Способ получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом

Изобретение относится к способу получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом. Коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным, выходным и одним промежуточным валами. На валах установлены шестерни постоянного зацепления, имеющие возможность жесткой связи с валами при помощи соединительных муфт. Способ заключается в том, что для получения вариантов соосно с валами за их опорами в корпусе коробки передач предусмотрена возможность установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов. При этом на дополнительном валу, который соосен выходному валу, жестко установлена ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес. Достигается унификация коробки передач между различными модификациями коробок передач. 6 з.п. ф-лы, 14 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, их опоры, устройства переключения передач, применяемые в отечественных и зарубежных автомобилях (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под ред. А.И Гришкевича. - Мн.: Высш. шк., 1985. - 240 с.).

В автомобильных коробках передач (КП) применяются, главным образом, зубчатые колеса с постоянным зацеплением. Зачастую, современные автомобили одной марки и модели имеют разные трансмиссии. Например, Мерседес-Бенц Вито в одном варианте может применяться в грузовом исполнении с передним приводом ведущих колес. В другом, в грузопассажирском - с задним приводом, а в третьем - иметь полноприводную трансмиссию. При этом для передне- и заднеприводных вариантов автомобиля применяются разные коробки передач, а это увеличивает затраты на производство, эксплуатацию и ремонт. Следовательно, перспективная КП при решении большого количества эксплуатационных задач должна обладать универсальностью - применяться на автомобилях с передним, полным или задним приводом, с продольным или поперечным расположением двигателя. При этом, особенно важно, обеспечить максимально возможную унификацию между различными модификациями КП.

Наиболее подходящим по техническому результату и конструктивному исполнению в качестве прототипа является способ получения модификации основной (базовой) коробки передач Рено (см. патент ЕР 0448457 В1 от 18.11.1993 г.).

Способ заключается в получении двух дополнительных передач у основной КП путем жесткого соосного соединения входного и выходного валов с двумя дополнительными валами, установленными на опорах в задней крышке корпуса коробки передач и с размещенными на них шестернями и муфтой включения этих двух передач.

Недостатком способа-прототипа является невозможность применения основной КП на автомобилях с различными способами установки двигателя. То есть, например, если основная КП предназначена для автомобиля с поперечным расположением двигателя, то из-за большого радиального размера главной передачи, расположенной в корпусе основной КП, ее сложно приспособить к применению на автомобилях с продольной установкой двигателя. И, наоборот, если основная КП предназначена для автомобиля с продольной установкой двигателя, способ-прототип не позволит применять полученную КП на автомобиле с поперечным расположением двигателя. Потому что не предусмотрена возможность расположения главной передачи на дополнительных валах в крышке корпуса КП, прикрепленной к передней части основной КП, а не как у прототипа - к задней части КП.

Целью изобретения является способ получения вариантов конструкции (модификаций) базовой несоосной КП с промежуточным валом и дальнейшего применения получаемых модификаций в следующих вариантах трансмиссий:

1 - с продольным расположением двигателя автомобиля и соосными входным и выходным валами КП,

2 - с продольным расположением двигателя и несоосными входным и выходным валами,

3 - с поперечным расположением двигателя.

Указанная цель достигается тем, что соосно с валами, за их опорами в корпусе коробки передач, предусмотрена возможность установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов, при этом на дополнительном валу, который соосен выходному валу, жестко установлена ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес.

Также, возможно, что на дополнительных валах установлены по меньшей мере одна пара сцепленных шестерен и по меньшей мере одна соединительная муфта.

Также, возможно, что на дополнительном валу, который соосен промежуточному валу, жестко установлена ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес.

Также, возможно, что ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес объединена с шестерней выходного вала.

Также, возможно, что ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес объединена с шестерней дополнительного вала.

Также, возможно, что к корпусу прикрепляется крышка с опорами для вала, который соосен входному валу и жестко связан с дальней от двигателя шестерней.

Также, возможно, что крутящий момент двигателя транспортного средства поступает на дополнительный вал, который соосен выходному валу и жестко связан с ближней к двигателю шестерней.

На нижеследующих кинематических схемах представлены возможные варианты базовых КП и их некоторые модификации, подтверждающие возможность применения способа, рассматриваемого данным изобретением, к несоосным коробкам передач с различным местоположением промежуточного вала относительно входного и выходного валов. Причем вариант №1 выполнен по схеме, характерной для коробок передач транспортных средств с продольной установкой двигателя. Вариант №2 выполнен по схеме, характерной для коробок передач транспортных средств с поперечной установкой двигателя. Варианты №3 и №4 выполнены по схеме - уиверсальной КП, предназначенной для транспортных средств с любым расположением двигателя.

На фиг. 1 показана кинематическая схема базовой КП варианта №1 - несоосной четырехступенчатой с понижающей передачей. «Вход и выход» из КП крутящего момента для несоосной схемы указаны яркой сплошной стрелкой, а для соосной - прерывистой.

На фиг. 2 показана кинематическая схема модификации базовой КП, а именно несоосной 6-ступенчатой КП с понижающей передачей, предназначенной для автомобиля с поперечным расположением двигателя и передними ведущими колесами. Яркими линиями обозначаются элементы, добавляемые к базовой КП, или дополнительные детали в ее модификациях, а бледными линиями - остальные детали КП.

На фиг. 3 показана кинематическая схема модификации базовой КП- соосной 6-ступенчатой КП с пятой прямой передачей.

На фиг. 4 показана кинематическая схема модификации базовой КП- соосной 6-ступенчатой КП с понижающей передачей и четвертой прямой передачей.

На фиг. 5 показана кинематическая схема варианта №2 - базовой несоосной четырехступенчатой КП.

На фиг. 6 показана кинематическая схема двух соосных модификаций базовой КП №2 - 5-ступенчатой КП с пятой прямой передачей и 5-ступенчатой КП с четвертой прямой передачей. «Вход и выход» крутящего момента, для КП с пятой прямой передачей, указан яркой сплошной стрелкой, а для КП с четвертой прямой передачей - прерывистой.

На фиг. 7 показана кинематическая схема модификации базовой КП №2 - несоосной 5-ти ступенчатой КП, предназначенной для автомобиля с поперечным расположением двигателя и передними ведущими колесами.

На фиг. 8 показана кинематическая схема модификации базовой КП №2 - несоосной 6-ступенчатой КП, предназначенной для автомобиля с передними ведущими колесами.

На фиг. 9 показана кинематическая схема варианта №3 - базовой четырехступенчатой КП с понижающей передачей (5-ти ступенчатой КП).

На фиг. 10 показана кинематическая схема варианта №4 - базовой 6-ступенчатой КП.

На фиг. 11 показана кинематическая схема модификации базовой КП №4 - соосной 6-ступенчатой КП, предназначенной для автомобиля с продольным расположением двигателя, задними ведущими колесами и пятой прямой передачей.

На фиг. 12 показана кинематическая схема модификации базовой КП №4 - соосной 6-ступенчатой КП, с шестой прямой передачей.

На фиг. 13 показана кинематическая схема модификации базовой КП №4- несоосной 6-ступенчатой КП, предназначенной для автомобиля с поперечным или продольным расположением двигателя автомобиля.

На фиг. 14 показана кинематическая схема модификации базовой КП №3 - соосной 6-ступенчатой КП с понижающей передачей.

В состав, представленной на фиг. 1, кинематической схемы базовой КП входят установленные на опорах в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3 и параллельный им промежуточный вал 4. У валов схематично обозначены возможности 5, 6, 7, 8 соосной установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов. Также, схематично обозначена возможность 9 жесткого соединения крайней шестерни 10 выходного вала 3 с соосным ему входным валом 11. На входном валу 2 жестко закреплены шестерни 12 и 13 и свободно установлен трубчатый вал 14, на котором закреплена шестерня 15 и свободно установлена шестерня 16. На выходном валу 3 жестко закреплена шестерня 17 и свободно установлен трубчатый вал 18, на котором закреплены шестерни 19, 20 и 21. На промежуточном валу 4 закреплена шестерня 22 и свободно установлены шестерни 23 и 24. Шестерни базовой КП находятся в постоянном зацеплении и образуют следующие зубчатые пары: 10-12, 13-21, 19-16, 20-24, 15-17, 22-17, 16-23. Муфта А(25) расположена на трубчатом валу 14 между шестернями 16-13. Муфта В(26) расположена на выходном валу 3 между шестернями 21-10. Муфта С(27) расположена на промежуточном валу 4 между шестернями 23-24.

В состав, представленной на фиг. 2, кинематической схемы несоосной 6-ступенчатой КП с понижающей передачей входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше состава базовой КП. А также, входят установленные на опорах в «корпусе дополнительных передач» 28 дополнительные валы 29 и 30, соосные и жестко связанные с входным 2 и выходным 3 валами соответственно. На валу 29 свободно установлены шестерни 31 и 32, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 33 и 34 соответственно, закрепленными на валу 30. Шестерня 34 сцеплена с зубчатым колесом 35 главной передачи, закрепленным на корпусе дифференциала (на фиг. 2 не изображен), который установлен на опорах в «корпусе конечных передач» 28. Ступица муфты включения D (36) пятой и шестой передач закреплена на валу 29 между шестернями 31 и 32.

В состав, представленной на фиг. 3, кинематической схемы соосной 6-ступенчатой КП входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше состава базовой КП, кроме зубчатой пары 20-24. А также, входят установленные на опорах в «корпусе дополнительных передач» 37 дополнительные валы 38 и 39, соосные и жестко связанные с входным 2 и выходным 3 валами соответственно. Дополнительный вал 40 соосен валам 2 и 38 и жестко связан с дальней от двигателя шестерней 41, находящейся в зацеплении с шестерней 42, жестко установленной на валу 39, на котором, также, закреплена шестерня 43, сцепленная с шестерней 44, свободно установленной на валу 38. Ступица муфты включения D(36) пятой и шестой передач закреплена на валу 38 между шестернями 41 и 44.

В состав, представленной на фиг. 4, кинематической схемы соосной 6-ступенчатой КП с понижающей передачей входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше состава базовой КП. При этом вал 11 является входным, а вал 2 становится, как и вал 4 - промежуточным. Также, в состав схемы входят установленные на опорах в «корпусе дополнительных передач» 45 дополнительные валы 46 и 47, соосные и жестко связанные с промежуточным 2 и выходным 3 валам, соответственно. На валу 46 свободно установлены шестерни 31 и 48, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 33 и 49 соответственно, закрепленными на валу 47. Ступица муфты включения D(36) пятой и шестой передач закреплена на валу 46 между шестернями 31 и 48.

В состав, представленной на фиг. 5, кинематической схемы варианта базовой КП №2 входят установленные на опорах в корпусе 1 параллельные входной вал 2, выходной вал 3 и промежуточный вал 4. У валов схематично обозначены возможности 5, 6, 7, 8, 9, 10 соосной установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов. Также, схематично обозначена возможность 11 жесткого соединения крайней шестерни 12 выходного вала 3 с соосным ему входным валом 13. На входном валу 2 жестко закреплены шестерни 14, 15, 16, 17. На промежуточном валу 4 свободно установлены шестерни 18 и 19. На выходном валу 3 свободно установлены шестерни 20 и 21. Шестерни базовой КП находятся в постоянном зацеплении и образуют следующие зубчатые пары: 12-14, 15-18, 16-21, 17-19, 19-20. Муфта А(22) расположена на выходном валу 3 между шестернями 12-21. Муфта В(23) расположена на выходном валу 3 рядом с шестерней 20. Муфта С(24) расположена на промежуточном валу 4 между шестернями 18-19.

В состав, представленной на фиг. 6, кинематической схемы соосной 5-ступенчатой КП входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше состава варианта базовой КП №2. А также, входят установленные на опорах в «корпусе конечных передач» 25 дополнительные валы 26, 27 и 28, соосные и жестко связанные с входным 2, выходным 3 и промежуточным 4 валами соответственно. Дополнительный вал 29 соосен валам 2 и 26 и жестко связан с дальней от двигателя шестерней 30, находящейся в зацеплении с шестернями 31 и 32, жестко установленными на валах 27 и 28 соответственно. Ступица муфты включения D(33) пятой передачи закреплена на валу 26 рядом с шестерней 30.

В состав, представленной на фиг. 7, кинематической схемы несоосной 5-ступенчатой КП входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше состава базовой КП №2. А также, входят установленные на опорах в «корпусе конечных передач» 34 дополнительные валы 35, 27 и 36, соосные и жестко связанные с входным 2, выходным 3 и промежуточным 4 валами соответственно. На валу 35 свободно установлена шестерня 30, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 31, закрепленной на валу 27. Шестерня 31 также сцеплена с зубчатым колесом 37 главной передачи, закрепленным на корпусе дифференциала (на фиг. 7 не изображен), который установлен на опорах в «корпусе конечных передач» 34. На валу 36 закреплена шестерня 38, сцепленная с зубчатым колесом 37 главной передачи. Ступица муфты включения D(33) пятой передачи закреплена на валу 35 рядом с шестерней 30.

В состав, представленной на фиг. 8, кинематической схемы несоосной 6-ступенчатой КП входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше состава базовой КП №2. Но крутящий момент двигателя будет поступать на входной вал 2 через дополнительный вал 39. Также, в состав схемы входят установленные на опорах в «корпусе конечных передач» 40 дополнительные валы 41 и 42, соосные и жестко связанные с промежуточным 4 и выходным 3 валами соответственно. На валу 39 свободно установлены шестерни 43 и 44, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 45 и 46 соответственно, закрепленными на валу 42. На валу 41 закреплена шестерня 47, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 44. Шестерня 48 закреплена на валу 42 и сцеплена с зубчатым колесом 49 главной передачи, закрепленным на корпусе дифференциала (на фиг. 8 не изображен), который установлен на опорах в «корпусе конечных передач» 40. Ступица муфты включения Е(50) пятой и шестой передач закреплена на валу 39 между шестернями 43 и 44.

В состав, представленной на фиг. 9, кинематической схемы варианта базовой КП №3 входят установленные на опорах в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3 и параллельный им промежуточный вал 4. У валов схематично обозначены возможности 5, 6, 7, 8 соосной установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов. Также, схематично обозначена возможность 9 жесткого соединения крайней шестерни 10 входного вала 2 с соосным ему выходным валом (на фиг. 9 изображен прерывистой линией). На входном валу 2 свободно установлена шестерня 11 и жестко закреплены шестерни 12 и 13. На выходном валу 3 жестко закреплены шестерни 14 и 15 и свободно установлены шестерни 16, 17 и 18. При этом шестерни 17 и 18 объединены в блок. На промежуточном валу 4 закреплена шестерня 19 и свободно установлены шестерни 20 и 21. Шестерни базовой КП находятся в постоянном зацеплении и образуют следующие зубчатые пары: 10-14, 11-15, 12-16, 13-17, 18-19, 10-20, 15-21. Муфта А(22) расположена на входном валу 2 между шестернями 10-11. Муфта В(23) расположена на выходном валу 3 между шестернями 16-17. Муфта С(24) расположена на промежуточном валу 4 между шестернями 20-21.

В состав, представленной на фиг. 10, кинематической схемы варианта базовой КП №4 6-ступенчатой КП, входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше варианта базовой КП №3. А также, муфта D(25) расположена на входном валу 2 рядом с шестерней 26, у которой схематично обозначена возможность 27 жесткого соединения крайней шестерни входного вала 2 с соосным ему выходным валом (на фиг. 10 изображен прерывистой линией). На выходном валу 3 жестко закреплена шестерня 28, образуя с шестерней 26 зубчатую пару.

Работа варианта базовой КП №1, представленной на фиг. 1, осуществляется следующим образом.

Понижающая передача. Крутящий момент с входного вала 2 через пару шестерен 13-21, трубчатый вал 18, пару шестерен 20-24 и муфту 27(C), находящуюся в правом положении, передается на промежуточный вал 4, пару шестерен 22-17 и выходной вал 3.

1 передача.

Крутящий момент с входного вала 2 через пару шестерен 13-21, трубчатый вал 18, пару шестерен 19-16, муфту 25(A), находящуюся в левом положении, трубчатый вал 14, пару шестерен 15-17 передается на выходной вал 3.

2 передача.

Крутящий момент с входного вала 2, муфту 25(A), находящуюся в правом положении, трубчатый вал 14, пару шестерен 15-17 передается на выходной вал 3.

3 и 4 передачи.

Осуществляются понятным любому специалисту способом передачи крутящего момента с входного вала 2 на несоосный выходной вал 3 при помощи пар шестерней 13-21 и 12-10, соответственно и соединительной муфты 26(B), находящейся в левом (3 передача) или правом (4 передача) положении.

Задний ход.

Крутящий момент с входного вала 2 через пару сцепленных шестерен 13-21, трубчатый вал 18, сцепленные шестерни 19-16-23, муфту 27(C), находящуюся в левом положении передается на промежуточный вал 4, пару шестерен 22-17 и выходной вал 3.

Работа модифицированной базовой КП, представленной на фиг. 2, осуществляется следующим образом.

Понижающая, 1,2,3,4 передачи и задний ход. Осуществляются аналогично, рассмотренной выше, работе базовой КП на аналогичных передачах, но крутящий момент на входной вал 2 попадает через дополнительный вал 29, а с выходного вала 3, через дополнительный вал 30, на ведущую шестерню 34 главной передачи, сцепленную с ней зубчатое колесо 35, корпус дифференциала (на фиг. 2 не изображен) и далее по общеизвестному уровню техники работы дифференциала.

5 и 6 передачи.

Осуществляются понятным любому специалисту способом передачи крутящего момента с входного вала 29 на несоосный выходной вал 30 при помощи пар шестерней 32-34 и 31-33, соответственно и соединительной муфты 36(D), находящейся в правом (5 передача) или левом (6 передача) положении.

Работа модифицированной базовой КП, представленной на фиг. 3, осуществляется следующим образом.

1,2,3,4 передачи и задний ход. Осуществляются аналогично, рассмотренной выше, работе базовой КП на аналогичных передачах, но крутящий момент через входной вал 2 попадает и на дополнительный вал 38, а с выходного вала 3, через дополнительный вал 39, на ведущую шестерню 42, сцепленную с ней шестерню 41 и выходной вал 40.

5 передача.

Осуществляется понятным специалисту способом передачи крутящего момента на прямой передаче с входного вала 2, через дополнительный вал 38 на соосный выходной вал 40 при помощи соединительной муфты 36(D), находящейся в левом положении.

6 передача.

Крутящий момент с входного вала 2, через дополнительный вал 38, муфту 36(D), находящуюся в правом положении, пару шестерен 44-43, дополнительный вал 39, пару шестерней 42-41 передается на выходной вал 40.

Работа модифицированной базовой КП, представленной на фиг. 4, осуществляется следующим образом.

Понижающая, 1,2,3 передачи и задний ход. Крутящий момент от двигателя автомобиля поступает на входной вал 11, который соосен выходному валу 3 и жестко связан с ближней к двигателю шестерней 10, сцепленную с ней шестерню 12 и промежуточный (бывший входной) вал 2, а далее осуществляется аналогично рассмотренной выше работе базовой КП на аналогичных передачах.

4 передача.

Осуществляется понятным специалисту способом передачи крутящего момента на прямой передаче с входного вала 11 на соосный выходной вал 3 при помощи соединительной муфты 26(B), находящейся в правом положении.

5 и 6 передачи.

Осуществляются понятным любому специалисту способом передачи крутящего момента с промежуточного вала 2 через дополнительный вал 46 соединительной муфтой 36(D), находящейся в левом (5 передача) или правом (6 передача) положении на дополнительный вал 47 при помощи пар шестерней 48-49 и 31-33, соответственно.

Способ получения, на основе варианта базовой КП №2, представленной на фиг. 5, модификаций, представленных на фигурах №№6, 7, 8, заключается в следующем:

- любая модификация условно разделена на две составляющие - «корпус базовой КП» 1 и «корпус конечных передач» 25, 34, 40, соответственно,

- внутри «корпуса базовой КП» на валах размещаются шестерни 12, 14-20 и соединительные муфты передачи заднего хода и низших передач А, В, С,

- за опоры валов в «корпусе базовой КП» вынесен «корпус конечных передач», внутри которого располагаются соосные входному, промежуточному и выходному валам и жестко с ними связанные дополнительные валы с установленными на них зубчатыми передачами, соединительной муфтой дополнительных передач и другие узлы и детали. «Корпуса конечных передач» для автомобилей с продольной или поперечной установкой двигателя различаются тем, что в случае поперечной установки в корпусе, размещается главная передача,

- с одной или двух сторон, с входным валом, жестко соединяются дополнительные валы с установленными на них необходимых, для осуществления работы КП, узлами, механизмами или деталями (ведомым диском сцепления, муфтой переключения и шестернями высших передач и так далее),

- с одной или двух сторон, с промежуточным и выходным валами, жестко соединяются дополнительные валы с установленными на них необходимых, для осуществления работы КП, механизмами или деталями (ведущие шестерни главной или зубчатых передач и т.д.),

- получение модификаций базовой КП с прямой передачей возможно двумя способами (см. фиг. 6). Первый - дальняя от двигателя шестерня 30 жестко соединяется с выходным валом 29, соосным входному валу 2. Второй способ - входной вал 13, который соосен выходному валу 3, жестко связан с ближней к двигателю шестерней 12. Вместе оба способа дают возможность получить модификации КП с разными вариантами прямых передач. А именно в данном случае, у первой модификации прямой будет пятая передача, у второй - четвертая. И главное, при изменении места и способа установки входного вала «пятно» поперечного сечения КП смещается вверх или вниз, влево или вправо относительно оси коленчатого вала двигателя, что расширяет возможности вертикального и горизонтального позиционирования различных соосных и несоосных модификаций КП внутри кузовов разных автомобилей,

- скомпоновав нужным образом «конечные передачи» (узлы и детали) с «корпусом базовой КП», получаем модификацию, построенную на основе базовой КП.

Некоторые варианты модификаций базовой КП №4 приведены в нижеследующих примерах.

Пример №1 (см. фиг. 11). Для получения соосной 6-ступенчатой КП с пятой прямой передачей или шестой прямой передачей (см. фиг. 12) к корпусу базовой КП прикрепляется крышка 29 с опорами для выходного вала 30, который соосен входному валу 2 и жестко связан с дальней от двигателя шестерней 10 (см. фиг. 11) или с шестерней 26 (см. фиг. 12). Дополнительный вал 31 жестко связан с входным валом 2 и на нем установлен ведомый диск сцепления (на фиг. 11 и 12 не показан).

Пример №2 (см. фиг. 13). Для получения несоосной 6-ступенчатой КП к «корпусу базовой КП» 1 крепится крышка 32 с установленной в ней главной передачей, у которой зубчатое колесо 33 сцеплено с ведомой шестерней пятой передачи 14. Дополнительный вал 31 жестко связан с входным валом 2 и на нем установлен ведомый диск сцепления (на фиг. 13 не показан).

Пример №3 (см. фиг. 14). Для получения модификации базовой КП №3 - соосной 6-ступенчатой КП с понижающей передачей к «корпусу базовой КП» 1 крепится к «корпусу конечных передач» 34. Первый дополнительный вал 35 жестко связан с входным валом 2 и на нем установлен ведомый диск сцепления (на фиг. 14 не показан). Второй дополнительный вал 36 жестко связан с входным валом 2 и на нем установлены муфта 37(D) включения пятой-шестой передач и свободно установлена шестерня 38, сцепленная с шестерней 39, жестко закрепленной на третьем дополнительном валу 40, который соосно установлен и жестко связан с выходным валом 3. Четвертый дополнительный вал 41 соосен валам 2 и 36 и жестко связан с дальней от двигателя шестерней 42, находящейся в зацеплении с шестерней 43, которая жестко закреплена на третьем дополнительном валу 40.

Техническим результатом использования способа получения вариантов конструкции (модификаций) несоосной коробки передач с промежуточным валом является возможность создания на основе одной базовой коробки передач большого количества ее модификаций для автомобилей с продольным или поперечным расположением двигателя, разными схемами привода ведущих колес, числом передач. При этом основные узлы и детали базовой и модифицированных КП остаются неизменными, что обеспечивает высокую степень унификации и снижение затрат на производство и ремонт. Более того, способ расширяет возможности вертикального и горизонтального позиционирования различных модификаций КП внутри кузовов разных автомобилей так, как при изменении места и способа установки входного вала, «пятно» поперечного сечения КП смещается вверх или вниз, влево или вправо относительно оси коленчатого вала двигателя. При этом можно изменять или сохранять соосное или несоосное расположение входного и выходного валов.

Термин «базовая несоосная коробка передач с промежуточным валом» подразумевает существующие или вновь проектируемые несоосные КП, к которым может быть применен рассмотренный способ в объеме формулы изобретения. При этом вновь получаемая КП может быть в единственном варианте конструктивного исполнения, но с указанными признаками, существенными и взаимосвязанными между собой, образующими устойчивую совокупность существенных признаков, достаточную для получения технического результата. Три варианта описания работы базовых КП, в общем, без учета различий в конструкции, применимы к каждому из рассмотренных четырех возможных вариантов базовой КП, а в виду необходимости краткого изложения, но с полнотой, достаточной для осуществления изобретения, - иной порядок описания способствует лучшему пониманию. На кинематических схемах, подтверждающих возможность применения способа, рассматриваемого данным изобретением, к несоосным коробкам передач с различным местоположением промежуточного вала относительно входного и выходного валов - представлены только некоторые из большого количества возможных вариантов.

1. Способ получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом, содержащей корпус с параллельно размещенными в нем входным, выходным и по меньшей мере одним промежуточным валами, с установленными на них шестернями постоянного зацепления, имеющих возможность жесткой связи с валами при помощи соединительных муфт передач прямого и заднего хода, отличающийся тем, что соосно с валами за их опорами в корпусе коробки передач предусмотрена возможность установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов, при этом на дополнительном валу, который соосен выходному валу, жестко установлена ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес.

2. Способ получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом по п. 1, отличающийся тем, что на дополнительных валах установлены по меньшей мере одна пара сцепленных шестерен и по меньшей мере одна соединительная муфта.

3. Способ получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом по п. 2, отличающийся тем, что на дополнительном валу, который соосен промежуточному валу, жестко установлена ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес.

4. Способ получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом по одному из пп. 1-3, отличающийся тем, что ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес объединена с шестерней выходного вала.

5. Способ получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом по одному из пп. 2, 3, отличающийся тем, что ведущая шестерня зубчатой передачи привода ведущих колес объединена с шестерней дополнительного вала.

6. Способ получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом по одному из пп.1, 2, отличающийся тем, что к корпусу прикрепляется крышка с опорами для вала, который соосен входному валу и жестко связан с дальней от двигателя шестерней.

7. Способ получения вариантов конструкции несоосной коробки передач с промежуточным валом по одному из пп. 1, 2, отличающийся тем, что крутящий момент двигателя транспортного средства поступает на дополнительный вал, который соосен выходному валу и жестко связан с ближней к двигателю шестерней.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссии транспортных машин. В коробке передач соосно выходному и промежуточному валам, за их опорами в корпусе коробки передач, предусмотрена возможность установки и жесткого соединения с ними дополнительных валов с шестернями дополнительных передач и соединительной муфтой.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин. Коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и выходным валами.

Изобретение относится к несоосным коробкам передач с двумя вторичными валами. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и двумя вторичными валами с жестко установленными на их концах ведущими шестернями главной передачи.

Изобретение относится к трехвальным коробкам передач. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами.

Изобретение относится к коробкам передач большегрузных машин: автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и др. техники.

Изобретение относится к коробкам передач. 12-ступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами.

Изобретение относится к модульным коробкам передач. Многоступенчатая коробка передач состоит из картера с внутренней стенкой, в опорах которых соосно расположены входной и выходной валы, параллельный им промежуточный вал.

Изобретение относится к приводам транспортных машин, устанавливаемых на транспортных средствах повышенной проходимости. Раздаточная коробка содержит картер, в котором размещены несимметричный цилиндрический дифференциал, блок подвижных шестерен с промежуточными шестернями, входящими в зацепление с коронной шестерней межосевого дифференциала, входной вал с ведущими шестернями, соединенный с блоком промежуточных шестерен, а также механизм переключения передач, установленный на картере раздаточной коробки.

Изобретение относится к системе передач для транспортного средства. Система (1) передач имеет вход (3), соединенный с приводом E, и выход (5), соединенный с нагрузкой L.

Изобретение относится к планетарным коробкам передач. Коробка передач содержит ведущий вал и два планетарных ряда: ведомый и вспомогательный.

Изобретение относится к четырехступенчатой трансмиссии велосипеда. Четырехступенчатая трансмиссия велосипеда содержит коробку передач, в которой соосно расположены входной и выходной валы, параллельно им расположен промежуточный вал.

Изобретение относится к коробке передач одноколейного транспортного средства. На трубчатой оси, закрепленной к вилке направляющего устройства подвески колеса, свободно установлены трубчатые входной и выходной валы коробки передач.

Изобретение относится к трехвальным коробкам передач. Базовая коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами.

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в автомобилях-тягачах, тракторах, дорожно-строительной и др. технике.

Изобретение относится к раздаточным коробкам со сдвоенным сцеплением. На входе в раздаточную коробку (РК) расположено сдвоенное сцепление.

Изобретение относится к конструкции коробок передач со сдвоенным сцеплением. На входе в коробку передач (КП) расположено сдвоенное сцепление.

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в автомобилях-тягачах, тракторах, дорожно-строительной и другой технике. Коробка передач содержит расположенное на входе сдвоенное сцепление.

Изобретение относится к механическим коробкам передач. На промежуточном валу коробки передач установлены пять шестерен, три из них закреплены.

Изобретение относится к коробкам передач (КП) с двумя сцеплениями. На входе в КП расположено сдвоенное сцепление, часть ведомых дисков этого сцепления установлена на первичном валу КП, а другая часть - на трубчатом валу.

Изобретение относится к области автотракторной техники, конкретно к коробкам передач (скоростей) с зубчатыми колесами. Коробка скоростей состоит из основного блока и блока заднего хода с размещенными в блоках несоосными валами.

Изобретение относится к соосной коробке передач со сдвоенным сцеплением. На входе в коробку передач (КП) расположено сдвоенное сцепление. Правая часть ведомых дисков сцепления установлена на ведущем трубчатом валу. Внутри трубчатого вала расположен первичный вал КП, на котором установлена левая часть ведомых дисков сцепления. Соосно этим валам установлен выходной вал, а параллельно им расположен промежуточный вал. На валах КП расположены пять пар шестерен переднего хода и четыре шестерни заднего хода. Между парами шестерен установлены две противоположно развернутые двухпозиционные муфты одностороннего действия, взаимосвязанные общей вилкой переключения, а также две трехпозиционные муфты переключения. Достигается расширение эксплуатационных характеристик транспортного средства путем повышения его проходимости и облегчения управления. 2 ил.
Наверх