Устройство защиты полых изделий от превышения заданной величины внутреннего избыточного давления газа

Изобретение относится к испытательной технике, в частности, к установкам для ресурсных испытаний фюзеляжей летательных аппаратов нагрузками, создаваемыми внутренним избыточным давлением сжатого воздуха. В устройство, содержащее гидрозатвор, содержащий нижний и верхний баки, соединенные между собой трубопроводом, дополнительно введены клапан, камера, образованная крышкой клапана и гибкой мембраной, затвор клапана посредством штока соединен с гибкой мембраной, а внутренний объем камеры соединен с входами самого клапана и гидрозатвора. Технический результат заключается в снижении конструктивных размеров устройства защиты объектов испытаний от превышения заданной величины внутреннего избыточного давления газа, упрощении перенастройки устройства на разные величины давления. 1 ил.

 

Изобретение относится к испытательной технике, в частности, к устройствам зашиты от разрушения гермофюзеляжей летательных аппаратов при испытаниях их на прочность внутренним избыточным давлением.

Известны общепромышленные предохранительные грузовые клапаны, например КПС-0.7, в основу работы которых положен метод уравновешивания весом запорного элемента (затвора) давления газа, действующего на этот запорный элемент со стороны предохраняемого объекта (парового котла и т.п.).

Недостатками предохранительных клапанов грузового типа является малая точность срабатывания, большая величина груза (т.е. громоздкость конструкции при создании такого вида клапанов на большие проходные сечения диаметром 200÷600 мм) и трудоемкость перестройки их работы с одного уровня давления на другой. Например, при диаметре седла предохранительного клапана 400 мм груз, давящий на затвор, при давлении срабатывания 0,65 атм должен быть весом 816 кг.

Широко известны предохранительные клапаны, в которых давление газа со стороны предохраняемого объекта уравновешивается силой сжатия пружины, настроенной на заданный уровень предельного давления. К этому классу клапанов, в частности, относятся предохранительные клапаны в системе кондиционирования воздуха на летательных аппаратах, например клапан предохранительный 4617. Расход воздуха через этот клапан при избыточном давлении 0,95 кгс/см2 и температуре 20±10°C от 80 до 100 кг/ч.

Открытие клапана происходит при давлении (0,95+0,05) кг/см, закрытие (0,95-0,05) кг/см. Погрешность открытия клапана в переводе на высоту водяного столба составляет 500 мм.

Недостатками указанных клапанов является малый с точки зрения прочностных испытаний расход воздуха, невысокая точность работы из-за изменения усилия при сжатии пружины, а также зависимость ее жесткости от температуры. Из приведенного выше примера видно, что погрешность срабатывания клапана превышает 5%. Технология испытаний гермофюзеляжей современных крупногабаритных самолетов требует наличия в составе стендового оборудования предохранительных устройств с большими проходными сечениями для обеспечения безопасности испытаний в случае возникновения аварийных ситуаций в линиях подачи сжатого воздуха в фюзеляже. Необходимый диапазон расходов воздуха через предохранительные клапаны при наземных испытаниях различных типов гермофюзеляжей находится в диапазоне от 600 до 6000 кг/час, при перепаде давления на клапанах от 0,6 до 0,95 кг/см2, т.е. минимум в десятки раз превышает возможности штатного оборудования летательных аппаратов и промышленных клапанов пружинного типа, что практически исключает их применение как защитных средств в системах наддува гермофюзеляжей при испытаниях.

Наиболее близким к предложенному устройству является устройство защиты полых изделий от превышения заданной величины избыточного давления, построенное на основе гидрозатвора.

Такое устройство защиты используется в системе пневматического нагружения фюзеляжа летательного аппарата, описанное в патенте РФ №2416075, МПК G01M 5/00, "Установка для нагружения сжатым воздухом гермофюзеляжа летательного аппарата при испытании на выносливость". В этой установке для защиты фюзеляжа от перегрузки внутренним избыточным давлением сжатого воздуха установлен гидрозатвор. Герметичный нижний бак этого гидрозатвора, заполненный водой, трубопроводом связан с фюзеляжем, а уровень срабатывания гидрозатвора задан высотой мерной трубы, входящей в его состав и соединенной с верхним баком. При увеличении давления в гермофюзеляже вода из герметического бака выдавливается в мерную трубу. При программной величине давления в гермофюзеляже уровень воды в мерной трубе не достигает ее верхнего конца. Если в случае аварийной ситуации давление в гермофюзеляже вырастет выше программного, вода поднимается до верхнего конца мерной трубы и выплескивается из гидрозатвора в верхний бак. В результате этого воздух из гермофюзеляжа через освободившуюся от воды мерную трубу будет выходить в атмосферу. Диаметры мерной трубы и трубопровода в зависимости от размеров испытуемых изделий достигают 200÷600 мм.

Достоинством гидрозатвора является высокая точность его срабатывания, значительно большая чем 500 мм водяного столба, а именно 50 мм водного столба.

Недостатки - конструктивная громоздкость, необходимость в большом количестве воды и трудоемкость перестройки с одного уровня срабатывания на другой.

Причиной указанного недостатка является совмещение в водяном столбе гидрозатвора двух функций, функции затвора предохранительного устройства и функции задатчика величины давления срабатывания предохранительного устройства.

Техническим результатом предлагаемого устройства является многократное снижение конструктивных размеров предохранительных устройств при сохранении высокой точности срабатывания за счет разделения указанных выше функций и простота переналадки с одной величины заданного давления на другую.

Технический результат достигается тем, что в устройство защиты полых изделий от превышения заданной величины внутреннего избыточного давления газа, включающее в свой состав гидрозатвор, содержащий нижний и верхний баки, соединенные между собой трубопроводом, дополнительно введены клапан и регулируемый вентиль, причем клапан состоит из запорного элемента и камеры, образованной крышкой клапана и гибкой мембраной, при этом седло запорного элемента является частью корпуса клапана, а затвор запорного элемента посредством штока соединен с гибкой мембраной, кроме того, внутренний объем камеры соединен гибкими трубопроводами с входами самого клапана и нижнего бака гидрозатвора, трубопровод гидрозатвора выполнен в виде гибкого шланга, а на трубопроводе, соединяющем камеру с входом клапана, расположен регулируемый вентиль.

Устройство (см. фиг. 1) состоит из гидрозатвора, включающего в свой состав нижний герметичный бак 1, верхний негерметичный бак 2 и трубопровод 3 (мерную трубу), их соединяющий, корпуса 4 клапана, седла 5, совмещенного с корпусом 4 клапана, камеры 6, образованной крышкой 7 клапана и гибкой мембраной 8. Затвор 9 клапана соединен с мембраной 8 штоком 10. Камера 6 гибкими трубопроводами 11, 12, соответственно, соединена с входами клапана и нижнего бака гидрозатвора. Корпус 4 клапана и его крышка 7 герметично соединены. В корпусе клапана сделаны отверстия для прохода воздуха в атмосферу в случае его срабатывания. На гибком трубопроводе 11 расположен регулируемый вентиль 13. Седло 5 и затвор 9 образуют запорный элемент клапана. Трубопровод 3 выполнен в виде гибкого шланга.

Работает устройство следующим образом. Предварительно нижний герметичный бак гидрозатвора заполняют жидкостью (водой) в количестве, необходимом для создания гидростатического столба жидкости, обеспечивающего заданную величину давления срабатывания клапана. Верхний бак при наличии гибкого трубопровода гидрозатвора размещают на требуемой высоте. Седло 5 клапана закрывается затвором 9 под весом самого затвора и штока 10.

Воздух от защищаемого объекта поступает на вход клапана, а также по трубопроводам 11, 12 в камеру 6 и на вход в нижний бак 1 гидрозатвора. Площадь мембраны 8 не менее чем на 10% больше площади седла 5, поэтому затвор 9 во время работы сильнее прижимается к седлу 5 и не дает воздуху выходить из объекта в атмосферу. Кроме того, поступая в нижний бак гидрозатвора по трубопроводу 12, воздух выжимает жидкость из нижнего бака 1 в гибкий трубопровод 3 гидрозатвора. Давление в объекте может расти и поддерживаться на уровне, не превышающем высоту столба жидкости, ограниченную верхним концом гибкого трубопровода 3, находящегося в верхнем баке 2 гидрозатвора. Если давление в объекте превысит допустимый уровень, вода из гидрозатвора выльется в верхний бак и камера 6 через трубопровод 12 и гидрозатвор соединится с атмосферой. Давление в камере 6 упадет, и затвор 9 от давления на его нижнюю поверхность откроется и соединит защищаемый объект с атмосферой.

