Информационная система заблаговременного оповещения о закрытии (свободности) железнодорожного переезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для оповещения водителей нерельсовых транспортных средств о свободности/занятости железнодорожных переездов. Система содержит модуль ввода и синтезатор оповещения, причем модуль ввода дополнительно включает абоненты сетей сотовой связи, интернет сайт, приложения для мобильных устройств и персональных компьютеров, а синтезатор оповещения дополнительно включает сервер SMS-сообщений и сеть информационных табло на переездах. Достигается возможность информирования водителей нерельсовых транспортных средств о текущем состоянии железнодорожных переездов. 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к системам оповещения на железнодорожном транспорте, а именно к системам анализа и формирования информационных сообщений и системам оповещения о состоянии железнодорожных переездов.

Из уровня техники известно устройство для оповещения о приближении поезда (патент РФ №2170187, МПК B61L 23/06, опубл. 10.07.2001). Устройство для оповещения о приближении поезда, содержащее датчики определения местонахождения поезда, связанные с рельсовыми цепями и соединенные через линию связи с блоками управления оповещением, и прибор аварийного извещения машиниста, отличающееся тем, что оно снабжено датчиками мониторной системы, каждый из которых включает в себя биогальванический элемент и предназначен для формирования сигнала, отражающего суперпозицию ритмических и других процессов организма работника, участвующего в работах на пути, индивидуальными передатчиками указанного сигнала в виде биорадиоизлучения, связанными с индивидуальными пультами, включающими в себя кнопки контроля адекватной и своевременной реакции работника, расположенный в безопасной зоне блок приемников, содержащий радиоприемники, каждый из которых включает в себя соответствующую кнопку фактического выхода работника из опасной зоны и связан с соответствующим блоком анализа индивидуального уровня стресса работника, при этом блок приемников связан с прибором аварийного извещения машиниста.

Данное устройство обеспечивает безопасность работника, участвующего в работах на пути, в нашем случае необходимость оповещения о состоянии железнодорожных переездов.

Известно также устройство управления переездной сигнализацией (патент РФ №2492091, МПК B61L 29/24, опубл. 27.03.2013). Сущность данного устройства состоит в том, что устройство управления переездной сигнализацией, содержащее на переезде схему управления переездными светофорами, выход которой соединен с входами переездных светофоров, рельсовую цепь участка приближения к переезду, имеющую рельсовые линии, ограниченные изоляционными стыками, и аппаратуру питающего и релейного концов, где в состав аппаратуры питающего конца рельсовой цепи входит источник переменного тока, первый из выходов которого подключен к одному из рельсов питающего конца рельсовой цепи. Отличие приведенного устройства в том, что в аппаратуру питающего конца рельсовой цепи введены датчик тока, детектор фазы тока, пороговый усилитель и безопасный динамический элемент, а в аппаратуру релейного конца рельсовой цепи введены источник электропитания, накопитель энергии, стабилизатор напряжения, генератор импульсов и ключ, управляющий вход которого соединен с выходом генератора импульсов, питающие входы которого подключены к выходу стабилизатора напряжения, подключенного к выходам накопителя энергии, входами соединенного с выходами источника электропитания, причем силовые электроды ключа подключены к входам источника электропитания и к рельсам релейного конца рельсовой цепи, а другой рельс питающего конца рельсовой цепи через первичную цепь датчика тока соединен со вторым выходом источника переменного тока. Причем выходная цепь датчика тока подключена к первому и второму входам входного сигнала детектора фазы тока, выход которого соединен с входом порогового усилителя, выходом подключенного к входу безопасного динамического элемента, выход которого соединен с управляющим входом схемы управления переездными светофорами, а третий и четвертый входы опорного напряжения детектора фазы тока подключены к выходам источника переменного тока питающего конца рельсовой цепи. Недостатком данного устройства является то, что оно не оповещает о занятости (свободности) переезда.

За прототип взято устройство анализа и формирования речевых сообщений и система оперативного речевого оповещения о положении переездов на железнодорожном транспорте (патент №2291492 G08B 3/10, опубл. 10.01.2007). В данном патенте предусмотрено устройство анализа и формирования речевых сообщений для системы оперативного речевого оповещения о положении поездов на железнодорожном транспорте, содержащее модуль ввода и синтезатор оповещения, причем входы модуля ввода выполнены с возможностью подачи на них сигналов от реле системы электрической централизации на железнодорожном транспорте, несущих информацию о положении поездов, а синтезатор оповещения включает в себя аналоговые выходы для подачи указанных речевых сообщений на вход ретранслирующего оборудования, отличающееся тем, что модуль ввода содержит микропроцессор и выполнен с возможностью преобразования поступающих аналоговых сигналов от реле системы ЭЦ в цифровые сигналы, анализа указанных цифровых сигналов в микропроцессоре и выдачи синтезатору оповещения команды, соответствующей текущему положению поездов, а указанный синтезатор оповещения включает в себя постоянное запоминающее устройство, выполненное с возможностью хранения оцифрованных речевых сообщений, цифровой сигнальный процессор, выполненный с возможностью выбора речевого сообщения из постоянного запоминающего устройства на основании команды, получаемой от модуля ввода, и передачи выбранного сообщения на многоканальный цифроаналоговый преобразователь, цифроаналоговый преобразователь, выполненный с возможностью преобразования полученных от цифрового сигнального процессора оцифрованных сообщений в аналоговый сигнал и передачи полученного сигнала на аналоговые выходы устройства, системную шину, предоставляющую возможность обмена данными и командами всем компонентам синтезатора оповещения, причем синтезатор оповещения и модуль ввода соединены друг с другом посредством двунаправленной шины.

Причем синтезатор оповещения дополнительно содержит аналоговые входы, предназначенные для получения аналоговых сигналов от ретранслирующего оборудования, представляющих собой выходные сигналы этого оборудования, многоканальный аналого-цифровой преобразователь, преобразующий поступающие на аналоговые входы сигналы в цифровую форму и передающий их на цифровой сигнальный процессор, резервный канал для выдачи тревожного сигнала выполнен с возможностью сравнения сигнала, переданного на цифроаналоговый преобразователь для последующей передачи на ретранслирующее оборудование, и сигнала, полученного от аналого-цифрового преобразователя, и выдачи тревожного сигнала по резервному каналу в случае, если сравниваемые сигналы различны.

Синтезатор оповещения дополнительно включает в себя микрофон, предназначенный для приема звукового сигнала от громкоговорителей системы оповещения и передачи указанного сигнала на аналоговые входы синтезатора оповещения для последующей обработки и сравнения.

Система оперативного речевого оповещения о положении поездов на железнодорожном транспорте, включающая реле системы электрической централизации на железнодорожном транспорте, устройство анализа и формирования речевых сообщений, ретрансляционное оборудование для ретрансляции речевых сообщений к месту их назначения и громкоговорители системы оповещения, отличающаяся тем, что устройство анализа и формирования речевых сообщений выполнено по любому из указанных выше источников информации.

Общим недостатком этих устройств и систем является отсутствие возможности передачи водителям нерельсовых транспортных средств прогнозной информации о занятости (свободности) переезда в связи с тем, что рассмотренные аналоги используют рельсовые цепи «участков приближения\удаления», расположенные непосредственно вблизи переезда. Переездная автоматика не позволяет давать прогнозной информации для водителей нерельсовых транспортных средств, а лишь включает световую и звуковую сигнализацию, приводит в действие системы, ограждающие переезд.

Этот недостаток существенно влияет на пропускную способность железнодорожных переездов нерельсовыми транспортными средствами.

Целью заявленного изобретения является формирование информационной управляющей системы (ИУС) нижнего иерархического уровня по обеспечению водителей нерельсовых транспортных средств о занятости (свободности) железнодорожных переездов.

Задача решается тем, что информационная система заблаговременного оповещения о занятости (свободности) железнодорожного переезда состоит из модуля ввода и синтезатора оповещения. В модуль ввода дополнительно включены абоненты сотовой сети, интернет сайт, приложения для мобильных устройств и персональных компьютеров. В синтезатор оповещения дополнительно включены сервер SMS-сообщений и сеть информационных табло на переездах.

Предлагаемая система включает модуль ввода информации и синтезатор оповещения и поясняется чертежами. На фиг. 1 представлена схема ИСО-СП. На фиг. 2 представлена блок-схема оповещения о закрытии (свободности) железнодорожного переезда.

На фиг. 1 обозначено: центральный сервер системы - 1, сервер SMS-сообщений - 2, сеть информационных табло на переездах - 3, система диспетчерской централизации - 4, сетевой шлюз - 5, сеть интернет - 6, водители нерельсовых транспортных средств на переездах - 7, интернет сайт и приложения для персональных компьютеров и мобильных устройств - 8, абоненты сетей сотовой связи - 9, блок информации о поездном положении - 10, блок краткосрочного прогноза свободности (занятости) переезда - 11, блок запросов, получаемых от водителей нерельсовых транспортных средств через сеть Интернет - 12, SMS-сообщения, получаемые от водителей нерельсовых транспортных системе - 13, SMS-сообщения системы, отсылаемые водителям нерельсовых транспортных средств - 14.

На фиг. 2 представлена блок-схема оповещения о закрытии (свободности) железнодорожного переезда, где блоки информации обозначены пунктирно.

Предлагаемая система работает следующим образом.

Информационная система оповещения о свободности железнодорожных переездов «ИСО-СП» включает визуальные средства оповещения в виде информационных табло, SMS-сервис, комплекс интернет-приложений.

Всем железнодорожным переездам в системе необходимо присвоить уникальные идентификационные номера вида ПХХХХХ, где П - литера, обозначающая переезд, а XXXXX - его уникальный номер, например П13569. Такая идентификация необходима для работы сервисов системы с потребителями.

Центральный сервер системы 1 получает информацию о поездном положении 10 непосредственно из системы диспетчерской централизации 4 через сетевой шлюз 5 по принятому в системе сетевому протоколу. Здесь производится анализ состояния переездов, подключенных к системе ИСО-СП, и формируется краткосрочный прогноз их свободности/занятости 11. Центральный сервер 1 получает запросы 12 от пользователей 7, 8, 9 через сеть Интернет по протоколу TCP-IP, в ответ посылая информацию и прогноз 11 по запрашиваемому переезду.

Сервер SMS (shot messages service) 2 обеспечивает увязку системы с сетями сотовой связи. За сервером закреплен четырехзначный короткий телефонный номер вида XXXX, что повышает удобство использования SMS сервиса потребителями. Водитель нерельсового транспортного средства 7 отправляет SMS сообщение 13 на короткий номер с текстом ПХХХХХ (номер переезда). В ответ система отсылает сообщение 14, в котором указано: открыт переезд или закрыт и как долго он пробудет в этом состоянии.

При приближении к переезду на автодорогах с обоих направлений установлены информационные табло 3, которые содержат информацию 11 о номере переезда, его состоянии «занят/свободен», о предполагаемом расчетном времени занятости/свободности. Места установки информационных табло должны выбираться индивидуально для каждого переезда с учетом особенностей построения сети автодорог, чтобы водитель автотранспорта 7 еще на подъездах знал, стоит ли ему ехать дальше.

Для взаимодействия с пользователями ИСО-СП в интернете организован сайт и семейство интернет-приложений для персональных компьютеров и мобильных интернет-устройств 8, на котором можно будет узнать номер нужного переезда, а также получить краткосрочный прогноз 11 о его состоянии.

Предлагаемая система ИСО-СП принесет существенный экономический эффект для компаний, занимающихся перевозкой грузов автотранспортом, снизит расход горючего и давление на окружающую среду, повысит комфорт для водителей. Заявленный эффект от использования ИСО СП достигается за счет использования информационных технологий, применяемых на железнодорожном транспорте, взаимодействия с глобальной компьютерной сетью Интернет и сетями сотовой связи.

Система заблаговременного оповещения водителей нерельсовых транспортных средств о свободности/занятости железнодорожных переездов, включающая модуль ввода и синтезатор оповещения, отличающаяся тем, что модуль ввода дополнительно включает абоненты сетей сотовой связи, интернет сайт, приложения для мобильных устройств и персональных компьютеров, а синтезатор оповещения дополнительно включает сервер SMS-сообщений и сеть информационных табло на переездах.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам ограждения переезда, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения, приближающегося поезда.

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает автоматическое управление движением на железнодорожных переездах, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения приближающегося поезда.

Изобретение относится к сигнальным устройствам, предупреждающим дорожный транспорт о приближении поезда. Устройство управления переездной сигнализацией содержит схему управления переездными светофорами, соединенную с переездными светофорами, и рельсовую цепь участка приближения к переезду, имеющую рельсовые линии, ограниченные изоляционными стыками.

Изобретение относится к сигнальным устройствам безопасности движения железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к области безопасности движения в местах пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта. .

Изобретение относится к железнодорожной автоматике. .

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для использования в системах переездной сигнализации. .
Наверх