Зубчатая передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем. На торцевых поверхностях каждого колеса укреплена пара накладок в виде дисков, изготовленных из магнитопассивного материала, например пластмассы. Наружные периметры накладок имеют форму окружности радиусом, равным радиусу окружности вершин зубчатого венца. В центрах накладок выполнены сквозные отверстия радиусом, не меньшим радиуса посадочного отверстия колеса. В накладках, в областях их примыкания ко дну впадин зубчатого венца, выполнены сквозные отверстия, низ которых совпадает с окружностью впадин зубчатого венца, а их боковые стороны совпадают в плане с боковыми поверхностями зубьев. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом.

Известна зубчатая передача, смазываемая магнитопорошковым методом, содержащая герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и твердым магнитоактивным смазочным материалом в дисперсной фазе, в виде порошка, активизируемым магнитным полем - см., например: Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин), стр. 134, рис. 3.

Недостаток данной зубчатой передачи состоит в том, что при ее работе в режиме смазывания, магнитоактивный смазочный материал попадает не только на трущиеся боковые поверхности зубьев зубчатых колес, нуждающиеся в смазывании, но и на другие части зубчатых колес, в смазывании не нуждающиеся - на торцы их тел и на торцы их зубчатых венцов. Это ухудшает качество процесса смазывания.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатой передачи, содержащей герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и смазочным твердым магнитоактивным материалом в дисперсной фазе, в виде порошка, активизируемым магнитным полем, - см. там же, стр. 166, рис. 35.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества процесса смазывания.

Для этого зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активизируемым магнитным полем. На торцевых поверхностях каждого зубчатого колеса укреплена пара накладок в виде дисков, изготовленным из магнитопассивного материала, например - пластмассы. Наружные периметры накладок имеют форму окружности радиусом, равным радиусу окружности вершин зубчатого венца. В центре накладок выполнены сквозные отверстия радиусом, не меньшим радиуса посадочного отверстия колеса. В накладках, в областях их примыкания ко дну впадин зубчатого венца, выполнены сквозные отверстия. Низ отверстий совпадает с окружностью впадин зубчатого венца, а их боковые стороны совпадают в плане с боковыми поверхностями зубьев.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент одного зубчатого колеса передачи с местным разрезом - вид с торца (фиг. 1) и тот же фрагмент в разрезе - вид сбоку (фиг. 2).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, торцевые накладки 3 и 4, наружные периметры 5 торцевых накладок; низ 6 отверстий, дно 7 впадин зубчатого венца, боковые стороны 8 отверстий, боковые поверхности 9 зубьев; ширина В зубчатого венца; радиус Rв окружности вершин зубчатого венца; радиус окружности оснований зубчатого венца; толщина а торцевых накладок; высота в отверстий.

Зубчатая передача содержит герметический корпус (не показан), в котором размещены зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал - твердый смазочный материал в дисперсной фазе (не показан), активируемый магнитным полем (источник поля не показан). На торцевых поверхностях каждого колеса - на торцевых поверхностях его тела 1 и зубчатого венца шириной В с зубьями 2 укреплена пара накладок в виде дисков - 3 и 4, изготовленные из магнитопассивного материала (диамагнетика), например пластмассы. Наружные периметры 5 накладок имеют форму окружности, их радиусы равны радиусу Rв окружности вершин зубчатого венца. В центрах накладок выполнены сквозные отверстия (не показаны), радиус которых не меньше радиуса посадочного отверстия зубчатого колеса (не показано). Толщина накладок - а, величина которой задается исходя из ряда факторов - применяемого смазочного материала, напряженности магнитного поля и др. В накладках (3 и 4), в областях их прилегания к впадинам зубчатого венца - к нижним участкам впадин, - выполнены сквозные отверстия; низ 6 отверстий прилегает ко дну 7 впадин зубчатого венца, расположенных по окружности оснований зубчатого венца радиусом Rо; боковые стороны 8 отверстий прилегают к боковым поверхностям 9 зубьев (2) - в районе корней зубьев; высота отверстий - в.

