Водоизмещающее судно с воздушной каверной на днище с дифферентно-креновой системой

Изобретение относится к области судостроения и касается морских крупнотоннажных транспортных судов с искусственной каверной на днище с дифферентно-креновой системой, предназначенных для эксплуатации в ледовых полях, в том числе в условиях малых глубин Балтийского моря и Арктического шельфа. Предложенное судно имеет в днище выемку для образования единой воздушной каверны с волновым профилем, начинающуюся с редана в носовой части и ограниченную скегами по бортам и кормовым сводом в виде наклонной пластины. Полость выемки сообщена с системой подачи воздуха и с системой стравливания воздуха из нее. Внутри выемки размещены продольные кили, разделяющие выемку на продольные секции, и поперечные козырьки в виде наклонных пластин, следующих друг за другом вниз по потоку. Системы стравливания и подачи воздуха в продольных секциях выемки, а также в носовой и кормовой частях каждой продольной секции, ограниченных козырьками, выполнены независимыми друг от друга с возможностью раздельной подачи и стравливания воздуха. Изобретение направлено на улучшение эксплуатационных характеристик, увеличение экономической эффективности и повышение ледопроходимости морского крупнотоннажного транспортного судна с воздушной каверной на днище. 2 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и касается создания дифферентных и креновых систем для морских крупнотоннажных транспортных судов с искусственной каверной, предназначенных для эксплуатации в ледовых полях, в том числе в условиях малых глубин Балтийского моря и Арктического шельфа.

При движении судна в сплошном ледяном поле существует вероятность его заклинивания и вмерзания в лед. Для высвобождения судна из ледового плена на нем может быть применена дифферентная и креновая система, создающая ледокольный эффект, например «Ледокольная система для плавающих тел», выполненная по патенту RU 2483967 (заявка №2011136169/11 от 10.03.2009). Согласно описанию изобретения к патенту система включает в себя две дифферентные цистерны (носовую и кормовую) для килевой раскачки судна и две бортовые креновые цистерны для бортовой раскачки. Цистерны объемом от 500 до 1000 м3 соединены каналами от 1 до 4 м в диаметре, оборудованными высокопроизводительными насосами для перекачки воды с борта на борт и с носа в корму и обратно. Учитывая, что система должна быть полностью пригодна к эксплуатации при низких арктических наружных температурах, в ней используется вода с высоким содержанием соли или с присадками, значительно понижающими точку замерзания. Дополнительно для предотвращения замерзания цистерны и каналы ограждены с внешней стороны коффердамами.

Недостатками этой системы является наличие дифферентных и креновых цистерн большого объема, которые занимают значительное внутреннее пространство, необходимость монтажа труб большого диаметра (от 1 до 4 м), проходящих практически по всей длине судна и с борта на борт, использование дорогостоящих высокопроизводительных насосов, а также необходимость постоянно возить от 500 до 1000 кубических метров воды для работы системы.

Известно судно с воздушной прослойкой под днищем, содержащее выполненную в днище выемку, которая ограничена носовым реданом, бортовыми килями и кормовой наклонной плоскостью и разделена на отдельные секции продольными килями и расположенными по всей ширине выемки и размещенными по потоку вдоль выемки поперечными козырьками, и источник воздуха повышенного давления, сообщенный с полостью выемки днища судна для создания и поддержания образованных за поперечными козырьками воздушных прослоек - искусственных каверн (авторское свидетельство СССР №1145587 от 30.04.1994 г. по заявке №3664908/11 от 29.09.1983 г.) - прототип. Основным элементом устройства является днищевая выемка, внутри которой создается воздушная прослойка - единая каверна с волновым профилем. Продольные кили, установленные внутри выемки, делят эту каверну на секции, ограничивая поперечное перемещение воздуха и обеспечивая тем самым повышение поперечной остойчивости судна. Поперечные козырьки обеспечивают возможность создания в выемке воздушной каверны с волновым профилем при движении судна, предотвращая ее разрушение.

Однако без применения специальных мероприятий при движении судна в сплошном ледяном поле существует вероятность его заклинивания и вмерзания в лед.

Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик, увеличение экономической эффективности и повышение ледопроходимости морского крупнотоннажного транспортного судна с воздушной каверной на днище за счет применения дифферентной и креновой системы для высвобождения судна после его заклинивания и вмерзания в лед.

Это достигается тем, что в водоизмещающем судне с воздушной каверной на днище с дифферентно-креновой системой, имеющем в днище выемку для образования единой воздушной каверны с волновым профилем, начинающуюся с редана в носовой части и ограниченную скегами по бортам и кормовым сводом в виде наклонной пластины, причем полость выемки сообщена с системой подачи воздуха и с системой стравливания воздуха из нее, а внутри выемки размещены продольные кили, ограничивающие поперечное перемещение воздуха по днищу выемки и разделяющие выемку на продольные секции, и поперечные козырьки в виде наклонных пластин, следующих друг за другом вниз по потоку, системы стравливания и подачи воздуха в продольных секциях выемки, а также в носовой и кормовой частях каждой продольной секции, ограниченных козырьками, выполнены независимыми друг от друга с возможностью раздельной подачи и стравливания воздуха.

Оборудование каждой продольной секции выемки независимыми системами стравливания и подачи воздуха дает возможность при подаче воздуха только в одну боковую секцию выемки и при стравливании его из противоположной секции обеспечить бортовую раскачку судна. Если сначала подавать воздух только в носовой части выемки и стравливать его кормовой части, а затем подавать воздух только в кормовой части выемки и стравливать его носовой части, то таким образом можно обеспечить килевую раскачку судна. Получается простое, но весьма эффективное автономное ледоразрушительное устройство.

В результате, предлагаемая система действует аналогично известной системе, использующей дифферентные и креновые цистерны. Однако в предлагаемом решении исключены потери значительного внутреннего пространства, которое занимают дифферентные и креновые цистерны, отсутствуют трубы большого диаметра, проходящие практически по всей длине судна и с борта на борт, не используются дорогостоящие высокопроизводительные насосы, а также не перевозятся большие объемы воды для работы системы.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где: на фиг. 1 схематично показано водоизмещающее судно с воздушной прослойкой на днище (вид сбоку), оборудованное системой стравливания и подачи воздуха; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1;

Цифрами и буквенными сокращениями на рисунках указаны:

1 - днище судна;

2 - выемка в днище судна для образования единой воздушной каверны с волновым профилем;

3 - единая воздушная каверна с волновым профилем;

4 - редан;

5 - трубопровод;

6 - источник принудительной подачи воздуха;

7 - продольный киль;

8 - поперечные козырьки;

9 - кормовой свод;

10 - труба для стравливания воздуха;

ОП - основная плоскость судна.

Водоизмещающее судно с воздушной каверной на днище с дифферентно-креновой системой содержит: днище 1 (фиг. 1) содержит выемку 2 для образования воздушной прослойки - единой воздушной каверны 3 с волновым профилем. Выемка, выполненная в днище судна, начинается с редана 4, а заканчивается кормовым сводом 9. Для создания под днищем воздушной каверны 3 судно содержит систему подачи воздуха, которая включает в себя источник принудительной подачи воздуха 6 и трубопровод 5, соединяющий источник принудительной подачи воздуха 6 с полостью выемки 2. Трубопровод 5 оснащен запорно-переключающей арматурой (на рисунках не показана). Внутри выемки 2 размещены продольные кили 7, ограничивающие поперечное перемещение воздуха по днищу выемки 2 (фиг. 2), а также поперечные козырьки 8 в виде наклонных пластин, следующие друг за другом вниз по потоку по длине выемки 2. В носовой и кормовой части каждой продольной секции выемки 2 установлены трубы 10 системы стравливания воздуха из каверны 3. Трубы 10 оснащены запорной арматурой (на рисунках не показана).

Изобретение осуществляется следующим образом.

При движении судна в условиях чистой (свободной ото льда) воды воздух из источника принудительной подачи 6 по трубопроводам 5 подается к редану 4 и к поперечным козырькам 8 для создания внутри выемки 2 воздушной прослойки в виде искусственной каверны 3. Подаваемый воздух удерживается в зоне пониженного давления жидкости, возникающего за реданом 4 и поперечными козырьками 8, в результате чего за реданом 4 и за каждым поперечным козырьком 8 образуется система отдельных следующих друг за другом воздушных каверн. За счет подаваемого воздуха длины отдельных каверн с течением времени постепенно возрастают, достигая своих предельных значений, равных при эксплуатационной скорости хода расстояниям между нижними кромками поперечных козырьков 8. При достижении хвостовыми частями воздушных каверн нижних кромок поперечных козырьков 8 происходит их объединение в единую воздушную каверну 3 с волновым профилем. Обеспечение наилучшего объединения отдельных каверн в единую воздушную каверну 3 достигается для различных режимов работы судна соответствующим объемом подачи воздуха в полость выемки 2 и путем выбора соответствующего расположения и размеров поперечных козырьков 8. В этот момент давление в единой каверне 3 возрастает, вследствие чего амплитуда волнового профиля уменьшается и поверхность каверны 3 - поверхность раздела воздух-вода - отходит от поперечных козырьков 8, которые с водой более не соприкасаются. Для стравливания воздуха из каверны 3 при экстренном торможении судна используются трубы 10.

В случае когда при движении судна в сплошном ледяном поле происходит его заклинивание и вмерзание в лед, систему подачи воздуха можно использовать в качестве дифферентной и креновой системы, создающей ледокольный эффект. Для этого системы подачи и стравливания воздуха оборудуются запорно-переключающей арматурой, управляемой дистанционно при помощи компьютера. Эта арматура позволяет разделить потоки воздуха, сделав их независимыми. Тогда при подаче воздуха только в одну боковую секцию выемки и при одновременном стравливании его из противоположной секции обеспечивается бортовая раскачка судна. Если сначала подавать воздух только в носовой части выемки и одновременно стравливать его кормовой части, а затем подавать воздух только в кормовой части выемки и стравливать его носовой части, то таким образом можно обеспечить килевую раскачку судна. В результате этого судно будет переваливаться с борта на борт, нос и корма судна будут подниматься и опускаться, разламывая при этом лед и высвобождаясь тем самым из ледового плена.

Водоизмещающее судно с воздушной каверной на днище с дифферентно-креновой системой, предназначенное для эксплуатации в ледовых полях, позволяет улучшить эксплуатационные характеристики судна без потери значительного внутреннего пространства, которое занимают дифферентные и креновые цистерны, без угрозы обледенения дифферентных и креновых цистерн, без монтажа труб большого диаметра, проходящих практически по всей длине судна и с борта на борт, и без использования дорогостоящих высокопроизводительных насосов, а также без необходимости постоянно возить большие объемы воды для работы системы, что выгодно отличает его от судов с системами аналогичного назначения.

Водоизмещающее судно с воздушной каверной на днище с дифферентно-креновой системой, имеющее в днище выемку для образования единой воздушной каверны с волновым профилем, начинающуюся с редана в носовой части и ограниченную скегами по бортам и кормовым сводом в виде наклонной пластины, причем полость выемки сообщена с системой подачи воздуха и с системой стравливания воздуха из нее, а внутри выемки размещены продольные кили, ограничивающие поперечное перемещение воздуха по днищу выемки и разделяющие выемку на продольные секции, и поперечные козырьки в виде наклонных пластин, следующих друг за другом вниз по потоку, отличающееся тем, что системы стравливания и подачи воздуха в продольных секциях выемки, а также в носовой и кормовой частях каждой продольной секции, ограниченных козырьками, выполнены независимыми друг от друга с возможностью раздельной подачи и стравливания воздуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается ледокольных систем для плавающих тел, в частности для буровых и исследовательских судов или платформ. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания ледоколов с устройствами для килевой качки и резки льда. .

Ледокол // 69120

Изобретение относится к области судостроения, преимущественно к высокоскоростному морскому флоту, как к военному, так и к гражданскому. Судно с малой площадью ватерлинии содержит два корпуса: надводный и подводный, которые соединены вертикальными стойками, а также двигательные установки и воздушные компрессоры, которые расположены в подводном корпусе.

Изобретение относится к области судостроения, преимущественно речного, и может быть использовано для создания высокоскоростных пассажирских судов. Судно-катамаран содержит два корпуса, связанных между собой соединительным мостом.

Изобретение относится к области судостроения и касается гидродинамических характеристик судна. Предложен гидродинамический канализирующий насадок, установленный на носу судна и состоящий из горизонтальной стенки (1) и двух боковых стенок (2 и 3), благодаря которым поток через канал приобретает характеристики, существенно отличающиеся от характеристик потока вне канала, и тем самым снижается волнообразование, потери на трение и, соответственно, расход топлива, необходимый для движения судна в обычных условиях.

Изобретение относится к судовым устройствам. Судовое устройство (1) содержит плавающий буй (3), подводную полезную нагрузку (5) с электрическими средствами и электронными устройствами, источник энергии (7) и причальный трос (9).

Изобретение относится к подводному плавающему устройству (1), включающему вставку (4), содержащую термопластический материал и полую трубу (7), пену (5) из термопластического материала, по меньшей мере частично, закрывающего вставку (4), наружную обшивку (6), содержащую термопластический материал, который сформирован инжекцией под давлением по пене и находится в контакте с водой во время использования.

Изобретение относится к области водного транспорта. Гидроаэродинамический движитель состоит из конструкции судна, включающий в себя носовой обтекатель с реданом, бортовые и килевые продольные ножи, между которыми располагаются днищевые направляющие крылья, где рабочим телом является нагнетаемый воздух, выбрасываемый через направляющие крылья в воду под днищем судна.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции быстроходных судов. Быстроходное судно с реданом на днище снабжено наряду с основными движителями вспомогательным движителем.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого канала, обеспечивающего безопасную проводку крупнотоннажных судов во льдах.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции глиссирующего судна, предназначенного для перемещения по воде, льду и снегу. Аэросани-амфибия содержат корпус с некилеватым днищем, кабину, двигатель с воздушным винтом и аэродинамические рули.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для проектирования корпусов судов с возможностью осуществления погрузочно-разгрузочных операций на необорудованном побережье, десантных кораблей, в решении задач освоения ресурсов шельфа.

Изобретение относится к области судостроения и судоходства в сложных и штормовых условиях мореходства на дальних океанских линиях. Объектом изобретения является универсальное транспортное судно для условий всесезонного и всепогодного мореходства в дальневосточных морях России, способного к всесезонному и всепогодному обслуживанию не обустроенных морских и океанских коммуникаций на Дальнем Востоке и в полярных регионах России. Обводы, форма корпуса и общеархитектурный облик универсального транспортного судна сформированы в результате анализа результатов ходовых и мореходных испытаний моделей судов. Изобретение направлено на минимизацию внешнего силового воздействия на судно со стороны ураганных ветров и штормового волнения, достижение минимальности всех видов качки и поддержание заданной скорости хода на любых курсах относительно ураганного ветра и гребней штормовых волн. 2 ил.
Наверх