Центробежный вентилятор

Изобретение относится к центробежному вентилятору (1), содержащему рабочее колесо (4), приводной двигатель (3) рабочего колеса (4), корпус (2), содержащий центральную часть (17), предназначенную для размещения двигателя (3) и рабочего колеса (4), и тангенциальный выпускной канал (18), сообщающийся с упомянутой центральной частью (17). Корпус (2) имеет входное отверстие (15) в центральной части (17) и выходное отверстие (16) в тангенциальном выпускном канале (18), а также систему (4, 14, 28, 29) охлаждения двигателя (3), содержащую рабочее колесо (4), вентиляционный канал (31), функционирующий между тангенциальным выпускным каналом (18) и центральной частью (17), кольцевой элемент (28), выполненный за одно целое с рабочим колесом (4) и проходящий в осевом направлении от рабочего колеса (4) вокруг двигателя (3), и множество радиальных лопаток двигателя для создания тангенциальной охлаждающей составляющей, которая объединяется с потоком охлаждающего воздуха, создавая в результате спиральный вихрь RF вокруг двигателя (3). Изобретение направлено на эффективное охлаждение двигателя. 8 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к центробежному вентилятору и, в частности, к центробежному вентилятору, содержащему систему охлаждения двигателя вентилятора.

Уровень техники

В области автомобилестроения (для пассажирского, грузового транспорта и для других подобных видов применения) широко распространено использование центробежных вентиляторов, приводимых в действие двигателями постоянного тока открытого типа.

Такие вентиляторы традиционно имеют системы охлаждения приводных двигателей, связанных с вентиляторами, которые основаны на принудительной циркуляции охлаждающего воздуха.

На фиг. 1 схематично изображен частичный поперечный разрез центробежного вентилятора, известного из уровня техники.

Вентилятор данного типа содержит наружный корпус 100 в форме спирали, образованный центральной частью 101 и выпускным каналом 102, сообщающимся с центральной частью 101.

Корпус 100 имеет входное отверстие 103, выполненное в центральной части 101, и выходное отверстие 104, выполненное в конце канала 102.

Двигатель 105, как правило, «открытого» типа имеет вентиляционные отверстия 105а и установлен внутри спирали для приведения в движение рабочего колеса 106 центробежного вентилятора, которое установлено с возможностью вращения вокруг своей оси R и предназначено для всасывания воздуха у входного отверстия 103 и перемещения нагнетаемого воздуха в канал 102 спирали 2.

Рабочее колесо 106, приведенное во вращательное движение, создает перепад давлений между входным отверстием 103 и выходным отверстием 104 для формирования потока F воздуха вдоль канала 102. В общем, это означает, что на выходе из вентилятора, или снаружи вентилятора, имеется высокое давление, а на входе в вентилятор, или внутри вентилятора, имеется отрицательное давление (по сравнению с давлением на выходе).

Система охлаждения двигателя 105 содержит рециркуляционный канал 107, имеющий вход, сообщающийся с каналом 102, и выход, сообщающийся с центральной частью 101. Канал 107 улавливает сжатый воздух на выходе из корпуса 100 для формирования потока RF охлаждающего воздуха, выталкиваемого под действием избыточного давления, создаваемого рабочим колесом 106, в центральную часть 101 у задней части двигателя 105. Таким образом, поток RF охлаждающего воздуха проходит через вентиляционные отверстия 105a двигателя 105, отводя тепло непосредственно от обмоток двигателя 105, и снова попадает во внутреннюю часть рабочего колеса 106, откуда он повторно поступает в канал 102.

На основных рынках сбыта таких вентиляторов существует потребность в улучшенном техническом решении, позволяющем использовать электронный привод двигателя, интегрируемый в двигатель независимо от того, является ли двигатель бесщеточным двигателем или двигателем постоянного тока, а также позволяющем повысить срок службы и надежность двигателя в тяжелых условиях эксплуатации.

Основным препятствием для внедрения таких решений является относительно низкая производительность систем охлаждения двигателя, известных из уровня техники, которые не способны обеспечить оптимальные условия эксплуатации работающих вентиляторов.

Считается, например, что в случае интегрирования блока электроники привода в двигатель предельная рабочая температура должна быть ниже температуры обмоток на величину до 50°C. В результате, важно, чтобы система охлаждения двигателя могла отводить значительное количество тепла, чтобы не превысить предельные условия эксплуатации.

Необходимо отметить, что и срок службы изделия, и возможность работы в тяжелых условиях эксплуатации тесно связаны с возможностью обеспечения надлежащего и эффективного охлаждения двигателя и связанного с ним блока электроники.

Раскрытие изобретения

В этой связи основная техническая задача настоящего изобретения заключается в том, чтобы предложить центробежный вентилятор, лишенный вышеупомянутых недостатков.

Одна из задач настоящего изобретения состоит в том, чтобы предложить центробежный вентилятор, оснащенный высокоэффективной системой охлаждения.

Еще одна задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы предложить вентилятор, оснащенный системой охлаждения, способной отводить значительное количество тепла от двигателя, приводящего в движение рабочее колесо, в том числе в случае применения, например, закрытого двигателя, в котором охлаждаемые компоненты не могут находиться под непосредственным воздействием напорного потока охлаждающего воздуха.

Указанная основная техническая задача и другие упомянутые задачи по существу решены благодаря центробежному вентилятору, раскрытому в независимом пункте 1 формулы изобретения.

Краткое описание чертежей

Другие признаки и преимущества настоящего изобретения станут более очевидными из последующего неограничивающего описания предпочтительного варианта осуществления центробежного вентилятора со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображено следующее.

На фиг. 1 схематично в разрезе показан известный из уровня техники центробежный вентилятор.

На фиг. 2 схематично в поперечном разрезе показан центробежный вентилятор согласно первому варианту осуществления настоящего изобретения.

На фиг. 3 на виде сверху показан центробежный вентилятор согласно второму варианту осуществления настоящего изобретения.

На фиг. 4 представлен схематичный поперечный разрез вентилятора по линии IV-IV с фиг. 3.

На фиг. 5 часть вентилятора с фиг. 4 для удобства показана в увеличенном масштабе.

На фиг. 6 на виде сверху показан вентилятор с фиг. 3, при этом на чертеже отсутствуют некоторые элементы для лучшей иллюстрации остальных частей.

На фиг. 7 представлен первый вид в аксонометрии первого варианта осуществления рабочего колеса предлагаемого центробежного вентилятора.

На фиг. 8 представлен второй вид в аксонометрии рабочего колеса с фиг. 7.

На фиг. 9 показан частичный схематичный поперечный разрез части вентилятора согласно третьему варианту осуществления настоящего изобретения.

На фиг. 10 схематично в аксонометрии показан увеличенный фрагмент рабочего колеса вентилятора с фиг. 9.

Осуществление изобретения

На прилагаемых чертежах, в частности на фиг. 2, номером позиции 1 обозначен предлагаемый центробежный вентилятор.

Вентилятор 1 имеет ось R вращения и содержит корпус, либо улитку, либо спираль, 2, электродвигатель 3 предпочтительно закрытого или «герметичного» типа, имеющий соответствующий вал 3а, расположенный в корпусе 2, служащем для него опорой, и рабочее колесо 4, показанное, в частности, на фиг. 7 и 8 и приводимое в движение двигателем 3.

Рабочее колесо 4 установлено с возможностью вращения вокруг оси R и содержит множество лопаток 5 центробежного вентилятора, имеющих основную протяженность вдоль оси R, и первое и второе опорные кольца 6, 7, между которыми проходят лопатки 5.

Рабочее колесо 4 имеет первый вход 8, образованный отверстием, ограниченным опорным кольцом 7, ось которого совпадает с осью R, и тангенциальный выход 9, образованный фактически промежутками между лопатками 5.

Рабочее колесо 4 содержит ступицу 10, соединенную с первым опорным кольцом 6 и предназначенную для присоединения к двигателю 3.

Ступица 10 имеет втулку 11 для соединения с валом 3а, при этом от упомянутой втулки отходит множество лапок12 для соединения с кольцом 6.

Кроме того, ступица 10 содержит центральную часть 13, проходящую от втулки 11 между лапками 12 и ограничивающую, вместе с лапками 12 и опорным кольцом 6, множество отверстий 14.

Как показано, например, на фиг. 2, 3 и 4, двигатель 3 частично вставлен в ступицу 10, при этом в не показанных альтернативных вариантах осуществления настоящего изобретения двигатель 3 расположен снаружи ступицы 10.

Вышеупомянутый корпус 2 имеет осевое входное отверстие 15, то есть отверстие, ось которого совпадает с осью R вращения (и, соответственно, с осью входа 8 рабочего колеса 4), и тангенциальное выходное отверстие 16, расположенное известным образом относительно рабочего колеса 4 и предназначенное для циркуляции воздуха, перемещаемого рабочим колесом 4.

Корпус 2 содержит основной отсек, имеющий центральную часть 17, в которой выполнено входное отверстие 15, и выпускной канал 18, проходящий тангенциально от центральной части 17 и сообщающийся по текучей среде с упомянутой центральной частью, при этом на свободном конце упомянутого канала расположено выходное отверстие 16.

Вентилятор 1 содержит крышку 19 для закрытия корпуса 2, к которой предпочтительно прикреплен двигатель 3.

Фактически, крышка 19 расположена относительно двигателя 3 со стороны, противоположной той, у которой находится рабочее колесо 4, и соединена с центральной частью 17 основного отсека корпуса.

Крышка 19 образует для двигателя 3 кожух 20, в котором двигатель 3 частично расположен.

В частности, крышка 19 имеет внутреннюю цилиндрическую боковую стенку 21 и внутреннюю заднюю стенку 22, соединенную с боковой стенкой 21, ограничивающей кожух 20, причем двигатель 3 расположен внутри кожуха 20 так, что его ось совпадает с осью кожуха 20.

В частности, согласно фиг. 5, верхняя часть 3b двигателя 3 представляет собой часть двигателя 3, расположенную внутри кожуха 20, а нижняя часть 3c двигателя 3 представляет собой часть, частично вставленную в ступицу 10.

Между двигателем 3, в частности его верхней частью 3b, и крышкой 19 образована зона 32 циркуляции воздуха.

Вентилятор 1 содержит систему охлаждения, предназначенную для отвода тепла от двигателя 3 посредством потока RF охлаждающего воздуха, направляемого из внутреннего пространства корпуса 2 за его пределы.

Согласно настоящему изобретению, как будет пояснено ниже, поток RF охлаждающего воздуха включает в себя тангенциальную составляющую и осевую составляющую, направленную вдоль оси R вращения.

Тангенциальная составляющая и осевая составляющая складываются векторно, образуя в результате спиральный вихрь RF вокруг двигателя 3.

Согласно первому варианту осуществления настоящего изобретения, показанному на фиг. 2, для создания вышеупомянутой осевой составляющей система охлаждения двигателя 3 содержит рабочее колесо 4 и канал 30, имеющий вход 26 в выпускном канале 18 и выход 27 в центральной части 17, по существу у двигателя 3.

В процессе эксплуатации на выходе 9 рабочего колеса 4, а также, в частности, на входе 26 канала 30 создается избыточное давление.

Данное избыточное давление обеспечивает проталкивание воздуха вдоль канала 30 от входа 26 к выходу 27, причем поток воздуха, выходящий из канала 30, формирует вышеупомянутую осевую составляющую.

В процессе эксплуатации для создания вышеупомянутой тангенциальной составляющей охлаждающего потока RF, система охлаждения содержит кольцевой элемент 28, выполненный за одно целое с рабочим колесом 4 и проходящий в осевом направлении от рабочего колеса 4 к двигателю 3, снаружи него, и множество радиальных лопаток 29, поддерживаемых кольцевым элементом 28 и обращенных к двигателю 3.

Кольцевой элемент 28 образует единое целое с рабочим колесом 4 и проходит от опорного кольца 6 со стороны, противоположной той, где расположены лопатки 5.

Радиальные лопатки 29 проходят между опорным кольцом 6 и наружным кольцевым элементом 28, причем они проходят от упомянутого наружного кольцевого элемента по направлению к двигателю 3.

Наружный кольцевой элемент 28 совместно с лопатками 29 окружает двигатель 3 и, в частности, верхнюю часть 3b двигателя.

Вышеупомянутый кожух 20 предназначен для вмещения, помимо двигателя 3, также кольцевого элемента 28 и, соответственно, лопаток 29.

Набор лопаток, состоящий из лопаток 29, совместно с наружным кольцевым элементом 28, приводимым во вращение рабочим колесом 4 и образующим единое целое с упомянутым рабочим колесом, создает часть охлаждающего потока RF, которая образует вышеупомянутую тангенциальную составляющую.

Другими словами, эффект вращения лопаток 29 состоит в перемещении воздуха, содержащегося в полом пространстве между лопатками 29 и двигателем 3, с образованием тангенциальной составляющей охлаждающего потока RF.

Вышеупомянутая осевая составляющая предпочтительно направлена внутри корпуса 2 от верхней части 3b двигателя к нижней части 3c двигателя так, что охлаждающий поток RF, полученный в результате объединения тангенциальной и осевой составляющих, перемещается через отверстия 14 ступицы 10 во внутреннее пространство рабочего колеса 4, откуда он выталкивается наружу корпуса 2 через выходное отверстие 16.

Во втором варианте осуществления настоящего изобретения, показанном на фиг. 4 и 5, система охлаждения содержит полое пространство 31, или кольцевой канал 31, образованное между цилиндрической наружной стенкой кольцевого элемента 28 и цилиндрической боковой стенкой 21 кожуха 20.

Кольцевой канал 31 обеспечивает сообщение по текучей среде между каналом 18 и центральной частью 17 корпуса 2 у верхней части 3b двигателя 3.

В частности, крышка 19 имеет такую геометрическую форму, что кольцевое полое пространство 31 сообщается по текучей среде с каналом 18.

На фиг. 5 номером позиции 31a обозначен вход кольцевого канала 31, а номером позиции 31b обозначен выход канала 31.

Данная система охлаждения содержит, как и в первом варианте осуществления настоящего изобретения, кольцевой элемент 28, выполненный за одно целое с рабочим колесом 4 и проходящий в осевом направлении от рабочего колеса 4 к двигателю 3, снаружи него, и радиальные лопатки 29, поддерживаемые кольцевым элементом 28 и обращенные к двигателю 3.

Кольцевой элемент 28 образует единое целое с рабочим колесом 4 и проходит от опорного кольца 6 со стороны, противоположной той, где расположены лопатки 5.

Радиальные лопатки 29 проходят между опорным кольцом 6 и наружным кольцевым элементом 28, причем они проходят от упомянутого наружного кольцевого элемента по направлению к двигателю 3.

Наружный кольцевой элемент 28 совместно с лопатками 29 окружает двигатель 3 и, в частности, верхнюю часть 3b двигателя.

Вышеупомянутый кожух 20 предназначен для вмещения, помимо двигателя 3, также кольцевого элемента 28 и, соответственно, лопаток 29.

Набор лопаток, состоящий из лопаток 29, совместно с наружным кольцевым элементом 28, приводимым во вращение рабочим колесом 4 и образующим единое целое с упомянутым рабочим колесом, создает часть охлаждающего потока RF, которая образует вышеупомянутую тангенциальную составляющую.

Другими словами, эффект вращения лопаток 29 состоит в перемещении воздуха, содержащегося в полом пространстве между лопатками 29 и двигателем 3, с образованием тангенциальной составляющей охлаждающего потока RF.

В процессе эксплуатации рабочее колесо 4 проталкивает воздух с высокой скоростью вдоль канала 18.

Высокоскоростной воздушный поток создает эффект Вентури, который, в свою очередь, создает отрицательное давление на выходе 31b канала 31.

Отрицательное давление вызывает эффект всасывания потока охлаждающего воздуха вдоль полого пространства 31.

Другими словами, в кольцевом канале 31 создается всасывающий поток, направленный от входа 31а к выходу 31b.

Фактически, всасывание вдоль полого пространства 31 создает в центральной части 17 корпуса 2 так называемую осевую составляющую, по существу направленную вдоль оси R вращения двигателя 3 внутрь корпуса 2.

Данная осевая составляющая всасывается в рабочее колесо 4 через вход 8.

Осевая составляющая предпочтительно направлена в корпусе 2 от нижней части 3c двигателя к верхней части 3b двигателя так, что спиральный охлаждающий поток RF, полученный в результате объединения тангенциальной и осевой составляющих, перемещается через отверстия 14 ступицы 10 через рабочее колесо 4 в зону 32, откуда он выталкивается наружу корпуса 2 через полое пространство 31 и канал 18.

Осевая составляющая объединяется с тангенциальным потоком, создаваемым лопатками 29, образуя вышеупомянутый спиральный вихрь RF, переносимый из внутреннего пространства корпуса 2 за пределы корпуса 2 через полое пространство 31 и канал 18.

В рассматриваемом предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения кольцевой канал 31 имеет выход 31b, образованный между крышкой 19 и рабочим колесом 4 и имеющий размер «h» того же порядка величины, что и размер «M» канала 31 между кольцевым элементом 28 и цилиндрической боковой стенкой 21, ограничивающей кожух 20.

Другими словами, крышка 19 имеет такую геометрическую форму, что она совместно с первым опорным кольцом 6 и/или с лопатками 5 образует выход 31b.

В рассматриваемом варианте осуществления настоящего изобретения выход 31b кольцевого канала 31 предпочтительно образован опорным кольцом 6 и, в частности, его кольцевым ободом 60, обращенным к соответствующей кольцевой части 19а крышки 19.

Кольцевое полое пространство 31 сообщается с зоной 32 циркуляции воздуха, где образован вход 31a.

Таким образом, в процессе эксплуатации поток, перемещаемый вдоль полого пространства 31, объединяется в зоне 32 с тангенциальным потоком, создаваемым лопатками 29, образуя вокруг двигателя 3 вышеупомянутый спиральный вихрь RF, всасываемый в канал 18.

В вышеупомянутой зоне 32 циркуляции воздуха поток охлаждающего воздуха RF контактирует с крышкой двигателя 3, отводя от нее тепло.

Зона 32 циркуляции воздуха образована между задней стенкой 22 кожуха 20 и задней поверхностью 33 двигателя 3, к которой обращена упомянутая стенка.

Фактически, внутренняя часть кожуха 20 имеет пространство для циркуляции воздуха как между боковой стенкой и крышкой 19, так и между стенкой основания двигателя 3 и крышкой 19.

Вентилятор согласно третьему варианту осуществления настоящего изобретения показан на фиг. 9.

В данном варианте, по сравнению со вторым вариантом изобретения, всасыванию охлаждающего потока через полое пространство 31 способствует ряд лопаток 40 центробежного вентилятора, расположенных снаружи кольцевого элемента 28 и предназначенных для проталкивания воздуха из полого пространства 31 к выходному отверстию канала 18.

Лопатки 40 центробежного вентилятора проходят от стороны, противоположной двигателю 3, и образуют второй вспомогательный центробежный вентилятор 41, который дополнительно проталкивает охлаждающий поток, полученный в результате объединения тангенциальной и осевой составляющих, из полого пространства 31 за пределы корпуса 2.

Лопатки 40 предпочтительно образуют единое целое с кольцевым элементом 28 и проходят снаружи кольцевого элемента, что также показано на фиг. 10.

В данном предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения, представленном в качестве примера, каждая лопатка 40 выполнена в виде удлинения соответствующей лопатки 5 рабочего колеса 4, как показано на фиг. 10.

Предпочтительно, система охлаждения и, в частности, лопатки 29 выполнены так, что тангенциальная составляющая имеет величину на порядок выше, чем величина осевой составляющей, для обеспечения эффективного отвода тепла от двигателя 3.

Канал 30, внешний по отношению к корпусу 2, в первом варианте осуществления настоящего изобретения и полое пространство или кольцевой канал 31 во втором и в третьем вариантах осуществления настоящего изобретения образуют вентиляционный канал, являющийся частью системы охлаждения вентилятора 1, благодаря которому охлаждающий поток RF, образуемый в виде спирального вихря, отводит тепло от двигателя 3.

Таким образом, высокоскоростной воздушный поток контактирует с наружной поверхностью двигателя 3, что особенно эффективно для отвода тепла.

Другими словами, эффект вращения лопаток 29 состоит в перемещении воздуха, содержащегося в полом пространстве между лопатками 29 и двигателем 3, с образованием вышеупомянутой тангенциальной составляющей.

Двигатель охвачен спиральным вихрем, что очень эффективно для принудительного охлаждения без использования осевой составляющей, которая негативно влияет на КПД и уровень шума вентилятора.

Осевая составляющая необходима для переноса тепла, улавливаемого вышеупомянутым вихрем RF, за пределы «зоны двигателя».

Центробежный вентилятор, оснащенный описанной системой охлаждения, обеспечивает возможность установки в нем закрытых или герметичных двигателей, которые хорошо работают в тяжелых условиях окружающей среды, а также двигателей с интегрированным в них блоком электроники привода.

Описанная система охлаждения позволяет увеличить срок службы вентилятора до более чем 30000 часов работы по сравнению с вентиляторами, известными из уровня техники.

Предложенные решения обеспечивают максимально возможное охлаждение двигателя, приводящего в движение рабочее колесо, позволяют минимизировать количество источников газодинамического шума и в то же время свести к минимуму затраты при равных рабочих уровнях производительности благодаря отказу от использования соединяющего канала между выходом вентилятора и кожухом двигателя.

Использование кольцевого всасывающего канала в корпусе вентилятора (осевой составляющей) позволяет снизить, по сравнению с решениями, известными из уровня техники, как шум, создаваемый воздухом вследствие газодинамических факторов, так и вибрации.

1. Центробежный вентилятор, содержащий

рабочее колесо (4), установленное с возможностью вращения вокруг оси (R) вращения,

приводной двигатель (3) рабочего колеса (4),

корпус (2), содержащий центральную часть (18), предназначенную для размещения упомянутого двигателя (3) и рабочего колеса (4), и тангенциальный выпускной канал (18), сообщающийся с упомянутой центральной частью (17), причем корпус (2) имеет входное отверстие (15) в центральной части (17) и выходное отверстие (16) в тангенциальном выпускном канале (18),

систему (4, 14, 28, 29) охлаждения двигателя (3), содержащую рабочее колесо (4) и вентиляционный канал (30, 31), функционирующий между тангенциальным выпускным каналом (18) и центральной частью (17) и предназначенный для создания потока охлаждающего воздуха,

отличающийся тем, что упомянутая система (4, 14, 28, 29) охлаждения содержит кольцевой элемент (28), выполненный за одно целое с рабочим колесом (4) и проходящий в осевом направлении от рабочего колеса (4) вокруг двигателя (3), и множество радиальных лопаток (29), поддерживаемых кольцевым элементом (28) и обращенных к двигателю (3), для создания тангенциальной охлаждающей составляющей, которая объединяется с потоком охлаждающего воздуха, создавая в результате спиральный вихрь RF вокруг двигателя (3).

2. Вентилятор по п. 1, в котором корпус (2) содержит крышку (19), закрывающую центральную часть (17) и расположенную соосно двигателю (3) со стороны, противоположной той, у которой находится рабочее колесо (4), причем вентиляционный канал по меньшей мере частично образован между наружной поверхностью кольцевого элемента и упомянутой крышкой.

