Рабочее место водителя военной гусеничной машины

Изобретение относится к области бронированных транспортных средств - танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей и других военных гусеничных и колесных машин. Рабочее место водителя военной гусеничной машины включает в себя закрепленные на корпусе машины педали управления движением и сиденье с механизмом подъема из нижнего рабочего положения в верхнее. Сиденье снабжено опорной рамой, укрепленной в корпусе шарнирно с развязкой от днища корпуса, например на крыше, в передней части посредством качающейся тяги, на которой установлены педали, имеющие продольную ростовую регулировку, а в задней - с помощью механизма подъема. Рама, сиденье и педали устанавливаются с обеспечением гарантированных зазоров с днищем корпуса. Достигается повышение защиты водителя от минного подрыва. 3 ил.

 

Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных и колесных машин.

Известен танк Т-72 (см. Объект 172М, ТО и ИЭ, часть 2. М.: ВИ МО СССР, 1975, с. 6-8, 15-17, 224-250), содержащий рабочее место водителя, включающее органы управления движением машины: педаль подачи топлива, педаль сцепления, педаль тормоза и сиденье, закрепленные на днище корпуса с помощью кронштейнов.

Конструкция сиденья обеспечивает установку в нижнем и верхнем рабочих положениях и ростовую регулировку по высоте и вдоль корпуса машины для посадки водителя в удобное положение относительно органов управления машиной.

Недостатками известной конструкции являются затрудненность использования органов управления движением (педали подачи топлива, педали сцепления, педали тормоза) при установке сиденья водителя в положение "по-походному" (верхнее положение), а также недостаточная защита от минного подрыва вследствие установки органов управления и сиденья на днище машины.

Известна боевая машина пехоты БМП-3 (см. Боевая машина пехоты, техническое описание 688.ТО-2. М.: ВИ МО СССР, 1984, с. 48, 59-63, 195-197, 239-247), выбранная за прототип, содержащая педаль подачи топлива и педаль тормоза, закрепленные на днище, рулевую колонку, закрепленную неподвижно на передних вертикальных стойках корпуса машины, сиденье, установленное на задних вертикальных стойках корпуса машины с возможностью двухуровневой установки относительно приборов наблюдения и рулевой колонки.

Это рабочее место обеспечивает удобство использования органов управления в нижнем положении ("по-боевому") и защиту от мин туловища водителя, так как сиденье установлено в корпусе с развязкой от днища - закреплено на вертикальных стойках корпуса.

Недостатками известного устройства являются ухудшение удобства пользования органами управления (педалями подачи топлива и тормоза) при перемещении водителя в верхнее рабочее положение ("по-походному") в связи с отсутствием ростовой регулировки педалей, а также недостаточная защищенность ног водителя, постоянно находящихся на педалях независимо от положения сиденья, при возможном минном подрыве.

Техническая задача изобретения состоит в повышении защиты водителя от минного подрыва за счет обеспечения гарантированных зазоров от днища до выступающих частей конструкции: педалей, сиденья, рамы. Причем педали вынесены с днища на раму сиденья, имеют ростовую регулировку, при подъеме (опускании) сиденья одновременно подворачиваются (вместе с рамой), автоматически сохраняя удобное (ранее выбранное, установленное при регулировке) положение для ног механика-водителя, что улучшает эргономические показатели рабочего места.

Поставленная техническая задача достигается тем, что на рабочем месте водителя военной гусеничной машины, включающем педали управления движением, сиденье с механизмом подъема из нижнего рабочего положения в верхнее, закрепленные на корпусе машины, согласно изобретению сиденье снабжено опорной рамой, укрепленной в корпусе шарнирно с развязкой от днища корпуса, например на крыше, в передней части посредством качающейся тяги, а в задней - с помощью механизма подъема, на которой установлены педали, имеющие продольную ростовую регулировку, причем рама, сиденье, педали устанавливаются с обеспечением зазоров с днищем корпуса, обеспечивающих безопасность при возможном минном подрыве.

Установка сиденья водителя на опорную раму, прикрепленную к крыше корпуса посредством механизма подъема с обеспечением гарантированных зазоров между рамой, сиденьем, педалями и внутренней поверхностью днища, позволяет повысить противоминную защиту водителя.

А в сочетании с этим крепление педалей управления движением на раме с возможностью регулировки относительно сиденья не ухудшает удобства пользования ими в положении водителя "по-походному" и исключает необходимость дополнительной регулировки положения педалей при переходе из положения "по-боевому" в положение "по-походному" и обратно.

Таким образом, сочетание новых признаков позволяет защитить водителя от минного подрыва и, кроме того, дополнительно повысить эргономические условия управления педалями в положении "по-походному".

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое рабочее место отличается тем, что в нем сиденье снабжено опорной рамой, укрепленной в корпусе шарнирно с развязкой от днища корпуса, например на крыше, в передней части посредством качающейся тяги, а в задней - с помощью механизма подъема, на которой установлены педали, имеющие продольную ростовую регулировку, причем рама, сиденье, педали устанавливаются с обеспечением гарантированных зазоров с днищем корпуса. Таким образом, заявляемое рабочее место соответствует критерию изобретения "новизна".

При изучении других известных технических решений в исследуемой области признаки, сходные с заявляемыми решениями и ведущие к достижению поставленной технической задачи, то есть к повышению защищенности водителя от мин, не были выявлены.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на Фиг. 1 представлен общий вид рабочего места водителя, вид сбоку (водитель находится в верхнем рабочем положении «Б»), на Фиг. 2 - общий вид рабочего места водителя, вид сбоку (водитель находится в нижнем рабочем положении «А»), а на Фиг. 3 - общий вид рабочего места водителя, вид сверху.

Рабочее место водителя ВГМ содержит органы управления движением: рулевую колонку 1, педали 2, 3, приборы 4, сиденье 5 с механизмом 6 подъема, закрепленные на корпусе 7 машины.

Сиденье 5 снабжено опорной рамой 8, прикрепленной к крыше корпуса 7 посредством механизма подъема 6, включающего рычажный механизм 9 и трапециевидную тягу 10. Педали 2, 3 установлены в передней части рамы 8 и имеют возможность ростовой регулировки относительно сиденья 5, например, с помощью перемещения по пазам крепления (на чертеже не показаны). Указанная регулировка выполняется водителем под его индивидуальные антропометрические данные при приемке машины один раз на весь срок работы на ней.

Посадка водителя в рабочее положение ("по-боевому") обеспечивается установкой сиденья 5 в нижнее положение (уровень размещения "А").

При этом, посредством механизма подъема 6, рама 8 вместе сиденьем 5 опускается вниз, проворачиваясь в шарнирах тяги 10, рычаги механизма 9 устанавливаются на упор, связанный с крышей корпуса. При этом обеспечивается минимальные гарантированные зазоры "В", "Г", "Д" между рамой 8, педалями 2, сиденьем 5 и внутренней поверхностью днища корпуса 7.

Установка сиденья водителя в нижнем положении позволяет водителю управлять машиной (посредством органов управления 1, 2, 3 и приборов 4), находясь при этом в забронированном объеме корпуса 7. Кроме того, обеспечивается возможность непосредственного общения с экипажем.

Посадка водителя в верхнее положение относительно приборов 4 и рулевой колонки 1 (уровень размещения "Б") обеспечивает водителю максимальную обзорность. При этом рама 8 вместе сиденьем 5 поднимается вверх посредством механизма подъема 9. Сиденье 5 в любом положении может фиксироваться относительно корпуса 7 машины стопором в виде торцевой зубчатой муфты (на чертеже не показана).

При этом обеспечиваются максимальные гарантированные зазоры "В", "Г", "Д" между рамой 8, педалями 2, сиденьем 5 и внутренней поверхностью днища корпуса 7.

Наличие гарантированных зазоров "В", "Г", "Д" между выступающими частями сиденья (в данном случае рамой 8, педалями 2, сиденьем 5) и внутренней поверхностью днища корпуса 7 при установке сиденья на любом уровне обеспечивает защиту при возможном минном подрыве ВГМ (ударное динамическое воздействие будет гаситься листами пола корпуса 7 и не будет передаваться на раму 8, педали 2, сиденье 5). Величины минимальных гарантированных зазоров "В", "Г", "Д" определяются опытным путем исходя из конструкции пола и величины мощности заряда, от которого предполагается защита.

Использование предлагаемого изобретения позволяет по сравнению с существующими техническими решениями улучшить защищенность от минного подрыва и эргономические показатели рабочего места водителя.

Рабочее место водителя военной гусеничной машины, включающее педали управления движением и сиденье с механизмом подъема из нижнего рабочего положения в верхнее, установленные на корпусе машины, отличающееся тем, что сиденье снабжено опорной рамой, установленной в корпусе шарнирно с развязкой от днища корпуса, например на крыше, в передней части посредством качающейся тяги, на которой установлены педали, имеющие продольную ростовую регулировку, а в задней - с помощью механизма подъема, причем опорная рама, сиденье и педали устанавливаются с обеспечением гарантированных зазоров с днищем корпуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области танкостроения. Боевой танк содержит броневые коробчатый корпус и вращающуюся орудийную башню.

Изобретение относится к объектам бронетанковой техники. Разведывательно-огневой комплекс вооружения танка представляет собой танк с основным вооружением и комплексом управления его огнем, пусковую установку (ПУ) для хранения и пуска снарядов с комплексом управления.

Изобретение относится к области вооружения, а именно к автоматам заряжания танковой пушки. Автомат заряжания танковой пушки содержит вращающийся транспортер с кассетами, механизм подъема кассет.
Группа изобретений относится к способу подводной переправы бронетанковой техники и устройству его осуществления, заключается в использовании современных технических средств наблюдения, используемых в изобретении.

Изобретение относится к бронированным боевым машинам. Танк содержит шасси, бронекорпус и вооружение.

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в качестве сиденья для боевых машин. Сиденье боевой машины содержит клиновидный элемент, установленную на кронштейне несущую ось и сухой демпфер.

Изобретение относится к военной технике, а именно к конструкциям боевых отделений боевых машин сухопутных войск легкой весовой категории. Для обеспечения обслуживания боевого модуля только наводчиком вращающаяся маска через систему рычагов кинематически связана с дополнительно введенным оптическим прицелом-дублером, установленным слева на боковой поверхности броневого колпака.

Группа изобретений относится к вариантам боевых машин. Боевая машина содержит двигатель, стартер и трансмиссию.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к способам повышения запаса плавучести военной гусеничной машины в случае затопления обитаемых отделений.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к самоходной военной технике с колесными движителями. Универсальное шасси на единой платформе с колесными движителями содержит тонкобронный корпус с отделением управления движением, отделением основного вооружения, герметизированным моторно-трансмиссионным отделением со сторонними бортовыми редукторами для ходовой части со сторонними движителями, включающей подвеску и гидроамортизаторы.

Изобретение относится к авиастроению и касается конструкций кресел. Энергопоглощающее кресло содержит каркас, две вертикальные направляющие, жестко закрепленные на спинке, два амортизатора, две вертикальные стойки, нижние основания которых жестко закреплены на платформе, заголовник.

Изобретение относится к миноустойчивому устройству для сидения транспортного средства. Устройство содержит несущую конструкцию сиденья для установки сиденья, которая выполнена с возможностью крепления к крыше транспортного средства.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Система безопасности пользователя сиденьем транспортного средства включает установленные на полу салона направляющие салазки для ограниченного перемещения сиденья в направлении действия сил инерции с фиксаторами его начального и конечного положений.

Изобретение относится к оборудованию салонов транспортных средств. Транспортное кресло с адаптивным углом поворота содержит сиденье со спинкой, выполненные в виде единого модуля, оснащенного ремнями безопасности и прикрепленного к верхнему торцу винтовой цилиндрической пружины, установленной жестко и вертикально нижним торцом на монтажной раме.

Изобретение относится к оборудованию салонов транспортных средств. Транспортное кресло с адаптивным углом поворота содержит сиденье со спинкой, выполненные в виде единого модуля, оснащенного ремнями безопасности для фиксации пользователя и установленного на монтажной раме с помощью закрепленной на нижней поверхности кресла вертикальной оси, снабженной механизмом фиксированного разворота кресла в горизонтальной плоскости на угол 180° относительно его исходного стационарного положения.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Система безопасности пользователя сиденьем транспортного средства включает механизм управления ограниченным перемещением и подъемом в направлении действия сил инерции с фиксацией в начальном и конечном положениях пассажирского сиденья, свободно надетого отверстием в его нижней крепежной части на направляющую, жестко установленную на полу салона.

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Сиденье транспортного средства установлено на полу кузова с помощью размещенной под сиденьем в задней его части шарнирной опоры и снабжено автоматическим аварийным устройством опрокидывания сиденья назад.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается систем, позволяющих обеспечить пассивную безопасность пассажиров при опрокидывании в поперечной плоскости.

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Кресло для летательного аппарата содержит каркас (1), обеспечивающий механическую прочность конструкции кресла, и две гибкие части, образующие спинку (2) и сиденье (3) кресла.

Изобретение относится к устройствам для обеспечения пассивной безопасности пассажирских транспортных средств. Безопасное сиденье состоит из основания и спинки и установлено на полу салона кузова и содержит механизм его автоматического освобождения от стационарного состояния в момент аварийного торможения, последующего опрокидывания вокруг шарнирной опоры и повторной фиксации в положении с горизонтальной спинкой.

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано при создании транспортных средств повышенной безопасности для перевозки людей. Адаптивное транспортное кресло повышенной безопасности развернуто на 180° относительно направления движения и содержит сиденье, спинку, их общие боковины и подголовник, снабженные мягкими подушками. Подушки спинки, боковин и подголовника выполнены в виде механически скрепленных и герметически изолированных друг от друга секций единого эластичного и заполняемого воздухом резервуара. При этом секция подушки спинки соединена с каждой из секций подушек обеих боковин и подголовника двумя запирающими воздушными регулируемыми клапанами с заданным пороговым перепадом давлений открывания. Исходное рабочее давление воздуха в секции подушки спинки создано значительно превосходящим одинаковые давления в секциях подушек боковин и подголовника с превышением при силовом инерционном воздействии пользователя кресла на подушку спинки при аварийном торможении заданного порогового перепада давлений открывания запирающих клапанов. Достигается повышение безопасности при столкновении транспортного средства, упрощение конструкции. 2 ил.
Наверх