Способ смазывания зубчатого колеса

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес с разными режимами нагружения их зубьев в процессе работы колес в передаче. Для смазывания зубчатого колеса включают обкатывание зубьев колеса, с поджатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями. Зубчатый венец шестерни выполняют составным по ее оси, и он состоит из отдельных секций, с шириной каждой, равной ширине зубьев колеса, и совпадением зубьев всех секций в плане. Количество секций задают равным количеству режимов работы колеса. Зубья зубчатого венца каждой отдельной секции изготавливают из прессованного смазочного материала. Шестерню снабжают механизмом ее реверсивного осевого перемещения относительно колеса, с возможностью обеспечения - при каждом отдельном режиме работы колеса - сопряжения с колесом одной отдельной секции шестерни. Достигается оптимизация и повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывания зубчатых колес с разными режимами нагружения их зубьев в процессе работы колес в передаче.

Известен способ смазывания зубчатых колес методом окунания зубьев их зубчатых венцов в масляную ванну с жидким смазочным материалом - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов., изд., испр., М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 214.

Недостаток данного способа смазывания состоит в том, что для смазывания необходимо наличие масляной ванны с верхним уровнем жидкого смазочного материала не ниже допустимого: в противном случае зубчатый венец не будет захватывать смазочный материал, и колеса смазываться не будут. Кроме того, возможность применения жидкого смазочного материала ограничена скоростью вращения колес.

В качестве прототипа взят ротапринтный способ смазывания зубчатых колес, заключающийся в обкатывании рабочих поверхностей зубьев их зубчатых венцов специальными смазывающими элементами в виде шестерен, изготовленных из прессованного смазочного материала; эти шестерни находятся в зацеплении с колесами, с поджатием к ним; под действием поджатия смазочный материал переносится на рабочие поверхности зубьев колес, осуществляя их смазывание - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: М. - (Основы проектирования машин)», стр. 191.

Недостаток прототипа состоит в том, что зубья каждой отдельной смазочной шестерни изготовлены из одного определенного материала, подобранного из одного определенного режима работы зубьев смазываемых шестерней колеса. Однако, режимы работы зубьев колеса могут быть разными - как при разных режимах работы передачи в целом, так и по отдельным участкам окружности колеса, в случае большого диаметра этого колеса (могут меняться контактные давления, скорости, температуры и т.п.). В этом случае материал зубьев шестерни, изначально подобранный для одного определенного режима работы зубьев колеса, может не соответствовать другому (или другим) режиму работу зубьев колеса: при ужесточении режима работы будет иметь место усиленный массоперенос смазочного материала зубьев шестерни на зубья колеса, что будет приводить к усилению изнашивания зубьев шестерни и быстрому выходу ее из строя, требующему замены шестерни на новую; также данный материал зубьев шестерни может не обеспечить требуемого качества смазывания зубьев колеса. Изготовление же зубьев шестерни из материала более износостойкого, рассчитанного на максимально тяжелый режим зубьев колеса, не рационально, т.к. при более легких режимах работы зубьев колеса такой материал не требуется, и в этом случае будет иметь место нерациональное использование этого материала, приводящее к неоправданному увеличению издержек на изготовление зубьев шестерни.

Изобретением решается задача оптимизации способа смазывания зубчатого колеса и повышение качества его смазывания.

Для этого способ смазывания зубчатого колеса включает обкатывание зубьев колеса, с поджатием к нему, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями, изготовленными из прессованного смазочного материала; причем зубчатый венец шестерни выполняют составным, состоящим из отдельных секций, с шириной каждой, равной ширине зубьев колеса, и совпадением профилей зубьев всех секций в плане; количество секций задают равным количеству режимов работы колеса; зубья зубчатого венца каждой отдельной секции изготавливают из прессованного смазочного материала, обеспечивающего оптимальное смазывание зубьев колеса при каждом отдельном режиме его работы; шестерню снабжают механизмом ее реверсивного осевого перемещения относительно колеса, с возможностью обеспечения - при каждом отдельном режиме работы колеса - сопряжения с колесом одной отдельной секции шестерни, для чего этот механизм снабжают устройством управления им.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображена пара «смазываемое зубчатое колесо - смазывающая шестерня» в различные фазы процесса смазывания (вид сбоку) - фиг. 1, 2, 3.

На чертеже показаны: смазываемое зубчатое колесо 1; смазывающая шестерня 2; ось 3 шестерни; ширина Вк зубьев колеса; ширина Вш зубчатого венца шестерни; размеры отдельных секций зубчатого венца шестерни - В1, В2, В3; направления вращения ω шестерни.

Способ смазывания зубчатого колеса включает обкатывание смазываемого зубчатого колеса 1, с поджатием к нему, смазывающей шестерней 2; зубчатый венец шестерни изготовлен наборным по оси шестерни, выполненным из отдельных секций с шириной зубчатых венцов секции - В1, В2, В3 (на чертеже - фиг. 1, 2, 3 - показан вариант с трехсекционной шестерней, предназначенной для работы колеса в трех разных режимах нагружения его зубьев), ширина которых равна ширине Вк зубьев колеса. Материалы, из которых изготовлены зубьев шестерни, выбирают, исходя из конкретных режимов работы колеса (1).

Пример

(подбор материалов зубчатых венцов трех секций смазочной шестерни):

Шестерня 2 снабжена механизмом ее перемещения вдоль своей оси 3, с обеспечением сопряжения по отдельности каждой отдельной секции (ширина которых - В1, В2, В3) зубчатого венца шестерни с зубьями смазываемого ею колеса 1 (механизм не показан). А для управления перемещением шестерни и сопряжения ее с колесом механизм перемещения снабжен системой управления (не показан). При работе (ω) шестерни 2 в паре с колесом 1 механизм управления через механизм перемещения сопрягает с зубьями колеса 1 нужную для конкретного режима работы колеса секцию зубчатого венца шестерни. В качестве фактора, управляющего механизмом перемещения шестерни 1, может быть выбрано усиление на зубья колеса при работе его в передаче (крутящий момент на валу колеса).

По сравнению с прототипом, предлагаемый способ смазывания позволяет обеспечить смазывание зубьев зубчатого колеса наиболее рационально, исходя из конкретных режимов его работы, в частности из конкретных режимов нагружения зубьев. Это оптимизирует процесс массопереноса смазочного материала с зубьев шестерни на зубья колеса, оптимизирует изнашивание зубьев шестерни и повышает качество смазывания зубьев колеса.

Способ смазывания зубчатого колеса, преимущественно ротапринтный, включающий обкатывание зубьев колеса, с поджатием к ним, смазывающим элементом в виде шестерни с зубьями, изготовленными из прессованного смазочного материала, отличающийся тем, что зубчатый венец шестерни выполняют составным по ее оси, состоящим из отдельных секций, с шириной каждой, равной ширине зубьев колеса, и совпадением зубьев всех секций в плане; количество секций задают равным количеству режимов работы колеса; зубья зубчатого венца каждой отдельной секции изготавливают из прессованного смазочного материала, обеспечивающего оптимальное смазывание зубьев колеса при каждом отдельном режиме работы; шестерню снабжают механизмом ее реверсивного осевого перемещения относительно колеса, с возможностью обеспечения - при каждом отдельном режиме работы колеса - сопряжения с колесом одной отдельной секции шестерни, для чего этот механизм снабжают устройством управления им.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссии транспортных машин. В коробке передач соосно выходному и промежуточному валам, за их опорами в корпусе коробки передач, предусмотрена возможность установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов с шестернями дополнительных передач и соединительной муфтой.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин. Коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и выходным валами.

Изобретение относится к конструкции для монтажа кольцевого зубчатого колеса. Монтажная конструкция для кольцевого зубчатого колеса выполнена таким образом, что кольцевое зубчатое колесо (10) сажается на поддерживающий участок (8), и кольцевое зубчатое колесо (10) упирается в стопорный участок (11), который выступает от одного концевого участка внешней периферийной поверхности (9) в направлении оси вращения кольцевого зубчатого колеса (10).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела зубчатого колеса, прилегающих к зубчатому венцу.

Группа изобретений относится к вариантам коробки передач с двойным сцеплением. Коробки передач с двойным сцеплением содержат два подводящих вала и два ведущих вала, посредством которых осуществляется семь передач (D1, D2, D3, D4, D5, D6, D7) переднего хода и передача (R) заднего хода.

Изобретение относится к коробкам передач большегрузных машин: автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и др. техники.

Изобретение относится к коробкам передач. Коробка передач состоит из 8-ступенчатого трехвального соосного агрегата, имеющего четыре пары зацепленных шестерен, при этом обе опоры входного вала расположены внутри агрегата простого трехзвенного планетарного механизма и шести муфт переключения передач.

Изобретение относится к регулирующему механизму для продольной регулировки сиденья автомобиля. Регулирующий механизм включает в себя корпус (30) механизма, зафиксированный на первой части (10), которая обладает подвижностью относительно второй части (12).

Изобретение относится к устройству корпуса для размещения передачи для транспортного средства. Система передачи мощности включает чашеобразную внешнюю стенку для размещения элемента передачи мощности.

Изобретение относится к коробкам передач. Модульная многоступенчатая коробка передач состоит из двух четырехступенчатых двухвальных несоосных коробок передач, имеющих по три пары зацепленных шестерен, двух простых трехзвенных планетарных механизмов, согласующего редуктора, состоящего из пары шестерен, и 13-ти муфт переключения передач.

Изобретение относится к соединению вал/втулка для транспортных средств. Соединение содержит компонент в виде цилиндрического вала, который имеет возвышения или углубления на боковой поверхности и компонент в виде втулки с каналом, который также включает в себя возвышения и углубления внутри канала, посредством чего компонент в виде вала может быть установлен внутри канала компонента в виде втулки. Внутри канала компонента в виде втулки по меньшей мере две поверхности выполнены так, что возможна упругая деформация этих поверхностей в радиальном направлении. Внутри канала компонента в виде втулки выполнены по меньшей мере две вторые поверхности, которые не могут упруго деформироваться в радиальном направлении так, что обеспечивается передача крутящего момента через посадку с совпадением формы от компонента в виде втулки к компоненту в виде вала. Упруго деформируемые поверхности соединены посредством материальной связи с недеформируемыми упруго поверхностями. Достигается плотность соединения за счет центрирования посадки профиля шлицевого вала. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно механическим передачам. Фрикционная планетарная передача содержит кольцо с внутренней рабочей поверхностью. В данной конструкции оно является неподвижным. Остальные катки (2), (3), (4), (5) фрикционной передачи - сателлиты. Они имеют внешнюю рабочую поверхность, расположены внутри центрального кольца (1) и совершают планетарное движение. Сателлиты (3), (4), (5), непосредственно взаимодействующие с кольцом (1), составляют наружную группу сателлитов. Сателлит (2) представляет сателлиты центральной группы. Он взаимодействует только с сателлитами наружной группы. Сателлит (3), который является наибольшим сателлитом наружной группы, выполняет функцию ведомого звена. Он закреплен на валу (6) при помощи шлицев. Ведущим звеном передачи является сателлит (2). Сателлиты (4), (5) служат опорой для ведущего сателлита (2). Опорные (промежуточные) сателлиты (4), (5) связаны между собой перемычкой - поводком (11). Этот элемент, во-первых, значительно проще водила по конструкции, во-вторых, не нагружен крутящим моментом, а его жесткость и прочность не лимитируют крутящий момент, который выдерживает передача. Для подачи и снятия вращающего момента используются устройства, компенсирующие несоосность ведущего (2) и ведомого (3) катков по отношению к неподвижному колесу (1). Обеспечивается упрощение конструкции и повышение нагрузочной способности планетарной передачи. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно волновым передачам. Способ изготовления кулачков генераторов волновой передачи, в котором контур кулачка выполняют заданием двух пар дуг окружностей. Одна парой дуг окружностей с центрами, расположенными на большой оси эллипса на расстоянии радиусами «r», где r=b2/а. Эти дуги сопрягают дугами окружностей цилиндров радиусов R кулачка другой пары, описываемыми из центров располагаемых на малой оси эллиптического контура кулачка радиусами , где «b» - длина малой полуоси эллипса кулачка, а «а» - длина большой полуоси эллипса кулачка. Достигается повышение технологичности изготовления. 2 ил.

Изобретение относится к смазке и сборным резервуарам смазки в ведомых осях транспортных средств. Корпус (3, 13, 15) трансмиссии имеет наружный барьер (3) для текучей среды для размещения текучей смазки, количество которой не превышает заданный уровень. Корпус (3, 13, 15) трансмиссии также содержит одно выполненное с возможностью поворота зубчатое колесо (52), выполненное с возможностью частичного погружения в текучую смазку для вызывания разбрызгивающего распределения текучей смазки, когда одно зубчатое колесо (52) поворачивается во внутренней части, уплотненной в отношении текучей среды. Корпус трансмиссии дополнительно содержит одно гнездо (21; 51; 53) подшипника, расположенное выше заданного уровня текучей среды во внутренней части, уплотненной в отношении текучей среды, для приема подшипника (23) вала. Сборный резервуар сообщается по текучей среде с гнездом подшипника и формирует по меньшей мере один прямостоящий стеночный элемент (25; 61). Один прямостоящий стеночный элемент (25; 61) выполнен за одно целое с корпусом (3, 13, 15) трансмиссии. Дополнительно предложен узел (1) ведущей оси, который содержит корпус (3, 13, 15) трансмиссии. Достигается повышение эффективности трансмиссии. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная коробка передач содержит корпус с установленными в нем двумя простыми трехзвенными планетарными механизмами. В опорах корпуса установлены валы солнечных шестерен планетарных механизмов, на этих валах с зубчатыми венцами на торцах свободно установлены входной и выходной трубчатые валы водила с зубчатыми венцами. На трубчатых валах расположены коаксиальные валы корпусов эпициклических колес также с зубчатыми венцами. На внутренних стенках корпусов закреплены зубчатые венцы с двухпозиционными муфтами остановки водила или эпициклического колеса. На выходе вала солнечной шестерни первого планетарного механизма свободно установлена ведущая шестерня согласующего редуктора с зубчатым венцом и двухпозиционной муфтой на входе шестерни и с зубчатым венцом на выходе шестерни около зубчатого венца вала солнечной шестерни. Ведомая шестерня согласующего редуктора с зубчатым венцом закреплена на трубчатом валу, свободно установленном на валу солнечной шестерни второго планетарного механизма около зубчатого венца на входе этого вала, расположенного рядом с зубчатым венцом внешней стенки корпуса и оснащенного двусторонней муфтой переключения, на выходе трубчатого вала шестерни закреплен зубчатый венец с двухпозиционной муфтой переключения. Обеспечивается снижение веса и металлоемкости планетарной коробки передач. 1 ил.

Изобретение относится к соосной многоступенчатой коробке передач. Коробка передач содержит передний делитель с муфтой переключения, три звена простого трехзвенного планетарного механизма и четыре муфты переключения на входе и выходе планетарного механизма. Достигается снижение габаритов и металлоемкости трансмиссионного агрегата. 2 ил.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач транспортного средства содержит четыре последовательно соединенных планетарных ряда, автоматическую систему переключения и автоматическую систему управления состоянием солнечной шестерни (АСУССШ). Автоматическая система переключения включает в себя фрикционную многодисковую муфту (ФММ), ведущие диски которой связаны с КШ, а ведомые - через корпус муфты - с водилом, центробежные грузы, плечи которых упираются в левый торец КШ. Автоматическая система управления (АСУССШ) включает тормозок, состоящий из дисковой муфты, корпус которой связан с СШ, ведущие и ведомые диски связаны с корпусом муфты и с неподвижной трубчатой осью (ТО), кольцо включения которой связано с КШ, а также - с рычагом управления от водителя, имеет четыре последовательно соединенных планетарных редуктора с ФММ с грузами и АСУССШ - четыре модуля и механизм реверса, включающий ведущую шестерню на ведомом валу четвертого модуля (ЧМ), ведомую шестерню с внутренними зубьями на валу реверса, шкив с зубчатым венцом и с тормозной лентой (ТЛ) на ТО дисковой муфты ЧМ и ТЛ на корпусе ФММ ЧМ, образующая с этим корпусом тормоз, и ТЛ этого тормоза и шкива ТО ЧМ и ведомая шестерня реверса связаны с рычагом реверса. Достигаются упрощение конструкции, повышение надежности и снижение стоимости. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к способу изготовления кулачков волновой передачи. Способ изготовления кулачков генераторов волновой передачи наружных и внутренних контуров включает выполнение контура кулачка режущим инструментом или электроэрозионной обработкой. При этом контур определяется заданием двух пар дуг окружностей. Одна из этих пар дуг окружностей с центрами, расположенными на большой оси эллипса, равной 2a, от вершин эллипса к центру, имеет радиус . Другая пара окружностей располагается на малой оси эллиптического контура, равной 2b, и имеет радиус R= (I+G)/(2). Дуги окружностей радиусом r сопрягают с дугами окружностей радиусом R. I - квадрат разности длин малой полуоси b и фокального параметра p эллипса кулачка, G - произведение суммы и разности длин большой полуоси a и малой полуоси b эллипса кулачка. Достигается повышение технологичности. 2 ил.

Изобретение относится к многоступенчатой соосной коробке передач. Коробка передач содержит передний делитель с муфтой переключения, три звена простого трехзвенного планетарного механизма и пять муфт переключения на входе и выходе планетарного механизма. Достигается снижение габаритов и металлоемкости трансмиссионного агрегата. 2 ил.

Цепной привод (1) содержит вал (3) привода. Мощность привода или крутящий момент привода передается на звеньевую цепь (2) посредством элементов (4), выполняющих функции зубьев звездочки. Элементы (4) вставлены непосредственно в вал (3) привода в гнезда (6). Гнезда (6) имеют глубину (Х) и элементы (4) имеют высоту (Y) свободного зуба, которая измеряется между наружной окружностью (U) приводного вала (3) и линией (WL) зацепления приводимой в движение звеньевой цепи (2). Отношение глубины (Х) к высоте (Y) свободного зуба находится в пределах между 1:1 и 1:2,5 и предпочтительно не больше чем 1:2. Это гарантирует требуемую устойчивость элементов, выполняющих функцию зубьев звездочки, с их участками сопряжения в гнездах, а также надежную передачу усилия от вала привода на звеньевую цепь. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх