Система охраны, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава

Изобретение относится к системам охранной и пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе. Система охраны, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава включает блоки контроля, индикации и управления, блоки дистанционного управления, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, устройствами связи локомотивов и адаптер радиосвязи. Система включает в свой состав датчики состояния дверей, систему контроля уровня заряда аккумуляторных батарей блока резервного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных о работе системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов. При этом логический блок содержит функцию автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском исполнительных средств пожаротушения путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах перед запуском систем пожаротушения. Система может функционировать в трех режимах: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» и помимо функций контроля возгорания и пожаротушения несет охранную функцию в режиме отстоя. 1 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к системам охранной и пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а именно к системам охранной и пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе.

Известна система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах (RU 67454 U1 (Общество с ограниченной ответственностью "ЭПОТОС" (ООО "ЭПОТОС") (RU)), 27.10.2007), включающая пожарный извещатель, средства пожаротушения и кнопку их запуска в ручном режиме, снабженную защитным устройством от несанкционированного запуска, устройства сбора информации и контроля неисправностей линий, состояний пожарного извещателя, совмещенные с возможностью выполнения функции логического блока, с которым непосредственно связан пожарный извещатель, и последовательно связаны устройство светового и устройство звукового сигнала, а кнопка ручного запуска дистанционно связана с соответствующим средством пожаротушения, при этом система дополнительно снабжена блоком бесперебойного питания, выполненного с возможностью трансляции напряжения бортового питания через преобразующий модуль на логический блок, а также выполнена с возможностью передачи сигнала по каналам связи в количестве не более двух.

К недостаткам данной системы следует отнести отсутствие возможности работы с несколькими секциями, отсутствие возможности отключения электропитания технологического оборудования перед тушением пожара, отсутствие автоматического пожаротушения.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой относится система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах (UA 64293 (Калашник Александр Анатольевич, UA), 10.11.2011), содержащая блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления, устройствами связи локомотивов, обладающая возможностью работы в ручном и автоматическом режимах, а также с возможностью запуска основного и резервного огнетушащего вещества.

Данная система так же имеет ряд существенных недостатков, к которым следует отнести отсутствие возможности контроля состояния аккумуляторов резервного питания, что важно при работе в автоматическом режиме при нахождении локомотивов в состоянии холодного отстоя, отсутствие охранной функции, отсутствие адаптера системы с регистратором параметров движения (РПД), в памяти которого, в соответствии с регламентом, хранится информация о движении и состоянии локомотива, отсутствие функции отключения технологического оборудования перед запуском систем пожаротушения.

Целью настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей системы, заключающихся:

- при нахождении локомотивной бригады в локомотиве в регистрации аварийных ситуаций (пожар либо нарушения работоспособности системы) во внутренней памяти; обеспечении передачи соответствующих сообщений машинисту, дежурному депо (по радиоканалу посредством адаптера радиостанции), а так же в регистратор системы автоведения поезда с обеспечением синхронизации по времени; отключении цепей сбора тяги путем опускания пантографа и отключения вентиляторов электровозов либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля для тепловозов перед запуском систем пожаротушения, передачу информации о всех изменениях состояния системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов;

- при нахождении локомотива в состоянии отстоя в автоматическом оповещении дежурного по депо о постановке локомотива под охрану, о снятии локомотива с охраны, об аварийных ситуациях (пожар либо нарушения работоспособности системы либо несанкционированное проникновение в локомотив); контроле уровня заряда аккумуляторной батареи (АКБ) источника бесперебойного питания с функцией генерации и передачи соответствующего речевого сообщения дежурному по депо в случае разряда АКБ до критического уровня; передачу информации о всех изменениях состояния системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов.

Поставленная цель достигается тем, что заявляемая система дополнительно включает в свой состав датчики состояния дверей, систему контроля уровня заряда аккумуляторных батарей источника бесперебойного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных РЖД, обеспечивающий передачу данных о работе системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов.

Сопоставительный анализ с аналогом и прототипом позволяет сделать вывод о том, что отличительными чертами заявляемого объекта являются наличие датчиков состояния дверей, системы контроля уровня заряда аккумуляторных батарей источника бесперебойного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных РЖД. Таким образом, заявляемый объект соответствует критерию «новизна».

Сравнение заявляемого объекта с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».

Система может функционировать в трех режимах: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».

На всех режимах работы система сохраняет информацию о срабатывании извещателей в шлейфах пожарной сигнализации, неисправностях в цепях пожарных шлейфов и в цепях запуска исполнительных механизмов пожаротушения в энергонезависимую память. При полном заполнении памяти самые старые записи автоматически стираются.

При включении Системы автоматически устанавливается режим «РУЧНОЙ», который применяется при нахождении локомотивной бригады в локомотиве и используется при экстренном тушении пожара в секции, где отсутствуют локомотивные бригады.

Режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в локомотиве и является основным режимом работы Системы в движении. Временная задержка перед запуском исполнительных механизмов пожаротушения необходима для предоставления возможности эвакуации локомотивной бригаде. В этом режиме система позволяет отслеживать задымление и возгорания в контролируемых зонах, оповещение локомотивной бригады и дежурного по депо (посредством адаптера радиостанции), передачу соответствующих сообщений в регистратор параметров движения поезда и передачу информации о изменении состояния системы на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов посредством адаптера сети передачи данных РЖД.

При этом система обеспечивает ручной запуск исполнительных механизмов пожаротушения и автоматическое отключение технологического оборудования локомотива путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах перед запуском исполнительных средств пожаротушения.

Режим «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» применяется при отсутствии локомотивной бригады при нахождении локомотива в состоянии отстоя.

При включении данного режима посредством адаптера радиостанции дежурному по депо автоматически отправляется сообщение о постановке локомотива под охрану. Система переходит в автоматический режим, в ходе которого контролируется состояние извещателей, уровень заряда АКБ источника бесперебойного питания, состояние дверей локомотива и несанкционированное вмешательство в работу системы. Любые изменения состояния системы фиксируются в памяти системы и передаются на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов посредством адаптера сети передачи данных РЖД.

При нахождении локомотива в отстое дежурному по депо отправляются сообщения об обнаружении пожарной ситуации, о постановке под охрану и снятии с нее, о несанкционированном проникновении в локомотив либо несанкционированном вмешательстве в работу системы, о критическом разряде АКБ источника бесперебойного питания по радиоканалу через поездную радиостанцию с указанием номера локомотива.

При срабатывании извещателей система осуществляет тушение в автоматическом режиме.

Данная система позволяет существенно расширить функциональные возможности системы путем раннего автоматического обнаружении пожара по задымленности или повышению температуры в защищаемых зонах, его оперативной регистрации с выдачей информации как о пожаре, так и о неисправности системы с указанием соответствующего места в локомотиве, тушения пожара в автоматическом или ручном режиме управления, а также своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении нештатной ситуации с указанием номера локомотива. Таким образом цель изобретения достигнута.

1. Система охраны, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для тягового подвижного состава, включающая блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива, блоки дистанционного управления, размещенные на внешних сторонах кузовов локомотивов, объединенные через блок коммутации, включающий функцию логического блока, в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, оснащенными тепловыми пускателями, блоком резервного питания, устройствами связи локомотивов, и адаптер радиосвязи, отличающаяся тем, что включает в свой состав датчики состояния дверей, систему контроля уровня заряда аккумуляторных батарей блока резервного питания, адаптер регистратора параметров движения и адаптер сети передачи данных на сервер единой системы мониторинга работы бортовых систем локомотивов в режиме реального времени, а логический блок содержит функцию автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском исполнительных средств пожаротушения путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах либо разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах перед запуском систем пожаротушения.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что может функционировать в трех режимах: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судового машиностроения и предназначен для использования в составе системы пожаротушения объектов морской техники для одновременного перекачивания воды и поверхностно-активного огнетушащего вещества.

Изобретение относится к устройствам пожаротушения, а именно к роботизированным установкам пожаротушения. Задачей изобретения является упрощение конструкции, снижение энергопотребления, повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик.

Изобретение относится к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а именно - к системам пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, адаптированным к использованию в подвижном составе.

Сопло // 2555559
Изобретение относится к области гидродинамики и может быть использовано в устройствах пожаротушения, орошения, охлаждения для формирования устойчивой, закрученной по спирали струи жидкости или струи жидкости и газа с повышенными энергетическими характеристиками.

Изобретение относится к области противопожарной техники, а именно к средствам для тушения пожара, в частности к автоматическим установкам водяного (пенного) пожаротушения.

Изобретение относится к пожарной технике и может быть использовано для тушения пожаров на объектах утилизации боеприпасов, объектах хранения пожаро- и взрывоопасных материалов.

Изобретение относится к области противопожарной техники, а именно к средствам для тушения пожара, в частности к автоматическим установкам водяного (пенного) пожаротушения.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при обнаружении пожаров в лесных массивах. Технический результат - раннее локальное обнаружение возникновения лесного пожара и оперативное бесконтактное оповещение о его возникновении принимаемыми операторами.

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к оборудованию для объемного тушения пожаров. .
Изобретение относится к области защиты техники пожаротушения и операторов при тушении пожаров в помещениях с электрооборудованием, а также для защиты электронных систем установок пожаротушения от поражения электрическим током.

Исполнительный механизм для сигнально-пускового устройства пожаротушения предназначен для использования в автоматических установках водяного и водопенного пожаротушения, в т.ч. в спринклерных оросителях с управляемым пуском. Механизм содержит хрупкий запорный элемент, выполненный в виде цилиндрического электроизолятора с утонением в средней части и установленного между клапаном оросителя и регулировочным винтом оросителя, при этом имеется термочувствительный элемент, выполненный в виде кольца из проволоки с эффектом «памяти» формы с жестко зафиксированными концами, причем кольцо охватывает запорный элемент и одну из боковых сторон дужки оросителя, связано с узлом управления и с источником электропитания с возможностью электроуправляемого принудительного пуска. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к противопожарной технике. Заявляемые способ и устройство могут быть использованы для подачи в зону горения огнетушащего вещества из огнетушителя. Способ приведения в действие огнетушителя при конфигурировании термочувствительного элемента в зоне его нагрева тепловым потоком непосредственно от очага пожара. Создают дополнительный слой покрытия на наружной поверхности термочувствительного элемента, которое обладает максимальным коэффициентом поглощения лучистой энергии для данного вида покрытия. Объем внутри термочувствительного элемента заполняют вспучивающимся при нагревании веществом. При тепловом воздействии на термочувствительный элемент от очага пожара формируют направленный поток тепловых лучей, сфокусированных от вогнутого сферического зеркального устройства на соответствующую зону нагрева. Для осуществления способа используют устройство приведения в действие огнетушителя. Наружная поверхность термочувствительного элемента окрашена дополнительным слоем покрытия, которое обладает максимальным коэффициентом поглощения лучистой энергии. Терморасширяющееся вещество выполнено в виде вспучивающегося при нагревании вещества. Чашка выполнена в виде вогнутого сферического зеркального устройства, например вогнутой полусферы, обращенной к названной зоне. 2 н.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к устройствам преобразования химической энергии экзотермических композиций в электрическую, а более конкретно, к резервным первичным источникам электрического тока одноразового действия, предназначенным для работы в режиме ожидания для задействования и автономного кратковременного питания бортовой аппаратуры, приборов и устройств, используемых в системах автоматики, в том числе для включения аэрозольных генераторов пожаротушения, аварийной сигнализации, блокировки и т.д. Импульсный пускатель содержит электротехнический преобразователь с инициирующим элементом, укрепленным на подпружиненном штоке, в кольцевой проточке противного конца которого размещена стопорная скоба из материала с термомеханической памятью формы, опирающейся на дно коаксиального корпуса, жестко связанного с преобразователем. Согласно изобретению электротехнический преобразователь выполнен в виде пиротехнической батареи электрического тока, а инициирующий элемент представляет собой накольное жало, соосно которому в сопловой монтажной втулке установлен капсюль-воспламенитель. Предложенное техническое решение характеризуется компактной и простой конструкцией, обеспечивает высокую надежность и быстродействие импульсного пускателя. 1 ил.
Изобретение относится к системам охраны, сигнализации и пожаротушения, а именно к системам охраны, сигнализации и пожаротушения, адаптированным к использованию на тяговом и мотор-вагонном подвижном составе рельсового транспорта. Система сигнализации о несанкционированном проникновении, возгорании и пожаротушения для подвижного состава включает блоки контроля, индикации и управления, размещаемые в каждой секции локомотива, блоки дистанционного управления, размещенные на внешних сторонах кузовов локомотивов, объединенные через блок коммутации в единую систему с тепловыми и дымовыми извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, оснащенными тепловыми пускателями, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления, устройствами связи локомотивов и адаптер радиосвязи, при этом поддерживается три режима работы: ручной, автоматический и ручной с задержкой. Адаптер радиосвязи выполнен с возможностью оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации, либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу, либо о несанкционированном проникновении в секции локомотивов в сцепке с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива в автоматическом режиме без участия машиниста. 5 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к химическому и общему машиностроению, в частности к системам безопасности, предотвращающим развитие чрезвычайной ситуации. Технически достижимый результат - повышение эффективности защиты технологического оборудования и людских ресурсов от аварийных ситуаций путем возможности прогнозирования развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте. Это достигается тем, что в способе прогнозирования развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте, заключающемся в том, что используют систему мониторинга с обработкой полученной информации об опасной зоне для принятия решения о предотвращении чрезвычайной ситуации, в испытательном боксе устанавливают макет взрывоопасного объекта, а по его внутреннему и внешнему периметрам устанавливают видеокамеры для видеонаблюдения за процессом развития чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте, которую моделируют посредством установки в макете взрывного осколочного элемента с инициатором взрыва, при этом видеокамеры выполняют во взрывозащитном исполнении, а выходы с видеокамер через внутреннюю полость проставок соединяют с блоком, посредством которого производят запись и регистрацию протекающих процессов изменения технологических параметров в макете, после чего регистрируют посредством системы анализаторов записанных осциллограмм протекающих процессов изменения технологических параметров в макете взрывоопасного объекта, а в потолочной части макета выполняют проем, который закрывают взрывозащитным элементом, установленным по свободной посадке на трех упругих штырях, один конец каждого из которых жестко фиксируют в потолке макета, а на втором крепят горизонтальную перекладину, между взрывным осколочным элементом и проемом устанавливают трехкоординатный датчик давления во взрывозащитном исполнении, выход которого соединяют со входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, а по обе стороны от датчика давления располагают датчики температуры и влажности, контролирующие термовлажностный режим в макете, выходы которых также соединяют со входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, а внутренние и внешние поверхности ограждений макета обклеивают тензодатчиками, выходы которых также соединяют со входом блока записывающей и регистрирующей аппаратуры, после обработки полученных экспериментальных данных формируют информационную базу данных о развитии чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте и составляют математическую модель, прогнозирующую предотвращение чрезвычайной ситуации при аварии на взрывоопасном объекте. 2 ил.

Изобретение относится к противопожарной технике. Технический результат - повышение эффективности пожаротушения за счет введения быстродействующих элементов в общей цепи автоматической системы пожаротушения. Это достигается тем, что в дренчерной установке пожаротушения, состоящей из источника водоснабжения, сети магистральных и распределительных трубопроводов с дренчерными головками, дополнительно содержится основной водопитатель с фильтром, опущенным в источник, и соединенный с магистральным трубопроводом, и систему подпитки, установленную параллельно линии основного водопитателя и включающую в себя трубопровод подпитки вспомогательного водопитателя и вспомогательный (автоматический) водопитатель, а контрольно-сигнальная система включает в себя контрольно-сигнальный клапан и сигнальный прибор, например, в виде звуковой сирены, при этом магистральный трубопровод соединен с сетью распределительных трубопроводов, в которых смонтированы дренчерные головки, каждая из которых выполнена в виде штуцера с каналом и рассекателя, закрепленного на держателях, основание соединено с по крайней мере двумя дугообразными держателями, которые удерживают втулку с закрепляемым на ней рассекателем, выполненным в виде диффузора с отогнутым в сторону основания пояском с расположенными по образующим конической поверхности пояска лепестками, а внутри рассекателя дополнительно установлен распылитель, выполненный в виде чашки, крепящейся посредством по крайней мере трех радиальных горизонтально расположенных плоских лепестков к внутренней поверхности рассекателя, при этом ось чашки совпадает с осями сквозного канала штуцера и втулки, а ее внутренняя полость направлена в сторону втулки. 2 ил.

Изобретение относится к области противопожарных средств для оповещения об аварийной ситуации или возгорании и запуска средств пожаротушения. Система включает в себя блок управления и сбора информации, источник бесперебойного питания, устройство управления средствами пожаротушения, устройство звукового сигнала, пульты дистанционного управления, магнитоуправляемый датчик, пожарный извещатель, устройство светового сигнала, средство пожаротушения, радиостанцию, средство переключения из режима автоматического управления в режим ручного управления, блок мобильной связи, линейный тепловой извещатель. Причем система снабжена связанными с блоком управления и сбора информации или интегрированными в этот блок двумя CAN-интерфейсами, один из которых предназначен для связи с блоком мобильной связи и/или бортовыми системами регистрации, а второй - для связи с аналогичными системами в других секциях многосекционного локомотива. Достигается расширение функциональных возможностей. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к технике распыления жидкости и может быть использовано в противопожарной технике, в сельском хозяйстве, в устройствах химической технологии и в теплоэнергетике. Технический результат - повышение эффективности мелкодисперсного распыливания жидкости. Это достигается тем, что в форсунке, содержащей полый цилиндрический корпус с рассекателем вихревого потока, в верхней части корпуса выполнена внешняя резьба для подсоединения к штуцеру распределительного трубопровода для подвода жидкости, а в нижней части корпуса выполнена внешняя резьба для соединения с рассекателем вихревого потока, при этом в корпусе имеется внутренняя цилиндрическая камера, которая служит для подвода жидкости, а в цилиндрической камере, соосно ей, установлен с зазором относительно внутренней боковой поверхности камеры завихритель, закрепленный на штоке, который закреплен в своей верхней части посредством сетчатого фильтра к корпусу, причем рассекатель вихревого потока крепится к корпусу посредством обоймы, имеющей внутреннюю резьбу и выполненной в форме кольца, к которому прикреплены по крайней мере две расположенные наклонно к оси форсунки пластины, соединенные в нижней части вертикально расположенным стержнем, на котором установлен второй завихритель, выполненный в виде конуса с винтовыми лопастями, охватывающего с зазором стержень и опирающегося в нижней части на упор, расположенный горизонтально и перпендикулярно стержню, в цилиндрической камере, соосно ей, установлен с зазором относительно внутренней боковой поверхности камеры полый конический завихритель, выполненный в виде конической поверхности с винтовой сквозной нарезкой, при этом вершина конической поверхности полого конического завихрителя закреплена на торцевой поверхности штока. 1 ил.

Мобильная роботизированная установка пожаротушения на базе гироскутеров относится к устройствам пожаротушения. Целью изобретения является создание высоконадежного, эффективного быстродействующего устройства пожаротушения с автоматическим определением координат загорания, автоматическим наведением струи огнетушащего вещества на очаг загорания и значительным расширением рабочей зоны обслуживания при уменьшении количества пожарных роботов, входящих в состав установки. Для этого устройство содержит два и более пожарных робота на мобильных устройствах, включающих в себя лафетный ствол, с установленными на стволе приводами вертикального и горизонтального наведения, насадок с приводом изменения угла распыливания, устройство обнаружения загорания, соединенные с блоком коммутации, транспортный привод, привод стыковки с гидроклапаном и разъемом электропитания, дальномер и аккумулятор, соединенные через блок управления с блоком коммутации, который на выходе соединен по радиоканалу через блок радиоуправления с пультом дистанционного управления и устройством управления, соединенным через приемно-контрольное устройство с пожарными извещателями. Пожарный робот установлен на мобильном устройстве - гироскутере и включает в себя контроллер управления положением центра тяжести, навигатор маршрутных карт с парковочным устройством к местам водозабора для стыковки с гидроклапаном и разъемом электропитания. 2 ил.
Наверх