При работе зубчатых колес со смазыванием их магнитопорошковым материалом, торцевые накладки 3 и 4, укрепленные на торцах зубчатых колес (и выполненные из магнитопассивного материала - диамагнетика), экранируют собой - с торцов - зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, предотвращая попадание на эти торцы колес магнитоактивного смазочного материала. Этим обеспечивается предотвращение налипания смазочного материала на торцы колес и обеспечивается свободный доступ смазочного материала только на трущиеся (боковые) поверхности зубьев зубчатых колес. В зависимости от толщины а накладок, напряженности магнитного поля, активирующего смазочный материал, состава смазочного материала и др. предотвращается или полное налипание смазочного материала на торцы зубчатых колес или облегчается удаление с них смазочного материала - под действием центробежных сил и силы тяжести. Наличие сквозных отверстий в торцевых накладках - в области их примыкания ко дну впадин зубчатого венца - позволяет предотвращать нежелательное скопление смазочного материала в области дна впадин зубчатого венца и - заклинивание зубьев сопряженных зубчатых колес посредством этого материала (позволяет осуществлять самоудаление смазочного материала из областей дна впадин зубчатого венца через эти сквозные отверстия). Все это повышает качество процесса смазывания.

Зубчатая передача, смазываемая магнитопорошковым методом, содержащая герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем, отличающаяся тем, что на торцевых поверхностях каждого зубчатого колеса укреплена пара накладок в виде дисков, изготовленных из магнитопассивного материала, например пластмассы, наружные периметры накладок имеют форму окружности радиусом, равным радиусу окружности вершин зубчатого венца, в центрах накладок выполнены сквозные отверстия радиусом, не меньшим радиуса посадочного отверстия зубчатого колеса, в накладках, в областях их прилегания ко дну впадин зубчатого венца, выполнены сквозные отверстия, низ которых совпадает с окружностью впадин зубчатого венца, а их боковые стороны совпадают в плане с боковыми поверхностями зубьев.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, размещенных в закрытых корпусах-редукторах с картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо, выполненное из ферромагнитного материала, содержит тело и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пластин, изогнутых по наружному профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных реверсивных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и участках торцов тела, примыкающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела и на теле колеса. Наружный диаметр накладок равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, внутренний диаметр накладок меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца. Каждый зуб выполнен из пары прямоугольных пластин шириной, равной ширине зубчатого венца, изогнутых по профилю расчетного для данного колеса зуба, с образованием двух боковых поверхностей зуба. Пластины укреплены между внутренними торцами кольцевых накладок. В месте примыкания боковой набегающей поверхности к телу колеса в ней выполнены сквозные отверстия. Внутри полости каждого зуба расположен Г-образный элемент с зазором относительно пластины, образующей набегающую боковую поверхность. Одна полка элемента перпендикулярна оси зуба и укреплена на пластине, образующей отстающую боковую поверхность. Вторая полка элемента ориентирована в сторону тела колеса и выполнена с зазором относительно него. Причем первая полка элемента закреплена на пластине, образующей отстающую боковую поверхность, с зазором относительно окружности вершин зубчатого венца. А вторая полка этого элемента по всей своей длине расположена с зазором относительно пластины, образующей набегающую боковую поверхность, и эквидистантна ей. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса выше верхнего уровня смазочного материала с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. А внешние концы скребков от окружности впадин зубчатого венца ориентированы радиально относительно колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Причем каждый скребок выполнен в виде прямолинейного прямоугольного отрезка полосы, прилегающего к колесу своим торцом под прямым углом. Cкребки расположены под острым углом к горизонтали, а их внешние концы превышают по вертикали их внутренние концы. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок. Каждый зуб выполнен из изогнутой пластины. В набегающей поверхности зуба выполнено сквозное отверстие шириной, равной половине боковой поверхности зуба, и высотой, равной сумме нерабочего участка боковой поверхности и рабочего участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления. Отверстие аналогичной ширины выполнено в набегающей боковой поверхности и со стороны вершины зуба с примыканием к ней. Высота этого отверстия равна высоте участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления за минусом толщины пластины, образующей вершину зуба. На внутренней стороне пластины, образующей отстающую поверхность, и на внутренних поверхностях накладок укреплены полки, ориентированные перпендикулярно оси зуба. Полки расположены с зазорами относительно части пластины, образующей набегающую поверхность. Со стороны этой поверхности полки снабжены бортиками шириной, равной ширине полок, обращенными в сторону тела колеса и выполненными эквидистантно относительно набегающей боковой поверхности. Аналогичный бортик укреплен на внутренней стороне пластины, образующей вершину зуба. А между бортиками и соседними полками, а также между нижним бортиком и телом колеса выполнены зазоры. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, выполненными из пластин, изогнутых по наружному профилю зубьев с образованием в их набегающих боковых поверхностях сквозных отверстий в месте примыкания этих поверхностей к телу колеса, и пары кольцевых накладок. Внутри каждого зуба, с зазором относительно его набегающей боковой поверхности и эквидистантно ей, расположена перемычка, укрепленная на внутренней стороне вершины зуба и внутренних поверхностях кольцевых накладок, с образованием зазора между ней и телом колеса. Причем каждый зуб выполнен из одной пластины. Cквозное отверстие выполнено симметрично относительно боковой поверхности. Ширина отверстия равна половине ширины боковой поверхности. Высота отверстия равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности и высоты участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления. Аналогичное отверстие выполнено в этой боковой поверхности со стороны вершины зуба, с примыканием к ней; ширина этого отверстия равна ширине первого отверстия. Его высота равна высоте участка боковой поверхности со стороны вершины зуба, работающего в режиме двухпарного зацепления, за минусом толщины участка полосы, образующей вершину зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец, выполненный из пластин, изогнутых по наружному профилю зуба, и пары кольцевых накладок. Каждый зуб выполнен из одной пластины. Ширина участка пластины на набегающей боковой поверхности зуба меньше ширины зубчатого венца; этот участок расположен по центру зуба, на равных расстояниях от обеих кольцевых накладок по всей высоте зуба. Внутри полости зуба, вдоль его высоты и перпендикулярно оси зуба, расположены плоские прямоугольные полки шириной, равной ширине зубчатого венца, укрепленные на внутренней поверхности участка пластины, образующего отстающую боковую поверхность, и на внутренних поверхностях кольцевых накладок, с равными зазорами относительно участка пластины, образующего набегающую боковую поверхность. Стороны полок, обращенные в сторону набегающей боковой поверхности, снабжены козырьками шириной, равной ширине зубчатого венца, обращенными в сторону тела колеса и выполненными эквидистантными относительно набегающей боковой поверхности, с равными зазорами относительно нижерасположенных полок и тела колеса. Аналогичный козырек, с аналогичными зазорами, укреплен и на внутренней стороне участка пластины, образующего вершину зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок и зубчатый венец, выполненный из полых зубьев. Каждый зуб выполнен из пары изогнутых пластин, образующих боковые поверхности зубьев и закрепленных между внутренними торцами кольцевых накладок. В пластине, образующей опережающую при вращении колеса боковую поверхность, на участке ее примыкания к телу колеса выполнено сквозное отверстие вдоль ширины пластины. Вторая изогнутая пластина снабжена Г-образным элементом шириной, равной ширине второй изогнутой пластины. Одна полка элемента закреплена на второй изогнутой пластине в районе окружности вершин зубчатого венца с образованием зазора между Г-образным элементом и первой изогнутой пластиной, а другая его полка ориентирована в сторону тела зубчатого колеса с образованием зазора относительно него. Ширина сквозного отверстия, представляющего собой сквозное окно, равна ширине первой изогнутой пластины, высота сквозного окна равна высоте нерабочего участка боковой поверхности зуба, расчетного для данного зубчатого колеса. Полка Г-образного элемента, ориентированная в сторону тела зубчатого колеса, выполнена эквидистантной первой изогнутой пластине, а высота этой полки задана с обеспечением зазора между концом этой полки со стороны тела зубчатого колеса и минимальным верхним уровнем смазочного материала масляной ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Каждый скребок выполнен в виде прямоугольного отрезка полосы, изогнутого по дуге по направлению от масляной ванны вверх вдоль нижней половины торца колеса и прилегающего к колесу своим торцом под прямым углом. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Каждый скребок выполнен в виде прямолинейного прямоугольного отрезка полосы, прилегающего к колесу своим торцом под острым углом между верхней плоскостью отрезка и торцом колеса. Скребки расположены вдоль торцов колеса под углом к горизонтали, а их внешние концы превышают по вертикали их внутренние концы. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны снабжено парой скребков, прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены горизонтально, неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Верхние поверхности скребков выполнены с наклоном в сторону от торцов колеса. А нижние поверхности скребков в их поперечном сечении выполнены дугообразно вогнутыми, со стороны торцов колеса плавно сопряженными с этими торцами, а с противоположной стороны ориентированными вниз по вертикали. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.
Наверх