминга (Fazio R.Н., Sanbonmatsu D.М., Powell М.С, & Kardes F.R. (1986). On the automatic activation of attitudes. Journal of Personality and Social Psychology, 50, 229-238), влияние которого невозможно учесть при классической процедуре IAT. Как результат, способ объективного измерения эмоциональных установок предоставляет исследователю существенно больший объем данных, обосновывающих окончательный

диагностический вывод. Это: 1) латентные периоды реакции на предъявление стимулов-объектов, символизирующих только первый объект установки, в двух отдельных сериях в двух комбинациях с эмоциональными словами-атрибутами противоположной валентности; 2) латентные периоды реакции на предъявление стимулов-объектов, символизирующих только объект второй (конкурирующей) установки (если предусмотрено планом эксперимента), в двух комбинациях с эмоциональными словами-атрибутами противоположной валентности; 3) отдельные данные по каждой из независимых групп из двух серий, посвященных разным объектам (конкурирующих) установок; 4) результат перекрестного сравнения данных между сериями, в которых предъявлялись стимулы-объекты, символизирующие разные объекты установок, в комбинации со словами-атрибутами разной валентности; 5) данные прайминг-эффекта при различных сочетаниях предъявляемых стимулов. Разнообразие объективных индикаторов реакций (латентный период, количество ошибок) позволяет делать как более обоснованную, так и более детальную оценку эмоциональных установок к исследуемым объектам.

Технический результат достигается тем, что измеряется разница в скорости реакции нажатием на одну из двух клавиш клавиатуры компьютера в условиях предъявления в центре дисплея стимулов-объектов, символизирующих лишь один объект измеряемой установки в отдельной основной экспериментальной серии (см. рис. 3-6), при двух различных сочетаниях с экспонируемыми так же в центре экрана, поочередно со стимулами-объектами, двумя группами эмоционально-полярных слов-атрибутов в условиях задачи на независимую классификацию стимулов-объектов и слов-атрибутов, при этом исследованию эмоционального отношения к одному объекту установки посвящена группа из двух основных экспериментальных серий. В одной экспериментальной серии такой группы исследуется позитивный компонент, в другой -негативный компонент отношения к объекту установки. Как и в прототипе, роль стимулов-объектов играют слова и/или изображения, символизирующие объект установки. Например, для объекта «курение» (исследуется установка к курению) это могут быть изображения сигарет и процесса курения; для объекта «не курю» (исследуется установка к здоровому образу жизни) - изображения перечеркнутой сигареты и т.п. Как и в прототипе, в первую группу слов-атрибутов объединяются слова с положительной эмоциональной валентностью, во вторую группу слов-атрибутов объединяются слова с отрицательной эмоциональной валентностью. Как и в прототипе, набор слов-атрибутов эмоционально положительной и эмоционально отрицательной групп, и их привязка к кнопкам на протяжении всего исследования во всех экспериментальных сериях остается

постоянными (т.е., например, слова с положительной эмоциональной валентностью всегда привязаны к левой, а с отрицательной - к правой кнопке (рис. 3-6)). В отличие от прототипа, стимулы-объекты, символизирующие объекты разных (конкурирующих) установок, не встречаются (кроме тренировочной) вместе ни в одной основной экспериментальной серии. Например, если исследуется установка к двум конкурирующим объектам («курение» и «отказ от курения»), эксперимент, помимо двух обучающих серий (рис. 2), состоит из двух групп по две основные экспериментальные серии. В двух основных экспериментальных сериях первой группы в центре экрана экспонируются только стимулы-объекты, символизирующие первый из двух объектов установки (напр., «Не курю»), а в двух основных экспериментальных сериях второй группы - только стимулы-объекты, символизирующие второй объект установки (напр., «Курение»).

Различия между основными экспериментальными сериями в одной группе, посвященной одному объекту установки, определяются привязкой стимулов-объектов, например, сначала к правой (первая основная экспериментальная серия в группе) потом к левой (вторая основная экспериментальная серия в группе) кнопкам на клавиатуре. В первой основной экспериментальной серии группы скорость реакции на появление стимула-объекта или слова-атрибута измеряют при одной, заранее определенной очередной инструкцией, привязке стимулов-объектов к правой или левой кнопкам, и испытуемый имеет вверху экрана в соответствии с кнопками привязки надписи с названием категории стимулов-объектов и валентности слов-атрибутов, подсказывающие ему правильный способ классификации (рис. 3, 4). В следующей основной экспериментальной серии группы это сочетание меняется на противоположное путем привязки объекта установки к противоположной кнопке, причем перед очередной основной экспериментальной серией испытуемому дается новая инструкция, а на дисплее вверху появляются новые надписи, подсказывающие правильный способ классификации (рис. 5, 6).

Стимулы-объекты предъявляются на темном фоне белым цветом либо черно-белыми изображениями, а слова-атрибуты предъявляются на темном фоне зеленым цветом. Это помогает испытуемому выполнить задачу независимой классификации стимулов-объектов и слов-атрибутов. Как и в прототипе, при ошибке на экран выводится красное перекрестье. Процедура независимой классификации состоит в том, что при предъявлении в центре экрана очередного стимула-объекта или слова-атрибута испытуемый должен нажать ту из двух кнопок, к которой, согласно инструкции к данной основной экспериментальной серии, привязан этот стимул, причем могут нажиматься одни и те же клавиши в ответ на появление как стимула-объекта, так и слова-атрибута. Как и в прототипе, перед каждой основной экспериментальной серией испытуемый подробно инструктируется о том, какую кнопку в ответ на какой стимул он должен нажать, а на протяжении всей очередной основной экспериментальной серии вверху экрана, справа и слева, отображаются надписи (названия категорий стимулов-объектов и слов-атрибутов), привязанные к правой и левой кнопкам, подсказывающие испытуемому правильный способ нажатия на кнопки (Рис. 2-6). Количество дополнительных групп основных экспериментальных серий, исследующих отношения к более, чем двум объектам (конкурирующих) установки, в принципе, неограниченно.

Способ осуществляется следующим образом.

Предварительно формируют две группы семантических стимулов, которые должны предъявляться испытуемому. Эти стимулы могут различаться в соответствии с целями и задачами исследования. Первая группа стимулов (стимулы-объекты, или «праймы») представляет собой слова и/или изображения, символизирующие объект исследуемой установки. Рекомендуется (хотя это и не обязательно) формировать, как минимум, две подгруппы стимулов-объектов, символизирующие две альтернативные мотивационные тенденции. Например, если исследуется импульсивная склонность к курению, то объектом установки является сам акт курения («курение»), и логично также исследовать конкурирующую установку: отношение к здоровому образу жизни («не курю») как объект второй установки. Присутствие в эксперименте двух альтернативных подгрупп стимулов-объектов позволяет сравнить силу двух конкурирующих установок, принимая в расчет вероятность того, что поведенческий акт (акт курения, например) является результирующей столкновения разнонаправленных мотивационных тенденций. Символы объекта «курение» объединяются в первую подгруппу стимулов-объектов, а символы объекта «не курю» - во вторую подгруппу стимулов-объектов: не менее четырех стимулов-объектов для каждого объекта установки. Важно также сформулировать точные и короткие названия для подгрупп объектов исследуемых установок, поскольку они будут помещены вверху с правой или левой стороны экрана белым цветом в качестве подсказки для правильного нажатия левой или правой кнопки. Эти названия должны точно отражать в представлении испытуемого исследуемую мотивационную тенденцию (Например: «КУРЕНИЕ» и «НЕ КУРЮ»).

Вторая группа семантических стимулов (слова-атрибуты) представляет собой две подгруппы эмоционально противопоставленных существительных и/или прилагательных, имеющих явный положительный и отрицательный оценочный смысл в субкультуре, к которой принадлежит испытуемый (например, «счастье», «добрый», «обман», «вредный» и т.п.). Каждая подгруппа слов-атрибутов содержит только положительные или только отрицательные слова, по восемь и более в группе. Необходимо также сформулировать два коротких и точных обозначения для подгрупп слов-атрибутов, например «ХОРОШО» и «ПЛОХО». Эти названия помещаются вверху экрана зеленым цветом в качестве подсказки для правильного нажатия кнопок.

В ходе экспериментальных серий черно-белые стимулы-объекты и зеленые слова-атрибуты поочередно предъявляются в центре экрана компьютера в соответствии с заранее подготовленным алгоритмом, при этом порядок их предъявления из списка рандомизирован.

Перед началом работы испытуемого знакомят с общей инструкцией (Рис. 1). Согласно инструкции, ему следует реагировать на появление на экране слов либо изображений нажатием на одну из двух кнопок на клавиатуре, например, правую и левую стрелки. С помощью этих кнопок испытуемые должны классифицировать две группы слов и/или изображений. Группы различаются по цвету и содержанию. Группа стимулов-объектов -это черно-белые изображения либо белые слова на темном фоне. Другая группа (зеленые слова на темном фоне) - состоит из двух групп положительных и отрицательных слов. Испытуемого заранее знакомят с содержанием всех групп стимулов, подчеркивая, что он должен классифицировать слова и/или изображения черно-белых и зеленых групп независимо друг от друга. Другим важным условием инструкции является максимально быстрое нажатие на соответствующие кнопки, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В случае, ели в ходе тренировки и основных экспериментальных серий испытуемый допускает ошибку, на экране появится предупреждающий символ. В ответ на предупреждение, согласно общей инструкции, испытуемый просто должен как можно быстрее нажать альтернативную кнопку и продолжать работу.

Исследование состоит из двух обучающих экспериментальных серий и, как минимум, - группы из двух основных экспериментальных серий. В течение всего исследования перед каждой экспериментальной серией дается уточняющая инструкция, предписывающая действия испытуемого, а вверху экрана (справа и слева) помещаются подсказки - названия групп стимулов-объектов и слов-атрибутов, соответствующие правой и левой кнопкам (см. Рис 2-6). Внутри отдельной серии эти правила неизменны. В первой обучающей экспериментальной серии испытуемые тренируются безошибочно реагировать на черно-белые стимулы-объекты, во второй - на зеленые слова-атрибуты. Во второй обучающей экспериментальной серии за каждой из двух кнопок на клавиатуре компьютера путем упражнения закрепляется функция положительной и отрицательной оценки, причем испытуемый не догадывается об истинной цели тренировки (Рис. 2). На

протяжении всего исследования привязка зеленых подгрупп эмоционально противоположных слов-атрибутов к правой и левой кнопкам не меняется.

Основные экспериментальные серии направлены на независимое измерение положительного и отрицательного отношения к объекту установки. Если исследуется установка только к одному объекту, то проводится одна группа из двух основных экспериментальных серий; если исследуются установки к двум и более объектам, количество основных экспериментальных серий увеличивается кратно двум для каждого объекта установки. Предупреждение об очередной ошибке выводится на протяжении всех экспериментальных серий.

В первой основной экспериментальной серии объект установки, символизируемый черно-белыми словами и/или изображениями, привязывается с помощью инструкции к кнопке, ассоциированной с положительными словами. Вверху экрана на стороне кнопки его привязки в качестве подсказки помещается название объекта установки (например, слово «Курение»). Помимо названия категории стимулов-объектов, в качестве подсказки вверху, по сторонам экрана, экспонируются слова (напр., «Хорошо» и «Плохо»), указывающие на кнопки (правую и левую), которые следует нажать при появлении зеленых слов. По инструкции к очередной основной экспериментальной серии, испытуемый должен нажимать соответствующую кнопку каждый раз при появлении на экране стимулов-объектов, символизирующих означенный в подсказке объект установки; независимо от этого, испытуемый должен нажимать соответствующие кнопки и при появлении зеленых слов-атрибутов (Рис. 5). Таким образом, задача независимой классификации состоит в том, чтобы нажимать одну и ту же кнопку и в случае появления на экране символов-объектов (черно-белого слова и/или изображения), и в случае появления на экране вслед за ним зеленого положительного слова; в случае появления отрицательного зеленого слова испытуемый должен нажимать альтернативную кнопку. Если в первой из двух основных экспериментальной серии, посвященных данному объекту установки, он был привязан к левой кнопке (ассоциированной с положительными словами), то в следующей основной экспериментальной серии этой группы его привязка перемещается на противоположную кнопку. Теперь испытуемый должен нажать одну и ту же кнопку и при появлении стимула-объекта (черно-белых слов и/или изображений, напр., символизирующих «Курение»), и при появлении вслед за ним отрицательного зеленого слова-атрибута (Рис. 6). Всего каждая основная экспериментальная серия включает от 30 до 90 последовательных сочетаний «стимул-объект - слово-атрибут», поровну для положительных и отрицательных слов-атрибутов. Порядок привязки стимулов-объектов сначала к положительной, а затем к отрицательной кнопке не является принципиальным

условием, и может быть изменен на противоположный, если это предусмотрено исследованием.

Если нужно измерить установку к противопоставляемым объектам (например, установку на курение, и на отказ от курения), аналогичная процедура проводится и для противопоставляемого объекта (напр., используя изображения, символизирующие установку «Не курю») (см. Рис. 3, 4). В этом случае полная процедура исследования включает не две, а четыре основные экспериментальные серии, объединенные в две группы. Объединение серий в группы имеет логический, а не процедурный смысл, т.е. это не означает, что основные экспериментальные серии, принадлежащие к одной группе, не могут перемежаться с основными экспериментальными сериями, принадлежащими к другой группе. Важен главный принцип заявленного способа: в отдельной основной экспериментальной серии исследуется отношение только к одному объекту установки.

В основных экспериментальных сериях слова и/или изображения подгруппы стимулов-объектов чередуются в случайном порядке с постоянным либо изменяющимся интервалом предъявления. Экспонирующиеся вслед за ними положительные и отрицательные слова-атрибуты также чередуются в случайном порядке так, что испытуемый не может предугадать, положительное или отрицательное слово-атрибут появится в следующий момент, и какое именно слово появится. После стимула-объекта всегда экспонируется слово-атрибут, причем после предъявления слова-атрибута перед предъявлением следующего стимула-объекта вставляется переменный временной промежуток не менее 100 мс. Слова-атрибуты предъявляются вслед за стимулами-объектами с промежутком от 0 до 300 мс. Латентное время выбора нажатия на правую и левую кнопки клавиатуры фиксируется с точностью до 1 мс.

В качестве числового индикатора эмоциональной установки выступает как простая разность среднеарифметических латентных периодов реакции испытуемого в условиях альтернативных комбинаций групп стимулов, так и разности сумм нормализованных отклонений, взвешенные к общим среднеарифметическим и стандартным отклонениям распределения реакций данного испытуемого при альтернативных условиях классификации - Z-характеристики. В качестве меры значимости эмоциональной установки на индивидуальном уровне выступают параметрические и непараметрические статистические критерии значимости различий t-Стьюдента, Т-Вилкоксона и Хи-квадрат Пирсона между скоростью реакции на различно скомбинированные группы стимулов.

Латентные периоды нажатия на кнопки в ответ на предъявленные стимулы фиксируются в файле результатов с учетом всех существенных условий экспериментальных серий при разных комбинациях «кнопка - стимул-объект - слово-

атрибут». При интерпретации результатов, как и в прототипе, принимается правило: скорость нажатия на кнопку определяется имплицитным присутствием в процессе классификации эмоциональной категории, сходством либо противоположностью эмоционального отношения, ассоциирующегося у испытуемого с объектом установки. Скорость реакция замедляется при несовпадении и ускоряется при совпадении эмоциональной валентности, связанной в сознании и/или подсознании испытуемого со стимулами-объектами и словами-атрибутами.

В отличие от прототипа, источником информации о наличии и характере эмоциональной установки является не только сравнение времени реакции в двух альтернативных условиях классификации, но и комплекс характеристик реакции испытуемого в условиях предъявления изолированных объектов конкурирующих установок по отдельности. Например, сравнение латентных периодов реакций в двух основных экспериментальных сериях группы, посвященной одному объекту установки, позволяет судить о положительном либо отрицательном отношении только к нему. Помимо этого, отношение к предъявляемому стимулу-объекту влияет на скорость реакции на эмоциональное слово-атрибут, предъявляемое следом за ним, как это происходит в процедуре оценочного прайминга (Fazio, R. Н., Sanbonmatsu, D. М., Powell, М. С, & Kardes, F. R. (1986). On the automatic activation of attitudes. Journal of Personality and Social Psychology, 50, 229-238). Усредненные латентные периоды ситуаций «Рис. 3 минус Рис. 6» сравниваются с таковыми для ситуаций «Рис. 4 минус Рис. 5». Это дает возможность учесть разницу реакций при сочетании объектов с «положительной» и «отрицательной» кнопками, т.е. исследовать оценочный прайминг-эффект. Если человек не курит, реакция в ситуации, изображенной на Рис. 3, будет существенно быстрее, чем таковая для ситуации Рис. 4, а реакция в ситуации, изображенной на Рис. 5, медленнее, чем таковая для ситуации Рис. 6.

В случае проведения четырех основных экспериментальных серий (2×2) с двумя наборами стимулов-объектов, символизирующими объекты двух конкурирующих установок, к одной кнопке привязаны как стимул-объект, так и эмоциональное слово-атрибут, т.е. присутствует задача на классификацию стимулов (хотя и в редуцированном виде, поскольку второй объект эмоциональной установки явно не представлен). Усредненные латентные периоды ситуаций «Рис. 3 + Рис. 6» сравниваются с таковыми для ситуаций «Рис. 4 + Рис. 5», что сопоставимо с IAT-эффектом Теста Имплицитных Ассоциаций, как и в прототипе.

1. Способ объективного измерения эмоциональных установок, включающий измерение разницы в скорости реакции нажатия на одну из двух клавиш клавиатуры компьютера при различных сочетаниях экспонируемых в центре дисплея двух подгрупп стимулов-объектов, символизирующих объекты двух конкурирующих по смыслу эмоциональных установок, с двумя эмоционально-полярными подгруппами слов-атрибутов, первую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих изучаемый первый объект эмоциональной установки, а вторую подгруппу стимулов-объектов формируют из слов и/или изображений, символизирующих альтернативные мотивационные тенденции по отношению к первому, в первую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с положительной эмоциональной валентностью, во вторую подгруппу слов-атрибутов объединяют слова с отрицательной эмоциональной валентностью, предъявление стимулов-объектов чередуется с предъявлением слов-атрибутов, стимулы-объекты предъявляют на темном фоне белым цветом либо черно-белыми изображениями, слова-атрибуты предъявляют на темном фоне зеленым цветом, исследование предваряется общей инструкцией, знакомящей испытуемого с содержанием всех подгрупп стимулов и кнопками клавиатуры, каждая экспериментальная серия предваряется уточняющей инструкцией, предписывающей действия испытуемого, в которой излагаются правила привязки каждой подгруппы стимулов к соответствующим кнопкам в данной экспериментальной серии, перед основными экспериментальными сериями проводят две обучающие экспериментальные серии, в которых испытуемые тренируются правильно нажимать кнопки в ответ на предъявление сначала двух подгрупп только стимулов-объектов, затем двух подгрупп только слов-атрибутов, привязка положительной и отрицательной подгрупп слов-атрибутов к правой и левой кнопкам остается неизменной в течение всех основных экспериментальных серий, в одной основной экспериментальной серии латентные реакции на появление на экране стимулов-объектов и слов-атрибутов измеряют при одной заранее определенной инструкцией привязке объекта эмоциональной установки к правой и левой кнопкам, и испытуемый имеет вверху по сторонам экрана постоянные надписи, подсказывающие ему правильный способ классификации, в другой основной экспериментальной серии привязка с помощью уточняющей инструкции объекта эмоциональной установки к положительной и отрицательной кнопкам меняется на противоположное, при чем вверху по сторонам экрана экспонируются новые постоянные надписи, подсказывающие испытуемому правильный способ классификации, правильным считается нажатие на ту кнопку, на стороне которой вверху экрана помещены постоянные надписи, обозначающие белым цветом объект эмоциональной установки и зеленым цветом эмоциональную валентность слов-атрибутов, при ошибочном нажатии на кнопку на экран выводится предупреждение, слова и/или изображения из подгрупп стимулов-объектов и слов-атрибутов предъявляются в случайном порядке с постоянным либо изменяющимся интервалом предъявления, после стимула-объекта всегда экспонируют слово-атрибут, предъявление слов-атрибутов также варьируется в случайном порядке по признаку эмоциональной валентности, латентное время выбора нажатия на правую и левую кнопки клавиатуры фиксируется с точностью до 1 мс, отличающийся тем, что в каждой основной экспериментальной серии исследуется эмоциональная установка только к одному объекту, причем исследованию эмоциональной установки к одному объекту посвящена группа из двух основных экспериментальных серий, в одной основной экспериментальной серии группы исследуется позитивный компонент установки, в другой основной экспериментальной серии группы исследуется негативный компонент установки к данному объекту, если в одной основной экспериментальной серии группы с помощью уточняющей инструкции и подсказок вверху экрана объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, к которой привязан положительный полюс валентности слов-атрибутов, и испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и слов-атрибутов положительной валентности, а при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности должен нажимать противоположную кнопку, то в другой основной экспериментальной серии группы этот же объект эмоциональной установки привязывается к кнопке, связанной с отрицательным полюсом валентности слов-атрибутов, и, согласно уточняющей инструкции и подсказкам вверху экрана, испытуемый должен нажимать ее как при появлении в центре экрана стимулов-объектов, символизирующих данный объект эмоциональной установки, так и при появлении слов-атрибутов отрицательной валентности, а при появлении слов-атрибутов положительной валентности испытуемый должен нажимать противоположную кнопку, каждая основная экспериментальная серия включает от 30 до 90 сочетаний последовательных предъявлении «стимул-объект - слово-атрибут», поровну для положительных и отрицательных слов-атрибутов, после предъявления слова-атрибута перед предъявлением следующего стимула-объекта используется переменный временной промежуток не менее 100 мс, слова-атрибуты предъявляют вслед за стимулами-объектами с промежутком от 0 до 300 мс.

2. Способ по п. 1 отличающийся тем, что исследованию отношения к объекту конкурирующей эмоциональной установки посвящена дополнительная группа из двух
основных экспериментальных серий с чередующейся между основными экспериментальными сериями внутри группы контрастной привязкой объекта конкурирующей установки и символизирующих его стимулов-объектов к кнопкам, связанным с положительной и отрицательной эмоциональной валентностью.

3. Способ по п. 1 отличающийся тем, что количество дополнительных групп по две основные экспериментальные серии, посвященных исследованию отношения к объектам конкурирующих эмоциональных установок, не ограничено.

4. Способ по п. 1 отличающийся тем, что в качестве меры выраженности измеряемой эмоциональной установки выступают параметрические и непараметрические статистические критерии значимости различий между скоростью реакции на различно скомбинированные группы стимулов-объектов и слов-атрибутов, а значимость статистического критерия обосновывает валидность диагностического вывода о наличии мотивационной тенденции.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, конкретно к клинической психологии и коррекционной педагогике, и может быть использовано для оценки социального поведения детей первых трех лет жизни с болезнями нервной системы и расстройствами психики.

Изобретение относится к медицине, конкретно - к клинической психологии и специальной психологии, и предназначено для оценки степени риска возникновения девиантного поведения у детей.

Изобретение относится к области медицины, а именно к цветотерапии, и может найти применение в детской психологии для снижения негативного состояния у детей с когнитивными нарушениями, эпилепсией, надсегментарными вегетативными расстройствами, задержкой психо-речевого и моторного развития.

Изобретение относится к области психологии, психофизиологии и, в частности, может быть использовано для определения и представления в числовой форме психологических показателей операторов высокотехнологического оборудования.

Изобретение относится к медицине и, в частности, может быть использовано для оценки и развития способности различения объектов на маскирующем фоне операторами городского видеонаблюдения, разведчиками, снайперами, диспетчерами воздушного движения, операторами радиолокационных станций, астрономами и другими специалистами подобного профиля.

Изобретение относится к области здравоохранения, а именно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может использоваться врачами, педагогами и психологами при проведении диагностики функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев.

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека.

Изобретение относится к медицине, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике в процессе исследования и восстановительного обучения больных с нарушениями зрительной памяти.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, нейропсихологии и профессиональной патологии. Проводят нейропсихологическое исследование состояния высших психических функций у стажированных работников химических предприятий, контактирующих с винилхлоридом (ВХ), и определяют следующие показатели по схеме А.Р.

Изобретение относится к области медицины, психологии и нейрореабилитации. Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для терапии пациентов с нарушением высших психических функций, включает терминальное устройство врача и, по крайней мере, одно терминальное устройство пациента, представляющее собой компьютер с загруженным программным приложением; блок аналитической обработки данных, получаемых в процессе выполнения тестов и упражнений.

Изобретение относится к медицине, а именно к детской стоматологии и клинической психологии, и может быть использовано для оценки представлений детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 12 лет о профилактике стоматологических заболеваний. Предъявляют ребенку стимульный материал, который представляет собой 12 цветных рисунков-вопросов на 12 карточках. Необходимо дать логический ответ на вопрос: чего не хватает на рисунке. Причем рисунки-вопросы отражают следующие тематические блоки: «Питание»: мальчик с пустым стаканом в руке на фоне луга с пасущейся коровой; мальчик, сидящий за пустым столом и держащий в руках вилку с пирожным; девочка, сидящая за пустым столом и держащая в руках вилку с грушей; «Предметы и средства гигиены полости рта»: зубная щетка без щетинок; девочка, стоящая около умывальника и держащая в одной руке зубную пасту, вторая рука пустая; девочка, тянущаяся к пустой полке с зубной щеткой в руках; «Строение зубочелюстной системы»: улыбка без передних верхних зубов; открытый рот без языка; коронка зуба без корня; «Стоматологическая помощь»: мальчик с припухшей щекой и повязкой вокруг лица; врач-стоматолог без инструментов в руках; врач-стоматолог на рабочем стуле без стоматологической установки. При этом, когда ребенок самостоятельно дает правильный ответ, то результат оценивают в 3 балла. При правильном ответе после 1-3 наводящих вопросов оценивают в 2 балла. При правильном ответе с помощью подсказки-предъявления рисунков-ответов на одном листе оценивают в 1 балл, а при отсутствии правильного ответа результат оценивают в 0 баллов. По сумме баллов специалист оценивает уровень осведомленности ребенка по каждому из тематических блоков в отдельности, при 0-3 балла - низкий уровень осведомленности ребенка о профилактике стоматологических заболеваний, при 4-6 баллов - средний уровень осведомленности, 7-9 баллов - высокий уровень осведомленности. Способ позволяет дифференцированно оценить уровень осведомленности детей по тематическим блокам и построить дальнейшее взаимодействие с ребенком за счет выявления его знаний о питании, предметах и средствах гигиены полости рта, строении зубочелюстной системы и о стоматологической помощи. 26 ил., 11 табл., 5 пр.

Изобретение относится к области психологических тестов. Техническим результатом является повышение точности оценки эмоциональной реакции объекта исследования. Способ содержит этапы, на которых: обеспечивают объекту контекст; воздействуют на объект визуальными стимулами, представление визуального стимула в течение первого промежутка времени, имеющего заданную продолжительность, равную более 500 миллисекунд и менее 1000 миллисекунд; предоставление разрешенного периода сразу после окончания первого промежутка времени, причем разрешенный период имеет заданную продолжительность, равную вплоть до 300 миллисекунд; в ответ на представление по меньшей мере одного из визуальных стимулов принимают от объекта выбор визуального стимула в пределах второго промежутка времени, включающего в себя первый промежуток времени и разрешенный период; сохраняют информацию, которая представляет собой предкогнитивную эмоциональную реакцию объекта на каждый из выбранных визуальных стимулов; определяют, основываясь на по меньшей мере некоторой из сохраненной информации, одну или более доминирующих эмоциональных характеристик объекта по отношению к контексту. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к области медицины, психофизиологии, физиологии, психологии, когнитивной офтальмологии, оптике, нелинейной динамике и может быть использовано в нейронауке, изучении деятельности головного мозга, в области образования. Используют плоскостное изображение (Иэг), создающее восприятие глубины и объема, стереограмму (Истг), осуществляют их плоскостное и трехмерное восприятие, выделяют альфа- и тета-активность и для Истг и Иэг определяют, во-первых, превышение мощности тета-ритмов над альфа-ритмами, во-вторых, превышение мощности тета- и альфа-ритмов ЭЭГ активности на правом полушарии над левым, в-третьих, на правом и левом полушарии выявляют увеличение мощности в условиях трехмерного восприятия по сравнению с плоскостным. Способ позволяет расширить психофизиологические особенности способности воспринимать плоскостные изображения с эффектами глубины, объема. 4 ил.

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Используют скрининговую «Шкалу для выявления алекситимии у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития» для определения основных составляющих алекситимии. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. По составляющей шкалы «трудности идентификации чувств» оценивают в три балла наличие признака в ответах на вопросы о непонимании своих чувств, наличии «непонятных даже врачу телесных ощущений», трудностях определения чувства в ситуации «когда я расстроен», затруднениях в их вербализации и отсутствии привычки мечтать о будущем и затруднении определения причины «почему я плачу». По составляющей шкалы «трудности описания чувств» оценивают в три балла наличие трудностей определения своих внутренних ощущений, необходимость вербализации своих чувств и отношения к другим людям, особенно к близким, и трудности в определении своих чувств. По составляющей шкалы «внешне-ориентированный тип мышления» оценивают в три балла наличие признака «предпочтение говорить о делах, а не о чувствах», предпочтение просмотра юмористических передач, а не «фильмов о чужих проблемах», согласие с утверждением «знать пути решения проблем важнее понимания их причин», при нежелании знать причину проблемы и понимать свои чувства. В два балла оценивают ответы «ни то, ни другое» на все вопросы. В один балл оценивают согласие с утверждениями «я мечтаю о будущем», «когда я плачу, всегда знаю причину», «могу легко сказать, что я чувствую», «хочу знать причину своей проблемы», «важно понимать свои чувства». При значениях суммы баллов 22 и ниже определяют норму без алекситимических проявлений. При значениях суммы баллов 23-28 определяют группу риска и проводят психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. При значениях суммы баллов 29 и выше определяют алекситимию и проводят психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные мероприятия. Способ позволяет выявить алекситимию у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития за счет проведения тестирования по «шкале для выявления алекситимии» и проведения мероприятий по устранению алекситимии. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и посвящено оценке возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ. Определяют уровень клинических признаков иммунологической недостаточности, нижний порог болевой чувствительности, индекс враждебности, уровень ситуативной тревожности, оценку отношения к изопропанолу с использованием визуально-аналоговой шкалы. Вычисляют риск возникновения расстройств с внутривенным употреблением психоактивных веществ по математической формуле. В зависимости от полученного значения результата расчета определяют высокий уровень риска расстройств или низкий уровень риска расстройств. Способ позволяет оценивать уровень риска возникновения психических и поведенческих расстройств, вызванных внутривенным употреблением психоактивных веществ, и своевременно проводить профилактические мероприятия за счет определения прогностических показателей. 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может найти применение при профессиональном отборе по уровню развития психофизиологических качеств. Испытуемому предлагают выдвигающиеся поочередно на экран монитора прямые линии разной длины, движущиеся с постоянной скоростью. Испытуемый должен остановить линию до выхода конца линии на экран. Каждой линии присваивается количество баллов, пропорциональное ее длине. Предварительно испытуемому ставится задача набрать максимальное количество баллов, которые определяются пропорционально отрезку линии от ее начала до точки останова и суммируются. При этом также указывается, что если испытуемый не успел нажать на клавишу до окончания линии, то баллы данной линии вычисляются из набранного результата. Оценивают склонность к риску как высокую в случае, если набранная испытуемым средняя по всем линиям сумма баллов без учета знака составляет более 75% от средней суммы баллов всех линий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания и может быть использовано для улучшения работоспособности человека. Проводят занятия мотивирующими играми, направленными на восстановление работоспособности. Занятия проводят под контролем суммарных показателей PQRST и вегетативного баланса, а также психомоторных функций. Занятия представляют собой мотивирующие игры в виде фрагментов спортивных игр с упрощенной техникой, доступной для быстрого освоения: бадминтон, и/или теннис-пласт, и/или футбол, и/или гольф. Мотивирующие игры проводят через сетку в зале или на улице, на компактной площадке с участием от 2 до 8 человек. Способ позволяет эффективно улучшить работоспособность человека за счет комплексного воздействия на организм человека мотивирующих игр. 6 з.п. ф-лы, 25 ил., 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к оптике, стереоскопии, физиологии и может быть использовано в экспериментальной психологии, нейронауке, когнитивной науке, образовании. Предлагается идентифицировать способность восприятия глубины и объема плоскостных изображений как элементов инсайтного механизма мышления. Для реализации способа предъявляют плоскостное изображение, создающее эффекты восприятия глубины и объема, и при возникновении движения слоев цветовой палитры друг относительно друга фиксируют увеличение диаметра зрачка глаз и получают инсайтное решение. Способ позволяет проводить качественное изучение инсайтной способности. 2 ил.

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к устройству измерения стресса и к способу определения уровня стресса пользователя. Устройство измерения стресса содержит входной интерфейс для приема сигнала проводимости кожи, процессор для обработки данных измерений проводимости кожи, причем процессор выполнен с возможностью определения, по меньшей мере, для части данных измерений проводимости кожи значений времени нарастания, по меньшей мере, между двумя различными точками данных измерений проводимости кожи, чтобы определить частотное распределение значений времени нарастания и определить уровень стресса пользователя, основываясь на определенном частотном распределении. Группа изобретений позволяет определить уровень стресса пользователя, в частности в течение длительного периода времени. 7 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при проведении психологических исследований и диагностике. Испытуемому дают задание, которое включает первый и второй тесты. По первому тесту оценивают темпоритмические особенности психомоторной активности и психологические особенности темперамента, для чего испытуемому предъявляют изображение окружности, на которой имеются три метки: подвижная зеленая, неподвижная красная и белая метка, которая является непреодолимым барьером для подвижной метки, причем в первой части теста подвижная метка перемещается равномерно, а во второй - с разными скоростями в разных секторах окружности, а задание состоит в совмещении подвижной метки с неподвижной вращением рукоятки пульта. По полученным показателям определяют основные или промежуточные типы темперамента по типологии Айзенка и соответствующие им параметры эмоциональной устойчивости и темпа действий. Далее вычисляют показатель различий эмоциональной устойчивости и показатель различия темпов действий по математическим формулам. Затем определяют параметр гибкости действий. По второму тесту оценивают степень согласованности совместных действий испытуемого с условным партнером, формируемым компьютерной программой по типу межличностного поведения: «лидер», «ведомый», «сотрудничающий», «эгоист» по количеству решенных гомеостатических задач. По полученным параметрам определяют комплексный показатель совместимости испытуемых по математическому выражению с учетом пройденных тестов. На основании полученного значения делают вывод о совместимости испытуемых в группе. Способ позволяет осуществить оценку совместимости испытуемых при формировании профессиональных подразделений по результатам предварительного тестирования неограниченного числа испытуемых за счет определения информативных значений параметров гомеостатической методики. 1 з.п. ф-лы, 3 ил, 6 табл.
Наверх