Асфальтобетонная смесь на основе модифицированного битума для устройства покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог. Технический результат - повышение качества дорожного покрытия за счет улучшения физико-механических характеристик асфальтобетонной смеси на основе модифицированного битума, а именно: снижение набухания и водонасыщения, повышение водостойкости и водостойкости при длительном водонасыщении. Асфальтобетонная смесь для устройства покрытий автомобильных дорог включает в качестве связующего модифицированное битумное вяжущее, состоящее из битума БНД 60/90 и низкокальциевой золы-уноса Рефтинской ГРЭС, в качестве заполнителя - гранитный щебень и отсев дробления, а в качестве наполнителя - известняковый минеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %: гранитный щебень фракции 5-20 мм - 38,7, отсев дробления гранитов - 46,6, известняковый минеральный порошок - 9,1, битум марки БНД 60/90 - 4,76, низкокальциевая зола-унос - 0,84. 3 табл.

 

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог.

Известна асфальтобетонная смесь, предназначенная для устройства покрытий автомобильных дорог, включающая: битум (сверх 100% минеральной части) - 5,8-7,5, щебень из хвостов сухой магнитной сепарации - 60-80, отсев дробления из хвостов сухой магнитной сепарации - 8-32, минеральный порошок - 12-8, целлюлозное волокно (сверх 100% к минеральной части) - 0,3-0,5 [Патент на изобретение RU №2285679 C1, МПК С04В 26/26, опубл. 20.10.2006].

В качестве недостатков данной асфальтобетонной смеси можно выделить ограниченную номенклатуру применяемого сырья, связанную с необходимостью использования в качестве заполнителей смеси щебня и отсева дробления в виде хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд, а также недостаточно высокие показатели физико-механических характеристик, таких как прочность при сжатии при 50 и 20°С, сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, водонасыщение и водостойкость при длительном водонасыщении.

Наиболее близкой к предлагаемому решению, принятой за прототип, является асфальтобетонная смесь, включающая (мас. %): шлаковый щебень фракции 5-20 мм - 31, шлаковый песок фракции 0-5 мм - 61-65, в качестве наполнителя и структурирующего компонента шлам химводоочистки ТЭЦ - 4-8 (сверх 100% минеральной части), нефтяной вязкий битум - 6,0 (сверх минеральной части), в качестве гидрофобно-пластифицирующей и структурирующей добавки кремнийорганическую жидкость ГКЖ-11 - 0,04-0,17 (сверх 100% минеральной части) [Патент на изобретение RU №2277519 С2, МПК С04В 26/26, Е01С 7/18, опубл. 10.06.2006].

Недостатками данной смеси являются высокие значения набухания и водонасыщения, а также низкие значения водостойкости и водостойкости при длительном водонасыщении.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является повышение качества дорожного покрытия за счет улучшения физико-механических характеристик асфальтобетонной смеси на основе модифицированного битума, а именно: снижения набухания и водонасыщения, повышения водостойкости и водостойкости при длительном водонасыщении.

Это достигается тем, что асфальтобетонная смесь для устройства покрытий автомобильных дорог включает в качестве связующего модифицированное битумное вяжущее, состоящее из битума БНД 60/90 и низкокальциевой золы-уноса, в качестве заполнителя - гранитный щебень и отсев дробления, а в качестве наполнителя - известняковый минеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %:

- гранитный щебень фракции 5-20 мм - 38,7;

- отсев дробления гранитов - 46,6;

- известняковый минеральный порошок - 9,1;

- битум марки БНД 60/90 - 4,76;

- низкокальциевая зола-унос ТЭС - 0,84.

Предложенный состав смеси позволяет достигнуть заявленного результата за счет того, что вводимая в разогретый битум добавка низкокальциевой золы-уноса оказывает структурирующее воздействие, повышая его вязкость, что приводит к повышению физико-механических характеристик при сниженном расходе битума в составе асфальтобетонной смеси для устройства покрытий автомобильных дорог.

Роль низкокальциевой золы-уноса заключается в интенсификации процессов хемосорбции в результате взаимодействия битумной пленки с поверхностью алюмосиликатного модификатора (низкокальциевой золы-уноса) за счет особенностей его состава и физической адсорбции за счет структуры, что приводит к повышению физико-механических и реологических характеристик битумного вяжущего, используемого для приготовления асфальтобетонной смеси. Данное обстоятельство способствует увеличению физико-механических характеристик асфальтобетонного покрытия, а также повышению его деформативной устойчивости.

Увеличение физико-механических характеристик асфальтобетона на основе заявленного состава асфальтобетонной смеси возможно за счет малых размеров, большой удельной поверхности и особенностей строения частиц добавки в виде низкокальциевой золы-уноса, позволяющей оптимизировать структуру асфальтобетона, создавая более плотную структуру асфальтобетона без пор и пустот.

Пример приготовления асфальтобетонной смеси.

Характеристика компонентов

Основными исходными материалами для получения асфальтобетонной смеси являлись: битум марки БНД 60/90 Московского нефтеперерабатывающего завода, модифицированный низкокальциевой золой-уносом Рефтинской ГРЭС (табл. 1, 2); гранитный щебень (ОАО «Павловскгранит»); отсев дробления гранитов (ОАО «Павловскгранит»); известняковый минеральный порошок (ООО «Стромис»).

Для получения модифицированного битумного вяжущего основными исходными материалами являлись низкокальциевая зола-унос (табл. 1 и 2) и битум марки БНД 60/90.

Асфальтобетонную смесь в лабораторных условиях получали следующим образом. Дозировали битум в количестве 0,51 кг, разогревали до температуры 160°С, дозировали 0,09 кг низкокальциевой золы-уноса, затем добавляли в емкость к битуму и смешивали с помощью лопастной мешалки в течение 5 минут. Дозированные крупный и мелкий заполнитель (гранитный щебень - 4,27 кг и отсев дробления гранитов - 4,9 кг) загружали в асфальтобетоносмесительную установку и разогревали до постоянной температуры 120°С, затем вводили известняковый минеральный порошок (0,9 кг) и подготовленный модифицированный битум и перемешивали до получения однородной смеси в течение 10 минут.

Подбор рационального состава асфальтобетонной смеси для устройства покрытий автомобильных дорог производился по результатам испытаний пробных составов асфальтобетонных смесей с использованием различного количества модифицированного битума, так было определено оптимальное количество связующего в составе асфальтобетонной смеси, которое обеспечивает ей максимальные физико-механические характеристики. Подбор состава минеральной части производился с помощью программного обеспечения. Испытания образцов асфальтобетона из полученной асфальтобетонной смеси проводили по стандартным методикам в соответствии с требованиями нормативных документов.

Примеры реализации составов предложенной асфальтобетонной смеси и ее основные характеристики представлены в таблице 3.

Таким образом, в результате анализа полученных результатов установлено существенное влияние модифицированного битумного вяжущего на свойства асфальтобетона на его основе, так асфальтобетон на основе битума, модифицированного низкокальциевой золой-уносом, характеризуется сниженными показателями набухания и водонасыщения, повышенными показателями водостойкости и водостойкости при длительном водонасыщении.

Введение малого количества добавки в вяжущее способствует снижению физико-механических характеристик асфальтобетона. Так, при введении низкокальциевой золы-уноса в битум в количестве 5% от массы вяжущего (состав №1) асфальтобетон на его основе имеет гораздо более низкие физико-механические характеристики в сравнении с составом без использования добавки низкокальциевой золы-уноса. При низком содержании добавки низкокальциевой золы-уноса в битуме не происходит должного структурирующего эффекта, который позволил бы значительно повысить физико-механические асфальтобетона на его основе.

Введение добавки низкокальциевой золы-уноса в битум в количестве 20% от массы вяжущего (состав №4) приводит к значительному загущению системы вяжущего, что в свою очередь препятствует равномерному его распределению на минеральной части (щебень, песок, минеральный порошок) асфальтобетонной смеси, вследствие чего снижаются физико-механические характеристики асфальтобетона.

Анализ физико-механических характеристик образцов асфальтобетона из асфальтобетонных смесей на основе битума, модифицированного низкокальциевой золой-уносом, свидетельствует о влиянии добавки, приводящему к оптимизации структуры вяжущего и асфальтобетона в целом, что способствует формированию более плотной структуры асфальтобетона.

Таким образом, представленное техническое решение в виде состава асфальтобетонной смеси на основе модифицированного битума для устройства покрытий автомобильных дорог с использованием в качестве модифицирующих добавки низкокальциевой золы-уноса позволяет получить асфальтобетонную смесь со сдвигоустойчивостью при сдвиге при температуре 50°С 0,75; водостойкостью 0,94; водонасыщением 0,9%; набуханием 0,001 и водостойкостью при длительном водонасыщении 0,99.

Применение битумного вяжущего, модифицированного низкокальциевой золой-уносом, в составе асфальтобетонной смеси способствует снижению стоимости асфальтобетонного покрытия за счет снижения расхода битума при прочих равных условиях.

Получаемые асфальтобетонные смеси для устройства покрытий автомобильных дорог характеризуются высокими физико-механическими характеристиками при сниженном содержании битума в составе смеси.

Асфальтобетонная смесь для устройства покрытий автомобильных дорог, включающая связующее, заполнитель и наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве связующего включает модифицированное битумное вяжущее, состоящее из битума БНД 60/90 и низкокальциевой золы-уноса, в качестве заполнителя - гранитный щебень и отсев дробления, а в качестве наполнителя - известняковый минеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %:

гранитный щебень фракции 5-20 мм 38,7
отсев дробления гранитов 46,6
известняковый минеральный порошок 9,1
битум марки БНД 60/90 4,76
низкокальциевая зола-унос 0,84



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области производства щебеночно-мастичных дорожных смесей и асфальтобетонов, применяемых для ремонтно-восстановительных работ и устройства новых слоев дорожных и аэродромных покрытий.

Настоящее изобретение относится к материалам для битумного дорожного покрытия. Материал для битумного дорожного покрытия, содержащий битумное вяжущее в количестве от приблизительно 3 до приблизительно 8 мас.% материала для битумного дорожного покрытия, содержащее базовый битум и полимер, представляющий собой гомополимер окисленного полиэтилена высокой плотности, где полимер присутствует в количестве от приблизительно 0,25 до приблизительно 10 мас.% базового битума; и заполнитель в количестве от приблизительно 92 до приблизительно 97 мас.% материала для битумного дорожного покрытия.

Изобретение относится к технологии получения дорожно-строительных материалов, а именно асфальтобетонных смесей при строительстве и ремонте автомобильных дорог, строительстве гидротехнических сооружений, в гражданском строительстве.

Изобретение касается дегтебетонных смесей для устройства и ремонта дорожек, тротуаров. Дегтебетонная смесь содержит, мас.%: песок кварцевый 40,0-50,0, щебень фракции 20-40 мм 41,0-51,0, каменноугольный деготь 6,0-8,0, цемент 1,0-3,0.

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов; которые могут быть использованы в строительстве пешеходных, автомобильных дорог, преимущественно сельских, разных площадок и т.п.

Изобретение относится к асфальтовым изделиям, включая модифицированные асфальтовые композиции. Описан способ изготовления модифицированных асфальтовых связующих композиций, который включает перемешивание асфальтового связующего материала и по меньшей мере одной асфальтовой добавки и/или асфальтового модификатора в шаровой мельнице-мешалке, что вызывает перемешивающее, сдвигающее, ударное и измельчающее воздействие на смесь.
Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, которые могут быть использованы в строительстве пешеходных, автомобильных дорог, преимущественно сельских, разных площадок и т.п.

Изобретение касается дегтебетонных смесей для устройства и ремонта дорожек, тротуаров. Дегтебетонная смесь содержит, мас.

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, которые могут быть использованы в строительстве пешеходных дорог, площадок. Масса для дорожного покрытия, содержащая связующее, минеральный порошок, кварцевый песок, содержит порошок королька - отхода производства стекловолокна, а в качестве связующего - каменноугольный деготь при следующем соотношении компонентов, мас.

Изобретение относится к области строительных материалов и изделий, а именно к способу приготовления асфальтобетонной смеси. Способ приготовления асфальтобетонной смеси, содержащей битум в количестве 3-9 мас.%, гидролизный лигнин фракции от 0 до 2,5 мм влажностью 10-50% в количестве 3-10 мас.% и минеральный материал, включающий щебень в количестве 30-70 мас.% и песок из отсевов дробления - остальное, включает одновременную подачу гидролизного лигнина и разогретого до 130-150°С битумного вяжущего в смеситель с разогретым до 130-150°С минеральным материалом.

Изобретение относится к промышленности строительных материалов. Технический результат - повышение прочности бетона.
Изобретение относится к утилизации отходов резины и может быть использовано в производстве строительных материалов. .
Изобретение относится к промышленности строительных, в частности стеновых, материалов и может быть использовано в производстве строительных блоков. .

Изобретение относится к способу получения эпоксидного полимерраствора, который может быть использован в строительстве в качестве герметизирующего и гидроизоляционного материала при восстановлении поврежденных участков элементов бетонных и железобетонных конструкций.

Изобретение относится к изоляционному строительному раствору, который можно использовать для полов и крыш с высокими термо- и звукоизоляционными свойствами. .

Изобретение относится к строительству, а именно к производству строительных материалов. .

Изобретение относится к промышленности строительных материалов, производству пластмасс, деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано для изготовления теплоизоляционного, конструкционного и облицовочного материала.

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к доменному производству. .

Изобретение относится к строительным материалам, а именНо к производству теплоизоляционных и конструктивно-теплоизоляционных изделий. .

Настоящее изобретение относится к смеси ускорителей для отверждаемых пероксидами смесей смол, которая содержит основной ускоритель (I) и соускоритель (II), причем основным ускорителем (I) является соединение формулы (I): а соускорителем (II) - соединение формулы (II-1) или (II-2): в которых R1 и R2 соответственно независимо друг от друга означают алкильную группу с одним или двумя атомами углерода, гидроксиалкильную группу с 1-3 атомами углерода или однократно или многократно этоксилированную или пропоксилированную гидроксиалкильную группу с 1-3 атомами углерода.
Наверх