Система передаточного механизма рельсового транспортного средства

Изобретение относится к передаточным механизмам и может быть использовано в рельсовых транспортных средствах. Система передаточного механизма рельсового транспортного средства по меньшей мере с одной парой косозубых цилиндрических зубчатых колес, включает в себя приводную шестерню и ведомое колесо в виде находящихся в зацеплении цилиндрических зубчатых колес, которые установлены в корпусе передаточного механизма через подшипники с цилиндрическими роликами. По меньшей мере на одном из цилиндрических зубчатых колес закреплен по меньшей мере один упорный буртик с соотнесенной контактной областью для улавливания осевых сил. Каждый упорный буртик выполнен по существу в виде упорной шайбы с соотнесенной в окружной области упорной шайбы контактной областью, причем, по меньшей мере, в окружную область упорной шайбы независимо от вращательного движения, по меньшей мере, участками подается смазочный материал. Обеспечивается улавливание возникающих осевых сил и достаточная подача смазываемого материала. 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к компоновке передаточного механизма рельсового транспортного средства согласно подробнее разъясненному в родовом понятии п. 1 формулы изобретения типу.

Из техники транспортных средств известно, что в системах передаточных механизмов с парами косозубых цилиндрических зубчатых колес во время работы на цилиндрические зубчатые колеса и валы действуют осевые силы. Для улавливания данных осевых сил обычно применяются радиально-упорные подшипники качения, как, например, конические роликовые подшипники или упорные подшипники, которые создают для осевых сил опору на корпус передаточного механизма. При этом недостатком является то, что применяемые конические роликовые подшипники и упорные подшипники требуют трудоемких работ по установке и подстройке, например при монтаже передаточного механизма или при последующих работах по техническому обслуживанию.

Неправильно установленными коническими роликовыми подшипниками и упорными подшипниками вызываются повреждения передаточного механизма, так что предпочтительным является применение не требующих трудоемкого обслуживания подшипников с цилиндрическими роликами, которыми не воспринимаются радиальные силы. Однако тогда требуется улавливать возникающие радиальные силы иным образом.

Из публикации DE 7917319 U1 известен, например, передаточный механизм с упорным буртиком, в котором предусмотрена пара косозубых цилиндрических зубчатых колес, причем на одном из предусмотренных цилиндрических зубчатых колес выкован упорный буртик для приема возникающих осевых сил. Упорный буртик взаимодействует через общую контактную область с расположенным на другом цилиндрическом зубчатом колесе элементом осевого давления.

При применении упорных буртиков для приема осевых сил в парах косозубых цилиндрических зубчатых колес, которые установлены в корпусе передаточного механизма через подшипники с цилиндрическими роликами, прежде всего в системах передаточных механизмов рельсовых транспортных средств в сфере перевозок на малые расстояния вследствие режима работы с частыми пусками и остановками возникают, однако, проблемы относительно достаточной подачи смазочного материала в контактную область упорного буртика.

Вследствие этого в основе настоящего изобретения лежит задача создания компоновки передаточного механизма рельсового транспортного средства описанного вначале родового понятия, в котором обеспечены улавливание возникающих осевых сил и достаточная подача смазочного материала.

Данная задача решена согласно изобретению посредством отличительных признаков п. 1 формулы изобретения, причем предпочтительные формы выполнения вытекают из дополнительных пунктов формулы изобретения, описания и чертежей.

Система передаточного механизма рельсового транспортного средства нагружается по меньшей мере одной парой косозубых цилиндрических зубчатых колес, которая содержит, например, находящееся в зацеплении с приводной шестерней ведомое колесо, причем цилиндрические зубчатые колеса установлены в корпусе передаточного механизма, например, через подшипники с цилиндрическими роликами. Для приема или же улавливания возникающих в косозубом зацеплении осевых сил пары цилиндрических зубчатых колес на приводной шестерне и/или на ведомом колесе закреплен по меньшей мере один упорный буртик для образования необходимой контактной области. Каждый упорный буртик может быть выполнен по существу в виде упорной шайбы или подобного, причем контактная область пролегает вдоль окружной области упорной шайбы, и причем независимо от вращательного движения, то есть даже в неподвижном состоянии связанного с упорной шайбой цилиндрического зубчатого колеса, в окружную область, по меньшей мере, участками подается смазочный материал, так что достаточная подача смазочного материала обеспечивается независимо от режима эксплуатации.

За счет этого, независимо от того, располагается ли упорный буртик или же упорная шайба на приводной шестерне или на ведомом колесе, в используемом в местном сообщении рельсовом транспортном средстве при типичном режиме работы метро с частыми старт-стопными процессами, а также со многими остановками тоже обеспечивается достаточная подача смазочного материала.

Согласно предпочтительному варианту выполнения изобретения может быть предусмотрено, что на меньшей в отношении внешнего периметра или же внешнего диаметра приводной шестерне без возможности вращения, например посредством горячей запрессовки или подобным образом, закреплены со стороны оси одна или даже несколько упорных шайб. При этом контактная область между упорной шайбой и ведомым колесом образуется на обращенных друг к другу в осевом направлении окружных областях обоих конструктивных элементов вдоль соответствующего зацепления зубчатых колес. Вследствие того, что контактная область образуется, по возможности, на внешнем в радиальном направлении участке периметра, особо хорошая подача смазочного материала может быть достигнута посредством того, что для обеспечения смазочным материалом контактной области окружная область закрепленной на приводной шестерне упорной шайбы, по меньшей мере, участками погружена в смазочный материал. Следовательно, даже в неподвижном состоянии упорная шайба по меньшей мере частично смочена смазочным материалом. За счет этого разрыв пленки смазочного материала надежно предотвращается даже после неподвижного состояния.

При креплении упорной шайбы на меньшей приводной шестерне подача смазочного материала может происходить, преимущественным образом, через расположенный выше по отношению к предусмотренному в корпусе передаточного механизма донному поддону верхний поддон, в который для подачи смазочного материала в контактную область, по меньшей мере, участками погружена, по меньшей мере, окружная область приводной шестерни. После неподвижного состояния контактная область снова очень быстро снабжается от верхнего поддона смазочным материалом, так что пленка смазочного материала в контактной области не разрывается или после пуска в ход очень быстро снова восстанавливается. Верхний поддон, преимущественным образом, может снабжаться захваченным зубчатым венцом ведомого колеса смазочным материалом. Является также мыслимым соединение верхнего поддона с другим источником подачи смазочного материала.

В последующем настоящее изобретение разъясняется далее с помощью чертежей. Показано на:

Фиг. 1 частичный вид в разрезе на возможный вариант выполнения соответствующей изобретению компоновки передаточного механизма рельсового транспортного средства, и

Фиг. 2 вид в разрезе вдоль линии разреза А-А согласно фиг. 1.

На фиг. 1 и 2 в качестве примера изображен возможный вариант выполнения компоновки передаточного механизма рельсового транспортного средства. Система передаточного механизма может быть выполнена, например, в виде передачи на ось рельсового транспортного средства.

Из вида в разрезе согласно фиг. 1 видно, что образованная как единое целое с приводным валом приводная шестерня 1 находится в зацеплении с большим по отношению к внешнему диаметру ведомым колесом 2 в виде косозубого цилиндрического зубчатого колеса. Ведомое колесо 2 связано с образованным в виде полого вала ведомым валом 3. Приводная шестерня 1 и ведомое колесо 3 установлены в корпусе 4 передаточного механизма через подшипники 5, 5А с цилиндрическими роликами. В нижней части корпуса 4 передаточного механизма предусмотрен донный поддон 6 для подачи смазочного материала на ведомое колесо 2, в которую погружается зубчатый венец ведомого колеса 2.

В изображенном в качестве примера варианте выполнения для приема или же для улавливания возникающих в косозубом зацеплении осевых сил предусмотрено несколько упорных буртиков для образования контактной области между соответствующим упорным буртиком и одним из цилиндрических зубчатых колес. В показанном выполнении упорные буртики в виде примера выполнены как две упорные шайбы 7, 7А и, предпочтительно, без возможности вращения закреплены аксиально с обеих сторон на меньшей приводной шестерне 1.

На изображенном на фиг. 2 виде в разрезе упорные шайбы 7, 7А имеют приблизительно L-образную форму, причем радиальная длина упорных шайб 7, 7А выступает за зубчатый венец приводной шестерни 1, так что вдоль области зацепления зубчатых венцов приводной шестерни 1 и ведомого колеса 2 образуется контактная область 8, 8А между соответствующей упорной шайбой 7, 7А и обращенной к ней окружной областью ведомого колеса 2. Так как упорные шайбы 7, 7А расположены в приводной шестерне 1 с обеих сторон, то возникающие осевые силы могут улавливаться через соответственно образованную контактную область 8, 8А независимо от направления вращения пары косозубых цилиндрических зубчатых колес.

Для достаточной подачи смазочного материала в корпусе 4 передаточного механизма может быть предусмотрен расположенный выше по отношению к донному поддону 6 верхний поддон 9, который, следовательно, находится в корпусе 4 передаточного механизма над донным поддоном 6. Верхний поддон 9 по существу подогнан к форме окружной области упорных шайб 7, 7А приводной шестерни 1, так что является обеспеченным, что закрепленные на приводной шестерне 1 упорные шайбы 7, 7А погружены своей окружной областью, по меньшей мере, участками в смазочный материал верхнего поддона 9, однако контакт между упорной шайбой 7, 7А и верхним поддоном 9 надежно предотвращается. За счет этого, по меньшей мере, окружная область упорных шайб 7, 7А даже в неподвижном состоянии приводной шестерни 1 смачивается смазочным материалом. Вследствие этого даже в старт-стопном режиме работы, а также после длительных остановок обеспечена достаточная подача смазочного материала в контактные области 8, 8А.

Выполненный приблизительно чашевидным верхний поддон 9 имеет с обращенной к донному поддону 6 донной стороны по меньшей мере один направляющий элемент 10, которым посредством вращения ведомого колеса 2 через зубчатый венец смазочный материал направляется из донного поддона 6 в верхний поддон 9. Для того чтобы захваченный зубчатым венцом смазочный материал не отбрасывался в радиальном направлении, направляющий элемент 10 подогнан к внешнему диаметру ведомого колеса 2. Следовательно, между внешним диаметром ведомого колеса 2 и направляющим элементом 10 предусмотрено лишь незначительное расстояние, так что контакт предотвращается. За счет этого захваченный смазочный материал транспортируется в верхний поддон 9.

ССЫЛОЧНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1 приводная шестерня
2 ведомое колесо
3 ведомый вал
4 корпус передаточного механизма
5, 5А подшипник с цилиндрическими роликами
6 донный поддон
7, 7А упорные шайбы
8, 8А контактная область между упорной шайбой и ведомым колесом
9 верхний поддон
10 направляющий элемент

1. Система передаточного механизма рельсового транспортного средства по меньшей мере с одной парой косозубых цилиндрических зубчатых колес, включающая в себя приводную шестерню (1) и ведомое колесо (2) в виде находящихся в зацеплении цилиндрических зубчатых колес, которые установлены в корпусе (4) передаточного механизма через подшипники (5, 5А) с цилиндрическими роликами, причем по меньшей мере на одном из цилиндрических зубчатых колес закреплен по меньшей мере один упорный буртик с соотнесенной контактной областью (8, 8А) для улавливания осевых сил, отличающаяся тем, что каждый упорный буртик выполнен по существу в виде упорной шайбы (7, 7А) с соотнесенной в окружной области упорной шайбы (7, 7А) контактной областью (8, 8А), причем, по меньшей мере, в окружную область упорной шайбы (7, 7А) независимо от вращательного движения, по меньшей мере, участками подается смазочный материал.

2. Система передаточного механизма по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна упорная шайба (7, 7А) без возможности вращения закреплена со стороны оси на меньшей по отношению к внешнему диаметру приводной шестерне (1), причем контактная область (8, 8А) предусмотрена в окружной области между упорной шайбой (7, 7А) и ведомым колесом (2).

3. Система передаточного механизма по п.1, отличающаяся тем, что предусмотрен расположенный в корпусе (4) передаточного механизма выше по отношению к донному поддону (6) верхний поддон (9), в который для подачи смазочного материала, по меньшей мере, участками погружена, по меньшей мере, окружная область упорной шайбы (5, 5А) приводной шестерни (1).

4. Система передаточного механизма по п.2, отличающаяся тем, что предусмотрен расположенный в корпусе (4) передаточного механизма выше по отношению к донному поддону (6) верхний поддон (9), в который для подачи смазочного материала, по меньшей мере, участками погружена, по меньшей мере, окружная область упорной шайбы (5, 5А) приводной шестерни (1).

5. Система передаточного механизма по п.2, отличающаяся тем, что на приводной шестерне (1) аксиально с обеих сторон предусмотрено по одной упорной шайбе (7, 7А).

6. Система передаточного механизма по п.3, отличающаяся тем, что на приводной шестерне (1) аксиально с обеих сторон предусмотрено по одной упорной шайбе (7, 7А).

7. Система передаточного механизма по п.4, отличающаяся тем, что на приводной шестерне (1) аксиально с обеих сторон предусмотрено по одной упорной шайбе (7, 7А).

8. Система передаточного механизма по одному из пп.3-7, отличающаяся тем, что верхний поддон (9) подогнан к форме внешнего диаметра каждой соотнесенной упорной шайбы (7, 7А) приводной шестерни (1).

9. Система передаточного механизма по одному из пп.3-7, отличающаяся тем, что верхний поддон (9) имеет по меньшей мере один направляющий элемент (10), с помощью которого смазочный материал при вращении ведомого колеса (2) является направляемым из донного поддона (6) в верхний поддон (9).

10. Система передаточного механизма по п.8, отличающаяся тем, что верхний поддон (9) имеет по меньшей мере один направляющий элемент (10), с помощью которого смазочный материал при вращении ведомого колеса (2) является направляемым из донного поддона (6) в верхний поддон (9).

11. Система передаточного механизма по п.9, отличающаяся тем, что направляющий элемент (10) приформован на обращенной к донному поддону (6) донной области верхнего поддона (9) и подогнан к внешнему диаметру ведомого колеса (2).

12. Система передаточного механизма по п.10, отличающаяся тем, что направляющий элемент (10) приформован на обращенной к донному поддону (6) донной области верхнего поддона (9) и подогнан к внешнему диаметру ведомого колеса (2).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Зубчатое колесо, преимущественно цилиндрическое плоской формы, содержащее ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи и дополнительная смазочная шестерня, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружаются нижерасположенные зубчатые колеса разных ступеней зубчатой передачи или другие ее элементы, вращающиеся с разными скоростями и/или в противоположных направлениях.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубчатые колеса которых смазываются пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса с зазорами с относительно торцов зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах - зубчатых редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах, - редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус с ребрами жесткости, расположенными внутри него, и масляной ванной с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Тяговый электродвигатель подвешен на ось колесной пары при помощи одного моторно-осевого подшипника, а на раму тележки с помощью двух подпружиненных пальцев, расположенных подвижно в пазах дугообразной формы направляющих.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и направлено на усовершенствование локомотивов путем повышения надежности элементов колесно-моторного блока.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции тележки рельсового транспортного средства. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции привода колесной пары локомотива. .

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, а конкретно к системам передач для локомотивов с двигателями, имеющими рамное подвешивание, и механизмов передачи тяги.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к смазке моторно-осевых подшипников (МОП) тягового привода локомотива. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тяговому приводу локомотива. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в конструкциях приводов для передачи крутящего момента от электродвигателя к колесной паре локомотива.

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к центральному подвешиванию тягового двигателя транспортного средства. Центральное подвешивание тягового двигателя транспортного средства содержит шарнир и вилку, закрепленную посредством пружины на раме. Колесная пара соединена с двигателем при помощи моторно-осевых подшипников. Точка подвешивания двигателя перенесена в центр масс колесно-моторного блока. Достигается уменьшение необрессоренной массы колесно-моторного блока транспортного средства. 1 ил.
Наверх