Способ определения потенциально опасных участков трубопровода, содержащих отводы холодного гнутья, с непроектным уровнем напряженно-деформированного состояния

Изобретение относится к эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к эксплуатации потенциально опасных участков (ПОУ) трубопроводов, содержащих отводы холодного гнутья (ОХГ) с непроектным уровнем напряженно-деформированного состояния (НДС). Целью изобретения является определение ПОУ с непроектным уровнем НДС, заключающийся в расчетной оценке изгибных напряжений по данным внутритрубной диагностики (ВТД), которая в процессе пропуска внутритрубного снаряда по трассе измеряет радиусы упругого изгиба трубопровода. 2 ил.

 

Изобретение относится к эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к эксплуатации потенциально опасных участков (ПОУ) трубопроводов, содержащих отводы холодного гнутья (ОХГ), с непроектным уровнем напряженно-деформированного состояния (НДС).

Известно, что нормативный уровень НДС участка обеспечивается на стадии проектирования, когда на участках трубопроводов, отличных от прямолинейных, предусматривается укладка с отклонением от прямолинейности (радиусом) в том числе за счет упругого изгиба прямолинейных труб или монтажом криволинейных участков из ОХГ (СП 86.13330.2014. Магистральные трубопроводы. СНиП III-42-80*. Введ. 2014-06-01. - М.: Минстрой России, ФАУ «ФЦС», 2014, 175 с.) [1].

Однако в процессе строительства и/или эксплуатации трубопровода в силу разных причин (отступление от проектных решений, брак строительно-монтажных работ, подвижки грунта и т.п.) его фактическое НДС может отличаться от проектного, что в конечном итоге способствует возникновению и развитию напряжений в ОХГ, способных его разрушить.

Например, в [2] (Диагностика и ремонт магистральных газопроводов без остановки транспорта газа / С.Т. Пашин, P.P. Усманов, М.В. Чучкалов [и др.]. - М.: ООО «Газпром экспо», 2010. - 236 с.) приводится описание отказов газопроводов, возникших вследствие отступлений от проектных решений, выразившихся в замене крутоизогнутых отводов на ОХГ и, следовательно, в несовпадении профилей трубной плети и траншеи. Зазор между нижней образующей трубопровода и дном траншеи привел к увеличению стрелки прогиба, а значит к уменьшению проектного радиуса изгиба ρ (прогиб y связан дифференциальной зависимостью с изгибающим моментом y″, равным 1/ρ).

Согласно СП 36.13330.2012. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*. Введ. 2013-07-01. - М.: Госстрой, ФАУ «ФЦС», 2012. - IV, 93 с. [3] для прямолинейных и упругоизогнутых участков трубопроводов максимальные суммарные продольные напряжения от нормативных нагрузок и воздействий определяются по формулам:

где µ - коэффициент поперечной деформации Пуассона;

σ к ц н - кольцевые напряжения от внутреннего давления газа, МПа;

α - коэффициент линейного расширения;

Е - модуль упругости трубной стали, МПа;

Δt - расчетный температурный перепад, принимаемый положительным при нагревании °C;

σu - изгибные напряжения, МПа.

Анализ (1) показывает, что первые две ее составляющие относятся к параметрам эксплуатации (давлению и температуре), т.е. проектным значениям, а значит, заведомо вписываются в штатную ситуацию. В процессе проектирования эти показатели подбираются таким образом, чтобы по возможности уменьшить их взаимное влияние (например, в рабочие чертежи записывается минимальная температура сварки захлестов). В этом случае фактором, способным на конкретном участке вызвать напряжения выше проектных, являются изгибные напряжения.

В свою очередь, напряжения упругого изгиба σu согласно [3] рассчитываются по формуле:

где D - наружный диаметр трубопровода, м;

ρ - радиус упругого изгиба участка, м.

Из (2) следует, что если радиус упругого изгиба рассматриваемого участка равен бесконечности (прямолинейный участок), изгибные напряжения приближаются к нулю. Следовательно, чем меньше ρ, тем больше изгибные напряжения.

Таким образом, в общем случае определение участков с непроектным уровнем НДС сводится к поиску участков с минимальным радиусом упругого изгиба. Именно такой участок будет иметь максимальные непроектные напряжения.

В процессе эксплуатации из-за несовпадения профиля сваренной плети трубопровода и дна траншеи со временем происходит прогиб (осадка) трубопровода, что приводит к уменьшению ρ и, соответственно, увеличению σu (2).

Прототипом изобретения является «Инструкция по определению по данным геодезической съемки фактического напряженно-деформированного состояния участков газопроводов, расположенных на территориях с опасными геодинамическими процессами, и оценки их работоспособности»: утв. генеральным директором ООО «ВНИИГАЗ». - М., 2003 [4]. Однако в настоящее время нормативных источников, указывающих способы выявления и оценки НДС участков, построенных из ОХГ, не существует.

Между тем наибольшее количество отказов по причине поперечных трещин возникает именно на ОХГ, что объясняется наличием в них пластической зоны. Известно, что ОХГ состоит из трех зон: пластической, упругой и переходной. Пластическая зона расположена в середине трубы (место загиба), а упругая зона - по краям трубы. На упругую зону можно распространить действие [4].

Таким образом, недостатком прототипа является отсутствие расчетного способа определения высокого уровня НДС на ОХГ в его пластической зоне. В настоящее время основным средством диагностики линейной части магистральных трубопроводов является внутритрубная диагностика (ВТД) (Методы и средства диагностики линейной части магистральных газопроводов / А.С. Лопатин, А.А. Филатов, Н.Х. Халлыев [и др.]. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2012. - 190 с.) [5].

Целью изобретения является определение ПОУ с непроектным уровнем НДС в пластической зоне ОХГ по данным ВТД.

Указанная цель достигается следующим образом. Подрядная диагностическая организация путем обработки результатов пропуска внутритрубного снаряда предоставляет данные по радиусам ОХГ и радиусам упругого изгиба, измеренных по трассе. При величине ρ менее нормативного [3] этот участок рассматривается как ПОУ. Особое внимание уделяется подучасткам, состоящим из двух и более ОХГ, у которых представлены и радиус упругого изгиба, и радиус пластической зоны. При отношении максимального радиуса упругого изгиба ρ, заключенного в промежутке между радиусами ОХГ (пластическая зона), к минимальному радиусу ОХГ (унифицированному радиусу отводов при гнутье труб в холодном состоянии [1]), с коэффициентом К менее 3, этот участок рассматривается как ПОУ с вероятностью возникновения и развития трещины поперечного направления, в первую очередь в пластической зоне ОХГ. При этом чем меньше К, тем больше вероятность возникновения трещины поперечного направления.

Если упругая зона ОХГ имеет радиус упругого изгиба, близкий к пределу текучести трубной стали, то и пластичная зона этого ОХГ также имеет высокий уровень изгибных напряжений, способствующих возникновению и развитию трещины поперечного направления.

Суть изобретения поясняется фигурами 1 и 2 с примерами расчетов НДС конкретных участков газопроводов диаметром 1420 мм.

На фиг. 1 приводится график радиусов пластического и упругого изгиба на подучастке с ОХГ, трубы №№12454-12457, построенный по линейно-высотным данным ВТД. Ось абсцисс указывает расстояние от камеры запуска.

Из фиг. 1 видно, что область ОХГ представляет собой синусоиду, где четыре нижних предела являются пластическими зонами ОХГ, а три верхних предела - упругими зонами этих ОХГ. В журнале отводов отчета по результатам ВТД (Отчет по внутритрубной диагностике газопровода Ямбург-Поволжье (Алмазная-Поляна) [Текст] / ЗАО «НПО «Спецнефтегаз». - М., 2014) [6] указаны минимальные радиусы и углы изгиба ОХГ, составляющие:

- труба №12454 - 71 м, 3°;

- труба №12455 - 93 м, 3°;

- труба №12456 - 69 м, 4°;

- труба №12457 - 80 м, 3°.

Следующим этапом является определение максимальных радиусов изгиба в упругой зоне между ОХГ, в данном случае они составляют:

- между трубами №№12454-12455 линейный параметр около 13518 м, радиус 150 м;

- между трубами №№12455-12456 линейный параметр около 13530 м, радиус 158 м;

- между трубами №№12456-12457 линейный параметр около 13542 м, радиус 203 м.

Коэффициент К в представленном примере (между трубами №№12454-12455) составит:

- труба №12454 - 150 м/71 м, К=2,1;

- труба №12455 - 150 м/93 м, К=1,6.

Между трубами №№12455-12456 составит:

- труба №12455 - 158 м/93 м, К=1,7;

- труба №12456 - 158 м/84 м, К=1,9.

Между трубами №№12456-12457 составит:

- труба №12456 - 203 м/84 м, К=2,4;

- труба №12457 - 203 м/80 м, К=2,5.

Таким образом, на этом подучастке коэффициент К колеблется от 1,6 до 2,5, т.е. укладывается в вышеприведенные рамки К=3,0.

На рассмотренном участке, на трубе №12455, расположенном между зонами с коэффициентом К, равным 1,6 и 1,7 (минимальные значения), в пластической зоне ОХГ обнаружены трещины поперечного КРН.

Рассмотрим в качестве примера участок газопровода диаметром 1420 мм с ОХГ, где коэффициент К>3.

На фиг. 2 приводится график, построенный по данным линейно-высотного положения радиусов пластического и упругого изгиба на подучастке с ОХГ, с линейными координатами 15680-15699 м, трубы №№1419-1420.

В журнале отводов отчета по результатам ВТД (Отчет по внутритрубной диагностике газопровода Челябинск-Петровск (Поляна - р. Белая) [Текст] / ЗАО «НПО «Спецнефтегаз». - М., 2013) [7] указаны минимальные радиусы и углы изгиба ОХГ, составляющие:

- труба №1419 - 46 м, 6°;

- труба №1420 - 97 м, 6°.

Следующим этапом является определение максимальных радиусов изгиба в упругой зоне между ОХГ. В данном случае они составляют: между трубами №№1419-1420 - линейный параметр около 15691 м, максимальный радиус 492 м. Коэффициент К в представленном примере между трубами №№1419-1420 составит:

- труба №1419 - 492 м/46 м, K=10,6;

- труба №1420 - 492 м/97 м, К=5,1.

Коэффициент К колеблется от 5,1 до 10,6, т.е. К>3, при этом поперечных трещин не выявлено. При изгибных напряжениях, близких к проектным, предпосылки для возникновения трещин поперечного направления отсутствуют.

Таким образом, изобретение позволяет по всему обследованному ВТД участку определить ПОУ с высокой вероятностью возникновения и развития трещин поперечного направления в пластической зоне ОХГ.

С 2011 по 2014 годы В ООО «Газпром трансгаз Уфа», ООО «Газпром трансгаз Чайковский» и ООО «Газпром трансгаз Югорек» заявляемый способ позволил обнаружить 55 трещин поперечного направления, явившихся аварийно-опасными. Это предотвратило 55 аварий на газопроводах больших диаметров.

Способ определения потенциально опасных участков трубопровода, содержащих отводы холодного гнутья, с непроектным уровнем напряженно-деформированного состояния, заключающийся в расчетной оценке изгибных напряжений, отличающийся тем, что эта оценка выполняется по данным внутритрубной диагностики, которая в процессе пропуска внутритрубного снаряда по трассе измеряет радиусы упругого изгиба трубопровода.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована при ремонте трубопроводов с наружным диаметром 700-1420 мм для обеспечения повторного использования демонтированных труб.

Изобретение относится к соединениям магистральных трубопроводов. Соединение содержит два узла соединения трубопроводов, один из которых предназначен для разветвления магистрального трубопровода на два: основной и параллельно проложенный резервный, а другой узел предназначен для соединения основного и резервного трубопроводов в один магистральный трубопровод.

Изобретение относится к эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к эксплуатации потенциально опасных участков (ПОУ) с непроектным уровнем напряженно-деформированного состояния (НДС).

Группа изобретений относится к строительству подводных трубопроводов. Трубоукладочное судно (1) движется вперед и укладывает трубопровод (2) в водоем (3) по мере его сооружения.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для строительства трубопроводов. Кран-трубоукладчик, включающий раму, гусеничные тележки, стрелу, механизм регулирования угла наклона стрелы, выполненный в виде гидроцилиндра, грузоподъемный механизм, выполненный в виде канатного полиспаста с гидравлической барабанной лебедкой, противовес, согласно изобретению гидроцилиндр регулирования угла наклона стрелы, шарнирно закрепленный на раме трактора, шарнирно соединен с пространственным кривошипом, закрепленным на раме трактора, и шарнирно соединен со стрелой при помощи тяги, при этом второй шарнир тяги приближен к оголовку стрелы.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов и может быть использована для прекращения или возобновления укладки подводного трубопровода с судна. В способе прекращения укладки трубопровода с судна снабжают судно лебедочным аппаратом и натяжным устройством.

Группа изобретений относится к строительству и может быть использована при строительстве магистральных трубопроводов на болотах, в зоне распространения вечномерзлых грунтов, при быстром возведении дорог, аэродромов и других объектов инженерной инфраструктуры.

Группа изобретений относится к строительству трубопроводов. Судно-укладчик для укладки трубопроводов на дно водоема имеет плавучую конструкцию, укладочную вышку, шарнирно закрепленную на плавучей конструкции и выполненную с возможностью сборки и укладки трубопровода на дно водоема, и систему сброса и извлечения трубопровода.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для бестраншейной замены трубопроводов. Устройство для бестраншейной замены трубопроводов состоит из режущего механизма с дисковыми ножами, расширителя и пилотного рычажно-шарнирного автоматизированного механизма (ПРШАМ).

Изобретение относится к ремонту трубопроводов методом сплошной переизоляции. При проведении ремонта останавливают эксплуатацию, освобождают трубопровод от продукта, вскрывают и очищают от изоляции.

Группа изобретений относится к укладке подводных трубопроводов с судна и может быть использована в случае необходимости оставить трубопровод на дне или поднять его обратно на судно. При выполнении операций опускания/поднятия соединенный с трубопроводом трос наматывают/разматывают посредством буксирной лебедки. Часть нагрузки от веса трубопровода воспринимает по меньшей мере одно гусеничное натяжное устройство, которое адаптируют для захвата троса и приложения дополнительной тянущей силы к части троса между трубопроводом и буксирной лебедкой. Этап адаптирования содержит намотку двух переходных устройств на две гусеничные ленты натяжного устройства и на противоположные стороны троса. Причем каждой гусеничной ленте придают такую форму, чтобы сопрягаться с трубопроводом, и каждому переходному устройству придают такую форму, чтобы сопрягаться с гусеничной лентой с одной стороны и с тросом с другой стороны. Технический результат: уменьшение мощности буксирной лебедки, равномерное распределение тянущей силы, предотвращение подергивания и проскальзывания троса, удерживаемого гусеничным натяжным устройством. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 8 ил.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована при укладке трубопроводов на дно водоема с судна. Трубоукладочное судно включает главную палубу и трубоукладочную вышку, направленную вверх от судна. Вышка содержит первую нижнюю секцию, направленную вверх от своего проксимального конца к своему дистальному концу, расположенному выше главной палубы (103), и вторую верхнюю секцию (311), подвижно установленную на первой нижней секции. Трубоукладочная вышка выполнена с возможностью перемещения между первым трубоукладочным положением, в котором вторая верхняя секция (311) расположена выше первой нижней секции, и вторым сложенным положением, в котором вторая верхняя секция (311) перемещена относительно первой нижней секции, а общая высота трубоукладочной вышки уменьшена. Труба установлена с возможностью перемещения в процессе укладки от второй верхней секции (311) к первой нижней секции. Технический результат: повышение устойчивости, надежности и долговечности трубоукладочной вышки и трубоукладочного судна в целом за счет снижения центра тяжести вышки, повышение маневренности и проходимости судна за счет снижения высоты вышки, повышение эффективности загрузки ветвей трубопровода на трубоукладочную вышку. 5 н. и 25 з.п. ф-лы, 24 ил.

Изобретение относится к области строительства трубопроводных систем и используется при сооружении коллекторов газосборных на переходах через автомобильные дороги в сложных инженерно-геокриологических условиях. В теле насыпи автомобильной дороги проложен футляр в виде металлической трубы диаметром 3400 мм, опирающийся на свайный фундамент. Коллектор газосборный и метанолопровод размещены внутри футляра в защитных кожухах. Защитные кожухи размещены на траверсах, расположенных на опорных столиках, установленных в футляре. Изобретение повышает безопасность эксплуатации трубопроводов и безопасность движения транспортных средств над переходом. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается укладки трубопровода с трубоукладочного судна. Предложен способ укладки трубопровода с судна (103) по S-образной траектории. Стингер (104) расположен на конце судна (103) по направлению от судна, а трубопровод проходит по стингеру (104) при укладке с судна (103). Наклон трубопровода к горизонтали увеличивается при прохождении вдоль стингера (104) и после прохождения стингера (104) вплоть до достижения точки перегиба, которую выбирают на расстоянии от конца стингера (104) и в которой обеспечивают максимальный наклон трубопровода к горизонтали. Далее наклон трубопровода уменьшается вплоть до достижения морского дна. На стингере (104) используют направляющие ограничения бокового перемещения трубопровода относительно стингера (104), а судно (103) со стингером (104) изменяют свои положения при укладке трубопровода для отклонения продольной оси стингера (104) относительно траектории уже уложенного на морское дно трубопровода (101). Изменение положения судна (103) и стингера (104) при укладке трубопровода включает вращение судна (103) и стингера (104) вокруг вертикальной оси, которую выбирают проходящей через точку перегиба или смежной с ней. Предложены также варианты выполнения устройства для укладки трубопровода с судна. Технический результат заключается в повышении эффективности и надежности способа и устройства для укладки трубопровода с судна. 3 н. и 19 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для сооружения переходов трубопроводов над естественными преградами, реками, оврагами. Однопролетный переход трубопровода содержит береговые опоры и анкера. Береговые опоры выполнены из опорных и распорных несущих элементов, попарно соединенных в их верхней части, и установлены на наклонные опорные плиты. Опорные плиты размещенные в верхней части склона естественной преграды и неподвижно соединены с ответными анкерными плитами, равноудаленно размещенными по обе стороны от оси трубопровода и закрепленными на горизонтальной поверхности, примыкающей к бровке склона естественной преграды. Трубопровод размещен в боковых ложементах и в центральном ложементе. Боковые ложементы прикреплены к распорным несущим элементам. Центральный ложемент соединен с помощью подвесок с пилонами, неподвижно установленными в верхней части каждой из береговых опор. Береговые опоры и подвески образуют с осью трубопровода углы, достаточные для компенсирования боковых ветровых нагрузок на трубопровод. Технический результат: увеличение длины перекрываемого пролета при сложном профиле естественной преграды и повышение поперечной устойчивости межопорной части трубопровода. 2 ил.
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для выполнения специальных сварочных работ при ремонте трубопроводов. Для осуществления ремонта трубопровода вырезают дефектный элемент, центрируют концы трубопровода и вваривают катушку трубы. Перед вырезкой трубопровод фиксируют по меньшей мере одним фиксирующим устройством на расстоянии не менее 100 мм от края вырезаемого элемента. До и/или после вырезки измеряют усилия удержания трубопровода, возникающие в фиксирующем устройстве, и предупреждают персонал соответствующим сигналом системы управления фиксирующим устройством о приближении к критическим значениям напряжений в металле трубопровода и/или автоматически ограничивают усилия. Изобретение позволяет снизить время и трудоемкость ремонтных работ, повысить качество и безопасность их выполнения. При этом снижаются требования к квалификации персонала, появляется возможность автоматизировать процесс, включая подгонку катушки трубопровода. 22 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к подземной прокладке трубопроводов в многолетнемерзлых грунтах (ММГ) преимущественно островного типа. Перед укладкой трубопровода готовят многослойное основание, для чего поперек траншеи раскатывают силовые пояса, концы которых крепятся на берме траншеи временными штырями, и на дно траншеи укладываются пустотелые плиты-перекрытия. По уложенным плитам формируются теплоизолирующие «матрасы», состоящие из двух-трех слоев песка перлитового вспученного мелкого, заключенного в нетканый синтетический материал (НСМ). Края НСМ сваривают тепловым нагревом. На подготовленное основание укладывают трубопровод, после чего перекрывают его, многослойное основание дна траншеи и боковые поверхности траншеи гибкими водопроницаемыми коврами с последующей засыпкой гранулированным керамзитом высотой не менее 200 мм над верхней образующей. Перед засыпкой трубопровода грунтом концы силовых поясов освобождаются от временных штырей и с натяжением по замкнутому в НСМ керамзиту производят их связку. Окончательная засыпка с обваловкой производится традиционным способом. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности трубопровода. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту и может быть использована для ремонта подводных трубопроводов. Устройство (10) для уплотнения трубы содержит уплотнительную мембрану (12), имеющую первую и вторую части (14, 16) для соединения с наружной поверхностью трубы. Удерживающие элементы (18, 20) расположены напротив друг друга относительно уплотнительной мембраны (12) и прикреплены друг к другу с помощью запорного элемента, при этом с помощью удерживающих элементов (18, 20) поддерживается уплотняющее соединение между уплотнительной мембраной (12) и трубой. Каждый из удерживающих элементов (18, 20) содержит отстоящие друг от друга плиты (22, 24), расположенные в поперечном направлении относительно продольной оси уплотнительной мембраны (12). 3 н. и 24 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области маркировки и последующей идентификации трубных изделий. Технический результат - обеспечение возможности идентификации завода-изготовителя трубных секций как во время строительства и реконструкции трубопровода, так и в процессе эксплуатации трубопровода подземной прокладки при проведении плановой и внеплановой инспекции с использованием внутритрубного инспекционного прибора. Способ маркировки трубных изделий характеризуется тем, что осуществляют кодирование идентификационной информации путем ее преобразования из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления, рассчитывают геометрические размеры элементов маркировки, соответствующие полученным значениям идентификационной информации в шестнадцатеричной системе счисления, после чего в соответствии с рассчитанными геометрическими размерами наносят элементы маркировки путем наплавления металла на наружную поверхность трубного изделия. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к средствам для транспортирования нефти, газа и нефтепродуктов, в частности к магистральным трубам нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов. Магистральная труба нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов имеет поперечное сечение в виде треугольника Релло. Один из углов треугольника Релло располагается в верхней сводной части трубы. На грунтовое основание труба опирается одной из граней треугольника Релло. Технический результат - повышение прочности трубы и ее устойчивости при взаимодействии со слабым основанием. 1 ил.
Наверх