Центростремительный лопастной насос для перекачивания подогретых неоднородных по плотности жидкостей

Изобретение относится к области насосостроения. Насос содержит входной патрубок, центростремительное рабочее колесо, состоящее из ведущего и покрывного дисков, радиальных лопастей (4), изогнутых по дуге окружности радиусом (rл) с центром изгиба (О2), смещенным относительно центра вращения (О1), и совмещенного с ним начала ортогональной системы координат радиально по оси (Y) на расстояние (Yo) и по оси (X) в направлении вращения от оси (Y) на расстояние (Xо), и конической втулки с уменьшающимся диаметром; подвод, отвод и вал, приводимый от асинхронного электрического двигателя. Колесо имеет входное сечение, расположенное на периферии на наружном диаметре рабочего колеса (D1рк), и выходное сечение, расположенное в центральной части на внутреннем диаметре (D2рк=(0,3-0,7)D1рк). Подвод расположен с внешней стороны, напротив входного сечения колеса, и выполнен в виде спирального канала (10) с постоянной в окружном направлении шириной, равной ширине колеса на входе, и с высотой, отсчитываемой от наружного диаметра колеса D1 до внутренней поверхности (9) стенки спирального канала, уменьшающейся пропорционально углу охвата (φохв), с высотой (hск), отсчитываемой от начальной высоты сечения (h1ск), примыкающего к входному патрубку и принятого за начало отсчета угла охвата (φохв=0°), соответствующей площади входа в насос, до конечной высоты через один оборот текущего угла охвата (φохв=360°), равной величине радиального зазора (h2скr), обеспечивающего свободное вращение колеса. Отвод расположен с внешней стороны, напротив выходного сечения (2рк ) колеса, и выполнен в виде кольцевого диффузора, образованного внутренней поверхностью стенки выходного патрубка с внутренним диаметром и наружной поверхностью конической втулки колеса. Изобретение направлено на достижение наибольшей эффективности за счет образования конвекции от периферии к центру при воздействии ускорения вращения. 2 ил.

 

Известно, что в топливно-энергетической отрасли существует техническая задача насосной перекачки мазутов, что существенно осложняется из-за их повышенной вязкости (до 1000 сСт), приводящей к повышенным гидравлическим потерям в проточной части насосов, снижению КПД и повышению энергозатрат перекачки. Для снижения вязкости мазутов и повышения эффективности перекачивания при транспортировке по трубопроводным магистралям производится их подогрев (примерно до 60°С). В качестве насосов для перекачки мазутов обычно используются оседиагональные или центробежные типы насосов. При этом наблюдается существенное снижение КПД насосов по сравнению с их водяными характеристиками, полученными при модельных испытаниях. Причем выясняется, что такое снижение не может быть объяснено только влиянием вязкости и увеличением величины коэффициента трения, а еще какой-то причиной. С этой целью был проведен тепло-физический анализ течения потока подогретой жидкости в проточной части насосов. Во-первых, известно (см. [1] Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. Фейнмановские лекции по физике. 4. КИНЕТИКА, ТЕПЛОТА, ЗВУК, Изд-во Мир, Москва, 1967), что в совокупности молекул подогретой жидкости при некоторой температуре всегда присутствуют молекулы с разной скоростью, с разной температурой, а следовательно, и с разной плотностью, распределение которых приближенно можно принять соответствующим нормальному закону распределения или подобному ему (см. [1] стр. 35 Фиг. 40.3). Во-вторых, также известно свойство неоднородной по плотности жидкости (см. [2] Л.Г. Лойцянский. Механика жидкости и газа. Издательство Наука Главной редакции Физико-математической литературы. Москва, 1973) образовывать в поле воздействия ускорения вращения (ε=rω2) центростремительное течение, направленное от периферии к центру (КОНВЕКЦИЮ) (см. [2] стр. 103, 104, Рис. 20), описываемое уравнением

где

ρ - плотность перекачиваемой жидкости,

r - текущий радиус,

ω - угловая скорость вращения.

Кроме того, можно показать, что обычно наблюдаемая конвекция воздуха или воды около нагретых тел в поле воздействия ускорения свободного падения тел (g=9.81 м/с2) может быть значительно увеличена по интенсивности в поле воздействия ускорения вращения (ε=rω2). Например, для опытного экземпляра центростремительного насоса при вполне реальных размерах (r=100 мм) и скорости вращения (n=3000 об/мин) имеем ускорение вращения (ε=9869,7 м/с2), что соответствует величине параметра кратности ускорения вращения на уровне , и, очевидно, во столько же раз увеличится интенсивность конвекции в поле воздействия ускорения вращения при таких условиях в центростремительном рабочем колесе насоса. Рассмотрение возможного на практике различного сочетания размеров и скорости вращения показывает реально достижимые параметры кратности ускорения вращения в пределах ,

Таким образом, напрашивается правдоподобная версия, объясняющая возникновение дополнительных гидравлических потерь в оседиагональных и центробежных насосах при перекачивании подогретого мазута. Т.е. при рабочем процессе диагонального в оседиагональном и радиального в центробежном рабочих колесах номинального течения возникает встречное конвективное течение, приводящее к дополнительным гидравлическим потерям на вихреобразование, которое можно устранить в центростремительном рабочем колесе. Здесь целесообразно рассмотреть сам процесс возникновения КОНВЕКЦИИ в центростремительном рабочем колесе. Как уже упоминалось, наблюдаемая конвекция воздуха или воды около нагретых тел в поле воздействия ускорения свободного падения тел происходит по следующей схеме: подогретый объем поднимается вверх, а на его место опускается такой же менее нагретый объем, т.е. происходит вытеснение более нагретого объема менее нагретым. А в центростремительном рабочем колесе, как указывается в [2], в поле воздействия ускорения вращения конвекция возникает в направлении от периферии к оси вращения. Т.е. ось вращения является особым местом точек сосредоточения жидкости. Если по инерции подогретая жидкость проскочит ось вращения, то обязательно возвратится в особую точку - ось вращения, т.е. происходит накопление объема жидкости в области оси вращения. Следовательно, повышается давление жидкости в области оси вращения, распространяясь вдоль выходного патрубка до выхода из насоса. Так как величина параметра кратности ускорения вращения может достигать по отношению ускорения свободного падения тел тысячи и более раз, указанный процесс происходит очень интенсивно, что дополнительно повышает напор, а следовательно, и КПД насоса. Исходя из вышеизложенного, предлагается конструкция центростремительного насоса, в качестве эффективного средства достижения технического результата снижения энергозатрат процесса перекачивания подогретых мазутов. Аналогом центростремительного рабочего колеса можно принять рабочее колесо центробежного насоса с радиальными лопастями (внешне практически не отличающееся), но отличающееся направлением кривизны радиальных лопастей и имеющего в центростремительном насосе при этом противоположное направление вращения. Таким образом, в качестве изобретения предлагается: центростремительный насос для перекачивания подогретой неоднородной по плотности жидкости (см. Фиг. 1 и Фиг. 2), содержащий:

- входной патрубок 0 с внутренним диаметром (d0) и площадью входа в насос (F0),

- центростремительное рабочее колесо 1, состоящее из ведущего 2 и покрывного 3 дисков, радиальных лопастей 4, изогнутых по дуге окружности радиусом (rл) с центром изгиба О2, смещенным относительно центра вращения О1 и совмещенного с ним начала ортогональной системы координат, радиально по оси Y на расстояние (Yо) и по оси X в направлении вращения от оси Y на расстояние (Хо) и конической втулки 5 с уменьшающимся диаметром от начального размера d=(0,8-0,9)D2рк до конечного размера d=(0,1-0,2)D2рк.

Подвод 6, Отвод 7 и Вал 8, приводящий во вращение центростремительное рабочее колесо 1 от привода, в качестве которого может быть использован асинхронный электрический двигатель, отличающийся тем, что центростремительное рабочее колесо 1 имеет входное сечение (1рк), расположенное на периферии на наружном диаметре D1рк, и при ширине центростремительного рабочего колеса 1 на входе (А1рк), с площадью образованного цилиндрического кольца, равной (F1рк=πD1ркА1рк), и выходное сечение (2рк), расположенное в центральной части на внутреннем диаметре D2рк=(0,3-0,7)D1рк, при ширине центростремительного рабочего колеса 1 на выходе (А2рк), с площадью образованного цилиндрического кольца, равной (F2рк=πD2ркА2рк).

Особенностью такого профилирования радиальных лопастей 4 является то, что в любой точке М (см. Фиг. 2), лежащей на поверхности радиальной лопасти 4, можно графически или аналитически определить угол установки лопасти (βл) как угол, образованный между лучами, проведенными из центров вращения (О1) и изгиба (О2) в искомую точку М;

а Подвод 6 расположен с внешней стороны напротив входного сечения (1рк) центростремительного рабочего колеса 1, выполнен в виде спирального канала 10 с постоянной в окружном направлении шириной (Аск=const), равной ширине центростремительного рабочего колеса 1 на входе (Аск1рк), и высотой, отсчитываемой от наружного диаметра D1 центростремительного рабочего колеса 1 до внутренней поверхности стенки 9 спирального канала 10, с уменьшающейся пропорционально углу охвата (ϕохв) высотой (hск), от начальной высоты сечения (h1ск), примыкающего к входному патрубку и принятого за начало отсчета угла охвата (ϕохв=0°), соответствующей площади входа в насос (h1ск=F0/Aск), до конечной высоты через один оборот при угле охвата (ϕохв=360°), равной величине радиального зазора (h2скr). обеспечивающего свободное вращение центростремительного рабочего колеса 1;

и Отвод 7, расположенный с внешней стороны напротив выходного сечения (2рк) центростремительного рабочего колеса 1 выполнен в виде кольцевого диффузора 11, образованного внутренней поверхностью стенки выходного патрубка 12 с внутренним диаметром (d2) и наружной поверхностью конической втулки 5 центростремительного рабочего колеса 1 с площадью выхода из насоса (F2).

На Фиг. 1 изображен центростремительный насос в разрезе с обозначением основных геометрических размеров центростремительного рабочего колеса, подвода и отвода. На Фиг. 2 изображен центростремительный насос в плане с обозначением основных геометрических размеров входного патрубка, радиальных лопастей центростремительного рабочего колеса, подвода и направления вращения рабочего колеса.

Необходимость специального профилирования подвода связана с тем, что центростремительное направление жидкость приобретает, как показано в [1], только в центростремительном рабочем колесе 1 в поле воздействия ускорения вращения, а при течении потока жидкости в подводе 6 необходимо создать внешнее воздействие на поток жидкости, которое и создается внутренней поверхностью 9 спирального канала 10. Такое воздействие происходит в следующем порядке: в насосе, заполненном перед запуском жидкостью, после запуска лопасти 4 вращающегося центростремительного рабочего колеса 1 начинают взаимодействовать с неподвижной жидкостью, образуя вблизи входных кромок радиальных лопастей 4 спутную вихревую пелену противотоков, увлекающую под влиянием турбулентной вязкости в направлении вращения близлежащие слои жидкости и распространяющую свое влияние по всему сечению спирального канала 10. Но т.к. сечения спирального канала 10 уменьшаются в том же направлении, создавая направленную к центру составляющую скорости и объемного расхода и, следовательно, к концу спирального канала 10, когда его высота и площадь станут близкими к нулевой, весь объем жидкости (Vск), заполняющей спиральный канал 10 подвода 6 (равный объему телесного треугольника с высотой h1ск и площадью основания F1рк=πD1ркА1рк)

Vск=h1скπD1ркA1рк/2

войдет в центростремительное рабочее колесо 1. Предполагается, что такой процесс образования спутной вихревой пелены сохранится и после запуска при переходе на номинальный режим работы. В единицу времени это дает расчетное значение объемного расхода насоса:

Qр=nсKпрh1скπD1ркA1рк/2

где

nс [об/с] - число оборотов вала в 1 с,

Кпр≤1 - коэффициент проскальзывания спутного потока вихревой пелены противотоков относительно вращающегося центростремительного рабочего колеса. Отмечается, что коэффициент проскальзывания из-за сложности процесса не может быть определен точно. Оценка его величины может быть сделана экспериментально при испытании опытного образца центростремительного насоса по следующей схеме:

Qр=nсКпрh1скπD1ркA1рк/2 и Qт=nсh1скπD1ркA1рк/2,

где

Qр - измеренный расходомером объемный расход при испытании опытного образца центростремительного насоса,

Qт - теоретический объемный расход, вычисленный по принятым при проектировании геометрическим параметрам (h1ск D1рк А1рк) и скорости вращения (nс),

откуда

Кпр=Qр/Qт≤1

При проектировании опытного образца центростремительного насоса было приближенно принято произведение Кпрnс=1, что дает при n=2000-3000 об/мин и nс=33,3-50,0 об/с проектную величину коэффициента проскальзывания Кпр=0,03-0,02≤0,1, что можно допустить примерно соответствующим действительности, т.е. принятая проектная скорость вращения спутного потока более чем в десять раз меньше скорости вращения рабочего колеса.

Знание угла установки лопасти (βл) и величины расчетного объемного расхода (Qр) позволяет рассчитать и построить по известным зависимостям треугольники скоростей на входе, в промежуточных сечениях и на выходе центростремительного рабочего колеса рассчитать теоретический напор (Нт), динамическую (Нд) и статическую (Нст) составляющие напора:

Hт=U2C/g Ндини2/2g, Нсти(2U2-Cи)/2g

Обращает на себя внимание величина закрутки (Си) потока жидкости, величина которой рассчитывается из выражения

Cи=U-Cz/tg(βл),

где U - текущее значение окружной скорости U=πDn/60,

D - текущая величина диаметра рабочего колеса,

n - частота вращения об/мин,

Cz - текущая меридиональная (расходная) скорость (Cz=Qр/Fрк),

Fрк - текущая площадь центростремительного рабочего колеса (Fрк=πDАрк),

Арк - текущая ширина центростремительного рабочего колеса,

βл - текущая величина угла установки лопасти.

Текущее распределение закрутки (Си) потока жидкости по радиусу в центростремительном рабочем колесе непосредственно влияет на величину ускорения вращения потока жидкости (εж=rω2ж), которое определяется через величину угловой скорости вращения потока жидкости из соотношения

ωжи/r.

Поэтому при расчете и проектировании центростремительного рабочего колеса рекомендуется принимать распределение закрутки потока жидкости (Си) по радиусу в соответствии с законом « свободной циркуляции» (rСи=const).

В соответствии с этим законом при движении вдоль радиуса рабочего колеса к центру закрутка потока жидкости (Си) естественным путем возрастает, а следовательно, возрастает и ускорение вращения (εж).

Может возникнуть вопрос, что при таком расположении подвода и организации входа жидкости в центростремительное рабочее колесо на наружном диаметре D1рк антикавитационные качества насоса будут на низком уровне, но это не так и, при определенных условиях, даже наоборот, можно получить улучшение. Это известно (см. [3] «ВЫСОКООБОРОТНЫЕ ЛОПАТОЧНЫЕ НАСОСЫ» под редакцией д-ра техн. наук Б.В. Овсянникова и д-ра техн. наук В.Ф. Чебаевского, Москва, Машиностроение» 1975) на примере шнековых насосов, имеющих наилучшие антикавитационные качества среди известных лопастных насосов и наиболее близких по особенностям течения жидкости при входе в центростремительное рабочее колесо (по характеру течения жидкости в районе входных кромок лопастей, с образованием отрывной кавитационной каверны). Обобщение многочисленных экспериментальных данных показало, что предельные минимальные значения коэффициента кавитации (λкр) и кавитационного запаса (Δhкр) достигаются при пониженных значениях коэффициента расхода:

где

С1z - осевая (расходная) скорость при входе потока жидкости в рабочее колесо,

U1 - окружная скорость на входе на наружном диаметре рабочего колеса.

Обычно для шнековых рабочих колес коэффициент расхода назначают в пределах . Указанных (оптимальных) пределов изменения коэффициента расхода для осевого шнекового рабочего колеса можно достигнуть только при увеличении площади на входе за счет увеличения наружного диаметра D1, а это сопровождается также увеличением окружной скорости (U1), что приводит к возрастанию относительной скорости (W1)

W12=U12+C1z2

при входе потока жидкости в рабочее колесо и к увеличению кавитационного запаса (Δhкр), как это следует из его выражения через указанные параметры (фор-ла ВИГМ - см. [4] А.А. Ломакин. Центробежные и осевые насосы. Машиностроение. Москва. 1966. Ленинград, стр. 195):

где С1z - средняя абсолютная скорость при входе потока жидкости в рабочее колесо,

W1 - средняя относительная скорость при входе потока жидкости в рабочее колесо,

n=λкр - коэффициент кавитации (критическое значение), обычно достигается для наиболее удачных шнековых колес при на уровне λкр≤0,025 имеет линейный характер и определяется по формуле (см. [3], стр. 195):

Такое противоречивое соотношение параметров характерно для осевых рабочих колес, а для центростремительного рабочего колеса это противоречие устраняется, т.к. уменьшение величины расходной скорости на входе в центростремительное рабочее колесо возможно обеспечить без увеличения наружного диаметра D1 и соответствующего увеличения относительной скорости W1, а только за счет увеличения ширины центростремительного рабочего колеса на входе (А1рк), и тем самым достигнуть еще более низких значений коэффициента расхода , а следовательно, опуститься (благодаря линейной зависимости коэффициента кавитации от коэффициента расхода) в область еще более низких его значений:

λкр≤0,022, что и требовалось показать.

Естественно полагать, что при профилировании центростремительного рабочего колеса будут учитываться и другие известные особенности профилирования шнековых рабочих колес, как например: толщина входных кромок, заправка (затыловка) входных кромок лопастей по всасывающей стороне и другие известные из литературных источников особенности профилирования, необходимые для достижения повышенных антикавитационных качеств. Отличие состоит только в выборе густоты лопастей, величину которой рекомендуется выбирать, как это делается при проектировании центробежных тоже радиальных рабочих колес, из соображений достаточности воздействия радиальных лопастей на закрутку потока жидкости (Си):

τopt=b/tcp=(l,6-1,8),

где b - длина хорды (см. Фиг. 2),

tср - средний окружной шаг лопастей (tcp=πDср/Zл),

D=(D1рк+D2рк)/2,

Zл - число лопастей.

Таким образом, можно заключить: предложена конструкция центростремительного лопастного насоса как наиболее эффективного среди различных типов лопастных насосов для достижения положительного эффекта дополнительного повышения напора и КПД при наличии конвекции от периферии к центру центростремительного рабочего колеса при перекачивании подогретой неоднородной по плотности жидкости, если учитывать их теплофизические свойства течения в поле воздействия ускорения вращения, и, в особенности, для возможного увеличения ее интенсивности при повышенных значениях параметра кратности ускорения вращения в области значений: . Безусловно, для этого потребуются дальнейшие исследования центростремительных рабочих колес насоса. Представляет интерес для насосостроения также исследование его антикавитационных качеств в области сверхнизких значений коэффициентов расхода , что достижимо сделать именно для центростремительных рабочих колес.

Центростремительный лопастной насос для перекачивания подогретой неоднородной по плотности жидкости, содержащий входной патрубок с внутренним диаметром (d0) и площадью входа в насос (F0), центростремительное рабочее колесо, состоящее из ведущего и покрывного дисков, радиальных лопастей, изогнутых по дуге окружности радиусом (rл) с центром изгиба О2, смещенным относительно центра вращения О1, и совмещенного с ним начала ортогональной системы координат радиально по оси Y на расстояние Yо и по оси X в направлении вращения от оси Y на расстояние Xо, и конической втулки с уменьшающимся по длине (Lвт) диаметром от начального размера (d=0,8-0,9)D2рк до конечного размера (d=0,1-0,2)D2рк, подвод, отвод и вал, приводящий во вращение центростремительное рабочее колесо от привода, в качестве которого может быть использован асинхронный электрический двигатель, отличающийся тем, что центростремительное рабочее колесо имеет входное сечение (1рк), расположенное на периферии на наружном диаметре D1рк, при ширине центростремительного рабочего колеса на входе (А1рк) образует цилиндрическое кольцо площадью (F1рк), и выходное сечение (2рк), расположенное в центральной части на внутреннем диаметре D2рк=(0,3-0,7)D1рк, и при ширине центростремительного рабочего колеса на выходе (А2рк) образует цилиндрическое кольцо площадью (F2рк), а подвод расположен с внешней стороны, напротив входного сечения (1рк) центростремительного рабочего колеса, и выполнен в виде спирального канала с постоянной в окружном направлении шириной (Аск=const), равной ширине центростремительного рабочего колеса на входе (Аск1рк), и высотой, отсчитываемой от наружного диаметра центростремительного рабочего колеса D1 до внутренней поверхности стенки спирального канала, уменьшающейся пропорционально углу охвата (ϕохв), с высотой (hск), отсчитываемой от начальной высоты сечения (h1ск), примыкающего к входному патрубку и принятого за начало отсчета угла охвата (ϕохв=0°), соответствующей площади входа в насос (h1ск=F0/Aск), до конечной высоты через один оборот текущего угла охвата (ϕохв=360°), равной величине радиального зазора (h2скr), обеспечивающего свободное вращение центростремительного рабочего колеса, и отвод расположен с внешней стороны, напротив выходного сечения (2рк) центростремительного рабочего колеса, выполнен в виде кольцевого диффузора, образованного внутренней поверхностью стенки выходного патрубка с внутренним диаметром (d2) и наружной поверхностью конической втулки центростремительного рабочего колеса с площадью выхода из насоса (F2).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению, а именно к электронасосным агрегатам, предназначенным для перекачивания химически агрессивных жидкостей. Агрегат содержит электродвигатель, центробежный насос и силовую муфту.

Изобретение относится к области промывки гидравлического оборудования. Согласно данному способу через корпус насоса прокачивают жидкость, чтобы удалить накопленное в нем твердое вещество.

Изобретение относится к насосостроению, а именно к насосам для перекачивания агрессивных жидкостей. Насос выполнен одноступенчатым, консольного типа.

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано для насосов, перекачивающих водонефтяную смесь и другие взрывопожарные среды с присутствием абразивных механических примесей.

Изобретение относится к области насосостроения и предназначено для использования при откачке вязких жидкостей, например нефти, из различных емкостей, цистерн, баков.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к герметичным электронасосным агрегатам, преимущественно систем терморегулирования космических аппаратов. .

Изобретение относится к насосным устройствам, в частности, для перекачки вязких нефтепродуктов. .

Изобретение относится к насосам в виде ручного инструмента со съемным приводом. .

Изобретение относится к технике транспортирования и перекачивания вязкопластичных масс (например, жидкого навоза). .

Изобретение относится к шнековым насосам, выполненным в виде ручного инструмента с автономным приводом для перекачки вязких и пластичных масс. .

Группа изобретений касается винта для гидравлической машины, в частности типа турбины, а также гидравлической машины, снабженной таким винтом, и способа соединения такого винта.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях главных циркуляционных насосных агрегатов для реакторных установок атомных станций.

Группа изобретений относится к турбоустановке и способу для сообщения энергии многофазной текучей среде. Турбоустановка содержит корпус, имеющий впускное отверстие и выпускное отверстие, секцию осевой ступени, содержащую по меньшей мере одну осевую ступень, секцию диагональной ступени, содержащую по меньшей мере одну диагональную ступень, проточно соединенную с секцией осевой ступени, и секцию центробежной ступени, содержащую по меньшей мере одну центробежную ступень, проточно соединенную с секцией диагональной ступени.

Изобретение касается способа определения диаметра оснащенного рабочими лопатками ротора лопаточной машины. Способ характеризуется тем, что предлагается приводить ротор, снабженный венцом рабочих лопаток, во вращательное движение и вне области венца рабочих лопаток расположить предусмотренное для него устройство для измерения расстояния, чтобы затем измерять расстояние до рабочих лопаток венца рабочих лопаток, вращающихся мимо устройства для измерения расстояния, откуда при знании расстояния между сенсором и осью ротора может определяться диаметр ротора.

Универсальный ротор относится к отрасли машиностроения, в частности к производству роторов для ветродвигателей, гидротурбин, гребных винтов, вентиляторов и летательных аппаратов.

Изобретение относится к энергетическому гидромашиностроению. .

Изобретение относится к осевым насосам или компрессорам, используемым в турбореактивных двигателях. .

Изобретение относится к насосостроению и касается конструкции рабочих колес оседиагональных шнековых насосов. .

Изобретение предназначено для закачки воды в нефтяные пласты и поддержания внутрипластового давления и в качестве питательного насоса на нефтяных месторождениях.
Наверх