Комплекс бортового оборудования вертолета на основе интегрированной модульной авионики

Комплекс бортового оборудования вертолета содержит k-интеллектуальных широкоформатных индикаторов, систему управления общевертолетным оборудованием, интегрированную систему резервных приборов, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, метеонавигационную радиолокационную станцию, интегрированную систему наблюдения, вычислительную систему вертолетовождения, комплексную систему управления, бортовой комплекс связи, радиовысотомер/доплеровский измеритель путевой скорости, аварийные спасательные радиомаяки, радиостанцию-транспондер, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, систему регулирования внутрикабинного освещения, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, многоспектральную систему технического зрения, канал стандартного информационного обмена, видеоканал информационного обмена, бортовую вычислительную систему, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, индикатор на лобовом стекле, систему измерения массы и центра масс, интегрированную радионавигационную систему, бортовую систему видеонаблюдения и регистрации, основной высокоскоростной отказоустойчивый канал информационного обмена, взаимодействующих определенным образом. Обеспечивается повышение технических и эксплуатационных характеристик, расширение условий эксплуатации, повышение безопасности. 1 ил.

 

Изобретение относится к бортовому авиационному оборудованию, обеспечивающему индикацию, сигнализацию, навигацию, управление общевертолетным оборудованием (ОВО), вертолетовождение, радиосвязь, взаимодействие в системе организации воздушного движения (ОрВД).

Современный уровень развития электроники, вычислительной техники, бортового авиационного оборудования и средств автоматизированной разработки и отладки программного обеспечения позволяет перейти к качественно новому этапу проектирования авиационных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования, при котором рассматривается не разработка набора отдельных изделий, а реализация набора функций на единой программно-аппаратной платформе, объединенной высокоскоростной отказоустойчивой сетью передачи данных.

Известен комплекс бортового оборудования вертолета (РФ №2520174, МПК В64С 13/16, G01C 23/00 01.08.2012), содержащий взаимосвязанные комплексную систему электронной индикации и сигнализации, систему управления общевертолетным оборудованием, пульты-вычислители навигационные с встроенным спутниковым приемником, пульты управления общевертолетным оборудованием, систему регулирования внутрикабинного освещения, интегрированную систему резервных приборов, пилотажный комплекс вертолета, комплекс средств связи, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, ответчик системы ОрВД, метеонавигационную радиолокационную систему, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, малогабаритную систему сбора и регистрации, генератор цифровых карт, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, аппаратуру навигации и посадки, радиокомпас, аварийные спасательные радиомаяки, внутреннее светотехническое и светосигнальное оборудование.

Недостатками известного изобретения, принятого за прототип, являются:

- структура комплекса построена на основе концепции федеральной централизованной архитектуры (ФЦА), т.е. комплекс представляет собой совокупность отдельных комплектующих изделий (КИ), выполняющих в составе БРЭО вертолета определенную функцию и связанных между собой множеством различных каналов (интерфейсов) приема/передачи информации,

- реализация функций комплекса по принципу «отдельный блок-отдельная функция (набор функций)»,

- возможность обеспечения взаимозаменяемости и унификации КИ комплекса только на уровне систем и отдельных блоков (с одной версией программного обеспечения (ПО),

- большое количество перекрестных информационных связей между КИ комплекса,

- сравнительно высокие показатели массовых и габаритных характеристик,

- функциональная ограниченность, определяемая жестко фиксируемой структурой построения комплекса.

Создание комплекса направлено на решение задач, связанных с повышением его технического совершенства, достижением лучших технических и эксплуатационных характеристик, расширением ожидаемых условий эксплуатации, повышением безопасности, эффективности и рентабельности применения вертолета и, в конечном счете, его конкурентным преимуществом.

Для достижения технического результата, заключающегося в расширении эксплуатационных возможностей, повышении безопасности пилотирования и эффективности применения вертолета, повышении технического совершенства, надежности работы комплекса, предложен комплекс бортового оборудования вертолета на основе интегрированной модульной авионики, содержащий:

бортовую вычислительную систему БВС (платформу общих вычислительных ресурсов) на основе n-крейтов интегрированной модульной авионики (ИМА), включающих m-модулей, среди которых модули процессора для интеграции функциональных приложений, модули графического процессора, модули авиационных интерфейсов, модули сетевого коммутатора и модуль с независимыми прикладными программными приложениями, модуль электропитания,

k-индикаторов интеллектуальных широкоформатных,

индикатор на лобовом стекле ИЛС,

вычислительную систему вертолетовождения ВСВ с многофункциональными пультами управления МФПУ,

систему управления общевертолетным оборудованием СУОВО,

информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП,

интегрированную систему резервных приборов ИСРП,

комплексную систему управления КСУ,

бесплатформенную инерциальную навигационную систему БИНС,

интегрированную радионавигационную систему ИРНС,

интегрированную систему наблюдения ИСН,

метеолокатор МнРЛС,

бортовой комплекс связи БКС,

радиовысотомер/доплеровский измеритель путевой скорости ДИСС,

бортовую систему видеонаблюдения и регистрации с функцией прогностики и диагностики состояния агрегатов вертолета БСВР,

аварийно-спасательные радиомаяки АРМ и ПАРМ,

систему измерения массы и центра масс вертолета СИМЦ,

радиостанцию-транспондер АЗН-В,

систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС,

систему регулирования внутрикабинного освещения СВКО,

внутреннее светосигнальное и светотехническое оборудование,

многоспектральную систему технического зрения МСТЗ,

основной высокоскоростной отказоустойчивый канал информационного обмена,

канал стандартного информационного обмена,

видеоканал информационного обмена.

На фиг. 1 показана блок-схема предложенного комплекса.

Комплекс бортового оборудования вертолета на основе интегрированной модульной авионики содержит:

бортовую вычислительную систему БВС 1 (платформу общих вычислительных ресурсов), состоящую из n-крейтов 2 интегрированной модульной авионики, взаимосвязанных между собой, где каждый крейт состоит из m-модулей 3, содержащих вычислительные модули, обеспечивающие вычисление и алгоритмическую обработку функций комплекса в виде независимых функциональных приложений (ФП), модули графического процессора, модули авиационных интерфейсов, модули сетевого коммутатора и т.д.,

k-индикаторов 4, представляющих собой интеллектуальные широкоформатные индикаторы и интегрируемый в БВС 1 вычислитель информации в виде функционального приложения;

индикатор на лобовом стекле ИЛС 5, представляющий собой широкоугольный коллиматорный авиационный индикатор и интегрируемый в БВС 1 вычислитель информации в виде функционального приложения;

комплексную систему управления КСУ 6, состоящую из первичного вычислителя управления полетом, блока связи и адаптации, рамы монтажной, пульта управления, блока датчиков первичной информации, триммерного механизма, датчика положения и интегрируемого в БВС 1 вычислителя информации в виде функционального приложения;

интегрированную радионавигационную систему ИРНС 7, состоящую из блока с функционально-конструктивными модулями, выполняющими функции навигации GNSS, VOR, DME, ADF (на маршруте) и посадки по системам ILS, GLS, МРМ, а также интегрируемого в БВС 1 вычислителя информации в виде функционального приложения;

интегрированную систему наблюдения ИСН 8, состоящую из блока с функционально-конструктивными модулями, выполняющими функции наблюдения за воздушной и наземной обстановкой TCAS II, раннего предупреждения близости земли СРПБЗ/EGPWS, RAAS, генератора карт (moving map), самолетного ответчика (СО), а также интегрируемого в БВС 1 вычислителя информации в виде функционального приложения;

бортовой комплекс связи БКС 9, состоящий из радиостанции MB диапазона, радиостанции ДКМВ диапазона, радиостанции спутниковой связи «Инмарсат», цифрового интегрального модуля связи, объединенных пультов управления, абонентского аппарата борттехника, абонентских аппаратов грузовой кабины, беспроводной аппаратуры для техников наземного обслуживающего персонала и интегрируемого в БВС 1 вычислителя информации в виде функционального приложения;

метеолокатор МнРЛС 10, состоящий из блока антенного передающего устройства;

информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП 11, состоящий из датчиков вектора скорости ДВС, датчиков температуры торможения, приемников воздушных давлений ПВД и интегрируемого в БВС 1 вычислителя информации в виде функционального приложения;

интегрированную систему резервных приборов ИСРП 12, состоящую из индикатора, датчика курса магнитного цифрового и резервного источника питания;

бесплатформенную инерциальную навигационную систему БИНС 13, состоящую из блока инерциальной информации и рамы монтажной;

радиовысотомер/доплеровский измеритель путевой скорости РВ/ДИСС14, состоящий из блока приемопередатчика с функцией измерителя вертикальной и путевой составляющих вектора скорости полета вертолета;

систему управления общевертолетным оборудованием СУОВО 15, состоящую из блоков коммутации и защиты, блоков преобразования сигналов и блоков вычислителей-концентраторов;

вычислительную систему вертолетовождения ВСВ 16, состоящую из многофункциональных пультов управления и интегрируемого в БВС 1 вычислителя информации в виде функционального приложения;

многоспектральную систему технического зрения МСТЗ 17, состоящую из оптико-электронной системы, лазерного локатора, радиолокационной станции 3-х миллиметрового диапазона, системы датчиков малой высоты, вычислительного комплекса многоспектральной системы, ТВ-камеры видеонаблюдения салона и интегрируемого в БВС 1 вычислителя информации в виде функционального приложения;

бортовую систему видеонаблюдения и регистрации вертолета БСВР 18, состоящую из защищенного бортового накопителя, пульта управления и индикации, эксплуатационного регистратора видеоинформации, блока прогностики и диагностики, видеокамер и зональных динамических микрофонов;

аварийно-спасательные радиомаяки АРМ и ПАРМ 19: радиомаяк АРМ, состоящий из блока радиомаяка, пульта управления, антенны и датчика аварийного включения, и радиомаяк ПАРМ, состоящий из переносного блока радиомаяка;

систему измерения массы и центра масс вертолета СИМЦ 20, состоящую из датчиков тензорезисторных специализированных, датчика угла, датчика тангажа и крена, блоков обработки данных, блока центрального контроллера;

радиостанцию-транспондер АЗН-В 21, состоящую из блока радиостанции и рамы амортизационной;

систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС 22, состоящую из табло аварийной и уведомляющей сигнализации;

систему регулирования внутрикабинного освещения СВКО 23, состоящую из блоков регулирования освещения;

внутреннее светосигнальное и светотехническое оборудование 24, состоящее из табло светосигнального с контролем, светильников местного и заливающего освещения;

основной высокоскоростной отказоустойчивый канал информационного обмена 25, состоящий из двух дублированных каналов а и b, представляющих собой оптоволоконные цифровые линии передачи данных, объединяющий входящее в комплекс оборудование;

канал стандартного информационного обмена 26, представляющий собой совокупность цифровых и аналоговых линий передачи данных, объединяющий входящее в комплекс оборудование;

видеоканал информационного обмена 27, объединяющий входящее в комплекс оборудование посредством видеосигналов.

Работа комплекса бортового оборудования вертолета на основе интегрированной модульной авионики осуществляется следующим образом.

Комплексообразующая бортовая вычислительная система БВС 1 (платформа общих вычислительных ресурсов), включающая n-крейтов 2 интегрированной модульной авионики, взаимосвязанных между собой, каждый из которых состоит из m-модулей 3, обеспечивает функционирование и взаимодействие множества независимых прикладных программных приложений (функций), разработанных в соответствии с требованиями реального времени, тем самым позволяет комплексировать входящие в данный комплекс системы.

Взаимодействие БВС 1 с системами комплекса осуществляется как по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена 25, так и по каналу стандартного информационного обмена 26 и видеоканалу информационного обмена 27, позволяющему осуществлять передачу видеоинформации высокого разрешения.

БВС 1 реализует следующие функции комплекса:

- формирования индикации и сигнализации;

- автоматического и автоматизированного управления;

- вычисление значений высотно-скоростных параметров;

- реализации алгоритмов вертолетовождения;

- формирования видеоизображения для индикатора на лобовом стекле;

- обеспечения решения совокупности задач наблюдения и радионавигационной обстановки;

- управления бортовым комплексом связи;

- управления обзорными системами технического зрения;

- предупреждения критических режимов полета и режимов работы ОВО;

- контроля и технического обслуживания.

Бортовая вычислительная система БВС 1 осуществляет взаимодействие по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена 25 с k-индикаторами 4, КСУ 6, ИРНС 7, ИСН 8, БКС 9, МнРЛС 10, МСТЗ 17, БСВР 18, по каналу стандартного информационного обмена 26 с системами СУОВО 15, ИКВСП 11, ИСРП 12, ВСВ 16, БИНС 13, РВ/ДИСС 14, БСВР 18, АРМ и ПАРМ 19, СИМЦ 20, транспондером АЗН-В 21, СТАУС 22, СВКО 23, а по видеоканалу информационного обмена 27 с ИЛС 3.

K-индикаторов 4 представляют собой интеллектуальные широкоформатные ЖК-индикаторы высокого разрешения с ландшафтной ориентацией экрана, осуществляющие отображение всей пилотажно-навигационной информации, радионавигационной информации, видеоизображений улучшенного видения (EVS), синтезированного (SVS) и комбинированного (CVS) видеоизображений от ТВ-, ТПВ-, ТВИ-камер и сенсоров обзорных систем, кадров общевертолетного оборудования (Двиг, СЭС, ТС, ПОС, ГС и т.д.), сигнальной информации, синтезированной карты полета, профиля полета, метеоинформации, ландшафта, воздушной обстановки.

Интегрируемое в БВС 1 функциональное приложение индикации и сигнализации обеспечивает совместно с аппаратной платформой данной системы выполнение функций вычислителя и алгоритмической обработки, а также управление и обработку входной информации k-индикаторов 4. K-индикаторов 4 обеспечивают масштабирование на экранах большого объема видеоинформации и позволяют совмещать и накладывать информацию различного типа таким образом, чтобы максимально улучшить эргономические показатели считывания информации экипажем, снижая, тем самым, психофизическую нагрузку на экипаж и, как следствие, повышая безопасность полета. При взаимодействии с БВС 5 осуществляется возможность реконфигурации информации и обеспечение экипажа полной пилотажно-навигационной информацией и информацией от систем общевертолетного оборудования при отказе одного индикатора, т.е. обеспечивается структурная взаимозаменяемость индикаторов.

K-индикаторов 2 взаимодействуют с БВС 2 по основной высокоскоростной отказоустойчивой линии информационного обмена 25, а прием видеоинформации осуществляется по видеоканалу информационного обмена 27 от МСТЗ 17.

Индикатор на лобовом стекле ИЛС 5 обеспечивает отображение экипажу комплексной видеоинформации, синтезированной МСТЗ 12, и сфокусированной в бесконечность, позволяющей контролировать параметры полета не отрывая взгляд от обстановки за бортом, что повышает безопасность полета, особенно при выполнении экипажем заходов на посадку в сложных метеоусловиях и условиях ограниченной видимости закабинного пространства. Это достигается с помощью системы МСТЗ 17, которая формирует синтезированное изображение виртуальной модели местности (SVS) с помощью функционального приложения индикатора на лобовом стекле интегрируемого в БВС 1, совмещая изображение SVS с пилотажно-навигационной информацией, и выдает его в ИЛС 5 по видеоканалу информационного обмена 27.

Индикатор на лобовом стекле ИЛС 5 прием видеоинформации осуществляет по видеоканалу информационного обмена 27 от БВС 1.

Комплексная система управления КСУ 6 осуществляет формирование и выдачу сигналов управления непосредственно на рулевые агрегаты, осуществляющие отклонения механизмов автомата перекоса несущего винта, для обеспечения ручного, автоматического и совмещенного управления во всем эксплуатационном диапазоне режимов полета вертолета и предотвращения выхода параметров полета за эксплуатационные ограничения, при этом обеспечивается:

- демпфирование угловых колебаний вертолета по тангажу, крену и курсу;

- автоматическая стабилизация углового положения вертолета;

- снижение нагрузок и перегрузок при маневрах и действий турбулентности атмосферы;

- автоматическое предотвращение выхода параметров полета за предельно допустимые параметры.

Функциональное приложение, интегрируемое в БВС 1, осуществляет функции управления КСУ 6.

КСУ 6 взаимодействует по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена 25 с БВС 1.

Интегрированная радионавигационная система ИРНС 7 обеспечивает:

- навигацию по системам GNSS, VOR, DME, ADF на маршруте;

- заход на посадку по системам ILS, GLS, МРМ.

Функции вычислителя ИРНС 7 реализовано в функциональном приложении, интегрируемом в БВС 1.

ИРНС 7 взаимодействует с БВС 1 по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена 25.

Интегрированная система наблюдения ИСН 8 обеспечивает:

- наблюдение за воздушной и наземной обстановкой, включая функции определения угрозы и выработки рекомендации для маневра (ACAS/TCAS II);

- раннее предупреждение близости земли и выработку рекомендации для маневра (СРПБЗ-EGPWS);

- предупреждение экипажа с помощью звуковой и иной сигнализации о текущем положении вертолета или недопустимых параметрах движения на этапах руления, разбега, захода на посадку и пробега вертолета;

выполняет функции:

- генератора карт для хранения и обновления картографической информации;

- самолетного ответчика (1090 ES) и выдачи в эфир информации АЗН-В и бортового приемоответчика (транспондера) для обеспечения наземных служб и других пользователей воздушного пространства информацией о собственном вертолете.

Функции вычислителя ИСН 8 реализовано в функциональном приложении, интегрируемом БВС 1.

ИСН 8 взаимодействует с БВС 1 по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена 25.

Интегрируемое в БВС 1 функциональное приложение бортового комплекса связи БКС 9 обеспечивает экипаж:

- двухсторонней симплексной открытой телефонной радиосвязью в MB, ДМВ и ДКМВ - диапазонах с летательными аппаратами;

- дуплексной телефонной радиосвязью и обменом данными в сетях спутниковой системы типа «Inmarsat»;

- связью с наземными диспетчерскими пунктами системы ОрВД;

- внутренней связью между членами экипажа и пассажирами.

Кроме того, БКС 9 обеспечивает громкоговорящее оповещение, связь с наземным обслуживающим персоналом, обмен информацией с системами УВД с реализацией функции «пилот-диспетчер» (CPDLC).

БКС 9 взаимодействует по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена 25 с БВС 1 и выдает информацию на регистрацию в БСВР 18.

Метеолокатор МнРЛС 10 обеспечивает обнаружение:

конвективных метеообразований (гроз, мощной кучевой облачности) и определение степени их опасности для полета;

зон опасной турбулентности в метеообразованиях;

наземных ориентиров (крупных городов, береговой черты крупных водоемов, крупных судов на водной поверхности).

МнРЛС 10 взаимодействует по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена 25 с БВС 1.

Применение МнРЛС 10 обеспечивает повышение безопасности пилотирования вертолета. Отображение информации от МнРЛС 10 осуществляется на k-индикаторах 4.

Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП 11 обеспечивает восприятие с помощью приемников воздушных давлений ПВД измерение высотно-скоростных параметров, в том числе составляющих вектора воздушной скорости с помощью датчиков вектора воздушной скорости ДВС, а также предупреждение критических режимов пилотирования. ИКВСП 11 осуществляет обмен информацией по каналу стандартного информационного обмена 26 с БВС 1 и ИСРП 12. Функциональное приложение, интегрируемое в БВС 1, осуществляет вычисление значений высотно-скоростных параметров полета, в том числе составляющих вектора воздушной скорости и околонулевых значений воздушной скорости, и информации о достижении параметрами их критических значений.

Интегрированная система резервных приборов ИСРП 12 обеспечивает экипаж пилотажно-навигационной информацией в случаях:

- отказа основных пилотажно-навигационных систем БИНС 13, ИКВСП 11;

- полного отказа всех k-индикаторов 4;

- отказа основных генерирующих систем вертолета (электроснабжения).

За счет наличия в составе системы ИСРП 12 собственного ЖК-индикатора и встроенных в индикатор датчиков давлений, модуля пространственной ориентации и процессорного модуля, а также резервного источника питания, функционирование системы не зависит от основных генерирующих систем вертолета.

ИСРП 14 взаимодействует по каналу стандартного информационного обмена 26 с БВС 1 и ИКВСП 11.

Бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС 13 обеспечивает определение и выдачу автономной навигационной и пилотажной информации, интегрированной с внешней спутниковой навигационной системы (СНС) гибридной информации, а также автономное определение истинного и магнитного курса вертолета.

БИНС 13 взаимодействует по каналу стандартного информационного обмена 26 с БВС 1.

Радиовысотомер/доплеровский измеритель путевой скорости РВ/ДИСС 14 обеспечивает измерение и выдачу высоты полета, а также вертикальной и путевой составляющей вектора скорости вертолета.

Применение радиовысотомера/доплеровского измерителя путевой скорости 14 позволяет совершать полеты вертолета независимо от оптической видимости, времени года и подстилающей поверхности.

РВ/ДИСС 14 взаимодействует по каналу стандартного информационного обмена с БВС 1.

Вычислительная система вертолетовождения ВСВ 16 с помощью многофункциональных пультов управления осуществляет интерактивное управление потоком информации, выводимой для отображения на k-индикаторах 4. Взаимодействие ВСВ 16 с системами комплекса реализовано в n-крейтах 2 БВС 1 в виде функционального программного обеспечения.

Интегрируемое в БВС 1 функциональное приложение ВСВ 16 обеспечивает:

- комплексную обработку информации, получаемую от навигационных датчиков;

- автоматическое вертолетовождение по пространственной четырехмерной траектории при полетах по авиатрассам с выполнением требований RNP-RNAV, B-RNAV, P-RNAV, RVSM;

- коррекцию счисленных координат вертолета по данным от ИРНС (9), GNSS (GPS/ГЛОНАСС/Galileo);

- планирование маршрутов;

- построение траекторий полета и захода на посадку;

- вычисление координат по результатам комплексной обработки информации;

- вычисление скорости и оптимизации режимов полета;

- расчет взлетно-посадочных характеристик.

ВСВ 16 осуществляет взаимодействие по каналу стандартного информационного обмена 26 с БВС 1.

Система управления общевертолетным оборудованием СУОВО 15 содержит два независимых канала и обеспечивает:

- сбор информации от датчиков и общевертолетных систем посредством удаленных концентраторов;

- преобразование и передачу информации в системы комплекса и контроль состояния сопрягаемого ОВО;

- управление электропитанием бортовых потребителей и систем комплекса с помощью блоков защиты и коммутации, а также защиту бортовых потребителей от перегрузки по току и от короткого замыкания при распределении электропитания;

- одним из каналов функцию приема и оцифровки речевой информации, поступающей от гарнитуры экипажа.

СУОВО 15 взаимодействует с БВС 1 по каналу стандартного информационного обмена 26.

Многоспектральная система технического зрения МСТЗ 17 обеспечивает расширение области применения вертолета и спектра решаемых экипажем задач за счет обеспечения экипажа информацией о закабинной обстановке при маловысотном полете вертолета или неблагоприятных погодных условиях. Система обеспечивает возможности обнаружения и визуализации препятствий по курсу полета вертолета с определением дальности до них в этих условиях.

МСТЗ 17 способствует повышению безопасности полета и, косвенно, эксплуатационной эффективности применения вертолета, при этом интегрируемое в БВС 1 функциональное приложение осуществляет:

- комплексирование видеоизображений, поступающих от разноспектральных датчиков в различных комбинациях - телевизионная, тепловизионная ближнего инфракрасного диапазона и среднего инфракрасного диапазона;

- формирование изображения улучшенного видения (EVS);

- построение синтезированного изображения (SVS) виртуальной модели местности на основе цифровой картографической информации, навигационных и пилотажных данных получаемых от БВС 1;

- построение комбинированного изображения (CVS) на базе совмещения изображений от сенсоров оптико-электронной системы и изображения виртуальной модели местности.

МСТЗ 17 взаимодействует по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного 25 обмена с БВС 1 и выдает видеоизображения (ТВ, ТПВ, EVS, SVS и CVS) по видеоканалу информационного обмена 27 на k-индикаторов 4.

Бортовая система видеонаблюдения и регистрации БСВР 18 осуществляет регистрацию информации комплекса, которую получает по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена 25 от БВС 1, каналу стандартного информационного обмена 26, а также от БКС 9 речевую (звуковую) информацию для регистрации. Кроме того, в БСВР 18 снабжена видеокамерами, осуществляющими видеонаблюдение состояния информационно-управляющего поля в кабине экипажа и формирующими видеоизображение для регистрации по видеоканалу информационного обмена 27, а также блоком прогностики и диагностики вертолета, входящим в состав БСВР 18, который осуществляет функции мониторинга технического состояния ответственных механических агрегатов вертолета, необходимых для проведения диагностических вычислений и прогнозирования технического состояния агрегатов, что позволяет обеспечить переход на эксплуатацию контролируемых агрегатов вертолета «по состоянию».

Аварийно-спасательные радиомаяки АРМ и ПАРМ 19 предназначены для: определения и передачи координат места аварии и привода к месту аварии спасательных средств, обеспечения голосовой связи между терпящими бедствие людьми и поисковой службой, а так же для определения координат и выдачу их на отображение на k-индикаторов 4.

АРМ и ПАРМ 19 взаимодействуют с БВС 1 по каналу стандартного информационного обмена 26.

Система измерения массы и центра масс вертолета СИМЦ 20 обеспечивает определение предвзлетной массы вертолета и центровки вертолета по результатам замеров деформаций силовых элементов шасси и их пространственного положения на стоянке в наземных условиях в процессе загрузки объекта при неработающих двигателях с целью оперативного принятия экипажем решения о возможности взлета, тем самым, повышая безопасность пилотирования.

СИМЦ 20 взаимодействует с БВС 1 по каналу стандартного информационного обмена 26.

Радиостанция-транспондер АЗН-В 21 с ультракоротковолновой (УКВ) линией передачи данных является средством приема и передачи данных.

Радиостанция обеспечивает:

- прием от бортовых систем комплекса координат и других навигационных параметров вертолета;

- широковещательную рассылку принятых параметров в эфир по УКВ линии передачи данных;

- прием из эфира координат и навигационных параметров других воздушных судов, передачи их в БВС 1 по каналу стандартного информационного обмена 26 для последующего отображения на k-индикаторах 4 и анализа экипажем окружающей воздушной обстановки;

- обмен с наземными диспетчерскими пунктами и другими воздушными суднами данными как вещательно, так и адресно, для информационного обеспечения полета.

Система табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС 22 независимо от k-индикаторов 4 представляет экипажу сигнальную аварийную и предупреждающую сигнальную информацию о состоянии вертолетных систем и агрегатов в виде световых и звуковых сигналов.

СТАУС 22 взаимодействует с БВС 1 по каналу стандартного информационного обмена 26.

Система регулирования внутрикабинного освещения СВКО 23 обеспечивает ручное регулирование яркости встроенного и заливающего освещения лицевых частей приборов, надписей на пультах и щитках в кабине экипажа. СВКО 23 непосредственно взаимодействует со всеми изделиями комплекса, имеющими встроенный регулируемый подсвет лицевых панелей индикаторов и пультов.

СВКО 23 взаимодействует с БВС 1 по каналу стандартного информационного обмена 26, а также с оборудованием комплекса, имеющем встроенный подсвет.

Внутреннее светосигнальное и светотехническое оборудование 24 предназначено для освещения внутрикабинного оборудования, что позволяет улучшить световой климат кабины, тем самым уменьшить утомляемость экипажа, а также для предоставления экипажу аварийных, предупреждающих и уведомляющих световых сигналов о состоянии систем и агрегатов.

Внутреннее светосигнальное и светотехническое оборудование 24 взаимодействует с СВКО 23 по каналу стандартного информационного обмена 26.

Основной высокоскоростной отказоустойчивый канал информационного обмена 25 состоит из двух дублированных каналов a и b, в случае отказа одного из каналов за счет фильтрации в модуле коммутатора БВС 1 происходит коммутирование на исправный канал.

Из приведенного выше видно, что комплекс бортового оборудования вертолета на основе интегрированной модульной авионики соответствует современной концепции открытой ИМА-архитектуры.

Модульная конструкция комплекса позволяет выбирать необходимую конфигурацию, требуемую для данного воздушного судна без изменения базовой аппаратной части.

Таким образом, предложенный комплекс решает широкий круг задач, связанных с выполнением маршрутно-трассовых полетов (в том числе и международных) и вне трасс, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, над равнинной, холмистой и горной местностями, в условиях обледенения и осадков, над безориентирной местностью, включая акватории морей в воздушном пространстве, по правилам визуальных полетов и правилам полетов по приборам, что обеспечивает повышение эффективности, надежности и безопасности пилотирования вертолета.

Комплекс бортового оборудования вертолета на основе интегрированной модульной авионики, содержащий k-интеллектуальных широкоформатных индикаторов, систему управления общевертолетным оборудованием, интегрированную систему резервных приборов, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, метеонавигационную радиолокационную станцию, интегрированную систему наблюдения, вычислительную систему вертолетовождения, комплексную систему управления, бортовой комплекс связи, радиовысотомер/доплеровский измеритель путевой скорости, аварийные спасательные радиомаяки, радиостанцию-транспондер, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, систему регулирования внутрикабинного освещения, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, многоспектральную систему технического зрения, канал стандартного информационного обмена, видеоканал информационного обмена, отличающийся тем, что в комплекс введены бортовая вычислительная система, бесплатформенная инерциальная навигационная система, индикатор на лобовом стекле, система измерения массы и центра масс вертолета, интегрированная радионавигационная система, бортовая система видеонаблюдения и регистрации вертолета, основной высокоскоростной отказоустойчивый канал информационного обмена, причем бортовая вычислительная система содержит n-крейтов интегрированной модульной авионики, взаимосвязанных между собой, каждый из которых состоит из m-модулей, обеспечивает интеграцию вычислительных функций k-интеллектуальных широкоформатных индикаторов, индикатора на лобовом стекле, комплексной системы управления, интегрированной радионавигационной системы, интегрированной системы наблюдения, бортового комплекса связи, информационного комплекса высотно-скоростных параметров, вычислительной системы вертолетовождения, многоспектральной системы технического зрения и взаимодействует по основному высокоскоростному отказоустойчивому каналу информационного обмена с k-интеллектуальными широкоформатными индикаторами, комплексной системой управления, интегрированной радионавигационной системой, интегрированной системой наблюдения, бортовым комплексом связи, метеонавигационной радиолокационной станцией, многоспектральной системой технического зрения, бортовой системой видеонаблюдения и регистрации вертолета, по каналу стандартного информационного обмена с информационным комплексом высотно-скоростных параметров, интегрированной системой резервных приборов, бесплатформенной инерциальной навигационной системой, радиовысотомером/доплеровским измерителем путевой скорости, системой управления общевертолетным оборудованием, вычислительной системой вертолетовождения, бортовой системой видеонаблюдения и регистрации вертолета, аварийными спасательными радиомаяками, радиостанцией-транспондером, системой табло аварийной и уведомляющей сигнализации, системой измерения массы и центра масс вертолета, системой регулирования внутрикабинного освещения, связанной с комплектом внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, а также по видеоканалу информационного обмена с индикатором на лобовом стекле, причем многоспектральная система технического зрения по видеоканалу информационного обмена взаимодействует с k-интеллектуальными широкоформатными индикаторами и бортовой системой видеонаблюдения и регистрации вертолета.



 

Похожие патенты:

Исполнительный механизм системы управления содержит блок управления и рулевой привод. Рулевой привод содержит электродвигатель, тахогенератор, датчик положения ротора, электромеханический тормоз, двухступенчатый редуктор, шарико-винтовую пару, двухсекционный датчик обратной связи положения штока.

Группа изобретений относится к способу управления самолетом, способу для обозначения потенциального состояния сваливания, системе управления сваливанием. Для управления самолетом идентифицируют угол атаки, коэффициент подъемной силы, воздушную скорость аварийного оповещения для самолета определенным образом.

Группа изобретений относится к способу формирования сигнала управления угловым движением беспилотного летательного аппарата (БПЛА) системе управления для этого способа.

Группа изобретений относится к устройству и способам управления самолетом. Самолет, оснащенный системой управления, которая содержит средство управления на основе двух законов управления, средство детектирования отказа/повреждения поверхности управления, вычислительное средство для вычисления углов и скоростей изменения углов отклонения поверхностей управления, а также для вычисления требуемых изменений моментов самолета, средство оценки необходимости выполнения переключения с одного закона управления на другой.

Изобретение относится к тяге управления толкающе-тянущего типа, обеспечивающей управление и механическую опору и применяемой в самолетостроении. Тяга управления содержит переходник, имеющий металлический трубчатый конец, а также внутренний трубчатый корпус и внешний трубчатый корпус, изготовленные из пластика, армированного углеродными волокнами (углепластика).

Группа изобретений относится к авиационной технике, а именно к системам управления летательными аппаратами (ЛА). Система управления ЛА содержит вычислительное средство (15), средство управления двигателем (17), управляющее работой двигателя на основании сигнала управления тягой, средство перемещения (16) управляющей поверхности (3), осуществляющее перемещение управляющих поверхностей на основании сигнала управления углом отклонения управляющей поверхности, и средство обнаружения отказа/повреждения (18) управляющей поверхности, способное обнаруживать неисправность по меньшей мере одной из управляющих поверхностей.

Электронное управляющее устройство для органа управления движением воздушного судна, содержащее управляемый орган пилотирования. Управляемый орган пилотирования соединен с одним или более органом управления воздушным судном.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к приводу ходового винта. Привод содержит первую цепь нагрузки, образованную посредством ходового винта, и вторую цепь нагрузки, образованную посредством выполненного с возможностью скручивания сплошного торсиона, который расположен в ходовом винте и соединен с ним.

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в приводах аэродинамических поверхностей летательных аппаратов. Устройство электромеханического привода интерцептора крыла самолета установлено на оси поворота, закрепленной в каркасе крыла, и имеет приводное звено многозвенного механизма, закрепленное на внутренней поверхности интерцептора.

Изобретение относится к бортовому оборудованию летательных аппаратов. Комплекс бортового оборудования вертолета содержит комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, систему управления общевертолетным оборудованием, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пульты управления общевертолетным оборудованием, систему регулирования внутрикабинного освещения, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, малогабаритную систему сбора и регистрации, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную систему, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, пульты-вычислители навигационные, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена.

Изобретение относится к системам управления аэродинамическими поверхностями самолетов. Исполнительный механизм системы управления содержит блок управления и рулевой привод. Рулевой привод содержит тахогенератор, датчик положения ротора, двухступенчатый редуктор, шарико-винтовую пару, датчик обратной связи, соединенные определенным образом. Блок управления содержит вторичный источник электропитания, датчик потребляемого тока, приемо-передающий блок, микроконтроллер, блок управления силовыми ключами, силовой блок, блок проверки исправности микроконтроллера, блок включения режима демпфирования и торможения, соединенные определенным образом. Обеспечивается расширение функциональных возможностей электромеханического рулевого привода, повышение стабильности и точности. 3 ил.
Изобретение относится к способу управления полетом летательного аппарата (ЛА). Для управления полетом ЛА выполняют вычислительные операции с резервированным процессорным определением локальных сигналов управления, передают данные по разветвленной сети из линии передачи данных, осуществляют согласование управляющих сигналов, направляют их к исполнительным органам, производят контроль исправности резервированных каналов управления, размещенных по два резерва на левом и правом борту ЛА, по результатам проверки автоматически производят реконфигурацию структуры блоков вычисления и управления, выбирают один из трех режимов управления: основной, альтернативный (упрощенный) или резервный (аварийный) в зависимости от количества обнаруженных отказов. Обеспечивается расширение функциональных возможностей управления полетом ЛА, его живучесть и отказобезопасность.

Система автоматизированного модального управления (САМУ) боковым движением летательных аппаратов содержит датчик угловой скорости крена, два изодромных фильтра, два ограничителя, четыре сумматора, два звена с зоной нечувствительности, два звена с зоной нечувствительности и ограничением, привод элеронов, элероны, датчик положения ручки управления, привод руля направления, руль направления, вычислитель алгоритма модального управления (ВАМУ), блок формирования сигналов управления, блок формирования сигнала усредненного приведенного коэффициента боковой аэродинамической силы, блок эталонной передаточной функции системы, два блока невязки, соединенные определенным образом. Обеспечивается улучшение управления летательным аппаратом в боковой плоскости. 2 ил.

Изобретение относится к способу управления вертолетом. Для управления вертолетом подают управляющие сигналы, соответствующие отклонениям автомата перекоса по циклическому шагу и общему шагу, значения амплитуд управляющих сигналов преобразуют в соответствии с определенными зависимостями, после чего на основании полученных значений формируют управляющие сигналы, подаваемые на привод каждого активного закрылка. Обеспечивается увеличение эффективности управления несущим винтом вертолета. 2 ил.

Изобретение относится к системам перемещения закрылков. Устройство обнаружения и предотвращения перекоса закрылка (1) содержит закрепленную на крыле (4) балку (2), снабженную направляющими элементами (3), и каретку (5). На балке (2) жестко закреплен толкающий механизм (7) и шарнирно установлено двуплечее коромысло (8). Первое плечо (9) соединено с первым концом (11) первой пружины (10), второй конец (12) соединен с балкой (2). Шток (17) толкающего механизма (7) упирается в конец второго плеча (16) двуплечего коромысла (8). Конец первого плеча (9) двуплечего коромысла (8) находится в зацеплении со спусковым рычагом (13), установленным на валу (15) на балке (2). На указанном валу (15) также установлен рычаг с цилиндрическим штырем, соединенным с первым концом второй пружины. Второй конец второй пружины соединен с балкой (2). С указанной балкой (2) также шарнирно соединен корпус датчика (24) положения закрылка (1). Конец штока (25) указанного датчика (24) шарнирно соединен с одним из плеч (27) двуплечего рычага (28), установленного на балке (2), второе плечо (29) которого соединено с обтекателем (33) механизма закрылка шарнирной тягой (30). Изобретение обеспечивает кратчайший путь передачи нагрузки. 8 ил.

Изобретение относится к авиационным двигателям, а более конкретно к одноступенчатым редукторам. Одноступенчатый понижающий редуктор для авиационного двигателя имеет коаксиальную пару кольцевых шестерен, коаксиальную пару прямозубых шестерен и несущий элемент, соединенный с входным валом редуктора. Делительные диаметры шестерен: у большой кольцевой - А, малой кольцевой - D, большой прямозубой - В, малой прямозубой - C. Большие шестерни и малые шестерни образуют две зацепляющиеся пары. Две шестерни одной из двух коаксиальных пар скреплены вместе, чтобы действовать эпициклически на несущем элементе. Одна шестерня из другой коаксиальной пары прикреплена к каркасу редуктора, а еще одна шестерня соединена с выходным валом. При этом А=K+i, В=К, С=K-j и D=K+i-j-j, где K, i и j - целые числа. Достигается снижение габаритов. 9 з.п. ф-лы, 7 ил., 2 табл.

Самолет содержит фюзеляж, крыло, оперение, шасси, силовую установку, комплексную систему управления. Комплексная система управления содержит вычислительный блок, приводы рулевых поверхностей и поворотных сопел силовой установки, датчики движения самолета, внутреннюю и внешнюю мультиплексные линии связи, кабельную сеть, блок преобразования сигналов, информационно-управляющую систему, вычислитель воздушно-скоростных параметров, приемники-преобразователи воздушных давлений (ППВД), ППВД во внутреннем отсеке самолета, датчики температуры заторможенного потока, блок управления шасси (БУШ), исполнительные механизмы поворота и торможения колес, датчики исполнительных механизмов поворота и торможения колес, датчики обжатия амортизаторов шасси, датчики частоты вращения шасси, соединенные определенным образом. БУШ содержит вычислители сигналов управления исполнительными механизмами поворота и торможения колес, усилители мощности. Обеспечивается снижение психофизиологической нагрузки на летчика, снижение радиолокационной заметности, улучшение массово-габаритных характеристик самолета, улучшение управляемости при движении по взлетно-посадочной полосе. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Система управления общесамолётным оборудованием с распределенным вычислительным ресурсом содержит два блока управления процессом (БУП), k-блоков защиты и коммутации (БЗК), n-блоков преобразования сигналов (БПС), два блока вычислителя-концентратора (БВК), пульт пилотов, специализированное средство управления, соединенные определенным образом при помощи основного и резервного мультиплексного каналов с общесамолетным оборудованием, бортовым радиоэлектронным оборудованием, пультом пилотов, специализированным средством управления. БУП содержит модуль приема сигналов, модуль силовых команд, модуль процессора. БЗК состоит из основного и резервного каналов, каждый из которых содержит модуль процессора, m-модулей передачи силовых команд, БВК состоит из основного и контрольного канала, каждый из которых содержит модуль приема разовых команд, модуль передатчик разовых команд, модуль вычислительный интегрированный. Каждый из БУП и основных каналы БЗК, БПС, БВК дополнительно содержат модуль распределения вычислительных ресурсов. Модуль распределения вычислительных ресурсов содержит энергонезависимую память, устройство сравнения, устройство приема команд от пульта пилотов. Обеспечивается повышение безопасности пилотирования за счет автоматизации управления и контроля общесамолётного оборудования. 2 ил.

Изобретения относятся к области авиационной техники и могут быть использованы в управляемых ракетах, снарядах и бомбах и других беспилотных летательных аппаратах (ЛА). Способ управления беспилотным ЛА осуществляется регулированием направления вектора скорости путем изменений лобового сопротивления набегающему потоку и величины вектора тяги струи сброса за счет изменения кинетической энергии набегающего потока внутри аэродинамических поверхностей, в соответствии с сигналом управления. Устройство блока рулевых приводов состоит из корпуса с жестко закрепленными аэродинамическими поверхностями с каналами воздухозаборника и сброса воздуха. Внутри каждой аэродинамической поверхности размещен рулевой привод и аккумуляторная батарея. Рулевой привод выполнен из блока управления рулевых машинок, которые выполнены в виде коаксиально расположенных электродвигателя и турбинки. Электродвигатель использован бесколлекторный с наружным ротором, на который насажена турбинка. В качестве аккумуляторной батареи использована батарея с подзарядкой. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностях применения беспилотных ЛА на малых скоростях и больших высотах, а устройство блока рулевых приводов позволяет упростить изготовление. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к экранопланному транспорту и касается системы демпфирования продольных колебаний экраноплана по углу тангажа. Устройство демпфирования содержит штурвальную колонку с загрузочным механизмом, проводку управления с системой тяг и качалок, рулевой агрегат, датчик угловой скорости тангажа, блок усиления и контроля. При этом рулевой агрегат подключен посредством дифференциальной качалки, кинематически связанной с параллелограммным механизмом, кинематически связанным со штурвальной колонкой и рулем высоты. Сигнал, поступающий с блока усиления и контроля на рулевой агрегат, обеспечивает дополнительное отклонение рулей высоты на угол, равный произведению величин передаточного коэффициента дифференциальной качалки, передаточного коэффициента демпфера тангажа, передаточного коэффициента рулевого агрегата и угловой скорости изменения угла тангажа. Достигается улучшение характеристик устойчивости и управляемости экранопланом, обеспечение управляемости экраноплана по углу тангажа при выходе из строя рулевого агрегата, улучшение эргономичности управления за счет уменьшения частоты и амплитуды отклонения штурвальной колонки при управлении экранопланом. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх