Электрохимический генератор

Изобретение относится к электрохимии, точнее к энергоустановкам с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Электрохимический генератор включает батарею топливных элементов и ее систему охлаждения с контуром циркуляции жидкого теплоносителя, включающим охлаждающий теплообменник, установленный на выходе этой системы, и электрический насос. Электрический насос установлен на ее входе и электрически связан с батарей топливных элементов. В контур циркуляции жидкого теплоносителя дополнительно введены газовая турбина с электрогенератором, а также газожидкостный эжектор и подключенный к его выходу газожидкостный сепаратор, установленные на входе охлаждающего теплообменника. Жидкостная полость сепаратора соединена со входом этого теплообменника, а газовая полость сепаратора - со входом газовой турбины, выход которой подключен к газовому входу эжектора. Изобретение позволяет повысить эффективность ЭХГ, особенно, если его мощность значительна. 1 ил.

 

Предлагаемое техническое решение относится к электрохимии, точнее к энергоустановкам с электрохимическими генераторами (ЭХГ), и может использоваться при разработке систем электроснабжения космических аппаратов (КА) на основе ЭХГ.

Несмотря на сравнительно высокую стоимость, такие агрегаты находят применение (хотя и ограниченное) на транспорте и в сетях распределенного электроснабжения, работают вместе с возобновляемыми источниками энергии. Наиболее оправданным (и технически, и экономически) является, однако, использование ЭХГ в космосе. Здесь применяются низкотемпературные генераторы щелочного и твердополимерного типов с рабочей температурой около 100°С. Твердополимерный генератор использовался, например, на КА «Space Shuttle», щелочной ЭХГ был разработан для корабля «Буран», использовался ранее на борту «Ароllо» (С.А. Худяков «Космические энергоустановки», М.: Знание, 1984 г., стр. 15, серия «Космонавтика, астрономия»). Существует также перспектива использования ЭХГ для лунной базы (Глухих И.Н. и др. «Обеспечение лунной базы электроэнергией, теплом, водородом и кислородом на основе солнечных батарей и аккумулятора энергии с водородным циклом». Изв. РАН, журнал Энергетика, №3, 2007 г., стр. 35-56, а также Изв. РАН, журнал Энергетика, №1, 2009 г., стр. 19-26). Во всех этих случаях для охлаждения ЭХГ используется система охлаждения КА, которая в свою очередь сбрасывает это тепло в окружающее пространство.

В качестве аналога данному предложению может служить любой из бортовых ЭХГ, независимо от его типа. Их общим недостатком является необходимость сброса генерируемого ими тепла в бортовую систему охлаждения КА. При значительной мощности генератора этого тепла достаточно много, поскольку КПД существующих низкотемпературных ЭХГ не превышает 50%. Такая дополнительная тепловая нагрузка на систему охлаждения КА, особенно низкотемпературное тепло ЭХГ, требует существенного увеличения массогабаритных параметров ее тепловых панелей-излучателей.

Более близким к данному предложению является схема бортового ЭХГ с «самоохлаждением», принятого за прототип, и описанная в статье «Повышение эффективности кислородо-водородного ЭХГ космического назначения», авторы: Глухих И.Н., Челяев В.Ф., Щербаков А.Н., Изв. РАН, журнал «Энергетика» №5, 2014 г., с. 87-91. Электрохимический генератор содержит батарею топливных элементов и ее систему охлаждения с контуром циркуляции жидкого теплоносителя, включающим охлаждающий теплообменник (теплообменник - сублиматор), установленный на выходе этой системы охлаждения, и электрический насос, установленный на ее входе и электрически связанный с батарей топливных элементов. В данном устройстве значительная часть тепла сбрасывается не в систему охлаждения КА, а в окружающее пространство, что достигается за счет испарения в вакуум реакционной воды ЭХГ. В данной схеме эта вода сначала, как обычно, конденсируется с помощью системы охлаждения КА. Затем полученная жидкость начинает циркулировать по дополнительному собственному контуру охлаждения генератора, включающему сублиматор, «открытый» в вакуум. Здесь, при испарении воды (или льда) в вакуум, происходит охлаждение оставшейся жидкости, циркулирующей в контуре. В результате потребление «холода» от системы охлаждения КА сокращается. Циркуляция воды в собственном контуре охлаждения ЭХГ стимулируется при этом насосом, подключенным к самому генератору (точнее, к батарее топливных элементов); таким образом, генератор сам себя охлаждает. Это привносит в систему отрицательную обратную связь, что, как известно из теории управления, повышает устойчивость системы. Недостатком прототипа является потеря воды, что в условиях космического полета, особенно пилотируемого, нежелательно. Кроме того, при достигнутом в настоящее время КПД ЭХГ (до 50%), такая схема не обеспечивает полной утилизации тепла, выделяемого ЭХГ. В конечном счете тепло электрохимической реакции, как и прежде, не используется для выработки дополнительной электроэнергии.

Задачей настоящего предложения является повышение электрического КПД низкотемпературного ЭХГ за счет тепла, которое он вырабатывает. Следует отметить, что утилизировать низкопотенциальное тепло всегда сложнее, чем высокотемпературное.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности ЭХГ, особенно, если его мощность значительна (от нескольких киловатт до нескольких десятков киловатт).

Технический результат достигается за счет того, что в электрохимическом генераторе, включающем батарею топливных элементов и ее систему охлаждения с контуром циркуляции жидкого теплоносителя, в состав которого входит охлаждающий теплообменник, установленный на выходе этой системы, и электрический насос, установленный на ее входе и электрически связанный с батареей топливных элементов, в контур циркуляции жидкого теплоносителя дополнительно введены газовая турбина с электрогенератором, а также газожидкостный эжектор и подключенный к его выходу газожидкостный сепаратор, установленные на входе охлаждающего теплообменника, при этом жидкостная полость сепаратора соединена со входом этого теплообменника, а газовая полость сепаратора - со входом газовой турбины, выход которой подключен к газовому входу эжектора.

Суть предложения в том, что тепло электрохимической реакции утилизируется за счет электроэнергии, вырабатываемой в этой же реакции, т.е. работа системы охлаждения БТЭ поддерживается самой батареей. При этом количество электроэнергии, выработанной при утилизации тепла, будет больше, чем электроэнергии, затраченной на это. Основные энергозатраты идут в этом случае на работу побудителя расхода теплоносителя (насоса), который по сути дела является электромеханическим приводом собственной системы охлаждения БТЭ. Он же задает режим работы турбины, при этом часть электроэнергии, поступающей от БТЭ, расходуется также и на все другие нужды системы охлаждения батареи, включая потери энергии в ее элементах. Предлагаемое устройство является в сущности низкотемпературной гибридной энергоустановкой для преобразования химической энергии водорода в электроэнергию. При этом, несмотря на то, что КПД турбины при (низких) рабочих температурах твердополимерного или щелочного ЭХГ будет сравнительно небольшим, общая эффективность установки будет выше, чем у обычного ЭХГ, поскольку генерируемое им тепло не отводится из генератора полностью, а частично преобразуется в электричество в системе охлаждения БТЭ. При этом энергопотребление самой этой системы должно быть достаточно малым, т.е. КПД ее элементов - достаточно высоким. Несложные оценки позволяют показать, что электрический КПД предлагаемого ЭХГ будет больше КПД БТЭ, при условии, что насос системы охлаждения БТЭ будет потреблять часть (х) электроэнергии, производимой батареей, не более чем

при этом превышение к КПД ЭХГ над КПД БТЭ будет определяться выражением:

где kтэ - КПД БТЭ; kт - КПД турбины; kн - КПД насоса; kэг - КПД электрогенератора.

Здесь учитывается, что преобразование энергии, передаваемой из БТЭ в контур ее системы охлаждения, происходит по цепочкам:

тепловая энергия - «БТЭ - турбина - электрогенератор»;

электроэнергия - «БТЭ - насос - турбина - электрогенератор».

В частности, для типичных значений КПД агрегатов, входящих в схему генератора, а именно:

kтэ=0,5 (низкотемпературные ЭХГ);

kн=0,6 (поршневые насосы);

kт=0,3 (газовые турбины мощностью несколько киловатт);

kэг=0,8 (электрогенераторы примерно такой же мощности),

оценка по соотношению (2) дает величину около 7-10% при энергопотреблении насоса х=0,05-0,1 (т.е. 5-10%). Таким образом, КПД ЭХГ со «встроенной» газовой турбиной может сравниться с КПД лучших парогазовых установок (около 60%).

Конструкция предлагаемого устройства поясняется схемой на фиг. 1, где обозначено: 1 - батарея топливных элементов (БТЭ); 2 - система охлаждения БТЭ; 3 - насос; 4 - охлаждающий теплообменник; 5 - газожидкостный эжектор (ГЖЭ); 6 - газожидкостный сепаратор (ГЖС); 7 - газовая турбина; 8 - электрогенератор.

Система охлаждения (2) БТЭ (1) входит в замкнутый контур циркуляции жидкого теплоносителя, который включает в себя также охлаждающий теплообменник (4), вход которого гидравлически связан с жидкостной полостью ГЖС (6), а выход подключен ко входу насоса (3), электрически связанного с БТЭ (1) и подключенного к системе охлаждения (2). Вход ГЖС (6) подключен к выходу ГЖЭ (5). Вход последнего по жидкости соединен с выходом системы охлаждения (2), а вход по газу - с выходом турбины (7), которая своим входом соединяется с газовой полостью ГЖС (6). Турбина (7) приводит в действие электрогенератор (8), механически с ней связанный (например, размещенный на ее оси).

Работает устройство следующим образом. Тепло, выделяемое батареей топливных элементов (1), нагревает жидкий теплоноситель в системе охлаждения (2). При этом испарения жидкости не происходит - это не допускается технологией эксплуатации низкотемпературных ЭХГ. В частности, если теплоносителем служит вода, это условие обеспечивается автоматически, поскольку рабочие температуры низкотемпературных генераторов не превышают 100°С.

Из системы охлаждения (2) нагретая жидкость-теплоноситель направляется в ГЖЭ (5), где она распыляется в холодном газе, поступающем сюда из турбины (7). ГЖЭ (5) в данном случае работает как газокапельный теплообменник, в котором происходит передача тепла от капель жидкости к газу. Из ГЖЭ (5) газокапельная смесь попадает в ГЖС (6), где происходит разделение смеси по фазам. Нагретый жидкостью газ из ГЖС (6) направляется на вход газовой турбины (7), а предварительно охлажденная газом жидкость - в охлаждающий теплообменник (4), где она дополнительно охлаждается (например, с помощью внешней системы охлаждения), а затем поступает на вход насоса (3). Последний снова направляет жидкость в систему охлаждения (2) БТЭ (1), и рабочий цикл теплоносителя замыкается.

При использовании высокоэффективных агрегатов в системе охлаждения БТЭ (насос, турбина, генератор) предлагаемая схема ЭХГ (со «встроенной» турбиной) позволяет заметно повысить эффективность преобразования химической энергии в электрическую.

Электрохимический генератор, включающий батарею топливных элементов и ее систему охлаждения с контуром циркуляции жидкого теплоносителя, включающим охлаждающий теплообменник, установленный на выходе этой системы, и электрический насос, установленный на ее входе и электрически связанный с батарей топливных элементов, отличающийся тем, что в контур циркуляции жидкого теплоносителя дополнительно введены газовая турбина с электрогенератором, а также газожидкостный эжектор и подключенный к его выходу газожидкостный сепаратор, установленные на входе охлаждающего теплообменника, при этом жидкостная полость сепаратора соединена со входом этого теплообменника, а газовая полость сепаратора - со входом газовой турбины, выход которой подключен к газовому входу эжектора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к твердооксидному топливному элементу или твердооксидной топливной ячейке и способу их эксплуатации. Твердооксидный топливный элемент содержит a) несколько блоков (5) катод-анод-электролит (КАЭ), при этом каждый блок (5) КАЭ содержит первый электрод (51) для окисляющего средства, второй электрод (53) для горючего газа и твердый электролит (52) между первым электродом (51) и вторым электродом (52), и b) металлическое межблочное соединение (40) между блоками (5) КАЭ, при этом межблочное соединение (40) содержит: первый газораспределительный элемент (10), содержащий газораспределительную конструкцию (11) для горючего газа, при этом первый газораспределитвельный элемент (10) находится в контакте со вторым электродом (53) блока (5) КАЭ, и второй газораспределительный элемент (4), содержащий каналы (20а) для окисляющего средства и содержащий отдельные каналы (20b) для текучей среды для термообработки, при этом каналы (20а) для окисляющего средства находятся в контакте с первым электродом (51) соседнего блока (5) КАЭ, и первый газораспределительный элемент (10) и второй газораспределительный элемент (4) соединены электрически.

Изобретение относится к устройствам для прямого преобразования химической энергии топлива в электрическую с использованием твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ) и может быть использовано для автономного энергоснабжения различных бытовых и технологических устройств небольшой мощности.

Изобретение относится к способу эксплуатации бифункциональной электрохимической системы, содержащей анодную и катодную электродные камеры с четырехходовыми клапанами на входе и выходе из электродных камер, резервуар-сепаратор с водой, соединенный с анодной и катодной камерами и с контейнерами хранения водорода и кислорода, насосы, включающему очистку от газов анодной и катодной электродных камер при смене режимов работы, отличающемуся тем, что систему снабжают дополнительными насосами и дополнительным резервуаром-сепаратором с водой, сообщающимся с источником поступления воды и имеющим выходы для подсоединения трубопроводов к входам анодной и катодной камер бифункциональной электрохимической системы, осуществляют очистку электродных камер путем закачивания в них воды из дополнительного резервуара и вытеснения оставшихся газов из анодной и катодной камер в контейнеры для хранения водорода и кислорода.
Изобретение относится к катализатору для разложения углеводородов, способу его получения и к батарее топливных элементов. Катализатор содержит соединение, содержащее по меньшей мере никель и алюминий, и металлический никель, имеющий диаметр частиц от 1 до 25 нм, в котором энергии связи между металлическим никелем и соединением, содержащим по меньшей мере никель и алюминий, в катализаторе составляют от 874,5 до 871,5 эВ (Ni 2p1/2), от 857 до 853 эВ (Ni 2p3/2) и от 73,5 до 70 эВ (Al 2p), и энергия активации катализатора составляет от 4×104 до 5×104 Дж/моль.

Изобретение относится к способу обогащения изотопа кислорода. Способ включает получение кислорода, содержащего первично обогащенный изотоп кислорода, с помощью дистилляции кислородного сырья при использовании первого дистилляционного устройства, получение воды с помощью гидрогенизации кислорода, содержащего первично обогащенный изотоп кислорода, получение оксида азота, отводимого при дистилляции сырья оксида азота, при использовании второго дистилляционного устройства, и получение оксида азота и воды с помощью осуществления реакции химического обмена между водой и отведенным оксидом азота, в результате чего получают оксид азота, имеющий повышенную концентрацию изотопа кислорода, и воду, имеющую пониженную концентрацию изотопа кислорода, причем оксид азота, имеющий повышенную концентрацию изотопа кислорода, подают во второе дистилляционное устройство, а кислород, полученный электролизом воды, имеющей пониженную концентрацию изотопа кислорода, возвращают в первое дистилляционное устройство.

Изобретение относится к батарее твердооксидных топливных элементов, состоящей из узла подачи воздуха, включающего фланец со штуцером с калиброванной шайбой, рассекатель потока воздуха, средний фланец с отверстиями для установки трубок с уплотнениями для подачи воздуха в топливные элементы; камеры теплообмена с теплообменником в виде цилиндра из пористого материала с аксиальными каналами и с установленными в них с зазором трубками для подачи воздуха в топливные элементы, экрана, из каталитического дожигателя остаточного топлива, содержащего пористый материал с нанесенным катализатором и выполненный в виде трубной решетки с закрепленными в ней открытыми концами топливных элементов и с проходящими сквозь нее трубками для подачи воздуха.

Изобретение относится к энергетическому оборудованию и может быть использовано в качестве электрохимического генератора на основе водородно-кислородных топливных элементов для резервного электропитания аварийных объектов, при этом в заявленном генераторе газообразный водород получают в проточном реакционном сосуде путем гидролиза водной суспензии алюминия.

Изобретение относится к электроду для топливного элемента, который содержит углеродные нанотрубки; катализатор для топливного элемента, нанесенный на углеродные нанотрубки; и иономер, обеспеченный так, чтобы покрывать углеродные нанотрубки и катализатор для топливного элемента, причем, если длина углеродных нанотрубок обозначена как La [мкм], а шаг между центрами углеродных нанотрубок обозначен как Ра [нм], то длина La и шаг Ра между центрами удовлетворяют двум выражениям, приведенным ниже: 30≤La≤240; и 0,351×La+75≤Ра≤250.

Изобретение относится к способу снижения проницаемости мембраны по отношению к ионам ванадия. Способ включает введение катионного поверхностно-активного вещества, по меньшей мере, в часть поверхности мембраны и внутреннюю часть мембраны инкубацией мембраны в водный или водно-солевой раствор, содержащий катионное поверхностно-активное вещество или смесь катионных поверхностно-активных веществ.

Изобретение относится к подводной лодке, содержащей устройство для производства электроэнергии. Технический результат - повышение компактности с одновременной оптимизацией КПД.

Изобретение относится к высокотемпературным электрохимическим устройствам (ЭХУ) с твердым оксидным электролитом, таким как электрохимические генераторы или топливные элементы, кислородные насосы, электролизеры, конвертеры, а именно к конструкции трубчатого элемента с тонкослойным несущим твердым электролитом с газодиффузионными электродами, интерфейсными и коллекторными слоями. Техническим результатом изобретения является улучшение технологичности изготовления твердооксидного элемента, снижение массогабаритных характеристик и повышение электрических и ресурсных характеристик топливного элемента. Предложенный трубчатый топливный элемент с тонкослойным твердооксидным электролитом, газодиффузионными электродами, интерфейсными и коллекторными слоями выполнен с монолитными торцевыми утолщениями, которые имеют плавный переход к электролиту, причем снижение толщины несущего твердого электролита достигается за счет торцевых утолщений и/или каркаса в рабочей зоне, а также за счет увеличения толщины одного или обоих токовых электродных коллекторов. Цилиндрическая или слабоконусная труба несущего электролита выполнена из керамики со средним размером кристаллитов менее 500 нм, имеет толщину стенки меньше 0,3 мм с торцевыми утолщениями толщиной до 0,5 мм и тонкослойные 15-20 мкм электроды, расположенные на боковой поверхности электролита в промежутке между торцевыми утолщениями. Способ изготовления трубчатого элемента включает использование наноразмерных порошков твердого электролита, микроразмерных и наноразмерных порошков электродных материалов и интерфейсных слоев, приготовленных в виде пленок с полимерным связующим, из которых формируют многослойную заготовку элемента путем намотки пленок на стержень, производят ламинирование слоев заготовки, например, магнитно-импульсным способом и, по меньшей мере, двухстадийно спекают совместно при температурах ниже 1300°С. 8 н.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к конструкции биполярной пластины топливного элемента (ТЭ) и может найти применение, например, в щелочном ТЭ. Биполярная пластина ТЭ круглой формы, состоящая из катодной и анодной металлических разделительных пластин с каналами для подачи реагентов, являющимися впадинами между выштампованными выступами, содержит краевую и центральную зоны. Оппозитное расположение входа и выхода каналов реагентов организовано за счет сплошной перегородки в краевой зоне, делящей краевую зону на две части с разрывом в центральной зоне. Обе части краевой зоны содержат прямолинейные радиальные каналы, длина которых не превышает длины начального участка пограничного слоя. Прямолинейные радиальные каналы образуют кольцевые группы, отделенные друг от друга сплошными кольцевыми каналами, расположенными к ним тангенциально, причем расположение прямолинейных радиальных каналов и торцов выступов в соседних кольцевых группах каналов такое, что напротив прямолинейных радиальных каналов одной кольцевой группы находятся торцы выступов другой кольцевой группы каналов. Центральная зона состоит из каналов, длина которых составляет от 0,2 до 0,8 длины прямолинейных радиальных каналов краевой зоны и они расположены таким образом, что с помощью их организовано направление потока реагентов от входа центральной зоны к выходу из нее. Выравнивание величины потока топлива, окислителя и хладагента по площади биполярной пластины, снижение гидравлического сопротивления и повышение эффективности работы ТЭ являются техническим результатом изобретения. 1 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.

Газораспределительный элемент (10) для топливного элемента или электролизного устройства содержит первый слой (2) и второй слой (3), при этом указанные первый (2) и второй слои (3) имеют газораспределительную конструкцию (11), образующую конфигурацию для потока текучей среды первой реагирующей текучей среды. Второй слой (3) является гомогенизирующим элементом, который имеет первые прорези (15), при этом, по меньшей мере, некоторые из первых прорезей (15) имеют длину (28) и ширину (29), где длина (28) больше, чем ширина (29), и длина (28) проходит в поперечном направлении относительно основного направления потока (9) текучей среды. Увеличение равномерности распределения текучей среды по соответствующему электроду является техническим результатом изобретения. 4 н. и 12 з.п. ф-лы, 29 ил.
Предложена композитная металлическая фольга, в которой поверхность титановой фольги или фольги из титанового сплава покрыта электропроводящим слоем, при этом в композитной металлической фольге выполнена электропроводящая пленка, в которой TiO диспергируется в оксидной пленке и относительное содержание TiO [ITiO/(ITi+ITiO)], вычисленное по максимальной интенсивности дифракционных пиков TiO (ITiO) и максимальной интенсивности дифракционных пиков металлического титана (ITi) в числе рентгеновских дифракционных пиков поверхности титановой фольги или фольги из титанового сплава составляет 0,5% или более, образуется на поверхности титановой фольги или фольги из титанового сплава, причем электропроводящий слой пленки содержит в мас.%, частицы серебра, у которых средний размер частиц составляет не менее чем 10 нм и не более чем 500 нм от 20% до 90%, диспергирующее вещество от 0,2% до 1,0% и составляющий остальную массу акриловый полимер или эпоксидный полимер, и указанный слой имеет толщину от 5 до 50 мкм. Повышение коррозионной стойкости сепаратора, а также сопротивления к усталости от периодической нагрузки, является техническим результатом изобретения. Кроме того, указанный сепаратор имеет низкое контактное сопротивление. 4 н. и 10 з.п. ф-лы, 13 табл.

Изобретение относится к неорганической химии и может быть использовано для получения альфа гидрида алюминия, который находит применение в качестве энергетического компонента топливных элементов и твердых ракетных топлив. Для получения альфа гидрида алюминия проводят реакцию между хлоридом алюминия и лития алюмогидридом в интервале температур -40°С - -15°С в смеси эфира и толуола с образованием раствора эфирного комплекса гидрида алюминия и выпадением осадка хлорида лития. Раствор эфирного комплекса гидрида алюминия дозируют в нагретый толуол при температуре в интервале 50°С - 70°С с последующей выдержкой в указанном интервале температур в течение 30-60 минут. После этого температуру толуола повышают до 70°С - 105°С со скоростью 1-5 градусов в минуту. Целевой продукт отделяют от толуола. Изобретение позволяет повысить насыпную плотность стабилизированного альфа гидрида алюминия, упростить процесс его получения, исключить опасную стадию рассева продукта на ситах при сохранении высокого выхода продукта. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.
Наверх