Смесительная головка жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно - к организации смесеобразования двигателей особо малой тяги (1-2 Н). Смесительная головка жидкостного ракетного двигателя малой тяги состоит из каналов подвода окислителя и горючего, смесительной камеры со струйными форсунками окислителя и горючего, площадь поперечного сечения которой больше суммарной площади форсунок окислителя и горючего, а длина равна длине совместного пробега струй до окончания периода жидкофазной индукции, при этом форсунка одного из компонентов топлива соосна смесительной головке, а форсунки второго компонента выполнены в боковой стенке смесительной головки и размещены осесимметрично относительно оси центральной форсунки. Смесительная головка может иметь форсунки второго компонента, размещенные строго в радиальном направлении. Площадь поперечного сечения смесительной камеры предпочтительно равна 1,0-1,2 суммарной площади форсунок окислителя и горючего. Изобретение обеспечивает более полное перемешивание окислителя и горючего в смесительной камере. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно - к организации смесеобразования двигателей особо малой тяги (1-2 Н).

Известна схема смесеобразования (см. "Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования» под редакцией Д.А. Ягодникова, издание второе, переработанное и дополненное. Москва, издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005 г.), где на рис. 3.12б (стр. 93) приведены форсунки, обеспечивающие пересечение струй обоих компонентов топлива. При этом в зависимости от требуемого соотношения расходов горючего и окислителя на одну форсунку горючего может приходиться одна, две, три, четыре форсунки подачи окислителя.

Основным недостатком приведенной схемы смесеобразования является сложность применения ее для ЖРД особо малой тяги, поскольку при столкновении (соударении) струй окислителя и горючего в открытом объеме камеры со скоростями порядка (2-4) м/с невозможно обеспечить высокую степень перемешивания топлива из-за явления сепарации, что неизбежно приводит к снижению полноты сгорания, и, как следствие, - к снижению экономичности двигателя. Вторым недостатком является сложность конструкции применительно к двигателю малой тяги особенно в варианте, когда на одну форсунку горючего приходится две и более форсунок окислителя.

Известна также наиболее близкая по сущности схема смесеобразования смесительной головки жидкостного ракетного двигателя малой тяги (см. патент РФ №2463469 от 10.10.2012 г.), в которой струи окислителя и горючего сталкивается в смесительной камере, имеющей цилиндрическую форму с постоянной площадью поперечного сечения; при этом площадь поперечного сечения смесительной камеры составляет ≈1÷1,2 суммарной площади поперечных сечений форсунок окислителя и горючего.

Основным недостатком данной схемы смесеобразования также является неполное жидкофазное смешение струй окислителя и горючего из-за малых скоростей истечения их в смесительную камеру; при соударении струй происходит неполное перемешивание с образованием жидкофазных промежуточных продуктов и сразу же возникает явление сепарации, при котором не успевшие перемешаться слои окислителя и горючего отбрасываются в разные стороны: неперемешанные слои окислителя и горючего перетекают в свободное от струй пространство смесительной камеры, где испаряются, образуя совместно с жидкофазными промежуточными продуктами парогаз, и направляются в форкамеру, примыкающую к смесительной камере. В форкамере происходит выделение из жидкофазных промежуточных продуктов газофазных продуктов: на выходе из форкамеры образуется очаг пламени. Явление сепарации и перетекание неперемешанных слоев окислителя и горючего в свободное от струй пространство смесительной камеры приводит к неполному преобразованию топлива в продукты сгорания и, как следствие, - к снижению экономичности двигателя.

Задачей изобретения является увеличение экономичности ЖРД особо малой тяги за счет организации более полного перемешивания окислителя и горючего в смесительной камере.

Решение заключается в том, что в известной смесительной головке жидкостного ракетного двигателя малой тяги, состоящей из каналов подвода окислителя и горючего, смесительной камеры со струйными форсунками окислителя и горючего, площадь поперечного сечения которой больше суммарной площади форсунок окислителя и горючего, а длина равна длине совместного пробега струй до окончания периода жидкофазной индукции, согласно изобретению форсунка одного из компонентов топлива соосна смесительной головке, а форсунки второго компонента выполнены в боковой стенке смесительной головки и размещены осесимметрично относительно оси центральной форсунки.

Форсунки второго компонента для улучшения перемешивания могут быть выполнены в радиальном направлении, а площадь поперечного сечения смесительной камеры равна 1,0-1,2 суммарной площади форсунок окислителя и горючего.

Предлагаемая конструкция поясняется чертежами, приведенными на фиг. 1-4. На фиг. 1 приведен продольный разрез смесительной головки, на фиг. 2, 3, 4 - вид со стороны выхода из смесительной камеры.

Смесительная головка состоит (см. фиг. 1) из корпуса смесительной головки 1, блока форсунок 2, подводящего канала окислителя 3, коллектора 4, форсунок окислителя 5, подводящего канала горючего 6, форсунки горючего 7, смесительной камеры постоянного поперечного сечения 8.

На основании предварительных результатов исследований оптимальное отношение площади поперечного сечения смесительной камеры к суммарной площади всех форсунок, участвующих в смешении, составляет примерно 1,2.

Длина смесительной камеры 8, выполненной в виде цилиндрического канала, подбирается такой, чтобы время пребывания компонентов топлива на этом участке при совместном движении перемешивающихся струй соответствовало периоду жидкофазной индукции, который для различных самовоспламеняющихся топлив различен. Например, для пары "азотный тетраоксид + несимметричный диметилгидразин" составляет ~0,5·10-3 с. Подбор длины смесительной камеры указанным способом не допускает запирания при прохождении через нее перемешанных окислителя и горючего.

Предлагаемая смесительная головка работает следующим образом.

Окислитель через подводящий канал 3 поступает в коллектор 4, откуда по форсункам 5 - в полость смесительной камеры 8. Горючее через подводящий канал 6 поступает в форсунку 7 и далее: - в полость смесительной камеры 8; при столкновении струй окислителя и горючего происходит перемешивание, причем полнота смешения зависит от ряда факторов:

- от количества струйных форсунок окислителя;

- от скоростей истечения струй (Wo, Wг) в полость камеры смешения;

- от соотношения скоростей Wo, Wг;

- от соотношения площадей поперечного сечения смесительной камеры к суммарной площади всех струй, участвующих в смешении;

- от длины канала смесительной камеры;

- от угла столкновения струй окислителя и горючего.

При большом угле столкновения струй окислителя и горючего полнота смешения будет выше, чем при малом угле. Кроме того, при большом угле столкновения длина камеры смешения 8 будет меньше.

Влияние количества струйных форсунок окислителя на полноту смешения можно проиллюстрировать на чертежах, приведенных на фиг. 2-4.

На фиг. 2 приведен вариант смесительной головки с двумя струйными форсунками окислителя 5, выходящими в смесительную камеру 8. Поскольку расстояние L1 между струйными форсунками окислителя на входе в смесительную камеру велико, то и велика вероятность того, что при столкновении струй окислителя и горючего произойдет неполное перемешивание их, т.е. остаются не принявшие участие в перемешивании части окислителя и горючего, которые перетекут в незаполненное струями пространство смесительной камеры, где они испарятся, но перемешивание их не произойдет (т.к. для перемешивания газообразных продуктов требуется время, в десятки раз большее, чем для перемешивания продуктов в жидкой фазе); в испаренном виде окислитель и горючее перейдут в камеру сгорания.

На фиг. 3 приведен вариант смесительной головки с тремя струйными форсунками, расстояние между которыми L2, причем L2<L1, в этом случае повышается полнота перемешивания между струями окислителя и горючего, т.к. объем незаполненного струями пространства в смесительной камере значительно меньше, чем в предыдущем варианте.

На фиг. 4 приведен вариант с четырьмя струйными форсунками окислителя, расстояние между которыми L3, причем L3<L2; в этом случае полнота перемешивания струй окислителя и горючего в смесительной камере еще выше и более равномерное распределение соотношения компонентов топлива по сечению камеры смешения.

Для двигателей особо малой тяги количество струйных форсунок окислителя ограничивается их диаметром, который из соображений надежности работы не рекомендуется применять величиной менее 0,2 мм.

Предлагаемое техническое решение позволяет получить для двигателей особо малой тяги смесительную головку, обеспечивающую:

- высокую полноту сгорания топлива и, как следствие, - получение высоких энергетических и динамических характеристик;

- уменьшение габаритных размеров двигателя за счет уменьшения приведенной длины камеры сгорания.

1. Смесительная головка жидкостного ракетного двигателя малой тяги, состоящая из каналов подвода окислителя и горючего, смесительной камеры со струйными форсунками окислителя и горючего, площадь поперечного сечения которой больше суммарной площади форсунок окислителя и горючего, а длина равна длине совместного пробега струй до окончания периода жидкофазной индукции, отличающаяся тем, что форсунка одного из компонентов топлива соосна смесительной головке, а форсунки второго компонента выполнены в боковой стенке смесительной головки и размещены осесимметрично относительно оси центральной форсунки.

2. Смесительная головка по п. 1, отличающаяся тем, что форсунки второго компонента размещены в радиальном направлении.

3. Смесительная головка по п. 1, отличающаяся тем, что площадь поперечного сечения смесительной камеры равна 1,0-1,2 суммарной площади форсунок окислителя и горючего.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к камерам сгорания ракетного двигателя. Инжектор для смешивания двух компонентов топлива, расположенный по направлению потока перед камерой сгорания, содержащий по меньшей мере один инжекционный элемент (14) тройной коаксиальной конструкции, установленный между двумя панелями (12, 13), ограничивающими между собой пространство (65); из числа коаксиальных каналов внутренний коаксиальный канал (23) и наружный коаксиальный канал (24) снабжаются параллельно одним и тем же компонентом топлива, например, через пространство (65).

Изобретение относится к области инжекционных элементов (201) для инжекции двух компонентов (Е1, Е2) топлива в камеру сгорания, в частности, предназначенных для ракетного двигателя с, по меньшей мере, одной камерой сгорания, содержащей инжектор с одним или множеством инжекционных элементов (201).

Изобретение относится к ракетной технике, конкретно - к организации смесеобразования в камере сгорания жидкостного ракетного двигателя малой тяги. Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя малой тяги, содержащая камеру и смесительную головку с размещенной по оси двухкомпонентой центробежной форсункой, наружная и внутренняя камеры закручивания которой сообщены с коллекторами соответствующих компонентов топлива, в соответствии с изобретением между смесительной головкой и камерой выполнена предкамера с цилиндрической частью, примыкающей к смесительной головке, и конической, сопряженной с одной стороны с указанной цилиндрической частью, а с другой стороны - с камерой, причем линия смыкания конических пелен компонентов топлива работающей камеры расположена в непосредственной близости от конической стенки предкамеры.

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а именно к газогенераторам, генерирующим газ для привода турбонасосного агрегата. Газогенератор содержит охлаждаемую камеру, смесительную головку, состоящую из наружного днища, среднего днища, огневого днища, форсунок форкамерного типа, включающих в себя осевой канал, выполненный глухим со стороны его входной части, соединенный при помощи тангенциальных отверстий, расположенных равномерно по окружности с полостью окислителя, кольцевой канал с тангенциальными отверстиями, расположенными равномерно по окружности и выходящими в полость горючего, расположенный коаксиально осевому каналу, форкамеру, являющуюся продолжением кольцевого канала, сообщенную с одной стороны с кольцевым каналом и осевым каналом, а с другой стороны с полостью камеры газогенератора, при этом на торце форсунки вокруг форкамеры выполнены отверстия, соединяющие полость горючего с полостью камеры газогенератора, причем во внутренней полости камеры газогенератора расположена полость воды, выполненная в виде двух днищ и закрепленных между ними газовых втулок, при этом полость воды соединена с высокотемпературной зоной камеры газогенератора через радиальные отверстия, выполненные в стенках газовых втулок, в варианте исполнения в днище полости воды, расположенном со стороны смесительной головки, выполнены отверстия.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к камерам жидкостных ракетных двигателей. Жидкостный ракетный двигатель содержит турбонасосный агрегат, газогенератор, агрегаты питания и регулирования, камеру со смесительной головкой, содержащей наружное, среднее и огневое днища, скрепленные между собой форсунками, штифтами, пайкой и сваркой.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к камерам жидкостных ракетных двигателей и входящим в них устройствам и деталям. Камера жидкостного ракетного двигателя содержит регенеративно охлаждаемые сопло и цилиндрическую часть, смесительную головку, включающую наружное, среднее и огневое днища, скрепленные между собой форсунками, штифтами, пайкой и сваркой.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям малой тяги (ЖРДМТ). В ЖРДМТ, содержащем неохлаждаемую камеру 1, смесительную головку с внутренним днищем 2, осевую центробежную форсунку 3, периферийный пояс струйных форсунок 4 и кольцевой конический дефлектор 5 между ними, при этом срез 6 центробежной форсунки углублен от выходной кромки 7, образующей поверхности дефлектора в сторону периферийного пояса струйных форсунок 4, согласно изобретению полость камеры сгорания 8 над наружной поверхностью 9 дефлектора и полость 10 под внутренней поверхностью 11 дефлектора и внутренним днищем смесительной головки сообщены между собой каналами 12.

Изобретение относится к ракетной технике, а более конкретно к организации смесеобразования и горения в камере сгорания жидкостного ракетного двигателя малой и особо малой тяги.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к камерам жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Способ подачи компонентов топлива в камеру жидкостного ракетного двигателя заключается в подаче компонентов топлива при помощи форсунок из соответствующих полостей смесительной головки.

Изобретение относится к ракетным двигателям малой тяги. Ракетный двигатель малой тяги с регулированием тяги содержащий камеру сгорания, смесительную головку с каналами и устройствами для подачи и регулирования расхода компонентов топлива, а также форсунки для распределения компонентов топлива, при этом устройства для подачи и регулирования расхода каждого компонента топлива, имеют пьезоэлектрический привод, а для управления тяговыми характеристиками двигатель снабжен источниками питания, которые встроены в электрическую цепь каждого пьезоэлектрического привода, при этом источники питания имеют регулятор напряжения.

Изобретение предназначено для организации смесеобразования и горения самовоспламеняющегося топлива в жидкостных ракетных двигателях малой тяги (ЖРДМТ), работающих в вакууме. Устройство состоит из предкамеры 1 и камеры сгорания 2. В предкамере 1 выполнены каналы 3 для подачи компонентов топлива, а также выполнена профилированная поверхность 4 с острой кромкой 5. Каналы подачи топлива расположены в плоскости, перпендикулярной оси предкамеры, конец каждого канала сопряжен по касательной с профилированной поверхностью, форма которой представляет собой дугу окружности, причем поверхность заканчивается острой кромкой в полости предкамеры. Изобретение обеспечивает преобразование жидких струй горючего и окислителя в мелкодисперсное, туманообразное состояние, в котором горючее и окислитель взаимодействуют предельно активно. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно камерам жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), и может быть использовано при создании высокоэкономичных смесительных головок и камер ЖРД для перспективных средств выведения. Смесительная головка камеры жидкостного ракетного двигателя содержит наружное, среднее и огневое днища, скрепленные между собой форсунками, штифтами, пайкой и сваркой. Форсунки горючего и окислителя расположены в шахматном порядке в огневом днище с переходом в периферийной зоне головки к расположению по окружностям. Расположенные на сторонах квадрата в центральной части смесительной головки форсунки, а также форсунки, находящиеся для каждой из сторон квадрата на лучах, протяженных от квадрата к периферии, выполнены выступающими в огневую полость камеры за огневое днище, образуя антипульсационные перегородки. Каждая периферийная выступающая относительно огневого днища форсунка является форсункой горючего и расположена в местах пересечения окружности расположения штифтов с указанными лучами расположения выступающих форсунок. Лучи являются продолжением сторон квадрата и соединяют его вершины с периферийной зоной смесительной головки. Штифты расположены на окружности в периферийной зоне смесительной головки, причем в каждом штифте выполнено как минимум три канала, соединяющих полость камеры сгорания с полостью, образованной средним и огневым днищами, при этом выходная часть указанных каналов расположена параллельно оси камеры сгорания. Изобретение обеспечивает повышение надежности и устойчивости работы смесительной головки, а также повышение удельного импульса ЖРД. 3 ил.

Изобретение относится к устройствам для перемешивания и распыливания компонентов топлива жидкостного ракетного двигателя. Соосно-струйная форсунка, преимущественно для камеры жидкостного ракетного двигателя, содержит, наконечник с профилированным осевым каналом, соединяющим полость одного компонента топлива с полостью камеры сгорания, и втулку, охватывающую с кольцевым зазором наконечник и соединяющую полость другого компонента топлива с полостью камеры сгорания, при этом в выходной части наконечника выполнены пилоны, взаимодействующие с внутренней поверхностью втулки и центрирующие наконечник относительно втулки, причем на цилиндрической поверхности наконечника выполнены радиальные отверстия, равномерно расположенные по окружности и соединяющие осевой канал наконечника с внутренней полостью втулки. Изобретение обеспечивает повышение полноты сгорания компонентов топлива за счет улучшения смесеобразования. 3 ил.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании безгазогенераторных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), работающих на криогенных компонентах топлива. Камера ЖРД содержит регенеративно охлаждаемую камеру сгорания с критическим сечением и соплом, смесительную головку, включающую в себя блок подачи окислителя, блок подачи горючего, блок огневого днища, при этом в указанных блоках по концентрическим окружностям установлены соосно-струйные форсунки, причем во внутренней полости камеры сгорания расположены теплообменные элементы, выполненные в виде трубок Фильда, у которых вход наружной трубки и выход внутренней трубки соединены с полостями блока огневого днища, при этом одна из его полостей сообщается с трактом охлаждения камеры сгорания, в варианте исполнения на внешней поверхности трубок Фильда выполнены ребра. Изобретение обеспечивает повышение давления в камере ЖРД за счет улучшения условий теплообмена между продуктами сгорания топлива и компонентом топлива, используемого для привода турбин турбонасосных агрегатов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к ракетным двигателям малой тяги. Двигатель содержит свечу зажигания поверхностного разряда 1, разрядную полость 2 свечи зажигания, диафрагму 3, каналы 4, соединяющие разрядную полость 2 свечи зажигания и ступень воспламенения устройства 5 (вторую ступень), первую ступень 6 двигателя с каналами 7 подачи водорода, вторую ступень 5 с каналами 8 подачи кислорода, третью ступень 9 с каналами 10 подачи водорода, четвертую ступень 11 с каналами 12 подачи кислорода и с каналами 13 для подачи кислорода в четвертую ступень 11 с целью охлаждения стенок камеры сгорания, образованной ступенями двигателя, и дозвуковой части сопла 14. Изобретение обеспечивает повышение надежности и стабильности воспламенения, смешения и горения газообразных водорода и кислорода в ракетных двигателях малой тяги. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области ракетных двигателей малой тяги (РДМТ), работающих на газообразных водороде (Н2) и кислороде (О2) в космическом пространстве в качестве исполнительных органов систем управления объектов ракетно-космической техники. Двигатель содержит свечу зажигания поверхностного разряда 1, разрядную полость 2 свечи зажигания, диафрагму 3, каналы 4, соединяющие разрядную полость 2 свечи зажигания и первую камеру 5, в которую поступают водород и продукты сгорания, истекающие из диафрагмы 3, вторую камера 6, в которую поступают закрученный кислород и газовая смесь из первой камеры 5, центробежную форсунку водорода 8; центробежную форсунку кислорода 10. Форсунки 8 и 10 образуют двухкомпонентную центробежную газовую форсунку. Центробежная форсунка горючего 11 для внутреннего охлаждения камеры сгорания и сопла, камера сгорания 12, докритическая часть сопла 13. Все оси двухкомпонентных центробежных газовых форсунок расположены под углом к оси двигателя, этот угол может составлять 35-45°. Изобретение обеспечивает увеличение полноты сгорания газообразных водорода и кислорода путем приготовления смеси водорода и кислорода, способной сгорать наиболее полным образом. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области ракетных двигателей малой тяги (РДМТ). Ракетный двигатель малой тяги, состоящий из головки двигателя, свечи зажигания топлива, системы подачи компонентов топлива в зону электроискрового разряда и в камеру сгорания с внутренним охлаждением, при этом в камере сгорания установлены центробежная форсунка водорода и не менее шести периферийных струйных форсунок кислорода с возможностью активного взаимодействия потока водорода и струй кислорода, при этом форсунки расположены равномерно по окружности на поверхности головки, и оси которых направлены под углом 35°-45° к оси двигателя. Изобретение обеспечивает увеличение полноты сгорания газообразных водорода и кислорода и надежности работы двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к области ракетных двигателей малой тяги (РДМТ), работающих на газообразных водороде (Н2) и кислороде (О2) в качестве исполнительных органов систем управления объектов ракетно-космической техники. Смесительная головка имеет две центробежные форсунки подачи горючего и окислителя в камеру сгорания и каналы горючего для охлаждения стенки камеры сгорания и сопла. Для подачи горючего в камеру сгорания установлена центробежная форсунка с большим углом вектора скорости потока и соосная с ней центробежная форсунка окислителя с меньшим углом вектора скорости, чем у горючего. Изобретение обеспечивает увеличение полноты сгорания газообразных водорода и кислорода в двигателе. 1 ил.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям, работающим с дожиганием генераторного газа. Камера сгорания ЖРД, работающего с дожиганием генераторного газа, содержащая газовод, смесительную головку со смесительными элементами, корпус камеры и магистрали подвода компонентов топлива, согласно изобретению в районе минимального сечения камеры выполнен газовод тороидальной формы, полость которого с помощью оребренного тракта, выполненного на наружной стенке корпуса камеры и наружного днища головки, соединена со смесительными элементами головки. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы камеры сгорания и уменьшение линейного размера камеры сгорания. 4 ил.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в конструкции жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРДМТ). ЖРДМТ, содержащий камеру 1, смесительную головку с внутренним днищем 2, осевую центробежную форсунку 3, периферийный пояс струйных форсунок 4, кольцевой конический дефлектор 5 между ними, при этом срез 6 центробежной форсунки углублен от выходной кромки 7 образующей поверхности дефлектора в сторону периферийного пояса струйных форсунок 4, полость камеры сгорания 8 над наружной поверхностью 9 дефлектора и полость 10 под внутренней поверхностью 11 дефлектора и внутренним днищем смесительной головки сообщены между собой каналами 12, которые смещены относительно отверстий форсунки на полшага (α/2). При таком исполнении струи форсунок 4 не испытывают возмущений при работе двигателя. Изобретение обеспечивает повышение энергетических характеристик двигателя, а также осуществляется надежное охлаждение камеры сгорания и смесительной головки. 5 ил.
Наверх