Акселерометр

Изобретение относится к устройствам, измеряющим переменное ускорение, а именно к акселерометрам, которые могут быть использованы в качестве сейсмодатчиков, вибродатчиков, датчиков удара и т.д. Акселерометр состоит из n каналов, соответствующих n координатам (n=1÷3), каждый из которых содержит совокупность электронных блоков: чувствительный элемент, ориентированный осью чувствительности по присвоенной ему координате; блок обработки электрического сигнала и подачи его на выход акселерометра; вторичный блок питания для каждого из блоков обработки электрического сигнала, механически закрепленных внутри пылевлагозащищенного корпуса, при этом совокупность электронных блоков для каждого из каналов выполнена на основе заготовки однокоординатного малогабаритного акселерометра в отдельном пылевлагозащищенном корпусе. Технический результат – повышение технологичности конструкции и процесса изготовления акселерометра, а также его унификации. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области пьезотехники и может быть использовано в других областях науки и техники, в которых применяются датчики ускорения.

Известен широкий круг устройств, работающих на основе датчиков, преобразующих ускорение в электрический сигнал, которые в зависимости от назначения, условий эксплуатации, технических требований к характеристикам и других показателей называют геофонами, сейсмодатчиками, вибродатчиками, датчиками удара и т.д.

В большинстве этих устройств чувствительный элемент реагирует на ускорение, поэтому они могут быть причислены к классу устройств, называемых акселерометрами [1].

В рамках данной заявки под акселерометрами понимают прежде всего датчики, преобразующие ускорение в пропорциональный ему электрический сигнал, например сейсмодатчики (сейсмоприемники) [2].

Весьма широкое применение в конструкции акселерометров нашли пьезоэлектрические преобразователи, в основном пьезокерамические, работающие на прямом пьезоэффекте [3].

Акселерометры-сейсмодатчики могут быть исполнены в виде одно-, двух- и трехкоординатных вариантах. Иногда их называют одно-, двух- и трехкомпонентными датчиками. В рамках материалов заявки используется термин «координатные».

Известен трехкоординатный сейсмодатчик СД-1 [4] (фиг. 1), состоящий из трех каналов, соответствующих трем координатам, каждый из которых содержит совокупность электронных блоков:

- чувствительный элемент (ЧЭ) 1 - преобразователь ускорения в пропорциональный ему электрический сигнал и ориентированный осью чувствительности по присвоенной ему координате;

- блок обработки электрического сигнала и подачи его на выход акселерометра 2, собранный на одной общей плате с остальными блоками, размещенной и механически закрепленной в пылевлагозащищенном, электрически заземленном металлическом корпусе размером 60×90×90 мм.

Устройство работает следующим образом. При воздействии ускорения на ЧЭ - пьезокерамическую консол - он реагирует на него за счет прямого пьезоэффекта генерацией электрического заряда, пропорционального этому воздействию. Этот сигнал, будучи обработан последующими электронными блоками, подается на выход устройства.

К недостаткам устройства следует отнести:

1. Полная зависимость от электрического напряжения внешнего (первичного) двухполярного источника питания.

2. Большие габариты.

3. Низкая надежность изготовления акселерометра из-за размещения электронных блоков на одной общей для всех координат плате (например, при выходе из строя одного из каналов автоматически бракуются и все остальные).

4. Фиксированный коэффициент преобразования, например, равный 100 B/g.

Наиболее близким к заявляемому устройству является сейсмодатчик СД-1Э [5] уменьшенных габаритов (фиг. 2), состоящий из трех каналов, соответствующих трем координатам, каждый из которых содержит совокупность электронных блоков:

- ЧЭ уменьшенных габаритов - 1;

- блок обработки электрического сигнала и подачи его на выход акселерометра - 2, собранный на одной общей с остальными блоками плате;

- вторичный источник питания, адаптируемый под разные уровни электрического напряжения первичного источника питания, обеспечивающий стабилизированное двухфазное питание ±5 В, при однополярном питании от внешнего источника 6÷24 В.

Основным достоинством такого устройства является уменьшение габаритов ЧЭ путем оптимизации его конструкции, что позволяет уменьшить габариты самого сейсмодатчика, а также введение в его конструкцию вторичного источника питания, преобразующего однополярное питание от реальных, например бортовых, источников 6÷24 В, не пригодное для сейсмодатчика, в двухполярное, стабилизированное ±5 В, пригодное для сейсмодатчика.

Принцип работы СД-1Э не отличается от принципа работы СД-1.

К недостаткам СД-1Э следует отнести:

1. Низкая надежность изготовления СД-1Э из-за размещения электронных блоков на одной общей для всех координат плате.

2. Конструктивное ограничение дальнейшей миниатюризации изделия в силу возможности возникновения паразитных электрических связей между каналами.

3. Требование к завышенной точности выполнения технологических операций при изготовлении СД-1Э, поскольку каждый из каналов по техническим характеристикам должен быть максимально приближен к остальным каналам.

4. Фиксированный коэффициент преобразования, например, равный 100 B/g.

Эти недостатки снижают надежность конструкции, повышают трудоемкость изготовления изделия, повышают цену изделия, снижают возможность уменьшения его габаритов и по совокупности сужают область его применимости.

Задачей, на решение которой направлено заявленное устройство, является достижение технического результата в виде повышения технологичности конструкции и процесса изготовления акселерометра, а также его унификации.

Поставленная задача решается в конструкции акселерометра, состоящего из n каналов, соответствующих n координатам (n=1÷3), каждый из которых содержит совокупность электронных блоков: чувствительный элемент, ориентированный осью чувствительности по присвоенной ему координате; блок обработки электрического сигнала и подачи его на выход акселерометра; вторичный блок питания для каждого из блоков обработки электрического сигнала, механически закрепленных внутри пылевлагозащищенного корпуса и содержащего совокупность электронных блоков для каждого из каналов, которые выполнены на основе заготовки однокоординатного малогабаритного акселерометра в отдельном пылевлагозащищенном корпусе. Кроме того, чувствительный элемент может быть изготовлен на основе пьезокерамики, может быть ориентирован осью чувствительности по присвоенной ему координате в прямоугольной (декартовой) системе координат. Также заготовка акселерометра может быть получена после операции установки в нее вторичного источника питания и может быть размещена в токопроводящем заземленном корпусе.

Эффективность такого решения обусловлена тем, как показала практика, что усовершенствование конструкции отдельного однокоординатного акселерометра как в части его массогабаритных показателей, так и в части его технических характеристик технологичности, более перспективно и результативно, чем для двух- и трехкоординатных его конструкций, и поэтому двух- и трехкоординатный акселерометр может быть эффективно усовершенствован путем использования простой комбинации усовершенствованных однокоординатных датчиков, а чаще их заготовок [4], получаемых на последних операциях изготовления. Такова, например, заготовка малогабаритного сейсмодатчика СД-2Э [6] (фиг. 3), в котором используется ЧЭ, изготовленный на основе пьезокерамики, представляющая собой почти законченную конструкцию в частности, содержащую вторичный источник питания, заключенную в токопроводящий экранирующий корпус, в которой не установлены жесткие выводы, а вместо них установлены гибкие выводы и с целью уменьшения габаритов осуществлены операции, обеспечивающие пылевлагозащищенность заготовки. В ходе разработки СД-2Э предусматривалась возможность такого использования его заготовок. Подобное направление процесса разработки ведет к унификации заготовок и повышению технологичности самих разработок. Возникающая при этом возможность сортировки заготовок по параметрам, определяющим параметры конечного изделия, позволяет упростить операцию идентификации каналов, а наличие проводящих корпусов, выполняющих роль промежуточных заготовок, и их пылевлагозащищенности при их размещении в общем основном проводящем корпусе, с последующей операцией создания общей в нем пылевлагозащищенности существенно повышают надежность изделия.

В то же время уменьшение массогабаритных показателей однокоординатного датчика, а с ним и его заготовки, например, за счет уменьшения при этом толщины стенок корпуса, ведут к росту его чувствительности к паразитным воздействиям на него резких перепадов температуры (пироэффект) и воздушных потоков (например, конвекционных или обычный ветер). Размещение такого датчика или его заготовки в основной корпус существенно снижает этот нежелательный эффект. В конечном итоге это ведет к унификации и технологичности изделия.

На фиг. 1 изображен сейсмодатчик СД-1.

На фиг. 2 изображен сейсмодатчик СД-1Э.

На фиг. 3 показаны заготовки малогабаритного сейсмодатчика СД-2Э.

На фиг. 4 представлена фотография макетного образца предлагаемого акселерометра.

Устройство опробовано на предприятии. На фиг. 4 приведен собранный в корпусе от СД-1Э макетный образец трехкоординатного модернизированного акселерометра-сейсмодатчика на базе заготовок СД-2Э 1, с установленными в них вторичными источниками питания, в соответствии с технологией изготовления, в количестве 3 шт., ориентированных осью чувствительности по координатам X, Y, Z в прямоугольной системе координат. Было изготовлено 3 экземпляра таких макетов, для чего были отсортированы 3 группы заготовок по 3 шт., максимально близких по параметрам в каждой группе, из 10 шт., изготовленных по документации на СД-2Э. Это позволило избежать операции дополнительной подгонки каждого из трех каналов с целью создания их идентичности по электрофизическим параметрам.

Как было установлено в ходе экспериментальных исследований, при больших уровнях чувствительности датчики СД-2Э, а также их заготовки, имеют источник дополнительной нестабильности выходного сигнала в виде их реакции на конвекционные потоки за счет пироэффекта и механического воздействия воздушного потока на корпус датчика. При прикрытии СД-2Э лоскутом ткани этот эффект практически устраняется. Он также устранялся после установки заготовок в общий корпус от СД-1Э. Последнее обстоятельство позволило рассматривать как вариант конструкцию и однокоординатного акселерометра-сейсмодатчика, создаваемую путем установки одной заготовки СД-2Э в корпусе СД-1Э, т.е. возможность на одной и той же базовой конструкции и технологии создавать n-координатные акселерометры при n=1, 2, 3.

Наличие двойной пылевлагозащищенности (первая - корпус каждой из заготовок, вторая - корпус всего устройства) существенно повышает надежность изделия.

Предварительный анализ технико-экономических показателей, в частности трудоемкости и себестоимости показал явный рост технологичности изделий и уменьшение их себестоимости, при использовании данных технических решений.

Предварительные исследовательские испытания показали, что макетные образцы трехкоординатного сейсмодатчика, собранные на основе данных технических решений, имеют технические показатели не хуже, а по некоторым показателям и лучше, чем изделия СД-1Э и их аналоги, а по технико-экономическим показателям их превосходят.

Литература

1. wikipedia.org//акселерометр.

2. zetlab.ru//сейсмоприемники.

3. B.B. Янчич. Пьезоэлектрические виброизмерительные преобразователи (акселерометры). Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2010 г., 304 с.

4.www.elpapiezo/ru/geofon.shtml.

5. elpapiezo.ru/сейсмодатчик СД-1Э.

6. elpapiezo.ru/сейсмодатчик СД-2Э.

1. Акселерометр, состоящий из n каналов, соответствующих n координатам (n=1÷3), каждый из которых содержит совокупность электронных блоков: чувствительный элемент, ориентированный осью чувствительности по присвоенной ему координате; блок обработки электрического сигнала и подачи его на выход акселерометра; вторичный блок питания для каждого из блоков обработки электрического сигнала, механически закрепленных внутри пылевлагозащищенного корпуса, отличающийся тем, что совокупность электронных блоков для каждого из каналов выполнена на основе заготовки однокоординатного малогабаритного акселерометра в отдельном пылевлагозащищенном корпусе.

2. Акселерометр по п. 1, отличающийся тем, что чувствительный элемент изготовлен на основе пьезокерамики.

3. Акселерометр по п. 1, отличающийся тем, что чувствительный элемент ориентирован осью чувствительности по присвоенной ему координате в прямоугольной системе координат.

4. Акселерометр по п. 1, отличающийся тем, что заготовка получена после операций установки в нее вторичного источника питания и герметизации с заменой жестких выводов на гибкие.

5. Акселерометр по п. 1, отличающийся тем, что заготовка размещена в токопроводящем заземленном корпусе.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться при изготовлении пьезоэлектрического датчика ударного ускорения для соединения его элементов, в частности - в технологии создания клеевых электропроводящих композиций.

Раскрыты способы и устройства, которые облегчают обнаружение подводных сигналов при геофизических исследованиях. Один вариант осуществления относится к преобразователю, включающему в себя консоль, соединенную с основанием.

Изобретение относится к метрологии. Пьезоэлектрический преобразователь содержит ортогональную систему из четырех однокомпонентных вибропреобразователей.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в сейсмоприемных устройствах. Предложен сложенный маятник, который может быть реализован в виде монолитного маятника, который не расположен в вертикальной конфигурации, т.е.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения параметров ускорения в виброметрии, сейсмологии и акустики. Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является измерение трех компонент вектора ускорения с помощью пьезоакселерометра, работающего на деформации сдвига.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения параметров ускорения в виброметрии, сейсмологии и акустики. Пьезоэлектрический акселерометр содержит предусилитель и концентрично расположенные кольцевые инерционную массу, корпус и первый пьезочувствительный элемент с осевой поляризацией в виде пары пьезоэлектрических секторов, не соприкасающихся друг с другом, и электродов, контактирующих с боковыми поверхностями пары пьезоэлектрических секторов, при этом кольцевой корпус выполнен из электропроводного материала с возможностью контактирования с боковыми поверхностями пары кольцевых пьезоэлектрических секторов, имеющих различную поляризацию, причем электроды подключены к предусилителю, при этом в него введены второй и третий предуселители, а также второй кольцевой пьезочувствительный элемент, установленный над первым кольцевым пьезочувствительным элементом и выполненный в виде двух пар радиально поляризованных секторов, снабженных электродами, контактирующими с боковыми поверхностями секторов, при этом предуселители выполнены дифференциальными, а сектора пар второго кольцевого пьезочувствительного элемента имеют одинаковую поляризацию, причем три пары первого и второго кольцевых пьезочувствительных элементов через электроды подключены к входам трех соответствующих дифференциальных усилителей.

Изобретение относится к области измерительной техники и касается линейного микроакселерометра с оптической системой. Микроакселерометр включает в себя корпус, две инерционные массы на упругих подвесах, два датчика положения, два компенсационных преобразователя.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для вибродиагностики технологического оборудования. Вибродатчик с элементом цифровой калибровки выполнен в виде металлического корпуса с фланцем для крепления на контролируемом объекте.

Изобретение относится к измерительной технике. Акселерометр содержит кремниевую подложку, на которую нанесен пьезоэлектрический слой, например, из окиси цинка в виде прямоугольной вытянутой дорожки.

Изобретение относится к устройствам для измерения линейных ускорений и может быть использовано для одновременного измерения ускорений вдоль трех взаимно перпендикулярных осей.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к малогабаритным высокочувствительным пьезоэлектрическим акселерометрам, транспортировка и установка которых связана с большими внешними воздействиями. Акселерометр содержит корпус, инерционную массу М, пьезоэлементы, винт с пружиной, при этом инерционная масса, пьезоэлементы, винт и пружина установлены на промежуточном основании с массой m (m<0,1⋅М), связанном с основанием корпуса дополнительной пружиной, зазор между инерционной массой и корпусом - Δx, и жесткость пружины К выбираются из условия K⋅Δx<0,3⋅Gmax⋅S, где Gmax - максимально допустимые напряжения в пьезоэлементах площадью S. Технический результат – повышение стойкости малогабаритного акселерометра к большим внешним ускорениям в сочетании с высоким значением коэффициента преобразования. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Использование: для измерения параметров удара. Сущность изобретения заключается в том, что малогабаритный датчик удара состоит из пьезокерамического элемента, закрепленного внутри корпуса, внешние электроды которого соединены проводниками с токоподводящими выводами, соединяющими их с внешними цепями, в качестве пьезокерамического элемента использован пьезокерамический элемент биморфный, изготовленный по пленочной технологии, закрепленный компаундом одним из концов в виде консоли внутри металлокерамического корпуса, где внешние электроды пьезокерамического элемента биморфного соединены проводниками с контактными площадками корпуса, предназначенного для поверхностного монтажа. Технический результат: обеспечение возможности повышения ударной прочности изделия и его чувствительности, уменьшения габаритных размеров и массы при улучшенных характеристиках корпуса, ударной прочности изделия и его чувствительности, уменьшения влияния на эксплуатационные характеристики паразитного пироэффекта, улучшения направленной избирательности. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к датчикам для измерения вибрационных и ударных ускорений сложных технических объектов, работающих в условиях экстремальных механических перегрузок. Техническим результатом является снижение чувствительности пьезоэлектрического акселерометра к деформации контролируемого объекта при уменьшении габаритов, повышении резонансной частоты и увеличении верхней границы рабочего диапазона частот. Компенсационный пьезоэлектрический элемент с поперечным радиальным направлением поляризации, установленный на диэлектрической прокладке между рабочим пьезоэлементом и основанием, позволяет преобразовать механические напряжения, возникающие в основании вследствие его деформации, в пропорциональный электрический сигнал, который используется для компенсации сигнала помехи от деформации контролируемого объекта. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах ориентации и навигации. Линейный микроакселерометр содержит основание, рамку с инерционной массой, закрепленной на упругих подвесах, датчик положения, источник напряжения, четыре компаратора, два усилителя тока, ключ, электромагнитный силовой привод, состоящий из 2N катушек, размещенных на 2N магнитопроводящих сердечниках, которые размещены с противоположных сторон рамки по N с каждой стороны, а на поверхности инерционной массы с каждой стороны расположены магнитопроводы, замыкающие магнитные потоки катушек, причем входы катушек подключены к выходу ключа, входы которого через компараторы подключены к датчику положения, который выполнен оптическим и состоит из излучателя, подключенного к источнику напряжения, и двух фотоприемников, при этом между излучателем и фотоприемниками расположены четыре оптических кабеля, а инерционная масса выполнена в виде маятника с возможностью совершения крутильных колебаний на упругих подвесах вокруг одной оси и содержит две заслонки, установленные с возможностью перекрытия светового потока между излучателем и фотоприемниками, размещенными на основании. Технический результат – повышение точности, расширение диапазона измеряемых ускорений и уменьшение нелинейности. 4 ил.

Группа изобретений относится к датчику, используемому для обнаружения ускорения, давления или, в целом, любой физической величины, изменение которой может привести к перемещению подвижного тела относительно корпуса. Датчик для измерения давления или ускорения содержит корпус; первое тело, подвижное вдоль чувствительной оси, две пары вторых тел, расположенные симметрично относительно первого тела вдоль чувствительной оси; преобразователи для обнаружения положения первого тела относительно корпуса, сообщения колебаний вторым телам вдоль оси вибрации и обнаружения частоты колебаний вторых тел; и средства поверхностной электростатической связи, связывающие каждое второе тело с первым телом таким образом, чтобы перемещение первого тела относительно корпуса вдоль чувствительной оси приводило соответственно к усилению или к ослаблению электростатической связи для одной и другой из пар вторых тел. Технический результат – повышение точности измерения. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх