Способ весового контроля локальной группы автотранспортных средств и система для его осуществления

Изобретения относятся к весоизмерительной технике, в частности к способу весового контроля локальной группы автотранспортных средств (АТС) и системе для его осуществления. Способ реализуется в системе, содержащей: локальную базу данных, выполненную с возможностью пополнения идентификационными признаками и техническими характеристиками очередного АТС перед его взвешиванием; пункт взвешивания АТС с весами непосредственно перед выездом с территории грузоотправителя; средства считывания идентификационных признаков АТС; вычислительное средство, выполненное с возможностью: вычислять и заносить в локальную базу данных предельные весовые параметры конкретного АТС; идентифицировать взвешиваемое на весах 3 загруженное АТС 1; заносить в локальную базу данных измеренные весовые параметры идентифицированного АТС; сравнивать измеренные весовые параметры АТС с вычисленными для него предельно допустимыми весовыми параметрами; заносить окончательно реализованные весовые параметры конкретного АТС в локальную базу данных в случае частичной разгрузки этого АТС до выезда с территории грузоотправителя при последующем повторном взвешивании данного АТС. Технический результат заключается в сокращении времени проверки АТС на дорожном весовом пункте за счет верификации веса этого АТС. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 5 ил., 2 табл.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Данное изобретение относится к способу весового контроля локальной группы автотранспортных средств и системе для его осуществления.

Уровень техники

В связи с введением в РФ ответственности грузоотправителя за те выпускаемые с его территории на дороги общего пользования автотранспортные средства (АТС), которые превышают весовые нормативы1 (1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13 июля 2015 г. №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов»), становится актуальной организация предприятиями-грузоотправителями собственных весовых контрольных пунктов, осуществляющих контроль всех нормируемых законодательством весовых параметров загруженного ими АТС (одиночных и сближенных осей, групп осей и общей массы АТС), причем с погрешностью измерения не ниже установленных законодательством допустимых превышений нормативов (в частности, на величину 2% по всем вышеперечисленным параметрам).

Понятно, что в случае обнаружения превышения весовых параметров данного АТС контрольными постами на дорогах общего пользования, кроме начисления соответствующего штрафа, для продолжения движения требуется приведение всех весовых нормативов в соответствие с требованием законодательства путем частичной разгрузки перевозимого делимого груза.

Очевидно, что частичная разгрузка АТС с превышенными весовыми параметрами в неприспособленных условиях для таких грузов, как цемент, бетон, битум и т.п., практически не реализуема с экологической точки зрения. Единственной альтернативой становится тотальный весовой контроль на выходе с предприятия-грузоотправителя, осуществляемый для всех без исключения участвующих в перевозках АТС, которые можно обозначить как локальную группу этого грузоотправителя.

Известны способы взвешивания АТС с помощью статических и динамических весов. В частности, патент РФ на полезную модель №148073 (опубл. 27.11.2014) упоминает способ взвешивания АТС на малой скорости проезда двумя расположенными друг за другом подкладными динамическими весами, что обеспечивает увеличение точности по сравнению с однократным взвешиванием АТС. Однако для указанных выше применений точность (максимальная погрешность) оценки осевых нагрузок и общей массы АТС в 2% обеспечивается и при использовании последовательного поосного статического взвешивания (Фиг. 1а) или однократного малоскоростного динамического взвешивания (Фиг. 1б) подкладными или фундаментными поосными весами (см. В.И. Речицкий. Весогабаритный контроль автотранспорта. - М.: Фонд «Наука и жизнь», 2014. Рис. 2.11, 2.21).

Главным недостатком при использовании известных способов взвешивания для целей настоящего изобретения является отсутствие возможности сравнения измеренных весовых параметров АТС с законодательно нормируемыми применительно к его конкретным техническим характеристикам ограничительными нормативами, превышение которых сопровождается штрафными санкциями, налагаемыми как на грузоперевозчика, так и на грузоотправителя.

Раскрытие изобретения

Таким образом, существует необходимость в разработке такого способа и реализующей его системы для весового контроля АТС, которые позволили бы сократить время проверки АТС на дорожном весовом пункте за счет верификации веса этого АТС.

Для решения этой задачи и достижения указанного технического результата в первом объекте настоящего изобретения предложен способ весового контроля локальной группы автотранспортных средств (АТС), перевозящих делимые грузы с территории конкретного грузоотправителя, заключающийся в том, что: формируют локальную базу данных, пополняемую идентификационными признаками и техническими характеристиками очередного АТС перед его взвешиванием; вычисляют и заносят в локальную базу данных предельно допустимые весовые параметры данного АТС с учетом совокупности технических характеристик конкретного АТС, найденных по официально действующему описанию модели данного АТС, и на основе нормативов, законодательно закрепленных для данной совокупности технических характеристик; заносят в локальную базу данных измеренные весовые параметры конкретного загруженного АТС, идентифицированного по имеющимся на нем идентификационным признакам при взвешивании перед выездом с территории грузоотправителя; сравнивают измеренные весовые параметры АТС с вычисленными для него предельно допустимыми весовыми параметрами; в случае превышения измеренных весовых параметров приводят их в соответствие с вычисленными предельно допустимыми весовыми параметрами путем частичной разгрузки АТС до выезда с территории грузоотправителя с последующим повторным взвешиванием данного АТС и заносят в локальную базу данных его окончательно реализованные весовые параметры.

Особенность способа по первому объекту настоящего изобретения состоит в том, что в качестве автотранспортного средства могут рассматривать грузовой автомобиль или автопоезд в текущей комплектации, включающей в себя в качестве составляющих по меньшей мере тягач и полуприцеп и (или) один или несколько прицепов.

Другая особенность способа по первому объекту настоящего изобретения состоит в том, что в качестве технических характеристик в локальную базу данных могут заносить на основании справочных данных конкретного АТС, отраженных в его официально действующем описании, по меньшей мере следующее: число одиночных и сближенных осей, число осей в группах осей, число скатов на каждой из осей, все межосевые расстояния.

Еще одна особенность способа по первому объекту настоящего изобретения состоит в том, что в качестве предельно допустимых весовых параметров могут вычислять и заносить в локальную базу данных следующие значения: нагрузки одиночной оси, нагрузки сближенных осей, суммарные нагрузки групп осей, средние нагрузки на оси в конкретной группе осей, общая масса АТС.

Еще одна особенность способа по первому объекту настоящего изобретения состоит в том, что в качестве идентификационных признаков АТС могут использовать по меньшей мере одно из государственного регистрационного номера и радиочастотных меток. При этом радиочастотные метки могут размещать на внешней поверхности АТС и (или) на внутренних сторонах его радиопрозрачных поверхностей, а решение об идентификации конкретного АТС могут принимать при обнаружении заданного количества радиочастотных меток из общей их совокупности, размещенной на данном АТС.

Еще одна особенность способа по первому объекту настоящего изобретения состоит в том, что при занесении в локальную базу данных окончательно реализованных весовых параметров для конкретного АТС вместе с данными его путевого листа и накладной на предстоящую поездку могут формировать контрольный талон взвешивания, выдаваемый на руки водителю данного АТС, и заносить электронную копию контрольного талона в локальную базу данных, при этом в путевой лист могут вносить тип АТС по действующей классификации и его текущую комплектацию.

В данном случае при взвешивании конкретного АТС из группы на трассе могут учитывать предъявляемый водителем контрольный талон в качестве документа, подтверждающего правильные весовые параметры данного АТС, либо могут учитывать электронную копию этого контрольного талона, которую могут запрашивать в локальной базе данных АТС с помощью средств связи.

Для решения той же задачи и достижения того же технического результата во втором объекте настоящего изобретения предложена система для весового контроля локальной группы автотранспортных средств (АТС), перевозящих делимые грузы с территории конкретного грузоотправителя, содержащая: локальную базу данных, выполненную с возможностью пополнения идентификационными признаками и техническими характеристиками очередного АТС перед его взвешиванием; пункт взвешивания АТС, размещенный непосредственно перед выездом с территории грузоотправителя и соединенный с локальной базой данных; средства считывания идентификационных признаков АТС, размещенных на АТС, соединенные с локальной базой данных; вычислительное средство, соединенное с локальной базой данных и выполненное с возможностью: вычислять и заносить в локальную базу данных предельно допустимые весовые параметры конкретного АТС с учетом идентификационных признаков данного АТС и совокупности его технических характеристик, найденных по официально действующему описанию модели данного АТС, и на основе нормативов, законодательно закрепленных для данной совокупности технических характеристик; идентифицировать загруженное АТС, взвешиваемое на пункте взвешивания АТС, по имеющимся на нем идентификационным признакам; заносить в локальную базу данных измеренные весовые параметры идентифицированного АТС при взвешивании перед выездом с территории грузоотправителя; сравнивать измеренные весовые параметры АТС с вычисленными для него предельно допустимыми весовыми параметрами; заносить окончательно реализованные весовые параметры конкретного АТС в локальную базу данных в случае частичной разгрузки АТС до выезда с территории грузоотправителя и последующего повторного взвешивания данного АТС.

Особенность системы по второму объекту настоящего изобретения состоит в том, что упомянутым автотранспортным средством может быть грузовой автомобиль или автопоезд в текущей комплектации, включающей в себя в качестве составляющих по меньшей мере тягач и полуприцеп и (или) один или несколько прицепов.

Другая особенность системы по второму объекту настоящего изобретения состоит в том, что в качестве технических характеристик в локальную базу данных может быть занесено на основании справочных данных конкретного АТС, отраженных в его описании, по меньшей мере следующее: число одиночных и сближенных осей, число осей в группах осей, число скатов на каждой из осей, все межосевые расстояния.

Еще одна особенность системы по второму объекту настоящего изобретения состоит в том, что в качестве предельных весовых параметров могут быть вычислены и занесены в локальную базу данных по меньшей мере следующие значения: нагрузки одиночных осей, нагрузки сближенных осей, суммарные нагрузки групп осей, средние нагрузки оси в конкретной группе осей, общая масса упомянутого АТС.

Еще одна особенность системы по второму объекту настоящего изобретения состоит в том, что в качестве идентификационных признаков АТС могут быть использованы по меньшей мере одно из государственного регистрационного номера и радиочастотных меток. При этом радиочастотные метки могут быть размещены на внешней поверхности АТС и (или) на внутренних сторонах его радиопрозрачных поверхностей, а вычислительное средство может быть выполнено с возможностью принимать решение об идентификации конкретного АТС при обнаружении заданного количества радиочастотных меток из общей их совокупности, размещенной на данном АТС.

Еще одна особенность системы по второму объекту настоящего изобретения состоит в том, что вычислительное средство может быть выполнено с дополнительной возможностью формировать выдаваемый на руки водителю данного АТС контрольный талон взвешивания и заносить электронную копию этого контрольного талона взвешивания в локальную базу данных при занесении в нее окончательно реализованных весовых параметров для конкретного АТС вместе с данными его путевого листа и накладной на предстоящую поездку, при этом в путевой лист могут быть внесены тип АТС по действующей классификации и его текущая комплектация.

В этом случае система может содержать по меньшей мере один дополнительный пункт взвешивания, соединенный с помощью средств связи с локальной базой данных и предназначенный для взвешивания на трассе конкретного АТС из локальной группы и учета предъявляемого водителем контрольного талона взвешивания в качестве документа, подтверждающего правильные весовые параметры данного АТС, либо для учета электронной копии контрольного талона, запрашиваемой в локальной базе данных.

Краткое описание чертежей

Изобретение поясняется чертежами, на которых одинаковые или сходные элементы обозначены одними и теми же ссылочными позициями.

На Фиг. 1а показаны весы для поосного статического взвешивания автотранспортного средства (АТС).

На Фиг. 1б показаны весы для однократного малоскоростного поосного динамического взвешивания АТС.

На Фиг. 2 показана схема системы по настоящему изобретению.

На Фиг. 3а показан внешний вид варианта корпусированной радиочастотной метки, которую можно использовать в настоящем изобретении.

На Фиг. 3б показан вариант радиочастотной метки-наклейки, которую можно использовать в настоящем изобретении.

На Фиг. 4а показан внешний вид варианта стационарного считывателя радиочастотных меток.

На Фиг. 4б показан внешний вид варианта мобильного считывателя радиочастотных меток.

На Фиг. 5а показан внешний вид одного из наиболее распространенных бетоносмесителей - 58147G на базе KAMAZ-65115 6×4.

На Фиг. 5б показан чертеж шасси бетоносмесителя по Фиг. 5а.

Подробное описание

Способ по настоящему изобретению может быть реализован в системе, схема которой приведена на Фиг. 2. Эта система для весового контроля локальной группы автотранспортных средств (АТС), перевозящих делимые грузы с территории конкретного грузоотправителя, содержит в пункте взвешивания, где взвешивается автотранспортное средство 1, например, поосные весы 2. В качестве используемых весов могут применяться как указанные выше поосные весы, так и, к примеру, фундаментные и подкладные весы (см. патент РФ №2538357, опубл. 10.01.2015, и упомянутый патент РФ на полезную модель №148073), реализующие, соответственно, статическое или малоскоростное динамическое измерение всего набора весовых параметров АТС 1. Специалистам понятно, что весы 3 любого типа обязательно сертифицированы и регулярно проходят официальную поверку.

Специалистам понятно, что в данном случае в качестве автотранспортного средства 1 может рассматриваться грузовой автомобиль либо автопоезд в текущей комплектации, включающей в себя в качестве составляющих по меньшей мере тягач и полуприцеп либо тягач и один или несколько прицепов. В последнем случае тягачом может быть обычный грузовик либо седельный тягач для полуприцепа, имеющий средство для присоединения к нему прицепа.

Пункт взвешивания АТС размещен непосредственно перед выездными воротами с территории грузоотправителя. В состав пункта взвешивания АТС, помимо весов 3, входят одно или несколько средств 4 считывания идентификационных признаков АТС. В качестве таких идентификационных признаков могут использоваться, например, государственный регистрационный номер (не показано) и (или) одна или несколько радиочастотных меток 5, 6, известных специалистам. Радиочастотные метки, обозначенные ссылочной позицией 6, могут быть выполнены корпусированными, как показано на Фиг. 3а, для размещения на внешней поверхности АТС 1, к примеру на крыше кабины. Радиочастотные метки, обозначенные ссылочной позицией 5, могут быть выполнены в виде меток-наклеек, как показано на Фиг. 3б, для размещения на внутренних сторонах радиопрозрачных поверхностей АТС 1, к примеру на внутренних поверхностях неопускаемых (лобового и боковых) стекол кабины. Соответственно, средства 4 считывания идентификационных признаков АТС выполнены так, чтобы иметь возможность считывать либо государственный регистрационный номер (это может быть фото- или видеокамера), либо радиочастотные метки 5 или 6 (варианты статического и мобильного считывателей показаны, соответственно, на Фиг. 4а и 4б).

Специалистам понятно, что в качестве радиочастотных меток в настоящем изобретении могут использоваться любые известные или разрабатываемые в будущем радиочастотные метки, внешний вид, конструкция, диапазон работы и иные характеристики которых могут быть любыми и не входят в объем притязаний по данному изобретению.

Система для весового контроля локальной группы АТС по настоящему изобретению содержит далее единый программно-аппаратный комплекс 2, включающий в себя соединенные между собой локальную базу 7 данных и вычислительное средство 8. Их конкретное выполнение также может быть любым известным или разрабатываемым в будущем.

В системе по настоящему изобретению с локальной базой 7 данных соединены весы 2 и средства 4 считывания идентификационных признаков АТС. Кроме того, локальная база 7 данных может быть выполнена со средствами связи (не показано), благодаря которым к локальной базе 7 данных могут обращаться дополнительные пункты взвешивания (не показаны), расположенные на автотрассе.

Выполнение локальной базы 7 данных должно обеспечивать возможность пополнения содержания этой базы данных идентификационными признаками (5-6) и техническими характеристиками очередного АТС 1 перед его взвешиванием. В качестве таких технических характеристик АТС могут быть использованы, в частности, число одиночных и сближенных осей, число осей в группах осей (в многоосной тележке), число скатов (колес) на каждой из осей, все межосевые расстояния. Все эти технические характеристики заносятся в локальную базу 7 данных на основании официально действующего описания конкретного АТС 1. Специалистам понятно, что в случае когда в качестве АТС 1 использован автопоезд в текущей комплектации, включающей в себя в качестве составляющих по меньшей мере тягач и полуприцеп и (или) один или несколько прицепов, все упомянутые выше технические характеристики должны быть взяты для каждой составляющей такого автопоезда.

Вычислительное средство 8 должно иметь возможность определять предельно допустимые весовые параметры конкретного АТС 1 с учетом совокупности его технических характеристик, найденных по официально действующему описанию модели данного АТС 1, и на основе нормативов, законодательно закрепленных для данной совокупности технических характеристик. В качестве примеров таких нормативов в Таблице 1 приведены значения допустимой массы автотранспортных средств, а в Таблице 2 - величины допустимых осевых нагрузок автотранспортных средств. Естественно, что полное содержание данных таблиц из введенного с 1 июля 2015 года Постановления Правительства РФ от 9 января 2014 года №12 должно быть занесено в локальную базу 7 данных, дабы участвовать в расчете весовых ограничений для каждого из контролируемых АТС с учетом его конструктивных характеристик.

Далее, вычислительное средство 8 должно иметь возможность при взвешивании загруженного АТС 1 на пункте взвешивания АТС идентифицировать данное АТС 1 по имеющимся на нем идентификационным признакам (по радиочастотным меткам 5, 6 и (или) номеру государственной регистрации), распознанным средствами 4 считывания идентификационных признаков. При взвешивании загруженного АТС 1 перед выездом с территории грузоотправителя вычислительное средство 8 должно иметь возможность заносить в локальную базу 7 данных измеренные весовые параметры идентифицированного АТС 1; сравнивать измеренные весовые параметры АТС 1 с вычисленными для него предельно допустимыми весовыми параметрами; заносить окончательно реализованные весовые параметры конкретного АТС 1 в локальную базу 7 данных в случае частичной разгрузки этого АТС 1 до выезда с территории грузоотправителя при последующем повторном взвешивании данного АТС 1.

Способ весового контроля локальной группы автотранспортных средств по настоящему изобретению реализуется следующим образом.

Конкретное предприятие-грузоотправитель, например бетонный завод, песчаный карьер и т.п., имеет в своем распоряжении автотранспортные средства (АТС), перевозящие делимые грузы с территории этого предприятия-грузоотправителя, либо владеет такими АТС, образующими локальную группу в терминологии данного изобретения. Сведения обо всех АТС данной локальной группы, т.е. технические характеристики и идентификационные признаки каждого АТС этой локальной группы, заносят в локальную базу 7 данных, сформированную данным грузоотправителем, либо объединением нескольких региональных грузоотправителей (не обязательно однородных), либо даже местной администрацией.

В качестве идентификационного признака каждого АТС очевидно выступает его государственный регистрационный номер. Однако каждый АТС 1 локальной группы может быть снабжен дополнительными идентификационными признаками, например, радиочастотными метками. Для повышения надежности автоматической идентификации АТС таких меток может быть несколько. К примеру, на крыше кабины АТС может быть установлена корпусированная радиочастотная метка 6, показанная на Фиг. 3а, а с внутренней стороны лобового и боковых стекол - метки-наклейки 7, показанные на Фиг. 3б.

Что касается технических характеристик каждого АТС, то ими могут быть, в частности, число одиночных и сближенных осей, число осей в группах осей (в многоосной тележке), число скатов (колес) на каждой из осей, все межосевые расстояния. Эти и любые иные технические характеристики заносят в локальную базу 7 данных на основании справочных данных конкретного АТС 1, найденных по официально действующему описанию модели данного АТС (грузового автомобиля или автопоезда).

Соединенное с локальной базой 7 данных вычислительное средство 8 вычисляет и заносит в локальную базу 7 данных предельно допустимые весовые параметры конкретного АТС 1 с учетом совокупности его технических характеристик, найденных по официально действующему описанию модели данного АТС, и на основе нормативов, законодательно закрепленных для данной совокупности технических характеристик АТС. В качестве таких предельно допустимых весовых параметров могут быть определены, например, такие: нагрузки одиночных осей, нагрузки сближенных осей, суммарные нагрузки групп осей, средние нагрузки оси в конкретной группе осей, общая масса АТС. При этом, если в качестве АТС 1 использован автопоезд, то все предельно допустимые весовые параметры вычисляют и заносят в локальную базу 7 данных для каждой составляющей этого автопоезда в его текущей комплектации.

При подъезде полностью загруженного АТС 1 к весам 3 на пункте взвешивания АТС осуществляется идентификация этого АТС 1 по любому из имеющихся на нем идентификационных признаков. При использовании идентификации по государственному регистрационному номеру его считывание может проводиться как чисто визуально оператором пункта взвешивания АТС, так и любым способом видеораспознавания из известных специалистам. В обоих случаях данный идентификационный признак заносится в соответствующий взвешиваемому АТС 1 раздел локальной базы 7 данных, что позволяет обращаться к информации данного раздела при последующем введении того же номера государственной регистрации.

При использовании для идентификации АТС 1 радиочастотных меток 5 и (или) 6 данные об установленных на этом АТС метках также вносят в соответствующий этому АТС раздел локальной базы 7 данных, что является еще одним адресом для последующего автоматического или ручного обращения к данному разделу.

При использовании нескольких идентификационных признаков АТС 1, к примеру нескольких установленных на нем радиочастотных меток, принимать решение об идентификации этого АТС можно с помощью мажоритарного принципа, т.е. при обнаружении заданного количества радиочастотных меток из общей их совокупности, размещенной на данном АТС (например, при обнаружении трех из пяти меток). Применение этого принципа может потребоваться, к примеру, в плохих погодных условиях, когда не все идентификационные признаки хорошо различимы, либо когда часть из них недоступна для средств 4 считывания.

Как уже отмечено, в соответствующий данному АТС 1 раздел локальной базы 7 данных изначально заносят его тип по действующей классификации АТС, модель и технические характеристики из ее официального описания, включающие все необходимые данные для подсчета по нормативам действующего законодательства весовых ограничений по осям, группам осей и общей массе АТС.

Взвешивание АТС 1 на весах 3 производят в соответствии с официально утвержденной для этих весов 3 методикой взвешивания. В процессе взвешивания на весах 3 полностью загруженного АТС 1 перед его выездом на автотрассу общего пользования измеряют, например, следующие параметры: нагрузки одиночных осей, нагрузки сближенных осей, суммарные нагрузки групп осей, средние нагрузки оси в конкретной группе осей, общая масса АТС. Все измеренные весовые параметры этого АТС 1 заносят в локальную базу 7 данных и сравнивают с помощью вычислительного средства 8 эти измеренные весовые параметры с вычисленными для данного АТС 1 предельно допустимыми весовыми параметрами. В случае превышения измеренных весовых параметров над вычисленными предельно допустимыми весовыми параметрами производят частичную разгрузку перегруженного АТС 1 до выезда с территории грузоотправителя на специально отведенной для этого площадке, после чего повторно взвешивают данный частично разгруженный АТС 1 и заносят его окончательно реализованные весовые параметры в локальную базу 7 данных.

В тот же раздел локальной базы 7 данных заносят сведения о путевых документах на предстоящую поездку данного АТС 1, т.е. данные его путевого листа и накладной на предстоящую поездку. В случае когда в качестве АТС 1 использован автопоезд, в путевой лист обязательно вносится его текущая комплектация, поскольку с одним тягачом могут соединяться как различные полуприцепы, так и отдельные прицепы - один или несколько.

Кроме того, вычислительное средство 8 может быть выполнено с дополнительной возможностью формировать выдаваемый на руки водителю данного АТС 1 контрольный талон взвешивания и заносить электронную копию этого контрольного талона взвешивания в локальную базу 7 данных при занесении в нее окончательно реализованных весовых параметров этого АТС 1 вместе с данными на предстоящую поездку (в том числе с данными о типе этого АТС по действующей классификации и его текущей комплектации, если в качестве АТС 1 использован автопоезд). Этот документ отражает все необходимые сведения, которые могут потребоваться для предъявления на весовых постах по трассе следования и, при необходимости, для оспаривания неправомерных действий весового контроля в судебном порядке.

В случае соответствующей договоренности со службами весового контроля им может предоставляться удаленный доступ к разделам локальной базы 7 данных, относящимся к их непосредственной деятельности. Т.е. система по настоящему изобретению может дополнительно включать в себя по меньшей мере один дополнительный пункт взвешивания, соединенный с помощью средств связи с локальной базой 7 данных и предназначенный для взвешивания на трассе конкретного АТС 1 из локальной группы и учета предъявляемого водителем контрольного талона взвешивания в качестве документа, подтверждающего правильные весовые параметры данного АТС 1, либо для учета электронной копии контрольного талона, запрашиваемой в локальной базе 7 данных. Технически эта функция может реализовываться, например, путем оснащения персонала контрольных постов средствами 4 считывания идентификационных признаков (меток) конкретно проверяемого АТС 1 и организацией соответствующего канала связи с локальной базой 7 данных грузоотправителя. При этом данные предварительного контрольного взвешивания у грузоотправителя могут учитываться дорожными контрольными службами как окончательные, и тогда дополнительный весовой контроль на месте не производится.

В качестве иллюстрации работы по предложенному способу весового контроля рассмотрим в качестве примера контрольное взвешивание одного из наиболее распространенных бетоносмесителей - 58147G на базе KAMAZ-65115 6×4 (Фиг. 5а); чертеж его шасси приведен на Фиг. 5б.

Предположим, что данное автотранспортное средство проходит процедуру взвешивания на рассматриваемом пункте взвешивания впервые. Все его идентификационные признаки до осуществления процедуры взвешивания должны быть обязательно введены в соответствующий ему раздел локальной базы 7 данных. Государственный регистрационный номер этого АТС и данные по всей совокупности установленных на него перед взвешиванием радиочастотных меток (например, корпусированной метки 6 по Фиг. 3а - на крыше кабины и меток-наклеек 5 по Фиг. 3б - с внутренней стороны радиопрозрачных поверхностей, например лобового и боковых стекол) могут быть занесены в локальную базу 7 данных вручную или с помощью соответствующих автоматических считывателей (средств 4 считывания) любого известного специалистам типа.

Из всего набора технических характеристик данного конкретного АТС в рассматриваемом примере нужны те, которые необходимы для расчета весовых ограничений, действующих на территории РФ. Базой для такого расчета являются Таблица 1 допустимой массы транспортных средств и Таблица 2 допустимых осевых нагрузок транспортных средств.

Из анализа обеих таблиц следует, что для определения конкретных весовых ограничений для выбранного в качестве примера АТС (Фиг. 5а) необходимо знать его число осей, количество скатов на них и все межосевые расстояния. Занеся в локальную базу 7 данных соответствующие технические данные шасси KAMAZ-65115 6×4 (три оси: передняя с односкатной ошиновкой и сдвоенная задняя с двускатной ошиновкой и межосевым расстоянием 1320 мм - см. Фиг. 5б), по Таблице 1 определяют предельную массу данного автотранспортного средства - 25 тонн.

По Таблице 2 вычисляют допустимые осевые нагрузки. К примеру, для автодорог, рассчитанных в общем случае на осевую нагрузку 10 тонн/ось, на переднюю одиночную ось анализируемого АТС должно приходиться не более 9 тонн, для осей задней двухосной тележкой (сдвоенных осей) с двускатной ошиновкой каждой из них нагрузка на тележку в целом не должна превышать 16 тонн, а средняя (см. п. 3 примечания к Таблице 2) нагрузка на каждую из ее осей - 8 тонн.

Это те предельно допустимые весовые параметры, по превышению которых конкретное АТС не должно выпускаться с территории предприятия-грузоотправителя. Конечно, с учетом льготы, коррелированной с предельной погрешностью конкретных пунктов весового контроля на трассе, можно увеличить пределы загрузки, например, на 2%, но при этом следует помнить и о реальной погрешности весов 3 собственного пункта взвешивания АТС на территории грузоотправителя и не рисковать.

В любом случае в путевых документах загруженного АТС 1 будет указан его верифицированный вес, а в случае автопоезда - еще и его текущая комплектация, т.е. конкретные тягач и полуприцеп либо прицепы. Это позволит избегать контрольного взвешивания на автотрассе, что будет резко экономить время и ресурс работы как дорожных пунктов взвешивания АТС, так и сберегать дороги общего пользования от разрушения перегруженными АТС.

1. Способ весового контроля локальной группы автотранспортных средств (АТС), перевозящих делимые грузы с территории конкретного грузоотправителя, заключающийся в том, что:
- формируют локальную базу данных, пополняемую идентификационными признаками и техническими характеристиками очередного АТС перед его взвешиванием;
- вычисляют и заносят в упомянутую локальную базу данных предельно допустимые весовые параметры данного АТС с учетом совокупности упомянутых технических характеристик конкретного АТС, найденных по официально действующему описанию модели данного АТС, и на основе нормативов, законодательно закрепленных для данной совокупности технических характеристик;
- заносят в упомянутую локальную базу данных измеренные весовые параметры конкретного загруженного АТС, идентифицированного по имеющимся на нем идентификационным признакам при взвешивании перед выездом с территории упомянутого грузоотправителя;
- сравнивают упомянутые измеренные весовые параметры АТС с вычисленными для него предельно допустимыми весовыми параметрами;
- в случае превышения измеренных весовых параметров приводят их в соответствие с упомянутыми вычисленными предельно допустимыми весовыми параметрами путем частичной разгрузки упомянутого АТС до выезда с территории упомянутого грузоотправителя с последующим повторным взвешиванием данного АТС и заносят в упомянутую локальную базу данных его окончательно реализованные весовые параметры.

2. Способ по п. 1, в котором в качестве упомянутого автотранспортного средства рассматривают грузовой автомобиль или автопоезд в текущей комплектации, включающей в себя в качестве составляющих по меньшей мере тягач и полуприцеп и (или) один или несколько прицепов.

3. Способ по п. 2, в котором в качестве упомянутых технических характеристик заносят в упомянутую локальную базу данных на основании справочных данных конкретного АТС, отраженных в его официально действующем описании, по меньшей мере следующее: тип АТС по действующей классификации, число одиночных и сближенных осей, число осей в группах осей, число скатов на каждой из осей, все межосевые расстояния.

4. Способ по п. 1, в котором в качестве упомянутых предельно допустимых весовых параметров АТС вычисляют и заносят в упомянутую локальную базу данных следующие значения: нагрузки одиночных осей, нагрузки сближенных осей, суммарные нагрузки групп осей, средние нагрузки на оси в конкретной группе осей, общая масса упомянутого АТС.

5. Способ по п. 1, в котором в качестве упомянутых идентификационных признаков АТС используют по меньшей мере одно из государственного регистрационного номера и радиочастотных меток.

6. Способ по п. 5, в котором размещают упомянутые радиочастотные метки на внешней поверхности упомянутого АТС и (или) на внутренних сторонах его радиопрозрачных поверхностей.

7. Способ по п. 6, в котором решение об идентификации конкретного АТС принимают при обнаружении заданного количества упомянутых радиочастотных меток из общей их совокупности, размещенной на данном АТС.

8. Способ по п. 2, в котором при упомянутом занесении в локальную базу данных окончательно реализованных весовых параметров для конкретного АТС вместе с данными его путевого листа и накладной на предстоящую поездку формируют контрольный талон взвешивания, выдаваемый на руки водителю данного АТС, и заносят электронную копию упомянутого контрольного талона в упомянутую локальную базу данных, при этом в упомянутый путевой лист вносят тип АТС по действующей классификации и его текущую комплектацию.

9. Способ по п. 8, в котором при взвешивании конкретного АТС из упомянутой группы на трассе учитывают предъявляемый водителем упомянутый контрольный талон в качестве документа, подтверждающего правильные весовые параметры данного АТС.

10. Способ по п. 8, в котором при взвешивании конкретного АТС из упомянутой локальной группы на трассе учитывают электронную копию упомянутого контрольного талона, которую запрашивают в упомянутой локальной базе данных с помощью средств связи.

11. Система для весового контроля локальной группы автотранспортных средств (АТС), перевозящих делимые грузы с территории конкретного грузоотправителя, содержащая:
- локальную базу данных, выполненную с возможностью пополнения идентификационными признаками и техническими характеристиками очередного АТС перед его взвешиванием;
- пункт взвешивания АТС, размещенный непосредственно перед выездом с территории упомянутого грузоотправителя и соединенный с упомянутой локальной базой данных;
- средства считывания упомянутых идентификационных признаков АТС, размещенных на упомянутом АТС, соединенные с упомянутой локальной базой данных;
- вычислительное средство, соединенное с упомянутой локальной базой данных и выполненное с возможностью:
- вычислять и заносить в упомянутую локальную базу данных предельные весовые параметры конкретного АТС с учетом совокупности его технических характеристик, найденных по официально действующему описанию модели данного АТС, и на основе нормативов, законодательно закрепленных для данной совокупности технических характеристик;
- идентифицировать загруженное АТС, взвешиваемое на упомянутом пункте взвешивания АТС, по имеющимся на нем идентификационным признакам;
- заносить в упомянутую локальную базу данных измеренные весовые параметры идентифицированного АТС при взвешивании перед выездом с территории упомянутого грузоотправителя;
- сравнивать упомянутые измеренные весовые параметры АТС с вычисленными для него предельно допустимыми весовыми параметрами;
- заносить окончательно реализованные весовые параметры конкретного АТС в упомянутую локальную базу данных в случае частичной разгрузки упомянутого АТС до выезда с территории упомянутого грузоотправителя при последующем повторном взвешивании данного АТС.

12. Система по п. 11, в которой упомянутым автотранспортным средством является грузовой автомобиль или автопоезд в текущей комплектации, включающей в себя в качестве составляющих по меньшей мере тягач и полуприцеп и (или) один или несколько прицепов.

13. Система по п. 11, в которой в качестве упомянутых технических характеристик в упомянутую локальную базу данных занесены на основании справочных данных конкретного АТС, отраженных в его описании, по меньшей мере следующее: число одиночных и сближенных осей, число осей в группах осей, число скатов на каждой из осей, все межосевые расстояния.

14. Система по п. 11, в которой в качестве упомянутых предельно допустимых весовых параметров вычислены и занесены в упомянутую локальную базу данных по меньшей мере следующие значения: нагрузки одиночных осей, нагрузки сближенных осей, суммарные нагрузки групп осей, средние нагрузки оси в конкретной группе осей, общая масса АТС.

15. Система по п. 11, в которой в качестве упомянутых идентификационных признаков АТС использованы по меньшей мере одно из государственного регистрационного номера и радиочастотных меток.

16. Система по п. 11, в которой упомянутые радиочастотные метки размещены на внешней поверхности упомянутого АТС и (или) на внутренних сторонах его радиопрозрачных поверхностей.

17. Система по п. 11, в которой упомянутое вычислительное средство выполнено с возможностью принимать решение об идентификации конкретного АТС при обнаружении заданного количества упомянутых радиочастотных меток из общей их совокупности, размещенной на данном АТС.

18. Система по п. 11, в которой упомянутое вычислительное средство выполнено с дополнительной возможностью формировать выдаваемый на руки водителю данного АТС контрольный талон взвешивания и заносить электронную копию упомянутого контрольного талона взвешивания в упомянутую локальную базу данных при упомянутом занесении в нее окончательно реализованных весовых параметров для конкретного АТС вместе с данными его путевого листа и накладной на предстоящую поездку, при этом в упомянутый путевой лист внесены тип АТС по действующей классификации и его текущая комплектация.

19. Система по п. 18, содержащая по меньшей мере один дополнительный пункт взвешивания, соединенный с помощью средств связи с упомянутой локальной базой данных и предназначенный для взвешивания на трассе конкретного АТС из упомянутой локальной группы и учета предъявляемого водителем упомянутого контрольного талона взвешивания в качестве документа, подтверждающего правильные весовые параметры данного АТС, либо для учета электронной копии упомянутого контрольного талона, запрашиваемой в упомянутой локальной базе данных.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для статического взвешивания автотранспортного средства (АТС). Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности одноэтапного измерения всех весовых параметров АТС.

Изобретение относится к датчикам веса, встроенным в дорожное полотно. Техническим результатом изобретения является обеспечение постоянного обжатия элементов датчика в вертикальном направлении по всей его протяженности.

Изобретение относится к измерительной технике. Техническим результатом изобретения является оптимизация размера циклического испытательного стенда.

Изобретение относится к измерительной технике. Техническим результатом изобретения является повышение точности датчика, реализуемой и оцениваемой уже после его установки в дорожное покрытие.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для взвешивания транспортных средств. Способ предусматривает подсчет числа осей транспортного средства до и после взвешивания разгруженного транспортного средства (ТС), чтобы определить, расположено ли разгруженное ТС правильно во время взвешивания.

Группа изобретений относится к весоизмерительной технике и может быть использована для взвешивания автотранспортных средств. Способ включает в себя этапы, на которых обеспечивают измерительный комплект, содержащий статические подкладные весы, число которых равно удвоенному максимальному числу осей в наибольшей по числу осей из входящих в состав любого из взвешиваемых АТС многоосных тележек; размещают поочередно для каждой из многоосных тележек взвешиваемого АТС под каждым из колес данной многоосной тележки статические подкладные весы из измерительного комплекта.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к датчикам веса автотранспортного средства. Благодаря заявленному изобретению достигается такой технический результат, как обеспечение надежной фиксации положения чувствительного элемента строго по оси датчика при сохранении механической целостности датчика и смежного с ним слоя дорожного покрытия.

Изобретение относится к весоизмерительной технике и может быть использовано для взвешивания сыпучих продуктов. .

Изобретение относится к способу определения массы транспортного средства для осуществления переключения автоматизированной коробки передач. .

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано в весо- и силоизмерительных системах для взвешивания автотранспорта и т.д. .

Изобретение относится к системам управления транспортным средством. Способ установки отклика акселератора включает сбор текущих данных о загруженности транспортного средства, расчет текущих данных о загруженности транспортного средства в соответствии с данными о шинах и установку отклика акселератора транспортного средства в соответствии с текущими данными о загруженности. Причем сбор текущих данных о загруженности транспортного средства содержит сбор данных о шинах транспортного средства, при этом данные о шинах включают в себя деформацию шин. Достигается повышение безопасности управления транспортным средством. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх