Способ оценки технического состояния оборудования

Изобретение относится к области технологии эксплуатации технического оборудования, преимущественно электроники, используемого в различных областях народного хозяйства. Технический результат - оценка технического состояния оборудования в текущий момент эксплуатации и расчет остаточного временного ресурса эксплуатации оборудования для принятия решения о своевременной замене оборудования в предотказном состоянии. В способе входной контроль оборудования до начала эксплуатации осуществляют измерением выходных параметров оборудования с фиксацией их значений с учетом разброса значений параметров внутри зоны допустимых значений выходных параметров завода-изготовителя, после чего осуществляют технический мониторинг технического состояния оборудования, который осуществляют непрерывным измерением значений текущих выходных параметров оборудования в процессе эксплуатации, далее проводят диагностику оборудования, осуществляемую сравнением текущих выходных значений параметров оборудования в процессе эксплуатации со значениями выходных параметров оборудования при входном контроле, если текущие выходные значения параметров оборудования в процессе эксплуатации не равны значениям выходных параметров оборудования при входном контроле, то определяют закономерность деградационных процессов оборудования, осуществляемую вычислением скорости приближения значения эксплуатационного выходного параметра к допустимой границе зоны значений выходного параметра завода-изготовителя, разработку экспертного заключения состояния оборудования осуществляют в процессе эксплуатации оборудования вычислительными средствами с немедленным отображением остаточного временного ресурса эксплуатации данного оборудования на средствах оповещения состояния оборудования, после выработки экспертного заключения по остаточному временному ресурсу эксплуатации оборудования определяют предстоящий выход из строя оборудования в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии. 4 ил.

 

Изобретение относится к области технологии эксплуатации технического оборудования, преимущественно электроники, используемого в различных областях народного хозяйства.

Известен способ технической эксплуатации авиационной техники по состоянию и устройство для его осуществления, включающий эксплуатацию функциональных систем и их элементов, осуществление технического обслуживания и ремонта с использованием компьютера с блоком ввода данных, блока хранения данных, блока сравнения данных и отделение значений критических отклонений (см. заявку на изобретение Российской Федерации №2004125888, МПК B64F 1/00, опубл. 10.02.2006).

Данный способ позволяет эксплуатировать авиационную технику по состоянию с устройством для его осуществления. Однако данный способ не позволяет определить остаточный временной ресурс в текущий момент эксплуатации оборудования.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ оценки технического состояния оборудования, включающий входной контроль до начала эксплуатации с инжиниринговым обеспечением в процессе эксплуатации, технический мониторинг, диагностику, составление сводной таблицы выявленных несоответствий, анализ несоответствий, разработку компенсирующих мероприятий, исследование одного наиболее типичного узла, определение закономерности деградационных процессов, разработку экспертного заключения, проведение оценки (см. патент Российской Федерации №2253096, МПК 7 G01M 15/00, опубл. 27.05.2005).

Данный способ позволяет проводить диагностику технологических объектов и машин, однако он не дает возможности определить текущее техническое состояние оборудования в процессе эксплуатации с оценкой его возможного состояния, что не дает в полной мере оценить риск дальнейшей эксплуатации оборудования. Все этапы данного способа являются трудоемкими и требуют участия высококвалифицированных специалистов. Это не позволяет оперативно принимать решения о необходимости замены изделия, находящегося в предотказном состоянии.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение (техническим результатом), является оценка технического состояния оборудования в текущий момент эксплуатации путем получения обработанной по специальному алгоритму информации о техническом состоянии оборудования, расчет остаточного временного ресурса эксплуатации оборудования для принятия решения о своевременной замене оборудования в предотказном состоянии.

Решаемая техническая задача в способе оценки технического состояния оборудования, включающем входной контроль оборудования до начала эксплуатации, технический мониторинг текущего состояния оборудования, диагностику оборудования, определение закономерности деградационных процессов оборудования, разработку экспертного заключения состояния оборудования, достигается тем, что входной контроль оборудования до начала эксплуатации осуществляют измерением выходных параметров оборудования с фиксацией их значений с учетом разброса значений параметров внутри зоны допустимых значений выходных параметров завода-изготовителя, после чего осуществляют технический мониторинг текущего состояния оборудования, который осуществляют непрерывным измерением значений текущих выходных параметров оборудования в процессе эксплуатации, далее проводят диагностику оборудования, осуществляемую сравнением текущих выходных значений параметров оборудования в процессе эксплуатации со значениями выходных параметров оборудования при входном контроле, если текущие выходные значения параметров оборудования в процессе эксплуатации не равны значениям выходных параметров оборудования при входном контроле, то определяют закономерность деградационных процессов оборудования, осуществляемую вычислением скорости приближения значения эксплуатационного выходного параметра к допустимой границе зоны значений выходного параметра завода-изготовителя, разработку экспертного заключения состояния оборудования осуществляют в процессе эксплуатации оборудования вычислительными средствами с немедленным отображением остаточного временного ресурса эксплуатации данного оборудования на средствах оповещения состояния оборудования, после выработки экспертного заключения по остаточному временному ресурсу эксплуатации оборудования определяют предстоящий выход из строя оборудования в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии.

Непрерывность измерения параметров оборудования - это необходимая, технически организованная и работающая на технических средствах, в том числе и на летательных аппаратах, система постоянного измерения различных технических характеристик оборудования для осуществления контроля исправности этого оборудования в процессе его эксплуатации.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - генератора переменного тока, первый пример конкретной реализации.

На фиг. 2 представлена блок-схема устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - авиационного двигателя, второй пример конкретной реализации.

На фиг. 3 представлена блок-схема устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата, третий пример конкретной реализации.

На фиг. 4 приведен алгоритм работы процессора, входящего в состав бортового компьютера, изображенного на фиг. 1, 2, 3.

Устройство для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - генератора переменного тока (фиг. 1) содержит: генератор переменного тока 1, выходы которого подключены соответственно к входам вольтметра 2, амперметра 3, частотомера 4, выходы которых подключены соответственно к входам бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. Вольтметр 2, амперметр 3, частотомер 4 выполнены с наличием в их блоках преобразователей сигналов в цифровой вид для их дальнейшей передачи в бортовой компьютер 5. Схемы указанных выше блоков - вольтметра 2, амперметра 3, частотомера 4 с преобразователями сигналов в цифровой вид опубликованы в литературе.

Устройство для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - авиационного двигателя (фиг. 2) содержит: авиационный двигатель 7, выход которого подключен к входу вибродатчика 8, выход которого подключен к входу бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. Вибродатчик 8 выполнен с наличием преобразователя сигнала в цифровой вид, схема которого опубликована в литературе.

Устройство для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата (фиг. 3) содержит: гидросистему летательного аппарата 9, выход которой подключен к входу датчика давления 10, выход которого подключен к входу бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. Датчик давления 10 выполнен с преобразователем сигнала в цифровой вид, схема которого опубликована в литературе.

Рассмотрим работу устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - генератора переменного тока, изображенного на фиг. 1, и осуществление предлагаемого способа.

Перед началом осуществления способа оценки технического состояния оборудования - генератора переменного тока 1 в бортовой компьютер 5 загружают программу алгоритма, приведенного на фиг. 4, с границами зон предотказного состояния оборудования (ПСО), которые берутся из паспорта оборудования - генератора переменного тока 1 от завода-изготовителя и значений выходных параметров генератора переменного тока 1 по напряжению, силе тока и частоте переменного тока. Далее осуществляют входной контроль оборудования до начала эксплуатации - осуществляют измерением выходных параметров оборудования - генератора переменного тока 1 с записью в бортовой компьютер 5 его выходных значений (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) с учетом разброса значений параметров внутри зоны допустимых значений выходных параметров завода-изготовителя, которые берутся из паспорта оборудования - работающего генератора переменного тока 1, выходные значения напряжения, силы тока и частоты, измеренные соответственно вольтметром 2, амперметром 3 и частотомером 4, которые вводят в бортовой компьютер 5. Если измеряемые выходные параметры оборудования не выходят за допустимые границы значений выходных параметров завода изготовителя, то продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования с непрерывным измерением его выходных параметров. Вольтметр 2, амперметр 3, частотомер 4 входят в состав оборудования летательного аппарата - они измеряют и преобразовывают в цифровой вид соответствующие параметры генератора переменного тока 1 и передают эти значения в цифровом виде на соответствующие входы бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. После чего осуществляют технический мониторинг текущего состояния оборудования - генератора переменного тока 1, который осуществляют непрерывным измерением значений текущих выходных параметров оборудования - генератора переменного тока 1 в процессе эксплуатации - непрерывно (постоянно) измеряют текущие выходные значения напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1 - Птек-, далее проводят диагностику оборудования - осуществляют сравнением текущих выходных значений параметров оборудования - генератора переменного тока 1 в процессе эксплуатации со значениями выходных параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) оборудования - генератора переменного тока 1 при входном контроле Птеквх, если при сравнении равенство выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - генератора переменного тока 1, если равенство не выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, определяют закономерность деградационных процессов оборудования - осуществляют вычисление скорости приближения значений эксплуатационных выходных параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) к допустимой границе зоны значений выходного параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) завода-изготовителя - данное вычисление осуществляет процессор бортового компьютера 5 согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. Для этого согласно алгоритму сначала вычисляется величина отклонения текущего значения измеряемого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от соответствующего значения этого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) при входном контроле ΔП=Птеквх, затем согласно алгоритму вычисляется скорость изменения этого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока) вычислением производной по времени VП=ΔП', то есть делением величины отклонения на время, за которое это изменение произошло, согласно алгоритму вычисляется остаточный временной ресурс оборудования - генератора переменного тока 1 , путем деления модуля разности значения допустимой границы ПСО значений параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от завода-изготовителя оборудования - генератора переменного тока 1 и текущего значения параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) на скорость изменения этого параметра. Далее осуществляют разработку экспертного заключения состояния оборудования - генератора переменного тока 1 сравнением модуля разности значения допустимой границы ПСО (предотказного состояния оборудования) - значений параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от завода-изготовителя оборудования - генератора переменного тока 1 и текущего значения параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) со значением ПСО от завода-изготовителя . Если в процессе сравнения определяемая величина больше ПСО, то согласно алгоритму продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - генератора переменного тока 1 с непрерывным измерением значений параметров Птек, с отображением на блоке оповещения 6 остаточного временного ресурса работы оборудования. Если в процессе сравнения величина меньше или равна ПСО, то на средство оповещения 6 отображается сообщение о предотказном состоянии оборудования ПСО и значение остаточного временного ресурса Тв.рес. работы оборудования - генератора переменного тока 1. После выработки экспертного заключения и по остаточному временному ресурсу Тв.рес. эксплуатации оборудования - генератора переменного тока 1 определяют предстоящий выход из строя оборудования - генератора переменного тока 1 в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования - генератора переменного тока 1 принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии. Для данного - первого примера конкретной реализации: Пвх - входные значения напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока, Птек - текущие выходные значения напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока, ΔП=Птеквх - величина отклонения текущего значения измеряемого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от соответствующего значения этого параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) при входном контроле, - остаточный временной ресурс оборудования - генератора переменного тока 1, Г - допустимая граница предотказного состояния оборудования - значений параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока) от завода-изготовителя оборудования - генератора переменного тока 1, VП - скорость изменения параметра (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока), зона предотказного состояния оборудования (ПСО) - зона предотказного состояния значений параметров (напряжения, силы тока и частоты генератора переменного тока 1) от завода-изготовителя оборудования - генератора переменного тока 1.

Работа устройства, реализующего предлагаемый способ по первому примеру, заключается в следующем. Сигналы, идущие от генератора переменного тока 1, поступают на вольтметр 2, на амперметр 3, на частотомер 4, преобразовываются в цифровой вид встроенными в данные блоки преобразователями. Далее сигналы, идущие от вольтметра 2, амперметра 3, частотомера 4 в цифровом виде поступают на соответствующие входы бортового компьютера 5, где обрабатываются согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. После чего сигнал в цифровом виде поступает на блок оповещения 6.

Для первого примера конкретной реализации из авиационного оборудования - генератора переменного тока 1 - амперметр 3, вольтметр 2 и частотомер 4 являются необходимыми техническими устройствами, смонтированными на летательных аппаратах, подключенными к генератору переменного тока 1 и непрерывно измеряющими параметры работы генератора переменного тока 1 для контроля исправности его работы в процессе эксплуатации.

Для второго примера конкретной реализации из авиационного оборудования - авиационного двигателя 7 - вибродатчик 8 является необходимым техническим устройством, смонтированным на летательных аппаратах, подключенным к авиационному двигателю 7 и непрерывно измеряющим параметр работы авиационного двигателя 7 (вибрацию) для контроля исправности его работы в процессе эксплуатации.

Для третьего примера конкретной реализации из авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 - датчик давления 10 является необходимым техническим устройством, смонтированным на летательных аппаратах, подключенным к гидросистеме летательного аппарата 9 и непрерывно измеряющим параметр работы гидросистемы летательного аппарата 9 (давление) для контроля исправности ее работы в процессе эксплуатации.

Рассмотрим работу устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - авиационного двигателя 7, изображенного на фиг. 2, и осуществление предлагаемого способа.

Перед началом осуществления способа оценки технического состояния оборудования - авиационного двигателя 7 в бортовой компьютер 5 загружают программу алгоритма, приведенного на фиг. 4, с границами зон предотказного состояния оборудования (ПСО), которые берутся из паспорта оборудования - авиационного двигателя 7 от завода-изготовителя и значений выходных параметров авиационного двигателя 7 по величине вибраций, которые вводят в бортовой компьютер 5. Далее осуществляют входной контроль оборудования до начала эксплуатации - осуществляют измерением выходных параметров оборудования - авиационного двигателя 7 с записью в бортовой компьютер 5 его выходных значений уровня вибраций с учетом разброса значений уровня вибраций внутри зоны допустимых значений уровня вибраций выходных параметров завода-изготовителя, которые берутся из паспорта оборудования - работающего авиационного двигателя 7, которые вводят в бортовой компьютер 5. Если измеряемые выходные значения уровня вибраций не выходят за допустимые границы значений выходных параметров завода-изготовителя, то продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования с непрерывным измерением его выходных параметров - уровня вибраций. Выходные значения вибраций измеряются вибродатчиком 8 (датчиком вибраций) входящим в состав оборудования летательного аппарата - он измеряет и преобразовывает в цифровой вид величину вибраций авиационного двигателя 7 и передает эти значения в цифровом виде на соответствующий вход бортового компьютера 5, выход которого соединен с входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. После чего осуществляют технический мониторинг текущего состояния оборудования - авиационного двигателя 7, который осуществляют непрерывным измерением текущего значения вибраций оборудования - авиационного двигателя 7 в процессе эксплуатации Птек, далее проводят диагностику оборудования - осуществляют сравнением текущего выходного значения вибрации оборудования - авиационного двигателя 7 в процессе эксплуатации со значением вибрации при входном контроле Птеквх, если при сравнении равенство выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - авиационного двигателя 7, если равенство не выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, определяют закономерность деградационных процессов оборудования - авиационного двигателя 7 - осуществляют вычисление скорости приближения значений эксплуатационного значения вибрации к допустимой границе зоны ПСО значений вибраций завода-изготовителя - данное вычисление осуществляет процессор бортового компьютера 5 согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. Для этого согласно алгоритму сначала вычисляется величина отклонения текущего значения вибрации от соответствующего значения вибрации при входном контроле ΔП=Птеквх, затем согласно алгоритму вычисляется скорость изменения этого параметра (вибрации) вычислением производной по времени VП=ΔП', то есть делением величины отклонения на время, за которое это изменение произошло, согласно алгоритма вычисляется остаточный временной ресурс оборудования - авиационного двигателя 7 , путем деления модуля разности значения допустимой границы ПСО значений вибрации от завода-изготовителя оборудования - авиационного двигателя 7 и текущего значения вибрации на скорость изменения значения вибрации. Далее осуществляют разработку экспертного заключения состояния оборудования - авиационного двигателя 7 - осуществляют сравнением модуля разности значения допустимой границы ПСО значений вибрации от завода-изготовителя оборудования - авиационного двигателя 7 и текущего значения вибрации со значением ПСО от завода-изготовителя . Если в процессе сравнения определяемая величина больше ПСО, то согласно алгоритму продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - авиационного двигателя 7 с непрерывным измерением значений вибрации Птек, с отображением на блоке оповещения 6 остаточного временного ресурса работы оборудования. Если в процессе сравнения величина меньше или равна ПСО, то на средство оповещения 6 отображается сообщение о предотказном состоянии оборудования (ПСО) - авиационного двигателя 7 и значение остаточного временного ресурса Тв.рес. работы оборудования - авиационного двигателя 7. После выработки экспертного заключения и по остаточному временному ресурсу Тв.рес. эксплуатации оборудования - авиационного двигателя 7 определяют предстоящий выход из строя оборудования - авиационного двигателя 7 в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования - авиационного двигателя 7 принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии. Для второго примера конкретной реализации: Пвх - входные значения вибрации авиационного двигателя 7, Птек - текущие выходные значения вибрации авиационного двигателя 7, ΔП=Птеквх - величина отклонения текущего значения измеряемого параметра вибрации от соответствующего значения этого параметра вибрации при входном контроле, - остаточный временной ресурс оборудования - авиационного двигателя 7, Г - допустимая граница предотказного состояния значений параметра вибрации от завода-изготовителя оборудования - авиационного двигателя 7, VП - скорость изменения параметра вибрации, зона предотказного состояния оборудования (ПСО) - зона предотказного состояния значений параметров вибрации от завода-изготовителя оборудования - авиационного двигателя 7.

Работа устройства, реализующего предлагаемый способ по второму примеру, заключается в следующем. Сигналы, идущие от авиационного двигателя 7 на вибродатчик 8, преобразовываются в цифровой вид встроенным в данный блок преобразователем. Далее сигнал, идущий от вибродатчика 8, в цифровом виде поступает на соответствующий вход бортового компьютера 5, где обрабатывается согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. После чего сигнал в цифровом виде поступает на блок оповещения 6.

Для второго примера конкретной реализации из авиационного оборудования - авиационного двигателя 7 - вибродатчик 8 является необходимым техническим устройством, смонтированным на летательных аппаратах, подключенным к авиационному двигателю 7 и непрерывно измеряющим параметр работы авиационного двигателя 7 (вибрацию) для контроля исправности его работы в процессе эксплуатации.

Рассмотрим работу устройства для осуществления способа оценки технического состояния оборудования на примере авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, изображенной на фиг. 3 и осуществление предлагаемого способа.

Перед началом осуществления способа оценки технического состояния оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 в бортовой компьютер 5 загружают программу алгоритма, приведенного на фиг. 4, с границами зон предотказного состояния оборудования (ПСО), которые берутся из паспорта оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 от завода-изготовителя и значений выходных параметров гидросистемы летательного аппарата 9 по величине давления, которые вводят в бортовой компьютер 5. Далее осуществляют входной контроль оборудования до начала эксплуатации - осуществляют измерением выходных параметров оборудования - давления гидросистемы летательного аппарата 9 с записью в бортовой компьютер 5 его выходного значения давления с учетом разброса значения давления внутри зоны допустимых значений выходного давления от завода-изготовителя, которые берутся из паспорта оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, которые вводят в бортовой компьютер 5 на работающей гидросистеме летательного аппарата 9. Если измеряемые выходные значения давления не выходят за допустимые границы значений выходных параметров завода-изготовителя, то продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования с непрерывном измерением его выходных параметров - значения давления. Выходное значение давления измеряется датчиком давления 10, входящим в состав оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, который непрерывно измеряет и преобразовывает в цифровой вид величину давления гидросистемы летательного аппарата 9 и передает это значение в цифровом виде на соответствующий вход бортового компьютера 5, выход которого соединен со входом блока оповещения 6. Блок оповещения 6 может быть выполнен в виде монитора. После чего осуществляют технический мониторинг текущего состояния оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, который осуществляют непрерывным измерением текущего значения давления оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 в процессе эксплуатации Птек, далее проводят диагностику оборудования - осуществляют сравнением текущего выходного значения давления оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 в процессе эксплуатации со значением давления при входном контроле Птеквх, если при сравнении равенство выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, если равенство не выполняется, то, согласно алгоритму, представленному на фиг. 4, определяют закономерность деградационных процессов оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, осуществляют вычисление скорости приближения значений эксплуатационного значения давления к допустимой границе зоны ПСО значений давления от завода-изготовителя - данное вычисление осуществляет процессор бортового компьютера 5 согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. Для этого согласно алгоритма сначала вычисляется величина отклонения текущего значения давления от значения давления при входном контроле ΔП=Птеквх, затем согласно алгоритму вычисляется скорость изменения давления вычислением производной по времени VП=ΔП', то есть делением величины отклонения давления на время, за которое это изменение давления произошло, затем согласно алгоритму вычисляется остаточный временной ресурс оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 , путем деления модуля разности значения допустимой границы ПСО значений давления от завода-изготовителя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 и текущего значения давления на скорость изменения значения давления, разработку экспертного заключения состояния оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 осуществляют сравнением модуля разности значения допустимой границы ПСО значений давления от завода-изготовителя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 и текущего значения давления со значением ПСО от завода-изготовителя . Если в процессе сравнения определяемая величина больше ПСО, то согласно алгоритму продолжается дальнейшая эксплуатация оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 с непрерывным измерением значений давлений Птек, с отображением на блоке оповещения 6 остаточного временного ресурса работы оборудования. Если в процессе сравнения величина меньше или равна ПСО, то на средство оповещения 6 отображается сообщение о предотказном состоянии оборудования (ПСО) - гидросистемы летательного аппарата 9 и значение остаточного временного ресурса Тв.рес. работы оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9. После выработки экспертного заключения и по остаточному временному ресурсу Тв.рес. эксплуатации оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 определяют предстоящий выход из строя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии. Для третьего примера конкретной реализации: Пвх - входные значения давления гидросистемы летательного аппарата 9, Птек - текущие выходные значения давления гидросистемы летательного аппарата 9, ΔП=Птеквх - величина отклонения текущего значения измеряемого параметра давления гидросистемы летательного аппарата 9 от значения этого параметра давления гидросистемы летательного аппарата 9 при входном контроле, - остаточный временной ресурс оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, Г - допустимая граница предотказного состояния значений параметра давления гидросистемы летательного аппарата 9 от завода-изготовителя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9, VП скорость изменения параметра давления гидросистемы летательного аппарата 9, зона предотказного состояния оборудования (ПСО) - зона предотказного состояния значений параметров давления гидросистемы летательного аппарата 9 от завода-изготовителя оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9.

Работа устройства, реализующего предлагаемый способ по третьему примеру, заключается в следующем. Сигналы, идущие от гидросистемы летательного аппарата 9 на датчик давления 10, преобразовываются в цифровой вид встроенным в данный блок преобразователем. Далее сигналы, идущие от датчика давления 10 в цифровом виде поступают на соответствующий вход бортового компьютера 5, где обрабатываются согласно алгоритму, приведенному на фиг. 4. После чего сигнал в цифровом виде поступает на блок оповещения 6.

Для третьего примера конкретной реализации из авиационного оборудования - гидросистемы летательного аппарата 9 - датчик давления 10 является необходимым техническим устройством, смонтированным на летательных аппаратах, подключенным к гидросистеме летательного аппарата 9 и непрерывно измеряющим параметр работы гидросистемы летательного аппарата 9 (давление) для контроля исправности ее работы в процессе эксплуатации.

По сравнению с прототипом предлагаемое техническое решение позволяет осуществлять оценку технического состояния оборудования в текущий момент эксплуатации путем получения обработанной по специальному алгоритму информации о техническом состоянии оборудования, расчет остаточного временного ресурса эксплуатации оборудования для принятия решения о своевременной замене оборудования в предотказном состоянии.

Способ оценки технического состояния оборудования, включающий входной контроль оборудования до начала эксплуатации, технический мониторинг текущего состояния оборудования, диагностику оборудования, определение закономерности деградационных процессов оборудования, разработку экспертного заключения состояния оборудования, отличающийся тем, что входной контроль оборудования до начала эксплуатации осуществляют измерением выходных параметров оборудования с фиксацией их значений с учетом разброса значений параметров внутри зоны допустимых значений выходных параметров завода-изготовителя, после чего осуществляют технический мониторинг технического состояния оборудования, который осуществляют непрерывным измерением значений текущих выходных параметров оборудования в процессе эксплуатации, далее проводят диагностику оборудования, осуществляемую сравнением текущих выходных значений параметров оборудования в процессе эксплуатации со значениями выходных параметров оборудования при входном контроле, если текущие выходные значения параметров оборудования в процессе эксплуатации не равны значениям выходных параметров оборудования при входном контроле, то определяют закономерность деградационных процессов оборудования, осуществляемую вычислением скорости приближения значения эксплуатационного выходного параметра к допустимой границе зоны значений выходного параметра завода-изготовителя, разработку экспертного заключения состояния оборудования осуществляют в процессе эксплуатации оборудования вычислительными средствами с немедленным отображением остаточного временного ресурса эксплуатации данного оборудования на средствах оповещения состояния оборудования, после выработки экспертного заключения по остаточному временному ресурсу эксплуатации оборудования определяют предстоящий выход из строя оборудования в процессе его эксплуатации и на основе остаточного временного ресурса оборудования принимают решение о замене оборудования в предотказном состоянии.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в двигателестроении и в автомобильной промышленности. Техническим результатом является повышение точности измерения и обеспечение многофункциональности стенда.

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в двигателестроении и в автомобильной промышленности. Техническим результатом является повышение точности измерения и обеспечение многофункциональности стенда.

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при оценке технического состояния гидромашины в условиях эксплуатации. Способ диагностирования гидромашины включает периодический вывод гидромашины на испытательный режим с непрерывным изменением угловой скорости вращения вала, например, выключением привода гидромашины.

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния машин по вибрации корпуса, и может быть использовано при эксплуатации машинных комплексов для предупреждения внезапных отказов и аварий машин в нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к определению технического состояния авиационных газотурбинных двигателей всех типов. Способ диагностики технического состояния подшипниковых опор газотурбинного двигателя включает установку датчиков вибрации в диагностируемом сечении на корпусе двигателя, измерение вибрационных сигналов работающего двигателя с последующим преобразованием их в амплитудно-частотный спектр, выделение в этом спектре частот вращения ротора низкого давления и ротора высокого давления, анализ полученного спектра частот с последующим определением технического состояния подшипниковых опор.

Изобретение относится к области испытания реактивных двигателей в силоизмерительных системах горизонтальных стендов с имитацией высотных условий при прямой и реверсивной тяге.
Изобретение относится к области инерционных испытаний автомобиля и может использоваться для осуществления контроля технического состояния и диагностики двигателей внутреннего сгорания и трансмиссий автотранспортных средств.

Изобретение предназначено для использования в энергомашиностроении и может найти широкое применение при создании систем диагностики осевых турбомашин в авиации и энергомашиностроении.

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности к двигателям, применяемым в качестве привода газоперекачивающих агрегатов и энергоустановок.

Изобретение относится к области двигателестроения, конкретно к способам исследовательских испытаний двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием по оценке совершенства процессов подготовки и сгорания топлива.

Изобретение относится к обнаружению утечек топливной системы. Система для обнаружения утечек топлива в транспортном средстве с гибридным приводом содержит устройство потребления вакуума, вакуумный насос с электроприводом с первым выпускным отверстием для подачи вакуума и вторым выпускным отверстием для выпуска воздуха, датчик давления топливной системы и контроллер. Контроллер направляет вакуум из первого выпускного отверстия вакуумного насоса к устройству потребления вакуума вместе с направлением воздуха из второго выпускного отверстия вакуумного насоса к бачку для приложения положительного давления к топливной системе и направляет вакуум из первого выпускного отверстия насоса к бачку вместе с направлением воздуха из второго выпускного отверстия к впускному коллектору для приложения отрицательного давления к топливной системе. Повышается достоверность обнаружения утечек. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к обнаружению утечек в топливной системе транспортных средств. В способе эксплуатации топливной системы транспортного средства, во время испытания на утечку в топливной системе прерывают испытание при обнаружении случайного временного закрывания клапана, соединенного с топливным баком. В другом варианте способа открывают продувочный клапан для создания разрежения в топливном баке. При отклонении давления при первом нарастании вакуума закрывают клапан и выравнивают давление в топливном баке без анализа на утечку. При отсутствии отклонений давления во время второго нарастания вакуума закрывают продувочный клапан и сразу после второго нарастания вакуума анализируют второй спад вакуума на предмет утечки. Снижается вероятность обнаружения ложной утечки. 4 н. и 16 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационного газотурбинного двигателя. Технический результат – повышение точности способа ускоренного расчетно-экспериментального установления периодичности контроля деталей двигателя для обеспечения безопасной эксплуатации по техническому состоянию. Предварительно определяют зону наибольшей концентрации напряжений, искусственным способом наносят надрез, имитирующий трещину, ослабляющую деталь в плоскости, перпендикулярной направлению максимальных главных напряжений, производят нагружение детали ускоренным циклом с контролем трещины методом неразрушающего контроля, после обнаружения трещины цикл изменяют на цикл, соответствующий эксплуатационному, и продолжают испытание с ростом трещины до допустимого значения, при котором сохраняется несущая способность детали, далее устанавливают периодичность контроля при эксплуатации по техническому состоянию, соответствующую не более половины наработки между обнаружением трещины неразрушающим методом контроля и достижением ею предельно допустимого значения. 7 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, турбостроения, а именно к стендам для моделирования процессов теплообмена в охлаждаемых лопатках, и может найти применение при проектировании и оптимизации систем охлаждения лопаток высокотемпературных газовых турбин. Сущность изобретения состоит в том, что стенд содержит последовательно установленные источник сжатого воздуха, камеру сгорания, газовый канал для организации течения горячего газа, закрепляемый в канале пакет испытуемых образцов, выполненных в виде соосно стыкуемых цилиндров с внутренними полостями, которые предназначены для прохождения охлаждающего воздуха, причем ось цилиндров ориентирована перпендикулярно оси газового канала. На боковой поверхности одного из цилиндров выполнено по крайней мере одно сквозное отверстие заданной формы и размера. В газовом канале установлено средство крепления пакета, выполненное с возможностью обеспечения поворота образцов вокруг их продольной оси. На выходе газового канала расположен ресивер с дроссельной заслонкой, а стенд снабжен датчиками температуры, размещенными соответственно на входе газового канала, в полости сплошного цилиндра, датчиками давления и дополнительными датчиками давления и температуры, установленными на входе и выходе канала для прохождения охлаждающего воздуха. Технический результат - повышение эффективности испытаний за счет обеспечения возможности моделирования процесса теплообмена при различных углах взаимодействия горячего газового потока с охлаждающей воздушной пленкой на поверхности испытуемого образца. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива с имитацией высотных условий. Стенд для высотных испытаний ракетных двигателей содержит барокамеру, узел впрыска рабочей жидкости через струйные форсунки и выхлопной диффузор, оси струйных форсунок расположены под углом впрыска по отношению к оси выхлопного диффузора. Угол впрыска определяется соотношением, защищаемым настоящим изобретением. Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения наиболее теплонапряженного входного участка выхлопного диффузора в условиях сверхзвукового высокотемпературного течения продуктов сгорания при работе ракетного двигателя на твердом топливе. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей. В способ определения мощности газогенератора в качестве средства преобразования аэродинамического сопротивления используют сопло, в качестве параметров, характеризующих энергию, - тягу сопла и температуру заторможенного потока перед соплом, при этом мощность газогенератора определяют по формуле: где GB - расход воздуха на входе в газогенератор,GT - расход топлива в камеру сгорания,R - тяга сопла,ϕс - коэффициент скорости сопла,ТT* - температура газа на входе в сопло, которая определяется в зависимости от относительного расхода топлива при стандартном значении теплотворной способности топлива и температуры наружного воздуха,КГ - показатель изоэнтропы,RГ - газовая постоянная,g - 9,81 м/с2 . Изобретение позволяет упростить определение мощности газогенератора.

Объектом изобретения является устройство моделирования попадания скоплений льда в двигатель, содержащее главную емкость, образующую полость для топлива и соединенную с входом двигателя через трубопровод, систему впрыска, содержащую орган впрыска, расположенный в трубопроводе, вспомогательную емкость, образующую полость для топлива и соединенную с системой впрыска через орган выбора, и бак, соединенный, с одной стороны, с водяным резервом и, с другой стороны, с системой впрыска через орган выбора, в котором орган выбора выполнен с возможностью избирательного установления сообщения между системой впрыска и вспомогательной емкостью или баком с целью впрыска в двигатель определенного количества воды. Технический результат изобретения – повышение точности впрыскиваемого объема воды за очень короткое время впрыска в топливный контур в строго определенных и точных условиях расхода и температуры. 13 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к энергетике. Система тестирования показателя работы паровой турбины включает по меньшей мере одно компьютерное устройство, включающее нейронную сеть, сформированную с использованием динамической термодинамической модели паровой турбины и предварительных данных, собранных от паровой турбины; устройство тестирования сети для тестирования упомянутой нейронной сети с использованием данных тестирования; вычислитель текущего показателя работы для вычисления текущего показателя работы упомянутой паровой турбины на основе эксплуатационных данных паровой турбины; и вычислитель прогнозируемого показателя работы для вычисления прогнозируемого показателя работы паровой турбины на основе текущего показателя работы. Также представлены способ тестирования показателя работы паровой турбины и машиночитаемый носитель для хранения данных. Изобретение обеспечивает возможность тестирования показателя работы паровой турбины. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный двухконтурный двигатель. Вход воздуховода соединен с наружным контуром турбореактивного двигателя, а выход - с испытуемым газогенератором. Потоком воздуха наружного контура турбореактивного двигателя без смешения потоков наружного и внутреннего контуров совместно с использованием заслонок, перепускающих воздух на вход испытуемого газогенератора и в выхлопной воздуховод, обеспечивается одновременная имитация газодинамических параметров воздуха на входе в испытуемый газогенератор и упрощение испытаний. 1 ил.

Способ эксплуатации предназначен для использования в управлении периодичностью профилактического технического обслуживания объектов. Способ включает определение начальной периодичности технического обслуживания объекта по наработке и допустимой интенсивности отказов по отношению к наработке, проведение технического обслуживания по наработке и фиксацию величины интенсивности отказов до обслуживания, сравнение величины интенсивности отказов с допустимой и, при ее величине больше допустимой, проведение очередного обслуживания при наработке объекта, пропорциональной отношению допустимой интенсивности отказов к фиксированной. Изобретение направлено на повышение надежности технического объекта путем управления периодичностью его технического обслуживания. 1 табл., 1 ил.
Наверх