3. Вентилятор по п. 2, в котором вентиляционный канал имеет кольцевой выход (31b), образованный между крышкой (19) и рабочим колесом (4) и имеющий размер (h) того же порядка величины, что и размер (h1) вентиляционного канала (31) между кольцевым элементом (28) и крышкой (19).

4. Вентилятор по любому из пп. 1-3, в котором система охлаждения содержит множество лопаток (40) центробежного вентилятора, проходящих относительно кольцевого элемента со стороны, противоположной двигателю (3), и предназначенных для проталкивания охлаждающего потока вдоль тангенциального выпускного канала (18).

5. Вентилятор по п. 4, в котором лопатки (40) центробежного вентилятора проходят от кольцевого элемента и образуют единое целое с упомянутым кольцевым элементом.

6. Вентилятор по любому из пп. 1-3 или 5, в котором кольцевой элемент (28) и первые радиальные лопатки (29) выполнены за одно целое с рабочим колесом (4).

7. Вентилятор по любому из пп. 1-3 или 5, в котором двигатель (3) по меньшей мере частично вставлен в рабочее колесо (4).

8. Вентилятор по любому из пп. 1-3 или 5, в котором корпус (2) содержит крышку (19), закрывающую центральную часть (17) и расположенную соосно двигателю (3) со стороны, противоположной той, у которой находится рабочее колесо (4), причем крышка (19) имеет цилиндрическую внутреннюю боковую стенку (21) и внутреннюю заднюю стенку (22), ограничивающую кожух (20), в котором размещен двигатель (3), причем вентиляционный канал (30, 31) образован между кольцевым элементом (28) и цилиндрической внутренней боковой стенкой, причем между внутренней задней стенкой (22) и задней поверхностью (33) двигателя (3) образована зона (32) циркуляции воздуха, причем вентиляционный канал (30, 31) и зона (32) циркуляции сообщаются друг с другом по текучей среде.

9. Вентилятор по п. 1, в котором вентиляционный канал образован рециркуляционным каналом (30) снаружи корпуса (2), имеющим вход (26) в тангенциальном выпускном канале (18) и выход (27) в центральной части (17).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтедобывающей технике, а именно к погружным насосным агрегатам с системами охлаждения погружных маслозаполненных электродвигателей, и может быть использовано в скважинах, где температура пластовой жидкости выше 90-100оС при больших диаметрах скважин.

Группа изобретений относится к насосам для перекачивания высоковязких текучих сред. Насос (1) для перекачивания высоковязких текучих сред содержит кожух (3), вход (7), выход (8) и закрытое рабочее колесо (5), с возможностью вращения скомпонованное в кожухе (3) между входом и выходом.

Изобретение относится к энергетике. Система подготовки топливного газа и охлаждения масла и газа компрессорной станции, характеризующаяся тем, что вентиляторы в аппаратах воздушного охлаждения газа и масла выполнены с воздушными реактивными лопастями в них, к которым подведен воздушный коллектор от нагнетательного патрубка воздушного компрессора, соединенный дополнительно трубопроводом с установленными в нем запорным и обратным клапанами со станционной магистралью сжатого воздуха.

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано для откачки из емкостей высоковязких сортов нефти и нефтепродуктов с абразивными включениями. Насосный агрегат с устройством подогрева перекачиваемой среды имеет съемный трубчатый нагревательный элемент, выполненный в виде трубчатого каркаса с входной и выходной трубками подвода нагревательной среды.

Система стабилизации давления канала охлаждения и смазывания радиально-осевого подшипника главного циркуляционного насоса (ГЦН) реактора содержит системы подачи азота и обессоленной воды и уравнительный резервуар (3).

Устройство гидрозатвора для защиты от попадания азота в радиально-осевой подшипник главного циркуляционного насоса реактора содержит бак-стабилизатор, трубопровод для наполнения бака обессоленной водой с запорным клапаном, и дренажный трубопровод с дренажным клапаном, присоединенные к нижней части бака-стабилизатора, трубопровод подачи азота, соединенный с дренажным трубопроводом.

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах ракетной техники. Изобретение направлено на расширение диапазона применения лопастного насоса по расходу жидкости при обеспечении надежного охлаждения подшипника и повышения антикавитационных качеств лопастного насоса.

Группа изобретений относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использована для добычи нефти посредством установок электроцентробежных насосов из глубоких и сверхглубоких скважин и большим газосодержанием.

Изобретение относится к статорам компрессоров высокого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор компрессора высокого давления включает в себя внешний и внутренний корпусы, кольцевую обечайку (6), перфорированную отверстиями (7).

Изобретение относится к центробежному насосу для нагнетания горячих жидкостей. Насос имеет контактный уплотнитель вала, корпус (13) уплотнителя для уплотнителя (14) вала и возвратный канал (8) для парциального потока нагнетаемой жидкости.

Изобретение относится к воздушному компрессору. Воздушный компрессор (10), включающий в себя емкость, насосный блок (14), электромотор (16), приводной ремень, натянутый на ведущий шкив, закрепленный на валу электромотора (16), и на ведомый шкив, закрепленный на валу блока (14), в котором спицы ведомого шкива выполнены в виде вентиляторных лопастей. Компрессор (10) также содержит защитный кожух (30) ременного привода, закрывающий приводной ремень, а также ведущий и ведомый шкивы. Защитный кожух (30) выполнен в виде крышки, содержащей переднюю стенку с выполненными в ней прорезями, сквозь которые может проходить воздух, втягиваемый снаружи выполненным в виде вентилятора ведомым шкивом, боковую стенку (36), закрывающую сбоку пространство вокруг приводного ремня, а также вокруг ведущего и ведомого шкивов, и заднюю стенку (38), закрывающую сзади пространство вокруг приводного ремня, а также вокруг ведущего и ведомого шкивов, которая содержит отверстие (40), в которое входит блок (14), таким образом, что воздух, втягиваемый снаружи сквозь прорези в передней стенке, поступает к блоку (14). Стенка (38) имеет форму, позволяющую ей закрывать блок (14) по меньшей мере на 30% глубины блока (14). Изобретение направлено на обеспечение эффективного охлаждения насосного блока. 5 з.п. ф-лы, 10 ил.

Группа изобретений касается предохранительного клапана, насосного устройства, в частности главного циркуляционного насоса для электростанций, и применения предохранительного клапана в насосном устройстве. Насос содержит корпус (2), определяющий внутреннее пространство (3) с впускным отверстием (4) и выпускным отверстием (5) соответственно для всасывания и выталкивания перемещаемой среды, и связанную с пространством (3) камеру (7). Камера (7) содержит первую систему (29) трубопроводов системы (22) гидравлического затвора для подвода воды гидравлического затвора в определяемую корпусом (2) камеру (7), вторую систему (32) трубопроводов для отвода контролируемого потока, теряемого вследствие утечки, из определяемой корпусом (2) камеры (7), и расположенный во второй системе (32) трубопроводов предохранительный клапан (35) для блокирования отводимого из камеры (7) потока, теряемого вследствие утечки. Изобретения направлены на создание устройства, которое бы при прекращении подачи воды гидравлического затвора самостоятельно блокировало контролируемую утечку и в дальнейшем сохраняло блокировку. 3 н. и 10 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к насосам необъемного вытеснения и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки. Агрегат содержит вертикальный насос с нижним расположением рабочего колеса, нижний радиальный подшипник скольжения, размещенный на валу насоса над рабочим колесом и смазываемый перекачиваемой средой, торцовое уплотнение (24) вала, размещенное над нижним радиальным подшипником, и радиально-осевой подшипник, установленный в верхней камере электродвигателя. Гребень (15) радиально-осевого подшипника установлен на валу посредством конусной посадки и закреплен на его верхнем торце при помощи болтов (16) и нажимного фланца (17). Охлаждение радиально-осевого подшипника осуществляется водой от системы АЭС через винтовой насос, расположенный на верхнем торце гребня (15). Насос состоит из статорной и роторной втулок (21, 20) с винтовой нарезкой. Вода поступает из верхней камеры (10) электродвигателя в его нижнюю камеру по трубопроводу, установленному на стенке электродвигателя, смазывает радиальный подшипник электродвигателя, статорная втулка которого выполнена из антифрикционного материала, и отводится в систему АЭС по отводящему трубопроводу. Камера (10) выполнена в виде корпуса (12) из нержавеющей стали с установленными статорными элементами радиально-осевого подшипника. Корпус (12) закрыт легкосъемным баком (13). Нижняя камера выполнена в виде цилиндра из нержавеющей стали. Изобретение направлено на снижение нагрузки на осевой подшипник, увеличение надежности и снижение времени на ремонт и замену осевого подшипника без демонтажа электродвигателя. 3 ил.

Изобретение относится к области газовой промышленности, в частности к магистральному транспорту газа, и может быть использовано для регулирования процесса охлаждения компримированного газа при эксплуатации трехцеховых компрессорных станций в условиях сниженной загрузки. В действующей схеме системы охлаждения компрессорной станции осуществляют монтаж межцеховых перемычек с трубопроводной арматурой между выходным газопроводом из аппаратов воздушного охлаждения газа (АВОГ) первого цеха и входным газопроводом в АВОГ остановленного в резерв второго цеха, выходным газопроводом из АВОГ второго цеха и входным газопроводом в АВОГ остановленного в резерв третьего цеха для повышения тепловой мощности, а также перевод цеховых групп АВОГ с режима работы с двумя включенными вентиляторами на режим работы с одним включенным вентилятором. Технический результат: достижение равномерности распределения загрузки цеховых групп АВОГ, в том числе и не участвующих в процессе компримирования и остановленных в резерв цехов, снижение энергетических потерь на линейном участке магистрального газопровода между двумя компрессорными станциями при одновременном уменьшении затрат на электроэнергию. 1 ил.

Домовая станция (1) водоснабжения имеет электродвигатель (8) и приводимый им в движение центробежный насос (7), который имеет по меньшей мере одно центробежное рабочее колесо (10), создающее основной нагнетаемый поток (29) через кольцевое пространство (12), а также поток (30) охлаждающей жидкости через пространство (28), окружающее двигатель (8). Это кольцевое пространство (12) разделяется двумя направляющими лопатками (22) на отдельные кольцевые пространства (23, 24), которые при эксплуатации имеют различные уровни давления. Каждое отдельное кольцевое пространство (23, 24) соединено с пространством (28), окружающим двигатель (8), через которое движется поток охлаждающей жидкости. Изобретение направлено на обеспечение достаточного охлаждения двигателя без направления основного нагнетаемого потока вдоль двигателя. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

Домовая станция (1) водоснабжения имеет электродвигатель (8) и приводимый им в движение центробежный насос (7), который имеет по меньшей мере одно центробежное рабочее колесо (10), создающее основной нагнетаемый поток (29) через кольцевое пространство (12), а также поток (30) охлаждающей жидкости через пространство (28), окружающее двигатель (8). Это кольцевое пространство (12) разделяется двумя направляющими лопатками (22) на отдельные кольцевые пространства (23, 24), которые при эксплуатации имеют различные уровни давления. Каждое отдельное кольцевое пространство (23, 24) соединено с пространством (28), окружающим двигатель (8), через которое движется поток охлаждающей жидкости. Изобретение направлено на обеспечение достаточного охлаждения двигателя без направления основного нагнетаемого потока вдоль двигателя. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано при изготовлении погружных центробежных насосных агрегатов, предназначенных для комплектации насосных установок, используемых в нефтедобывающей и других отраслях при подъеме и перекачивании среды. Агрегат содержит погружной центробежный насос (1), выполненный в виде пакета ступеней, соединенных резьбовыми стяжными шпильками (2), головку (3) всасывающую и сопряженный с насосом погружной электродвигатель (4). Электродвигатель (4) размещен в трубном кожухе (5), прикрепленным к насосу (1) своим верхним фланцем (6) за резьбовые стяжные шпильки (2), пропущенные через его отверстия и зафиксированные относительно них. В нижней части электродвигателя (4) установлен центратор (7), преимущественно демпферного типа. Изобретение направлено на повышение надежности погружного центробежного насосного агрегата типа УЭЦПК с насосом, диаметр которого значительно превышает диаметр погружного электродвигателя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к системам обеспечения предпускового подогрева масла для его подачи к коллекторам смазки компрессорных агрегатов. Система предпускового подогрева масла компрессорных агрегатов на компрессорной станции содержит установленные в масляном баке каждого из компрессорных агрегатов теплообменный блок, выполненный в виде змеевикового теплообменника, и маслонасос, соединенный с масляным баком и с трубопроводом подачи масла к узлам трения компрессора и обратного слива масла в маслобак. Теплообменный блок каждого из компрессорных агрегатов соединен своими входом и выходом, соответственно, с напорным коллектором для подачи масла к теплообменным блокам компрессорных агрегатов и возвратным коллектором для отвода масла из теплообменных блоков компрессорных агрегатов, при этом в каждом компрессорном агрегате трубопровод подачи масла к узлам трения также соединен с напорным и возвратным коллектором. Изобретение позволяет сократить время подготовки к запуску и сам запуск резервных компрессоров на компрессорной станции, а также существенно снизить эксплуатационные затраты на электроэнергию при их запуске. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Радиальный вентилятор, содержащий спиральный корпус с рабочим колесом, закрепленные на конце консольного вала, опирающегося на два подшипниковых узла, установленных на расстоянии друг от друга, участок консольного вала, расположенный между подшипниковыми узлами, размещен в защитном кожухе, закрывающем консольный вал в осевом направлении, при этом защитный кожух полностью или частично открыт с обоих торцов, внутренняя полость защитного кожуха разделена на две отдельные внутренние полости, обращенные к соответствующим подшипниковым узлам, посредством разделительной перегородки, выполненной с отверстием, обеспечивающим прохождение через него консольного вала, по обе стороны от разделительной перегородки в защитном кожухе выполнены сквозные отверстия, для обеспечения подачи воздуха в каждую отдельную внутреннюю полость кожуха, в каждой отдельной внутренней полости кожуха на соответствующем участке вала жестко закреплена крыльчатка, предназначенная для подачи воздуха от сквозных отверстий к соседнему подшипниковому узлу через полностью или частично открытый торец кожуха. Технический результат, достигаемый изобретением - повышение эффективности охлаждения подшипниковых узлов, повышение безопасности. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх