Разрывобезопасный волоконный супермаховик

Изобретение относится к области машиностроения. Маховик содержит: вал, диск, установленный на валу, навивку, выполненную из гибкого материала, бандаж, выполненный намоткой гибким материалом и расположенный над навивкой. Гибкий материал навивки и бандаж выполнены из волокна, соединенного клеем. Диск целиком выполнен из навивки в виде единой детали. Прокладка расположена между диском и бандажом, скрепленная клеем с навивкой диска и намоткой бандажа. Толщина бандажа выбрана меньшей радиуса диска не менее чем на порядок. Прокладка выполнена из материала с модулем упругости, меньшим модуля упругости материала бандажа и диска, с плотностью материала в интервале от 0,2 до 5 плотности материала бандажа и диска и с толщиной в интервале от 0,2 до 2 толщины бандажа. Достигается повышение безопасности и надежности. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использована для накопителей энергии в энергетике и на автотранспорте.

Известен супермаховик, содержащий ступицу и обод, выполненный в виде навивки из высокопрочного волокна, при этом обод выполнен из двух сопряженных по диаметральной плоскости секций, навивка первой из которых выполнена от ступицы к внешней поверхности, а навивка второй секции выполнена непрерывно с навивкой первой секции от внешней поверхности к ступице и на ней закреплен последний виток навивки, причем введен балласт, в ступице выполнена расположенная под ободом кольцевая полость, в которой размещен балласт, а в балласте, щеках и части ступицы с кольцевой полостью выполнены радиальные прорези (SU №693073).

Недостатком устройства является возможность разрыва всего витого супермаховика при превышении расчетной частоты вращения, например в аварийных ситуациях. Возможность полного разрыва усугубляется еще и давлением на обод изнутри балластом.

Наиболее близким является маховик, содержащий вал, диск, установленный на валу, навивку, выполненную из гибкого материала, бандаж, выполненный намоткой гибким материалом и расположенный над навивкой (SU №578514).

В этом устройстве маховик установлен в защитном кожухе и содержит обод из навитой высокопрочной ленты и диск. Последний виток ленты не закреплен и выполнен с местным ослабленным сечением вблизи конца ленты. Между ободом и диском установлено упругое кольцо, жестко прикрепленное к ним. Введен бандаж, одетый с натягом на внешний виток обода и выполненный из последовательно намотанной проволоки, концы которой соединены с диском. Согласно этому техническому решению бандаж из высокопрочной проволоки должен предохранять витой из ленты обод от преждевременного разрушения при нагрузке его центробежными силами вращения.

Однако существенным недостатком этого устройства является то, что при превышении расчетной частоты вращения, например при наступлении аварийных ситуаций, высокопрочный бандаж, разрушаясь, вызывает взрывообразное разрушение всего маховика, что является очень опасным явлением и совершенно недопустимым на автотранспорте.

Решаемая задача - улучшение технико-эксплуатационных характеристик.

Технический результат, который получен при выполнении заявленного устройства, - повышение безопасности и надежности устройства за счет разрыва бандажа, не причиняющего вреда кожуху.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата в известном маховике, содержащем вал, диск, установленный на валу, навивку, выполненную из гибкого материала, бандаж, выполненный намоткой гибким материалом и расположенный над навивкой, согласно изобретению в качестве гибкого материала навивки и бандажа использовано волокно, соединенное клеем, при этом диск целиком выполнен из навивки в виде единой детали, введена прокладка, расположенная между диском и бандажом, скрепленная клеем с навивкой диска и намоткой бандажа, причем толщина бандажа выбрана меньшей радиуса диска не менее чем на порядок, прокладка выполнена из материала с модулем упругости, меньшим модуля упругости материала бандажа и диска, с плотностью материала в интервале от 0,2 до 5 плотности материала бандажа и диска и с толщиной в интервале от 0,2 до 2 толщины бандажа.

Возможны дополнительные варианты выполнения устройства, в которых целесообразно чтобы:

- прокладка была выполнена преимущественно из пластиковой ленты, сплошной или ее отрезками, скрепленная клеем с навивкой диска и намоткой бандажа целиком или частями;

- намотка бандажа на прокладку была выполнена с натягом волокна.

За счет указанных выше существенных признаков обеспечивается предохранение всего супермаховика от опасного разрыва, т.к. бандаж разрывается от вращения при определенных, заранее рассчитанных частотах вращения, и своим безопасным разрывом, не повреждающим даже тонкой обечайки кожуха, предохраняет весь маховик от разрыва.

Специалистам понятно, что возможны и другие технические усовершенствования, дополняющие объем патентной охраны устройства, отраженный в независимом пункте формулы.

Указанные преимущества изобретения, а также ее технические особенности поясняются с помощью варианта его выполнения со ссылками на прилагаемый чертеж.

На фиг. 1 представлен продольный разрез заявленного разрывобезопасного волоконного супермаховика (по поперечному сечению вала).

Маховик (фиг. 1) содержит вал 1, диск 2, установленный на валу, навивку, выполненную из гибкого материала, бандаж 3, выполненный намоткой гибким материалом и расположенный над навивкой.

В качестве гибкого материала навивки и бандажа 3 использовано волокно, соединенное клеем. Диск 2 целиком выполнен из навивки в виде единой детали. Введена прокладка 4, расположенная между диском 2 и бандажом 3, скрепленная клеем с навивкой диска 2 и намоткой бандажа 3. Толщина бандажа 3 выбрана меньшей радиуса диска 2 не менее чем на порядок. Прокладка 4 выполнена из материала с модулем упругости, меньшим модуля упругости материала (волокна) бандажа 3 и диска 4, с плотностью материала в интервале от 0,2 до 5 плотности материала бандажа 3 и диска 4 и с толщиной в интервале от 0,2 до 2 толщины бандажа 3.

Прокладка 4 может быть выполнена из различных материалов с указанным модулем упругости и с плотностью и может быть выполнена из пластиковой ленты, сплошной или ее отрезками, скрепленная клеем с навивкой диска 2 и намоткой бандажа 3 целиком или частями.

Кроме того, намотка бандажа 3 на прокладку может быть выполнена с натягом волокна.

Работает устройство (фиг. 1) следующим образом.

В качестве волокна может быть использовано высокопрочное волокно, например углеродное волокно - графен (http://nanodigest.ru/stati/issledovaniia-i-razrabotki/grafen), обладающее высокой удельной прочностью.

Прокладка 4 выполнена неотделимой при рабочем частоте вращения диска 2 маховика как от его внешней цилиндрической поверхности, так и от внутренней цилиндрической поверхности бандажа 3, как за счет склейки указанных поверхностей, так и за счет намотки волокна бандажа 3 на прокладку 4 с натягом.

Такое выполнение позволяет обеспечить предохранение от разрыва всего витого волоконного супермаховика, так как бандаж 3, отделенный от тела маховика прокладкой 4, мало влияет на прочность самого диска 2 маховика, так и бандажа 3. При этом бандаж 3, согласно расчетам по теории упругости, при вращении нагружен растягивающими силами примерно в 1,4 раза больше, чем самая опасная зона диска 2 витого маховика.

Вал 1 связан с диском 2 любым известным из практики способом, например склейкой, шпонкой и т.п. На внешней цилиндрической поверхности диска 2 закреплена, например, полной или частичной (участками) склейкой прокладка 4 из материала, по модулю упругости меньшего, чем материал диска 2, например из пластика. На внешнюю цилиндрическую поверхность прокладки 4 намотан и закреплен с помощью, например, клея бандаж 3 из высокопрочного волокна по всем показателям - модулю упругости, плотности, прочности, - аналогичный материалу витого диска 2 маховика, т.е. из того же материала с той же склейкой навитый по той же технологии. Как показали предварительные испытания и проведенные расчеты для достижения указанного технического результата толщина бандажа 3 выполняется меньшей радиуса диска 2, как минимум на порядок. Прокладка 4 находится в пределах от 0,2 до 2-х толщин самого бандажа 3, причем прокладка 4 может быть выполнена как в виде цельной ленты, опоясывающей диск 2, так и в виде отдельных ее отрезков, склеенных как с цилиндрической поверхностью диска 2, так и бандажа 3. Прокладка 4 должна быть выполнена по толщине в пределах от 0,2 до 2 толщины самого бандажа 3. Модуль упругости прокладки 4 должен быть выполнен меньшим модуля упругости бандажа 3, а плотность материала прокладки 4 выбирают в пределах от 0,2 до 5 плотности материала бандажа 3.

При изготовлении маховика с бандажом 3 и с прокладкой 4 она закрепляется на диске 2 клеем, а бандаж 3 также закрепляется на клею, но наматывается с натягом, зависящим от параметров устройства - плотности, модуля упругости, толщин прокладки 4 и бандажа 3, обеспечивая выполнение условия, чтобы при максимальной рабочей частоте вращения прокладка 4 была прижата не только к внутренней цилиндрической поверхности бандажа 3, но и к внешней поверхности диска 2. Этот натяг определяется опытным путем, или аналитически, или с помощью компьютерного моделирования.

При повышении частоты вращения диска 2 все вращающиеся части испытывают напряжения растяжения. У диска 2, как известно из теории упругости или расчетов дисков на вращение, напряжения материала тем больше, чем ближе к центру он расположен. У витого из склеенных тонких волокон диска 2 эти напряжения несколько меньшие, но все равно больше тех, что на периферии. Между тем, тонкое кольцо из волокна, диаметром примерно с тот же диск 2, например бандаж 3, почти не связанный жесткой связью с диском 2, напряжен в 1,3÷4,4 раза больше, что также следует из теории упругости. При достижении диском 2 с бандажом 3 недозволенных для маховика аварийных частот вращения, бандаж 4, который напряжен в 1,3÷1,4 раза больше диска 2, а прочность его равна прочности диска 2, разрывается. Ввиду того, что масса бандажа 3 весьма мала, а форма его не допускает образования крупных осколков, намотка тонкого кольца бандажа 3 разрывается практически в пыль. Однако этот «микровзрыв» дает возможность соответствующим датчикам (давления, вибрации и др.) включить режим торможения маховика и сохранить все устройство от разрушения, а также обеспечить безопасность окружающим предметам и персоналу.

Проведенные испытания полностью доказали решение поставленной задачи с достижением указанного технического результата.

Наиболее успешно заявленный «Разрывобезопасный волоконный супермаховик» промышленно применим в энергетике и в различных отраслях машиностроения, например на транспорте.

1. Маховик, содержащий вал, диск, установленный на валу, навивку, выполненную из гибкого материала, бандаж, выполненный намоткой гибким материалом и расположенный над навивкой, отличающийся тем, что в качестве гибкого материала навивки и бандажа использовано волокно, соединенное клеем, при этом диск целиком выполнен из навивки в виде единой детали, введена прокладка, расположенная между диском и бандажом, скрепленная клеем с навивкой диска и намоткой бандажа, причем толщина бандажа выбрана меньшей радиуса диска не менее чем на порядок, прокладка выполнена из материала с модулем упругости, меньшим модуля упругости материала бандажа и диска, с плотностью материала в интервале от 0,2 до 5 плотности материала бандажа и диска и с толщиной в интервале от 0,2 до 2 толщины бандажа.

2. Маховик по п. 1, отличающийся тем, что прокладка выполнена из пластиковой ленты, сплошной или ее отрезками, скрепленная клеем с навивкой диска и намоткой бандажа целиком или частями.

3. Маховик по п. 1, отличающийся тем, что намотка бандажа на прокладку выполнена с натягом волокна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Устройство содержит тело с инерционной массой (30), соединенное с вращательным валом (13) устройства передачи мощности (5).

Комбинированный способ накопления энергии заключается в том, что два одинаковых по массе маховика, валы которых расположены параллельно в горизонтальной плоскости, подвешены на вертикальных ветвях цепных передач с помощью приводного и поддерживающего петлевых захватов, раскручивают равноускоренно до допустимой скорости во взвешенном состоянии совместно энергией поля тяготения и уравновешенным электроприводом с помощью четырех бесконечных цепных передач.

Изобретение относится к машиностроению. Маховик содержит ведущий диск, амортизационный диск, зубчатое кольцо, втулку диска маховика, соединяющуюся с диском маховика, установочный диск, скрепленный с ведущим диском и рессору.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах транспортных средств. Аккумулятор механической энергии включает вал (1), на котором жестко закреплен четырехлучевой кронштейн (2) и установлены барабан (4) и обгонная муфта (19).

Изобретения относятся к устройствам для накопления энергии. Маховик включает пакет маховиков (1) в виде дисков равной прочности с ободьями, две щеки (2) с прикрепленными к ним цапфами (6) и промежуточные кольца (3) с винтовой резьбой на внешней цилиндрической поверхности.

Изобретения относятся к устройствам для накопления энергии. Способ подготовки маховика к эксплуатации заключается в том, что маховик (3) перед началом эксплуатации разгоняют в корпусе (1) до скоростей, при которых происходит упругое увеличение диаметра обода (5) и пластическая деформация диска (4).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к маховикам коленчатого вала двигателя автомобиля. .

Изобретение относится к устройствам для накопления энергии. .

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться, в частности, в качестве накопителя энергии в гибридных силовых агрегатах автомобилей. .

Изобретение относится к двигателестроению. .

Изобретение относится к устройству, соединяющему маховик двигателя с приводными элементами. Система содержит двигатель внутреннего сгорания с коленчатым валом, маховик (2), который с помощью соединительного устройства (1) соединен с приводными элементами, при этом между маховиком (2) и соединительным устройством (1) расположена передающая крутящий момент промежуточная часть (4), и стартер-генератор (5), расположенный внутри корпуса (6) маховика и соединенный с коленчатым валом. Промежуточная часть (4) в своем центре (10) имеет отверстие (11), которое предназначено для опоры с возможностью осевого сдвига тела (12) вала. Тело (12) вала соединено через гибкий передаточный элемент (13) с соединительным устройством (1). Достигается упрощение конструкции. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к машиностроению. Способ заключается в том, что обод маховика выполняют из лент магнитопласта, намагниченных поперек ее толщины. Вакуумированный корпус имеет внутренний магнит, выполненный намоткой такими же лентами магнитопласта со встречной относительно обода маховика намагниченностью. Накопитель содержит обод маховика, подвес и вакуумированный корпус. Обод и корпус изготавливают в виде колец, выполненных путем намотки лент магнитопласта, имеющих противоположную намагниченность. Достигается повышение удельной энергоемкости механического накопителя энергии. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Механический накопитель содержит маховик и привод в виде магнитного редуктора, размещенные соосно и в герметично разделенных между собой корпусах. Маховик расположен внутри вакуумированного корпуса. Обод маховика выполнен в виде намотки на поверхность обечайки маховика лент магнитопласта, намагниченных поперек их ширины. Вакуумированный корпус содержит внутренний магнит, выполненный намоткой лентами магнитопласта со встречной относительно обода маховика намагниченностью. Устройство ввода-вывода энергии выполнено в виде магнитного редуктора, включающего вал быстрого вращения. Вал медленного вращения включает полый цилиндр, статор, содержащий магнитопровод с зубцами на его внутренней поверхности. Полый цилиндр статора герметично и механически связан одним своим торцом с корпусом через немагнитное кольцо. Полые цилиндры статора и ротора медленного вращения включают чередующиеся ферромагнитные и немагнитные элементы, направленные вдоль оси вращения. Достигается уменьшение потерь при преобразовании энергии. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к тяговому электроснабжению электрифицированного железнодорожного транспорта. Тяговая подстанция постоянного тока с инерционным накопителем энергии содержит силовой трансформатор, выпрямитель, сглаживающий фильтр с реактором, инерционный накопитель, блок преобразования, регулирования и перераспределения энергии, датчики тока и напряжения. Блок преобразования, регулирования и перераспределения энергии включает в себя автоматический привод, который соединен с накопителем и с автоматической раздаточной коробкой. Раздаточная коробка посредством валов имеет соединение с двигателем постоянного тока, с генератором постоянного тока и с трехфазным генератором. Двигатель и генератор постоянного тока через полупроводниковые ключи подключены к плюсовой и минусовой шинам тяговой подстанции. Трехфазный генератор подключен через блок полупроводниковых ключей к питающей трехфазной сети. При этом управляющие выводы автоматического привода с автоматической раздаточной коробки, всех полупроводниковых ключей соединены с соответствующими выводами блока управления, к входам которого подключены выходы датчиков тока и напряжения и выход датчика уровня заряда накопителя. Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности и надежности работы тяговой подстанции. 1 ил.
Наверх