Для надежного срабатывания предохранительного клапана на трубопроводе 11 устанавливается регулируемый вентиль 13 для согласования гидравлических сопротивлений трубопроводов 3, 11, 12. Был изготовлен и опробован опытный образец устройства защиты полых изделий от превышения заданной величины внутреннего избыточного давления газа, подтвердивший заявленные технические характеристики.

Устройство защиты полых изделий от превышения заданной величины внутреннего избыточного давления газа, включающее в свой состав гидрозатвор, содержащий нижний и верхний баки, соединенные между собой трубопроводом, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введены клапан и регулируемый вентиль, причем клапан состоит из запорного элемента и камеры, образованной крышкой клапана и гибкой мембраной, при этом седло запорного элемента является частью корпуса клапана, а затвор запорного элемента посредством штока соединен с гибкой мембраной, кроме того, внутренний объем камеры соединен гибкими трубопроводами с входами самого клапана и нижнего бака гидрозатвора, трубопровод гидрозатвора выполнен в виде гибкого шланга, а на трубопроводе, соединяющем камеру с входом клапана, расположен регулируемый вентиль.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для тепловых испытаний авиационных конструкций. Установка содержит вентиляторы, электрические воздухонагреватели, термокамеру, коллекторы газообразного теплоносителя, датчики температур, систему автоматического управления, систему эвакуации отработанного теплоносителя.

Изобретение относится к системам безопасности в чрезвычайных ситуациях и может быть использовано для взрывозащиты зданий, сооружений, а также технологического оборудования.

Изобретение относится к области испытательной техники, а именно к установкам для испытаний образцов и фрагментов пространственных коробчатых (сварных, клеесварных, клепанных или клееклепанных) конструкций.

Изобретение относится к системе и способу измерения усталости для механических деталей летательного аппарата, например самолета, а также к способу технического обслуживания летательного аппарата.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к установкам для ресурсных испытаний фюзеляжей летательных аппаратов нагрузками, создаваемыми внутренним избыточным давлением сжатого воздуха.

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам испытания легких стальных опор на различные нагрузки. При реализации способа производят установку испытываемой конструкции в горизонтальное положение и закрепление на анкерной конструкции, установку блоков на испытываемой опоре и анкерной конструкции и соединение блоков тросом, одним концом закрепленным на анкерной конструкции, а другим - соединенным с силовым элементом.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для прочностных испытаний летательных аппаратов. Способ заключается в том, что для воспроизведения заданной программы знакопеременную нагрузку сжатия-растяжения прикладывают к одной из поверхностей испытываемой конструкции, например для консоли крыла - снизу.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний авиационных конструкций. Гидросистема включает электрогидравлический усилитель, блокирующие клапана с злектроуправлением, распределительные клапана с электроуправлением, сливные клапана, обратные клапана, ограничитель нагрузки, силовозбудитель и систему автоматического управления.

Область использования: стендовые испытания на прочность конструкций летательных аппаратов (ЛА), например обтекателей на внешнее давление при неравномерном нагреве. Сущность: нагреватель для стенда испытаний на прочность при неравномерном нагреве содержит гибкие поверхностные нагревательные элементы (НЭ) переменного сечения из токопроводящего материала и теплоизолирующую оболочку.

Изделие относится к области испытательной техники, в частности к устройствам для прочностных испытаний фюзеляжей летательных аппаратов. Стенд содержит систему циклических нагрузок сжатым воздухом, состоящую из источника сжатого воздуха, основного трубопровода подачи сжатого воздуха в фюзеляж с расположенным на нем входным большерасходным регулирующим клапаном, байпасного трубопровода, трубопровода сброса воздуха из фюзеляжа с расположенным на нем клапаном сброса, средствами защиты фюзеляжа от перегрузки избыточным давлением сжатого воздуха и устройством шумоглушения, а также средств автоматического программного управления, включающих в свой состав регулятор давления в фюзеляже и первый датчик давления.

Изобретение относится к области испытательной техники и предназначено для создания циклических трапециевидных программ нагружения избыточным давлением воздуха при прочностных испытаниях на ресурс фюзеляжей и других авиационных гермоотсеков. В ходе реализации способа устанавливают границы рабочего диапазона перемещений затвора малорасходного регулирующего клапана, обеспечивающего стабилизацию давления на горизонтальном участке программы нагружения, и в процессе стабилизации давления в фюзеляже положение затвора контролируют. В случае значительных изменений утечек воздуха из фюзеляжа в ходе ресурсных испытаний, вызывающих выход этого затвора за верхнюю или нижнюю заданную границу рабочего диапазона перемещений, дополнительно приоткрывают или прикрывают затвор большерасходного впускного клапана, чем автоматически возвращают затвор малорасходного клапана в его рабочий диапазон перемещений и обеспечивают тем необходимую высокую точность регулирования давления, создающего максимальное нагружающее воздействие на испытываемый объект. Технический результат заключается в повышении точности пневматического нагружения фюзеляжа самолета на горизонтальном участке программы испытаний. 3 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для мониторинга напряженности механических конструкций при их эксплуатации или проведении сертификационных ресурсных испытаний. Предлагаемый способ заключается в том, что при любом методе схематизации характерного периода эксплуатации или проведения ресурсных испытаний корреляционную таблицу составляют в режиме реального времени последовательно ячейку за ячейкой, задав допуски на идентичность величин параметров нагружения. Технический результат заключается в сокращении времени и вычислительных ресурсов для определения нагруженности конструкций, а также повышении точности регистрации степени нагруженности конструкций. 1 табл.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для создания циклических нагрузок внутренним избыточным давлением воздуха при испытаниях на ресурс фюзеляжей и других авиационных гермоотсеков. Устройство содержит источник сжатого воздуха со стабилизатором давления, испытываемый фюзеляж (гермоотсек), трубопроводы для подачи и сброса воздуха с большерасходными клапанами и трубопровод с малорасходным регулирующим клапаном для стабилизации давления в фюзеляже на горизонтальном участке циклических трапециевидных программ. В систему управления клапанами входят датчик давления в фюзеляже, датчик перемещения затвора малорасходного клапана, регулятор давления с задатчиками и переключателями, командоаппарат для управления последовательностью отработки циклов программ нагружения и схема самонастройки, обеспечивающая возврат затвора малорасходного клапана в рабочий диапазон перемещений путем организации автоматического дополнительного открытия и закрытия большерасходного клапана подачи воздуха при значительных изменениях утечек из фюзеляжа в процессе ресурсных испытаний. Технический результат заключается в повышении точности нагружения (наддува) фюзеляжа, повышение уровня автоматизации процесса ресурсных испытаний и универсальности применения для испытаний гермоотсеков, существенно различающихся как по объемам, так и по степени их негерметичности. 2 ил.

Изобретение относится к области испытательной техники. Устройство включает насосную станцию, гидрораспределители, гидроцилиндры, динамометры, рычажную систему, механизмы электрические прямоходовые, автоматическую систему управления. Механизмы электрические прямоходовые установлены в силовую цепочку каждого канала нагружения. Технический результат заключается в повышении надежности гидросистемы стенда для испытаний конструкций на прочность. 1 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к способам обеспечения непрерывного контроля состояния твердотопливных зарядов ракетных двигателей. Твердотопливный ракетный двигатель включает композитный корпус и защитный слой, состоящий из теплозащитного покрытия и защитно-крепящего слоя, выполнен раскрепленным для снижения уровня напряжений, возникающих при эксплуатации со стороны переднего и заднего торцов, при помощи манжет, а также снабжен системой контроля отслоений. Система контроля отслоений включает систему датчиков магнитного поля на основе эффекта Холла, детектируемую систему, в виде группы неодимовых магнитных элементов, а также электронно-вычислительную машину. Детектируемая группа неодимовых магнитных элементов размещена на защитно-крепящем слое в зонах вершин раскрепляющих манжет днищ корпуса двигателя, являющихся зонами перехода раскрепленной части заряда в скрепленную, а также в средней по длине части твердотопливного заряда. Изобретение позволяет обеспечить контроль отслоений на границах защитный слой-заряд и защитный слой-корпус, упростить систему контроля отслоений, а также сохранить конструктивную целостность двигателя при выявлении отслоений. 2 ил.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для контроля и исследования прочности при сдвиге клеевых соединений оболочек типа тел вращения. Сущность: осуществляют определение величины разрушающей силы при статическом нагружении клеевого соединения образца типа «труба в трубе» сжимающими усилиями, вызывающими сдвиг внутренней трубы относительно внешней трубы в направлении оси образца. Размеры клеевого соединения модельного образца и сжимающее усилие, в результате которого в клеевом слое возникают деформации сдвига, подбираются с учетом соответствия напряженного состояния клеевого слоя в клеевом соединении керамического обтекателя и напряженного состояния клеевого соединения модельного образца с использованием конечно-элементных моделей. Соотношение между эквивалентными напряжениями в клеевом слое клеевого соединения керамического обтекателя, геометрическими параметрами клеевого слоя модельного образца и усилием, сдвигающим внутреннюю трубу модельного образца, определяется по формуле. Технический результат: повышение эффективности контроля прочности клеевого соединения керамических обтекателей в процессе производства и при проведении опытно-конструкторских работ за счет замены испытаний натурных изделий их моделями, воспроизводящими условия работы клеевого соединения. 2 ил.

Изобретение относится к области оперативного дистанционного мониторинга зданий и сооружений при исследовании их прочностных свойств в условиях вибрационного воздействия естественного и техногенного происхождения. Сущность технического решения заключается в способе мониторинга зданий и сооружений, включающем измерение посредством, по крайней мере, одним датчиком параметров вибрации объекта, синфазно измеряющим три ортогональные проекции вектора ускорения, и состоит в том, что предварительно устанавливают датчик на элемент строительной конструкции здания или сооружения, ориентируя три его ортогональные измерительные оси в направлении главных осей симметрии здания или сооружения, одна из которых вертикальная, регистрируют измеренные проекции линейного ускорения микроколебаний под воздействием микросейсмического фона естественного и техногенного происхождения на ортогональные измерительные оси датчика, центрируют измеренные проекции линейного ускорения, выделяя полезный сигнал вычитанием из измеренного сигнала проекций вектора силы тяжести g на три ортогональные измерительные оси датчика, вычисляют амплитудочастотные характеристики проекций линейного ускорения по трем ортогональным осям с использованием прямого преобразования Фурье для зарегистрированного сеанса измерений, производят сглаживание сплайновой моделью амплитудочастотных характеристик проекций линейного ускорения по трем ортогональным осям, определяют визуально точки перегиба реализаций сглаживающих функций, аппроксимирующих амплитудочастотные характеристики проекций линейного ускорения по трем ортогональным осям, и соответствующих им амплитуд и частот измеряемого сигнала, производят ранжирование полученных оценок частот сигнала в порядке убывания их амплитуд, при этом принимают, что частота, которой соответствует наибольшая амплитуда, является частотой основного тона собственных колебаний здания или сооружения, а остальные частоты являются обертонами сигнала, нумерацию которых осуществляют в порядке убывания соответствующих им амплитуд, находят среднеквадратические оценки определяемых частот по точкам пересечения прямой, параллельной горизонтальной оси отсчета частот измеряемого сигнала, проходящей через локальный максимум по амплитуде, соответствующей частоте анализируемого тона собственных колебаний здания или сооружения, со сглаживающей моделью, представляющей совокупность числовых оценок амплитуд, увеличенных на величину среднеквадратической ошибки их оценивания, с последующим проецированием данных точек на ось отсчета частот измеряемого сигнала. Технический результат заключается в повышении точности и оперативности экспериментального определения характеристик собственных колебаний эксплуатируемых зданий и сооружений при исследовании их прочности в процессе мониторинга. 4 ил.

Изобретения относятся к испытательной технике, а именно к средствам и методам испытания уплотнений, в частности, уплотнений тюбингов. Для решения задачи изобретения в одном аспекте предлагается приспособление для испытания уплотнений, в частности уплотнений тюбингов, по меньшей мере, с одной ножкой с анкерным креплением, причем а) приспособление (1) для испытания содержит, по меньшей мере, одну первую плиту (2) с содержащей первую выемку (3) первой поверхностью (4) и, по меньшей мере, одну вторую плиту (12) с содержащей вторую выемку (13) второй поверхностью (14), причем поверхности (4, 14) плит (2, 12) расположены относительно друг друга, по меньшей мере, частично своими выемками (3, 13) напротив друг друга, и b) в первой и второй выемках (3, 13) соответственно укреплены с возможностью отсоединения, по меньшей мере, два элемента (5, 7, 15, 17) плиты. При этом элементы (5, 7, 15, 17) плиты выполнены таким образом, что они соответственно образуют в выемках (3, 13) паз (8, 18), в который содержащее, по меньшей мере, одну ножку (10) с анкерным креплением уплотнение (9, 19) может быть вложено таким образом, что i) происходит закрепление уплотнения (9, 19) посредством геометрического замыкания между элементами (5, 7, 15, 17) плиты и по меньшей мере, одной ножкой (10) с анкерным креплением, или ii) между элементами (5, 7, 15, 17) плиты и, по меньшей мере, одной ножкой (10) с анкерным креплением образовано промежуточное пространство (20), в которое может быть введен отвердевающий или отверждаемый материал (21). После отверждения материала (21) уплотнение (9, 19) закреплено посредством геометрического замыкания между элементами (5, 7, 15, 17) плиты, отвердевшим материалом (21) и, по меньшей мере, одной ножкой (10) с анкерным креплением. Технический результат заключается в упрощении испытания уплотнений. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к мониторингу технического состояния конструкций, в частности туннелей. Описанный способ включает осуществление распределенного акустического зондирования на одном по меньшей мере оптическом волокне, размещенном так, чтобы осуществлять мониторинг конструкции. Акустическую реакцию на движение транспорта по сети вблизи упомянутой конструкции обнаруживают и подвергают анализу, чтобы определить акустическую реакцию конструкции. Затем акустическую реакцию конструкции подвергают анализу, чтобы определить любое изменение в состоянии. Упомянутый способ использует обычное движение транспорта по сети, например поездов по железнодорожной сети, для акустического возбуждения конструкции и обнаружения результирующей реакции. Технический результат заключается в возможности обеспечения непрерывного мониторинга состояния конструкций транспортной инфраструктуры. 5 н. и 17 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области экспериментальной техники и может быть использовано преимущественно в стендах прочностных испытаний натурных конструкций, в том числе авиационных. Система служит для управления по меньшей мере одним исполнительным устройством, снабженным по меньшей мере одним датчиком обратной связи и содержащим блок управления, аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи, устройства по формированию и обработке дискретных сигналов управления, и включает автоматизированную систему управления верхнего уровня (АСУ верхнего уровня), через интерфейс соединенную с автоматизированной системой управления нижнего уровня (АСУ нижнего уровня). Система построена по блочно-модульному принципу, при этом автоматизированная система нижнего уровня выполнена с возможностью осуществления программной переконфигурации в зависимости от объема решаемых задач, определяемого командами АСУ верхнего уровня. Система размещена или непосредственно на гидравлическом нагружателе, или на расстоянии возможного взаимодействия с ним и содержит интерфейсный модуль, двусторонней связью соединенный с блоком управления, разделенным на модуль решающей части, в качестве которой используют микроЭВМ с операционной системой реального времени (ОСРВ), и модуль оперативной части, реализованный, например, на базе быстродействующей программируемой логической интегральной схемы (ПЛИС). При этом связь между АСУ нижнего уровня, АСУ верхнего уровня и элементами схемы, включая клапан управления, датчики обратной связи, выполнена в виде проводного и/или беспроводного высокоскоростного канала передачи данных. Технический результат заключается в повышении надежности, вариативности и гибкости системы, а также снижении энергозатрат при проведении прочностных испытаний за счет блочно-модульного построения автоматизированной системы управления. 5 ил.
Наверх