Механизм уборки-выпуска шасси самолета

Изобретение относится к авиационной технике и касается механизмов для уборки-выпуска и поворота опоры шасси самолета. Механизм уборки-выпуска шасси содержит стойку с колесами, установленную с возможностью поворота на платформе, привод. При этом механизм уборки-выпуска выполнен в виде двух червяков со скрещивающимися взаимно перпендикулярными осями и червячного колеса, которое жестко закреплено на оси первого червяка, размещенного на платформе и взаимодействующего с зубчатым колесом, и сопряжено со вторым червяком, ось которого совмещена с вертикальной осью поворота платформы. Зубчатое колесо жестко связано со стойкой. Достигается упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к механизмам для уборки-выпуска и поворота опоры шасси самолета.

Прототипом является устройство привода уборки-выпуска шасси самолета, включающее стойку с колесами, установленную с возможностью поворота на оси стойки, расположенной в главном кронштейне, закрепленном в нише шасси, и рычаг стойки, жестко закрепленный на верхнем конце стойки, имеющее, по меньшей мере, один электромеханический линейный привод (ЭМЛП) поворота стойки относительно оси; расположенные в корпусе ЭМЛП электродвигатель, винтовой механизм, преобразующий вращательное движение вала электродвигателя в поступательное движение выдвижного звена, взаимодействующего с рычагом стойки; датчик и стопор выпущенного положения шасси; датчик и стопор убранного положения шасси, причем выдвижное звено образует с рычагом стойки контактную пару с размыкаемой областью контакта, а ЭМЛП имеет механизм направления выдвижного звена на рычаг стойки, обеспечивающий сохранение контакта выдвижного звена и рычага при повороте корпуса ЭМЛП в процессе уборки или выпуска шасси, при этом механизм направления образует с рычагом стойки одноподвижную вращательную кинематическую пару (ОВКП) [Патент РФ 2535771, МПК В64С 25/10, 2014].

Недостатками прототипа являются:

- сложная конструкция и относительно низкая надежность работы, обусловленные наличием большого количества деталей и узлов, что еще и ухудшает эксплуатационные характеристики;

- отсутствие возможности поворота шасси вокруг вертикальной оси для изменения направления движения самолета при движении по взлетно-посадочной полосе или поворота в положение, при котором шасси в фюзеляже занимает наиболее рациональное положение, что ухудшает функциональные и эксплуатационные характеристики.

Задачей изобретения является упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей и улучшение эксплуатационных характеристик.

Задача решается тем, что механизм уборки-выпуска шасси самолета, включающий стойку с колесами, установленную с возможностью поворота на платформе, по меньшей мере, один привод, выполнен, по крайней мере, в виде двух червяков со скрещивающимися взаимно перпендикулярными осями и червячного колеса, которое жестко закреплено на оси первого червяка, размещенного на платформе и взаимодействующего с зубчатым колесом, которое жестко связано со стойкой, и сопряжено со вторым червяком, ось которого совмещена с вертикальной осью поворота платформы.

Платформа выполнена в виде зубчатого колеса. Червяк выполнен глобоидным. Червячная передача выполнена самотормозящейся. Платформа в зоне червяков выполнена в виде масляной ванны. Вдоль оси второго червяка выполнено сквозное отверстие. Червяк намагничен в радиальном направлении. Червячное колесо выполнено заодно с первым червяком.

Указанные отличительные признаки позволяют достичь следующих преимуществ по сравнению с прототипом.

Выполнение механизма уборки-выпуска шасси самолета, по крайней мере, в виде двух червяков со скрещивающимися взаимно перпендикулярными осями и червячного колеса, которое жестко закреплено на оси первого червяка, размещенного на платформе и взаимодействующего с зубчатым колесом, которое жестко связано со стойкой, и сопряжено со вторым червяком, ось которого совмещена с вертикальной осью поворота платформы, позволяет размещать двигатели, поднимающие (опускающие) и поворачивающие шасси на неподвижном основании. Это упрощает конструкцию, снижает весогабаритные характеристики поворачивающихся частей, а также их момент инерции, что уменьшает энергопотребление, дает возможность применять менее мощные двигатели, улучшая тем самым также и эксплуатационные характеристики. Кроме того, появляется возможность опускания шасси двигателем, поворачивающим шасси.

Выполнение платформы в виде зубчатого колеса упрощает конструкцию за счет уменьшения числа деталей механизма.

Выполнение червяка глобоидным уменьшает весогабаритные характеристики, так как глобоидный червяк может воспринимать большие нагрузки, а червячное колесо, выполненное заодно с червяком, уменьшает число деталей и узлов механизма, что упрощает его конструкцию и повышает ее надежность.

Выполнение червячной передачи самотормозящейся позволяет автоматически фиксировать шасси в нужном положении после отключения двигателя, что упрощает конструкцию и улучшает эксплуатационные характеристики.

Выполнение платформы в зоне червяков в виде масляной ванны улучшает условия их работы, а также исключает попадания в механизм пыли и инородных предметов, что повышает надежность и эксплуатационные характеристики.

Выполнение вдоль оси второго червяка сквозного отверстия уменьшает его массу, а также позволяет использовать его в качестве трубы, осуществляя пропускание через нее, например тормозного шланга для приведения в действие тормоза колеса. Это улучшает эксплуатационные характеристики.

Намагничивание червяка в радиальном направлении позволяет использовать его при необходимости в качестве датчика угла поворота, разместив при этом рядом с ним, например, геркон или датчик Холла. Это упрощает конструкцию и повышает ее надежность.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен механизм уборки-выпуска шасси самолета. На фиг. 2 изображен вид А механизма.

Механизм уборки-выпуска шасси самолета содержит кронштейны 1, закрепленные на платформе 2, установленной на втулке 3, закрепленной на неподвижном основании 4 ниши 5 шасси. В кронштейнах с возможностью вращения установлена ось 6, на которой неподвижно закреплены стойка 7 шасси и зубчатое колесо 8, взаимодействующее с зубьями глобоидного червяка 9, который установлен в пазу 10 кронштейнов 1 с возможностью осевого вращения и имеет жестко закрепленное на оси червячное колесо 11, сопряженное с полым червяком 12, вал 13 которого установлен во втулке 3 с возможностью вращения и соединен с первым двигателем (не показан), закрепленным на основании 4.

Платформа 2 может быть выполнена в виде зубчатого колеса, поворачивающегося на втулке 3 и соединенного со вторым двигателем. Через червяк 12 может быть пропущен тормозной шланг 14 (трос) для привода колодок тормоза колеса 15, которое установлено с возможностью вращения на оси 16 стойки 7.

Механизм уборки-выпуска шасси самолета работает следующим образом.

Для выпуска шасси включают первый двигатель, благодаря чему начинают вращаться вал 13 с червяком 12, который посредством зубчатого колеса 11 и связанного с ним червяка 9 поворачивает зубчатое колесо 8 с осью 6 и стойкой 7, достигающей через некоторое время вертикального положения, при котором двигатель выключают, автоматически фиксируя ее в этом положении за счет самотормозящейся передачи (фиг. 1, 2). Заметим, что для снижения нагрузки на колесо 8 в процессе работы слева от червяка 12 можно разместить аналогичные глобоидный червяк (с противоположной навивкой) и зубчатое колесо 8, усилив данный механизм. Кроме того, поскольку входное и выходное звенья механизма представляют собой вал 13 и ось 6, то платформа 2 в зоне червяков 9, 12 без значительного усложнения конструкции может быть сделана в виде масляной ванны (показана пунктиром), что также облегчит работу червячных передач.

Если необходим поворот стойки 7 вокруг вертикальной оси, например при управлении движением самолета по земле или для поворота оси колеса 15 перпендикулярно направлению движения, если в сложенном положении шасси эта ось была параллельна продольной оси самолета, включают второй двигатель, поворачивающий платформу 2 вокруг вертикальной оси до нужного положения. При этом червячное колесо 11 своими зубьями будет скользить по винтовой поверхности неподвижного червяка 12 (обкатываться вокруг него) и поворачиваться. Если угол поворота платформы 2 небольшой, а передаточное отношение от червяка 12 до зубчатого колеса 8, наоборот, большое, то колесо 11 будет практически стоять на месте при повороте платформы, тем более не будет перемещаться зубчатое колесо 8 с осью 6 и стойкой 7. Заметим, что в случае выхода из строя первого двигателя (аварийный режим) колесо 15 со стойкой 7 можно опустить, многократно вращая платформу 2, каждый оборот которой будет эквивалентен одному обороту червяка 12.

Внедрение изобретения позволит создать простой по конструкции, надежный и удобный в эксплуатации механизм уборки-выпуска шасси самолета.

1. Механизм уборки-выпуска шасси самолета, включающий стойку с колесами, установленную с возможностью поворота на платформе, по меньшей мере один привод, отличающийся тем, что механизм выполнен по крайней мере в виде двух червяков со скрещивающимися взаимно перпендикулярными осями и червячного колеса, которое жестко закреплено на оси первого червяка, размещенного на платформе и взаимодействующего с зубчатым колесом, которое жестко связано со стойкой, и сопряжено со вторым червяком, ось которого совмещена с вертикальной осью поворота платформы.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что платформа выполнена в виде зубчатого колеса.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что червяк выполнен глобоидным.

4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что червячная передача выполнена самотормозящейся.

5. Механизм по п.1, отличающийся тем, что платформа в зоне червяков выполнена в виде масляной ванны.

6. Механизм по п.1, отличающийся тем, что вдоль оси второго червяка выполнено сквозное отверстие.

7. Механизм по п.1, отличающийся тем, что червяк намагничен в радиальном направлении.

8. Механизм по п.1, отличающийся тем, что червячное колесо выполнено заодно с первым червяком.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и касается посадочных устройств летательных аппаратов. Опора шасси самолета содержит амортизационную стойку, имеющую кинематическую связь с держателем колеса, и гаситель колебаний.

Изобретение относится к шасси летательного аппарата (ЛА) с балансиром и деформирующимся параллелограммом. Шасси содержит стойку и два соединительных звена.

Изобретение относится к авиационной технике и касается убирающихся опор шасси летательных аппаратов. Опора содержит рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, выносной амортизатор, цилиндр уборки-выпуска опоры, замки выпущенного и убранного положений, звено, одним концом шарнирно соединенное с карданом, установленным шарнирно на фюзеляже, а другим - с амортизатором.

Изобретение относится к шасси воздушного судна с полым конструктивным элементом. Шасси содержит несущий продольный конструктивный элемент, представляющий собой боковой подкос.

Изобретение относится к посадочным устройствам летательных аппаратов (ЛА) и касается складывающихся устройств шасси. Складывающееся шасси ЛА содержит неподвижную стойку, крепящуюся к фюзеляжу, амортизационную стойку, тележку с колесной парой, шарнирное соединение, рычажный пространственный механизм, запирающие механизмы, фиксирующие положения звеньев относительно неподвижной и подвижной стоек.

Изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов (ЛА) и касается конструкций убирающихся шасси. Убирающаяся опора шасси ЛА содержит рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой ЛА, и газогидравлический амортизатор, один конец которого шарнирно соединен с рычагом, а другой - с фюзеляжем.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным убираемым устройствам самолета для уборки-выпуска опор шасси. Устройство привода уборки-выпуска шасси содержит стойку с колесами, установленную с возможностью поворота на оси стойки, расположенной в главном кронштейне, закрепленном в нише шасси, и рычаг стойки, жестко закрепленный на верхнем конце стойки, электромеханический линейный привод (ЭМЛП) поворота стойки относительно оси.

Группа изобретений относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов (ЛА) и касается конструктивных особенностей убирающихся опор шасси. Убирающаяся опора содержит рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, соосно расположенные гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой ЛА, и газогидравлический амортизатор.

Изобретение относится к устройству для привода и блокировки шасси со складывающимся подкосом. Шасси летательного аппарата (ЛА) содержит стойку, шарнирно установленную на ЛА с возможностью поворота вокруг оси уборки.

Изобретение относится к убирающимся стойкам шасси самолетов, в частности к трехколесным шасси. Переднее шасси содержит нишу, колесо, стойку и механизм выпуска.

Изобретение относится к устройству уменьшения длины шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к авиационной технике и касается установки взлетно-посадочного устройства на планере летательного аппарата. Узел установки траверсы стойки шасси летательного аппарата содержит траверсу с цапфами, установленными в сферические подшипники, закрепленные в седлах, зафиксированных на каркасе планера летательного аппарата, а также содержит узел для фиксации траверсы в осевом направлении. Узел снабжен внутренним буртиком и прикреплен к каркасу планера у одного из седел. При этом траверса выполнена с кольцевой канавкой, и внутренний буртик узла для фиксации траверсы в осевом направлении размещен в этой канавке. Между поверхностями буртика и траверсы обеспечен радиальный зазор. Достигается повышение надежности конструкции, обеспечение фиксации траверсы в осевом направлении с нагрузкой только на одну область каркаса планера и беспрепятственный поворот траверсы при уборке - выпуске шасси. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх