Устройство контроля чистоты поверхности объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в вакуумном и электронном приборостроении, ядерной технике и других областях, требующих высокой чистоты поверхностей, работающих в условиях контролируемой внешней среды, в частности очень жестких требований к поверхностям катодов для приборов ночного видения, к стенкам вакуумных камер и приборов в установках термоядерного синтеза, поверхностям приборов для измерения вакуума, и может быть использовано при давлениях в диапазоне 105-10-10 Па, при влажности рабочей атмосферы в диапазоне 0.1-0,95 RH и температурах от -40 до +150°С. Устройство контроля чистоты поверхности объектов содержит расположенные последовательно полированные неподвижную прижимную пластину, подвижную пластину с исследуемой поверхностью, неподвижную базовую пластину. Также устройство содержит стойку, на которой закреплена неподвижная базовая пластина и упругие пластины, одна из которых соединена с прижимной пластиной и обеспечивает силу прижатия, а вторая, через соединительный элемент, прикреплена к исследуемой пластине и обеспечивает силу страгивания, тензодатчик, установленный и закрепленный на второй упругой пластине. Кроме того, устройство содержит пьезоприводы, связывающие упругие пластины с базой, и измеритель силы страгивания, соединенный с тензодатчиком. При этом в устройство введены дополнительно блок измерения давления, блок измерения давления насыщающих паров, блок измерения температуры, блок измерения влажности, блок задания режима, спецвычислитель. При этом на поверхности пластин нанесены тонкие полированные пленки, имеющие энергию Еа адсорбции, идентичную исследуемой поверхности, выходы блока измерения давления, блока измерения давления насыщающих паров, блока измерения температуры и блока измерения влажности соединены с входами блока задания режима, а выходы измерителя силы страгивания и блока задания режима подключены к входам спецвычислителя. Техническим результатом является повышение достоверности результатов измерений для объектов, имеющих разный химический состав поверхностей и соответственно разные энергии адсорбции Еа, что расширяет их область применения. 4 ил.

 

Изобретение относится к области измерительной техники и может найти применение в вакуумном и электронном приборостроении, ядерной технике и других областях, где предъявляющих высокие требования к чистоте поверхности изделий, работающих в условиях контролируемой внешней среды, в частности очень жестких требований к поверхностям катодов для приборов ночного видения, к стенкам вакуумных камер и приборов в установках термоядерного синтеза, поверхностям приборов для измерения вакуума, и может быть использовано при давлениях в диапазоне 105-10-10 Па, при влажности рабочей атмосферы в диапазоне 0.1-0,95 RH и температурах от -40 до +150°С.

Требования к чистоте поверхности зависят от уровня реализуемой технологии и параметров изготавливаемого изделия. На практике применяется большое количество различных методов по оценке качества очистки поверхностей деталей. Существуют разновидности фотометрического метода, дифракционный метод, масс-спектрометрический метод, различные электрохимические методы, радиохимические, электронная Оже-спектроскопия, метод локального рентгеновского анализа, вторичной ионной масс-спектроскопии сканирующей зондовой микроскопии (см., например, патент РФ №2515117, МПК G01N 19/08, 2012 г., опубл. заявку РФ №2007108635, МПК G01N 13/02, 2007 г., патент РФ №2358249, МПК G01L 19/06, 2005 г., патент РФ №2380684, МПК G01N 13/02, 2008 г. и др.). Методы, основанные на смачиваемости поверхности пластин жидкостями, позволяют фиксировать физическую неоднородность поверхности, обнаруживать органические загрязнения.

Указанным методам присущи недостатки: малая чувствительность при низких концентрациях загрязнений.

Известно техническое решение, описывающее устройство контроля плоских поверхностей пластин, содержащее пластину с исследуемой поверхностью, установленную с возможностью движения между неподвижными базовой пластиной и прижимной неподвижной полированной пластиной, стойку, на которой закреплены подвижная и неподвижные пластины, выполненные полированными, упругие пластины, одна из которых соединена с прижимной пластиной и обеспечивает силу прижатия, а вторая через соединительный элемент с исследуемой пластиной и обеспечивает силу страгивания, тензодатчики, установленные на упругих пластинах, пьезобиморфрые приводы, соединяющие тензодатчики с базой, измерительный блок выполнен в виде измерителей силы прижатия и силы страгивания (см. заявку РФ №2016105979 от 20.02.2016 г., МПК G01N 19/02). Указанное устройство позволяет измерять чистоту поверхностей приборов и механизмов, работающих в широком диапазоне давлений (105-10-10 Па), и в условиях изменения влажности рабочей атмосферы в диапазоне 0.1-0,95 RH, за счет одновременного измерения рабочего давления (вакуум) и коэффициента покрытия поверхности сорбатом, т.е. ее загрязнения молекулами сорбированных газов. Для устранения влияния температуры, возникающей при трении - движения пластин, устройство устраняет динамическую составляющую силы, возникающую при страгивании образцов с точек контакта.

Однако измеряемый коэффициент покрытия поверхности исследуемой пластины сорбатом - слоем, состоящим из молекул сорбированных газов, является многопараметрической функцией, зависящей от температуры, давления, влажности, химического состава поверхности, что проявляется через энергию адсорбции Еа, характерную для каждой пары «газ - твердое тело». Изменения каждого из указанных параметров сказывается непосредственно на достоверности результатов измерений. Кроме того, ограниченность и невоспроизводимость реальных объектов исследования также сказывается на достоверности результатов, поскольку в устройстве предполагается использование пластин, выполненных из одного материала: либо из кварца, либо из кристаллического кремния, хотя реальные объекты могут иметь различный состав поверхностей и могут не соответствовать материалу, используемому потребителем устройства.

Технической задачей, поставленной в настоящем изобретении, является разработка устройства, измеряющего чистоту поверхности изделий и работающего в широком диапазоне давлений (105-10-10 Па), в условиях изменения температуры от -40 до +150°С и в условиях изменения влажности рабочей среды в диапазоне 0.1-0,95 RH. Повышение достоверности результатов измерений для объектов, имеющих разные Еа, позволяет использовать их в вакуумной технике, электронике, точном приборостроении, в аэрокосмическом машиностроении, химической, нефтегазовой и в других отраслях промышленности.

Для реализации поставленной технической задачи в устройство контроля чистоты поверхности объектов, содержащее последовательно расположенные последовательно полированные неподвижную прижимную пластину, подвижную пластину с исследуемой поверхностью, неподвижную базовую пластину, стойку, на которой закреплена неподвижная базовая пластина, упругие пластины, одна из которых соединена с прижимной пластиной и обеспечивает силу прижатия, а вторая, через соединительный элемент, прикреплена к исследуемой пластине и обеспечивает силу страгивания, тензодатчик, установленный и закрепленный на второй упругой пластине, пьезоприводы, связывающие упругие пластины с базой, измеритель силы страгивания, соединенный с тензодатчиком, введены блок измерения давления, блок измерения давления насыщающих паров, блок измерения температуры, блок измерения влажности, блок задания режима, спецвычислитель, при этом на поверхности пластин нанесены тонкие полированные пленки, имеющие энергию Еа адсорбции, идентичную исследуемой поверхности, выходы блока измерения давления, блока измерения давления насыщающих паров, блока измерения температуры и блока измерения влажности соединены с входами блока задания режима, а выходы измерителя силы страгивания и блока задания режима подключены к входам спецвычислителя.

Изобретение поясняется чертежами, где изображены:

на фиг. 1 - устройство контроля чистоты поверхности объектов;

на фиг. 2 - зависимость силы страгивания (коэффициента страгивания) от давления Р (кривая «а») и как функция коэффициента покрытия поверхности сорбатом Θ (кривая «б»);

на фиг. 3 - зависимость силы страгивания (коэффициента страгивания) от температуры Т (кривая «а») и как функция коэффициента покрытия поверхности сорбатом Θ (кривая «б»);

на фиг. 4 - зависимость силы страгивания (коэффициента страгивания) от влажности окружающей среды RH для различной температуры (кривая «а») и как функция силы страгивания от коэффициента покрытия поверхности сорбатом Θ (кривая «б»).

Устройство контроля чистоты поверхности объектов (фиг. 1) содержит полированные неподвижную прижимную пластину 1, исследуемую подвижную пластину 2, неподвижную базовую пластину 3, закрепленную на основании стойки 4, на поверхности которых нанесены тонкие пленки толщиной 1-3 нм, повторяющие профиль исходной поверхности с энергией адсорбции Еа, идентичной энергии поверхности контролируемого изделия, упругую пластину 5 для создания силы страгивания FT, упругую пластину 6, соединенную с прижимной пластиной и обеспечивающую силу прижатия FN, тензодатчик 7 для измерения силы страгивания FТ, соединительный элемент 8, пьезопривод 9 страгивания, пьезопривод 10 прижатия, база 11, блок 12 измерения силы страгивания FТ, блок 13 измерения давления (Р), блок 14 измерения давления насыщающих паров (PL), блок 15 измерения температуры (Т), блок 16 измерения влажности, блок задания режима 17, спецвычислитель 18, входы которого подключены к выходу блока 12 измерения силы страгивания FT и выходу блока 17 задания режима, упругие пластины 5 и 6, как и приводы 9 и 10, расположены перпендикулярно друг другу.

Принцип работы устройства основан на использовании трех гладких пластин: одной подвижной - исследуемой 2, с нанесенной на нее тонкой пленкой, повторяющей профиль исходной поверхности и с энергией адсорбции Еа, характерной для исследуемого объекта. Химический состав и адгезионные свойства поверхности пленок, нанесенных на рабочие элементы устройства, идентичны объекту изучения.

Для случая изменения состава и свойств поверхности контролируемого объекта у потребителя устройства имеются сменные пластины с соответствующим покрытием. Использование сменных запасных пластин вместо исходных может обеспечить достоверность измеряемых результатов, что позволяет производить быструю замену рабочих элементов (пластин) самим оператором без использования специального инструмента.

Параметр Еа по требованию потребителя обеспечивается созданием на поверхностях всех пластин слоев заданного материала. Так:

для пары железо-водород Еа=50,8-55,7 10-8 Дж/кмоль;

для пары никель-водород Еа=24,7 10-8 Дж/кмоль;

для пары нержавеющая сталь-водород Еа=10,7 10-8 Дж/кмоль;

для пары медь-водород Еа=760,7 10-8 Дж/кмоль;

для пары железо-кислород Еа=17,5 10-8 Дж/кмоль;

для пары медь-кислород Еа=33,5 10-8 Дж/кмоль.

Две неподвижные пластины 1 и 3 в плоскости их взаимных контактов с поверхностью пластины 2 (см. фиг. 1), прижимаемые пьезоприводом 10 к исследуемой подвижной пластине 2, создают нормальную (и при этом одинаковую) силу прижатия FN - нормальную нагрузку сразу в двух плоскостях. Тангенциальная сила страгивания FT, инициирующая начало движения исследуемой подвижной поверхности пластины 2, обеспечивается пьезоприводом 9 страгивания. С помощью пьезопривода 9 страгивания через упругую пластину 5 задается движение пластины 2. Сила прижатия FN обеспечивается через упругую пластину 6 пьезоприводом прижатия 10. Вследствие перемещения пластины 2 сменяются зоны контакта всех пластин, измеряется сила страгивания FT, являющаяся функцией коэффициента покрытия, т.е. показателя покрытия поверхностей сорбатом. При измерении силы страгивания выделяется та составляющая, которая зависит только от количества слоев молекул, сорбированных на поверхностях и выступающих как «загрязнениие», поэтому устройство использует образцы с гладкими поверхностями, где «механическая» составляющая от срезания микронеровностей минимальна, а измерения проводят в момент страгивания поверхностей образцов с точки зрения статического контакта. Поэтому в качестве пары контакта для измерения были выбраны полированные пластины, покрытые тонкими пленками с энергией адсорбции Еа идентичной поверхности контролируемого объекта и обеспечивающие наибольшую поверхность контакта поверхностей.

Сила FT позволяет определить коэффициент покрытия поверхности сорбатом. Коэффициент покрытия поверхности сорбатом или количество слоев сорбата на поверхности может быть найдено по уравнению БЭТ (С. Брунауэра, П. Эммета и Е. Теллера (БЭТ) (см. Saul Dushman, Scientific Foundations of Vacuum Technique, New York-London, John Willey & Sons, Inc., 1962), работающем в широком диапазоне давлений: от атмосферного и до давления на 15 порядков ниже атмосферного):

где Θ - коэффициент покрытия поверхности сорбатом или количество слоев сорбированных молекул на поверхности;

Р - давление;

PL - давление насыщающих паров сорбата;

Еа - энергия адсорбции;

EL - теплота парообразования (конденсации) сорбата;

R - универсальная газовая постоянная;

Т - температура поверхности твердого тела (сорбата).

Как следует из формулы, коэффициент покрытия поверхности сорбатом является функцией давления Р в газовой среде над поверхностью, давления PL насыщающих паров сорбата, энергии адсорбции Еа и теплоты парообразования (конденсации) сорбата EL (определяет показатель относительной влажности RH).

В зависимости от указанных параметров и сил страгивания, возникающих при движении пластин 1, 2 и 3, возможно определить необходимый режим измерений, учитывающий необходимый диапазон давлений, и зависимость силы страгивания FT от давления Р и от коэффициента покрытия Θ (см. фиг. 2), зависимость силы страгивания от температуры Т и от коэффициента покрытия Θ (см. фиг. 3) и зависимость силы страгивания от влажности окружающей среды RH и от коэффициента покрытия Θ (см. фиг. 4). Для устранения зависимости Θ от вышеперечисленных параметров и повышения достоверности результатов в процессе контроля потребителем задается необходимый режим измерения в блоке 17, и соответствующие им параметры вводятся в спецвычислитель 18.

Устройство контроля чистоты поверхности объектов, содержащее расположенные последовательно полированные неподвижную прижимную пластину, подвижную пластину с исследуемой поверхностью, неподвижную базовую пластину, стойку, на которой закреплена неподвижная базовая пластина, упругие пластины, одна из которых соединена с прижимной пластиной и обеспечивает силу прижатия, а вторая, через соединительный элемент, прикреплена к исследуемой пластине и обеспечивает силу страгивания, тензодатчик, установленный и закрепленный на второй упругой пластине, пьезоприводы, связывающие упругие пластины с базой, измеритель силы страгивания, соединенный с тензодатчиком, отличающееся тем, что в устройство введены блок измерения давления, блок измерения давления насыщающих паров, блок измерения температуры, блок измерения влажности, блок задания режима, спецвычислитель, при этом на поверхности пластин нанесены тонкие полированные пленки, имеющие энергию Еа адсорбции, идентичную исследуемой поверхности, выходы блока измерения давления, блока измерения давления насыщающих паров, блока измерения температуры и блока измерения влажности соединены с входами блока задания режима, а выходы измерителя силы страгивания и блока задания режима подключены к входам спецвычислителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области метрологии и может быть использовано при определения физико-механических свойств материалов и, в частности, коэффициента гистерезисных потерь материала.

Изобретение относится к измерительным средствам, предназначенным для непрерывного измерения коэффициента сцепления колес с поверхностью искусственных взлетно-посадочных полос.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для определения сцепных качеств дорожных и аэродромных покрытий. Устройство содержит взаимодействующий с покрытием рабочий орган в виде имитатора (9) автомобильной шины, устройства вертикального нагружения в виде, например, пневмоцилиндра (1), систему измерения вертикальных и касательных усилий с динамометрическими тягами (6) и (30), а также систему подачи жидкости на покрытие перед рабочим органом в виде трубопровода (43) с краном (42), подключенных к емкости с жидкостью, дополненных дозатором (45).

Изобретение относится к способам измерения трения в подшипниках. Способ определения коэффициента трения подшипника заключается в создании усилия на подшипник от нагрузочного устройства.

Группа изобретений относится к способам измерения и используется для определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия. Технической задачей изобретения является разработка способа и устройства, позволяющие определять коэффициент сцепления покрытия непосредственно при движении самолета по аэродрому.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения сыпучих материалов. Способ определения коэффициента трения сыпучих материалов заключается в том, что исследуемый материал размещается в цилиндре на вращающейся винтовой поверхности, установленной по оси цилиндра.

Изобретение относится к мясной промышленности, к устройствам для определения коэффициента трения мясного и рыбного сырья. Устройство состоит из диска, закрепленного на вертикальной оси, шкалы, расположенной по радиусу диска.

Изобретение относится к области трибологии и триботехники и может использоваться для качественной оценки фрикционного взаимодействия при изучении трибологических свойств свитых изделий типа стальных канатов, тросов и других подобных изделий.

Изобретение относится к испытательной технике для трибологических исследований. Прибор для одновременной оценки оптических и трибологических характеристик смазочного материала позволяет измерить их при заданных значениях скорости сдвига и толщины смазочного слоя.
Изобретение относится к способу предотвращения задиров в парах трения. Перед работой к образцу и контробразцу из материалов пары прикладывают точечную нагрузку Р при использовании смазочной композиции без антифрикционных добавок и определяют силу трения Fтр при возникновении задира, затем в смазочную композицию добавляют антифрикционные добавки и измеряют нагрузку Рд, при которой происходит задир, после чего рассчитывают коэффициент трения по формуле Fтр/Рд, где Fтр - сила трения при задире с использованием смазочной композиции без добавок, и пару трения перед работой смазывают композициями при значениях этого коэффициента не более 0,05.

Изобретение относится к исследованию дисперсных материалов путем определения их физических свойств механическим способом, а более конкретно внутреннего трения порошков. Способ определения внутреннего трения порошкового материала включает размещение дозы исследуемого порошка в подвижную каретку, где действием сдвиговой деформации свободная поверхность исследуемой дозы порошкового материала образует криволинейный профиль откоса, по которому судят о коэффициенте внутреннего трения порошкового материала, при этом профиль свободной поверхности дозы порошкового материала фиксируют фотоэлектрическим прибором. Новым является то, что при перемещении исследуемой дозы порошкового материала вдоль примыкающей опоры исключают торможение приводной стенки сквозной каретки, а величину внутреннего трения определяют из соотношения: f=х/y, измеренных фотоэлементом, где: y - координата максимальной высоты сформированного профиля откоса свободной поверхности дозы исследуемого порошка; х - удаление «у» от приводной стенки каретки. Устройство для реализации предложенного способа содержит связанную с приводом каретку для размещения исследуемой дозы порошкового материала, имеющую форму параллелограмма с оптически прозрачной боковиной, освещаемой фотоэлектрическим прибором, сообщающимся с измерителем. Новым является то, что связанная с толкателем приводная стенка сквозной каретки без дна, примыкающей к опоре продольного ее перемещения, выполнена рифленой посредством поперечных треугольных рифлей, совмещенных между собой, причем образующие рифлей наклонены к плоскости приводной стенки под углом, превышающим угол естественного откоса исследуемого порошкового материала, в диапазоне 45-60°. Технический результат – разработка более точного способа измерения коэффициента внутреннего трения порошковых материалов и устройства для его реализации, простого и надежного. 2 н.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл., 1 прил.

Изобретение относится к области трибометрии для исследования процессов трения, износа и трибоЭДС как при сухом трении, так и со смазкой. Машина трения содержит стол с жестким основанием, электродвигатель, неподвижную бабку, в которой в подшипниковой опоре размещен приводной вал, один конец которого через муфту соединен с электродвигателем, а другой - с ведущей головкой с контрэлементом, к которому прижимается торцом образец с помощью механической системы в виде рычагов, при этом образец закреплен в образцедержателе, расположенном на валу в подвижной бабке, и вал, вращающийся вокруг своей оси и перемещающийся вдоль оси для передачи усилия на образец с помощью механической системы в виде рычагов, при этом момент трения уравновешивается маятником, жестко связанным с образцедержателем с определением момента по шкале. Неподвижная бабка выполнена в виде приводного узла, состоящего из двух корпусов. Внешний корпус установлен на подшипниках на внутреннем корпусе, являющемся корпусом для подшипниковой опоры приводного вала, одним концом через муфту соединенного с валом электродвигателя с частотным регулированием оборотов, а на другом конце вала электродвигателя установлен контрэлемент в виде ролика, изолированного от приводного вала втулкой и шайбами из изолятора. К боковой поверхности ролика прижат подпружиненный электрический контакт для снятия трибоЭДС, а подвижная бабка выполнена в виде измерительной системы - трубы, расположенной соосно с приводным валом, в которой внутри размещены подвижно последовательно образцедержатель, установленный на шпонке на упоре, состоящий из ролика и обоймы и механическая система для создания нормальной нагрузки, состоящая из тензодатчика силы, прижимов, с размещенной между ними калиброванной пружиной и винта, упирающегося в прижим и размещенного на резьбе в крышке трубы измерительной системы. Усилия от вращательного момента через фиксатор на образцедержателе передается на поводковый кронштейн, жестко связанный с внешним корпусом, на котором симметрично горизонтально расположены два ряда планок, упирающихся в первом ряду через регулировочные винты в тензодатчики в вертикальных стойках, жестко связанных с основанием, а второй ряд планок служит для измерения «трения покоя» при зафиксированном стопорным винтом приводном вале. Регулировочный винт одной планки второго ряда упирается в тензодатчик силы, нагружаемый снизу через пружину винтом, размещенным вместе с тензодатчиком силы в вертикальной стойке на основании, а другая планка второго ряда своим регулировочным винтом упирается в головку индикатора (датчик перемещения) на кронштейне на основании, при этом износ трибопары замеряется размещенным на трубе индикатором. Технический результат: расширение функциональных возможностей машины трения с обеспечением проведения испытаний при нагрузках статических, вибрационных (при широком диапазоне управляемых параметров), а также режимах реверсивного движения, фреттинга, замер «трения покоя» с учетом предыстории функционирования трибоузла, замер трибоЭДС (в т.ч. для полимеров прямых и обратных пар), температуры, износа с отображением в реальном времени, обеспечение проведения исследований при чередовании режимов, а также получение взаимодополняющей информации, возможность проводить испытания по двум схемам: торцовой и вал - частичный подшипник. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 15 ил.

Группа изобретений относится к области измерительной техники и преимущественно может быть использована для определения фрикционных параметров поверхности взлетно-посадочных полос аэродромов или дорожных покрытий. Способ включает качение измерительного колеса транспортным средством по контролируемой поверхности, определение скорости движения измерительного колеса, измерение силы нормальной нагрузки измерительного колеса на поверхность, прикладывание к оси измерительного колеса момента силы торможения с помощью индукционного электромагнитного тормоза, ротор которого соединен с осью измерительного колеса, измерение угловой скорости вращения измерительного колеса, определение коэффициента скольжения на основании угловой скорости вращения измерительного колеса и скорости его движения с учетом его радиуса, изменение тормозящего момента для приближения текущего значения коэффициента скольжения к заданному значению, определение силы сцепления измерительного колеса с поверхностью с использованием аналогового датчика Холла, установленного на статоре индукционного электромагнитного тормоза между его полюсами, и определение коэффициента сцепления измерительного колеса с поверхностью в виде отношения силы сцепления измерительного колеса с поверхностью к силе нормальной нагрузки измерительного колеса на поверхность. Устройство содержит установленную на транспортном средстве раму, индукционный электромагнитный тормоз, статор которого установлен на раме, измерительное колесо, установленное на валу ротора тормоза, датчик силы давления, установленный с возможностью измерения вертикальной силы давления измерительного колеса на контролируемую поверхность, датчик угловой скорости измерительного колеса, элемент определения скорости транспортного средства, датчик силы сцепления измерительного колеса с контролируемой поверхностью в виде аналогового датчика Холла, установленного на статоре тормоза между его полюсами, вычислительный блок и блок управления. Техническим результатом является повышение точности определения коэффициента сцепления, упрощение конструкции, снижение габаритов и массы устройства, а также расширение арсенала технических средств подобного назначения. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к способам измерения и используется для определения коэффициента сцепления аэродромного покрытия. Способ определения коэффициента сцепления колес объекта с аэродромным покрытием включает измерение динамических характеристик колес средства при его движении по аэродромному покрытию, определяют динамические характеристики корпуса средства за счет установки на объекте устройств, а сцепные качества аэродромного покрытия определяют по величине разности величин скорости перемещения корпуса объекта и скорости перемещения корпуса объекта, определяемой по скорости вращения колес объекта, при нулевой разности коэффициент сцепления аэродромного покрытия - максимален, при достижении разности скоростей величины порога формируется оповещающий сигнал и осуществляется запись сигналов, пропорциональных скоростям, и разностного сигнала, дополнительно скорость перемещения корпуса объекта, определяемую по скорости вращения колес объекта, определяют с учетом деформации шин от нагрузки самолета. Устройство для измерения коэффициента сцепления колес объекта с аэродромным покрытием содержит регистрирующую аппаратуру, датчик измерения частоты вращения колеса, установленный на шасси, блок определения скорости корпуса объекта по частоте вращения колеса и блок измерения скорости корпуса объекта, выполненный в виде навигационного блока в комбинации с приемником спутниковой навигационной системы, блок вычитания, пороговое устройство и блок оповещения, причем выход датчика измерения частоты вращения колеса соединен с первым входом блока определения скорости корпуса объекта по частоте вращения колеса, выход которого соединен с первыми входами соответственно блока вычитания и регистрирующей аппаратуры, выход блока вычитания, через пороговое устройство, соединен с входом блока оповещения и третьим входом регистрирующей аппаратуры. При этом устройство содержит датчик измерения радиуса колеса, установленный на шасси, выход которого соединен со вторым входом блока определения скорости корпуса объекта по частоте вращения колеса. Техническим результатом изобретения является повышение точности измерения коэффициента сцепления колес самолета с аэродромным покрытием при движении по аэродрому с учетом нагрузки самолета. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Настоящее изобретение относится к способам и устройству для анализа влияния трения на управляющие устройства для управления процессом. Согласно одному из способов анализа влияния трения на управляющее устройство, определяют первое усилие или крутящий момент, соответствующий трению управляющего устройства для управления процессом и устройства приведения в действие, функционально соединенного с указанным управляющим устройством посредством штока или вала, в ответ на первое усилие или крутящий момент определяют первую команду на приведение в действие указанного управляющего устройства посредством штока или вала для получения первой реакции устройства приведения в действие, и определяют второе усилие или крутящий момент, соответствующий трению управляющего устройства для управления процессом и устройства приведения в действие, и в ответ на второе усилие или крутящий момент определяют вторую команду на приведение в действие указанного управляющего устройства посредством штока или вала для получения второй реакции устройства приведения в действие. В результате достигается стабильность характеристик штока или вала в процессе работы. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для исследования коэффициентов трения покоя и движения кормов, в частности корнеклубнеплодов, о различные поверхности. Устройство для определения коэффициента трения корнеклубнеплодов, содержащее раму с прикрепленным к ней электродвигателем, на валу которого установлен сменный диск с исследуемой поверхностью, и снабженный частотным преобразователем, позволяющим плавно регулировать частоту вращения сменного диска, винтовым механизмом, с помощью которого осуществляется зазор между обоймой и сменным диском, отличающееся тем, что к верхней части рамы соосно валу электродвигателя крепятся верхняя и нижняя опоры с установленной в них осью, на которой установлены винтовая пружина и водило, к которому жестко прикреплена обойма с пишущим устройством, привод сменного диска осуществляется от электродвигателя или отключаемой червячной передачи. Технический результат - повышение точности результатов исследований процесса трения движения и покоя корнеклубнеплодов о различные поверхности. 2 ил.

Устройство измерения коэффициента сцепления колес воздушных судов с покрытием взлетно-посадочных полос (ВПП) содержит несущую раму, опирающуюся на два несущих колеса, измерительное колесо, компьютерный пульт управления и индикации, независимый груз с рычагом, цепную передачу, тормозной генератор, датчик тока торможения, датчики угловых скоростей измерительного колеса и одного из несущих колес, систему автоматического управления скольжением измерительного колеса, независимую подвеску, пружинный амортизатор с демпфером, управляемый трехфазный выпрямитель переменного тока, нагрузочное сопротивление, тензометрическую систему, блок корреляции результатов измерения коэффициента сцепления покрытия с реальной характеристикой торможения колес приземляющегося воздушного судна. Блок корреляции результатов измерения содержит компьютерное рабочее место командно-диспетчерского пункта аэродрома, блок экспертной оценки, программатор антиблокировочных режимов торможения и блок вычисления коэффициента корреляции коэффициента сцепления, соединенные определенным образом. Обеспечивается повышение точности и достоверности измерений коэффициента сцепления ВПП. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх