Бесплатформенная инерциальная вертикаль на "грубых" чувствительных элементах

Изобретение относится к бесплатформенным инерциальным вертикалям и может найти применение в микро-, мини- и легких беспилотных летательных аппаратах для определения угловой ориентации относительно местной вертикали при выполнении сложных маневров, в том числе и фигур высшего пилотажа. Технический результат - построение всережимной микроминиатюрной бесплатформенной инерциальной вертикали на «грубых» чувствительных элементах. Для этого используется трехканальный блок микромеханических датчиков линейных ускорений (погрешности до 0,05 м/с2) и трехканальный блок микромеханических датчиков угловых скоростей (погрешности до 0,2°/c) с высокими техническими характеристиками без использования внешней коррекции. При этом обеспечивается автоматическая выставка вертикали, списание погрешности датчиков угловых скоростей непосредственно перед полетом и периодической коррекции датчиков угловых скоростей в полете, а также использование кватернионных вычислений. 3 ил.

 

Изобретение относится к бесплатформенным инерциальным вертикалям (БИВ) и может найти применение в микро-, мини- и легких беспилотных летательных аппаратах (БЛА) для определения угловой ориентации относительно местной вертикали при выполнении сложных маневров, в том числе и фигур высшего пилотажа.

Аналогом заявляемого устройства является «Бесплатформенная инерциальная система ориентации на «грубых» чувствительных элементах» [1], содержащая блок чувствительных элементов из трех акселерометров и трех датчиков угловых скоростей по трем ортогональным осям, систему воздушных сигналов, магнитный компас, блок измерения (или определения) параметров движения носителя, несколько (преимущественно три) вычислительных платформ, мастер-фильтр, причем каждая из вычислительных платформ содержит блок пересчета ускорений из связанной в навигационную систему координат, блок вычисления линейных и угловых скоростей навигационной системы координат, первый и второй блоки кватернионных вычислений, блок вычисления матрицы направляющих косинусов и вычисления углов ориентации, блок формирования сигналов демпфирования, а третья вычислительная платформа дополнительно содержит адаптивный фильтр Калмана.

Известное устройство избыточно по составу и требует значительного объема вычислительных ресурсов. При выполнении летательным аппаратом фигур высшего пилотажа с вращением в трех взаимно перпендикулярных плоскостях фактические погрешности известного устройства могут превышать представленные в графическом материале [1, фиг. 6, фиг. 7], что не оправдывает его существенное усложнение. Для начальной выставки необходимо использование внешней информации с блока измерения (или определения) параметров движения носителя.

Наиболее близким к заявляемому устройству по технической сущности является бесплатформенная инерциальная курсовертикаль (БИКВ), представленная в группе изобретений «Навигационный комплекс, устройство вычисления скорости и координат, бесплатформенная инерциальная курсовертикаль, способ коррекции инерциальных датчиков и устройство для его осуществления» [2], содержащая трехканальный блок датчиков линейных ускорений, трехстепенной магнитный датчик направления, трехканальный блок датчиков угловых скоростей, формирователь производных от углов ориентации, блок коррекции, блок интеграторов, блок вычисления погрешности угловой ориентации, фильтр, блок вычисления наблюдаемой вертикали, блок выработки признаков включения коррекции угловой ориентации, блок оценки присутствия погрешности угловой ориентации, блок вычисления погрешности наблюдаемых углов ориентации, блок коррекции магнитного курса, блок режима коррекции.

К недостаткам известного устройства следует отнести необходимость в использовании внешних корректирующих устройств (спутниковой радионавигационной системы и/или системы радиолокационных измерений), невозможность точной начальной выставки трехканального блока датчиков угловых скоростей, ограничение измерения угла тангажа из-за наличия особых точек, например, при угле тангажа, равном ±π/2.

Общими признаками заявляемой БИВ и прототипа [2] являются трехканальный блок датчиков линейных ускорений, трехканальный блок датчиков угловых скоростей, блок коррекции угловых скоростей, блок вычисления погрешности угловой ориентации, блок вычисления наблюдаемой вертикали, блок выработки признаков включения коррекции угловой ориентации, блок оценки присутствия погрешности по угловой скорости, блок режима коррекции.

Решаемой технической задачей предлагаемого изобретения является обеспечение начальной выставки вертикали и датчиков угловых скоростей без использования внешней информации; сохранение высокой точности определения местной вертикали при использовании микромеханических датчиков низкой точности (погрешности датчиков угловых скоростей до 0,2°/с; погрешности датчиков линейных ускорений до 0,05 м/с2) без использования внешней коррекции, сохранение работоспособности при выполнении летательным аппаратом фигур высшего пилотажа с вращением в трех взаимно перпендикулярных плоскостях.

Техническим результатом является построение всережимной микроминиатюрной бесплатформенной инерциальной вертикали на «грубых» чувствительных элементах с высокими техническими характеристиками без использования внешней информации.

Поставленная задача решается за счет того, что в БИВ дополнительно введены блок начальной выставки датчиков угловых скоростей, блок вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации, блок вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации, блок вычисления углов крена и тангажа, причем выход трехканального блока датчиков линейных ускорений подключен к входу блока вычисления наблюдаемой вертикали, выход которого подключен к первому входу блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации, второму входу блока выработки признаков включения коррекции угловой ориентации и третьему входу блока вычисления погрешности угловой ориентации, выход блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации подключен к первому входу блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации, выход которого подключен к входу блока вычисления углов крена и тангажа и является выходом БИВ для массива параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации, выход блока вычисления углов крена и тангажа подключен к четвертому входу блока вычисления погрешности угловой ориентации, ко второму входу блока оценки присутствия погрешности по угловой скорости и является выходом БИВ для массива углов крена и тангажа, выход блока вычисления погрешности угловой ориентации подключен к первому входу блока оценки присутствия погрешности по угловой скорости, выход которого подключен ко второму входу блока коррекции угловых скоростей, выход блока выработки признаков включения коррекции угловой ориентации подключен к первому входу блока вычисления погрешности угловой ориентации, выход блока режима коррекции подключен ко вторым входам блока начальной выставки датчиков угловых скоростей, блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации и блока вычисления погрешности угловой ориентации, выход трехканального блока датчиков угловых скоростей подключен к первому входу блока начальной выставки датчиков угловых скоростей, выход которого подключен к первым входам блока выработки признаков включения коррекции угловой ориентации и блока коррекции угловых скоростей, выход блока коррекции угловых скоростей подключен ко второму входу блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации.

Предлагаемое изобретение поясняется следующими графическими материалами, где представлены:

на фиг. 1 - блок-схема бесплатформенной инерциальной вертикали на «грубых» чувствительных элементах, на которой показаны: 1 - трехканальный блок датчиков линейных ускорений; 2 - блок вычисления наблюдаемой вертикали; 3 - блок вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации; 4 - блок вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации; 5 - блок вычисления углов крена и тангажа; 6 - блок вычисления погрешности угловой ориентации; 7 - блок выработки признаков включения коррекции угловой ориентации; 8 - блок режима коррекции; 9 - трехканальный блок датчиков угловых скоростей; 10 - блок начальной выставки датчиков угловых скоростей; 11 - блок коррекции угловых скоростей; 12 - блок оценки присутствия погрешности по угловой скорости; au - вектор измеренного линейного ускорения; Un - вектор наблюдаемой вертикали; Λ0 - массив параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации; Λ - массив параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации; U - массив углов крена и тангажа; ΔU - вектор погрешности угловой ориентации; Jk - массив признаков включения коррекции угловой ориентации; Jr - массив признаков режима коррекции; ωu - вектор измеренной угловой скорости; ω0 - вектор угловой скорости после начальной выставки; ωk - вектор угловой скорости после коррекции; Δω - вектор оценки присутствия погрешности по угловой скорости;

на фиг. 2 - характеристики изменения углов крена (γ), тангажа (ϑ) и рысканья (ψ) при движении летательного аппарата с вращением относительно вертикальной, продольной и поперечной осей;

на фиг. 3. - погрешности бесплатформенной инерциальной вертикали по углам крена (dγ) и тангажа (dϑ) при движении летательного аппарата с вращением относительно вертикальной, продольной и поперечной осей.

БИВ вычисляет массив параметров Родрига-Гамильтона , представленный массивом Λ, и массив углов крена и тангажа БЛА , представленный массивом U. Вычисления выполняются соответствующей обработкой вектора линейных ускорений и вектора угловых скоростей по трем ортогональным осям, измеренных трехканальным блоком датчиков линейных ускорений и трехканальным блоком датчиков угловых скоростей. На выходе блока 1 формируется вектор измеренного линейного ускорения , на выходе блока 9 формируется вектор измеренной угловой скорости . Измерения выполняются на всех режимах, которые задаются в блоке 8 массивом , где Jr1 принимает единичное значение в состоянии покоя БЛА, a Jr2 принимает единичное значение в состоянии полета БЛА, в ином состоянии Jr1 и Jr2 принимают нулевые значения.

Блок 2 вычисляет вектор наблюдаемой вертикали [3, с. 161-162]

.

Блок 3 вычисляет нормированный массив параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации [3, с.144, с.148-149]

,

где функция обеспечивает изменение параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации в соответствии с изменением вектора наблюдаемой вертикали при Jr1=1 и их фиксация с момента обнуления Jr1; s - оператор преобразования Лапласа.

Блок 10 выполняет начальную выставку датчиков угловых скоростей, вычисляет вектор угловой скорости после начальной выставки в соответствии с вычислительной процедурой

,

где функция обеспечивает введение компенсирующей составляющей в измерения угловых скоростей, обнуляющей погрешности трехканального блока датчиков угловых скоростей при Jr1=1и фиксацию компенсирующей составляющей с момента обнуления Jr1; s - оператор преобразования Лапласа.

Блок 7 вырабатывает признаки включения коррекции угловой ориентации при равномерном прямолинейном полете БЛА. Отклонение от равномерного полета приводит к отклонению наблюдаемой вертикали от истинной, о чем свидетельствует отклонение производных наблюдаемых углов ориентации от нуля. Отклонение от прямолинейного полета приводит к возникновению угловых скоростей, отличных от нуля. Массив признаков включения коррекции угловой ориентации представим признаком равномерного полета Jku и признаком прямолинейного полета J, которые принимают значения единицы или нуля в соответствии с условиями:

если |γns|∧|ϑns|<dUmax, то Jku=1, иначе Jku=0;

если |ωx0|∧|ωy0|∧|ωz0|<ωmax, то J=1, иначе J=0,

где предельные значения dUmax и ωmax выбираются в соответствии с допустимой погрешностью определения вертикали; рекомендуется dUmax и ωmax выбирать в пределах 0,001…0,01 рад/с при указанных выше погрешностях датчиков угловых скоростей, s - оператор преобразования Лапласа.

Блок 6 вычисляет вектор погрешности угловой ориентации

,

где ±ΔUОГР - ограничение погрешности угловой ориентации, определяется допустимой погрешностью вычисления вертикали.

По величине погрешности угловой ориентации вертикали блок 12 оценивает присутствие погрешности по угловой скорости, вычисляя вектор оценки присутствия погрешности по угловой скорости ∆ω в проекциях на оси связанной системы координат

,

где ±ΔωОГР - ограничение погрешности по угловой скорости, выбирается в соответствии с погрешностью датчиков угловых скоростей; s - оператор преобразования Лапласа.

Компоненты вектора Δω не определяют точные значения погрешности трехканального блока датчиков угловых скоростей, но их отличие от нуля показывает, что погрешности присутствуют.

Блок 11 выполняет коррекцию угловых скоростей, вычисляет вектор угловой скорости после коррекции

Блок 4 вычисляет нормированный массив параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации [3, с. 144, с. 155]

.

Блок 5 вычисляет массив углов крена и тангажа БЛА [3, с.156].

.

Исследование бесплатформенной инерциальной вертикали на «грубых» чувствительных элементах показало, что при полете БЛА с вращением относительно вертикальной и продольной осей на углы более 180 градусов (см. фиг. 2) погрешности по углам крена (dγ) и тангажа (dϑ) (см. фиг. 3) не превышают 0,5 градуса, а при вращении относительно поперечной оси достигают 2 градусов.

Таким образом, заявляемая бесплатформенная инерциальная вертикаль на «грубых» чувствительных элементах позволяет построить всережимную микроминиатюрную БИВ с высокими техническими характеристиками без использования внешней информации.

Источники информации

1. Патент RU 2382988, Бесплатформенная инерциальная система ориентации на «грубых» чувствительных элементах, опубл. 27.02.2010 г. Бюл. №6 (Аналог).

2. Патент RU 2373498, Навигационный комплекс, устройство вычисления скорости и координат, бесплатформенная инерциальная курсовертикаль, способ коррекции инерциальных датчиков и устройство для его осуществления, опубл. 20.11.2009 г. Бюл. №32 (Прототип).

3. Основы построения бесплатформенных инерциальных навигационных систем /В.В. Матвеев, В.Я. Распопов/ под общ. ред. д.т.н. В.Я. Распопова. - СПб.: ТНЦ РФ ОАО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор», 2009. - 280 с.

Бесплатформенная инерциальная вертикаль на «грубых» чувствительных элементах, содержащая трехканальный блок датчиков линейных ускорений, трехканальный блок датчиков угловых скоростей, блок коррекции угловых скоростей, блок вычисления погрешности угловой ориентации, блок оценки присутствия погрешности по угловой скорости, блок вычисления наблюдаемой вертикали, блок выработки признаков включения коррекции угловой ориентации, блок режима коррекции, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены блок начальной выставки датчиков угловых скоростей, блок вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации, блок вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации, блок вычисления углов крена и тангажа, причем выход трехканального блока датчиков линейных ускорений подключен к входу блока вычисления наблюдаемой вертикали, выход которого подключен к первому входу блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации, второму входу блока выработки признаков включения коррекции угловой ориентации и третьему входу блока вычисления погрешности угловой ориентации, выход блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации подключен к первому входу блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации, выход которого подключен к входу блока вычисления углов крена и тангажа и является выходом бесплатформенной инерциальной вертикали для массива параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации, выход блока вычисления углов крена и тангажа подключен к четвертому входу блока вычисления погрешности угловой ориентации, ко второму входу блока оценки присутствия погрешности по угловой скорости и является выходом бесплатформенной инерциальной вертикали для массива углов крена и тангажа, выход блока вычисления погрешности угловой ориентации подключен к первому входу блока оценки присутствия погрешности по угловой скорости, выход которого подключен ко второму входу блока коррекции угловых скоростей, выход блока выработки признаков включения коррекции угловой ориентации подключен к первому входу блока вычисления погрешности угловой ориентации, выход блока режима коррекции подключен ко вторым входам блока начальной выставки датчиков угловых скоростей, блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона начальной ориентации и блока вычисления погрешности угловой ориентации, выход трехканального блока датчиков угловых скоростей подключен к первому входу блока начальной выставки датчиков угловых скоростей, выход которого подключен к первым входам блока выработки признаков включения коррекции угловой ориентации и блока коррекции угловых скоростей, выход блока коррекции угловых скоростей подключен ко второму входу блока вычисления параметров Родрига-Гамильтона кватерниона текущей ориентации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения траектории движения транспортных средств и знакопеременных перемещений объектов.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в навигационных системах морских, воздушных и наземных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей.

Заявляемое изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) управляемого аппарата (УА).

Изобретение относится к навигации и может быть использовано, например, в качестве гирокомпаса и для определения направления севера. Способ определения курса осуществляется с помощью инерциального устройства (1), обеспечивающего измерения посредством, как минимум, одного вибрационного гироскопа (3), и включает в себя установку инерциального устройства таким образом, чтобы ось гироскопа находилась практически в горизонтальной плоскости, позиционирование инерциального устройства последовательно определенное число раз относительно вертикальной оси, количество положений при этом должно быть больше единицы, настройку электрического угла поворота вибрационного гироскопа в каждом положении на заданную величину (причем данная заданная величина должна быть одинаковой для всех позиций) и определение курса по результатам измерений и углу между вышеуказанными позициями.

Заявленное изобретение относится к области носителей, одновременно использующих информацию, получаемую от инерциального блока, и информацию, получаемую от системы спутниковой навигации, например системы GPS.

Изобретение относится к области приборостроения инерциальных навигационных систем и может использоваться для определения текущих координат объекта и его угловой ориентации.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах управления подвижными объектами. .

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах навигации подвижных объектов управления. .

Изобретение относится к способу и устройству для измерения ориентации носового шасси летательного аппарата, в частности транспортного летательного аппарата. .

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем управления. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов. Технический результат - повышение точности и обеспечение непрерывности коррекции углов курса, тангажа и крена подвижного объекта, в частности летательного аппарата (ЛА) в условиях маневрирования в полете. Для этого устройство содержит трехкомпонентный блок датчиков угловых скоростей, трехкомпонентный блок датчиков линейных ускорений, трехкомпонентный магнитометрический датчик, вычислительный блок, блок формирования матрицы направляющих косинусов, фильтр Калмана и блок формирования функций измерений, соединенных между собой соответствующим образом. В устройство дополнительно введены блок определения параметров напряженности магнитного поля Земли, подключенный к вычислительному блоку, блок формирования кватернионов, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с первым выходом вычислительного блока, с выходом трехкомпонентного блока датчиков угловых скоростей и со вторым выходом фильтра Калмана, и блок формирования матрицы погрешностей системы, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами трехкомпонентного блока датчиков угловых скоростей и трехкомпонентного блока датчиков линейных ускорений, а выход подключен ко второму входу фильтра Калмана. Выходы вычислительного блока по сигналам курса, тангажа и крена являются выходами устройства. Изобретение позволяет использовать магнитометрические датчики, датчики угловой скорости (ДУС) и линейного ускорения (ДЛУ) средней и низкой точности, в том числе микромеханического типа. Кроме того, в процессе определения магнитного курса списывается остаточная девиация трехкомпонентного магнитометрического датчика магнитного курса и сглаживаются ошибки измерения магнитного курса из-за аномальных магнитных полей. 2 ил.

Изобретение относится к способу для определения навигационных данных и устройству для осуществления этого способа. В способе для определения навигационных данных с помощью первого навигационного устройства (310) определяют результаты измерения углов ориентации. Далее, инициализируют второе навигационное устройство (320) с помощью результатов измерения углов ориентации, определенных первым навигационным устройством (310). В оба навигационных устройства от датчикового блока поступают результаты измерения угловой скорости и ускорения для определения результатов измерения углов ориентации. В этом процессе вероятность создания ошибочных результатов измерения углов ориентации первым навигационным устройством (310) ниже заданной частоты появления ошибок углов ориентации, а вероятность создания ошибочных результатов измерения углов ориентации вторым навигационным устройством (320) выше заданной частоты появления ошибок углов ориентации. Если один из определенных результатов измерения углов ориентации отклоняется от соответствующего опорного значения углов ориентации на значение, которое больше заданного значения допуска углов ориентации, то имеет место ошибочное измерение углов ориентации. Техническим результатом изобретения является обеспечение данных об истинном курсе и углах ориентации после фазы инициализации и ориентирования навигационной системы с требуемой точностью и целостностью. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к способу для определения навигационных данных и устройству для осуществления этого способа. В способе для определения навигационных данных с помощью первого навигационного устройства (310) определяют результаты измерения углов ориентации. Далее, инициализируют второе навигационное устройство (320) с помощью результатов измерения углов ориентации, определенных первым навигационным устройством (310). В оба навигационных устройства от датчикового блока поступают результаты измерения угловой скорости и ускорения для определения результатов измерения углов ориентации. В этом процессе вероятность создания ошибочных результатов измерения углов ориентации первым навигационным устройством (310) ниже заданной частоты появления ошибок углов ориентации, а вероятность создания ошибочных результатов измерения углов ориентации вторым навигационным устройством (320) выше заданной частоты появления ошибок углов ориентации. Если один из определенных результатов измерения углов ориентации отклоняется от соответствующего опорного значения углов ориентации на значение, которое больше заданного значения допуска углов ориентации, то имеет место ошибочное измерение углов ориентации. Техническим результатом изобретения является обеспечение данных об истинном курсе и углах ориентации после фазы инициализации и ориентирования навигационной системы с требуемой точностью и целостностью. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх