Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль

Изобретение относится к способам отображения информации о вертикальном перемещении корабельной площадки при посадке вертолета на корабль. Устанавливают на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной в сторону захода вертолета на посадку, многофункциональный индикатор вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки (ВППл), на котором находятся два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение амплитуды вертикальной качки и текущего положения центра ВППл в виде столбчатой диаграммы, меняющей цвет в зависимости от движения вверх или вниз, а на первом – отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета при движении вниз, причем отображение символа индикации и столбчатой диаграммы исполнены различными цветами. Обеспечивается безопасность посадки вертолета на палубу корабля в сложных метеоусловиях. 3 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, преимущественно морской авиации, и может быть использовано для обеспечения визуальной посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (ВППл) днем и ночью, при бортовой и килевой качках, в простых и сложных метеоусловиях за счет повышения уровня информированности летчика при визуальном способе приземления вертолета на корабельные ВППл.

Для летчиков наиболее сложной задачей полета на вертолете является задача приземления (припалубливания) вертолета на ВППл. Для осуществления успешной посадки летчик должен спрогнозировать момент, когда центр ВППл будет двигаться вниз, а углы по дифференту и боковой качке будут стремиться к нулю, т.е. положение ВППл будет близким к горизонтальному.

Для повышения безопасности приземления разрабатываются различные способы информационного обеспечения и средства.

Известен способ обеспечения летчика визуальной информацией о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. Ю.Г. Басов, Светосигнальные устройства. Москва, Транспорт, 1993, стр. 269-270, 309).

Способ заключается во включении сигнализатора зеленого цвета при движении палубы вниз, сигнализатора красного цвета запрета посадки и сигнализатора желтого цвета при движении палубы вверх, сигнализатора направления дифферента вниз и сигнализатора направления дифферента вверх.

К недостаткам известного способа относится недостаточная информативность для принятия решения о приземлении на ВППл, в частности, при этом способе затруднено определение момента изменения направления движения ВППл.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль (см. патент RU №2506654 МПК G09G 03/20, публикация от 10.02.2014), заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, установлен многофункциональный индикатор, например, на основе цветных сверхъярких светодиодов. Этот индикатор имеет два информационных поля. На одном из них, например на первом, параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение шкалы высоты перемещения центра ВППл, а на втором информационном поле - отображение информации о положении ВППл в виде цветной столбчатой диаграммы, состоящей из линеек светодиодов, началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз. Высота столбчатой диаграммы зависит от амплитуды качки центра ВППл в вертикальной плоскости, при этом столбиковая диаграмма горит в одном цвете, например в зеленом, при движении вниз, и в другом, например в желтом, при движении вверх. Линейка светодиодов вверху амплитуды горит зеленым цветом, а внизу другим цветом, например желтым. Концы столбиковой диаграммы вычисляются вычислительным устройством, т.е. являются прогнозируемыми.

К недостаткам способа, представленного в патенте, следует отнести сложность определения летчиком момента, благоприятного для причаливания вертолета к палубе. Этот момент он определяет визуально, наблюдая за перемещением огней подсветки палубы при движении палубы вниз от вертолета. Этот момент наступает, когда угол качки по дифференту и угол боковой качки будут близкими к нулю.

Техническим результатом решения является повышение безопасности посадки вертолета на корабельную ВППл в сложных метеоусловиях.

Предложенный технический результат достигается тем, что в способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором имеются два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение амплитуды вертикальной качки и текущего положения центра ВППл на ней в виде столбчатой диаграммы одного цвета при движении вниз и другого - при движении вверх и началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз, причем на первом информационном поле отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, - положения, близкого к горизонтальному, когда ВППл займет его при движении вниз, причем отображение символа индикации и столбиковой диаграммы исполнены различными цветами.

Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными позволяют успешно реализовать поставленную цель.

Сущностью предложенного решения является то, что на первом информационном поле вместо шкалы отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, - положения, близкого к горизонтальному, которое она (ВППл) займет при движении ВППл вниз. Символ индикации имеет цвет иной, чем цвет столбиковой диаграммы при движении вниз.

Благодаря введению символа индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, повышается уровень информированности летчика для принятия решения о причаливания вертолета.

На фиг. 1 показан вид панели при движении ВППл вниз - начало движения.

На фиг. 2 показан вид панели при движении ВППл вверх.

На фиг. 3 показана условная траектория движения центра ВППл и дана ее разметка по высоте, где:

1 - многофункциональный индикатор вертикального перемещения;

2 - информационное поле 1 - поле индикации символа индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета на корабль;

3 - информационное поле 2 - поле индикации амплитуды вертикальной качки центра ВППл и текущего положения перемещения центра ВППл;

4 - текущее положение центра ВППл при его движении вниз;

5 - расчетная столбиковая диаграмма амплитуды вертикального перемещения центра ВППл при его движении вниз;

6 - символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета на корабль;

7 - прогнозируемое нижнее положение центра ВППл при его движении вниз;

8 - расчетная столбиковая диаграмма амплитуды вертикального перемещения центра ВППл при его движении вверх;

9 - текущее положение центра ВППл при его движении вверх;

10 - прогнозируемое верхнее положение центра ВППл при его движении вверх;

Ha1 - амплитуда вертикальной качки центра ВППл при движении вниз;

На2 - амплитуда вертикальной качки центра ВППл при движении вверх;

hпос - расстояние по высоте от текущего положения центра ВППл на траектории до положения, когда ВППл займет горизонтальное положение.

Для осуществления заявляемого способа летчик обеспечивается информацией о наступлении момента, благоприятного для причаливания. Этот момент наступает, когда текущее положение центра ВППл будет находиться по горизонтали в зоне, близкой к зоне расположения символа.

Способ осуществляют следующим образом.

С помощью вычислительного устройства по нескольким измерениям периода качки ВППл вычисляется прогнозное значение амплитуды Ha1 и На2 вертикального перемещения центра ВППл на очередной период качки. Амплитуда определяется с учетом килевой, бортовой качек и вертикального перемещения центра корабля и с учетом месторасположения центра ВППл относительно месторасположения датчиков навигационной системы. В соответствии с вычисленными значениями амплитуды включаются столбиковые диаграммы 5 или 8 и соответственно расчетные нижние строки 7 светодиодов диаграмме 5 и верхние 10 на диаграмме 8.

Если при движении центра ВППл вниз ВППл может оказаться в положении, близком к горизонтальному, то на поле 1 включается символ 6 на соответствующей высоте hпос амплитуды вертикального перемещения. При приближении текущего положения ВППл 4 к символу 6 летчик осуществляет маневр на причаливание вертолета практически автоматически.

Преимущество изобретения состоит в том, что летчику предоставляется информация о положении центра ВППл в виде и объеме, достаточном для своевременного принятия решения на припалубливание вертолета на корабельную ВППл.

Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной ВППл при посадке вертолета на корабль, заключающийся в том, что на ангаре или иной надстройке корабля в положении, близком к вертикальному, лицевой стороной, направленной в сторону захода вертолета на посадку, устанавливают многофункциональный индикатор вертикального перемещения ВППл, на котором имеются два информационных поля со световыми элементами на основе цветных сверхъярких светодиодов, на втором из которых параллельно длинной стороне индикатора обеспечивается отображение амплитуды вертикальной качки и текущего положения центра ВППл в виде столбчатой диаграммы одного цвета при движении вниз и другого - при движении вверх и началом которой является линейка светодиодов, отображающая текущее положение ВППл, а концом - линейка светодиодов, отображающая прогнозируемое положение ВППл при ее движении снизу вверх или сверху вниз, отличающийся тем, что на первом информационном поле отображается символ индикации положения ВППл, безопасного для причаливания вертолета, - положения, близкого к горизонтальному, когда ВППл займет его при движении вниз, причем отображение символа индикации и столбиковой диаграммы исполнены различными цветами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ориентации при движении транспортных средств. Способ ориентации по лазерному лучу заключается в том, что формируют удлиненное поперечное сечение лазерного луча с отношением длин большой и малой осей 2…5, поворачивают лазерный луч относительно его продольной оси до установления большой оси поперечного сечения луча в плоскости, проходящей через продольную ось луча и заданную траекторию, и направляют в сторону транспортного средства лазерный луч параллельно или под небольшим углом к заданной траектории движения.

Группа изобретений относится к способу и устройствам ориентации транспортных средств по лазерному лучу. Для ориентации транспортного средства направляют лазерный луч в сторону транспортного средства параллельно или под небольшим углом к траектории его движения, формируют линейную поляризацию излучения, устанавливают положение плоскости поляризации перпендикулярно плоскости, проходящей через лазерный луч и траекторию движения, определяют отклонение от заданной траектории движения.

Группа изобретений относится к способу и системе обеспечения посадки ЛА в сложных метеоусловиях. Для обеспечения посадки устанавливают на уровне земли симметрично от оси ВПП вдоль заданной траектории посадки N- пар оптических излучателей с лучами малой расходимости в качестве визуальных ориентиров на линиях, образованных проекциями на уровень земли правой и левой боковых границ допустимых траекторий посадки, лучи направляют перпендикулярно плоскости глиссады, определяют отклонения ЛА от заданной траектории по изменению расстояний и углов между линейными ориентирами.

Изобретение относится к способам посадки самолета. Для определения параметров движения самолета при его посадке размещают одну телевизионную камеру около курсового радиомаяка на оси взлетно-посадочной полосы, а вторую около глиссадного радиомаяка, осуществляют слежение телевизионными камерами за выбранным фрагментом самолета путем поворота камер в горизонтальной и вертикальной плоскостях, измеряют углы поворота камер.

Лазерная система посадки летательных аппаратов содержит курсовой, глиссадные, боковые и маркерные лазерные излучатели, расположенные определенным образом на взлетно-посадочной полосе (ВПП).

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам посадки летательных аппаратов. Лазерная система посадки содержит электросиловой агрегат, курсовой лазерный излучатель, два боковых лазерных излучателя и оптический формирователь.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродромному и бортовому самолетному оборудованию. Оптическая система определения координат летательного аппарата содержит наземный оптический излучатель-маяк, расположенный в начале взлетно-посадочной полосы и устройство для приема излучения, размещенное на борту воздушного судна.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам посадки воздушных судов. Способ посадки воздушного судна на взлетно-посадочную полосу осуществляется при помощи ультрафиолетовых приемников.

Лазерная система посадки летательных аппаратов (ЛА) на малоразмерные взлетно-посадочные площадки (ВПП) содержит два лазерных излучателя слева и справа вблизи ВПП со стороны захода на посадку, лучи которых направлены параллельно плоскости ВПП в сторону двух оптических устройств, выполненных с возможностью поворота направления лучей лазерных излучателей в плоскость глиссады.

Способ визуальной посадки летательного аппарата (ЛА) заключается в выводе ЛА в посадочный коридор, определении положения ЛА относительно плоскости глиссады и посадочного курса, определении соответствия текущей скорости ЛА, заданной по виду лазерного луча, направленного под углом к плоскости глиссады сбоку от ЛА.

Изобретение относится к области бортовых аварийных регистраторов. Технический результат – повышение эксплуатационной надежности за счет обеспечения сохранения максимально возможных по объему записанных в памяти данных в случае потери работоспособности регистратора.

Изобретение может быть использовано для защиты от обнаружения летательных аппаратов (ЛА), оборудованных реактивными двигателями. Способ снижения заметности ЛА в видимом и инфракрасном диапазоне электромагнитных волн, излучаемых горячими продуктами сгорания реактивного двигателя, заключается в создании защитного аэрозольного облака.

Изобретение относится к летательному аппарату (ЛА), содержащему двигатели, и касается защиты двигателей от риска ударного воздействия части, отделившейся от противоположного двигателя в случае неисправности.

Интеллектуальная система поддержки экипажа содержит датчики состояния двигателей, топливной системы, гидросистемы, системы электроснабжения, системы выпуска шасси и торможения, противообледенительной системы, противопожарной системы, системы воздушных сигналов, спутниковую навигационную систему, инерциальную навигационную систему, радиовысотомер, приборную систему посадки, систему штурвального управления, систему сбора бортовой информации, систему отображения информации, блок распознавания аварийных ситуаций, систему контроля разбега, систему предупреждения об опасной близости земли, систему предупреждения о выходе на опасные значения угла атаки и перегрузки, систему контроля захода на посадку и посадки, систему предупреждения о попадании в сдвиг ветра, систему выбора режима торможения с возможностью определения прогнозируемого тормозного пути.

Изобретение относится к области авиации, в частности к защите двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов. Способ уменьшения повреждений самолета от столкновений с птицами, включающий струйную систему, установленную на самолете, осуществляющую выборочный выброс струи высокого давления по птице.

Группа изобретений относится к системе и способу консультативных сообщений о нахождении самолета не на земле. Система консультативных сообщений содержит датчики положения опоры шасси, систему управления, индикаторы.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к струйным датчикам уровня, управляющим порядком выработки топлива из баков летательных аппаратов. Струйный датчик уровня содержит корпус и головку, при этом в корпусе расположены штуцер для подвода топлива и штуцер для отвода топлива, а в головке расположены форсунка и приемник, причем штуцер для подвода топлива соединен с форсункой посредством первой трубки, а штуцер для отвода топлива соединен с приемником посредством второй трубки, дополнительно в корпусе расположен штуцер для подвода перебивающего потока топлива, а в головке расположена дополнительная форсунка, при этом штуцер для подвода перебивающего потока топлива соединен с дополнительной форсункой посредством третьей трубки.

Группа изобретений относится к противобликовому козырьку и приборной панели, оборудованным устройством аварийного наблюдения. Козырек включает в себя противобликовый козырек в кабине и отсек, утопленный в противобликовом козырьке.

Группа изобретений относится к области авиации, а именно к поиску черного ящика. Система черного ящика содержит черный ящик, который размещен внутри выбрасывающего устройства.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат - повышение быстродействия системы.

Группа изобретений относится к способу и системе отображения полетной информации. Для отображения полетной информации отслеживают текущее местоположение самолета на заданной траектории полета, определяют текущий момент времени для текущего местоположения самолета на траектории, обеспечивают плановое время нахождения самолета в текущем положении, вычисляют и отображают отклонение планового и текущего времени, обеспечивают рекомендуемую путевую скорость, вычисляют и отображают отклонение текущей путевой скорости от рекомендованной. Система для отображения полетной информации содержит устройство хранения траектории полета, блок определения местоположения, блок таймера, процессор, дисплей, блок определения путевой скорости, датчики воздушной скорости и курса. Обеспечивается точность отображения информации для отслеживания траектории полета. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх