Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель включает компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания. Спрямляющий аппарат выполнен заодно с упругими обечайками или соединен с упругими обечайками при помощи пайки или сварки. Длина упругих обечаек составляет 0,3-3,5 Lca, где Lca - осевая ширина лопаток спрямляющего аппарата компрессора. Нижняя из обечаек закреплена с фланцем лабиринтного уплотнения с образованием замкнутой полости между ним и нижней упругой обечайкой. Фланец лабиринтного уплотнения может быть выполнен упругим и закреплен с нижней обечайкой при помощи болтовых соединений с самоконтрящимися гайками. Заявленное изобретение позволяет повысить надежность и ресурс работы газотурбинного двигателя, а также его экономичность. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения.

Известен газотурбинный двигатель, содержащий статор, в котором внутренний корпус компрессора соединен с наружным силовым корпусом компрессора и с корпусом стоек камеры сгорания двумя упругими обечайками (патент РФ №2330167, F02C 7/20, опубл. 27.07.2008).

Недостатком известной конструкции является наличие соединения между внутренним корпусом КВД и корпусом стоек камеры сгорания, что приводит к снижению параметров компрессора из-за увеличения рабочих радиальных зазоров, в том числе при обдуве корпусов, а также громоздкость и увеличенная масса соединения.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является газотурбинный двигатель, включающий компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания (патент РФ №2463465, F02C 7/20, опубл. 10.10.2012). При этом спрямляющий аппарат компрессора расположен перед силовыми стойками диффузора.

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является снижение экономичности газотурбинного двигателя из-за наличия стоек диффузора за спрямляющим аппаратом компрессора.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении надежности и ресурса работы газотурбинного двигателя, а также в его экономичности.

Указанный технический результат достигается тем, что в газотурбинном двигателе, включающем компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания, согласно изобретению, спрямляющий аппарат выполнен заодно с упругими обечайками или соединен с упругими обечайками при помощи пайки или сварки, при этом длина упругих обечаек составляет 0,3-3,5 Lca, где Lca - осевая ширина лопаток (каждой лопатки) спрямляющего, а нижняя из обечаек закреплена с фланцем лабиринтного уплотнения с образованием замкнутой полости между ним и нижней упругой обечайкой.

При этом фланец лабиринтного уплотнения выполнен упругим и закреплен с нижней обечайкой при помощи болтовых соединений с самоконтрящимися гайками.

Выбор длины упругих обечаек обусловлен тем, что длина менее 0,3 Lca недостаточна для компенсации термических споров, а более 3,5 Lca - увеличивается податливость в радиальном направлении, что увеличивает колебания и массу обечайки.

Установка и закрепление фланца лабиринтного уплотнения с нижней из обечаек с образованием замкнутой полости между ним и нижней упругой обечайкой спрямляющего аппарата обеспечивает получение эффекта теплоизоляции спрямляющего аппарата и фланца, которая позволяет увеличить их тепловую инерцию и приблизить тепловую инерцию статорной части уплотнения к тепловой инерции массивной роторной части (уменьшаются износ и рабочие радиальные зазоры в лабиринтном уплотнении), а также позволяет уменьшить уступ по газовоздушному тракту перед спрямляющим аппаратом, что повышает надежность газотурбинного двигателя и его параметры. При этом исключение из конструкции стоек диффузора улучшает параметры двигателя за счет исключения потерь на стойках диффузора.

Закрепление фланца лабиринтного уплотнения при помощи болтовых соединений с самоконтрящимися гайками устраняет выпадение последних в надроторную полость при поломке болтового соединения и обеспечивает удобство сборки, а также позволяет конструктивно увеличить замкнутую полость и убрать резьбовые отверстия во фланце лабиринтного уплотнения.

Спрямляющий аппарат компрессора может быть цельнолитым, т.е. выполнен заодно (зацело) с упругими обечайками диффузора камеры сгорания, или может быть соединен с упругими обечайками при помощи пайки (лопатки спрямляющего аппарата припаяны к упругим обечайкам диффузора камеры сгорания) или сварки.

На фиг. 1 показано соединение компрессора с камерой сгорания газотурбинного двигателя.

На фиг. 2 представлен элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде - вариант соединения спрямляющего аппарата с упругими обечайками при помощи пайки.

На фиг. 3 представлен элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде - вариант соединения спрямляющего аппарата заодно с упругими обечайками.

На фиг. 4 представлен элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде - вариант соединения спрямляющего аппарата с упругими обечайками при помощи сварки.

На фиг. 5 представлен элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде - закрепление фланца лабиринтного уплотнения при помощи болтовых соединений с самоконтрящимися гайками (вариант соединения спрямляющего аппарата с упругими обечайками при помощи пайки).

На фиг. 6 представлен элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде - закрепление фланца лабиринтного уплотнения при помощи болтовых соединений с самоконтрящимися гайками (вариант соединения спрямляющего аппарата заодно с упругими обечайками).

На фиг. 7 представлен элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде - закрепление фланца лабиринтного уплотнения при помощи болтовых соединений с самоконтрящимися гайками (вариант соединения спрямляющего аппарата с упругими обечайками при помощи сварки).

Газотурбинный двигатель 1 включает компрессор 2 высокого давления и камеру сгорания 3. Корпус компрессора 2 состоит из наружного силового корпуса 4 и внутреннего корпуса 5, который установлен раздельно с диффузором 6 камеры сгорания 3. В диффузоре 6 установлен спрямляющий аппарат 7 с лопатками 8, который выполнен заодно (или соединен при помощи пайки или сварки) верхней 9 и нижней 10 упругими обечайками (с их передними частями) диффузора 6. Под спрямляющим аппаратом 7 на нижней 10 упругой обечайке, являющейся внутренней, установлен фланец 11 лабиринтного уплотнения 12, образующий с нижней 10 упругой обечайкой замкнутую теплоизоляционную полость 13. Фланец 11 лабиринтного уплотнения 12 закреплен на нижней 10 упругой обечайке при помощи болтовых соединений (болтов 14). Фланец 11 может быть выполнен упругим и закреплен на нижней 10 упругой обечайке при помощи болтовых соединений с самоконтрящимися гайками (болтов 14 и самоконтрящихся гаек 15, расположенных внутри замкнутой полости 13). Выполнение фланца 11 упругим уменьшает напряжения во фланце 11, диффузоре 6, спрямляющем аппарате 7, лопатках 8, в местах пайки и сварки, и увеличивает термоинертность статора, уменьшает рабочие зазоры в лабиринтном уплотнении 12. Крепление фланца 11 лабиринтного уплотнения 12 с нижней 10 упругой обечайкой при помощи болтов 14 и самоконтрящихся гаек 15 позволяет избежать попадания гаек 15 в надроторную полость в случае поломки болтового соединения, что дополнительно повышает надежность двигателя.

Работа газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом.

При работе газотурбинного двигателя 1 внутренний корпус 5 компрессора 2, не имея связи с диффузором 6 камеры сгорания 3, обеспечивает минимальные рабочие радиальные зазоры над лопатками компрессора 2, в том числе при регулируемом обдуве корпуса компрессора 2. Спрямляющий аппарат 7 не влияет на радиальные зазоры по рабочим лопаткам компрессора 2, он разгружен от воздействия диффузора 6 камеры сгорания 3 при помощи верхней 9 и нижней 10 упругих обечаек. Замкнутая полость 13 между спрямляющим аппаратом 7 и фланцем 11 лабиринтного уплотнения 12 позволяет теплоизолировать фланец 11 и спрямляющий аппарат 7 и приблизить тепловую инерцию статора к тепловой инерции массивной роторной части лабиринтного уплотнения 12.

1. Газотурбинный двигатель, включающий компрессор высокого давления, спрямляющий аппарат которого размещен на двух упругих обечайках диффузора камеры сгорания, отличающийся тем, что спрямляющий аппарат выполнен заодно с упругими обечайками или соединен с упругими обечайками при помощи пайки или сварки, при этом длина упругих обечаек составляет 0,3-3,5 Lca, где Lca - осевая ширина лопаток спрямляющего аппарата компрессора, а нижняя из обечаек закреплена с фланцем лабиринтного уплотнения с образованием замкнутой полости между ним и нижней упругой обечайкой.

2. Газотурбинный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что фланец лабиринтного уплотнения выполнен упругим и закреплен с нижней обечайкой при помощи болтовых соединений с самоконтрящимися гайками.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к статору компрессора осевой турбомашины. Статор содержит кольцевой ряд основных лопаток (26) статора и дополнительные лопатки (34), каждая из которых связана с основной лопаткой (26).

Настоящее изобретение относится к узлу (2) с лопатками (1), в частности, спрямляющего аппарата для компрессора турбомашины. Узел (2) с лопатками (1) содержит множество индивидуальных устройств (14А), воздействующих на поток, которые сформированы таким образом, чтобы создавать завихрения (16).

Изобретение относится к механическому сборочному узлу (1) для авиации, содержащему: деталь (3), содержащую присоединяемый конец; углубление, предназначенное для посадки в него детали (3), причем указанное углубление (2) имеет стенку, содержащую композитный материал с органической матрицей; фиксирующий композитный материал (4), содержащий термопластичный или термореактивный материал с содержанием наполнителя от 0 до 70 весовых процентов и образующий механическую и/или физико-химическую связь между указанной деталью (3) и углублением (2) со стенкой из композитного материала с органической матрицей.

Диффузор (20), в частности, для осевого компрессора, предпочтительно стационарной газотурбинной установки. В диффузоре (20) кольцевой канал (17), имеющий первую площадь поперечного сечения, переходит в выходное пространство (21), имеющее вторую, большую площадь поперечного сечения вдоль оси (31) машины.

Изобретение относится к конструкции полости отбора воздуха в корпусе осевого компрессора газотурбинного двигателя. Спиральный корпус осевого компрессора высокого давления выполнен в форме «улитки» со спиральным диффузорным каналом, кольцевой щелью забора воздуха и выходным фланцем перепуска воздуха диффузорного канала.

Компрессор (1) турбореактивного двигателя летательного аппарата содержит решетку (2) неподвижных лопаток и систему для отбора воздуха на уровне проходов (5) между двумя лопатками (3) через щели (6), выполненные в упомянутой стенке (4).

Осевой компрессор имеет двухступенчатый каскад (8) направляющих лопаток на конце (5) вала ротора (4) со стороны выхода. Направляющие лопатки (11) второй ступени каскада смещены относительно направляющих лопаток (10) в окружном направлении таким образом, что вихревые хвосты, производимые направляющими лопатками (10) первой ступени направляющих лопаток, не могут попадать на направляющие лопатки (11) второй ступени.

Крепежная конструкция для прикрепления направляющей лопасти к раме или кожуху вентилятора двигателя воздушного судна. Направляющая лопасть образована из композитного материала.

Лопаточный кольцевой сектор статора турбомашины летательного аппарата содержит сектор внутренней обечайки, множество лопаток и сборку, образующую сектор наружной обечайки.

Кольцо статора модуля турбинного двигателя летательного аппарата имеет множество сквозных отверстий, предназначенных для расположения лопатки статора. Каждое отверстие определяет среднюю линию, проходящую между первым краем, предназначенным для расположения задней кромки лопатки, и вторым краем, предназначенным для расположения передней кромки лопатки.

Группа изобретений относится к узлу опорной стойки для опоры корпуса функционального блока газовой турбины, к газовой турбине и к способу опоры корпуса функционального блока газовой турбины.

Изобретение относится к энергетике. Устройство для стопорения в осевом направлении уплотнительного кольца, выполненного из истираемого материала и находящегося в контакте с периферией ротора модуля турбомашины летательного аппарата.

Предложена присоединяющая лопатку конструкция в сочетании с лопаткой реактивного двигателя, предназначенная для присоединения лопатки к реактивному двигателю, причем лопатка выполнена из композиционного материала.

Соединительная конструкция, являющаяся частью реактивного двигателя и содержащая лопатку, выполненную из композитного материала из термореактивной смолы или термопластичной смолы и усилительного волокна, и соединительный поддерживающий элемент.

Двухконтурный турбореактивный двигатель для крепления сбоку фюзеляжа самолета при помощи разнесенных в продольном направлении передней и задней подвесок содержит наружную обечайку промежуточного корпуса, прикрепленную к передней подвеске, и тяговую основную конструкцию, прикрепленную к задней подвеске.

Изобретение относится к трубному элементу (1), который может служить удобным соединительным элементом в линии циркуляции текучей среды в любой области промышленного применения, в частности в реактивном двигателе.

Узел двухконтурного турбореактивного двигателя содержит внешнее кольцо выхлопного корпуса, структурное кольцо внешнего тракта канала вентилятора, концентричного относительно внешнего кольца выхлопного корпуса, а также первый и второй кронштейны или соединительные тяги.

Устройство для соединения корпусов двухконтурного газотурбинного двигателя содержит тяги, концы которых шарнирно прикреплены к корпусам, размещенные под углом к продольной оси двигателя.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к турбиностроению, и предназначено для использования в качестве опоры быстровращающегося ротора газовой турбины, выполненной в виде двух отдельных ребер, установленных в имеющийся корпус с крышкой и приваренных к нему монтажным швом перпендикулярно оси предварительно выполненной в ребрах расточки заподлицо с горизонтальным разъемом корпуса и соединенных по нему с верхним ребром; при этом верхнее ребро соединено с имеющейся крышкой посредством крепежа и подогнанной по месту дистанционной шайбы.

Группа изобретений относится к машиностроению. Устройство (10) создания предварительного напряжения содержит по меньшей мере три зоны (11) деформирования.

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит цилиндрический канал холодного потока, на продольных концах которого расположены корпус, окружающий вентилятор турбореактивного двигателя, и опорное кольцо, соединенное с выпускным корпусом. Опорное кольцо установлено при помощи тяг, прикрепленных к цилиндрической наружной обечайке выпускного корпуса при помощи точек крепления. Точки крепления выпускного корпуса представляют собой вилки, проушины которых проходят радиально от наружной обечайки и расположены по существу в осевом направлении посередине обечайки. Отверстия вилок ориентированы по направлению образующих наружной обечайки. Точки крепления тяг на опорном кольце канала холодного потока расположены в осевом направлении выше по потоку от вилок наружной обечайки выпускного корпуса. Изобретение позволяет упростить конструкцию крепления опорного кольца к выпускному корпусу и обеспечить возможность их относительных перемещений. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх