Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца зубчатого колеса, и укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из изогнутых пластин, образующих поверхности зубьев и укрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок. Каждый зуб выполнен из одной изогнутой пластины, наружная поверхность которой идентична профилю расчетного зуба для данного зубчатого колеса. Часть пластины со стороны отстающей при вращении зубчатого колеса боковой поверхности зуба, образующая нерабочий участок этой поверхности, ориентирована радиально относительно зубчатого колеса и укреплена на его теле, а со стороны набегающей боковой поверхности аналогичная часть изогнутой пластины вырезана по всей ширине зуба, внутри полости зуба с зазором относительно боковой набегающей поверхности и эквидистантно ей расположена перегородка, перекрывающая полость зуба с зазором относительно тела зубчатого колеса, соизмеримым с вырезанной частью набегающей боковой поверхности зуба, а сама эта поверхность выполнена перфорированной. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Заплетохин В.А. Конструирование деталей механических устройств: Справочник. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. - 660 с.: ил.», стр. 456, рис. 4.15.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при смазывании его жидким смазочным материалом методом погружения, когда смазочный материал подается в зону зацепления с парным зубчатым колесом передачи зубьями этого колеса, погруженными периодически при вращении колеса в масляную ванны с жидким смазочным материалом, этот смазочный материал, захваченный из ванны зубьями колеса, при перемещении его в зону зацепления, стекает с зубьев, поэтому смазочный слой в зону зацепления парных колес может быть недостаточным для качественного смазывания трущихся поверхностей зубьев колес. Это интенсифицирует процесс их изнашивания, что может привести к выходу колес передачи из строя.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2532451, кл. F16H 55/10, опубл. 10.11.2014 г., Бюл. №31. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу; причем каждый зуб выполнен полым, состоящим из пары изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных в торцевых накладках и образующих на пару профиль, соответствующий профилю боковых поверхностей расчетного зуба.

Недостатки прототипа те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания сопряженных зубчатых колес передачи, смазываемых методом погружения одного из этих колес в масляную ванну с жидким смазочным материалом.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца колеса, и укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из изогнутых пластин, образующих поверхности зубьев и укрепленных между внутренними торцами накладок. Причем каждый зуб выполнен из одной изогнутой пластины, наружная поверхность которой идентична профилю расчетного зуба для данного колеса; со стороны отстающей (рабочей) - при вращении колеса - боковой поверхности зуба, часть пластины, образующая нерабочий участок этой поверхности, ориентирована радиально относительно колеса и укреплена на его теле; со стороны набегающей (нерабочей) боковой поверхности аналогичная часть пластины вырезана по всей ширине зуба; внутри полости зуба, эквидистантно набегающей боковой поверхности и с зазором относительно нее, расположена перегородка, перекрывающая полость зуба, с зазором относительно тела колеса, соизмеримым с вырезанной частью набегающей боковой поверхности; а сама эта поверхность выполнена перфорированной.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца, с местным разрезом (фиг. 1) и вид фрагмента зубчатого колеса сбоку (фиг. 2).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса; кольцевые накладки 2 и 3; окружность вершин зубчатого венца (наружная окружность кольцевых накладок) 4; внутренняя окружность 5 кольцевых накладок; изогнутая пластина (зуб) 6; отстающая боковая (рабочая) поверхность 7 зуба; набегающая боковая (нерабочая) поверхность 8 зуба; вершина 9 зуба; нерабочий участок 10 боковой поверхности зуба; сквозное окно 11; полость 12 зуба; перегородка 13; зазор 14; перфорация 15; жидкий смазочный материал 16; зазор Δ; направление вращения ω колеса; направление выливания V жидкого смазочного материала (16) из полости (12) зуба.

Зубчатое колесо содержит тело 1, на торцах которого укреплена пара кольцевых накладок 2 и 3, с диаметром наружной окружности, равным диаметру окружности вершин 4 зубчатого венца колеса и с внутренней окружностью 5. Зубчатый венец колеса состоит из отдельных, не связанных между собой зубьев; каждый зуб выполнен из одной изогнутой пластины 6, наружная поверхность которой идентична профилю расчетного зуба для данного колеса. Эта пластина своей наружной поверхностью образует боковые поверхности 7, 8 зуба и его вершину 9. Пластины 6, укреплены на внутренних торцах кольцевых накладок 2 и 3. Часть 10 (размером с) отстающей - при вращении ω колеса - боковой поверхности (рабочей) 7 зуба, образующая нерабочий участок этой поверхности, расположенная у корня зуба и примыкающая к телу 1 зуба, выполнена без переходной галтели, ориентирована радиально относительно колеса и укреплена на его теле (1). Со стороны набегающей - при вращении ω колеса - боковой поверхности (нерабочей) 8 часть пластины 6, образующая нерабочий участок этой поверхности (размером с), вырезана по всей ширине зуба с образованием сквозного окна 11. Внутри полости 12 зуба, эквидистантно набегающей боковой поверхности 8 и с зазором Δ относительно нее, расположена перегородка 13, перекрывающая полость 12 зуба, с зазором 14 относительно тела 1 колеса; величина этого зазора соизмерима с величиной сквозного окна 11. Поверхность 8 выполнена перфорированной, с выполнением в ней отверстий 15.

При работе колеса в передаче со смазыванием жидким смазочным материалом, методом погружения этого колеса в масляную ванну, зубья колеса, при вращении ω колеса, погружаются в масляную ванну и захватывают этот смазочный материал своими полостями 12 (смазочный материал 16 поступает в полости 12 зубьев через отверстия 15 в перфорированных боковых (нерабочих) поверхностях 8 зубьев (смазочный материал поступает через отверстия 15, зазоры Δ между частями пластин 6, образующими боковые поверхности 8 зубьев, и перегородками 13 - в полости 12). Захваченный смазочный материал при дальнейшем проворачивании колеса (по направлению ω) переносится в сторону зоны зацепления колеса с парным колесом передачи (в верхнюю часть этой зоны). При перемещении зубьев и их переворачивании - относительно положения зубьев при их погружении в масляную ванну (на фиг. 1 показано верхнее положение зуба) - смазочный материал выливается из полостей 12 зубьев через окна 11 и отверстия 15 и поступает в зоны, образованные отстающими поверхностями 7 опережающих зубьев, набегающими поверхностями 8 опережаемых зубьев и внутренними поверхностями обеих кольцевых накладок 2 и 3. Эти зоны образуют смазочные ванны. Данная конструкция зубчатого колеса применима для ведомых зубчатых колес (погружены в масляную ванну наиболее часто именно ведомые зубчатые колеса - тихоходные, имеющие больший диаметр), зубья которых вступают в зацепление с зубьями парного зубчатого колеса сверху зоны зацепления парных колес, пройдя при вращении верхнее свое положение. При этом смазочным материалом омываются отстающие боковые поверхности 7 опережающих зубьев, которые являются рабочими (и трущимися) при данной схеме работы парных колес. При этом поверхности 7 зубьев омываются полностью, включая их участки, примыкающие к вершинам зубьев, с которых начинается зацепление зубьев этого колеса и которые наиболее нуждаются в смазывании. При вращении колеса смазочный материал также переливается через вершины зубьев, примыкающие к поверхности 7, и попадает также на нижерасположенные зубья (обоих колес) и на нижерасположенную зону зацепления парных колес, смазывая также и их (зубья и зону зацепления). Данная конструкция зубчатого колеса применима преимущественно для нереверсивных зубчатых колес, у зубьев которых одна доковая поверхность (отстающая) является рабочей, а вторая боковая поверхность (набегающая) является нерабочей. Перфорированные боковые (набегающие) поверхности 8 зубьев являются нерабочими и не нагружаемыми при работе колеса в передаче. Эти поверхности служат для предотвращения заклинивания зубьев сопряженных зубчатых колес передачи при самоходе колес в обратном направлении (их реверсировании); а также эти поверхности (перфорированные и этим ослабленные по сравнению с отстающими рабочими боковыми поверхностями) могут быть задействованы в качестве рабочих (нагружаемых) поверхностей при реверсивном холостом ходе колес, когда эти поверхности не нагружены номинальной для данного колеса нагрузкой.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет осуществлять - при вращении колеса в масляной ванне и периодическом погружении в нее зубьев колеса - захватывание смазочного материала в достаточном для обеспечения требуемого качества смазывания количестве (и переносить его в зону смазывания). Это позволяет снизить интенсивность изнашивания трущихся зубьев парных зубчатых колес и повысить долговечность этих колес и передачи в целом.

Зубчатое колесо, содержащее тело, пару кольцевых накладок с наружным диаметром, равным диаметру окружности вершин зубчатого венца зубчатого колеса, и укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из изогнутых пластин, образующих поверхности зубьев и укрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок, отличающееся тем, что каждый зуб выполнен из одной изогнутой пластины, наружная поверхность которой идентична профилю расчетного зуба для данного зубчатого колеса, часть пластины со стороны отстающей при вращении зубчатого колеса боковой поверхности зуба, образующая нерабочий участок этой поверхности, ориентирована радиально относительно зубчатого колеса и укреплена на его теле, а со стороны набегающей боковой поверхности аналогичная часть изогнутой пластины вырезана по всей ширине зуба, внутри полости зуба с зазором относительно боковой набегающей поверхности и эквидистантно ей расположена перегородка, перекрывающая полость зуба с зазором относительно тела зубчатого колеса, соизмеримым с вырезанной частью набегающей боковой поверхности зуба, а сама эта поверхность выполнена перфорированной.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружаются нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней зубчатой передачи или другие ее элементы, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах, - редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус с ребрами жесткости, расположенными внутри него, и масляной ванной с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях. Вдоль обоих торцов погруженных в смазочный материал частей передачи параллельно им с минимальными зазорами относительно них и с перекрытием их в плане расположена пара вертикально ориентированных пластин, укрепленных на днище корпуса, высота которых превышает верхний уровень масляной ванны. Одна из каждой пары пластин, расположенная со стороны боковой стенки корпуса, выполнена плоской. Длина второй из каждой пары пластин больше длины первой пластины. Оба конца второй пластины изогнуты по дуге в сторону вышеуказанной боковой стенки корпуса, примыкают к торцевым стенкам корпуса и, огибая концы первой пластины, с зазорами относительно них, примыкают к этой стенке, плавно сопрягаясь с ней. В нижней части прямого участка вторых пластин, со стороны входа в смазочный материал при своем вращении расположенных около этих пластин элементов передачи, выполнены сквозные окна. А полости между углами корпуса и пластинами заполнены вставками, высота которых больше высоты пластин, а верх вставок скошен вовнутрь корпуса. Обеспечивается повышение качества смазывания элементов зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями. В каждом зазоре расположена плоская пластина, поверхности которой параллельны плоскости вращения колеса. Пластины расположены симметрично относительно друг друга. Своей верхней частью, расположенной выше вершин зубчатого венца, пластины жестко укреплены на основании, неподвижном относительно вращающегося колеса. Пластины заполняют зазоры по всему их радиальному сечению с возможностью обеспечения свободного вращения колеса относительно пластин. Торцы пластин, обращенные к центру колеса, расположены в радиальных кольцевых проточках, выполненных во внутренних поверхностях накладок, и эквидистантны внутренним поверхностям этих проточек. Торцы пластин, расположенные вдоль высоты зубчатого венца, ориентированы радиально колеса. Торцы пластин, расположенные со стороны набегания на них при вращении колеса зубьев, скошены в сторону торцов зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска. С обоих торцов колеса, со стороны выхода его при вращении из масляной ванны, выше верхнего уровня смазочного материала ванны, расположена пара плоских Г-образных скребков, ориентированных радиально относительно колеса, с наклоном в сторону ванны. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, с примыканием к внутренним поверхностям обода и поверхностям торцов диска. Плоскости скребков перпендикулярны этим поверхностям. Габариты участков скребков, примыкающих к ободу, больше габаритов его торцов. Расстояние от центра колеса до участков скребков, примыкающих к диску, меньше, чем радиус окружности, описываемой точками соприкосновения поверхностей диска с верхним уровнем смазочного материала ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо, преимущественно цилиндрическое плоской формы, содержащее ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска. На обоих торцах ступицы, обода и зубчатого венца укреплена пара кольцевых накладок, внутренний диаметр которых больше внутреннего диаметра ступицы, а наружный их диаметр больше диаметра окружности вершин зубчатого венца. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к передаточным механизмам и может быть использовано в рельсовых транспортных средствах. Система передаточного механизма рельсового транспортного средства по меньшей мере с одной парой косозубых цилиндрических зубчатых колес, включает в себя приводную шестерню и ведомое колесо в виде находящихся в зацеплении цилиндрических зубчатых колес, которые установлены в корпусе передаточного механизма через подшипники с цилиндрическими роликами. По меньшей мере на одном из цилиндрических зубчатых колес закреплен по меньшей мере один упорный буртик с соотнесенной контактной областью для улавливания осевых сил. Каждый упорный буртик выполнен по существу в виде упорной шайбы с соотнесенной в окружной области упорной шайбы контактной областью, причем, по меньшей мере, в окружную область упорной шайбы независимо от вращательного движения, по меньшей мере, участками подается смазочный материал. Обеспечивается улавливание возникающих осевых сил и достаточная подача смазываемого материала. 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо, выполненное из ферромагнитного материала, содержит тело и зубчатый венец с зубьями. На участки поверхности тела, образующие дно впадин зубчатого венца, и прилегающие к ним нерабочие участки боковых поверхностей зубьев нанесено покрытие из магнитопассивного материала, например пластмассы. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем. На торцевых поверхностях каждого колеса укреплена пара накладок в виде дисков, изготовленных из магнитопассивного материала, например пластмассы. В центрах накладок выполнены сквозные отверстия диаметром, не меньшим диаметра посадочного отверстия колеса, а наружные профили накладок идентичны профилю зубчатого венца колеса и совпадают с ним в плане. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, примыкающих к зубчатому венцу. Каждый зуб выполнен из одной пластины. Сквозное отверстие выполнено симметрично относительно боковой поверхности. Ширина отверстия равна половине ширины боковой поверхности, а высота этого отверстия равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты участка боковой поверхности, работающего в режиме двух парного зацепления. Аналогичное отверстие выполнено со стороны вершины зуба с примыканием к ней. Ширина этого отверстия равна ширине первого отверстия. Высота этого отверстия равна высоте участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления, за минусом толщины участка полосы, образующей вершину зуба. Оба отверстия изнутри перекрыты накладками. Отверстие со стороны вершины зуба перекрыто полностью, а отверстие со стороны ножки зуба перекрыто с зазором между накладкой и телом колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания и упрощение конструкции зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу. Каждый зуб выполнен из пары пластин, изогнутых по профилю зуба, расчетного для данного колеса, с образованием рабочих участков боковых поверхностей зубьев и зазоров между ними и телом колеса на месте отсутствующих нерабочих участков боковых поверхностей зубьев. Между пластинами симметрично им расположен П-образный элемент с зазорами и эквидистантно относительно них, с зазором относительно окружности вершин зубчатого венца и с зазорами относительно тела зубчатого колеса. Между горизонтальной частью элемента и телом колеса по оси симметрии зуба расположена перемычка, ширина которой равна ширине зуба, закрепленная между кольцевыми накладками. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных реверсивных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец, каждый зуб которого выполнен из прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса; пластина укреплена между кольцевыми накладками и на теле колеса. Каждый второй зуб зубчатого венца выполнен с обеими боковыми поверхностями, имеющими высоту, равную высоте зубчатого венца, и закрепленными своими нижними концами на теле колеса. В остальных зубьях зубчатого венца между одной из двух боковых поверхностей каждого такого зуба и телом колеса выполнен зазор относительно тела колеса, шириной, равной ширине зубчатого венца. Это выполнение сделано с чередованием расположения зазоров в набегающих и отстающих боковых поверхностях этих зубьев относительно каждого одного из двух направления вращения колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Наверх