Двигатель постоянного тока со скользящими контактами

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве электродвигателя постоянного тока повышенной надежности. Технический результат состоит в упрощении конструкции. Двигатель содержит статор и ротор с осью вращения с размещенными на ней скользящими контактами кольцевого типа, заключенные в разборный корпус. В качестве статора использованы два укрепленных к корпусу ферромагнитных тороида из магнитомягкого материала, помещенные соответственно в первую и вторую цилиндрические катушки, соосные оси вращения. На ферромагнитных тороидах статора намотаны катушки вокруг образующих этих тороидов. Ротор выполнен в виде ферромагнитного тороида, размещенного между ферромагнитными тороидами статора и помещенного в третью цилиндрическую катушку, закрепленную с ферромагнитным тороидом ротора. Все катушки включены к источнику постоянного тока последовательно так, что намагничивающийся ферромагнитный тороид ротора взаимно однонаправлено отталкивается от намагниченных ферромагнитных тороидов статора. Катушки, намотанные вокруг образующих ферромагнитных тороидов статора, включены так, что магнитные поля, возникающие внутри этих ферромагнитных тороидов являются однонаправленными. 1 ил.

 

Изобретение относится к области физики магнетизма и может быть использовано в качестве быстроходного электродвигателя постоянного тока повышенной надежности.

В основе действия известных электрических генераторов и двигателей лежит закон Фарадея об электромагнитной индукции, определяющий возникновение движущей силы в проводнике с током, находящемся в поперечном магнитном поле, либо возникновение в таком проводнике э.д.с. индукции в случае движения проводника в поперечном магнитном поле [1-3].

В электрических моторах и генераторах постоянного тока используются статоры на основе постоянных магнитов и электромагнитов постоянного тока и роторы, обмотки которых соединены с коллектором, к ламелям которого через скользящие контакты (как правило, угольные или медно-угольные щетки) подключены проводники, связанные либо с источником постоянного тока при работе устройства в качестве мотора, либо с электрической нагрузкой при работе этого устройства в качестве генератора постоянного тока. Использование коллекторов и щеткодержателей для угольных или медно-угольных щеток в таких двигателях существенно снижает их надежность и долговечность безотказной работы. Известны бесколлекторные (вентильные) двигатели постоянного тока, снабженные полупроводниковыми коммутаторами и датчиками положения ротора, а также шаговые двигатели, преобразующие электрические сигналы в дискретные угловые перемещения вала [4-9]. Это усложняет состав оборудования таких двигателей.

В качестве аналога заявляемому техническому решению выбран коллекторный двигатель постоянного тока [3] с присущими ему недостатками.

Недостатком известных устройств является необходимость использования в них коллекторов, снижающих надежность таких моторов-генераторов постоянного тока.

Указанный недостаток устранен в заявляемом техническом решении.

Целями изобретения являются упрощение конструкции, увеличение быстроходности и повышение надежности и долговечности двигателей постоянного тока.

Указанные цели достигаются в заявляемом двигателе постоянного тока со скользящими контактами, содержащем статор и ротор с осью вращения с размещенными на ней скользящими контактами кольцевого типа и подшипниковой парой, заключенные в разборный корпус, отличающемся тем, что в качестве статора использованы два укрепленных к корпусу ферромагнитных тороида из магнитомягкого материала, помещенные соответственно в первую и вторую цилиндрические катушки, соосные оси вращения, и на ферромагнитных тороидах статора намотаны катушки вокруг образующих этих тороидов, а ротор выполнен в виде ферромагнитного тороида из магнитомягкого материала, размещенного между ферромагнитными тороидами статора и жестко закрепленного траверсами с осью вращения, ферромагнитный тороид ротора помещен в третью цилиндрическую катушку, закрепленную с ферромагнитным тороидом ротора, причем все катушки включены к источнику постоянного тока последовательно так, что намагничивающийся ферромагнитный тороид ротора взаимно однонаправлено отталкивается от намагниченных ферромагнитных тороидов статора, кроме того, катушки, намотанные вокруг образующих ферромагнитных тороидов статора, включены так, что магнитные поля, возникающие внутри этих ферромагнитных тороидов, являются однонаправленными.

Достижение поставленных целей объясняется возникновением косокругового намагничивания ферромагнитных тороидов статора от совместного действия магнитных полей в первой и второй цилиндрических катушках и катушках, намотанных вокруг образующих ферромагнитных тороидов статора, векторы которых наклонены в одинаковых направлениях относительно плоскостей ферромагнитного тороида ротора и являются встречно направленными векторам намагниченности последнего, что образует вращательный момент за счет касательных составляющих векторов косокругового намагничивания, ориентированных в направлении вращения ферромагнитного тороида ротора. Регулируя ток в катушках двигателя, можно изменять величину указанного вращательного момента, приложенного между его статором и ротором, то есть регулировать мощность двигателя или угловую скорость вращения ротора при заданной присоединенной нагрузке. Соотношением числа витков в первой и второй цилиндрических катушек и катушек, намотанных вокруг образующих ферромагнитных тороидов статора, можно изменять наклон векторов косокругового намагничивания последних, то есть отталкивающие силы, воздействующие на ферромагнитный тороид ротора, а также касательные составляющие сил, образующих вращательный момент.

Заявляемое устройство понятно из представленного рисунка.

Бесколлекторный двигатель постоянного тока содержит:

1 - разборный корпус,

2 - первый ферромагнитный тороид статора, выполненный из магнитомягкого материала,

3 - первую цилиндрическую катушку, соосную оси вращения,

4 - катушку, намотанную вокруг образующей первого ферромагнитного тороида статора,

5 - элементы крепления первого ферромагнитного тороида статора к корпусу,

6 - второй ферромагнитный тороид статора, выполненный из магнитомягкого материала,

7 - вторую цилиндрическую катушку, соосную оси вращения,

8 - катушку, намотанную вокруг образующей второго ферромагнитного тороида статора,

9 - элементы крепления второго ферромагнитного тороида статора к корпусу,

10 - ферромагнитный тороид ротора, выполненный из магнитомягкого материала,

11 - третью цилиндрическую катушку, закрепленную с ротором,

12 - траверсы крепления ферромагнитного тороида ротора с осью вращения,

13 - ось вращения с закрепленными на ней скользящими контактами кольцевого типа,

14 и 15 - подшипники оси вращения,

16 и 17 - электрические клеммы двигателя с изоляционными прокладками.

Рассмотрим действие заявляемого устройства.

В соответствии с принципом суперпозиции в первом и втором ферромагнитных тороидах статора образуется так называемая косокруговая намагниченность (термин введен автором [10]), при которой векторы магнитного поля на торцах этих тороидов наклонены под некоторым углом относительно вертикалей к этим торцевым плоскостям, восстановленных из произвольных точек последних, и эти углы наклона ориентированы по соответствующим окружностям в одну и ту же сторону. Это связано с алгебраическим сложением магнитных полей, образующихся при протекании постоянного тока в цилиндрических катушках 3 и 7, а также в катушках 4 и 8, намотанных соответственно вокруг образующих первого и второго ферромагнитных тороидов статора. Постоянный ток, протекающий в третьей цилиндрической катушке 11, намагничивает ферромагнитный тороид ротора 10, и векторы его намагничивания коллинеарны оси вращения 13 во всем объеме тороида. Если магнитные полюсы ферромагнитных тороидов 2 и 10, обращенные друг к другу, а также магнитные полюсы ферромагнитных тороидов 6 и 10, также обращенные друг к другу в составе конструкции двигателя, являются одноименными, как это показано на рисунке фигурными стрелками и буквами, обозначающими северный N и южный S полюсы, то такие ферромагнитные тороиды попарно отталкиваются друг от друга за счет составляющих, коллинеарных оси вращения 13, и, кроме того, между статором и ротором двигателя возникает вращательный момент [11] за счет касательных составляющих для векторов косокругового намагничивания, направленных в одном из направлений - по часовой стрелке или против нее в зависимости от направления тока в катушках двигателя, соединенных последовательно с источником постоянного тока (обозначены начала и концы цилиндрических катушек буквами Н и К соответственно). Использование магнитомягкого материала в ферромагнитных тороидах 2, 6 и 10 связано с тем, что в таких материалах практически отсутствует остаточная намагниченность, что не формирует преимущественное расположение доменов ферромагнетиков, то есть позволяет изменять угловой наклон векторов косокругового намагничивания в ферромагнитных тороидах 2 и 6 статора, например, шунтированием первой и второй цилиндрических катушек 3 и 7 резисторами (не показанными на рисунке), что позволяет изменять соотношение токов в катушках 2 и 6 по сравнению с токами в катушках 4 и 8. Подбор соотношений этих токов и расстояний между ферромагнитными тороидами ротора и статора позволяет оптимизировать энергетические характеристики двигателя, в частности, его к.п.д.

При использовании ферроматериалов с достаточно высоким значением относительной магнитной проницаемости (порядка 1000 и выше) можно считать, что цилиндрические катушки 3, 7 и 11 намагничивают практически только соответствующие ферромагнитные тороиды 2, 6 и 10, то есть действуют независимо по отношению к ферромагнитным тороидам, не помещенным в эти цилиндрические катушки.

Использование двух ферромагнитных тороидов 2 и 6 удваивает вращательный эффект, а также снижает момент трения в подшипниках 14 и 15 (если использовать только один ферромагнитный тороид статора, то момент трения существенно увеличивается за счет неуравновешенной силы расталкивания ферромагнитных тороидов ротора и статора).

Преимущество заявляемого устройства определяется отсутствием в его составе коллектора [12-13], что увеличивает надежность и долговечность заявляемого двигателя.

Источники информации

1. Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц. Электродинамика сплошных сред, 2 изд., М., 1982.

2. Дж. Джексон. Классическая электродинамика, пер. с англ., М., 1965.

3. Д.В. Сивухин. Общий курс физики, 2 изд., т. 3, Электричество, М., 1983.

4. Юферов Ф.М. Электрические микромашины автоматических устройств. Л.: Высшая школа, 1976, 416 с.

5. Хрущев В.В. Электрические микромашины автоматических устройств. Л.: Энергия, 1976, 354 с.

6. Васильев Ю.К. и др., Электрические двигатели с гладким якорем для систем автоматики, М.: Энергия, 1979, 176 с.

7. Кузнецов В.Г., Лапин Е.С., Лапина Л.М. Бесконтактный двигатель постоянного тока с дискретно-фазовой синхронизацией, Электротехническая промышленность, Электрические машины, вып. 8 (90), 1978, с. 3-4.

8. Копылов И.П., Панферов Ю.Б. Микродвигатели постоянного тока с коммутаторами на магнитоуправляемых контактах. М.: Энергия, 1976, 88 с.

9. Справочник по средствам автоматики, под ред. В.Э. Низе и И.В. Антика. М.: Энергоатомиздат, 1983, с. 348-363.

10. Меньщих О.Ф. Способ косокругового намагничивания ферромагнитного тороида, Патент РФ №2391730, Опубл. в бюлл. №16 от 10.06.2010, а также Патент РФ №2392681, Опубл. в бюлл. №17 от 20.06.2010.

11. Меньших О.Ф. Прибор для измерения силового взаимодействия ферромагнитных тороидов с косокруговым намагничиванием, Патент РФ №2405164, Опубл. В бюлл. №33 от 27.11.2010.

12. Меньших О.Ф. Бесколлекторный двухроторный двигатель постоянного тока, Патент РФ №2531029, Опубл. в бюлл. №29 от 20.10.2014.

13. Меньших О.Ф. Бесколлекторный двигатель постоянного тока, Патент РФ №2533886, Опубл. в бюлл. №33 от 27.11.2014.

Двигатель постоянного тока со скользящими контактами, содержащий статор и ротор с осью вращения с размещенными на ней скользящими контактами кольцевого типа и подшипниковой парой, заключенные в разборный корпус, отличающийся тем, что в качестве статора использованы два укрепленных к корпусу ферромагнитных тороида из магнитомягкого материала, помещенные соответственно в первую и вторую цилиндрические катушки, соосные оси вращения, и на ферромагнитных тороидах статора намотаны катушки вокруг образующих этих тороидов, а ротор выполнен в виде ферромагнитного тороида из магнитомягкого материала, размещенного между ферромагнитными тороидами статора и жестко закрепленного траверсами с осью вращения, ферромагнитный тороид ротора помещен в третью цилиндрическую катушку, закрепленную с ферромагнитным тороидом ротора, причем все катушки включены к источнику постоянного тока последовательно так, что намагничивающийся ферромагнитный тороид ротора взаимно однонаправлено отталкивается от намагниченных ферромагнитных тороидов статора, кроме того, катушки, намотанные вокруг образующих ферромагнитных тороидов статора, включены так, что магнитные поля, возникающие внутри этих ферромагнитных тороидов, являются однонаправленными.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрической машине с ротором из сверхпроводящего материала и способу управления. Электрическая машина (101), содержит статор (103), установленный с возможностью вращения ротор (105) с охлаждаемым, намагничиваемым роторным участком (107) из сверхпроводящего материала (417) и блок управления (109) с возможностью намагничивать током статора роторный участок (107) из сверхпроводящего материала (417).

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструкции статора мощного турбогенератора. Технический результат - повышение эксплуатационной надежности и упрощение конструкции с одновременным обеспечением эффективного охлаждения нажимных плит и электромагнитных экранов.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат: повышение механической прочности ротора, уменьшение дополнительных потерь и паразитных моментов, вызванных высшими гармониками магнитного поля индуктора.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению. Технический результат – уменьшение массы и габаритов электромашины, повышение её надежности и эффективности охлаждения обмотки и сердечника статора.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению. Технический результат - повышение механической прочности ротора, уменьшение дополнительных потерь и паразитных моментов, вызванных высшими гармониками магнитного поля индуктора.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к ротору электродвигателя с постоянными магнитами. Ротор (101) электродвигателя содержит сердечник (102) с постоянными магнитами (105), торцевые поверхности (105q) которых находятся в контакте с основными корпусными частями (117) магнитных экранирующих частей (107).

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – повышение прочности ротора, уменьшение дополнительных потерь и паразитных моментов, вызванных высшими гармониками магнитного поля индуктора.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат - повышение механической прочности ротора, уменьшение дополнительных потерь и паразитных моментов, вызванных высшими гармониками магнитного поля индуктора.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в энергетике и приборостроении. Технический результат состоит в повышении кпд.

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к индукторам линейных магнитоэлектрических генераторов с возбуждением от постоянных магнитов.

Изобретение относится к области электротехники и касается ротора для синхронного реактивного электродвигателя. Технический результат - обеспечение высокого крутящего момента и высокой частоты вращения. Ротор содержит пакет листов из нескольких электрически изолированных друг от друга слоев. В каждом слое образованы в совокупности несколько участков прямой проводимости, отделенных немагнитной областью. Между по меньшей мере двумя из слоев расположена прокладочная пластина, которая всегда соединена с по меньшей мере двумя участками прямой проводимости одного из слоев или обоих слоев, между которыми она расположена, соединяя таким образом эти участки прямой проводимости через находящуюся между ними немагнитную область. Прокладочная пластина включает в себя ткань, волокна которой ориентированы к оси q пакета листов под углом, находящимся в пределах от 40° до 50°, и/или прокладочная пластина в немагнитной области между двумя участками прямой проводимости, которые она соединяет, является более толстой, чем на участках прямой проводимости. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение касается ротора для синхронной электрической машины, в частности для реактивной индукторной электрической машины. Технический результат – улучшение магнитных характеристик ротора. Ротор для синхронной электрической машины содержит роторный вал и выполненный цилиндрическим магнитно-мягкий элемент, установленный коаксиально на роторной оси и зафиксированный как в осевом, так и в тангенциальном направлении. Указанный магнитно-мягкий элемент для создания барьеров для магнитного потока и оптимизации соотношения магнитной проницаемости вдоль осей d и q имеет выемки, образующие четное число явновыраженных магнитных полюсов. При этом по меньшей мере одна выемка по меньшей мере частично заполнена диамагнитной или парамагнитной средой вместо воздуха. На роторной оси расположен по меньшей мере один прокладочный элемент. При этом лежащий над прокладочным элементом промежуток по меньшей мере частично заполнен диамагнитной или парамагнитной средой, и эта диамагнитная или парамагнитная среда образует цельное тело. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к явнополюсным электрическим машинам, в частности к конструкциям для крепления обмоток на роторе электрической машины. Технический результат - повышение надежности электрической машины, увеличение срока службы ротора, повышение эффективности использования ротора. Ротор явнополюсной электрической машины содержит вал, сердечник, выполненный как единое целое, состоящий из ярма ротора и полюсов с полюсными наконечниками, катушки, размещенные по прямоугольному контуру вокруг полюсов. Каждая катушка снабжена бандажом прямоугольной формы, выполненным в виде слоев немагнитного синтетического материала и размещенным с натягом по всей внешней поверхности катушки. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в синхронных генераторах. Технический результат состоит в снижении сопротивления ротора вращению от первичного двигателя в результате пространственного разделения основного и вторичного магнитных потоков и снижения, таким образом, степени их взаимодействия. Способ пространственного разделения магнитных потоков в электрических машинах характеризуется тем, что часть основной магнитной цепи машины (ротор или статор) создают с небольшим магнитным сопротивлением для основного магнитного потока возбуждения и разбивают ее на несколько одинаковых магнитных участков, которые чередуют с дополнительными магнитными участками с большим магнитным сопротивлением для основного магнитного потока возбуждения. Затем приводят в движение ротор относительно статора и создают в генераторных обмотках, замкнутых на нагрузку, ЭДС индукции и ток индукции. Ток индукции создает вторичный магнитный поток. Силовые линии вторичного магнитного потока проходят через и концентрируются в дополнительных магнитных цепях с наибольшей магнитной проницаемостью. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению. Технический результат - повышение надежности работы электродвигателя. Ротор асинхронного электродвигателя содержит сердечник, выполненный в виде цилиндрического шихтованного пакета с пазами и зафиксированный на валу, короткозамкнутую обмотку, выполненную в виде конструкции "беличья клетка" и содержащую стержни длиной , высотой hc и шириной bc, расположенные в пазах сердечника ротора, и короткозамыкающие кольца, расположенные на торцевых поверхностях сердечника ротора. Короткозамыкающие кольца выполнены с радиальной высотой an и аксиальной толщиной bn. На четных зубцовых делениях длиной t2 короткозамыкающих колец 4 в радиальном направлении выполнены проточки прямоугольной формы длиной и глубиной h, расположенные симметрично относительно осей симметрии четных зубцовых делений. 2 табл., 5 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в электрических машинах с постоянными магнитами. Технический результат - увеличение магнитного потока и улучшение рабочих характеристик электрической машины. Ротор содержит вал из магнитомягкого материала, в продольных пазах которого размещены постоянные магниты, закрепленные средствами фиксации в форме стержней, концы которых замкнуты в единый контур кольцами, расположенными по торцам ротора. Средства фиксации уложены в проточки, которые расположены на боковых поверхностях продольных пазов и постоянных магнитов друг напротив друга. Средства фиксации и кольца выполнены из диамагнитного материала, а постоянные магниты в поперечном сечении имеют прямоугольную форму, причем внешняя плоскость закруглена по радиусу ротора. Средства фиксации в форме стержней позволяют надежно закрепить магниты в роторе. Короткозамкнутая обмотка из диамагнитного материала, образованная средствами фиксации и кольцами, создает условия для осуществления прямого пуска в малоинерционных синхронных электродвигателях. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к сегментированному статору. Технический результат – повышение технологичности конструкции. Статор содержит множество сегментов, соединенных с помощью соединителей для формирования сердечника статора. Каждый из сегментов содержит множество пластин, размещаемых рядом друг с другом, формируя набор пластин с аксиально противоположными сторонами. Набор пластин имеет торцевую заглушку, примыкающую к осевой стороне набора пластин. Торцевая заглушка имеет первый и второй штырьки, проходящие аксиально из нее. По меньшей мере один из штырьков определяет путь провода для провода, намотанного вокруг набора. Каждый из соединителей содержит часть перемычки. Часть перемычки имеет отверстия такого размера, что они принимают штырьки таким образом, что соединитель является съемно присоединенным к штырьку торцевой заглушки сегмента и штырьку торцевой заглушки смежного сегмента. Соединитель имеет изоляционную часть, выступающую из части перемычки. Изоляционная часть проходит между смежными сегментами, когда соединитель съемно присоединен к смежным сегментам. 4 н. и 21 з.п. ф-лы, 35 ил.

Изобретение относится к ротору вращающейся электрической машины и к машине, содержащей такой ротор. Технический результат – улучшение охлаждения ротора. Ротор (1) для вращающейся электрической машины вытянут вдоль продольной оси (X) и содержит набор одинаковых магнитных листов (2), формирующих явно выраженные полюсы (3). При этом два явно выраженных полюса образуют между собой межполюсную зону (Е). Ротор также содержит по меньшей мере два внутренних охлаждающих канала (5), выполненных в наборе магнитных листов (2) по меньшей мере в одной межполюсной зоне (Е). 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к производству электрических машин. Каркас катушки электродвигателя, содержащий основную часть каркаса катушки, вокруг которой должна быть намотана катушка, и фланцевые части, выполненные как единое целое с обеими торцевыми частями основной части каркаса катушки, при этом каркас катушки содержит формованную деталь на основе смолы, выполненную путем использования полимера, имеющего амидные связи, и изоляционной бумаги, содержащей арамидную бумагу, выполненную из арамидного фибрида и арамидного короткого волокна, при этом поверхность формованной детали на основе смолы и арамидная бумага непосредственно соединены друг с другом. Технический результат состоит в повышении производительности и выходной мощности электрических машин. 5 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – улучшение эксплуатационных характеристик. Электрическая машина содержит выполненные из диэлектриков корпус с крышками, установленный в крышках вал с расположенным на нем ротором, статор, постоянные магниты, фиксаторы. Ротор состоит из разделенных втулкой и расположенных параллельно дисков, в которых размещены друг против друга разными полюсами постоянные магниты и стержни, расположенные между их полюсами и замкнутые внутренним и внешним кольцами. Снаружи каждого диска установлен металлический диск. Статор размещен между дисками ротора и закреплен неподвижно в корпусе. Корпус и крышки в электрической машине выполнены с каналами для входа/выхода воздуха и соединены разъемным соединением. Машина снабжена охлаждающим устройством, выполненным в виде вентилятора. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх