Узел крепления лопатки к рабочему колесу турбины

Изобретение относится к узлу крепления лопатки к рабочему колесу турбины. Узел крепления лопатки к колесу турбины, которое содержит ряд лопаток (4), окружающих центральный диск (2). По меньшей мере одна лопатка (4) с возможностью поворота или шарнирно соединяется с диском (2). Положение лопатки (4) относительно диска (2) во время работы определяется упором (22), предусмотренным между лопаткой (4) и опорой (16), которая соединяется с диском (2) или образует его часть. Упор (22) образуется опорной поверхностью 18 опоры 16 и опорной поверхностью 20 лопатки 4. Опорная поверхность 18 опоры 16 является не плоской и имеет изгиб 19. Опорная поверхность 20 лопатки 4 имеет изгиб 21, согласованный с изгибом 19 опорной поверхности 18 опоры 16. Упор 22 предназначен для восприятия сил, действующих как тангенциально, так и радиально на лопатки 4. Изобретение направлено на увеличение прочности и долговечности лопаток. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение обеспечивает узел крепления лопатки к рабочему колесу турбины. Более конкретно, изобретение обеспечивает узел крепления лопатки к рабочему колесу турбины, которая содержит ряд лопаток, окружающих центральный диск.

Настоящее изобретение относится главным образом к рабочим колесам турбин ковшового типа, в которых центральный диск, установленный на валу, имеет ряд чашеобразных лопастей, называемых лопатками, распределенных вокруг центрального диска. На лопатки действуют одна или более струй воды под давлением.

Уровень техники

Традиционно такие лопатки прикрепляют к центральному диску двумя или более болтами. Этот способ соединения удовлетворительно работает при относительно низких давлениях воды, однако, если используются более высокие давления воды, в болтовом соединении возникает проблема усталости.

Для того чтобы преодолеть эту проблему усталости, рабочее колесо турбины штампуют целиком, чтобы получить единую деталь, а затем обтачивают и шлифуют лопатки, чтобы получить нужную форму. Очевидно, что такой способ изготовления является относительно дорогостоящим.

В условиях загрязнения воды, обычно - песком, имеет место увеличение износа лопаток. Повреждения от износа можно устранить при помощи сварки. Сварка вызывает нагрев и, следовательно, напряжение в материале, которое без соответствующей термообработки может приводить к появлению трещин. Если для устранения этих проблем производится термообработка, возникает вероятность нарушения относительно узких геометрических допусков рабочего колеса турбины.

Если для изготовления лопаток используются также другие процессы, в частности нанесение порошкового покрытия, невозможно обеспечить досягаемость всех участков поверхностей износа лопатки для необходимого оборудования под нужными углами, если лопатки прикреплены к центральному диску.

Патент NO 322857 раскрывает диск рабочего колеса турбины, в котором ряд лопаток имеет разъемное соединение с указанным диском, при этом лопатки в касательном направлении опираются на опорные элементы, выступающие из диска.

Раскрытие изобретения

Задача изобретения заключается в том, чтобы исключить или уменьшить, по меньшей мере, один из недостатков известного уровня техники.

Эта задача решена согласно изобретению при помощи устройства с характеристиками, указанными в приведенном ниже описании и в прилагаемой формуле изобретения.

Обеспечен узел крепления лопатки к колесу турбины, содержащей ряд лопаток, окружающих центральный диск, при этом, по меньшей мере, одна лопатка присоединена к центральному диску с возможностью поворота или шарнирно.

Лопатка может быть присоединена к центральному диску при помощи одного пальца.

При этом следует понимать, что термин ʺс возможностью поворотаʺ включает соединение лопатки с центральным диском при помощи одного пальца, термин ʺпалецʺ включает болт, ось, трубку или другие аналогичные элементы, в то время как термин ʺшарнирноʺ включает также соединение, в котором, например, часть лопатки опирается на часть центрального диска в радиальном направлении центрального диска.

Поскольку лопатка может поворачиваться или иметь шарнирную опору относительно центрального диска, устраняется множество сил, действующих в неподвижном соединении между лопаткой и центральным диском. Это позволяет гораздо проще рассчитать силы, действующие в соединении, в котором лопатка может адаптировать свое положение относительно центрального диска.

Центробежные силы, действующие на лопатки во время работы, удерживают лопатки в нужном положении.

Положение лопатки относительно центрального диска во время работы может быть зафиксировано при помощи упора между лопаткой и опорой, при этом указанная опора соединена с центральным диском или образует его часть.

Опора и лопатка могут быть снабжены опорными поверхностями, образующими упор. Опорные поверхности могут быть не плоскими для того, чтобы упор мог выдерживать силы, действующие на лопатку, как тангенциально, так и радиально.

Таким образом, положение лопатки относительно центрального диска будет оставаться неизменным под действием силы, создаваемой струей воды.

Соединительная ось лопатки может быть расположена со стороны направления движения лопатки относительно первой линии, проходящей через центральную ось рабочего колеса и центр тяжести лопатки. Расстояние между соединительной осью и первой линией имеет обозначение ʺaʺ в специальной части описания.

Соединительная ось представляет собой ось поворота или шарнирную ось лопатки. Указанное положение заставляет центробежную силу смещать лопатку к упору.

Поверхность упора может быть расположена в такой относительной позиции и под таким углом относительно оси соединения, чтобы обеспечить предпочтительное распределение нагрузки в центральном диске, а также в лопатках.

При этом может быть предусмотрен стопор. Стопор, прикрепленный к центральному диску, может быть расположен на противоположной стороне лопатки относительно упора. Альтернативно этому стопор может быть расположен в отверстии на границе между центральным диском и каждой лопаткой. Функция стопора заключается в том, чтобы ограничивать поворотное или шарнирное перемещение лопатки, в частности, во время состояния покоя и запуска.

Предлагаемое соединение лопатки преодолевает ряд недостатков, присущих цельным рабочим колесам турбин, работающим при относительно высоком давлении воды, и когда вода является загрязненной.

При этом лопатка может быть более широкой в части, расположенной над опорой, чем на дальнем конце. Увеличение ширины лопатки в рабочей зоне, на которую действует струя воды, является полезным для упрочнения лопаток, и, таким образом, увеличивает их долговечность.

Используемые при этом компоненты имеют относительно простую конструкцию, поскольку силы, действующие в таком простом соединении, являются очевидными.

Каждую лопатку можно демонтировать с центрального диска для замены и ремонта без необходимости производить термообработку всего рабочего колеса турбины. Стоимость изготовления такого рабочего колеса гораздо ниже, чем стоимость изготовления цельного рабочего колеса турбины такого же размера.

Краткое описание чертежей

Ниже приведено описание примера предпочтительного варианта осуществления устройства со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых показаны:

фиг. 1 - вид в аксонометрии рабочего колеса турбины согласно настоящему изобретению;

фиг. 2 - вид сбоку лопатки и части центрального диска; и

фиг. 3 - вид сверху лопатки и центрального диска с фиг. 1.

Осуществление изобретения

На чертежах ссылочным номером 1 обозначено рабочее колесо турбины, содержащее центральный диск 2 и ряд лопаток 4, распределенных вокруг центрального диска 2. Каждая лопатка 4 соединена с центральным диском при помощи одного пальца 6, при этом центральная ось пальца 6 образует соединительную ось 8 между центральным диском 2 и лопаткой 4. Соединительная ось 8 является, по существу, параллельной центральной оси 10 рабочего колеса 1 турбины.

Центральный диск 2 предназначен для установки на вал ось (не показан), проходящий через центральное отверстие 12 центрального диска 2. Центральный диск 2 снабжен отверстием 14 под палец для каждой лопатки 4. В этом предпочтительном варианте осуществления лопатка 4 соединяется с центральным диском 2 пальцем 6, проходящим через конкретное отверстие 14 под палец в центральном диске 2 и через соответствующие не показанные отверстия в лопатке 4. На фиг. 2 показан палец 6, имеющий больший диаметр, чем отверстие 14. Это связано со способом крепления пальца, который известен специалистам в данной области техники и не обсуждается в этом описании.

Центральный диск 2 содержит ряд опор 16, выполненных в виде выступов, которые проходят в радиальном направлении между каждой парой лопаток 4 из центрального диска 2. Каждая опора 16 имеет, по меньшей мере, одну опорную поверхность 18.

Опорная поверхность 18 опоры 16 является не плоской и имеет изгиб 19. Таким образом, опорная поверхность 18 имеет тангенциальный и радиальный компонент.

Каждая лопатка 4 имеет также опорную поверхность 20, которая совместно с соответствующей опорной поверхностью 18 центрального диска 2 образует упор 22. Опорная поверхность 20 каждой лопатки имеет обратный изгиб 21, согласованный с опорной поверхностью 18 опоры 16. При этом упор 22 предназначен для восприятия как тангенциальных, так и радиальных сил, действующих на лопатки 4.

Как показано на фиг. 2, лопатка 4 имеет центр 24 тяжести. Соединительная ось 8 расположена на расстоянии ʺaʺ от первой линии 26, проходящей через центральную ось 10 рабочего колеса 1 и центр 24 тяжести лопатки 4. Обычно соединительная ось 8 расположена на противоположной стороне относительно первой линии 26 на рабочей поверхности 28 лопатки 4.

Стопоры 32, выполненные в данном случае в виде цилиндрических элементов, которые расположены в отверстиях 34 и проходят через лопатки 4 в центральный диск 2, предотвращают слишком большой поворот лопатки 4 вокруг пальца 6, особенно во время запуска.

Во время работы лопатка 4 под действием центробежной силы смещается относительно оси 8 соединения к опорной поверхности 18 центрального диска 2. Когда струя воды (не показана) действует на рабочую поверхность 28 лопатки 4, лопатка 4 еще больше смещается к опорной поверхности 18.

Как можно видеть, на виде сверху, показанном на фигуре 3, в данном варианте осуществления лопатки 4 имеют форму, близкую к сердцеобразной. Лопатки 4 расширяются от дальнего конца в направлении центрального диска 2 до максимума над опорной поверхностью 18 опоры 16, а затем сужаются в направлении оси 8 соединения. Увеличение ширины рабочей поверхности 28 в зоне агрессивного действия не показанной струи воды увеличивает прочность и, следовательно, долговечность лопаток 4.

1. Узел крепления лопатки к колесу турбины (1), которое содержит ряд лопаток (4), окружающих центральный диск (2), при этом, по меньшей мере, одна лопатка (4) с возможностью поворота или шарнирно соединена с центральным диском (2), и при этом положение лопатки (4) относительно центрального диска (2) во время работы определяется упором (22), предусмотренным между лопаткой (4) и опорой (16), которая соединена с центральным диском (2) или является его частью, причем упор образован опорной поверхностью 18 опоры 16 и опорной поверхностью 20 лопатки 4, отличающийся тем, что опорная поверхность 18 опоры 16 является не плоской и имеет изгиб 19, и опорная поверхность 20 лопатки 4 имеет изгиб 21, согласованный с изгибом 19 опорной поверхности 18 опоры 16, при этом упор 22 предназначен для восприятия сил, действующих как тангенциально, так и радиально на лопатки 4.

2. Узел крепления лопатки по п. 1, отличающийся тем, что лопатка (4) соединена с центральным диском (2) при помощи одного пальца (6).

3. Узел крепления лопатки по п. 1 или 2, отличающийся тем, что соединительная ось (8) лопатки (4) расположена со стороны направления движения лопатки (4) относительно первой линии (26), проходящей через центральную ось (10) рабочего колеса турбины (1) и центр (24) тяжести лопатки (4).

4. Узел крепления лопатки по п. 1 или 2, отличающийся тем, что стопор (32), прикрепленный к центральному диску (2), расположен на противоположной стороне лопатки (4) относительно упора (22).

5. Узел крепления лопатки по п. 1 или 2, отличающийся тем, что лопатка 4 имеет большую ширину в части, расположенной над опорой 4, чем на дальнем конце.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу сборки рабочего колеса ковшовой турбины, к лопатке такого рабочего колеса и к колесу, оснащенному такими лопатками. .

Изобретение относится к энергетике. Турбоустановка содержит турбомашину, которая содержит ротор, имеющий ось вращения, первый вращающийся сегмент, имеющий первое сопряженное осевое крепежное приспособление, присоединенное к первому осевому крепежному приспособлению ротора в первом установочном положении, и первую шпонку, выполненную с возможностью введения в первое вставленное положение в первый паз в роторе и в первый сопряженный паз в первом вращающемся сегменте.

Описан ротор турбины низкого давления для теплоэлектростанции. Диск (3) прикреплен к валу (4) и выполнен с возможностью вращения вокруг базовой оси (Δ), при этом диск (3) имеет на своей периферии первую поверхность (5) контакта.

Изобретение относится к области машин и двигателей необъемного вытеснения, а именно к лопаточному аппарату (40), содержащему обод (56) и выполненный в нем удерживающий паз (58), который имеет на своих боковых стенках (60) проходящие вдоль выступы (62), образующие поднутрения (64), и в который помещено определенное число лопаток (25, 27), образующих лопаточный венец турбомашины, причем каждая лопатка (25, 27) помимо брюшка (48) имеет для закрепления молоткообразную, входящую в поднутрения (64) ножку (50) и прижата к выступам (62) посредством элемента (46), расположенного между нижней стороной (68) ножки лопатки и дном (70) удерживающего паза (58).

Роторный узел турбинного двигателя содержит роторный диск, турбинную лопатку и хвостовой узел. Роторный диск имеет внутреннюю поверхность, ограничивающую паз пазового замка, включающий заглубленный паз, ограниченный в роторном диске.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может использоваться при проектировании рабочих лопаток паровых и газовых турбин. Пакеты рабочих лопаток, цельнофрезерованные или сварные, с хвостовиками с радиальной установкой и тангенциальной заводкой, включают хвостовики типа Т, представляющие собой Т-образные хвостовики, чередующиеся с хвостовиками типа В, образованными удалением опорных поверхностей в Т-образном хвостовике, причем хвостовики типа Т чередуются с хвостовиками типа В в комбинациях Т+В, В+Т, Т+В+Т, Т+В+Т+В, В+Т+В+Т, Т+В+Т+В+Т.

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины, содержащий корпус в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси и выполненный в нем один и более венец со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных по наружной поверхности через равные промежутки в поперечном направлении, при этом корпус содержит металломатричный композит с перекрестной укладкой армирующих волокон, средства для крепления хвостовиков лопатки выполнены в виде корневого элемента под сварку по форме профиля лопатки, а металломатричный композит сформирован по всей наружной поверхности тела вращения слоем толщиной, не превышающей высоту корневого элемента.

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины выполнен в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси с одним и более венцами, со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных через равные промежутки по наружной поверхности, при этом барабан выполнен из металломатричного композита с перекрестной укладкой армирующих волокон, а средства для крепления хвостовиков лопаток выполнены в виде корневых элементов под сварку по форме профиля лопатки, при этом на внутренней поверхности барабана из композита выполнены наплывы, фланцы или цапфы с закладными элементами под сварку, причем наплывы расположены под корневыми элементами.

Уплотнительное кольцо для прижимания к диску ротора ступени турбомашины содержит множество запорных выступов, предотвращающих вращение упомянутого кольца относительно диска ротора.

Ротор вентилятора турбомашины содержит диск, несущий лопатки, ножки которых установлены в осевых пазах диска, кожух, имеющий форму усеченного конуса, установленный на диске, средства осевого удержания лопаток на диске, а также средства обеспечения неподвижности при вращении обода.

Предложены устройство и способ для установки сочлененных турбинных лопаток в пазах с осевым вводом, выполненных в роторных колесах. На охватываемом осевом выступе пазового замка, расположенном на корневой части лопатки, и на соответствующем охватывающем осевом пазу пазового замка, расположенном в роторном колесе, может быть выполнено закругление в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при проектировании хвостовиков рабочих лопаток паровых и газовых турбин. Хвостовики рабочих лопаток Т-образного или вильчатого типа расположены с натягом в окружном направлении. На поверхности контакта между хвостовиками выполнен паз, занимающий по меньшей мере 70% контактной поверхности и глубиной по меньшей мере 0,15 мм. Изобретение позволяет в 3…4 раза снизить необходимое монтажное усилие для обеспечения гарантированного натяга по окружности, а также уменьшить поверхность пригонки каждого хвостовика и повысить вибрационную надежность. 2 ил.

Хвостовик лопатки содержит множество пар противоположных выступов, множество пар противоположных скруглений, множество боковых поверхностей и нижнюю часть хвостовика лопатки. Выступы и скругления расположены в чередующемся порядке, а каждая из боковых поверхностей расположена между одним из выступов и одним из скруглений. Первая боковая поверхность из множества боковых поверхностей, обращенных в сторону от нижней части, имеет первый планарный участок поверхности, примыкающий к выпуклому участку поверхности и расположенный в первой плоскости. Выпуклый участок поверхности выступа примыкает к первому планарному участку поверхности, а вогнутый участок поверхности скругления примыкает к выпуклому участку поверхности. Выпуклый участок поверхности и область вогнутого участка поверхности скругления, примыкающая к выпуклому участку поверхности, образуют локальное углубление по отношению к первой плоскости. Другое изобретение группы относится к лопатке, содержащей перо, полку и хвостовик, выполненный, как указано выше. Еще одно изобретение группы относится к диску ротора, содержащему множество пазов, каждый из которых содержит множество пар противоположных выступов, множество пар противоположных скруглений, множество боковых поверхностей и нижнюю часть паза диска. Выступы паза и скругления паза расположены в чередующемся порядке, и каждая из боковых поверхностей паза расположена между одним из выступов и одним из скруглений. Первая боковая поверхность паза из множества боковых поверхностей паза, обращенных к нижней части паза, имеет второй планарный участок поверхности, примыкающий к выпуклому переходному участку. Второй планарный участок поверхности расположен в первой плоскости. Выпуклый участок поверхности выступа паза примыкает ко второму планарному участку поверхности; а вогнутый участок поверхности скругления паза примыкает к выпуклому переходному участку. Выпуклый переходный участок и область вогнутого участка поверхности скругления паза, примыкающая к выпуклому переходному участку, образуют локальное углубление по отношению к первой плоскости. Изобретения группы также относятся к вариантам узла турбомашины, содержащим указанные выше диск ротора и лопатку. Группа изобретений позволяет снизить напряжения в местах контакта диска и лопатки. 6 н. и 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Устройство крепления лопатки с крепежным элементом к крепежному пазу рабочего колеса содержит переходник и накладку. Переходник расположен между лопаткой и рабочим колесом и имеет крепежный паз, комплементарный крепежному элементу лопатки, и крепежный элемент, комплементарный крепежному пазу рабочего колеса. Накладка имеет крепежный элемент, комплементарный крепежному пазу рабочего колеса, и крюкообразный элемент, расположенный на радиально внутреннем конце крепежного элемента накладки и предназначенный для взаимодействия с переходником. Крюкообразный элемент в осевом направлении удерживает переходник относительно накладки. Крепежный элемент лопатки вставлен в осевом направлении в крепежный паз переходника, а накладка взаимодействует с первой поверхностью переходника. Собранные крепежный элемент переходника и крепежный элемент накладки в осевом направлении вставлены в крепежный паз рабочего колеса. Другое изобретение группы относится к турбомашине, содержащей указанное выше устройство крепления лопатки. Группа изобретений позволяет устанавливать в крепежный паз рабочего колеса лопатки с хвостовиком, по форме несоответствующим такому пазу. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к энергетике. Удерживающее устройство для поддержания в фиксированном осевом положении второго компонента ротационной машины, установленного в осевом направлении на первый компонент ротационной машины, содержит фиксирующий элемент, размеры и конструкция которого обеспечивают возможность его перемещения между первым и вторым выровненными углублениями, выполненными в первом и втором компонентах ротационной машины. Указанный фиксирующий элемент имеет размеры и форму, обеспечивающие его расположение в смежные по вертикали и выровненные углубления, с расположением между ними, для предотвращения его поворота в указанных углублениях. При этом в фиксирующем элементе выполнено резьбовое отверстие, проходящее по меньшей мере частично через него. Исполнительный элемент установлен по резьбе в указанном отверстии таким образом, что поворот исполнительного элемента вызывает перемещение указанного фиксирующего элемента из первого выровненного углубления по меньшей мере частично во второе выровненное углубление. Также представлены варианты системы осевого удержания для кольцевых уплотнений. Изобретение позволяет реализовать эффективную систему для удержания всего периферического набора кольцевых уплотнений, как отдельно, так и совместно, на разделительном диске ротора. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 14 ил.

Рабочее колесо турбомашины содержит основную часть, паз для размещения лопаток и паз для заводки лопаток. Основная часть рабочего колеса имеет первую поверхность и противоположную вторую поверхность, соединенные поверхностью по наружному диаметру, имеющей среднюю линию. Паз для размещения лопаток выполнен на поверхности по наружному диаметру основной части рабочего колеса и проходит вокруг основной части рабочего колеса. Паз для размещения лопаток делит поверхность по наружному диаметру основной части рабочего колеса на первую часть, имеющую первый размер, и вторую часть, имеющую второй размер, превышающий первый размер. Паз для заводки лопаток выполнен на поверхности по наружному диаметру основной части рабочего колеса, соединен с пазом для размещения лопаток и смещен от него. Паз для заводки лопаток проходит в первую часть поверхности по наружному диаметру основной части рабочего колеса на первое расстояние и во вторую часть указанной поверхности на второе расстояние, превышающее первое расстояние. Другое изобретение группы относится к турбомашине, включающей указанное выше рабочее колесо. Группа изобретений позволяет повысить надежность и ресурс турбомашины за счет более равномерного распределения напряжений в основной части рабочего колеса и тем самым повысить предел усталостной прочности последнего. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 8 ил.

Крыльчатка для турбомашины, такой как турбореактивный двигатель или турбовинтовой двигатель самолета, содержит диск (50) ротора, включающий в себя на своей внешней периферии ребра (14) жесткости, ограничивающие гнезда (18) осевого монтажа и радиального удерживания замков лопаток. Лопатки имеют полки, расположенные бок о бок по окружности для ограничения кольцевого тракта течения воздушного потока. Кольцевой козырек (48), проходящий, по существу, аксиально в направлении выше по потоку, установлен на расположенной выше по потоку стороне диска (50) для ограничения прохождения воздуха вне кольцевого тракта. Уплотнительные средства (84) предусмотрены между кольцевым козырьком (48) и расположенными выше по потоку концами полок лопаток. Кольцевой козырек (48) содержит кольцевой выступ (52), проходящий аксиально в направлении ниже по потоку и радиально внутрь средств радиального удерживания (70) кольцевого козырька (48) на диске (50). Эти средства удерживания (70) образованы выступающими в осевом направлении на расположенной выше по потоку стороне диска (50). Уплотнительные средства (84) расположены радиально внутри кольцевого козырька (48) и расположенных выше по потоку концов полок лопаток. Достигается снижение приложенных к лопаткам радиальных сил. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх