Пироклапан

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пироклапанам с пиротехническим приводом, предназначенным для отсечки рабочего тела, и может быть использовано при создании агрегатов автоматики ЖРД и других энергетических установок. Пироклапан для перекрытия магистралей содержит корпус с входным и выходным патрубками, расположенными на одной оси. Между указанными патрубками герметично вмонтирована тонкостенная труба. Боковая полость пироклапана выполнена в виде ступенчатого цилиндрического отверстия с конической поверхностью перехода между ступенями. Ступенчатая перекрывная пробка выполнена с отверстием, через которое пропущена тонкостенная труба. В корпусе в боковой полости противоположно ступенчатой перекрывной пробке выполнено отверстие и ступенчатые проточки. В ступенчатой перекрывной пробке со стороны торца малой ступени по оси выполнено отверстие. Соосно оси тонкостенной трубы выполнена проточка. Перпендикулярно оси ступенчатой перекрывной пробки со стороны выходного патрубка клапана на расстоянии от оси отверстия трубы, равном ходу ступенчатой перекрывной пробки, выполнено отверстие. При этом отверстия и проточка ступенчатой перекрывной пробки сообщаются между собой. В большую проточку боковой полости корпуса установлен фильтр. На наружную поверхность боковой полости корпуса противоположно ступенчатой перекрывной пробке установлена заглушка. Изобретение направлено на обеспечение быстрого сброса управляющего газа из пневмоклапана газогенератора при аварийном выключении жидкостного ракетного двигателя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пироклапанам с пиротехническим приводом, предназначенным для отсечки рабочего тела, и может быть использовано при создании агрегатов автоматики жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и других энергетических установок.

В настоящее время при создании пироклапанов для перекрытия магистралей ЖРД широко применяются пироклапаны с запорным органом, выполненным в виде конической пробки, взаимодействующей с коническим седлом, образованным в выходном канале (А.И. Эдельман, Топливные клапаны ЖРД, из-во «Машиностроение», 1970, стр. 73-75). К недостаткам пироклапана можно отнести следующие.

1. Невозможность сброса управляющего давления из полости управления пневмоклапана по линии подачи компонента в газогенеротор (ГГ) при аварийном выключении многоразового ЖРД, в случае использования пироклапана в магистрали подачи управляющего давления от электропневмоклапана (ЭПК) до пневмоклапана ГГ.

2. Нарушение герметичности изоляции пироклапана при воздействии рабочего управляющего давления на пиропатрон (≥20 кгс/см2).

Известен пироклапан (US 3332432А, F16K 31/02, от 25.07.67 г.) который содержит корпус с входным и выходным патрубками, расположенными на одной оси, между которыми герметично вмонтирована труба, боковую полость, выполненную в виде ступенчатого отверстия с конической поверхностью, с перекрывной пробкой.

Недостатком пироклапана является невозможность сброса управляющего давления из магистрали управления от ЭПК до пневмоклапана, в которую установлен пироклапан при аварийном выключении ГГ ЖРД.

Известен пироклапан (RU 2142085, F16K 17/40, от 13.05.98 г. - прототип), содержащий корпус с входным, выходным патрубками, расположенными на одной оси, между которыми герметично вмонтирована тонкостенная труба, боковую полость в виде ступенчатого цилиндрического отверстия с конической поверхностью перехода между ступенями, со ступенчатой перекрывной пробкой с отверстием, через которое пропущена тонкостенная труба.

Недостатком пироклапана, установленного в магистраль управления пневмоклапана ЭПК, является невозможность быстрого сброса управляющего газа из пневмоклапана при аварийном выключении ЖРД. При сбросе управляющего газа через ЭПК, время срабатывания которого от момента подачи напряжения равно ~0,1 с, которое в основном определяет время срабатывания пневмоклапана ГГ, что не исключает возгорания ЖРД. Целью предлагаемого изобретения является устранение вышеуказанных недостатков, обеспечение быстрого сброса управляющего газа из пневмоклапана ГГ при аварийном выключении ЖРД, исключение воздействия на изоляцию пироклапана рабочего управляющего давления.

