Способ повышения прочностных свойств сварных соединений, полученных сваркой трением с перемешиванием

Изобретение может быть использовано для повышения технологических и эксплуатационных характеристик сварных конструкций и сложных деталей, изготовленных из термически упрочняемых алюминиевых сплавов, полученных сваркой трением с перемешиванием, в частности, при изготовлении различных конструкций для автомобильной промышленности, например для производства дисков автомобильных колес. Сначала проводят послесварочную термическую обработку на твердый раствор с выдержкой в печи в интервале температур от 450°С до 580°С в течение от 30 до 60 минут с последующей закалкой в воду. Затем осуществляют послесварочное искусственное старение в интервале температур от 160°С до 205°С в течение от 1 до 18 часов. Способ позволяет получать сварные конструкции из термически упрочняемых алюминиевых сплавов с высокими механическими свойствами и коэффициентом прочности соединений, близким к уровню основного материала. 1 табл.

 

Изобретение относится к области сварочного производства, в частности к способу повышения технологических и эксплуатационных характеристик сварных конструкций и сложных деталей, изготовленных из термически упрочняемых алюминиевых сплавов, полученных сваркой трением с перемешиванием.

Известен способ повышения прочностных свойств сварных соединений термически упрочняемых алюминиевых сплавов, в котором детали, соединенные сваркой трением с перемешиванием, подвергаются послесварочной термической обработке в интервале температур 320-400оF (160-205оС) от одного до нескольких часов (WO№2004/041468 A2, публ. 21.05.2004). Повышение прочностных свойств происходит за счет выделения частиц вторых фаз, которые были частично или полностью растворены и/или укрупнились во время процесса сварки трением с перемешиванием.

Недостатком прототипа является то, что послесварочное старение, которое предложено в прототипе не оказывает влияния на перераспределение фаз, которые выделяются в процессе сварки трением с перемешиванием, а также не может уменьшить размер уже выделившихся частиц, так как при определенных режимах сварки трением с перемешиванием вместо растворения частиц вторых фаз происходит их укрупнение, что снижает прочностные свойства сварного соединения. Вследствие указанного недостатка, повышение уровня прочностных свойств происходит на относительно небольшой уровень и не может обеспечить достаточно высокой прочности соединения относительно основного материала (коэффициент прочности сварного соединения в этом случае составляет не более 80% от предела прочности основного материала).

320оF-400оF по шкале Фаренгейта в переводе соответствует 160оС-205оС Цельсия (Большая советская энциклопедия.-М.: Советская энциклопедия, 1969-1978; Берлин А.Я. Техника лабораторной работы в органической химии издание второе, М.: Государственное научно-техническое издательствохимической литературы, 1963, с.29).

Техническим результатом предлагаемого изобретения является создание способа повышения прочностных свойств сварных соединений, полученных сваркой трением с перемешиванием, обеспечивающего повышение коэффициента прочности таких соединений, близкого к уровню основного материала.

Технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе повышения прочностных свойств сварных соединений, полученных сваркой трением с перемешиванием, выполненных из термически упрочняемых алюминиевых сплавов, включающем послесварочное искусственное старение в интервале температур 160оС-205оС от одного до нескольких часов, сначала проводят послесварочную термическую обработку на твердый раствор выдержкой в печи в интервале температур от 450оС до 580 оС и выдержкой в данном интервале от 30 минут до нескольких часов c последующей закалкой в воду, а затем послесварочное искусственное старение.

Отличительные признаки:

- термическая обработка на твердый раствор выдержкой в печи в интервале температур от 450оС до 580 оС и выдержкой в данном интервале от 30 минут до нескольких часов c последующей закалкой в воду, приводит к полному растворению частиц вторых фаз, которые выделились и/или укрупнились в процессе сварки трением с перемешиванием;

- последующее искусственное старение в интервале температур 160оС-205оС в течение нескольких часов приводит к выделению частиц вторых фаз из пересыщенного твердого раствора, что способствует повышению коэффициента прочности таких соединений, близкого к уровню основного материала.

Пример осуществления предлагаемого изобретения.

В качестве свариваемых деталей использовали листы толщиной 6 мм термически упрочняемого алюминиевого сплава AA6061, относящего к системе Al-Mg-Si. В данной системе сплавов прочностные характеристики достигаются путем закалки в воду с последующим искусственным старением. Для используемого сплава АА6061 использовали следующую термическую обработку (ТО): выдержка в печи при 530 оС в течение 1 часа, закалка в воду, затем искусственное старение при 160 оС в течение 18 часов с охлаждением на воздухе. В результате подобной термической обработки предел текучести сплава составил 185 МПа, предел прочности 385 МПа, удлинение до разрушения около 20%. Затем листы были соединены методом сварки трением с перемешиванием встык. После процесса соединения сварные соединения были помещены в печь, разогретую до 530 оС, на 1 час. После выдержки при данной температуре сварные соединения охладили (закалили) в воде и сразу же поместили в другую печь, разогретую до 160 оС. В этой печи сварные соединения выдерживали в течение 18 часов. После выдержки соединения охлаждали на воздухе.

Механические испытания сварных соединений проводили на образцах, вырезанных поперек сварных соединений таким образом, чтобы все зоны сварного соединения, включая основной материал, находились в рабочей (испытываемой) части образца. Испытания основного материала показали, что предел текучести, предел прочности и относительное удлинение до разрыва составили 320 МПа, 355 МПа и 13%, соответственно (таблица 1). Механические испытания сварных соединений, обработанных по способу, описываемому в данном изобретении, показали, что их прочностные характеристики практически достигли уровня основного материала (таблица 1). Предел текучести составил 320 МПа, предел прочности 340 МПа, а относительное удлинение около 8%. Данное повышение прочностных свойств было достигнуто за счет полного растворения частиц в сварном соединении при закалке и повторного его выделения при последующем искусственном старении. За счет этого, в сварном соединении фазовый состав и морфология частиц вторых фаз соответствует фазовому составу и морфологии частиц в основном материале. В результате этого, уровень прочностных свойств сварного соединения достигает уровня близкого прочности основного материала.

Для полного выявления эффекта предложенного способа упрочнения сварных соединений, полученных сваркой трением с перемешиванием, были определены прочностные свойства сварных соединений сразу после сварки и соединения, обработанные по способу, описанному в прототипе, то есть старение при 160 оС в течение 18 часов. В случае сварных соединений без какой-либо послесварочной обработки предел текучести составил 130 МПа, предел прочности 200 МПа, а относительное удлинение до разрушения около 8,5% (таблица 1). В случае послесварочной термической обработки по прототипу предел текучести составил 185 МПа, предел прочности 225 МПа, а относительное удлинение до разрушения около 3,5% (таблица 1).

Таблица 1

Результаты испытаний сплава АА6061 и выполненных из него сварных соединений

Состояние Предел текучести, МПа Предел прочности, МПа Удлинение до разрушения, %
Лист сплава АА6061 после ТО 320 355 13
Сварное соединение без ТО 130 200 8,5
Сварное соединение с ИС 185 225 3,5
Сварное соединение с ТО 290 340 8

Таким образом, предложенный способ позволяет получать сварные конструкции из термически упрочняемых алюминиевых сплавов с повышенными механическими свойствами и коэффициентом прочности таких соединений, близким к уровню основного материала. Предложенный способ может быть использован для изготовления различных конструкций для автомобильной промышленности, в частности для производства дисков автомобильных колес.

Способ термической обработки сварных соединений, полученных сваркой трением с перемешиванием, выполненных из термически упрочняемых алюминиевых сплавов, включающий послесварочное искусственное старение, отличающийся тем, что сначала проводят послесварочную термическую обработку на твердый раствор с выдержкой в печи в интервале температур от 450°С до 580°С в течение от 30 до 60 минут с последующей закалкой в воду, а затем послесварочное искусственное старение в интервале температур от 160°С до 205°С в течение от 1 до 18 часов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу автоматической сварки толстостенных крупногабаритных деталей из сплава на основе Ni-Cr и может быть использовано в производстве ЖРД.

Изобретение относится к области сварки, а именно к технологии сварки толстостенных конструкций. Для повышения стойкости к появлениям трещин во время эксплуатации за счет улучшения механических свойств способ включает наложение циклической нагрузки на кристаллизующийся металл сварочной ванны.

Изобретение относится к высокопрочной стальной трубе с низким отношением предела текучести к пределу прочности, сваренной электрической контактной сваркой, с отношением предела текучести к пределу прочности 80% или менее и TS 655 МПа или более и способ ее изготовления.

Изобретение относится к способу снижения остаточных напряжений и может быть использовано при производстве сварных конструкций. Воздействуют потоком дроби направленным на поверхность сварного соединения.

Изобретение может быть использовано при изготовлении сваркой оплавлением стальной детали, в частности подшипникового кольца. При осуществлении стыковой сварки производят оплавление и осадку с получением сварного шва (24).

Изобретение относится к области термической обработки сварных рельсовых стыков и может быть использовано на железнодорожном транспорте. Устройство для обработки сварного рельсового стыка содержит установочный зажимной и центрирующий узел для захвата головки рельса.

Изобретение относится к области изготовления ротора турбины газотурбинного двигателя, состоящего из двух и более деталей, изготовленных преимущественно из никелевого жаропрочного сплава с применением электронно-лучевой сварки.

Изобретение относится к области термической обработки и предназначено для термообработки сварных соединений контейнерного оборудования и узлов, работающих в условиях длительной эксплуатации под воздействием ударного нагружения и пониженных температур.

Стыковочная машина может быть использована для соединения контактной сваркой концов последовательных полос (11, 12) в установке обработки полос. Две симметрично расположенные пары зажимных губок (22, 32, 31, 21) устройства для сварки первого конца одной полосы (11) со вторым концом другой полосы (12) предназначены для удержания и позиционирования с целью соединения сваркой концов полос (11, 12).

Изобретение может быть использовано для термической обработки сварных соединений, полученных линейной сваркой трением, в частности, соединения диска и лопаток блисков.

Изобретение может быть использовано при обработке твердых материалов, в частности, сваркой трением, или фрезерованием, или сверлением. На одном конце корпуса обрабатывающего вращающегося инструмента расположен хвостовик, а на другом его конце - рабочая часть с обрабатывающим элементом.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении барабана турбомашины, который содержит по меньшей мере два роторных диска (46, 48) для рабочих лопаток.

Изобретение может быть использовано при изготовлении электрохимического анода, сформированного с использованием сварки трением с перемешиванием (FSW). Электрохимический анод включает токопроводящую шину и свинецсодержащий анодный лист, электрически связанный с токопроводящей шиной.

Изобретение может быть использовано при сварке блисков. На диске и лопатке формируют выступы с поверхностями контакта при сварке трением с необходимым технологическим припуском Р на периферии свариваемых деталей.

Изобретение может быть использовано для соединения пары металлических деталей, в частности деталей двигателя, с использованием тепла трения. Осуществляют этап нагрева соединяемых поверхностей путем их перемещения относительного друг друга.

Способ может быть использован при сварке стальных листов трением с перемешиванием. Для вращающегося инструмента скорость вращения RS устанавливают равной 100-1000 об/мин.

Cпособ изготовления полой детали для транспортного средства, образованной путем соединения предварительно сформованных элементов из листового металла, включает сверление первого отверстия путем прижимания вращающегося сверла для термического сверления к одному из указанных элементов из листового металла с образованием первого кольцевого выступа на внутренней окружности отверстия, отведение сверла от образованного отверстия и сверление второго отверстия на другом элементе в местоположении, противоположном указанному отверстию, путем прижимания вращающегося сверла для термического сверления к другому элементу в направлении, перпендикулярном поверхности другого элемента, во внутреннем направлении с одновременным образованием второго кольцевого выступа, а также образованием цилиндрического соединительного элемента путем сплавления второго и первого кольцевых выступов.

Изобретение может быть использовано при изготовлении сваркой трением блисков, преимущественно для роторов газотурбинных двигателей. Неподвижно закрепленный на станине узел вращения диска блиска выполнен в виде сменной револьверной головки, установленной с помощью втулки в сменном корпусе, смонтированном на станине по ее фланговой и опорной поверхностям.

Установка может быть использована при сварке трением прессованных или катаных тонкостенных полуфабрикатов неограниченной длины из алюминиевых сплавов. Сварочный инструмент закреплен на корпусе, имеющем привод его поступательного перемещения вдоль линии сварки по горизонтальной поверхности свариваемых элементов.

Изобретение может быть использовано для термической обработки сварных соединений, полученных линейной сваркой трением, в частности, соединения диска и лопаток блисков.

Изобретение может быть использовано для соединения сваркой трением с перемешиванием деталей из дисперсно-упрочненных алюминиевых сплавов. Детали прижимают по линии соединения друг к другу и вводят вращающийся сварочный инструмент в зону соединения деталей. На одной из свариваемых деталей жестко фиксируют сонотрод с ультразвуковым генератором. При перемещении инструмента вдоль линии соединения одновременно осуществляют ультразвуковое воздействие на материал свариваемых деталей путем наложения ультразвуковых колебаний на материал соединяемых деталей в течение всего процесса сварки трением с перемешиванием. Способ обеспечивает равнопрочность формируемого сварного соединения деталей из дисперсно-упрочненных алюминиевых сплавов и снижение остаточных внутренних напряжений в объеме материала сварного соединения. 4 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.
Наверх