Вращающийся стабилизатор управляемой ракеты

Изобретение относится к области стабилизации боеприпасов, а именно к вращающемуся стабилизатору управляемой ракеты. Включает корпус с установленными на нем складывающимися лопастями и блокирующее устройство. Корпус кинематически связан с корпусом ракеты опорой качения. Последняя выполнена в виде двух подшипников, переднего и заднего. Подшипники включают установленные в сепараторах шарики, разрезные кольца из проволоки круглого сечения, установленные в углах прямоугольных канавок на корпусах стабилизатора и ракеты. При этом канавки заднего подшипника образованы расточками корпусов стабилизатора и ракеты и торцами кольцевых гаек. Одна из гаек выполнена с возможностью регулировки зазоров в подшипнике. Передний подшипник выполнен с возможностью самоустановки корпуса стабилизатора путем введения опорного кольца, установленного в его расточке. Позволяет уменьшить радиальные размеры опоры качения, упростить конструкцию вращающегося стабилизатора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области вооружений и может быть использовано в управляемых ракетах, в том числе стабилизированных по крену.

Известно, что в управляемых ракетах выполнение стабилизатора вращающимся является техническим приемом, применяемым для уменьшения влияния кренового момента косой обдувки, создаваемого воздействием на лопасти стабилизатора, возмущенного рулями воздушного потока. При этом для обеспечения вращения стабилизатора разрабатывают оригинальные опоры качения, поскольку применение стандартных подшипников, как правило, исключено из-за неприемлемых радиальных габаритов последних.

Известны управляемые ракеты с аналогичными по конструкции вращающимися стабилизаторами (научно-популярный журнал <Техника и вооружение>, июль 2003 г., с. 5, 10), включающие корпус с закрепленными на нем складывающимися лопастями. Корпус установлен на шариковом подшипнике, размещенном в обнижении корпуса ракеты в районе критического сечения сопла двигателя.

Недостатком известных устройств являются существенные радиальные размеры подшипника, что определило его размещение в указанном выше месте. Кроме того, подшипник целесообразно размещать по линии центров давлений лопастей для оптимизации воспринимаемых подшипником нагрузок, что ограничивает возможности его компоновки.

Известен также принятый за прототип стабилизатор для управляемых снарядов (патент US 6.126.109 А, 30.01.1998), включающий корпус с установленными на нем складывающимися лопастями, который кинематически связан с корпусом ракеты опорой качения с двумя рядами шариков. Дорожки качения шариков выполнены на корпусах стабилизатора и ракеты. Стабилизатор снабжен устройством блокировки, фиксирующим его при пуске ракеты.

Радиальные размеры опоры качения в прототипе, так же как и в аналогах, ограничивают ее применение при размещении стабилизатора вне зоны критического сечения сопла двигателя, тем более при протяженной бортовой хорде лопастей стабилизатора.

К недостаткам прототипа следует отнести также необходимость выполнения прецизионных поверхностей подшипника на корпусных деталях, что ограничивает выбор материалов для корпусов, имея в виду необходимость обеспечения соизмеримой с шариками твердости выполняемых на корпусах дорожек качения для получения минимальных значений величины трения в подшипнике.

Для сборки подшипника в данном устройстве необходимо предусмотреть конструктивные элементы, обеспечивающие возможность установки шариков в закрытые канавки, что также усложняет конструкцию.

Необходимо отметить сложность выполнения блокирующего устройства с использованием пиротехнических средств, обусловленную необходимостью обеспечения расчетной задержки раскрытия лопастей стабилизатора.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение отмеченных выше недостатков вращающегося стабилизатора, уменьшение радиальных размеров опоры качения, упрощение его конструкции.

Задача решается тем, что во вращающемся стабилизаторе, включающем корпус с установленными на нем складывающимися лопастями, кинематически связанный с корпусом ракеты опорой качения, блокирующее устройство, новым является то, что опора качения выполнена в виде двух подшипников, переднего и заднего, включающих установленные в сепараторах шарики, а также разрезные кольца из проволоки круглого сечения, установленные в углах прямоугольных канавок на корпусах ракеты и стабилизатора, при этом канавки заднего подшипника образованы расточками корпусов ракеты и стабилизатора и торцами кольцевых гаек, одна из которых выполнена с возможностью регулировки зазоров в заднем подшипнике, а передний подшипник выполнен с возможностью самоустановки корпуса стабилизатора путем введения установленного в его расточке опорного кольца.

Задача решается также тем, что блокирующее устройство выполнено в виде подпружиненного фиксатора, установленного на корпусе стабилизатора, кинематически связанного с одной из складывающихся лопастей и взаимодействующего с корпусом ракеты.

Выполнение опоры качения в виде шарикоподшипников с проволочными дорожками качения уменьшает радиальные размеры опоры качения, упрощает конструкцию стабилизатора, расширяя возможности ее компоновки. Снимаются ограничения по выбору материалов для его изготовления, исключается необходимость в обработке прецизионных поверхностей на корпусах стабилизатора и ракеты.

Наличие в подшипниках разрезных колец из проволоки круглого сечения позволяет обеспечить их хорошее прилегание к поверхностям образованных на корпусах стабилизатора и ракеты канавок, высокая прочность колец минимизирует трение в подшипнике.

Введение регулировки зазоров в заднем подшипнике позволяет обеспечить высокую точность подшипника при относительно невысоких требованиях к выполнению канавок для размещения разрезных колец. Кроме того, введение регулировки позволяет адаптировать подшипник к восприятию широкого диапазона нагрузок путем проведения при сборке обкатки с обеспечением регулировкой натяга в подшипнике и, как следствие, образования на разрезных кольцах беговых дорожек с кривизной, соответствующей кривизне шариков, что автоматически приводит к линейному контакту взаимодействующих поверхностей вместо точечного в прототипе.

Выполнение переднего подшипника с возможностью самоустановки корпуса стабилизатора путем введения опорного кольца, установленного в его расточке, компенсирует неизбежную неоднозначность его положения относительно заднего подшипника, а также перемещение корпуса стабилизатора при регулировке.

Введение сепаратора позволяет оптимизировать количество шариков в подшипнике, обеспечивая приемлемые значения момента трения и воспринимаемой нагрузки. При этом сепараторы фиксируют шарики, что с использованием несложных технологических приемов упрощает сборку стабилизатора.

Выполнение блокирующего устройства в виде подпружиненного фиксатора, кинематически связанного с одной из складывающихся лопастей и взаимодействующего с корпусом ракеты, позволяет реализовать достаточно простую схему его функционирования в зависимости от положения лопасти.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид хвостовой части ракеты с вращающимся стабилизатором, на фиг. 2 - конструкция переднего подшипника, на фиг. 3 - конструкция заднего подшипника и блокирующего устройства.

На фиг. 3 в качестве примера реализации блокирующего устройства стабилизатора представлен также фрагмент известной конструкции складывающейся на бок лопасти с использованием для раскрытия энергии рессоры, взаимодействующей с лопастью через шарнирно связанные с ней вкладыши.

Стабилизатор включает в себя цилиндрический тонкостенный корпус 1 с установленными на нем складывающимися лопастями 2. Корпус стабилизатора установлен на корпусе ракеты 3 на двух шарикоподшипниках, включающих размещенные в сепараторах 4 шарики 5. Задний подшипник включает в себя также разрезные кольца 6 и 8 из высокопрочной проволоки круглого сечения, размещенные в углах прямоугольных канавок, образованных расточками корпусов 1 и 3 и торцами кольцевых гаек 7 и 9 соответственно. Гайка 9 является регулировочной.

Передний подшипник включает в себя разрезные кольца 8 из высокопрочной проволоки круглого сечения, установленные в углах канавки, выполненной на корпусе ракеты 3, а также опорное кольцо 10, установленное в расточке корпуса стабилизатора 1 и обеспечивающее возможность его самоустановки.

Гайки 7 и 9 контрятся установочными винтами 11 и 12 соответственно. Кольцо 10 крепится радиальными винтами 13.

Блокирующее устройство выполнено в виде подпружиненного фиксатора - двуплечего рычага 14, установленного вместе с пружиной 15 в корпусе стабилизатора 1 на оси 16. Одно плечо рычага 14 обеспечивает кинематическую связь с лопастью 2 через вкладыш 17, другое взаимодействует с пазом 18, выполненным на корпусе ракеты 3.

Устройство работает следующим образом. В рабочем состоянии стабилизатор разблокирован и свободно вращается на подшипниках. При установке ракеты в пусковое устройство лопасти складываются. Шарнирно связанный с лопастью вкладыш 17 освобождает фиксатор 14, который под действием пружины 15 защелкивается в пазу 18 корпуса ракеты, блокируя вращение стабилизатора. Учитывая произвольное положение стабилизатора перед фиксацией, может потребоваться его принудительный поворот для совмещения фиксатора с пазом 18 на корпусе ракеты.

Таким образом, представленный пример реализации совокупности существенных признаков вращающегося стабилизатора управляемой ракеты подтверждает получение заявленного технического результата - уменьшение радиальных размеров опоры качения, упрощение его конструкции.

1. Вращающийся стабилизатор управляемой ракеты, включающий корпус с установленными на нем складывающимися лопастями, кинематически связанный с корпусом ракеты опорой качения, блокирующее устройство, отличающийся тем, что опора качения выполнена в виде двух подшипников, переднего и заднего, включающих установленные в сепараторах шарики, а также разрезные кольца из проволоки круглого сечения, установленные в углах прямоугольных канавок на корпусах стабилизатора и ракеты, при этом канавки заднего подшипника образованы расточками корпусов стабилизатора и ракеты и торцами кольцевых гаек, одна из которых выполнена с возможностью регулировки зазоров в подшипнике, а передний подшипник выполнен с возможностью самоустановки корпуса стабилизатора путем введения опорного кольца, установленного в его расточке.

2. Вращающийся стабилизатор управляемой ракеты по п. 1, отличающийся тем, что блокирующее устройство выполнено в виде установленного на корпусе стабилизатора подпружиненного фиксатора, кинематически связанного с одной из лопастей и взаимодействующего с корпусом ракеты.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к раскладываемым аэродинамическим поверхностям летательных аппаратов. Раскладываемая аэродинамическая поверхность содержит соединенные корневую и раскладываемую части.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к корпусу боевого элемента с раскрывающимся стабилизатором. Корпус содержит цилиндрическую наружную оболочку.

Изобретение относится к ракетной технике. Раскрываемый руль содержит складываемую часть руля (1) и корневую часть (2), закрепленную в приводе (3) управления рулем и установленную в корпусе с возможностью поворота, и привод (5) раскрытия руля со штоком (6) для его продольного перемещения.

Изобретение относится к области авиастроения и касается складываемых аэродинамических поверхностей из композиционных материалов (КМ). Консоль складной аэродинамической поверхности из полимерного КМ, выполненная из углепластика или стеклопластика и по интегральной схеме, состоит из металлического кронштейна и композиционной коробчатой многостеночной конструкции.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в рулях направления управляемых ракет. Аэродинамический руль ракеты содержит аэродинамическую поверхность с возможностью складывания, привод управления рулем (ПУР) с возможностью вращения и механизмом стопорения, штоком поршня и фиксатором с возможностью продольного перемещения.

Изобретение относится к области артиллерийской техники, в частности к артиллерийским снарядам и минометным выстрелам. Минометный выстрел содержит мину с шарнирно закрепленными на ее корпусе с возможностью разворота аэродинамическими поверхностями.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к ракетным частям реактивных снарядов и ракет. Ракетная часть реактивного снаряда содержит двигатель с соплом, раскрывающиеся лопасти и гильзу с узлом форсирования.

Изобретение относится к вооружению и может быть использовано в артиллерийских снарядах со складными хвостовыми стабилизаторами. Заряжают артиллерийский снаряд, отсоединяют хвостовое оперение от основной части и устанавливают в стволе в направлении, обратном выстреливанию, и жестко скрепляют со стволом, доводят массу основной части до массы снаряда, размещают метательный заряд между основной частью и складным хвостовым оперением, выстреливают снаряд из ствола под действием давления пороховых газов.

Изобретение относится к области летательных аппаратов (ЛА). Устройство фиксации сложенных аэродинамических поверхностей ЛА состоит из узла, обеспечивающего прилегание сложенных аэродинамических поверхностей к корпусу летательного аппарата и замкового устройства.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу приведения в полетную конфигурацию летательного аппарата (ЛА), транспортируемого к точке сброса авиационным носителем.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к способам и устройствам стабилизации ракеты при подводном старте с движущегося носителя. Стабилизация движения ракеты при подводном старте сводится к обеспечению работы механизмов устройства стабилизации и последовательным командам системы управления. После выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера и требуемой циклограммой временной задержки зафиксированные стабилизаторы, установленные в сложенном положении над обтюрирующим поясом ракеты таким образом, что внешний набегающий поток создает силы на внутренних и внешних поверхностях стабилизаторов, обусловленные влиянием динамического подпора при обтекании потоком пояса обтюрации на внутренние поверхности и действием возмущающего потока на внешние поверхности, расфиксируют и раскрывают совместно с механизмами раскрытия до появления внешнего раскрывающего момента на каждом стабилизаторе, демпфируют угловую скорость раскрытия и фиксируют стабилизаторы в конечном угловом положении конструктивными средствами. После выхода из воды отбрасывают пояс обтюрации, продолжая работу стабилизаторов до отделения хвостового отсека совместно с отработанной первой ступенью. Предлагаемое изобретение позволяет улучшить параметры устойчивости движения ракеты при подводном старте с движущихся носителей на подводном и воздушном участках траектории до момента отделения первой ступени и оптимизировать габаритно-массовые характеристики ракеты. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области вооружения, а именно к неуправляемым реактивным снарядам. Реактивный снаряд содержит боевую часть (БЧ) с взрывательным устройством, установленный концентрично переходному участку аэродинамический обтекатель с упругим компенсатором зазоров, ракетный двигатель (РД) с дном, камерой и выходным раструбом, выполненный из двух одинаковых полуколец аэродинамический стабилизатор с раскрывающимися лопастями и пружинами раскрытия. БЧ соединена с дном РД посредством цилиндрического элемента переходного участка с коническим и цилиндрическим элементами, при этом внутренняя поверхность последнего контактирует с кольцевым выступом, выполненным на дне РД, a d=0,4÷0,6 D, где d - внутренний диаметр цилиндрического элемента, D - внутренний диаметр камеры сгорания. При вылете реактивного снаряда из транспортно-пускового контейнера лопасти, размещенные своими концами в радиальных пазах, раскрываются, проворачиваясь на осях под действием пружин. Взаимодействие зацепов пружин с одной стороны с кромкой лопасти, а с другой стороны - с поверхностью канавки обеспечивает одновременность раскрытия лопастей до упора в кромку радиального паза, и в таком положении удерживаются под действием пружин и набегающего потока воздуха. Техническим результатом изобретения является увеличение дальности полета, снижение полетной массы и аэродинамического сопротивления, повышение запаса аэродинамической устойчивости и снижение аэродинамической асимметрии. 6 ил.

Изобретение относится к области вооружения, в частности к конструкции малогабаритных управляемых ракет, выстреливаемых из трубчатой направляющей – контейнера, и может быть использовано в конструкциях с различными аэродинамическими схемами. Технический результат - повышение надежности и безопасности управляемой ракеты за счет уменьшения колебаний ракеты на начальном участке и исключения повреждения внутренних стенок направляющей при ее сборке и эксплуатации за счет исключения контакта кромок стабилизатора с трубчатой направляющей. Стабилизатор содержит сложенные по поверхности корпуса ракеты полые лопасти. Эти лопасти выполнены из упругих пластин, скрепленных криволинейными кромками. На концах лопастей выполнены выступы в виде цилиндрических поверхностей, контактирующих во время нахождения ракеты в трубчатой направляющей с ее стенками. Торцевые поверхности выступов выполнены скругленными. Участок лопасти от выступа до конца лопасти отогнут относительно ее продольной плоскости в направлении складывания. Размеры цилиндрического выступа и угол отгиба лопасти определены аналитическими соотношениями. 4 ил.
Наверх