Поставленная задача решается тем, что в пироклапане для перекрытия магистралей, содержащем корпус с входным и выходным патрубками, расположенными на одной оси, между которыми герметично вмонтирована тонкостенная труба, боковую полость в виде ступенчатого цилиндрического отверстия с конической поверхностью перехода между ступенями, со ступенчатой перекрывной пробкой с отверстием, через которое пропущена тонкостенная труба, согласно изобретению в корпусе в боковой полости противоположно ступенчатой перекрывной пробке выполнено отверстие и ступенчатые проточки, в ступенчатой перекрывной пробке со стороны торца малой ступени по оси выполнено отверстие, соосно оси тонкостенной трубы выполнена проточка, перпендикулярно оси ступенчатой перекрывной пробки со стороны выходного патрубка клапана на расстоянии от оси отверстия трубы равном ходу ступенчатой перекрывной пробки выполнено отверстие, при этом отверстия и проточка ступенчатой перекрывной пробки сообщаются между собой, в большую проточку боковой полости корпуса установлен фильтр, а на наружную поверхность боковой полости корпуса противоположно ступенчатой перекрывной пробке установлена заглушка, на тонкостенной трубе по местам среза выполнены проточки. На цилиндрической части заглушки возле дна заглушки выполнена канавка.

На фиг. 1 изображен предлагаемый пироклапан, где:

1 - корпус;

2 - ступенчатая перекрывная пробка;

3 - боковая полость;

4 - проточка ступенчатой перекрывной пробки;

5 - отверстие пробки;

6 - тонкостенная труба;

7 - патрубок;

8 - заглушка;

9 - отверстие корпуса;

10 - фильтр;

11 - проточка;

12 - канавка.

В корпусе 1 боковая полость 3 выполнена в виде ступенчатого цилиндрического отверстия с конической поверхностью перехода между ступенями, в нее установлена ступенчатая перекрывная пробка 2 с отверстием 5, через которое пропущена тонкостенная труба 6. Тонкостенная труба 6 пропущена через отверстие пробки 5 и отверстие корпуса 1 с зазором, не превышающим возможности неразрушающей деформации тонкостенной трубы при высоких давлениях управляющего газа, и герметично закреплена по торцам к корпусу 1 с помощью сварки. В ступенчатой перекрывной пробке со стороны торца малой ступени по оси выполнено отверстие, соосно оси тонкостенной трубы выполнена проточка 4, перпендикулярно ступенчатой перекрывной пробке со стороны выходного патрубка клапана на расстоянии от оси отверстия трубы, равном ходу ступенчатой перекрывной пробки, выполнено отверстие, при этом отверстия и проточка ступенчатой перекрывной пробки сообщаются между собой. Для обеспечивания стыковочных мест пироклапана к корпусу 1 приварены переходники 6.

Для исключения разрушения элементов двигателя, расположенных в зоне выброса управляющего газа из отверстия 9 корпуса, и защиты боковой полости 3 от попадания в нее посторонних частиц в большую проточку боковой полости корпуса установлен фильтр 10. На наружную поверхность боковой полости корпуса 1 противоположно ступенчатой перекрывной пробке 2 установлена заглушка 8 для исключения попадания влаги в боковую полость 3 пироклапана. Для качественного среза тонкостенной трубы, заполненной управляющим газом, по местам ее среза выполнены проточки 11. На цилиндрической части заглушки возле дна выполнена канавка 12 для среза и выброса наименьшей по массе части заглушки только дна.

Пироклапан работает следующим образом.

При подаче электрического импульса на пиропатрон, ввернутый в корпус 1, газы, образовавшиеся при его срабатывании, практически мгновенно перемещают ступенчатую перекрывную пробку 2, которая при своем движении в корпусе 1 срезает одновременно по проточкам тонкостенную трубу 6 по всему периметру. Ступенчатая перекрывная пробка 2 заклиниваясь средней ступенью в меньшей ступени отверстия корпуса, упруго деформирует корпус и герметично перекрывает проходное сечение пироклапана со стороны входа, который соединен магистралью с ЭПК, при этом срезанная часть трубы остается в отверстии 5 ступенчатой перекрыбной пробки, а отверстие ступенчатой перекрывной пробки, выполненное перпендикулярно ее оси, устанавливается напротив выхода пироклапана, и управляющий газ, находящийся в пневмоклапане ГГ, мгновенно сбрасывается через отверстия, проточку 4 в ступенчатой перекрывной пробке и отверстие 9 корпуса 1. Управляющий газ, проходя через фильтр 10, распыляется на большую площадь истечения, что исключает разрушение элементов двигателя, расположенных в зоне выброса управляющего газа, при этом дно заглушки 8 под действием давления управляющего газа отрывается по канавке заглушки, открывая проходное сечение для управляющего газа.

Время срабатывания пироклапана от момента подачи напряжения равно ~0,01 с, и в случае выброса управляющего газа из пневмоклапана ГГ позволяет исключить возгорание ЖРД. Особенно это важно при разработке блочных ЖРД, в которых при потере работоспособности одного из ЖРД, например в случае возникновения высокочастотных колебаний, задача выполняется оставшимися ЖРД.

Так как использование пироклапана планируется в ракетной технике, его детали выполнены из следующих материалов:

сталь 07X16Н6 - корпус, ступенчатая перекрывная пробка, патрубки;

сталь 12Х18Н10Т - тонкостенная труба, фильтр;

смесь резиновая 51-2072 - заглушка.

Таким образом, применение указанного изобретения позволяет обеспечить быстрый сброс управляющего газа из пневмоклапана ГГ ЖРД при аварийном выключении ЖРД.

1. Пироклапан для перекрытия магистралей, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, расположенными на одной оси, между которыми герметично вмонтирована тонкостенная труба, боковую полость в виде ступенчатого цилиндрического отверстия с конической поверхностью перехода между ступенями, со ступенчатой перекрывной пробкой с отверстием, через которое пропущена тонкостенная труба, отличающийся тем, что в корпусе в боковой полости противоположно ступенчатой перекрывной пробке выполнено отверстие и ступенчатые проточки, в ступенчатой перекрывной пробке со стороны торца малой ступени по оси выполнено отверстие, соосно оси тонкостенной трубы выполнена проточка, перпендикулярно оси ступенчатой перекрывной пробки со стороны выходного патрубка клапана на расстоянии от оси отверстия трубы, равном ходу ступенчатой перекрывной пробки, выполнено отверстие, при этом отверстия и проточка ступенчатой перекрывной пробки сообщаются между собой, в большую проточку боковой полости корпуса установлен фильтр, а на наружную поверхность боковой полости корпуса противоположно ступенчатой перекрывной пробке установлена заглушка.

2. Пироклапан по п. 1, отличающийся тем, что на тонкостенной трубе по местам среза выполнены проточки.

3. Пироклапан по п. 1, отличающийся тем, что на цилиндрической части заглушки возле дна выполнена канавка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для взврывозащиты технологического оборудования. Взрывозащитный клапан содержит корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор, подвижно соединенный с корпусом клапана.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам и предназначено для взврывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС).

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для взврывозащиты технологического оборудования. Взрывозащитный клапан с системой демпфирования грузового затвора содержит корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор.

Группа изобретений относится к средствам транспортирования вязких и очень чувствительных к температуре текучих сред по трубопроводу, состоящему из участков теплообменных трубопроводов, соединительных деталей, промежуточных деталей, отводящих деталей, распределительных деталей, насосов, фильтров.

Устройство включает нормально открытый главный предохранительный клапан, выполненный в виде прямоточного пробкового крана, пробка 3 которого соединена через передаточный механизм 5 с дифференциальным поршнем 6 сервопривода 7 двухстороннего действия.

Изобретение относится к запорным устройствам одноразового (взрывного) действия и предназначено для аварийной отсечки трубопроводов, через которые возможен выход в окружающую среду продуктов аварии.

Предохранительное устройство относится к трубопроводной арматуре. В корпусе 1 предохранительного клапана, содержащем входной патрубок 2 и выходной патрубок 3, к седлу 4 пружиной настройки 5 поджат разгруженный запорный элемент 6.

Блок сопел // 2587729
Изобретение относится к арматуростроению, а именно к нормально закрытым клапанам, и может быть использовано в машиностроении, например в ракетной технике. Блок сопел состоит из корпусов, герметично соединенных между собой общим патрубком входа сваркой.

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности взрывных работ. Взрывозащитная камера включает переднюю, заднюю, боковые стенки и потолочину, боковые и задняя стенки выполнены сдвоенными и содержат внутренние и наружные стенки, расположенные на определенном расстоянии друг от друга и снабженные окнами и проемами, которые во внутренних стенках смещены относительно окон и проемов в наружных стенках, в потолочине также выполнено окно, перекрытое крышкой, размещенной на определенном расстоянии от потолочины, передняя стенка снабжена подвижными воротами, внутренние боковые стенки имеют возможность перемещения по направляющим для изменения внутреннего объема камеры, дополнительно оснащена взрывозащитным устройством с индикатором безопасности на разрывном элементе, монтируемым в расширительной горловине цистерны с люком-лазом и содержащим корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор, перекрывающий отверстие в корпусе защищаемого объекта, а в верхней цилиндрической части корпуса клапана размещены теплоизоляционный элемент и герметизирующая мембрана, прижимаемая к корпусу клапана посредством крышки, шарнирно соединенной с рычагом, взаимодействующим с отбойником, а узел крепления разрывного элемента крепится своей верхней частью на рычаге, а нижней - к верхней цилиндрической части корпуса клапана, а разрывной элемент состоит из проволоки, стопорного болта, вилки, рычага крышки клапана, гайки, двух барабанов, расположенных соответственно в вилке рычага крышки клапана и в вилке верхней цилиндрической части корпуса клапана, при этом концы проволоки вставляются в отверстия барабанов и затем наматываются на них, а зазор h между вилками составляет порядка (1,5÷3) от диаметра проволоки, а параметры клапана находятся в следующих оптимальных интервалах величин: c=H/Dy=2,5÷3,0, где Dy - диаметр верхней цилиндрической части корпуса клапана, равный максимальному размеру отверстия корпуса защищаемого объекта; H - высота клапана в сборе, при этом на проволоке разрывного элемента закреплен индикатор безопасности в виде датчика, реагирующего на деформацию, например тензорезистора, выход которого соединен с усилителем сигнала, например тензоусилителем, а выход тензоусилителя соединен со входом устройства оповещения об аварийной ситуации, а проволока разрывного элемента, на которой закреплен датчик индикатора безопасности, выполнена упругой и имеет несколько витков в части, соединенной с датчиком индикатора безопасности.

Изобретение относится к области хранения и транспортировки взрывчатых веществ (ВВ) и взрывоопасных, легковоспламеняющихся жидких грузов. Транспортно-технологический взрывобезопасный контейнер включает емкость в виде металлического сосуда с узлами заполнения и опорожнения.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам. Взрывозащитное устройство с разрывной мембраной, содержащее корпус, разрывной элемент мембранного типа, футерованный грузовой затвор. Подвижное соединение футерованного грузового затвора с корпусом защищаемого объекта выполнено в виде трех направляющих стержней, средняя часть которых подвижно размещена во втулках, а нижний конец каждого из которых жестко соединен с корпусом посредством фланца, при этом на другом конце стержней закреплены упорные пластины, на которых закреплены взрывозащитные элементы взрывозащитного устройства. Корпус взрывозащитного устройства выполнен в виде нижней цилиндрической части, средней конической части и верхней цилиндрической части. В нижней цилиндрической части размещен футерованный грузовой затвор. К верхней цилиндрической части корпуса взрывозащитного устройства крепится узел разрывной мембраны с герметизирующей прокладкой. Футерованный грузовой затвор защищает корпус взрывозащитного устройства от прогорания. Между взрывозащитными элементами и футерованным грузовым затвором установлены быстроразрушающиеся под воздействием первичного импульса взрывной волны элементы с датчиками для оповещения начальной фазы ЧС. Достигается повышение надежности защиты технологического оборудования от взрывов. 1 ил.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам. Взрывозащитное устройство с разрывной мембраной содержит корпус, разрывной элемент мембранного типа, футерованный грузовой затвор, подвижно соединенный с корпусом защищаемого объекта. Подвижное соединение футерованного грузового затвора с корпусом защищаемого объекта выполнено в виде по крайней мере, трех направляющих стержней, на другом конце стержней закреплены упорные пластины, на которых закреплены взрывозащитные элементы взрывозащитного устройства. Корпус взрывозащитного устройства выполнен в виде нижней цилиндрической части, средней конической части и верхней цилиндрической части. В нижней цилиндрической части размещен футерованный грузовой затвор, а к верхней цилиндрической части корпуса взрывозащитного устройства крепится узел разрывной мембраны с герметизирующей прокладкой посредством крепежных элементов. Между взрывозащитными элементами и футерованным грузовым затвором установлены быстроразрушающиеся под воздействием первичного импульса взрывной волны элементы, выполненные в виде втулок. На быстроразрушающихся элементах закреплены датчики системы оповещения начальной фазы чрезвычайной ситуации. Достигается повышение эффективности и надежности защиты технологического оборудования от взрывов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к трубопроводной арматуре и предназначена для транспортирования вязких и термически чувствительных жидкостей по трубопроводу. Трубопровод (1) с предохранительным клапаном (7), уплотнительный элемент которого отделяет внутреннюю часть трубопровода от отводного трубопровода (23). Предохранительный клапан (7) обеспечивает при заданном избыточном давлении открытие отводного трубопровода. Уплотнительный элемент (19) трубопровода с поверхностью расположен в трубопроводе с протекающей жидкостью. Поверхность уплотнительного элемента обращена к внутреннему пространству трубопровода, находится заподлицо с внутренней стороной стенки трубы и при работе омывается вязкой жидкостью, протекающей в трубопроводе. Уплотнительный элемент фиксируется в закрытом положении с помощью тягового механизма (14), установленного с возможностью перемещения с помощью заданного избыточного давления, так что соединенный с ним уплотнительный элемент открывает отводной трубопровод. Имеется способ транспорта вязкой жидкости с помощью выше упомянутого трубопровода. Группа изобретений направлена на повышение надежности работы систем снижения давления, свободных от мертвых зон. 2 н. и 24 з.п. ф-лы, 29 ил.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам и предназначено для взрывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС). Способ взрывозащиты с системой оповещения начальной фазы возникновения чрезвычайной ситуации заключается в том, что футерованный грузовой затвор подвижно соединяют с корпусом клапана посредством не менее трех гибких связей, а на разрывном элементе в виде мембранного предохранительного устройства закрепляют индикатор безопасности в виде датчика, реагирующего на ударную деформацию при открытии затвора. Выход датчика соединяют с усилителем сигнала. Выход усилителя сигнала соединяют со входом устройства оповещения персонала об аварийной ситуации. В корпусе клапана в его цилиндрической части, граничащей с конической частью клапана, устанавливают круглую диафрагму с центральным отверстием и с, по крайней мере, тремя отверстиями, расположенными в ее периферийной части. В центре диафрагмы прикрепляют дополнительный индикатор безопасности, выполненный в виде круглого тензорезистора, нижнюю часть которого опирают на центральное отверстие диафрагмы. В верхней части футерованного грузового затвора, осесимметрично корпусу клапана, закрепляют своей нижней частью стержень. Верхнюю часть стержня располагают в центральном отверстии диафрагмы. Между нижней частью круглой диафрагмы и верхней частью футерованного грузового затвора, на опорном стержне, коаксиально ему устанавливают втулку из быстроразрушающегося материала в виде стекла типа «триплекс», прочность которой рассчитывают на определенное избыточное давление в клапане. Изобретение направлено на повышение эффективности и надежности защиты технологического оборудования от взрывов в случае возникновения ЧС путем регистрации момента возникновения начальной фазы ЧС средствами оповещения персонала. 1 ил.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам и предназначено для взврывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС). Устройство взрывозащиты с системой оповещения начальной фазы возникновения чрезвычайной ситуации содержит корпус клапана, футерованный грузовой затвор, подвижно соединяющий с корпусом клапана посредством не менее трех гибких связей, и разрывной элемент, выполненный в виде мембранного предохранительного устройства. В корпусе клапана, в его цилиндрической части, граничащей с конической частью клапана, устанавливают круглую диафрагму с центральным отверстием, и с, по крайней мере, тремя отверстиями, расположенными в ее периферийной части. В верхней части футерованного грузового затвора осесимметрично корпусу клапана закрепляют своей нижней частью стержень. Верхнюю часть стержня располагают в центральном отверстии диафрагмы. Между нижней частью круглой диафрагмы и верхней частью футерованного грузового затвора, на опорном стержне, коаксиально ему устанавливают втулку из быстроразрушающегося материала в виде стекла типа «триплекс». Прочность втулки рассчитывают на определенное избыточное давление в клапане. На боковой поверхности быстроразрушающейся втулки закрепляют индикатор безопасности в виде тензорезистора. Сигнал с него по линии связи направляют на тензоусилитель. С тензоусилителя направляют в блок системы оповещения об аварийном режиме. Изобретение направлено на повышение эффективности и надежности защиты технологического оборудования от взрывов в случае возникновения ЧС путем регистрации момента возникновения начальной фазы ЧС средствами оповещения персонала. 1 ил.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам и предназначено для взврывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС). Способ взрывозащиты с системой оповещения заключается в том, что футерованный грузовой затвор подвижно соединяют с корпусом клапана посредством не менее трех гибких связей. Разрывной элемент выполняют в виде мембранного предохранительного устройства. На одной из диаметрально расположенных планок мембранного узла мембранного предохранительного устройства закрепляют индикатор безопасности в виде датчика, реагирующего на деформацию, выход которого соединяют с усилителем сигнала. Выход усилителя сигнала соединяют со входом устройства оповещения персонала об аварийной ситуации. На корпусе клапана закрепляют дополнительный индикатор безопасности в виде датчика, реагирующего на ударную деформацию при открытии затвора. Выход датчика соединяют с усилителем сигнала. Выход усилителя сигнала соединяют со входом устройства оповещения. В корпусе клапана в его цилиндрической части, граничащей с конической частью клапана, устанавливают круглую диафрагму с центральным отверстием и с, по крайней мере, тремя отверстиями, расположенными в ее периферийной части. В центре диафрагмы прикрепляют индикатор безопасности, выполненный в виде круглого тензорезистора, нижняя часть которого опирается на центральное отверстие диафрагмы. В верхней части футерованного грузового затвора, осесимметрично корпусу клапана, закрепляют своей нижней частью стержень, верхнюю часть которого располагают в центральном отверстии диафрагмы. Между нижней частью круглой диафрагмы и верхней частью футерованного грузового затвора, на опорном стержне, коаксиально ему устанавливают втулку из быстроразрушающегося материала в виде стекла типа «триплекс», прочность которой рассчитывают на определенное избыточное давление в клапане. Изобретение направлено на повышение эффективности и надежности защиты технологического оборудования от взрывов в случае возникновения чрезвычайной ситуации путем регистрации момента возникновения начальной фазы ЧС средствами оповещения персонала. 6 ил.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам и предназначено для взврывозащиты технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС). Взрывозащитный элемент взрывозащитного клапана с системой оповещения чрезвычайной ситуации выполнен в виде пакета тарельчатых упругих элементов, подвижно базирующихся на направляющих стержнях и закрепленных на упорной пластине. Упомянутый элемент содержит круглое основание, которое посредством, по крайней мере, двух штырей подвижно расположено на стержне. Один конец штыря жестко закреплен на упорной пластине. Другой конец штыря входит с зазором в отверстие, выполненное в основании, и фиксируется посредством гайки. К нижней части основания жестко и соосно ему прикреплен цилиндрический стакан с полостью и отверстием, через которое с зазором проходит стержень. Стержень также подвижно входит внутрь втулки, установленной в футерованном грузовом затворе. Полость цилиндрического стакана заполнена вибродемпфирующим материалом типа полиуретана с жесткостью, меньшей, чем жесткость пакета тарельчатых упругих элементов. Пакет тарельчатых упругих элементов расположен между упорной пластиной и круглым основанием. На внешней поверхности штыря, коаксиально и осесимметрично, установлена втулка из быстроразрушающегося материала стекла типа «триплекс». Это втулка выполняет дублирующую функцию «слабого звена» в системе безопасности. На втулке также закреплен датчик в виде тензорезистора, входящий в систему оповещения начальной фазы ЧС. Изобретение направлено на повышение эффективности и надежности защиты технологического оборудования от взрывов за счет обеспечения более надежного и мягкого (без рывков и ударов) центрирования затвора относительно сбросного отверстия. 2 ил.

Взрывозащитный клапан, в котором упругие элементы, расположенные во втулке, для увеличения демпфирования в системе выполнены в виде цилиндрических винтовых пружин со встроенным демпфером. Каждая цилиндрическая винтовая пружина состоит из двух частей со встречно направленными концами. Одна часть имеет витки прямоугольного сечения, а другая часть пружины выполнена полой. Встречно направленный конец первой части размещен в полости второй. Зазоры сегментного профиля контактирующих частей пружины заполнены антифрикционной смазкой. На конце второй части пружины установлена уплотнительная манжета для предотвращения утечки смазки. Первую часть винтовой пружины, выполненную с витками прямоугольного сечения с закругленными кромками, охватывает трубка из демпфирующего материала. Зазоры в первой части винтовой пружины, выполненной с витками прямоугольного сечения, которую охватывает трубка из демпфирующего материала, заполнены крошкой из фрикционного материала. Изобретение направлено на повышение эффективности защиты технологического оборудования от взрывов путем увеличения демпфирования футерованного грузового затвора. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования. Технический результат - повышение эффективности защиты технологического оборудования от взрывов путем увеличения демпфирования футерованного грузового затвора. Взрывозащитный клапан содержит корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор, подвижно соединенный с корпусом клапана, при этом корпус клапана выполнен в виде нижней цилиндрической, средней конической и верхней цилиндрической частей, причем в нижней цилиндрической части размещен футерованный грузовой затвор, перекрывающий отверстие в корпусе защищаемого объекта, а в верхней цилиндрической части корпуса клапана размещен теплоизоляционный элемент и герметизирующая мембрана, прижимаемая к корпусу клапана посредством крышки, шарнирно соединенной с рычагом, взаимодействующим с отбойником, а узел крепления разрывного элемента крепится своей верхней частью на рычаге, а нижней - к верхней цилиндрической части корпуса клапана, при этом узел крепления разрывного элемента состоит из проволоки, стопорного болта, вилки, рычага крышки клапана, гайки, двух барабанов, расположенных соответственно в вилке рычага крышки клапана, и в вилке верхней цилиндрической части корпуса клапана. Подвижное соединение футерованного грузового затвора с основанием корпуса клапана выполнено в виде трех вертикально установленных стержней в отверстиях, выполненных в периферийной части корпуса футерованного грузового затвора, при этом нижней частью стержни закреплены в основании корпуса клапана, а в верхней части имеют демпфирующее устройство, закрепленное на горизонтальных перемычках стержней, и обращенное в сторону грузового затвора. Каждое из трех демпфирующих устройств закреплено на горизонтальной перемычке, жестко соединенной со стержнем и выполненной в виде круглого диска, на котором закреплено посредством винтов основание демпфирующего устройства, выполненного из жесткого вибродемпфирующего материала типа «Агат», которое соединено с втулкой из эластомера, имеющей центральное отверстие, через которое проходит стержень, а втулка имеет по крайней мере три отверстия, соосных со стержнем, в которых расположены упругие элементы, например цилиндрические винтовые пружины, верхний торец которых посредством крепежных элементов соединен с основанием демпфирующего устройства, а нижний - находится в свободном состоянии и выступает за нижнюю плоскость втулки на расстояние, определяемое усилием, развиваемым ударной взрывной волной. К торцевой поверхности втулки, со стороны свободного торца упругих элементов, расположенных в ее отверстиях, соосных со стержнем, жестко прикреплен предохранительный элемент, выполненный в виде конической поверхности, причем нижнее основание конуса опирается на втулку, а вершина выполнена с отверстием, в которое входит стержень, а на внутренней поверхности предохранительного элемента, предназначенного для демпфирования ударной волны в начальной стадии взрыва и выполненного в виде конической поверхности с отверстием в вершине, в которое входит стержень, закреплен тензометрический датчик измерения деформации. 4 ил.

Изобретение относится к взрывозащитным устройствам, применяющимся во взрывоопасных объектах. Технический результат - повышение надежности и эффективности безопасной работы взрывоопасных помещений производственных объектов. Это достигается тем, что во взрывозащитной конструкции для ограждения взрывоопасных помещений производственных объектов, содержащей железобетонные панели размером 6000×1800 мм с обвязкой по периметру для транспортировки, при этом панель выполнена в виде углублений в стене здания и образована плоскостями правильной четырехугольной усеченной пирамиды с круглым основанием, вписываемым в ее грани в виде отверстия диаметром Dy, содержится основание корпуса, выполненное в виде плиты с центральным отверстием диаметром Dy, равным диаметру отверстия в ограждении здания, которое перекрыто футерованным грузовым затвором, подвижно соединенным с основанием посредством, не менее трех гибких связей, например в виде цепей, один конец которых шарнирно соединен с цилиндрической частью корпуса, а другой шарнирно соединен с грузовым затвором, при этом цилиндрическая часть корпуса соединена со средней конической частью и верхней цилиндрической частью, причем в цилиндрической части корпуса, граничащей с конической частью, установлена круглая диафрагма с центральным отверстием и с, по крайней мере, тремя отверстиями, расположенными в ее периферийной части, а между круглой диафрагмой и футерованным грузовым затвором установлена втулка из быстроразрушающегося материала, например стекла, типа «триплекс», прочность которой рассчитана на определенное избыточное давление во взрывозащитной конструкции, а коаксиально втулке из быстроразрушающегося материала, осесимметрично отверстию диаметром Dy, в основании корпуса на футерованном грузовом затворе левой частью закреплен стержень, правая часть которого осесимметрично расположена в центральном отверстии круглой диафрагмы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх